УДК 796.077.5
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Ирина Викторовна Стародубцева, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Павловна Завьялова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической культуры, Тюменский государственный университет (ТюмГУ),
Тюмень
Аннотация
Статья посвящена использованию метода профессиональной пробы в подготовке студентов. Обосновывается понимание профессиональной пробы как погружения студентов в условия конкретной профессиональной деятельности. Приводится опыт организации профессиональных проб на основе сотрудничества института физической культуры с субъектами физической культуры и спорта Тюменского региона. По итогам их апробации в процессе подготовки бакалавров направления «Физическая культура», делается вывод о развивающем потенциале профессиональной пробы и важности её использования в процессе обучения студентов для овладения трудовыми действиями и получения опыта профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная проба, профессиональная подготовка, учебная деятельность, обучение студентов, физкультурные вузы.
ORGANIZATION OF PROFESSIONAL EXPERIENCE IN LEARNING PROCESS OF SPORTS UNIVERSITIES STUDENTS Irina Viktorovna Starodubtseva, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer,
Tatiana Pavlovna Zavyalova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Institute of Physical Culture, Tyumen State University, Tyumen
Annotation
The article is devoted to the professional experience application in preparation of the students. It justifies the understanding of the professional trial as immersion of the students into terms of the specific professional activity. It provides the experience in organizing the professional trials based on the collaboration of the institute of physical education with sports and physical culture governing bodies of the Tyumen region. According to the results of their testing in preparation of Bachelors of "Physical Culture", the authors make a conclusion upon the developing potential of the professional trial and importance of its use in the process of teaching students to learn labor actions and experience the professional activity.
Keywords: professional test, professional preparation, educational activities, training students, sports universities.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время образование переживает непростой период поиска инновационных способов обучения и воспитания детей, подростков, молодёжи. Эта необходимость опосредована, прежде всего, высокими темпами развития современного общества. Если в предыдущие исторические периоды существования человечества научная информация обновлялась редко, а производственная сфера эволюционировала медленно, то на данном этапе объём научной информации каждые 7-10 лет удваивается, актуализируя необходимость постоянной смены технологий в производственной сфере.
В этих условиях существенно возросли требования к содержанию и качеству образования студентов всех уровней и направлений подготовки, в том числе, в области физической культуры. К сожалению, далеко не всегда образовательная среда вузов соответствует вызовам современности. Высокая инертность, замкнутость на внутренних критериях оценки подготовленности, без учёта быстро изменяющегося рынка труда, порождает множество проблем и противоречий, которые продолжают оставаться неразрешёнными. В частности, по направлению «Физическая культура» Федеральным государственным
образовательным стандартом высшего образования предусмотрена подготовка выпускников, освоивших программу академического бакалавриата, к решению широкого спектра различных профессиональных задач (педагогических, тренерских, научно-исследовательских и др.). Однако в рамках аудиторных занятий эта цель представляется мало достижимой, а объём практик недостаточен для получения полноценного профессионального опыта. Следовательно, возникает проблема разработки и внедрения современных, прак-тико-ориентированных технологий и методов обучения, позволяющих студенту «прочувствовать» особенности профессиональной деятельности ещё на этапе обучения в вузе [7]. Одним из таких методов, является метод профессиональных проб. Вместе с тем работ, описывающих специфику его использования в рамках подготовки специалистов по физической культуре, нам обнаружить не удалось. Данный факт стал основанием для осуществления теоретико-методического обоснования включения профессиональных проб в процесс обучения студентов физкультурного вуза, что и явилось целью исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные в ходе работы результаты позволяют констатировать следующее. Идея организации профессиональных проб в обучении не нова. Она успешно реализовывалась в советской системе школьного образования для осуществления предварительного профессионального выбора учащимися выпускных классов. В специально отведённое время они имели возможность познакомиться с особенностями некоторых профессий и получить первичные профессиональные умения в условиях учебно-производственных комбинатов. Сейчас этот метод также активно используется в системе профессиональной ориентации школьников. Однако современные исследователи считают, что профессиональное самоопределение не исчерпывается выбором профессии. На этапе её освоения личность также нуждается в проигрывании профессиональных ролей для получения опыта деятельности и рефлексии собственной профессиональной компетентности [5]. В связи с этим, метод профессиональных проб получил широкое распространение не только в допрофессиональной подготовке учащихся, но и в системе профессионального образования студентов [1; 3; 4; 5; 6; 7].
Необходимо отметить, что целевые, содержательные и технологические аспекты профессиональной пробы, как метода обучения студентов, в научной литературе чётко не определены. Одни авторы сводят сущность профессиональной пробы к моделированию или имитации отдельных элементов профессиональной деятельности в рамках учебного процесса [1; 5; 6]. При данном подходе по типу профессиональной пробы может быть реализована любая форма организации образовательной деятельности, например, подготовка реферата по дисциплине [1], что, на наш взгляд, необоснованно расширяет границы рассматриваемого явления, а в некоторых случаях превращает разработку профессиональных проб в описание традиционных видов учебной работы современным языком.
