СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 37
Басов Николай Федорович
доктор педагогических наук, профессор
Веричева Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
Смирнова Екатерина Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected], [email protected], [email protected]
МОДЕЛЬ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ*
В статье раскрыто содержание программно-методического обеспечения маломобильных категорий детей и молодежи. В ней определены актуальность, основные понятия, сущность социально-педагогического сопровождения указанной категории детей и молодежи. Обоснована вариативная модель программно-методического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи, состоящая из блоков (компонентов): концептуального (знание сущности социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи), целевого (наличие цели, задач и принципов социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи), содержательного (основные направления и содержание деятельности субъектов социально-педагогического сопровождения), процессуального (реализация индивидуальной программы социально-педагогического сопровождения маломобильного ребенка (молодого человека), технологического (владение технологией социально-педагогического сопровождения маломобильного ребенка или молодого человека) и оценочно-результативного (успешное жизнеустройство маломобильных категорий детей и молодежи).
Ключевые слова: маломобильные категории детей и молодежи, основы программно-методического обеспечения их социально-педагогического сопровождения.
Увеличение количества представителей маломобильных категорий населения, рост среди них числа несовершеннолетних определяет первостепенную значимость и необходимость разработки концептуальных подходов и моделей их социально-педагогического сопровождения, а также создание программно-методического обеспечения такой деятельности.
Результаты проведенного нами исследования позволяют отнести к маломобильным категориям детей и молодежи несовершеннолетних от рождения и до достижения ими возраста восемнадцати лет, а также молодых людей от 18 до 35 лет, испытывающих трудности в процессе ориентирования в пространстве и передвижении. Кроме этого, к указанным группам могут быть отнесены также дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие недостатки в психическом и/или физическом становлении, и дети-инвалиды. Такие характеристики позволяют определить нуждаемость маломобильных категорий детей и молодежи в помощи, поддержке и сопровождении в силу высокой степени их уязвимости.
Во всем мире во второй половине XX века наблюдается оформление современной концепции активной, независимой жизни маломобильных категорий детей и молодежи при единовременном усилении взаимной поддержки и помощи со стороны общества и государства [3], которая базируется на социальной форме маломобильности, называю-
щей основным фактором ограничения потенциалов детей и молодежи [3] не недуг, а барьеры общественного устройства и отношения людей.
Значительную роль в уточнении и совершенствовании социально-педагогического сопровождения как научной категории и актуальной технологии сыграли фундаментальные труды Ж.А. Захаровой, Ф.И. Кевля, Л.В. Мардахаева, М.И. Рожкова, Л.М. Шипициной и других авторов.
Ж.А. Захарова, в частности, рассматривает социально-педагогическое сопровождение, с одной стороны, как систему взаимосвязанных целей, задач, субъектов, направлений деятельности, технологий содействия взрослым и детям в предупреждении и преодолении жизненных затруднений, с другой - как решение двуединой цели: поддержка ребенка в социализации, индивидуальном развитии и содействие семье, родителям, специалистом в выстраивании отношений с ребенком [10].
В многочисленных современных исследованиях социально-педагогическое сопровождение чаще всего трактуется как система действий, направленных на создание условий, необходимых для обеспечения реализации прав маломобильных категорий детей и молодежи. Данный процесс может иметь массовый, групповой и индивидуальный характер. Индивидуальная работа с представителями этих категорий направлена на выявление их внутренних ресурсов, использование их потенциалов с целью включения в активное функциони-
* Статья подготовлена в рамках поддержанного РФФИ (отделение РГНФ) научного проекта № 17-06-00022, тип проекта: а.
232
Вестник КГУ ^ 2017
© Басов Н.Ф., Веричева О.Н., Смирнова Е.Е., 2017
рование в рамках социума и усвоения социально-ценностных отношений, помогающих разрешению трудных ситуаций как естественных обстоятельств жизни человека.
Поэтому определение как индивидуальных, так и групповых скрытых ресурсов, стимулирующих к преодолению трудностей индивидом или группой [3] и решению социальных проблем является одним из главных аспектов социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи.
Все это позволяет в качестве ведущей идеи моделирования процесса социально-педагогического сопровождения обозначить необходимость создания равных условий для маломобильных категорий детей и молодежи в разнообразных областях жизнедеятельности личности, стимулирования у них готовности к выходу из трудной жизненной ситуации, желания включаться в совместную работу [3].
