СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
В статье дается теоретическое обоснование проблемы формирования социально-педагогического партнерства в системе дошкольного образования, на основе анализа теоретико-методологических основ предпринимается попытка разработки системы понятий, составляющих основу методологии данного исследования.
Социальное партнерство в сфере дошкольного образования - это особый тип взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленное на согласование и реализацию интересов участников этого процесса.
Способ осуществления социального партнерства - социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения консенсуса по вопросам, предоставляющим взаимный интерес.
Социальный диалог необходим системе образования в связи с тем, что только в его русле партнерские отношения в образовании и экономике могут стать действенным средством повышения качества и эффективности образования. Именно социальный диалог способен содействовать организации новой внешней среды ДОУ. Социально-педагогическое партнерство становится механизмом саморазвития, самоорганизации и адаптации образования к современным социально-экономическим условиям.
Применительно к социальному партнерству в области дошкольного образования в качестве партнеров дошкольного образовательного учреждения с целью интеграции совместных усилий могут выступать: семьи воспитанников, государственные и местные органы власти, образовательные учреждения города, учреждения культуры и спорта, общественные организации, заключившие соглашение по формированию и исполнению социального заказа к сфере дошкольного образования.
Анализ теоретико-методологических основ формирования социально-педагогического партнерства в процессе функционирования дошкольного образовательного учреждения и связанная с этим проблема поиска оптимальных путей формирования данного взаимодействия требуют разработки системы понятий, составляющих основу методологии нашего исследования. Целесообразность формирования системы основных понятий обусловлена необходимостью моделирования предмета исследования.
Понятийная составляющая представляет собой, как правило, целостную совокупность понятий. Для нашего исследования ключевым будет понятие «подход», посредством которого будет разработана модель социально-педагогического партнерства.
Анализ философской и педагогической литературы привел нас к пониманию того, что «подход в науке рассматривается как методологическое, логико-гносеологическое образование, отражающее направленность поиска, границы которого четко не определены. Другими словами, подход представляет собой комплекс принципов и методов, систему понятий, выполняющую методологическую функцию» [3, с. 92].
Следовательно, подход не имеет четких границ применения и может выступать как принцип познания.
В педагогической науке понятие «подход» многозначно. Так, И.А. Зимней подход рассматривается: во-первых, в качестве мировоззренческой категории, в которой отражаются установки субъектов обучения как носителей общественного сознания. Во-вто-
рых, данное понятие представляет собой глобальную и системную организацию и самоорганизацию образовательного процесса, включающую все его компоненты, и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия [4, с. 75].
Большинство ученых утверждают, что подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента:
• Основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики;
• Принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности;
• Приемы и методы построения процесса воспитания.
Обобщая точки зрения различных ученых, отметим, что подход в педагогике выполняет функцию методологического принципа, на основе которого происходит изучение той или иной педагогической проблемы.
Опираясь на теоретические положения, мы считаем, что формирование социальнопедагогического партнерства может проходить с точки зрения системного подхода. Он играет ведущую роль в нашем исследовании. Считаем важным для нашего исследования рассмотреть его подробно.
Системный подход - общенаучный метод анализа всех факторов, влияющих на изучаемое явление, который необходимо учитывать перед принятием того или иного решения. П.Г. Щедровицкий на первое место ставит не структуру и материальные элементы, а процесс, определяющий лицо объекта и задающий его целостность, в одних случаях это будет процесс функционирования, в других - процесс развития, в третьих - их единство.
Следует отметить, что сущность системного подхода как общенаучного метода анализа всех факторов, влияющих на изучаемое явление, которые необходимо учитывать перед принятием того или иного решения, раскрывается в исследованиях ряда ученых. В
педагогических исследованиях он активно рассматривается в трудах Б.С. Гершунского, Т.А. Ильиной, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой и др. [2, 4, 5, 6 и др.].
Исследователи И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин считают, что методологический аппарат системного подхода в силу свой универсальности остается внутренне организованным и единым, открывая значительные возможности для исследования изучаемых объектов. Тем самым изучение процесса формирования социально-педагогического партнерства может осуществляться в рамках системного подхода [1, 10].
Системный подход позволяет: выявить и систематизировать связи, возникающие в процессе социально-педагогического партнерства; упорядочить знания, информацию, циркулирующие в данном процессе.
Использование системного подхода предполагает применение специальных понятий и методов, соблюдение определенных принципов. Ключевым понятием данного подхода является «система». Термин «система» - это предельное общение, в котором наблюдатель подчеркивает аспект реальности, интересующий его в данный момент. Существует достаточно много определений этого понятия. Например, система - множество, в котором реализуется заранее данное отношение И с фиксированными свойствами Р. Другое определение системы - совокупность элементов, связанных друг с другом в единое целое, способная изменять свое состояние и обладающая свойствами, отличительными от свойств элементов, образующих систему. В этом определении элемент - простейшая неделимая часть изучаемого объекта, выполняющая функции. Внутреннее состояние такого элемента количественно характеризует свойства реального объекта.