Другие авторы понимают профессиональную пробу как «погружение» в реальные условия профессиональной деятельности со всеми её технологическими особенностями, что позволяет получить необходимый опыт и овладеть конкретными трудовыми действиями [3].
Нам близка вторая точка зрения, в соответствии с которой профессиональная проба предполагает реальное взаимодействие студента с субъектами профессиональной деятельности, нацеленность на получение конкретного результата и персональную ответственность студента за его достижение [3; 4]. В данном случае происходит осознание студентом себя, как субъекта профессиональной деятельности; появляется возможность рефлексии собственной подготовленности; актуализируется потребность в специальных знаниях; появляется мотивация к дальнейшему самовоспитанию и профессиональному саморазвитию.
Исходя из этого понимания, преподавателями Института физической культуры Тюменского государственного университета, помимо запланированных основной образовательной программой практик, были организованы и внедрены в процесс обучения
студентов различные виды и формы профессиональных проб:
- простые (предполагающие выполнение одного действия в рамках конкретной профессиональной деятельности, например, занесение результатов контрольных испытаний в протокол, оформление информационной доски на соревнованиях);
- комплексные (включающие всю совокупность трудовых действий, необходимых для выполнения конкретной профессиональной роли, например, судьи-контролёра на соревнованиях по лёгкой атлетике).
Таблица - Организация профессиональных проб у студентов института физической культуры на основе сотрудничества с субъектами физической культуры и спорта (из опыта Тюменского государственного университета)___
Организация -партнёр Мероприятие Профессиональная проба Профессиональные роли Обобщённый образовательный результат
ГАУ Тюменской области «Областная спортивная школа олимпийского резерва» Соревнования по фигурному катанию на коньках Организация и судейство соревнований Волонтёр, помощник судьи, секретарь (в зависимости от имеющейся у студента квалификации и опыта) Опыт проведения и судейства соревнований
МАУ ДО СДЮСШОР № 2 Соревнования по лыжным гонкам Организация и судейство соревнований Волонтёр, помощник судьи, судья-контролёр, секретарь и др. (в зависимости от имеющейся у студента квалификации и опыта) Опыт проведения и судейства соревнований
ГАУ Тюменской области «Областная спортивная школа олимпийского резерва» Областной конкурс «Мастер педагогического труда по внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» Организация и судейство конкурса Волонтёр, председатель студенческого жюри, член студенческого жюри Опыт проведения и судейства конкурса профессионального мастерства
Департамент по спорту и молодёжной политике Администрации города Тюмени Мониторинг физического здоровья спортсменов Сбор и оценка данных о состоянии физического здоровья спортсменов Волонтёр, инструктор, помощник инструктора, секретарь, оператор ввода данных Опыт организации массовых исследований состояния физического здоровья детей разного возраста, оценки, интерпретации и представления научно-исследовательских данных
МАОУ гимназия № 16 г.Тюмени Урок по предмету «Физическая культура» Оценка физического здоровья учащихся школы Педагог по физической культуре Опыт проведения мониторинга состояния физического здоровья школьников; оценки полученных данных и составления индивидуальных рекомендаций
МАДОУ детский сад № 90 Физкультурное занятие Оценка физической подготовленности детей 5-7 лет Инструктор по физической культуре Опыт проведения оценки физической подготовленности, составления отчёта на основе интерпретации полученных данных
Реализация профессиональных проб осуществлялась как в рамках учебных дисциплин, так и во внеучебной деятельности. Опыт внедрения показал, что наиболее эффективными стали те из них, которые были организованы на основе сотрудничества с
субъектами физической культуры и спорта: органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта; физкультурно-спортивными организациями, спортивными федерациями; образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта. Разнообразие осуществляемых ими физкультурно-спортивных мероприятий позволяет подобрать виды деятельности, участие в которых будет способствовать получению опыта реальной профессиональной деятельности студентами разных курсов и уровня подготовленности. Пример таких профессиональных проб представлен в таблице. Несмотря на то, что каждая из описанных проб имеет свою специфику и особенности совмещения с учебным процессом, суть их организации не содержит принципиальных различий и состоит из трёх этапов. На первом этапе осуществляется подготовка к выполнению пробы; определяются целевые ориентиры; в зависимости от желания, способностей и имеющегося опыта, распределяются профессиональные роли (при повторном участии в мероприятии роль изменяется, если есть возможность); объясняются, а при необходимости, отрабатываются требуемые профессиональные действия. На втором этапе, в рамках реального мероприятия, под контролем педагога осуществляется профессиональная проба. На третьем, заключительном этапе происходит рефлексия и оценка полученного опыта.
