Научная статья на тему 'Системный подход к процессу формирования социально-педагогического партнерства в ДОУ'

Системный подход к процессу формирования социально-педагогического партнерства в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никольская О. Д.

В статье обосновывается необходимость применения системного подхода к процессу формирования социально-педагогического партнерства в системе дошкольного образования, на основе теоретико-методологических основ предпринимается попытка разработки системы понятий, составляющих основу методологии данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к процессу формирования социально-педагогического партнерства в ДОУ»

ББК 74.1 УДК 372

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА В ДОУ

О.Д. Никольская ЧГПУ

В статье обосновывается необходимость применения системного подхода к процессу формирования социально-педагогического партнерства в системе дошкольного образования, на основе теоретико-методологических основ предпринимается попытка разработки системы понятий, составляющих основу методологии данного исследования.

Социальное партнерство в сфере образование - это особый тип взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на согласование и реализацию интересов участников этого процесса.

Способ осуществления социального партнерства - социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения консенсуса по вопросам, предоставляющим взаимный интерес.

Социальный диалог необходим системе образования в связи с тем, что только в русле партнерских отношений в образовании и экономике возможно добиться повышения качества и эффективности образования. Именно, социальный диалог способен содействовать организации новой внешней среды дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Социально-педагогическое партнерство становится механизмом саморазвития, самоорганизации и адаптации образования к современным социально-экономическим условиям.

Анализ теоретико-методологических основ формирования социально-педагогического партнерства в процессе функционирования ДОУ и связанная с этим проблема поиска оптимальных путей формирования данного взаимодействия, требует разработки системы понятий, оставляющих основу методологии нашего исследования.

Понятийная составляющая представляет собой как правило, целостную совокупность понятий. Для нашего исследования ключевым будет понятие «подход», посредством которого будет разработана модель формирования

социально-педагогического партнерства в системе дошкольного образования.

В педагогической науке понятие «подход» многозначно. Так, И.А. Зимней «подход» рассматривается: во-первых, в качестве мировоззренческой категории, в которой отражаются установки субъектов обучения как носителей общественного сознания. Во-вторых, данное понятие представляет собой глобальную и системную организацию и самоорганизацию образовательного процесса, включающую все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия» [3, с. 75].

«Системный подход - общенаучный метод анализа всех факторов, влияющих на изучаемое явление, которое необходимо учитывать перед принятием того или иного решения». П.Г. Щедровицкий ставит не структуру и материальные элементы, а процесс, определяющее лицо объекта и задающий его целостность, в одних случаях это будет процесс функционирования, в других - процесс развития, в третьих - их единство [10, с. 67].

Следует отметить, что сущность системного подхода как общенаучного метода анализа всех факторов, влияющих на изучаемое явление, которые необходимо учитывать перед принятием того или иного решения, раскрывается в исследованиях ряда ученых. В педагогических исследованиях он активно рассматривается в трудах Б.С. Гершунского, Т.А. Ильиной, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой и др. [2,4, 5,6, 8].

Исследователи И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин считают, что методологический аппарат системного подхода в силу свой универсальности остается внутренне организованным и единым,

Никольская ОД.

Системный подход к процессу формирования социально-педагогического партнерства вДОУ

открывая значительные возможности для исследования изучаемых объектов. Тем самым изучение процесса формирования социальнопедагогического партнерства может осуществляться в рамках системного подхода [1,11].

Системный подход позволяет: выявить и систематизировать связи, возникающие в процессе социально-педагогического партнерства; упорядочить знания, информацию, циркулирующие в данном процессе.

Ключевым понятием данного подхода является «система». Под системой принято понимать совокупность элементов и их связей, образующих определенную ценность.

Характеристиками системы являются:

- целостность, которая обеспечивается связями между ее элементами, особенно системообразующими связями, выражающими закономерные отношения;

- структуру, выражающую способ связи, расположение и порядок ее элементов;

- определенные свойства - некий атрибут (признак) того или иного элемента;

- совокупность свойств, которая является необходимой и достаточной для ее функционирования;

- организованность, которая обеспечивает слаженность, взаимосогласованность всех происходящих в ней процессов.

-Таким образом, если объект познания принимается за систему, то это предполагает:

- изучение особенностей строения целого -структуру (подсистем и элементов) и свойств;

- изучение механизмов интеграции целого: внутренних связей между подсистемами и элементами; внешних связей - с системами более высокого порядка и внешней средой; рассмотрение целого в развитии.

Дошкольное образовательное учреждение -это система, поскольку создана людьми, и отношения между ними составляют ее основу. ДОУ относится к социально-педагогическим системам, так как его предназначение заключается в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения.

