Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА В РОССИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
танцевальный спорт / бальный танец / социальные функции / педагогические функции / dance sport / ballroom dance / social functions / pedagogical functions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берсенева Татьяна Павловна, Пальчиковская Полина Дмитриевна

Рассмотрен танцевальный спорт с точки зрения социально-педагогического аспекта и определено его влияние на социальные условия, катаклизмы и вызовы, происходящие в стране. Проанализирована значимость роли танцевального спорта в процессе непрерывного образования и физического воспитания различных слоев населения. Выявлены и охарактеризованы общие и частные функции танцевального спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF DANCE SPORT IN RUSSIA

Dance sport is considered from the point of view of the socio-pedagogical aspect and its influence on social conditions, disasters and challenges occurring in the country is determined. The significance of the role of dance sport in the process of lifelong education and physical training of various segments of the population is analyzed. The general and specific functions of dance sport are identified and characterized.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА В РОССИИ»

УДК 793.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-2-69-78

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА В РОССИИ

Т.П. Берсенева, П.Д. Пальчиковская

Рассмотрен танцевальный спорт с точки зрения социально-педагогического аспекта и определено его влияние на социальные условия, катаклизмы и вызовы, происходящие в стране. Проанализирована значимость роли танцевального спорта в процессе непрерывного образования и физического воспитания различных слоев населения. Выявлены и охарактеризованы общие и частные функции танцевального спорта.

Ключевые слова: танцевальный спорт, бальный танец, социальные функции, педагогические функции.

Берсенева Татьяна Павловна, д-р культурологии, проф., taniabers@list.ru, Россия, Омск, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского,

Пальчиковская Полина Дмитриевна, аспирант, palchikovskaya@bk. щ. Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

На сегодняшний день важным направлением политики нашего государства является гуманизация образования, вызванная потребностью в патриотическом и эстетическом воспитании молодежи. Одним из путей решения постав -ленной задачи может быть внедрение в учебно-воспитательный процесс занятий по танцевальному спорту. Танцевальный спорт, соединяя в себе черты искусства и собственно спорта, обладает большим социально-педагогическим потенциалом, но до сих пор недостаточно активно применяется в образовании.

Целью исследования является рассмотрение танцевального спорта с точки зрения социально-педагогического аспекта, выявление его общих и частных социально-педагогических функций, а также определение значимости танцевального спорта в процессе физического образования и воспи -тания граждан.

Задачи исследования:

- определить влияние социальных условий, катаклизмов и вызовов на танцевальный спорт;

- выявить общие и частные функции танцевального спорта.

SOCIO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF DANCE SPORT IN RUSSIA

Berseneva T.P., doctor of culturology, professor, taniabers@list.ru, Russia, Omsk, Dostoevsky Omsk State University, Palchikovskaya P.D., graduate student, pal-chikovskaya@bk. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports

Dance sport is considered from the point of view of the socio-pedagogical aspect and its influence on social conditions, disasters and challenges occurring in the country is determined. The significance of the role of dance sport in the process of lifelong education and physical training of various segments of the population is analyzed. The general and specific functions of dance sport are identified and characterized.

Key words: dance sport, ballroom dance, social functions, pedagogical functions.

Методика и организация исследования. В процессе исследования использовались исторический и диахронический методы, методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Результаты исследования и их обсуждение. Уже с XVIII века в России бальный танец служил в воспитательных целях и стал обязательным предметом в различных учебных заведениях. В 1732 году в Санкт -Петербурге был открыт Сухопутный шляхетский корпус - первый в стране кадетский корпус, где подготавливались будущие офицеры и гражданские чиновники. Помимо военных дисциплин, юношей обучали разным языкам, ораторскому искусству, музыке, театральному искусству и танцам [1, с. 53-54]. Для преподавания танцевального искусства был приглашен французский балетмейстер, педагог, основатель танцевальной школы Жан -Батист Ланде.

Барышни также должны были хорошо танцевать. В открывшемся в 1764 году Смольном институте благородных девиц, куда с шести лет при -нимались на обучение девушки знатных сословий, танцы были одним из неотъемлемых предметов, изучаемых на протяжении двенадцати лет. Бальные танцы не только учили будущих придворных дам этикету и мане -рам поведения на светских вечерах, но и способствовали формированию физических и морально-нравственных качеств учениц [2, с. 106; 3, с. 163].

В 1811 году императором Александром II был открыт Царскосельский лицей, предназначавшийся для обучения дворянских детей. Учебная программа, разработанная М.М. Сперанским, включала, помимо занятий нравственными, словесными, историческими и физико-математическими науками, и танцевальную подготовку, которая была направлена на формирование сильных, амбициозных, инициативных личностей. Танец способ -ствовал гармоничному развитию юношей, которых готовили к престижной государственной службе.

