УДК 37.013.42
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
МАЛОМОБИЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ1
Е.Е. Смирнова
'Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ (отделение РГНФ) научного проекта № 17-0600022, тип проекта: а)
Аннотация. В статье раскрыты нормативные основы организации и осуществления деятельности учреждений социального обслуживания по социально-педагогическому сопровождению маломобильных категорий детей и молодежи; представлен механизм адаптации среды и подготовки специалистов данного типа учреждений к осуществлению такой деятельности; охарактеризован комплекс организационных мер, обеспечивающих ее реализацию; описаны конкретные формы, их организационный и содержательный компоненты, применяемые в ходе реализации социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи в условиях учреждений социального обслуживания.
Ключевые слова: учреждение социального обслуживания, маломобильные категории детей и молодежи, организация деятельности, доступность.
MANAGEMENT ASPECTS OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT
OF CHILDREN AND YOUNG PEOPLE WITH LIMITED MOBILITY
E. Smirnova
Abstract. the article discloses the legal framework for organizing and carrying out of the activities of social services in socio-pedagogical support of disabled children and young people, the scheme of social infrastructure facilities adapting and specialists training to it, describes the complex of organizational measures providing realization of the activity, specific forms, their organizational and substantial characteristics using during the socio-pedagogical support of disabled children and young people in social services.
Keywords: social service institution, children and young people with limited mobility, management, availability.
Необходимость обсуждения, анализа проблем и вопросов организации деятельности учреждений социального обслуживания для маломобильных категорий детей и молодежи определяется ее значимостью для всего общества в целом. Несмотря на распространенное стереотипное заблуждение о том, что к маломобильной группе населения относятся исключительно люди, получившие инвалидность, маломобильность является проблемой не одного человека и даже не части населения. В тот или иной период жизни каждый человек потенциально может быть причислен к данной категории вследствие получения им производственной или бытовой травмы, рождения ребенка, перехода в старшую возрастную группу и т.п. [3; 5]
Данная категория населения характеризуется как постоянная, а не относится к временным вследствие непрерывного демографического (и иного) изменения (обновления / пополнения) населения. В связи с этим и организационные аспекты деятельности учреждений социального обслуживания, клиентами которых в первую
очередь и являются представители данной группы, не теряют своей актуальности.
Одним из основных документов, раскрывающих особенности организации деятельности учреждений социального обслуживания для маломобильных категорий детей и молодежи является «СП 141.13330.2012 Свод правил. Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения». Положениями этого документа раскрываются: типология учреждений, нормы расчета учреждений и нормативы обслуживания маломобильных групп населения в зависимости от типа поселения, в котором расположено учреждение (городское или сельское), примерная организационная структура, перечень предоставляемых услуг, рекомендации по формированию штатного расписания и т.д.
Социальное обслуживание маломобильных категорий детей и молодежи может осуществляться как в стационарных учреждениях, так и на базе нестационарных учреждений социального обслуживания населения (надомного и дневного). Среди основных видов обслуживания маломобильных
категорий детей и молодежи можно назвать следующие: социально-реабилитационное,
социально-медицинское, социально-бытовое, досуговое, оздоровительное, социально-консультативное обслуживание,
специализированное жилище и другие. К учреждениям социального обслуживания маломобильных категорий детей и молодежи относятся: лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные центры, дома-интернаты, центры социального обслуживания населения, досуговые центры,
специализированные жилые дома, центры реабилитации, хосписы и т.п. [2]
Одной их основных особенностей организации деятельности учреждений социального обслуживания для маломобильных категорий детей и молодежи является адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в их приоритетных сферах жизнедеятельности [9], первостепенное значение в реализации которой приобретает подготовка и осуществление системы мер, способствующих организации работы на объекте, в котором размещается учреждение социального обслуживания; формулированием задач и установлением регламента работы его персонала по предоставлению помощи маломобильным категориям детей и молодежи.
Порядок работы закрепляется в соответствующих распорядительных, кадровых и информационных документах, утвержденных руководителем в форме приказа:
- Политика обеспечения условий доступности для маломобильных категорий детей и молодежи объектов и оказываемых услугв учреждении (организации), а также предоставления им необходимой при этом помощи, или Правила оказания услуг, или Положение о создании условий доступности объекта и оказываемых услуг с сопровождением на объекте;
- сотрудники, отвечающие за осуществление деятельности по созданию условий доступности объекта и услуг в учреждении;
- должностные инструкции сотрудников (изменения в них), отвечающих за реализацию сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи и помощь им на объекте;
- правила проведения инструктажа в учреждении;
- форма мониторинга проведения и результатов инструктажа сотрудников.
