СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 37 ; 364
Веричева Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
Смирнова Екатерина Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОМОБИЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты технологий социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи, определены ее виды и направления. Показано, что технология социально-педагогической поддержки является межинституциональной, способствующей развитию социально-реабилитационного пространства, и ориентирована на личность ребенка или молодого человека. Рассмотрены содержание и структура социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи. Охарактеризованы этапы индивидуальной социально-педагогической поддержки: диагностический, конструирования, реализации и мониторинга.
Ключевые слова: социальные технологии, технологии социально-педагогической поддержки, маломобильные категории детей и молодежи.
Актуальность изучения и разработки современных подходов к организации социально-педагогической работы с маломобильными категориями детей и молодежи определяется рядом обстоятельств, связанных, с ростом числа их представителей как в каждом отдельно взятом регионе, так и в Российской Федерации в целом. Сейчас в нашем государстве насчитывается более 40 млн. маломобильных граждан [6]. Причем, количество детей-инвалидов в нашей стране увеличивается с каждым годом: в 2012 году их было 560 тыс. чел., в 2013 - 567, в 2014 г. - 579, а в 2015 их насчитывается уже 604 тыс. чел. [4]. На начало 2015 года в России проживает 587 тысяч молодых инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет [9]. На территории Костромской области в настоящее время зарегистрировано более 76 тысяч инвалидов (11,6% от общей численности населения), из них инвалидов трудоспособного возраста более 22 тыс. чел. (29%); детей-инвалидов - более 2 тыс. чел. (3%) [5].
Помимо этого, в последние годы большое внимание уделяется проблеме нарушений адаптации маломобильных категорий детей и молодежи. Возросшую частоту возникновения этого социального явления ученые связывают с увеличением стрессовых ситуаций у маломобильных категорий детей и молодежи, сложностью решения их социально-экономических и социально-экологических проблем, общим снижением здоровья населения.
К маломобильным категориям детей и молодежи относятся несовершеннолетние от рождения и до достижения ими возраста восемнадцати лет, а также молодые люди от 18 до 35 лет, испытывающие затруднения при передвижении и ориентировании в пространстве. Среди этих категорий выделяют: детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих недостатки в физическом и/или психическом развитии.
Особые условия жизнедеятельности маломобильных групп определяют необходимость решения комплекса задач, связанных с обеспечением возможностей для восстановления их социального статуса и утраченных общественных связей, формированием социальных качеств личности, продлением активного образа жизни и продуктивной интеграцией в общество. Системность решения названных задач возможна, на наш взгляд, в рамках социально-педагогической работы с данной категорией путем внедрения в практику деятельности социальных служб эффективных форм и методов комплексной поддержки.
Все это, в свою очередь, делает актуальной разработку технологий социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи, активизирующих их возможности в решении своих проблем, помогающих им реально включиться в социальные отношения, то есть способствующих их позитивной социализации.
Большой вклад в развитие «поддержки» как научного понятия и современной технологии внесли фундаментальные работы К. Роджерса, О.С. Газмана и других авторов. В частности О.С. Газман отмечает, что поддержка предусматривает обеспечение педагогической помощи в индивидуальном развитии (саморазвитии), включает ее психологический, социальный и медицинский аспекты в их интеграции.
В словаре синонимов слово «поддержать» имеет несколько значений: помочь, прийти на выручку, пособить. Анализ семантических значений этого понятия содержит определенные педагогические смыслы: помочь другому человеку обрести уверенность; подкрепить то положительное, что есть в личности; удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.
По мнению П.А. Шептенко, Г.А. Ворониной предметом социально-педагогической поддержки
© Веричева О.Н., Смирнова Е.Е., 2016
является процесс совместного взаимодействия социального работника с подопечным в определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в самовоспитании, общении, образе жизни.
В современной отечественной педагогической литературе можно встретить два подхода к рассмотрению этой проблемы. Один трактует социально-педагогическую поддержку с позиции социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, второй рассматривает ее как помощь, содействие ребенку в развитии индивидуальности. Данный факт позволяет, вслед за Н.В. Курилович (2004), выделить два уровня социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи: институциональный, на котором поддержка оказывается через социальное «оздоровление» социума (М.П. Гурьянова), и личностный, предполагающий индивидуальную, персонифицированную помощь.