Многие исследователи сходятся во мнении, что осуществление такого сопровождения возможно, прежде всего, через содействие. С точки зрения Ф.И. Кевля, последнее охватывает комплексное научение ребенка вариантам поведения в вызывающей трудности ситуации с целью приобретения компетенций свободного выхода из личных проблем и становления умения преодолевать повседневные трудности в познании окружающей среды, себя, установлении связей с другими людьми в разнообразных типах деятельности [12; 1].
Изучение вопросов социально-педагогического сопровождения [1] представителей данной категории населения и его моделирования предполагает, в первую очередь, исследование смысловых основ этого трудного и неоднозначного явления [3].
В результате изучения научной, методической литературы по описываемой проблеме можно сделать вывод о том, что не все аспекты теоретико-методического обеспечения социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи достаточно изучены. Однако, факт того, что данной категорией детей и молодежи ощущается необходимость в разносторонней помощи и поддержке профессионалов различных специальностей, деятельность которых построена по определенной схеме, предполагает комбинирование различных форм, приемов и средств педагогического влияния, не вызывает сомнения [3].
Данные обстоятельства позволяют представить социально-педагогическое сопровождение маломобильных категорий детей и молодёжи как специфический тип деятельности, базирующийся на ассистирующих действиях субъекту [3] (маломобильному ребенку или молодому инвалиду) в формировании ориентационного поля развития и жизнедеятельности, способствующий его успешной социализации с помощью реализации собственных ресурсов и использования возможностей социума.
Как правило, оно проводится в несколько взаимосвязанных этапов: исследование и детализация проблемы клиента, выявление ресурса; обсуждение и учет всех возможных способов вывода его из трудной жизненной ситуации; включение разнообразных служб и организаций в процесс решения его затруднения; осуществление помощи клиенту, и определение и оценка полученных результатов работы по ликвидации его проблемы [3].
Программно-методическое обеспечение деятельности рассматривается с точки зрения различных теоретических подходов и может определяться, как: «учебно-методическая документация, разработка которой связана с условиями: содержательным, организационным, дидактическим и методическим» (А.А. Калмыков) [11]; «база программных и учебных материалов, система управления этой базой» (Е.С. Полат) [9]; «совокупность прикладных и инструментальных программных средств, учебно-методических материалов, ориентированных на автоматизацию процессов сбора, поиска, архивирования, передачи-приема, тиражирования информации, представленной в символах, анимации, аудио-видео информации, при реализации обратной связи» (Е.В. Смирнова) [14] и др.
Ориентируясь на сложившиеся в педагогике научные представления о программно-методическом обеспечении в образовательной системе, мы считаем возможным сформулировать определение, раскрывающее его как совокупность нормативно-правовых, программных, организационных, учебно-методических средств, помогающих формированию у ребенка (молодого человека), имеющего маломобильность, опыта индивидуального решения своих личных проблем, способностей преодоления повседневных препятствий в познании себя, окружающей среды, в налаживании взаимодействий с другими индивидами в многообразных типах деятельности [1] а, в конечном итоге, его успешной социализации.
Актуальность моделирования и разработки содержания такого обеспечения диктуется существующими потребностями в нем среды: появляются самоорганизованные объединения маломобильных категорий детей и молодежи, и их родителей, имеющих активную гражданскую позицию, происходит оформление нормативно-правовой базы социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи; на государственном уровне и в субъектах Российской Федерации развивается управленческий компонент системы данного направления деятельности. Можно говорить и о накоплении определенного опыта их сопровождения, улучшения качества их жизни в регионах.
В последние годы в решение проблемы мало-мобильности подрастающих поколений все активнее включается государство. Созданные и ре-
ализующиеся в Российской Федерации законы, нормативно-правовые документы, государственные программы направлены на повышение качества условий жизни маломобильных категорий детей и молодежи. К ключевым из них можно отнести: Конституцию Российской Федерации, статья 39; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) [3]; «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р [3]; государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» [3], утвержденную Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 №1297 и др. Положениями перечисленных документов определяется общий стандарт поддержки и оказания помощи маломобильным категориям детей и молодежи во всех регионах нашей страны [3].