В XIX веке отличительными чертами методики обучения бальным танцам были системность и строгость. Детей обучали танцам с пяти-шес-тилетнего возраста, заставляли множество раз повторять танцевальные движения. Для того чтобы у детей была возможность потренироваться в танце с партнерами, а также проверить свои знания бального этикета, уст -раивались детские костюмированные балы, куда приглашались родители с детьми и их знакомые. К примеру, А.С. Пушкин начал учиться танцам еще до поступления в лицей. Вместе с сестрой он посещал детские балы у од -ного из самых популярных танцмейстеров того времени - П.А. Иогеля, прибывшего из Франции. Позднее на одном из таких балов Александр Сергеевич встретил свою будущую жену Наталью Гончарову [3, с. 80].

Можно заметить, что обучение бальным танцам входило в перечень необходимых дисциплин всех лучших учебных заведений, а также препо -давалось на дому. Это связано, в первую очередь, с запросами общества,

так как в ХУШ-Х1Х столетиях бальная культура была чрезвычайно развита и все представители дворянского сословия обязаны были держаться достойно на многочисленных светских приемах. Во-вторых, неоценим вклад танцевального искусства в процесс формирования и воспитания личности: регулярные занятия танцами способствовали развитию физических и психических качеств, позволяли овладеть необходимыми этикетными умениями и навыками. Наконец, сама суть бального танца заключается в близком общение между мужчиной и женщиной, что представля -лось движущей силой в бракообразующем процессе послепетровского российского общества.

Ушедшая с дореволюционной Россией тенденция к повсеместному приобщению к танцевальному искусству лишила современную молодежь действенного средства физического воспитания.

Однако в Советском Союзе бальный танец в несколько иной форме но продолжил свое существование, получив распространение среди всех слоев населения и воспринимаясь как хобби, а не важнейший вид деятель -ности. Для обучения бальным танцам начали издаваться учебные пособия, в которых описывались фигуры новых, соответствующих советской идеологии, танцев, их музыкальный размер, пошагово изображались все двигательные действия. Большое количество танцев было построено на русской народной хореографии, а также на многонациональной хореографии народов, населяющих СССР.

В Советском Союзе бальные танцы исполнялись на танцевальных вечерах и праздниках, а обучались им теперь в специально организованных школах бального танца, кружках при Дворцах культуры, в любительских коллективах художественной самодеятельности и ансамблях.

В кружках и школах бального танца обучение делилось на циклы по количеству часов и уровню профессиональных навыков, развиваемых в рамках цикла, что давало возможность загруженным работой на предприятиях гражданам СССР заниматься в удобное время и совершенствовать навыки согласно запросам.

Немаловажным аспектом любой физической деятельности является мотивационно-ценностная направленность физкультурного процесса, которая реализуется в получении удовлетворения и определенного результата от выполняемой физической активности [4, с. 5]. Мотивацию к заня -тиям бальными танцами повышали танцевальные вечера, устраиваемые танцплощадками и клубами. Посещая такие вечера, молодежь формиро -вала устойчивый интерес к бальным танцам и желание заниматься этим видом деятельности дополнительно.

Ансамбли и коллективы художественной самодеятельности выступали на танцевальных вечерах и концертах. Танцоры исполняли постановочные танцы, адаптированные для сцены, иногда выступление ансамблей сопровождалось чтением лекций и проведением бесед, связанных с вопросами бальной хореографии.

Несколько глубже обучение происходило в студиях бального танца, а позднее и в клубах. Здесь изучались сложные танцевальные композиции современных танцев, осваивались основы классической, народной, исто-рико-бытовой хореографии, проходили лекции по истории искусства. Свое мастерство ученики демонстрировали на показательных концертах, кото -рые позднее переросли в конкурсы бального танца. В клубах любителей бального танца программа была еще шире, а также организовывались всяческие встречи, обсуждения, демонстрации новых танцев. Клубная форма организации работы с молодежью в измененной форме существует и в настоящее время.