Анализируя современное состояние проблемы формирования социально-педагогичес-кого партнерства в системе дошкольного образования можно констатировать, что любое дошкольное образовательное учреждение -

это социально-педагогическая система, которая существует не изолировано, а во взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Эти внешние по отношению к данной системе образования составляют ее внешнюю среду, внутри которой выделяют:

- косвенное воздействие (совокупность факторов, прямо не воздействующих на систему дошкольного образования, но оказывающих определенное влияние на нее);

- прямое воздействие (совокупность факторов непосредственного влияния на систему).

К внутренней среде ДОУ можно отнести организацию взаимодействия непосредственных участников образовательного процесса ДОУ: педагогов, воспитанников и их родителей.

Схема взаимодействия внутренней и внешней среды дошкольного образовательного учреждения представлена на рисунке 1.

Все факторы как внешней, так и внутренней среды обладают свойством изменчивости. Изменения во внешней среде приводят к изменениям в дошкольном образовательном учреждении.

«Кроме того, ДОУ обладает свойством приспособления (адаптации) к внешней среде, -отмечает Сафонова O.A. - это заключается в его способности реагировать на изменения внешней среды таким образом, чтобы получить благоприятные последствия для своей жизнедеятельности. Именно адаптация позволяет дошкольному образовательному учреждению эффективно функционировать в современной социально-экономической ситуации» [7, с. 5].

Следует отметить, что ДОУ проявляет себя не только как адаптивная, но и как адаптирующая система, обладающая способностью активно влиять на окружающую среду.

Для того чтобы показать характер взаимосвязи внутренней среды дошкольного образовательного учреждения с внешней средой, воспользуемся методом, предложенным У.Р. Эшби (рис. 1).

Входом является то, что связывает ДОУ с внешней средой:

-социальный заказ, сформированный государством, семьей, отдельными социально -педагогическим структурами (школа, вузы, учреждения здравоохранения, культуры, спорта);

входы I процессы і выходы

щ 2

Рис. 1. Метод взаимосвязи внутренней и внешней среды системы по У.Р. Эшби

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 9

215

Теория и методика общего образования

входы

процессы

выходы

Рис. 2. Система взаимосвязи внешней и внутренней среды дошкольного образовательного учреждения

- ресурсы - совокупность информационных, методических, кадровых, финансовых средств, необходимых для функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения;

- ограничения, своего рода рамки, в которых ДОУ может выполнять свои функции (нормативно-правовая база системы дошкольного образования).

Процессом будет является преобразования полученные извне. Исходя из требований социального заказа, его «ресурсной поддержки», норм и правил, устанавливаемых государством, а также своих собственных возможностей, потребностей коллектива, ДОУ строит свою деятельность, в основе которой лежат процессы образования, управления и ресурсообеспечения, и передает ее результаты во внешнюю среду.

1. Образовательный процесс является основным в ДОУ, поскольку именно он оказывает непосредственное влияние на главный результат деятельности учреждения в условиях субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса ДОУ.

2. Процесс ресурсообеспечения выступает в качестве вспомогательного процесса, основанным назначением которого является создание необходимых ресурсов и условий функционирования основного процесса.

3. Процесс управления обеспечивает соответствие между желаемым и фактическим результатом (выходом).

Результат, который система передает во внешнюю среду, будет являться выходом.

В соответствие выше сказанного систему дошкольного образовательного учреждения можно представить следующим образом (рис. 2).

Таким образом, системное видение объекта управления способствует переориентации руководителя со стратегии локальных воздействий на отдельные звенья дошкольного образовательного учреждения на стратегию системного управления. Последняя предполагает объедине-

ние разрозненных действий в единую систему целеустремленной, постоянно осуществляемой управленческой деятельности по формированию социально - педагогического партнерства в системе дошкольного образования.

Литература

1. Блаубер, ИВ. Целостность и системность /ИВ. Блауберг //Системные исследования: ежегодник. -М.: Наука, 1977. - С. 5-28.

2. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века /Б.С. Гершунский. — М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов /И.А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-384 с.

4. Ильина, Т.А. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для пед. ин-тов / Т.А. Ильина. -М.: Просвещение, 1984. - 496 с.

5. Конаржевский, Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия: учеб. пособ. по спецкурсу / Ю.А. Конаржевский. - Челябинск: ЧГПИ, 1980. - 93 с.

6. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. -Л.: Издательство ЛГУ, 1980. -172 с.

7. Сафонова, O.A. Системный подход в управлении ДОУ / O.A. Сафонова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2003. - № 1 - С. 4-9.

8. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 461 с.

9. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами/В.П. Симонов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.

10. Щедровицкий, П.Г. Об исходных позициях анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности / П.Г. Щедровицкий // Обучение и развитие. - 1996. -С. 47-67.

11. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1978. - 391 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.