Научная статья на тему 'Особенности и принципы формирования развивающего реабилитационного пространства для социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи'

Особенности и принципы формирования развивающего реабилитационного пространства для социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
544
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОМОБИЛЬНОСТЬ / ДЕТИ И МОЛОДЕЖЬ / РАЗВИВАЮЩЕЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / LOW MOBILITY / CHILDREN AND YOUTH / DEVELOPING REHABILITATION SPACE / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Веричева Ольга Николаевна

В статье раскрыто и обосновано понятие реабилитационного пространства социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи. Большое внимание в статье уделено теоретико-методологическим основам построения развивающего реабилитационного пространства для маломобильных воспитанников. Особое внимание уделено раскрытию этимологических особенностей происхождения понятия маломобильности по отношению к таким категориям населения, как дети и молодежь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Веричева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES AND PRINCIPLES OF THE FORMATION OF THE DEVELOPING REHABILITATION SPACE FOR SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE LOW- MOBILE CATEGORIES OF CHILDREN AND YOUTH

In the article the concept of the rehabilitation space of social and pedagogical support of the low-mobile categories of children and youth is revealed and justified. Much attention is paid in the article to the theoretical and methodological foundations of the construction of a developmental rehabilitation space for low-mobility pupils. Particular attention should be paid to the etymological features of the origin of the concept of low mobility in relation to such categories of the population as children and youth.

Текст научной работы на тему «Особенности и принципы формирования развивающего реабилитационного пространства для социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи»

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 37

ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО

РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ

КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ1

О.Н. Веричева

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ (отделение РГНФ) научного проекта № 17-06-00022, тип проекта: а

Аннотация. В статье раскрыто и обосновано понятие реабилитационного пространства социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи. Большое внимание в статье уделено теоретико-методологическим основам построения развивающего реабилитационного пространства для маломобильных воспитанников. Особое внимание уделено раскрытию этимологических особенностей происхождения понятия маломобильности по отношению к таким категориям населения, как дети и молодежь.

Ключевые слова: маломобильность, дети и молодежь, развивающее реабилитационное пространство, социально-педагогическое сопровождение.

PECULIARITIES AND PRINCIPLES OF THE FORMATION

OF THE DEVELOPING REHABILITATION SPACE

FOR SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE LOW-

MOBILE CATEGORIES OF CHILDREN AND YOUTH

O. Vericheva

Abstract. In the article the concept of the rehabilitation space of social and pedagogical support of the low-mobile categories of children and youth is revealed and justified. Much attention is paid in the article to the theoretical and methodological foundations of the construction of a developmental rehabilitation space for low-mobility pupils. Particular attention should be paid to the etymological features of the origin of the concept of low mobility in relation to such categories of the population as children and youth.

Keywords: low mobility, children and youth, developing rehabilitation space, social and pedagogical support.

Исследование особенностей формирования реабилитационного пространства для социально-педагогического сопровождения маломобильных групп населения является предметной областью научного поиска для социологов, педагогов, экономистов, а также теоретиков и практиков в сфере социально-педагогической деятельности как в России, так и за рубежом. Это обстоятельство связано, не только с увеличением числа таких людей разного возраста, но и с изменением представлений общества об их социальном капитале, роли и месте каждого в человеческом сообществе, их латентных возможностях, которые могут быть использованы в повседневной жизни и призваны позитивно влиять на характер экономических и межличностных отношений, социально-психологический климат в обществе.

В России в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов и более 40 млн. маломобильных граждан — 27,4% (в том числе дети-инвалиды и молодежь с ограниченными возможностями здоровья) [11]. Инвалиды в России составляют около 9% от общей численности населения: на начало 2017 г. в Российской Федерации насчитывалось 12314 тыс. инвалидов, из которых 628 тысяч человек составляют дети (до 17 лет) и молодежь в возрасте от 18 до 30 лет - 552 тысяч [10].

Термин «маломобильность» образован сложением основ слов «мало» и «мобильность». Этимология слова мобильность происходит от латинского «mobiles» и обозначает подвижность, или перемещение. Юридическое оформление понятия индивидуальная мобильность происходит в 2006 году, в связи с принятием Конвенции ООН о правах инвалидов (13.12.2006).