Организационно-правовую основу определения содержания программно-методического обеспечения социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи [3] составляют также актуализированные профессиональные стандарты: «Руководитель организации социального обслуживания», «Социальный работник», «Специалист по работе с семьей», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Специалист по социальной работе», «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», «Психолог в социальной сфере», «Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы», «Специалист по медико-социальной экспертизе», «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».
При разработке современных региональных программ обязательно учитываются как специфика социальной инфраструктуры местности, так и нужды, проживающих в этой ситуации маломобильных категорий детей и молодежи, количество которых увеличивается [3].
В настоящее время также продолжается осуществление мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 №1297. В ней определяется значение как можно более раннего начала деятельности по сопровождению инвалида (ребенка-инвалида) (реабилитация, социально-педагогическое сопровождение и др.), основанного на многоаспектной оценке его потребностей и потенциалов и содействующего включению ребенка-инвалида, молодого человека с ограниченными возможностями здоровья в местный социум.
С целью эффективного воплощения обозначенных идей одним из основных элементов социально-педагогического сопровождения, становится обучение персонала и специалистов, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги [3].
Вариативная модель программно-методического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи включает несколько блоков (компонентов): концептуальный (знание сущности социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи), целевой (наличие цели, задач и принципов социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи), содержательный (основные направления и содержание деятельности субъектов социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи) [1], процессуальный (реализация индивидуальной программы социально-педагогического сопровождения маломобильного ребенка (молодого человека), технологический (владение технологией социально-педагогического сопровождения маломобильного ребенка или молодого человека) и оценочно-результативный (целесообразность социально-педагогического сопровождения по отношению к конкретному маломобильному воспитаннику; успешное жизнеустройство маломобильных категорий детей и молодежи). В основу модели программно-методического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи заложены идеи компетентностного, личностно-ориентированного и практико-ориентированного подходов.
По нашему мнению, социально-педагогическое сопровождение маломобильных категорий детей и молодежи может быть представлено как целенаправленный, поэтапный, полифункциональный процесс, который реализуется полидисциплинарным коллективом профессионалов, основывается на объективной системе знаний об индивидуально-личностных характеристиках клиента, реализуется согласно определенным принципам и на фундаменте соответствующих технологий [3].
Основными элементами содержания процесса социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи являются:
1. Диагностический, охватывающий сбор данных о трудностях клиентов, диагностика их скрытых ресурсов.
2. Прогностический, описывающий состояние ситуации социально-педагогической помощи, определяющее уровень и динамику подбора целей, задач, основополагающих функций, содержания, организации социально-педагогического сопровождения.
3. Организационный, устанавливающий ступень управления практикой социально-педагогического сопровождения, ориентированный на
234
Вестник КГУ ^ 2017
улучшение социального здоровья маломобильных категорий детей и молодежи описывающий состояние и изменения организационной и управленческой структур, кадрового менеджмента организации, осуществляющей социально-педагогическое сопровождение и оказание услуг данной категории населения [3].
4. Практический, отражающий структуру и изменения социального заказа, ценностно-мотива-ционной сферы маломобильных несовершеннолетних и молодых людей, формулирование целей, задач, установления приоритетов практики специалистов по социальной работе в сфере социально-педагогической помощи, характеризующий уровень развития и изменения методического, материально-технического и финансово-экономического обеспечения практики по социально-педагогическому сопровождению маломобильных категорий детей и молодежи [3].
В качестве субъектов процесса социально-педагогического сопровождения в описываемой модели могут выступать государственные организации, общественные объединения, благотворительные фонды, а также волонтерские группы.
Важным условием успешной реализации идей фундаментальных основ социально-педагогического сопровождения обозначенной категории населения на практике является проведение базового (фонового) мониторинга, направленного как на выявление соответствия результатов первоначальным ожиданиям, так и на динамику процесса.
В целом, социально-педагогическое сопровождение маломобильных категорий детей и молодежи осуществляется через актуализацию их скрытых ресурсов, определяющих возможность преодоления ими затруднений. Результатами его выступают: стимулирование развития их личностных ресурсов, поддержка и восстановление здоровья; преодоление затруднений в общении, совместной деятельности со сверстниками, обучении, профориентации и трудоустройстве, организации их досуга; налаживание внутрисемейных отношений.