На институциональном уровне социально-педагогическая поддержка маломобильных категорий детей и молодежи реализуется посредством таких ее видов, как социально-правовая и социально-экономическая (законодательство, система дотаций, пособий и льгот, создание сети специализированных социальных служб), на личностном -включает консультирование, гуманитарную помощь, содействие в удовлетворении социальных, образовательных интересов, установлении социальных контактов, удовлетворении потребностей в общении, досуговой деятельности и т.д.
Обеспечение эффективности социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи непосредственно связано с применением технологического подхода к ее осуществлению.
Для применения инновационных социально-технологических подходов в системе взаимодействия социальных служб и учреждений органов по делам молодежи, образования, социальной защиты, занятости как единого социально-реабилитационного пространства, должна быть разработана общая технология поддержки маломобильных категорий детей и молодежи, содействующая их самоопределению, самовыражению и развитию индивидуальности.
К задачам социально-педагогической поддержки маломобильных групп детей и молодежи можно отнести: обеспечение готовности к восприятию новых знаний и адаптации к новым социокультурным требованиям; формирование у них личностных и культурно-образовательных компетенций.
В содержание и структуру социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи, входят следующие общие социальные технологии:
- социальная адаптация (обеспечение процесса включения ребенка или молодого человека в социальную среду);
- социальная защита (комплекс социально-экономических мер и гарантий, которые предоставляются каждому ребенку или молодому человеку для реализации его гражданских прав, необходимых для жизнедеятельности, обеспечения оптимального соматического, психологического и социального развития);
- абилитация (комплекс мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка);
- социальная реабилитация (восстановление утраченных или ранее невостребованных социально-значимых качеств, компетенций, умений и навыков ребенка или молодого человека).
Немаловажное значение в процессе осуществления социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи имеет также использование частных технологий, которые представляют собой последовательность действий специалистов и формы работы с маломобильными детьми и молодежью, направленные на нормализацию их жизни, а так же улучшению условий жизни их семей в каждом частном отдельно взятом случае. Среди таких технологий учеными и практиками выделяются: психологическая помощь, педагогическая помощь, социально-педагогическая, социально-экономическая помощь, правовая помощь, медико-социальная помощь.
Психологическая помощь маломобильным категориям детей и молодежи представляет собой специальный вид деятельности, направленный на регуляцию эмоций ребенка или молодого человека, являющегося маломобильным, изменение его состояния, оказание психологической поддержки при возникновении трудностей, связанных с процессом адаптации и социализации. Психолог помогает разрешить имеющиеся проблемы, рекомендует соответствующую психологическую терапию, вырабатывает рекомендации по изменению ситуаций. Он проводит диагностическую, психокор-рекционную работу с маломобильным ребенком или молодым человеком, его родителями по изменению ситуации в образовательном учреждении, семье. К формам психологической помощи маломобильным группам детей и молодежи можно отнести: реабилитационные программы; психокор-рекционные программы по изменению отношения к себе и другим, умению сотрудничать, повышению самооценки и др.; проведение психотерапии, упражнений, тренингов.
Педагогическая помощь маломобильным категориям детей и молодежи представляет вид деятельности педагога, направленный на индивидуальное оказание поддержки маломобильному
ребенку или молодому человеку. В специально организованной педагогической деятельности педагог может научить их тому, что они не могут освоить самостоятельно. Содержание такой помощи направлено на восполнение проблем в обучении маломобильных категорий детей и молодежи (так как многие из них пропускают занятия в школе, колледже, вузе по причине плохого состояния здоровья и повышенной утомляемости). Ведущая роль в организации индивидуальной педагогической помощи принадлежит тьюторскому сопровождению, которое включает выявление и развитие образовательных мотивов, интересов маломобильного учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями маломобильного ученика, на поиск ресурсов, способствующих его обучению и успешной социальной адаптации.
Педагогическая помощь маломобильным категориям детей и молодежи реализуется в индивидуальных и групповых формах: занятия по специальным программам для более успешного освоения предметных дисциплин; тренинги, мастер-классы, творческие формы работы в учреждениях дополнительного образования.
