Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение маломобильных категорий детей и молодежи'

Социально-педагогическое сопровождение маломобильных категорий детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
528
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОМОБИЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР / DISABLED CHILDREN AND YOUNG PEOPLE / CONTENTS OF SOCIO-PEDAGOGIC SUPPORT CONDITIONS AND MEANS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Басов Николай Фёдорович, Веричева Ольга Николаевна

В статье рассматривается вопросы социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи. Дается трактовка основных понятий. Рассмотрены содержание, условия и средства социально-педагогического сопровождения. Подробно описана сущность и особенности «социального навигатора» как инновационного технологического средства социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи, показаны его преимущества среди других подобных средств, предложены этапы построения модели социального навигатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Басов Николай Фёдорович, Веричева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogic support of disabled children and young people

The article deals with socio-pedagogic support of disabled children and young people. It identifies the content, conditions and means of socio-pedagogic support of these children and young people.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение маломобильных категорий детей и молодежи»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

УДК 37

Басов Николай Федорович

доктор педагогических наук, профессор

Веричева Ольга Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected], [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МАЛОМОБИЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ*

В статье рассматривается вопросы социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи. Дается трактовка основных понятий. Рассмотрены содержание, условия и средства социально-педагогического сопровождения. Подробно описана сущность и особенности «социального навигатора» как инновационного технологического средства социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи, показаны его преимущества среди других подобных средств, предложены этапы построения модели социального навигатора.

Ключевые слова: маломобильные категории детей и молодежи, технологии социально-педагогического сопровождения, социальный навигатор.

В опросы оказания адресной помощи маломобильными группам населения привлекают внимание социологов, педагогов, экономистов, а также теоретиков и практиков в сфере социально-педагогической деятельности. Это обстоятельство связано, как с увеличением числа таких людей разного возраста, так и с изменением представлений общества о их социальном капитале, роли и месте каждого в человеческом сообществе, их латентных возможностях, которые могут быть использованы в повседневной жизни и призваны позитивно влиять на характер экономических и межличностных отношений, социально-психологический климат в обществе. По данным статистики в стране насчитывается более 40 млн. маломобильных граждан, что составляет 27,4 процента населения [6].

Термин «маломобильность» образован сложением основ слов «мало» и «мобильность». Этимология слова мобильность происходит от латинского «mobiles» и обозначает подвижность, или перемещение. Если рассматривать понятие социальной мобильности, то оно было введено в научный оборот в 1927 году социологом П.А. Сорокиным [7]. Он определял ее как «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой» [7]. Научная разработка понятия «социальной мобильности» проводилась в послевоенное время в США Элтоном Ф. Джексоном и Гарри Д. Крокетом (Elton F. Jackson, Harry D. Crockett, 1964), которые сделали вывод о том, что повышение социального статуса человека происходит также благодаря его профессии.

В социологии выделяют несколько типов социальной мобильности: горизонтальная (изменение человеком на протяжении своей жизни одного

статуса на другой, которые приблизительно являются равнозначимыми), вертикальная (изменение человеком своего статуса на более высокий социальный статус), межпоколенная (изменение статусов сыновей (дочерей) относительно статусов их отцов / матерей), индивидуальная (наличие благоприятных условий в обществе и его стабильность для личностного роста человека) и групповая (наличие благоприятных условий в группе, способствующих продвижению и росту человека).

Среди современных социологических взглядов по рассматриваемой проблеме можно выделить концепцию М. Липсета и Р. Бендикса (М. Lipset R. Bendix), которая посвящена исследованию вертикальной мобильности. Авторы выявили, что социальный рост и талант человека, способствуют повышению его социального статуса и снижают риск революционных преобразований в обществе. Следовательно, развитие и изменение социального статуса можно идентифицировать у отдельно взятого человека, группы и целого поколения, а также отдельно взятой семьи или общества.

В середине 90-х рассматриваемый термин использовался для разработки рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения. Тогда к этой категории относили граждан старшей возрастной группы (60 лет и старше), инвалидов трудоспособного возраста от 16 и до 60 лет; детей-инвалидов до 16 лет; детей до 8-10 лет; пешеходов с детскими колясками; временно нетрудоспособных.

Юридическое оформление понятия индивидуальная мобильность происходит в 2006 году, в связи с принятием Конвенции ООН о правах инвалидов (13.12.2006). В этом документе индивидуальная мобильность понимается как максимальная

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ (отделение РГНФ) научного проекта № 17-06-00022, тип проекта: а.

184

Вестник КГУ _J 2017

© Басов Н.Ф., Веричева О.Н., 2017

степень самостоятельности человека. Она достигается благодаря нескольким условиям:

- содействие инвалидам с помощью способов (методов), в выбираемое ими время, и по доступной для них цене;

- предоставление качественных средств, устройств, ассистивных технологий и услуг помощников;

- обучение инвалидов и работающих с ними специалистов навыкам мобильности;

- побуждение предприятий, которые занимаются производством средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, к учету всех аспектов мобильности инвалидов.

