YAK 378 ББК 74.489
B.B. ТОЛМАЧЕВА
V.V. TOLMACHEVA
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ОБЩЕНАУЧНАЯ ОСНОВА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
SYSTEM APPROACH AS A GENERAL SCIENTIFIC BASIS IN THE FORMATION OF SOCIO-ECOLOGICAL READINESS OF FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL
Представленная статья отражает авторский взгляд на проблему формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО и принципы, положенные в основу обоснования системного подхода в педагогической концепции формирования заявленного качества. Подробно рассматриваются такие ключевые категории, как «система», «структура», «связь», «элемент», «фактор», и обозначается ракурс преломления основных положений системного подхода к рассматриваемой проблеме.
The presented article reflects the author's view on the problem of formation of socio-ecological readiness of the future teacher of DOE and the provisions laid down in the basis of substantiation of the system approach in the pedagogical concept of formation of the declared quality. Such key categories as "system", "structure", "connection", "element", "factor" are considered in detail and the perspective of refraction of the main provisions of the system approach to the problem under consideration is indicated.
Ключевые слова: методология, подход, системный подход, социально-экологическая готовность будущего педагога.
Key words: methodology, approach, system approach, socio-ecological readiness of the future teacher.
Изучение любого явления окружающей нас действительности предполагает наличие инструмента познания. В качестве такого инструмента применительно к педагогическим исследованиям следует рассматривать методологию, определяющую основные направления процесса познания.
Категория «методология» (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение и logos - слово, понятие) неоднозначна в своих трактовках и может быть рассмотрена с различных позиций: от философской исходной позиции всех научных дисциплин до теории научного познания каждой конкретной из них.
Весьма ценной является способность методологии педагогики воздействовать на практику педагогической деятельности. Так, Б.С. Гершунский в своих исследованиях подчеркивал, что методология науки должна быть направлена не просто на саму науку, а на ту реально существующую действительность, служить которой она призвана.
Применительно к нашему исследованию нам близка позиция Е.Ю. Никитиной и О.Ю. Афанасьевой, которые, опираясь на позицию В.А. Беликова, понимают под методологией педагогического исследования систему достоверных знаний более высокого порядка по отношению к выбранной педагогической проблеме, определяющую характер, логическую организацию, методы и средства ее исследования, а также принципы и способы построения педагогической концепции и ее решения.
В основе теоретико-методологического обоснования любой педагогической концепции лежит совокупность подходов. Методологический подход представляет собой ключевой элемент любого исследования, поскольку задает комплекс стратегических направлений исследования, а это, в свою очередь, способствует решению целого ряда задач.
Как справедливо отмечают Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева, назначение любого методологического подхода к научному познанию в самом общем виде сводится к процессу изучения заявленного объекта в конкретно определенном ракурсе с обязательной проекцией полученных результатов на конкретную теоретическую область. Причем подход по своей сути не дает исследователю конкретно определенного аппарата исследования и не может обеспечить решение теоретической задачи, в этом качестве выступает метод, позволяющий последовательно и детально изучить выделенную сторону объекта.
В основе любого подхода лежит педагогическая категория, определяющая его название и акцентирующая внимание на важной стороне окружающей реальности.
Интересной особенностью методологических подходов является их продуктивность в познании выделенного к исследованию аспекта, в то же время обособленность от других подходов, как правило, демонстрирует его однобокость в изучении конкретного явления. Сердцевиной каждого подхода выступает категория, дающая ему название и фиксирующая важную сторону действительности. Поэтому любой подход к научному познанию сводится к изучению объекта в определенном ракурсе с проекцией результатов на ту или иную теоретическую область. То есть подход указывает, какой именно аспект принимается во внимание в данном случае. Все это определяет стремление исследователей рассмотреть интересующее явление с применением целой совокупности подходов, что обеспечивает комплексность и достоверность полученных результатов.
Мы разделяем точку зрения Л.И. Гриценко, В.И. Загвязинского и др. в том, что множественность методологических подходов в педагогической теории побуждает исследователя к их интеграции при рассмотрении единой педагогической системы. Интеграция не эклектическая, а системная находит подтверждение своей истинности в целостности и многоплановости природы человека, философском единстве общего, особенного и отдельного в нем.
Возможность интеграции методологических подходов делает возможным рассмотреть процесс профессиональной подготовки будущих педагогов как систему, в рамках которой можно синтезировать множество разнородных составляющих ее компонентов, в данном случае философско-педагогических концепций и сформировавшихся на их основе образовательных практик.
При разработке системы формирования социально-экологической готовности будущих педагогов мы также исходили из обозначенных выше достоинств интеграции методологических подходов и выделили в качестве методологического основания такие, как системный, деятельностный, аксиологический, информационный и интегративный. В формате заявленной публикации более подробно мы остановимся на рассмотрении системного подхода и его значения в формировании социально-экологической готовности будущего педагога дошкольной образовательной организации (ДОО).
Системный подход в методологии изучен достаточно подробно, и ключевые его характеристики отражены в трудах таких исследователей, как А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и др. Педагогическая интерпретация системного подхода получила отражение в работах В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой, Г.Н. Серикова, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и др.
Разделяя позицию классиков системного подхода, хотелось бы подчеркнуть, что сущность системного подхода заключается во взаимосвязанном, взаимообусловленном и диалектическом рассмотрении компонентов изучаемого педагогического явления. Именно это (разделяем позицию И.В. Блау-берга) делает возможным выявление новых связей и интегративных свойств компонентов рассматриваемой системы.