В этом документе индивидуальная мобильность понимается как максимальная степень самостоятельности человека. Она достигается благодаря нескольким условиям:

- содействие инвалидам с помощью способов (методов), в выбираемое ими время, и по доступной для них цене;

- предоставление качественных социально-педагогических технологий и услуг помощников;

— формирование у маломобильных детей и молодежи социальных навыков;

— взаимодействие с предприятиями, которые производят устройства и социальные навигаторы для реализации запатентованных новых технологий способствующих успешной социализации маломобильных детей и молодежи.

Все вышеперечисленные условия повышения социального статуса способствуют активной социализации человека, а их отсутствие приводит к его маломобильности.

В отечественных социально-педагогических исследованиях понятие «маломобильность» стало применяться с момента введения в 2008 году федеральной целевой программы «Доступная среда», где особое внимание уделяется проблеме разработки национальных шаблонов,

способствующих социальной адаптации маломобильных людей и интеграции их в обществе.

К этой группе населения «относятся несовершеннолетние от рождения и до достижения ими возраста восемнадцати лет, молодые люди от 18 до 35 лет, испытывающие затруднения при передвижении и ориентировании в пространстве» [3]. К этой категории населения мы относим детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих недостатки в физическом и/или психическом развитии. «Маломобильная молодежь по признаку недостаточного опыта при ориентировании в жизненных и бытовых ситуациях подразделяется на: выпускников социально-реабилитационных центров, психоневрологических интернатов, молодых мигрантов, по признаку частичного или полного отсутствия способности к передвижению выделяют студентов с особыми образовательными потребностями, беременных женщин и молодых матерей в возрасте от 18 до 35 лет, молодых инвалидов» [4].

К маломобильным категориям детей по признаку недостаточного опыта при ориентировании в жизненных и бытовых ситуациях можно отнести также несовершеннолетних, воспитывающихся в социально-опасных семьях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

беспризорных и безнадзорных

несовершеннолетних, учащихся, состоящих на учете в отделах профилактики безнадзорности и правонарушений, а также детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

Маломобильность входит в проблемное поле не только человека и его семьи, но и всего сообщества. В тот или иной период жизни каждый человек потенциально может быть причислен к данной категории вследствие получения им производственной или бытовой травмы, рождения ребенка и т.п.

Основными проблемными областями в социализации маломобильных детей и молодежи являются: недостаточная способность и готовность ориентироваться в жизненных ситуациях, принимать самостоятельные решения, рассчитывать свои личностные ресурсы, рационально управлять ими, устанавливать утраченные социальные связи или налаживать новые. Огромная роль в этом принадлежит социально-педагогическому сопровождению рассматриваемых групп населения, которое принято понимать, как «целенаправленный, поэтапный, полифункциональный процесс, осуществляемый полидисциплинарной командой специалистов, базирующийся на объективной системе знаний об индивидуальных особенностях клиента, осуществляемый согласно

определенным принципам и на основе соответствующих технологий» [5].

Анализ работ отечественных исследователей (Л.И. Викторовой, М.Ю. Галагузовой, Н.А. Горбуновой, Р.Н. Жаворонкова, Л.В. Мардахаева, Г.Ф. Нестеровой, С.А. Овчаренко, А.И. Осадчих, Е.И. Холостовой, Л.П. Храпылиной) позволяет говорить о сложившихся тенденциях поддержки и сопровождения детей и молодежи: создание доступной (безопасной) социальной среды; профилактика семейного неблагополучия; разработка программ сохранения здоровья; включение в деятельность, отбором, обоснованием принципов и содержательных элементов, способствующих созданию развивающего реабилитационного пространства для данной категории, как эффективного условия социально-педагогического сопровождения в рамках региона.

Для этого обратимся к содержательному рассмотрению понятия пространство. В частности, С.И. Ожегов [9] толковал это понятие с трех позиций: во-первых, как форму материи, имеющую протяжённость и объём; во-вторых, это может быть место; в-третьих, как интервал между чем-нибудь.