Все выше перечисленные условия повышения социального статуса способствуют активной социализации человека, а их отсутствие приводит к его маломобильности.

В отечественных социально-педагогических исследованиях понятие «маломобильность» стало применяться с момента введения в 2008 году федеральной целевой программы «Доступная среда», где особое внимание уделяется проблеме разработки национальных шаблонов, способствующих социальной адаптации маломобильных людей и интеграции их в обществе.

К этой группе населения относятся несовершеннолетние от рождения и до достижения ими возраста восемнадцати лет, а также молодые люди от 18 до 35 лет, испытывающие затруднения при передвижении и ориентировании в пространстве. Среди них выделяют детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих недостатки в физическом и/или психическом развитии. Маломобильная молодежь по признаку недостаточного опыта при ориентировании в жизненных и бытовых ситуациях подразделяется на: выпускников социально-реабилитационных центров, психоневрологических интернатов, молодых мигрантов; по признаку частичного или полного отсутствия способности к передвижению выделяют студентов с особыми образовательными потребностями, беременных женщин и молодых матерей в возрасте от 18 до 35 лет, молодых инвалидов.

К маломобильным категориям детей по признаку недостаточного опыта при ориентировании в жизненных и бытовых ситуациях можно отнести также несовершеннолетних, воспитывающихся в социально-опасных семьях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, учащихся, состоящих на учете в отделах профилактики безнадзорности и правонарушений, а также детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

На территории Костромской области на 1 января 2016 года проживает 120802 человека в возрасте от 14 до 30 лет (18,5 процента от общей числен-

ности населения нашего региона) [4; 5]. Из них более 76 тысяч являются инвалидами (11,6% от общей численности населения). Среди этой группы населения к инвалидам 1 группы относится 28504 человек, 2 группы - 33742 человек, 3 группы - 9422 человек. Трудоспособными гражданами признаны 29% от общей численности инвалидов. Детей-инвалидов у нас в регионе более 2 тысяч человек, что составляет 3% от общей численности инвалидов. Количество инвалидов по слуху - более 1000, по зрению - более 1500, инвалидов, требующих постоянного сопровождения (в том числе передвигающихся в креслах-колясках), - более 1500 человек [5].

Результаты нашего пилотажного исследования свидетельствуют о том, что в регионе сложилась несколько факторов, которые резко снижают качество жизни этой категории детей и молодежи: повышение общей заболеваемости из-за ограниченности в их среде программ профилактики и реабилитации, недостаточного внимания в повседневной работе социальных служб к вопросам реабилитации, коррекции, самозащиты и самореализации. Следовательно, можно перечислить ведущие проблемные области в социализации маломобильных детей и молодежи: недостаточная способность и готовность ориентироваться в жизненных ситуациях, принимать самостоятельные решения, рассчитывать свои личностные ресурсы, рационально управлять ими, устанавливать утраченные социальные связи или налаживать новые. Огромная роль в этом принадлежит социально-педагогическому сопровождению, рассматриваемых групп населения, которое принято понимать, как «целенаправленный, поэтапный, полифункциональный процесс, осуществляемый полидисциплинарной командой специалистов, базирующийся на объективной системе знаний об индивидуальных особенностях клиента, осуществляемый согласно определенным принципам и на основе соответствующих технологий» [1].

Анализ работ зарубежных (М.М. Айшервуд, A.S. Barusch, Т.В. Дембо, Г.Л. Койл, Х.Х. Перлман, Б.А. Райт, М.О. Ридл, В.Е. Ричардсон, М.Э. Ричмонд, Р.А. Спенс) и отечественных (Л.И. Викторовой, М.Ю. Галагузовой, С.С. Гиля, Н.А. Горбуновой, Р.Н. Жаворонкова, Л.В. Мардахаева, Г.Ф. Нестеровой, С.А. Овчаренко, А.И. Осадчих, Е.И. Холостовой, Л.П. Храпылиной, Ю.П. Шесто-палова, Т.Ф. Яркиной) исследователей позволяет говорить о сложившихся тенденциях поддержки и сопровождения детей и молодежи: создание доступной (безопасной) социальной среды, профилактики семейного неблагополучия, разработка программ сохранения здоровья, включение в деятельность.

В свою очередь, результаты изучения потребностей маломобильных людей позволяют кон-

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

185

статировать, что, с одной стороны, работа в этом направлении для такой категории только начинает разворачиваться в различных регионах страны, с другой стороны, специалисты социальных служб испытывают определённые трудности при оказании помощи данной категории детей и молодёжи из-за недостатка знаний об особенностях их поведения в тех или иных ситуациях, целесообразности применяемых форм, методов, средств, потенциала современных технологий, приёмов и условий выстраивания сетевого взаимодействия, развитие межведомственного сотрудничества, расширения рамок участников, работающих с такими людьми.

