Кежов А.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования карьерной.
УДК: 370.1 А.А. Кежов*
Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования карьерной компетентности курсантов образовательных организаций МВД России
Процесс реформирования системы МВД России подразумевает под собой необходимость значительных изменений в организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, что говорит о необходимости изменения вузовской системы обучения, где социально-педагогическое сопровождение должно в себя включать взаимосвязанные функции, меры и технологии, обеспечивающие развитие карьерного потенциала сотрудников ОВД и создание карьерной образовательной среды.
Ключевые слова: компетентность, карьера, качество, рост.
А.А. Kezhov*. Socio-pedagogical support the process of career competence of future employees of internal Affairs bodies. The process of reform of the MIA of Russia implies the need for significant changes in the organization of professional training of future employees of internal Affairs bodies, suggesting the need for changes in University system of education, where the socio-pedagogical support should consist of interrelated functions, activities, and technologies that support the career development of potential future employees OVD and the creation of a career learning environment.
Keywords: competence, career, quality, growth.
Новая постоянно изменяющаяся и плохо поддающаяся прогнозированию современная реальность, определяющая многообразие взаимодействий, в которых включен каждый отдельный человек, не может не влиять на методы развития человеческого потенциала. В настоящее время становится понятной необходимость переосмысления теоретических концепций развития человека и модернизации управления этим развитием на основе рассмотрения каждого человека субъектом развития общества, значимости его ответственности за свою жизнь, способности человека делать выбор, принимать самостоятельные решения проблем в своем развитии, ориентируясь на свои приоритеты, нравственные ценности. Каждый человек в современных условиях может и должен быть менеджером собственной карьеры и собственной личности, так как именно, с умения управлять собой начинается умение влиять на других людей, эффективно перестраивая их взаимодействие и взаимоотношения.
В то же время, чтобы усилить творческий подход к решению стоящих перед современным человеком проблем, повысить его самостоятельность и независимость от мнения окружающих, увеличить его готовность к расширению перестройки системы жизненных и профессиональных приоритетов, необходимо использовать новые возможности для своего карьерного роста.
Данная проблема актуальна и для работников правоохранительных органов, которым приходится постоянно решать как репродуктивные, так и творческие задачи, что требует непрерывного развития своей профессиональной компетентности, начиная с вузовской скамьи.
Именно этим целям служат идеи сопровождения непрерывного образования сотрудников ОВД, реализация которых обеспечивает инициирование и поддержание процессов, усиливающих рост и ослабление ограничивающих процессов.
Реализацию этих идей необходимо рассматривать в контексте педагогических условий, обеспечивающих формирование карьерной компетентности сотрудников ОВД в процессе их профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России.
Курсанты университета МВД после обучения, являясь молодыми офицерами, сталкиваются с проблемами насилия и агрессии в большем объеме, чем работники других профессий. Поэтому им необходимо дать профессиональные знания по формированию важной составляющей профессионального становления курсанта университета МВД - его карьерной компетентности. Для достижения данной цели педагогические работники университета МВД должны вооружить курсанта приемами конструктивного взаимодействия с окружающей средой, научить контролировать свое поведение и соотносить его с требованиями, предъявляемыми обществом, обладать карьерным потенциалом [5].
В процессе обучения у курсанта возникает ряд психолого-педагогических проблем, в частности низкий уровень самоорганизации [2]. Сложность данного периода заключается и в несоответствии между недостаточным жизненным опытом и самомнением, стремление к самовыражению и
* Кежов, Александр Александрович, заместитель начальника кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Аврова, д. 33. Тел.: 8 (812) 420-67-32, E-mail: [email protected].
* Kezhov, Alexander Alexandrovich, Deputy head of Department special events and special equipment St. Petersburg University of the Ministry of the internal Affairs of Russian Federation. Address: Russia, Saint-Petersburg, Petergof, Avrov str. 33. Ph.: (812) 420-67-32. E-mail: [email protected].