В СССР отмечалась необходимость в преемственности обучения бальным танцам. Бальные танцы изучались с детсадовского возраста, затем в средней школе, после чего занимающиеся имели возможность попасть в юношеские коллективы. В процессе обучения советские педагоги опира -лись на общепедагогические принципы и методы преподавания. Перед собой они ставили различные воспитательные задачи: научить понимать хореографическое искусство, привить любовь к танцам, научить красиво танцевать, развить художественные способности занимающихся, чувство -вать и создавать прекрасное в танце. Кроме того, в советской школе делался акцент на создание художественного образа не только в сцениче -ском танце, но и в массовом бальном, то есть педагоги стремились научить занимающихся передавать в каждом танце эмоциональную окраску, раз -личные черты характера и взаимоотношений между танцующими. Для достижения поставленной цели преподаватели бальных танцев использо -вали прослушивание музыки, рассказы о быте, традициях, этикете того народа и той эпохи, то есть того, что характеризовало разучиваемый танец.

Советские педагоги также учитывали возрастные особенности занимающихся при обучении бальным танцам. Рекомендовалось начинать занятия в детском возрасте для своевременного формирования необходимых двигательных навыков, поэтому в СССР существовало большое количество именно детских коллективов больного танца. На основе народных танцев и упрощенных элементов бального танца была специально разрабо -тана программа детских танцев, учитывающая особенности юных танцо -ров, среди которых - быстрая утомляемость, слабый мышечный аппарат, недостаточно развитые сердечно-сосудистая и дыхательная системы, анализаторный аппарат, а также морально -волевые качества. Среди детских танцев можно выделить самые запоминающиеся и исполняемые до сих пор. Это - «Берлинская полька», «Чебурашка», «Улыбка», «Современные ритмы», «Танец маленьких утят», «Рилио».

Во второй половине XX века бальный танец приобрел статус спорта. Многими авторами-теоретиками в области физической культуры и

спорта выделяются функции, свойственные спортивной деятельности в целом [5, с. 48-56; 6, 7] и, соответственно, характерные для танцевального спорта как вида спорта. Как авторы, выделяем и специфические функции, свойственные только танцевальному спорту.

Рассмотрим общие функции танцевального спорта. Во-первых, с точки зрения Л.П. Матвеева, одна из ключевых функций спорта - соревновательно-эталонная [5, с. 49]. Спорт сравнивает человеческие возможности, и установленные достижения представляются эталоном человеческого развития. В танцевальном спорте не существует рекордов. Однако эталоном можно считать технику исполнения того или иного элемента, уровень развития физических качеств спортсмена, эстетическую выразительность движений, уровень взаимодействия в паре и эмоционально-харизматическую составляющую.

Во-вторых, эвристически-достиженческая функция, заключающаяся в познание человеком своих возможностей, эффективных путей реализации их, а также в постоянном поиске новых средств оптимизации трениро -вочного процесса [5, с. 49]. Приоритет технической подготовленности среди танцоров заставляет постоянно пересматривать, совершенствовать технику огромного множества элементов, модернизировать их и придумы -вать новые, искать новые ритмические рисунки, сочетания танцевальных фигур и паттернов взаимодействия между партнером и партнершей.

В-третьих, по Л.П. Матвееву, функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития [5, с. 51]. Соревновательный бальный танец требует от исполнителей высокого уровня развития всех физических способностей. Постигая технику исполнения различных танцевальных элементов и основы физического взаимодействия в паре, необходимо обладать хорошо развитыми морально-волевыми и интеллектуальными качествами. Вместе с тем танец представляется высокоэстетическим явле -нием, что предъявляет требования к внешнему виду, поступкам, словам и мыслям занимающихся.

В-четвертых, оздоровительно-рекреативная функция [5, с. 53]. В детском возрасте спорт формирует привычки личной гигиены, потребность в систематических занятиях физической культурой, во взрослом -является средством оздоровления, борьбы с гиподинамией, активного отдыха. Кроме того, спорт является одним из вариантов сублимации, то есть способом перенаправления негативных эмоций в мирное русло. В силу целенаправленных упражнений и правильных положений тела у танцоров формируется красивая осанка, продолжительные кардионагрузки способствуют снижению лишнего веса, скоростно-силовая направленность упражнений содействует укреплению мышечного корсета.

В-пятых, эмоционально-зрелищная функция [5, с. 53]. Спорт - это волнующее зрелище, где болельщики сопереживают спортсменам, отождествляют себя с ними, подражают наиболее ярким личностям, а гармония

физического и духовного, истинная красота честной, бескомпромиссной борьбы завораживают. Следя за выступлением высококвалифицированных танцоров, зритель проживает вместе с ними бурю эмоций, получает богатый эстетический опыт. Вместе с тем танец представляет собой воплощение красоты и эстетики больше, чем какой-либо другой вид спорта, связанный с искусством.