Для организации работы в учреждении по созданию условий доступности объекта и предоставляемых услуг с сопровождением маломобильных категорий детей и молодежи на
объекте необходимо сформировать основной маршрут движения обслуживаемых потребителей услуг. [1] Маломобильные категории детей и молодежи, получающие услуги на объекте, информируются об особенностях организации доступности в удобной и понятной для них форме. Для этого в учреждении (организации) социального обслуживания готовится информация об организации помощи на объекте маломобильным гражданам, которая размещается как на официальном сайте учреждения, так и на информационном стенде в организации. Кроме этого, маломобильному ребенку или молодому человеку предоставляется Памятка для индивидуального пользования.
Для подготовки персонала организуется обучение работников учреждения социального обслуживания. Инструктаж по вопросам доступности объектов и предоставляемых услуг -это доведение до специалистов, работающих с маломобильными категориями детей и молодежи информации:
- об основных условиях доступности для маломобильных категорий детей и молодежи объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг;
- об особенностях обеспечения доступа на объект, в котором располагается учреждение социального обслуживания, беспрепятственного перемещения по его пространству к месту получения услуги (услуг);
- о технологии предоставления услуг в учреждении;
- о правилах взаимодействия с маломобильными категориями детей и молодежи, имеющими различные виды ограничений, с учетом особенностей восприятия и общения;
- о значимых барьерах окружающей среды, с которыми могут столкнуться маломобильные категории детей и молодежи в связи с имеющимися у них нарушениями, а также обосновных видах этих нарушений;
- об организации предоставления услуг в учреждении и о видах помощи и регламенте сопровождения их на объекте с учетом имеющихся у детей имолодых людей ограничений жизнедеятельности;
- о наличии специального оборудования для обеспечения доступа к маломобильным категорям детей и молодежи и вспомогательного оборудования для оказания им помощи на объекте, а также особенностях работы с ним;
- об ответственных за сопровождение маломобильных категорий детей и молодежи на объекте сотрудниках и их функциях;
- о содержании и алгоритме оказания помощи маломобильным категориям детей и
молодежи, а также о способах и вариантах взаимодействия сотрудников различных подразделений.
Все сотрудники организации социального обслуживания, сталкивающиеся при
осуществлении своей профессиональной деятельности с маломобильными категориями детей и молодежи, участвующие в предоставлении услуг, административно-хозяйственный и вспомогательный персонал, а также инженерно-технические работники и рабочие [7], должны быть проинструктированы на предмет возникновения трудностей, связанных с обеспечением доступности для данных категорий населения объектов и услуг, в том числе с непосредственным участием персонала (с предоставлением помощи на объекте в преодолении барьеров и в сопровождении маломобильного ребенка или молодого человека). Вновь принятые сотрудники допускаются к работе в учреждении социального обслуживания только после прохождения инструктажа по вопросам доступности.
Приказом руководителя организации, предоставляющей социальное обслуживание, определяется сотрудник, ответственный за осуществление работы по созданию в учреждении социального обслуживания условий доступности объекта и оказываемых услуг, а также за проведение инструктажа сотрудников. Этим ответственным должностным лицом может быть заместитель директора (по реабилитации, по общим вопросам и проч.) или иное лицо, определяемое руководителем учреждения. Ответственный сотрудник должен (весьма желательно) пройти специальное обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по вопросам доступности. Ответственный сотрудник самостоятельно проводит инструктаж по вопросам доступности или организует его проведение привлеченными специалистами-экспертами.
Для мониторинга работы и результатов обучения персонала по проблемам доступности заводится специальный журнал мониторинга инструктажа по обеспечению доступности учреждения, в котором указываются дата, время и темазанятия с указанием ФИО, должности сотрудников, получивших инструктаж, и ФИО, должность сотрудника, который его проводил. В таком документе необходимо проставлять подписи как инструктирующего, так иинструктируемого.
В учреждении социального обслуживания могут проводиться такие виды инструктажа по вопросам доступности, как первичный и
повторный. Оба вида инструктажа могут организовываться в индивидуальной и групповой (коллективной) формах.
Первичный инструктаж проводится индивидуально при приеме на работу нового сотрудника как вводный инструктаж в виде тренинга на рабочем месте (теоретический и практический), и при включении новогофункционала в должностную инструкцию работника. Данный вид инструктажа также организуется коллективно - для всего коллектива или в малых группах. Он осуществляется с целью общего осведомления о регламенте работы по созданию условий доступности объекта и оказываемых услуг, сотрудниках, ответственных за осуществление этой деятельности, о задачах по сопровождению и взаимодействию с маломобильными категориями детей и молодежи. Направление на первичный индивидуальный инструктаж по вопросам доступности принятого на работу сотрудника дает отдел кадров учреждения социального обслуживания.