Обязательным условием системного исследование является то, что его предметом должен выступать объект, представляющий собой систему, и си-
стемные характеристики его должны просматриваться в результатах проведенного исследования (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.). Следовательно, суть системных исследований состоит в разработке целостного подхода к предметам изучения, который реализуется через понятие «система».
Для системного подхода, помимо очевидного понятия «система», весьма значим и ряд других взаимосвязанных понятий: «структура», «связь», «элемент», «фактор» и другие. Все это позволяет получить более детальное представление о целостности рассматриваемого явления и дает возможность отбора наиболее эффективных способах его изучения. Вполне логично, что основными признаками системы тогда выступают следующие: наличие разнообразных элементов, среди которых есть системообразующие; связи и взаимодействия компонентов; целостность их совокупности; сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.
Использование системного подхода при рассмотрении педагогических явлений и процессов делает возможным построение структурных и функциональных моделей, представляющих рассматриваемые процессы с позиции системы, что, в конечном итоге, позволяет получить новое знание об особенностях и закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.
Представление рассматриваемого педагогического явления или процесса с точки зрения системности позволяет определить устойчивые и переменные ее составляющие, а также выявить значение каждого из компонентов в развитии всей системы.
Рассматривая системный подход в качестве общенаучной основы формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО и обосновывая целесообразность его применения, мы исходили из основных положений методологии данного подхода, а также его методологических функций.
Все вышесказанное позволяет нам рассматривать процесс формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО как педагогическую систему, характеризующуюся следующими существенными признаками:
- объективным существованием (субстанциональностью) всех элементов, составляющих данную педагогическую систему;
- структурностью, характеризующуюся наличием взаимосвязей и взаимоотношений между элементами системы;
- функциональностью, определяющую дееспособность педагогической системы как неделимого целого.
Рассмотрение процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога с позиций системного подхода делает необходимым выявление всех составных элементов изучаемого процесса, определения перечня его компонентов, выявление системообразующих факторов и связей между компонентами, определение ключевых функций системы как таковой и отдельных ее компонентов, а также презентацию структуры данной системы.
Выявление составных элементов и компонентов процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога побудил обратиться нас к понятию «элемент», как минимальному компоненту системы либо максимального предела ее расчленения. Это позволило нам рассматривать в качестве элемента процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога в рамках нашей концепции - педагогическую задачу, а в качестве компонентов социально-экологической готовности будущего педагога выступают ценностно-мотивационный, когнитивный, практико-деятельностный.
К внешним системообразующим факторам формирования социально-экологической готовности будущего педагога как педагогической системы относится: цель - формирование интегрального качества личности, при котором
ключевым будет являться осознание единства системы «человек-общество-природа», а также стремление реализовывать социально-экологическое образование на каждом конкретном его уровне, а к внутренним - структурные связи (между структурными элементами социально-экологической готовности, между этапами формирования исследуемого вида готовности) и функциональные связи (между функциональными компонентами социально-экологической готовности).
Структурными компонентами системы формирования социально-экологической готовности будущего педагога выступили:
- цель;
- содержание образовательной деятельности;
- формы, методы, средства;
- обучающиеся;
- преподаватели.
Функциональные компоненты процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога мы выделили на основе исследования Н.В. Кузьминой:
- гностический - представляет собой совокупность действий, связанных с накоплением будущими педагогами системы знаний о целях и задачах формирования социально-экологической готовности, а также средствах их достижения, о состоянии объектов и субъектов педагогического воздействия;
- проектировочный - направлен на овладение действиями, связанными с выявлением проблем, планированием способов их решения в будущей деятельности участников процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога;
- конструктивный - включает действия, направленные на выбор и композиционное построение содержательной стороны учебной информации, определение особенностей предстоящей деятельности педагогов и обучающихся;
- коммуникативный - направлен на установление педагогически обоснованных и целесообразных взаимоотношений между преподавателями и обучающимися как по вертикали, так и по горизонтали.
- организаторский - направлен на овладение действиями по реализации процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога.
Таким образом, мы обосновали значение и возможности рассмотрения процесса формования социально-экологической готовности будущего педагога с позиций системного подхода. Структурно система формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста представляет собой организованную совокупность компонентов, связей между ними, что обеспечивает достижение общей цели рассматриваемой системы. Графическое отражение ключевых характеристик рассматриваемой педагогической системы возможно в специально созданном объекте - педагогической модели процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО.
Литература
1. Гершунский, Б.С. Педагогическое науковедение [Текст] / Б.С. Гершунс-кий // Советская педагогика. - 1989. - № 10. - С. 68-74.
2. Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе [Текст] / Ю.А. Конаржевский. - Челябинск : ЧГПУ, 1986. -135 с.
3. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы [Текст] / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М. : МАНПО, 2006. - 154 с.
4. Новиков, А.М. Методология образования [Текст] / А.М. Новиков. - М. : Эг-вес, 2006. - 488 с.
5. Сериков, Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация : монография [Текст] / Г.Н. Сериков. - Челябинск : ЧГПУ, 1998. - 664 с.
6. Тюмасева, З.И. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз - школа» как условие профессионального становления студентов : монография [Текст]. - Челябинск : ЧГПУ, 2015. - 290 с.
7. Юдин, Б.Г. Методологические проблемы исследования самоорганизующихся систем [Текст] / Б.Г. Юдин // Проблемы методологии системного исследования ; под ред. И.В. Блауберга. - М. : Мысль, 1970. - 458 с.
8. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.