В-шестых, функция социализации личности и социальной интеграции [5, с. 54]. Отношения, формируемые в процессе спортивной деятель -ности, выходят за рамки спорта и усиливают влияние спортивной жизни на социальный опыт спортсменов. Танцоры с раннего возраста учатся правильно строить взаимоотношения с одноклубниками, тренерами, судьями, зрителями, усваивают разнообразные социальные роли. Танцуя в паре, постигают тонкости в общении между мужчиной и женщиной. Также тан -цевальный спорт является фактором социальной интеграции, сближая и объединяя людей в группы на основе общих интересов и совместной дея -тельности.

Как считает Л.П. Матвеев, следующая функция - коммуникативная [5, с. 55], характеризующаяся установлением международных связей и укреплением культурного сотрудничества народов посредством спорта. Про -ведение большого множества международных соревнований различного уровня, конгрессов и семинаров по танцевальному спорту способствует гуманизации общества, укреплению международных отношений.

Еще одна функция - экономическая [5, с. 55-56]. Танцевальный спорт во многом коммерциализирован, что, с одной стороны, имеет негативную окраску, потому что приносятся в жертву спортивно-соревновательные начала, с другой стороны, содействует популяризации этого явления. Благодаря элементам бизнеса в танцевальной индустрии, танцевальный спорт имеет широкую публику, посещающую соревнования и показательные выступления, смотрящую трансляции соревнований по телевидению и в интернете и, как следствие, желающую участвовать в танцевально-спортивном движении.

Что касается частных функций танцевального спорта, то это, в пер -вую очередь, музыкально-пластическое воспитание. Спортсмены-танцоры учатся слушать и понимать музыку, различать ее образный язык, формы и выразительные средства. Уже с детского возраста занимающиеся приобретают навык легко двигаться в ритме определенной музыки, чувствовать себя раскованно и непринужденно под любую музыкальную композицию, а также подбирать подходящие движения, «импровизировать» в любом стиле. Кроме того, танцевальный спорт прививает танцорам хороший музыкальный вкус, знакомит с качественной музыкой, учит в ней разбираться.

Следующая частная функция танцевального спорта - формирование пропорционального телосложения. Не во всех видах спорта уделяется

внимание правильному телосложению. Особенность спортивного бального танца в том, что умеренные физические нагрузки способствуют гармонич -ному развитию тела без гипертрофии каких-либо мышц, устранению некоторых физических недостатков, формированию элегантной женственной и мужественной мужской фигур соответственно.

Немаловажную роль играет функция формирования внутренней культуры человека. Занимающиеся осваивают нормы этики, приобретают навыки, необходимые в повседневной жизни, среди которых - доброжелательность, учтивость, внимание к окружающим, вежливость, дисциплинированность, чувство меры, простота, ответственность, общительность. Танцевальный спорт воспитывает характер человека.

Таким образом, получение бальными танцами статуса спорта потребовало систематизации и научного анализа этого феномена. В течение последних десятилетий XX века сформировался свод правил по танцевальному спорту, были определены нормы, необходимые для получения тех или иных спортивных разрядов, судейских и тренерских категорий. Была разработана система обязательных танцев, по исполнению которых проводились соревнования: если в Советском Союзе помимо международной программы существовали еще программа русских танцев и про -грамма танцев народов СССР, то в постсоветской России стали танцевать, как и во всем мире, только европейскую и латиноамериканскую про -граммы.

С развалом Советского Союза интерес к бальным танцам не умень -шился, а наоборот стал возрастать, так как появились новые возможности для развития: открылся доступ для постоянного общения с профессионалами из других государств, расширился спектр методических материалов, увеличилось количество международных соревнований и конгрессов по танцевальному спорту в нашей стране, способствовавших обмену опыта между танцорами. К танцевальной подготовке стали относиться значи-тельно серьезнее.

Основной из задач Всероссийской федерации танцевального спорта стало достойное выступление отечественных танцоров на международной арене, ведь теперь российским спортсменам был открыт весь мир. Конкуренция с каждым годом нарастала - западные страны шли в авангарде тан -цевально-спортивного движения. В связи с этим была пересмотрена система подготовки спортсменов к соревнованиям, появились научные работы по методике бального танца. Для организации спортивной подготовки молодежи были сформированы танцевально-спортивные клубы, а также открыты отделения танцевального спорта в спортивных школах. Для обеспечения тренировочного процесса занимающихся были разработаны феде -ральный стандарт и многочисленные программы спортивной подготовки по танцевальному спорту. В практику начали постоянно вводиться авторские методики освоения навыков в танцевальном спорте, среди которых

труды А.А. Безиковой, А.Р. Галеева, И.Е. Ересько, И.А. Жаворонковой, Е.В. Путинцевой, М.А. Тереховой. Исследования в этой области продолжали работы выдающихся советских теоретиков спорта.