За период обучения в вузе подавляющее большинство студентов проходит через выполнение совокупности профессиональных проб (в том числе, представленных в данной статье) и, завершая обучение, высоко оценивает их вклад в собственную профессиональную подготовленность. Особо студентами отмечаются комплексные профессиональные пробы, выполняемые на базе различных образовательных учреждений. Такой пробой, например, является мониторинг физического здоровья детей. В 2015-2016 учебном году для получения объективной информации о показателях здоровья городских дошкольников 5-7 лет к работе были привлечены студенты института. В составе студенческих научных групп они выполняли широкий спектр профессиональных действий: собирали, заносили в компьютерную программу, оценивали и интерпретировали данные о состоянии физического развития, физической и функциональной подготовленности детей [2]. При этом состав группы, её численность, распределение полномочий, график проведения работ и оценка эффективности деятельности осуществлялась студентами самостоятельно. Педагоги выполняли только контролирующую функцию.
ВЫВОДЫ
1. Профессиональная проба, как метод обучения студентов, заключается в «погружении» в реальные условия профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, с целью получения опыта осуществления отдельных трудовых действий или их совокупности, представляющей завершённый технологический процесс конкретной профессиональной деятельности.
2. Профессиональные пробы обладают большим развивающим потенциалом и могут использоваться в процессе подготовки студентов по направлению «Физическая культура», как в рамках учебных дисциплин, так и во внеучебной деятельности, для получения опыта и овладения необходимыми профессиональными действиями.
3. Опыт организации профессиональных проб у студентов института физической культуры показал, что наиболее эффективными являются те из них, которые организованы на основе сотрудничества с субъектами физической культуры и спорта и позволяют студентам накапливать разноплановый опыт профессиональной деятельности за период обучения в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Демина, Л.С. Особенности организации профессиональных проб при подготовке социальных педагогов в вузе / Л.С. Демина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3 (156). - С. 136-140.
2. Завьялова, Т.П. Мониторинговые исследования физического здоровья дошкольников: от проблем к поиску решений / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 12. - С. 46-48.
3. Неумоева-Колчеданцева, Е.В. Конструирование профессиональных проб в процессе обучения будущих педагогов / Е.В. Неумоева-Колчеданцева, А.А. Старцева // Казанская наука. -2015. - № 11. - С. 270-275.
4. Неумоева-Колчеданцева, Е.В. Развивающий потенциал профессиональной пробы как метода обучения будущих педагогов / Е.В. Неумоева-Колчеданцева // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 6. - C. 34-44.
5. Прудило, А.В. Использование метода профессиональных проб для развития социальной компетентности студентов-экономистов / А.В. Прудило, Л. Л. Скворцова // Омский научный вестник. - 2008. - № 2 (66). -С. 130-132.
6. Смышляева, Л.Г. Профессиональная проба как педагогическая технология / Л.Г. Смышляева, Л.С. Демина, Г.Ю. Титова // Высшее образование в России. - 2015. - № 4. - С. 65-69.
7. Третьякова, Н.В. Технологии проектного обучения как средство формирования валеоло-гической компетентности студентов / Н.В. Третьякова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 107-110.
REFERENCES
1. Demina, L.S. (2015), "Features of the Organization of Professional Samples in the Preparation of Social Teachers in High School", Tomsk State Pedagogical University Bulletin, No. 3 (156), pp. 136-140.
2. Zavyalova, T.P. and Starodubtseva I.V. (2017), "Preschooler' physical health monitoring studies: problems and solutions", Theory and Practice of Physical Culture. No. 12. pp. 46-48.
3. Neumoeva-Kolchedantseva, E.V. and Startseva, A.A. (2015), "Designing professional tests in the training process for future teachers", Kazan science, No. 11, pp. 270-275.
4. Neumoeva-Kolchedantseva E.V. (2017), "Developmental Potential of Professional Test as a Method of Training Future Teachers", Psychological Science and Education, Vol. 22, No. 6, pp. 34-44, doi:10.17759/pse.2017220603.
5. Prudilo, A.V. and Skvortsova, L.L. (2008), "The Use of Professional Samples for the Development of Social Competence of Students of Economics", Omsk Scientific Bulletin, No 2 (66), pp. 130-132.
6. Smyshlyaeva, L.G., Demina, L.S. and Titova, G. Yu. (2015), "Professional Test as Pedagogical Technology", Vysshee Obrazovanie v Rossii, No 4, pp. 65-69.
7. Tretyakova, N.V. (2010), "Project teaching technologies - as means of formation of valeolog-ical competence of the students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 61, No. 3, pp. 107110.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.03.2018
УДК 796.814
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМБО В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКЕ
Сяолонг Гэ, аспирант, Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и
туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва
Аннотация
В статье представлены материалы по анализу перспектив продвижения различных дисциплин самбо в Китайской Народной Республике. Данные были получены в результате экспертной оценки 19 специалистов из Китайской Народной Республики и 11 российских специалистов, которые имели опыт работы в Китае. Информация, полученная в данном исследовании, позволяет более точно воздействовать на различные компоненты стратегии продвижения нового вида спорта в этой стране.