Социально-педагогическая помощь маломобильным категориям детей и молодежи предполагает деятельность специалистов, направленную на их поддержку, защиту и охрану прав, а также помощь в изменении взаимоотношений с родственниками, обучение социальным компетенциям, умениям и навыкам, позволяющим адаптироваться в современном обществе.
Социально-педагогическая помощь содействует повышению потенциала семьи, способствует проявлению заботы членов семьи о маломобильном ребенке или молодом человеке. Особое значение в технологии поддержки маломобильных категорий детей и молодежи имеет социальный патронаж - это одна из форм социально-педагогического обслуживания на дому, представляющая собой посещение маломобильного ребенка или молодого человека с диагностическими и социально-реабилитационными целями. Социальный патронаж раскрывает ресурсы маломобильного ребенка или молодого человека и его семьи, способствующие выходу из проблемной ситуации. Специалисты применяют следующие формы социально-педагогической помощи маломобильным категориям детей и молодежи: консультирование; досуговые формы, направленные на интеграцию молодых инвалидов в общество и школьную жизнь (инклюзивные концерты, встречи, круглые столы, спартакиады, фестивали КВН и др.). Высокую эффективность в поддержке этой категорией де-
тей и молодежи имеют занятия, способствующие развитию их творческих способностей, направленных на организацию их свободного времени (экскурсии, мастер-классы, выставки творчества, инклюзивные концерты и др.); обучающие занятия, направленные на повышение их адаптивных возможностей в преодолении проблем.
Немаловажным видом технологий поддержки маломобильных категорий детей и молодежи является социально-экономическая помощь, которая представляет собой ряд мер, направленных на материальную поддержку семей, нуждающихся в помощи государства (назначение пособий, пенсий, разовых денежных выплат, покупку одежды, обуви и др.). Социально-экономическая помощь оказывается маломобильным категориям детей и молодежи в следующих конкретных формах: гуманитарная помощь; организация горячего питания; материальная помощь.
Правовая помощь включает систему мер, направленных на защиту прав молодых инвалидов в суде и социальной среде. Она предполагает знакомство с правами и обязанностями маломобильных категорий детей и молодежи, обеспечение им юридических гарантий для реализации их прав. Правовая помощь маломобильным категориям детей и молодежи предоставляется в следующих формах: бесплатная защита адвоката при совершении правонарушений; защита прав и законных интересов; бесплатные юридические консультации.
Особое внимание при осуществлении поддержки маломобильных категорий детей и молодежи уделяется медико-социальной помощи, рассматриваемой нами как комплекс социально-медицинских услуг. Они направлены на медико-социальное обслуживание маломобильных категорий детей и молодежи, членов их семей с целью решения медико-социальных проблем, профилактики расстройств, улучшения состояния здоровья и повышения качества жизни. Медико-социальная помощь оказывается маломобильным категориям детей и молодежи в следующих формах: бесплатное обеспечение медикаментами, путевками в оздоровительные и санаторные учреждения; обязательная бесплатная диспансеризация и др.
Каждый из перечисленных видов помощи отличается большей или меньшей степенью глубины воздействия, уровнем усилий и затрат, но комплексно представляет собой технологии поддержки ма-оломобильных категорий детей и молодежи.
Технология индивидуальной поддержки маломобильных категорий детей и молодежи состоит из нескольких этапов: диагностического, конструирования, реализации и мониторинга.
Диагностический этап включает в себя получение запроса на сопровождение по заявлению родителей (или законных представителей) маломобильных категорий детей и молодежи. На предварительном
этапе специалист знакомится с результатами диагностики ребенка или молодого человека, проведенной специалистами, с его медицинской картой, утвержденным образовательным маршрутом; индивидуальной программой реабилитации и абилита-ции; встречается со специалистами и представителями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), медико-социальной экспертизы (МСЭ) для получения рекомендаций по индивидуальному сопровождению. Далее происходит важный момент непосредственного знакомства и установление контакта с маломобильным ребенком или молодым человеком и его семьей, специалист узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Важнейшим элементом предварительного этапа являются непосредственное наблюдение за маломобильным ребенком или молодым человеком, его окружением. Здесь важно уточнить детали, касающиеся поведения ребенка, узнать об уровне развития его социально-бытовых представлений. Специалисту необходимо дать возможность осознать родителям то, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат. На данном этапе часто необходимо заранее познакомить маломобильного ребенка или молодого человека с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом.