Следовательно, увеличение количества маломобильных категорий детей и молодежи требует разработки концептуальных подходов оказания им социально-педагогической помощи, поиска социальных инновационных технологий в целях обеспечения их жизнедеятельности, обоснования и разработки новых средств и инструментария, облегчающих их мобильность.

Итак, применительно к маломобильным категориям детей и молодежи, средствами их социально-педагогического сопровождения могут выступать, согласно концепции Л.В. Мардахаева, «все то, что человек выбирает для использования в процессе деятельности и посредством чего он добивается достижения цели» [3]. Это могут быть средовые факторы (жизненное пространство, с которым взаимодействует маломобильный ребенок или молодой человек: его семья, учреждение социального обслуживания населения, средства массовой информации, игрушки и игры ребенка, книги, которые он читает, круг друзей и многое другое); технологические факторы (социально-педагогическая деятельность, которая включает: экономические, медицинские, психологические, социально-педагогические технологии, методы и педагогическую технику).

В настоящее время принято различать средства социально-педагогического процесса и социально-педагогической деятельности в отношении маломобильных категорий детей и молодежи.

К средствам социально-педагогического процесса сопровождения маломобильного ребенка или молодого человека можно отнести его труд, культурно-досуговую деятельность, общественную работу, обучение в школе, профессиональное образование (индивидуальное, бригадное, курсовое, классы мастеров, школы передового опыта).

Социально-педагогическая деятельность в отношении маломобильных подопечных достигается с помощью воздействия воспитателя, применяющего следующие средства: слово, действие, пример, книга, а также технологические средства.

В теории и практике социальной работы относят к средствам сопровождения клиента инструментарий, способствующий «высвобождению и развитию ресурсов человека и его социального

окружения, для осуществления необходимых социальных перемен» [10]. Следовательно, выявление и развитие ресурсов маломобильного ребенка или молодого человека, а также его социального окружения, социальные перемены, улучшающие его жизнедеятельность, будут являться средствами социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи.

В социальной работе особое внимание уделено технологическим средствам социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи. В частности, П.Д. Павленок отмечает большую значимость деловых игр в процессе обучения клиентов коммуникативным компетенциям, что является важным для социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи.

Как технологические средства практики социальной работы применяются генограммы (ге-носоциограммы), культурограммы, экокарты при диагностике био-психо-социокультурных проблем клиента. «Генограмма используется для описания семейных отношений, ролей и главных событий, которые произошли в данной семье» [9]. Определение этнокультурных различий семей достигается специалистом по социальной работе посредством культурограммы.

Экокарта, как технологическое средство социальной работы, была разработана американским ученым К. Эттинью (К. Atteneave) в 1976 г. и затем дополнена, и уточнена в 1979 г. Э. Хартманом (E. Hartman). В его основу заложено «описание связей семьи и отдельных ее членов с социальными институтами, которые являются частью процесса семейной жизнедеятельности» [9]. В экокарте с помощью системы графических отображений обозначаются ресурсные возможности семьи, а также проблемные интерфейсы, вызванные нарушением взаимодействия окружения клиента и (или) его самого с социальной инфраструктурой. Экококарта строится посредством последовательных технологических этапов и методических рекомендаций.

Одним из рассматриваемых технологических средств социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи может выступить социальный навигатор. Существует достаточно большое количество справочных изданий, которые рассматривают этимологию слова навигатор. Это понятие происходит от латинского navigator и переводится как мореплаватель, который вычисляет путь судна и определяет его положение. Более близкое значение к содержательному компоненту нашего исследования, мы видим в словарях по вычислительной технике, информатике и метрологии. Здесь навигатор понимается как схема маршрутов, алгоритм или совокупность алгоритмов поиска записей в информационно-поисковых массивах.

186

Вестник КГУ _J 2017

Под социальным навигатором мы понимаем совокупность графических изображений и (или) компьютерный интерфейс, а также конструктор среды, определяющие маршрут (алгоритм) реализации ресурсов маломобильного ребенка (или молодого человека), его семьи с помощью потенциала социальной инфраструктуры.

Создание с учётом специфики Костромской региона социального навигатора для специалистов социальной сферы, по нашему мнению, позволит минимизировать временные затраты и тем самым ускорить процесс формирования социально-мотивированного поведения. Социально-педагогическое сопровождение с помощью навигатора предполагает последовательную деятельность маломобильного ребенка или молодого человека по определенному маршруту, который вводит его в благополучную окружающую среду. Виртуальная или смоделированная с помощью компьютерных технологий окружающая среда, позволяет маломобильному гражданину выбрать много вариантов маршрутов выхода из проблемной жизненной ситуации и остановиться на наиболее эффективном для него выборе жизненной стратегии.