Всякое уточнение или конкретизация определения системы влечет за собой уточнение определения внешней среды - совокупности объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате
поведения системы. Кроме того, при рассмотрении какого-либо объекта как системы в ней подчеркивают ряд свойств. Во-первых, это целостность объекта. Любое образование либо множество объектов может быть названо системой, если рассмотрение как целого оправдано с какой-либо точки зрения и может помочь исследователю ответить на поставленный вопрос, решить сформированную задачу. В основе системы лежит процесс - последовательное закономерное изменение свойств объекта, его параметров. Во-вторых, наличие цели изучения, критерия, обусловливающего существование данного объекта как целого. В-третьих, рассматриваемый объект определяют как часть, подсистему некоторой большей системы, где подсистема определяется как группа выделенных из системы элементов, объединенных на основе какого-либо свойства. В-четвертых, изучаемый объект сам в свою очередь дробится на подсистемы, т. е. характеризуется структурой, под которой подразумеваются определенные и о относительно устойчивые отношения между ее элементами и подсистемами.
Второй составляющей системного подхода являются принципы, т. е. исходные положения и основные правила деятельности по познанию и преобразованию системных объектов.
Принцип целостности. Он назван первым потому, что именно целостность считают главным критерием отнесения того или иного объекта к классу систем, а самого процесса познавательной или практической деятельности - к разряду системных.
Принцип коммуникативности (связи). Ученые не без основания утверждают, что познать систему означает прежде всего изучить ее коммуникации - внутренние и внешние связи.
В системах, особенно социального типа, существует огромное количество связей. Философы-системологи И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин выделяют семь групп связей:
1) связи взаимодействия объектов, их сторон и свойств;
2) связи порождения, имеющие и другие наименования - генетические;
3) связи преобразования;
4) связи строения, которые нередко называют структурными;
5) связи функционирования;
6) связи развития, которые вызывают существенные изменения в строении объекта и формах его жизни;
7) связи управления [1, 10].
Принцип структурности. Благодаря устойчивости структур обеспечивается целостность системы, упорядоченность взаимодействия ее компонентов. Наряду с устойчивостью (разумеется, относительной) структура обладает и такими качествами, как подвижность и изменчивость. Именно с такими свойствами структуры многие ученые связывают возможности преобразования системы и появления у нее нового интегрированного (системного) качества.
Принцип управляемости и целенаправленности. Цель и управление следует рассматривать не только как важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития.
Принцип развития. Развитие системы определяется в науке как процесс количественных и качественных изменений, обусловливающий формирование ее нового интегративного свойства и переход с одного уровня целостности на другой.
Изложив исходные положения - принципы системного подхода, обратим внимание на третью составляющую системного подхода, т. е. на методы познания и преобразования педагогических систем. Системный подход применительно к процессу формирования социально-педагогического партнерства проявляется в рассмотрении его как модели, обладающей целостностью, состоящей из нескольких блоков: целевого, содержательного, функционального, организационного, аналитического и результативного.
Системный подход и метод моделирования сложных явлений представляют возмож-
ность многостороннего исследования любого объекта.
Таким образом, принимая во внимание предмет нашего исследования, для формирования социально-педагогического партнерства в качестве теоретико-методологической основы использовался системный подход, который предполагает:
• выделение системообразующего фактора;
• выбор форм взаимодействия участников социально-педагогического партнерства для достижения поставленной цели: интеграции усилий участников социально-педагогического партнерства для повышения качества дошкольного образования;
• разработку механизма интеграции совместной деятельности субъектов социальнопедагогического партнерства.
Список использованной литературы:
1. Блауберг И.В. Целостность и системность // Системные исследования: Ежегодник. - М.: Наука, 1977, с. 5-28.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
3. Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. - Челябинск: ЧГА-КИ, 2002 - 276 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология, учебник для вузов. Изд. второе, доп., исправ. и перераб. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1999.-384 с.
5. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для пед. ин-тов / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение,1984. - 496 с.
6. Конаржевский Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия: учеб. пособ. по спецкурсу / Ю.А. Конаржевский. - Челябинск: ЧГПИ, 1980. - 93 с.
7. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. - Л.: Издательство ЛГУ, 1980. - 172 с.
8. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 461 с.
9. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами / В.П. Симонов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.
10. Юдин З.Г. Системный подход и принципы деятельности. - М.: Наука, 1978 - 391 с.