Следовательно, с одной стороны, реабилитационное пространство социально-

педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи должно постоянно развиваться, с другой, иметь место для реализации, например, учреждение социального обслуживания населения, образовательная организация, семья маломобильного

воспитанника. Более того характерным его свойством является то, что развивающее реабилитационное пространство является промежутком между сегодняшним состоянием маломобильно подростка (молодого человека) и более успешным его будущим.

Создание организованного развивающего и реабилитационного пространства, в котором человек реализует себя, позволит разработать эффективные социально-педагогические

технологии для специалистов, работающих с маломобильными категориями детей и молодежи. Для определения содержательного компонента исследуемого нами термина обратимся к следующим характеристикам понятия пространства: «воспитательное»,

«социокультурное ».

Термин «воспитательное пространство» появляется в педагогике в 60 - 70 годы XX века. Сущность понятия «воспитательное

пространство» рассматривают Д.В. Григорьев, И.Д. Демакова, И.Г. Николаев, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова и другие авторы.

Воспитательное пространство как педагогический термин исследуется с разных научных позиций. В большинстве своём под воспитательным пространством понимается: педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или определенное множество детей (Л.И. Новикова) [8]; результат деятельности, причем не только созидательной, но и интегрирующей, в отличие от среды (Н.Л. Селиванова) [12]; динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, собираемых усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), способных выступить интегрированным условием личностного развития человека - как взрослого, так и ребенка (Д.В. Григорьев) [6]; качественная характеристика микросоциума, от которой зависит успешность адаптации и социализации ребенка в социуме (А.В. Мудрик) [13;15].

Субъектом построения воспитательного пространства для ребенка (в нашем случае маломобильного) является учреждение (социальное, образовательное), где происходит процесс формирования личности воспитанника.

В основное содержание понятия «социокультурное пространство личности» [7] Л.М. Загорская включает весь комплекс

освоенных знаний и умений не только в границах образовательно-воспитательных учреждений, но и в рамках таких социальных институтов, как семья, клубы и кружки по интересам или центры культурно-досуговой деятельности. Поэтому, социально-педагогические технологии должны отражать и максимизировать качество повседневной жизни маломобильных категорий детей и молодежи в типичных для них бытовых условиях социокультурного пространства. Более того они предлагают классифицировать сообщества, где взаимодействуют

маломобильные категории детей и молодежи, по степени их участия (активное или пассивное), отдавая предпочтения тем объединениям, которые предоставляют возможность ребенку или молодому человеку с инвалидностью проявить свою активную жизненную позицию.

Сотрудничество всех субъектов социально-педагогического сопровождения маломобильных воспитанников активизирует у них потребность в самореализации, обретении навыков

разнообразного ролевого поведения, влияет на формирование потребностей в творческой деятельности и развитии творческого потенциала личности. Следовательно, разнообразные социокультурные объединения маломобильных детей и молодежи (клубы, кружки, студии и др.) где сформировано социокультурное пространство благотворно содействуют восстановлению социального статуса личности и развитию (компенсации) утраченных коммуникативных способностей и других ресурсов, влияющих на успешную адаптацию молодого человека с инвалидностью или ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социокультурной среде.

Особенности развивающего

реабилитационного пространства маломобильных воспитанников и используемых для этих социально-педагогических технологий состоят в том, что их основу составляют социально-психологический и культурный подходы. Это подразумевает и повышение уровня социальной адаптации молодого инвалида в социальной среде, и культурные интересы, потребности, духовные ценности личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развитие его способностей к разным видам творческой деятельности.

Следующая особенность реабилитационного пространства связана с тем, что социально-педагогические технологии обязательно должны быть ориентированы на психосоматические особенности и состояние здоровья маломобильных категорий детей и молодежи. Это определяет содержание программ по социально-

педагогическому сопровождению инвалидов молодого возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья и выбор социально-педагогических технологий. Следовательно, для формирования реабилитационного пространства следует придерживаться правила: в индивидуальную программу реабилитации ребёнка или молодого человека включаются занятия, которые доступны и посильны ему по состоянию здоровья. Поэтому при выборе конкретных видов культурно-досуговой деятельности и форм занятий значение приобретает состояние здоровья и интерес личности маломобильного молодого человека или ребенка к определенному виду творческой деятельности. Так, для маломобильных категорий детей и молодежи с нарушениями осанки и проблемами с опорно-двигательным аппаратом нужны социально-педагогические технологии, такие как: танцевальная терапия, фольклоротерапия для детей и молодежи с нарушениями зрения - такие как: технологии музыкотерапии, танцевальной терапии, библиотерапии и др.