Социальный навигатор как средство социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи позволяет решить следующие задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности специалистов, работающих с маломобильными группами населения за счёт информирования об особенностях различных возрастных и целевых групп, ознакомление с новыми видами услуг и технологиями, приемами оказания адресной помощи, правилами подбора и методикой использования конкретных средств.

2. Предупредить и преодолеть профессиональное выгорание у специалистов.

3. Обеспечить своевременную поддержку действий специалистов при возникновения естественных затруднений, при оказании помощи таким людям через систему деятельности виртуального кабинета социальной работы, мессенджеров, индивидуальных профильных консультантов.

4. Стимулировать выстраивание каждым специалистом индивидуальной системы работы с определённой целевой группой маломобильных людей с учётом реальных условий.

5. Налаживать сетевое взаимодействие супервизор - специалист - клиент для обмена опытом, расширения участников профессионального взаимодействия.

Социальный навигатор как инновационное средство социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи имеет свои преимущества:

- он не привязан к определенному месту;

- не ограничен пространством и временем;

- не зависит от наличия у пользователя активного опорно-двигательного аппарата.

С учетом исследований Р. Спенса (Я. Spence). мы предлагаем общую технологию для построения модели социального навигатора, включающая четыре этапа:

Первый этап диагностический. Социальный навигатор перцептивно регистрирует содержание социальной среды вокруг места нахождения маломобильного пользователя, отбирает информацию, которая входит в это навигационное пространство.

Второй этап моделирования. Здесь строится реальная или виртуальная модель доступной для маломобильного ребенка или молодого человека окружающей среды (как на местном уровне - там, где проживает маломобильный пользователь, так и более глобальном: город или мегаполис, который он хотел бы посетить). На этом этапе для маломобильного пользователя предлагаются рекомендации по социальной и территориальной доступности навигационного маршрута.

Третий этап - интерпретация и анализ результативности его использования. Содержательная часть модели социального навигатора нацелена на разрешение как бытовых трудностей (получение информации о графике работы социальных служб: почты, поликлиники, отделения пенсионного фонда, построение наиболее простейшего маршрута до этих социальных объектов и выбор необходимого транспорта), так и для социальных затруднений (получение информации о группах и объединениях граждан, с которыми он имеет общие интересы, рекомендации о построении общения с ними, предупреждение о возможных социальных рисках). Модель социального навигатора должна соответствовать следующим критериям:

- улучшать положение и качество жизни маломобильных категорий детей и молодежи;

- устранять источники, ограничивающие доступность социальной среды;

- расширять возможности права на достойную жизнь, на здоровье, образование, работу;

- развивать социальную грамотность у маломобильных категорий детей и молодёжи.

Четвертый этап - выбор стратегии и построения нового маршрута социального навигатора для изучения инфраструктуры маломобильными категориями детей и молодежи. Здесь вносятся коррективы в построение социально-навигационного маршрута с учетом новых компетенций молодого инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, дополнений и изменений согласно критериям эффективности модели социального навигатора. На этом этапе специалистом и маломобильным пользователем просматривается новый маршрут изучения инфраструктуры, отрабатываются все его трудности как социальные, так и территориальные.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

187

Таким образом эффективным средством социально-педагогического сопровождения маломобильного человека является социальный навигатор. Он позволяет улучшить жизненную ситуацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья или молодого человека с инвалидностью, приобрести опыт успешной адаптации в социальной среде, реализовать свободу выбора своей жизненной стратегии с учетом правил регулирования отношений с окружающими, собственных интересов и позиций других людей, объединений и сообществ.

Библиографический список

1. Басов Н.Ф., Веричева О.Н. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2016. - Т. 22. - № 2. - С. 241-244.

2. Липсет М. Политический человек: социальные основания политики. - М.: Мысль, 2016. -612 с.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика.- М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 817 с.

4. Постановление администрации Костромской области от 26 декабря 2013 г. № 584-а «Об утверж-

дении государственной программы Костромской области «Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения 13.04.2017).

5. Постановление администрации Костромской области от 26 декабря 2013 г. № 569-а «Об утверждении государственной программы Костромской области «Социальная поддержка граждан Костромской области» на 2014-2020 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения 13.04.2017).

6. Постановление Правительства РФ №1297 от 01.12.2015 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения 13.04.2017).

7. Сорокин П.А. Социальная мобильность. - М.: Академия, 2005. - 588 с.

8. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Л.В. Мардахаева, Е.А. Орловой. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 343 с.

9. Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Технология социальной работы. - М.: КНОРУС, 2016. - 344 с.

10. Холостова Е.И. Социальная работа. - М.: «Дашков и К°», 2010. - 800 с.

Вестник КГУ А 2017

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.