В содержание и структуру социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи, включаются такие общие социальные технологии, как:
- социальная защита (система социально-экономических мер и гарантий, которыми обеспечивается каждый ребенок или молодой человек для реализации его гражданских прав, обязательных для осуществления жизнедеятельности и оптимального соматического, психологического и социального развития);
- социальная адаптация (содействие вовлечению ребенка или молодого человека в систему жизни социума);
- социальная реабилитация (реконструирование утраченных или ранее не задействованных со-
циально-значимых качеств, компетенций, умений и навыков ребенка или молодого человека);
- абилитация (комплекс мер, способствующих формированию новых и активация имеющихся у ребенка ресурсов социального, психического и физического развития).
Существенное значение в процессе социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи принадлежит применению и частных технологий определяемых как алгоритм действий специалистов и формы работы с маломобильными детьми и молодежью, нацеленных на оптимизацию их жизни, а также совершенствование условий жизни их семей в каждом конкретном случае. В качестве таких технологий учеными и практиками называются: психологическая помощь, педагогическая помощь, социально-педагогическая, медико-социальная помощь, правовая помощь, социально-экономическая помощь.
Таким образом, проблема разработки программно-методического обеспечения социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи реализуется в многоуровневой, взаимосвязанной системе, связана с необходимостью определения содержания социально-педагогического сопровождения, разработки его моделей и выбора наиболее эффективных институциональных форм реализации.
Библиографический список
1. Басов Н.Ф., Веричева О.Н. Социально-педагогическое сопровождение маломобильных категорий детей и молодежи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 2. -С. 184-188.
2. Басов Н.Ф., Веричева О.Н., Смирнова Е.Е. Содержание социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи // Успехи современной науки и образования. - 2017. -Т. 2. - № 5. - С. 81-86.
3. Басов Н.Ф., Веричева О.Н., Смирнова Е.Е. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. -№ 2. - С. 241-244.
4. Басов Н.Ф., Веричева О.Н., Смирнова Е.Е. Технологии социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи // Профессиональная деятельность педагога: новые подходы и решения / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. -Ульяновск: Зебра, 2017. - С. 191-205.
5. Басов Н.Ф. Социально-педагогическое сопровождение маломобильных студентов в опорном вузе // Социализация учащейся и студенческой мо-
лодежи в современных социально-экономических условиях: материалы междунар. веб-конф., Луганск, 24 мая 2017 г. / под ред. Г.А. Сорокиной. -Луганск: «Книга», 2017. - С. 27-33.
6. Буримская Д.В. Программно-методическое обеспечение обучения студентов в вузе (на примере изучения английского языка): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 201 с.
7. Веричева О.Н. Методическое обеспечение социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи // Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (опыт работы по семейному трудовому воспитанию на основе национальных традиций РФ): сб. науч. ст. / под ред. Г.И. Климантовой. - М.: Квант Медиа, 2017. -С. 66-73.
8. Веричева О.Н., Смирнова Е.Е. Технологии социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2016. - Т. 22. - № 3. - С. 227-231.
9. Дистанционное обучение / под ред. Е.С. По-лат. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 234 с.
10. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного
ребенка в замещающей семье. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 428 с.
11. Калмыков A.A. Программно-методическое обеспечение переподготовки преподавателей вуза: на примере преподавания в Интернете: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 192 с.
12. Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка развития ребенка. - Вологда: Легия. - 226 с.
13. Постановление Администрации Костромской области от 25.04.2014 г. № 173-а «О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 26.12.2013 № 569-а». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/412702989 (дата обращения: 13.02.2016).
14. Смирнова Е.В. Формирование и использование программно-методического обеспечения, реализующего возможности информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности: на примере обучения английского языка студентов неязыковых специальностей: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 154 с.
15. Смирнова Е.Е. Особенности гендерной социализации маломобильных категорий детей и молодежи // Социализация учащейся и студенческой молодежи в современных социально-экономических условиях: материалы междунар. веб-конф., Луганск, 24 мая 2017 г. / под ред. Г.А Сорокиной. -Луганск: «Книга», 2017. - С. 159-164.
236
Вестник КГУ _J 2017