© Кежов А.А., 2016
Педагогика
недооценкой своих поступков, пренебрежение к опыту старших и восприятие критики, как необоснованного вторжения в личную жизнь [3]. Поэтому, формирование карьерной компетентности курсантов во многом зависит от того, насколько в учебном процессе реализуются методологические основы управления образовательным процессом, определяющие ведущие технологии формирования внутривузовской системы сопровождения процесса формирования карьерной компетентности специалистов ОВД. В контексте вышесказанного необходимо понимать сущность внутривузовской системы сопровождения формирования карьерной компетентности, где ключевым понятием является сопровождение. В связи с тем, что понятие сопровождения носит многофакторный характер, существуют различные подходы к его определению.
Исследуя проблемы сопровождения непрерывного образования специалиста, его карьерного роста можно констатировать, вопросы сопровождения рассматривается в разных науках: педагогике, психологии, социологии, менеджменте. Поэтому сопровождение имеет множество лиц: психолого-педагогическое, научно-методическое, организационно-педагогическое, социально-педагогическое, комплексное. При этом научные работы по данной проблематике можно разделить на две группы: первая - сопровождение образовательной деятельности обучающихся (курсантов); вторая -сопровождение профессиональной деятельности взрослого человека (специалистов, руководителей).
Необходимость использования термина «сопровождение» определяется важностью самостоятельности субъекта в принятии решения. Раскрывая сущность термина «сопровождение», необходимо отметить важность «обеспечения условий для принятия субъектом решения», подчеркивая приоритет личности «обеспечивающего» [4].
При этом нельзя забывать уделять особое внимание реализации принципов гуманизма, субъект - субъектным отношениям и взаимной ответственности [6].
С другой стороны, процесс сопровождения можно рассматривать как самостоятельный элемент образовательного процесса, который опираясь на теорию социализации, обосновывает процесс организации педагогического сопровождения с учетом уровня мотивационной готовности обучающихся к решению своих собственных проблем [1].
Итак, сопровождение курсантов можно рассматривать как систему взаимосвязанных действий и мер, направленных на оказание квалифицированной помощи в развитии их субъектности, где ключевыми словами будут:
- руководить, направлять;
- самоопределение;
- индивидуальная свобода, личностный выбор.
Перед тем как определить подходы к управлению образовательным процессом в образовательных организациях МВД России, необходимо дать психолого-педагогическую характеристику профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, не учитывать которую нельзя. Ее сущность заключается в том, что охраняя правопорядок, полиция действует от имени и по поручению государства, поэтому на каждого сотрудника возлагается высокая ответственность. В связи, с чем профессиональная подготовка кадров ОВД представляет собой четко регламентированный ведомственными нормативными актами организованный и целенаправленный процесс, в ходе которого сотрудники овладевают специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения служебных обязанностей.
Все вышесказанное позволяет сформулировать условия эффективного управления учебным процессом в организациях МВД России, которые будут способствовать формированию карьерной компетентности.
Организационно-педагогические условия
Прежде всего, это синтез теоретической и практической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Для этого необходимо максимальное их вовлечение в образовательное пространство вуза, оптимальное сочетание общих и специальных предметов, практических занятий, мероприятий спортивного, воспитательного и патриотического характера. Обучаемый включается в систему коммуникативных отношений субъектов к действительности, к вузу, к друг другу, что способствует преобразованию их в профессионально-личностную коммуникацию. При этом появляются возможности формирования различных профессиональных качеств, способностей к карьерному росту.
Технологические условия
Одним из условий успешного формирования карьерной компетентности курсантов МВД является использование социально-образовательных технологий в процессе обучения. Это - применение интегративно-модульных технологий, представляющих собой отдельные блоки, в зависимости от образовательного стандарта, учебной программы и индивидуального маршрута обучающегося. А так же ролевые игры, практические занятия, оперативно-тактические учения, психологические тренинги, квалификационная стажировка, выступления с докладами, защита курсовых работ.
Карьерная компетентность курсантов формируется в процессе специальных психологических тренингов, в первую очередь профессионально направленных. Они предполагают обучение правилам межличностной коммуникации, выделение и построение стратегий карьерного роста с использованием разных видов обратной связи. Особенно важен тренинг в представительском общении и общении, нацеленном на быстрое освоение профессиональной деятельности. Человек с детства учится общению и овладевает разными его видами в зависимости от среды обитания, от людей, с которыми
Кежов А.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования карьерной...