Повторно индивидуальный инструктаж осуществляется в случае нарушения обязанностей и требований сотрудниками. Также он может быть организован в случае появления нового вспомогательного технического средства, применяемого для оказания помощи маломобильным категориям детей и молодежи, для дальнейшего развития навыков работы и т.д. Коллективный повторный инструктаж может проводиться для совершенствования и развития представлений по вопросам доступности, обсуждения и анализа причин несоблюдения требований доступности, определенных по результатам контрольных мероприятий для их недопущения вновь и устранения. Повторный инструктаж необходим также при вступлении в силу новых правил, инструкций, документов, перед началом предоставления новых типов услуг, при переходе на обслуживание в новых формах и на новых объектах. Инструктаж может быть проведен в малых группах и для всего коллектива.
Повторный периодический инструктаж осуществляется в соответствии с планом работы организации. В некоторых ситуациях проводится внеплановый инструктаж с целью изучения новых правил, инструкций, документов, актуальных форм обслуживания, регламента оказания новых услуг, адаптации к новым офисам.
Основными формами организации индивидуального инструктажа выступают тренинги, собеседования, разъяснения, коллективного - лекции, семинары, деловые игры. По результатам инструктажа может
проводиться тестирование, включающее теоретические контрольные вопросы и практические задания.
Таким образом, организация работы по социально-педагогическому сопровождению маломобильных категорий детей и молодежи в учреждении социального обслуживания предусматривает следующие элементы:
- выработка и утверждение организационно-распорядительных и иных локальных документов учреждения о порядке оказания помощи маломобильным категориям детей и молодежи;
- фиксация в должностных инструкциях сотрудников конкретных функций и задач по реализации сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи;
- систематическое обучение персонала по вопросам оказания помощи маломобильным категориям детей и молодежи в учреждении;
- наличие доступной информации для маломобильных категорий детей и молодежи о порядке организации доступности объекта и предоставляемых в учреждении услуг, а также порядка получения помощи на объекте.
Перечисленные направления деятельности как компоненты организационного обеспечения социально-педагогического сопровождения
маломобильных категорий детей и молодежи способствуют решению нескольких задач. Ключевой из них является создание адекватной реабилитационной среды учреждения социального обслуживания как площадки для моделирования и реализации эффективных социально-педагогических технологий для
различных специалистов, работающих с данной категорией. Решению задачи повышения профессиональной компетентности
специалистов, формированию деятельностного компонента их готовности к социально-педагогическому сопровождению
маломобильных категорий детей и молодежи способствует цикличность различных мероприятий по их обучению, консультированию и инструктированию. Разработка локальной нормативно-правовой базы и организационно-исполнительской системы учреждения социального обслуживания, в свою очередь, позволяет определять и фиксировать смысловые границы, содержание, упорядоченность и целенаправленность деятельности по социально-педагогическому сопровождению
маломобильных категорий детей и молодежи. Внедрение этих элементов также определяет возможности формирования информационной базы для оценки работы специалистов, определение способов влияния на них с целью побуждения к более продуктивной профессиональной реализации в описываемом виде деятельности. Данные обстоятельства позволяют характеризовать модель организации социально-педагогического сопровождения детей и молодежи в условиях социального учреждения как отвечающую основным требованиям, предъявляемым к такой деятельности [6]: целенаправленности, комплексности,
полидисциплинарности, последовательности, технологичности.
Литература:
1. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СП 59.13330.2012» // ТЕХЭКСПЕРТ: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200089976
2. «Свод правил. Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения. СП 141.13330.2012»// ТЕХЭКСПЕРТ: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http ://docs.cntd. ru/document/1200102777
3. Басов Н.Ф., Веричева О.Н. Социально-педагогическое сопровождение маломобильных категорий детей и молодежи // Вестник КГУ. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. -№2. - С. 184-188.
4. Басов Н.Ф., Веричева О.Н., Смирнова Е.Е. Содержание социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи / Н.Ф.
Басов // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 2. - № 5. - С. 81-86.
5. Басов Н.Ф., Веричева О.Н., Смирнова Е.Е. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи / Н.Ф. Басов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. -Т. 22. - № 2. - С. 241-244.
6. Веричева О.Н. Особенности и принципы формирования развивающего и реабилитационного пространства для социально-педагогического сопровождения маломобильных категорий детей и молодежи // Казанский педагогический журнал. -2017. - №6. - С. 112-117.
7. Веричева О.Н., Смирнова Е.Е. Технологии социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи / О.Н. Веричева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. -Т. 22. - № 3. - С. 227-231.
8. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы»
9. Федеральный закон «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 N 419-ФЗ.
Сведения об авторе:
Смирнова Екатерина Евгеньевна (г. Кострома, Российская Федерация), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Smirnova (Kostroma, Russian Federation), Ph.D., AssociateProfessor of the Social Work Department, Kostroma State University, e-mail: [email protected]