Итак, под реабилитационным пространством мы понимаем территориальную систему государственных и муниципальных органов, государственных организаций, общественных объединений, а также семью маломобильного воспитанника, принимающих участие в социально-педагогическом сопровождении

маломобильных категорий детей и молодежи.

Целью развивающего реабилитационного пространства является обеспечение единства и непрерывности социально-педагогического

сопровождения, включающего выявление маломобильных категорий детей и молодежи, оказание им помощи, поддержки, проведение социально-реабилитационных технологий,

направленных на их успешную социализацию.

В ходе исследования нами были отобраны и обоснованы принципы и содержательные элементы, способствующие созданию развивающего реабилитационного пространства для данной категории как эффективного условия социально-педагогического сопровождения в рамках региона.

Итак, перечислим и охарактеризуем принципы развивающего реабилитационного пространства для маломобильных категорий детей и молодежи:

— клиентоцентризма, ориентированный на помогающий процесс, который способствует развитию и самореализации маломобильного ребенка (или молодого человека);

— системности, обозначающий необходимость исследования проблемы

маломобильности, ее причин на уровне региона, так и каждого конкретного случая и применение системы мер, способствующих успешной социализации воспитанника;

— развития, означающий готовность системы социально-педагогического сопровождения к развитию, включению в нее новых структур, изменению функциональной наполненности уже существующих в зависимости от требований социальной ситуации;

— целостности, предполагающий организацию социально-педагогического сопровождения маломобильного ребенка или молодого человека на всех уровнях субъекта Российской Федерации (законодательном, исполнительном, общественном).

Реализация цели и принципов развивающего реабилитационного пространства предполагает приближение социальных услуг к маломобильным получателям, координацию деятельности различных структур в процессе их социально-педагогического сопровождения, выявление существующих потребностей в социальных услугах и инициирование появления новых структур, механизмов, законов.

Помимо цели и принципов реабилитационное пространство маломобильных категорий детей и молодежи должно реализовывать следующие функции:

— разработка межведомственного подхода к социально-педагогическому сопровождению маломобильных воспитанников;

— создание целостной структуры социально-педагогического сопровождения маломобильных детей и юношей;

— реализация прав, обязанностей и защита этических стандартов маломобильных воспитанников;

— содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав маломобильных категорий детей и молодежи;

— исследование явления маломобильности несовершеннолетних, в том числе и среди молодежи, выявление специфики этой проблемы, характерной для территории реабилитационного пространства, всесторонний анализ;

— подготовка и переподготовка специалистов, а также обучение родителей, выполняющих роль субъектов реабилитационного пространства и содействующих успешной социализации маломобильных воспитанников;

— формирование активной позиции граждан для содействия социально-педагогическому сопровождению маломобильных воспитанников на территории реабилитационного пространства.

Развивающее реабилитационное

пространство маломобильного воспитанника представляет собой многоуровневую систему, в которой можно выделить по меньшей мере три уровня: правовой, информационный,

организационный. Правовой уровень обеспечивает повышение правого статуса семей, воспитывающих маломобильных детей и молодежь. Он реализуется с помощью формы социальной поддержки — бесплатной юридической помощи.

Реализация правового уровня развивающего реабилитационного пространства в рамках учреждения социального обслуживания населения позволит преодолеть

межведомственные барьеры и защитить права маломобильных воспитанников.

Следующим уровнем развивающего реабилитационного пространства является информационный. Он включает: сбор информации о маломобильном воспитаннике, ее анализ, составление баз данных, организацию и регулирование информационных потоков, информационное обеспечение процессов в реабилитационном пространстве (обмен информацией). Общее информационное пространство позволит всем его субъектам (социальным, образовательным,

социокультурным, общественным организациям и др.) более координировано создавать условия для успешной социализации маломобильных категорий детей и молодежи.