взаимодействует, причем происходит это стихийно, на основе житейского опыта. Большое значение отводится имитационному тренингу, который моделирует все специфические особенности реальной профессиональной деятельности будущего специалиста.
Важную роль играет реализация инновационных, информационных и коммуникативных педагогических технологий, направленных на становление сотворчества курсантов друг с другом в поиске и принятии решений; создаются ситуации для саморефлексии, объективной самооценки ими реального уровня карьерной компетентности и проектировании ее развития.
Профессионализм преподавательского состава
Важнейшим условием, способствующим формированию у курсантов карьерной компетентности, является профессионализм научно-педагогических работников, способных организовать качественный процесс обучения. Образовательный процесс в образовательных организациях МВД России строится таким образом, что педагогический работник выступает активным субъектом образовательного процесса. Условиями высокого профессионализма профессорско-преподавательского состава выступают: включенность в методическую деятельность, самообразование, участие в различных формах повышения квалификации и переподготовки, привлечение педагогических работников к подготовке и проведению учебных занятий с практическими работниками в оперативных подразделениях, стажировка профессорско-преподавательского состава в других регионах с целью изучения специфики работы в данном регионе по раскрытию различных видов преступлений.
Высокая степень квалификации педагогических работников образовательных организаций МВД России определяется наличием профессионально-ориентированной личностно значимой компетентности, ценностно-смыслового, рефлексивно-когнитивного и коммуникативно-деятельностного содержания их преподавательской деятельности.
Развитие карьерной компетентности осуществляется и в процессе стажировки, когда курсант сталкивается с выполнением реальных профессиональных ролей и ситуаций.
Выделяют инвариантные и вариативные социально-педагогические условия эффективного управления образовательным процессом в образовательных организациях МВД России.
К инвариантным относятся: развивающая образовательная среда; система диагностического психолого-педагогического сопровождения учебного процесса; интерактивные образовательные технологии; профессиональная компетентность профессорско-преподавательского состава, наличие рабочих программ.
К вариативным условиям относятся различные формы взаимодействия «научно-педагогический работник - курсант», «курсант - курсант», «курсант - работодатель»; применение кейс-стади из практики органов внутренних дел; стимулирование инициативности курсантов и др.
Все сказанное позволяет утверждать, образовательная среда должна обучать человека искусству самостоятельно и с наибольшей эффективностью разрешать проблемы (профессиональные и личные), которые возникли у него в процессе жизнедеятельности [7]. В связи с этим возникает потребность в разработке особого типа управления образовательным процессом в образовательных организациях МВД России, активизирующего курсантов к постоянному поиску путей своего самосовершенствования и саморазвития, где образовательная система социально-педагогического сопровождения должна в себя включать взаимосвязанные функции, меры и технологии, обеспечивающие развитие карьерного потенциала сотрудников ОВД и создание карьерной образовательной среды, а под социально-педагогическим сопровождением будет пониматься, специально организованный и контролируемый процесс приобщения субъектов образовательного процесса (научно-педагогических работников, курсантов, работодателей) к взаимодействию, обеспечивающий социальные, организационные, информационные, методические ресурсы готовности курсантов к проектированию индивидуального маршрута своего карьерного роста.
Список литературы
1. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Новые ценности образования. - Вып. 6. - М.: Инноватор, 2006. - С. 10-38.
2. Грачёв, Ю. А. Повышение готовности курсантов к учебной деятельности в вузе МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Грачёв Юрий Александрович. - СПб., 2012. - 24 с.
3. Грозная, Т. А. Психологическое сопровождение жизнедеятельности курсантов образовательных учреждений МВД России в кризисных ситуациях: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.06 / Грозная Татьяна Анатольевна. - СПб., 2012. - 24 с.
4. Казакова, Е. И., Тряпицына, А. П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века). - СПб.: «Петербург XXI века», ЗАО «Аттик», 1997. - 160 с.
5. Кежов, А. А. Социально-педагогическое сопровождение формирования карьерной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Кежов Александр Александрович. - В.Новгород, 2015. - 26 с.
6. Роджерс, К. Эмпатия / пер. англ. // Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
7. Тарита, Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Тарита Любовь Григорьевна. - СПб., 2000. - 21 с.