На этапе конструирования идет ежедневная, последовательная работа специалиста и маломобильного подопечного по вхождению его в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение в различные учебные и внеучебные ситуации. На этом этапе конструируется социально-реабилитационное пространство для маломобильного ребенка или молодого инвалида, с помощью которого решаются социализационные задачи. Сроки реализации этого этапа индивидуальны и зависят от особенностей развития маломобильных групп детей и молодежи. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых могут продолжаться до года. На этом этапе ведется индивидуальная работа с маломобилным подопечным по формированию личностной мотивации к обучению, социокультурной деятельности. Важной, на этом этапе, становится работа специалиста, направленная на успешное вхождение маломобильного ребенка или молодого человека в коллектив сверстников. У маломобильных категорий детей и молодежи может наблюдаться незрелость форм межличностного взаимодействия и коммуникативных умений и навыков, специалист использует любую возможность общения своего подопечного со сверстниками. Надо отметить, что общество сверстников, не отвергающее маломобильного ребёнка или молодого человека, является ведущим фактором его успешной социализации.
Этап реализации характеризуется снижением тревожности и напряжения маломобильных кате-
горий детей и молодежи в условиях учреждения. Это этап взаимодействия с маломобильным подопечным, оценка первых результатов совместной деятельности. Теперь акцент индивидуального сопровождения переносится в сферу углубления социализации. Здесь важно поддерживать мотивацию маломобильного ребенка или молодого человека, дать ему возможность осознать свои успехи. Постепенно увеличивается доля самостоятельности маломобильного ребенка или молодого человека при выполнении той или иной деятельности, а кроме того, развивается его способность взаимодействовать с людьми.
Этап мониторинга результатов социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи. На данном этапе проводится диагностика в процессе обучения, совместной деятельности. Специалист осуществляет анализ и оценку первых результатов, ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности маломобильных категорий детей и молодежи. Специалист информирует родителей и всех участников индивидуального сопровождения об успехах и неудачах в социализации маломобильного ребенка или молодого человека, проводит мониторинг и анализ результатов индивидуального сопровождения. При необходимости он организует консультации: логопедов, дефекто-логов, психологов, медиков, юристов и др. На этом этапе происходит постепенный выход сопровождающего из посреднической роли, предоставление подопечному максимальной самостоятельности в своей жизнедеятельности. Постепенный выход специалиста из системы индивидуального сопровождения или уменьшение его влияния является критерием эффективности его профессиональной деятельности.
Следовательно, технология социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи является межинституциональной социально-педагогической технологией, которая способствует развитию социально-реабилитационного пространства, ориентирована на личность ребенка или молодого человека, базируется на вариативности программ поддержки, компетентностном подходе. Содержание и структура социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи, включает: абилитацию, социальную защиту, адаптацию и реабилитацию. Технология индивидуальной социально-педагогической поддержки маломобильных детей и молодежи состоит из нескольких этапов: диагностического, конструирования, реализации и мониторинга.
Библиографический список
1. Басова В.М., Веричева О.Н. Социальные технологии в работе с молодежью: сущность и классификация // Вестник Костромского государственного
университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 3. - С. 167-171.
2. Веричева О.Н. Технологии социальной работы с инвалидами // Социальная работа с инвалидами / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2012. -С. 61-105.
3. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. -1998. - № 6. - С. 108-111.
4. Положение инвалидов. Официальная статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения 15.01.2016).
5. Постановление Администрации Костромской области от 25.04.2014 г. № 173-а «О внесении
изменений в постановление администрации Костромской области от 26.12.2013 № 569-а».
6. Постановление Правительства РФ № 1297 от 01.12.2015 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы».
7. Смирнова Е.Е. Гендерные аспекты социальной работы с инвалидами // Социальная работа с инвалидами / под ред. Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2012. - С. 229-243.
8. Смирнова Е.Е. Гендерные особенности социальной работы с молодежью // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 5. - С. 167-169.
9. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 311 с.