В свою очередь, организационный уровень реабилитационного пространства включает создание функционального модуля, призванного обеспечить эффективность и качество социально-педагогического сопровождения маломобильных воспитанников. Это цепь, звеньями которой являются различные учреждения и организации развивающего реабилитационного пространства маломобильных категорий детей и молодежи.

Следующим важным компонентом системной организации реабилитационного пространства маломобильных категорий детей и молодежи является его структура. Она включает:

учреждения социального обслуживания населения (полустационарные:

реабилитационные центры для инвалидов молодого возраста, комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям, которые выполняют функционал ресурсного центра помощи маломобильным и стационарные: детские дома для умственно-отсталых детей, психоневрологические интернаты; социально-оздоровительные центры, центры социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.); общественные некоммерческие организации, учреждения образования, культуры, здравоохранения, спорта и работы с молодежью). Основная координирующая роль в этой структуре принадлежит ресурсному центру, который, как правило, создается на базе полустационарного учреждения социального обслуживания населения: комплексный центр социального обслуживания или центр социальной помощи семье и детям. Ресурсный центр координирует возможности и потенциал территории реабилитационного пространства, необходимые для социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи. Он также выполняет функции информационного обслуживания всей структуры реабилитационного пространства, создает банк данных о маломобильных воспитанниках и их семьях.

Таким образом, систематизация зарубежных и отечественных технологий сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи, отбор, обоснование принципов и содержательных элементов (уровней и структуры) способствовали созданию развивающего реабилитационного пространства для данной категории как эффективного условия социально-

педагогического сопровождения в рамках региона, позволяющего объединить

индивидуальные и корпоративные ресурсы помогающих действий, формированию установки на помогающую помощь у членов регионального сообщества.

Литература:

1. Басов Н.Ф., Веричева О.Н. Социально-педагогическое сопровождение маломобильных категорий детей и молодежи / Н.Ф.Басов// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. — № 2. - С. 241-244.

2. Басов Н.Ф., Веричева О.Н., Смирнова Е.Е. Содержание социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи / Н.Ф. Басов // Успехи современной науки и образования. — 2017. — Т. 2. — № 5. — С. 81-86.

3. Басов Н.Ф., Веричева О.Н., Смирнова Е.Е. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи / Н.Ф. Басов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2016. — Т. 22. — № 2. — С. 241-244.

4. Басов Н.Ф., Веричева О.Н., Смирнова Е.Е. Технологии социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи / Н.Ф. Басов // Профессиональная деятельность педагога:

новые подходы и решения: коллективная монография; отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2017. -С. 191-205.

5. Веричева О.Н., Смирнова Е.Е. Технологии социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи / О.Н. Веричева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2016. — Т. 22. — № 3. — С. 227-231.

6. Григорьев Д.В. Событийный подход к воспитательному пространству / Д.В. Григорьев // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования; под ред. Н.Л. Селивановой, Л.Н. Новиковой, Е.И. Соколовой. — Калуга: ИУУ, 2000. - 300 с.

7. Загорская Л.М. Формирование социально-культурного пространства личности: теоретический и прикладной аспекты / Л.М. Загорская // Сервисные технологии. Теория и практика: сб. науч. тр. Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск: НГТУ, 2011. - Выпуск 3. — С. 33-41.

8. Новикова Л.И., Соколовский М.В. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика) / Л.И. Новикова // Общественные науки и современность. - 1998. — № 1. — С. 132-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского

языка / С.И. Ожегов. — М.: Мир и Образование, 2008. -1200 с.

10. Положение инвалидов. Данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/r u/statistics/population/disabilities/#

11. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы».

12. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления; под ред. Н.Л. Селивановой. — М.: Педагогическое общество России, 2001. - 284 с.

13. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. — 8-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2013. — 240 с.

14. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

15. Шилова А.В. Феномен воспитательного пространства в современной образовательной парадигме / А.В. Шипова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 7. - С. 93-96.

Сведения об авторе:

Веричева Ольга Николаевна (г. Кострома, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, e-mail: overicheva@yandex.ru

Data about the author:

O. Vericheva (Kostroma, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, Kostroma State University, e-mail: overicheva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.