Немаловажным элементом подготовки спортсменов стало включе -ние в тренировочный процесс других видов танцевальных направлений и различных систем физической подготовки. На современном этапе в основе бально-спортивной подготовки, как и раньше, лежит классическая хорео -графия - базовые позиции и движения классического танца изучаются с первых лет обучения. Тем не менее для поднятия танца на новый уровень необходимо развивать тело и разум с разных сторон, изучать новые на -правления, несвойственные бальной хореографии. Так, спортсмены-танцоры дополнительно занимаются современными хореографическими направлениями: контемпорари, джаз, модерн, хип-хоп, афроджаз, фламенко, аргентинское танго, хайхилс, дэнсхолл, сальса, бачата. Для дости -жения оптимального уровня физической подготовленности применяются не только стандартные средства развития физических качеств, но и новые, возникшие в конце XX - начале XXI века, системы физической подго -товки: фитнес, пилатес, кроссфит, зумба.

Процесс спортивной подготовки, как и положено любому виду спорта, разделен на этапы: начальной подготовки, тренировочный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства [6, 7]. На этапе начальной подготовки изучаются постановка корпуса, рук, ног и го -ловы, позиции рук и ног, основные шаги и фигуры каждого танца, музы -кальные размеры, темпы и ритмы этих танцев, спортсмены учатся стоять и двигаться в паре, а также исполнять элементарные танцевальные композиции. На тренировочном этапе от занимающихся требуется более высокий уровень техники исполнения различных элементов, выразительности и музыкальности, чему и посвящено обучение. На последующих этапах важна стабильность результатов и их планомерный рост, поэтому тренировочный процесс направлен на совершенствование физических качеств и всех сто -рон подготовки спортсменов, а также повышению функциональных возможностей их организма.

В XXI веке одной из особенностей танцевального спорта стало большое количество турниров в год. Ведущим спортсменам приходится выезжать два-три раза в месяц, а порой и чаще. Это значительно влияет на тренировочный процесс - длинный соревновательный период, небольшие подготовительный и переходный периоды. Важно грамотно планировать нагрузку с учетом предстоящих соревнований - спортсмены долгое время должны держать себя на пике спортивной формы и успевать восстанавли -ваться после изматывающих турниров. С развитием общей системы спор -тивной подготовки в танцевальном спорте также стал доступен непрерывный комплексный контроль всех сторон подготовленности спортсменов, в соответствии с которым проводится коррекция подготовки [8, с. 106-107].

На данный момент для повышения спортивного мастерства танцорам доступны различные формы организации занятий: групповые и инди -видуальные, практические и теоретические, а также самостоятельные тре -нировки. Во время обучения занимающиеся сталкиваются с системой тес -тирования и контроля, что позволяет определить уровень подготовленности. Для того чтобы попасть в сборные команды, танцоры проходят систему отбора. Так же как и в других видах спорта, в танцевальном спорте предусмотрены медико-восстановительные мероприятия для танцоров.

Заключение. Бальный танец с XVIII века по настоящее время играл разные роли в российском обществе. Сначала он представлялся неотъем -лемой частью жизни высшего сословия - регулярные светские приемы обязывали заниматься танцами в учебных заведениях и на дому не только для того, чтобы достойно держаться на балах, но и для освоения необходимых в том обществе умений и навыков. В СССР бальные танцы исчезли из повседневного ритуала жителей нашей страны, однако появилось множе -ство форм дополнительного образования, где изучались бальные танцы. В 1970-х годах бальный танец приобрел статус спорта и было положено начало систематизации всех его структур. Бальными танцами стали заниматься всерьез с желанием достигнуть каких-либо результатов. Распад СССР открыл танцевальному спорту в России новые возможности - приобщение к мировому сообществу и еще более строгое регламентирование тренировочно-соревновательной деятельности. В XXI веке в России ведется планомерный процесс обучения танцевальному спорту в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки и программами спортивных школ. Российские спортсмены занимаются с раннего детства и достигают лидирующих позиций на международных чемпионатах.

Список литературы

1. Короткова М.В. Исторический опыт организации обучения в закрытых учебных заведениях России XVIII-XIX вв. в контексте гендерной педагогики // Педагогическое образование и наука. 2013. № 3. С. 52-58.

2. Котовская М.Г. К истории женского образования в России (XVIII-XIX вв.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Педагогика. Психология. 2014. № 4(35). С. 103-111.

3. Короткова М.В. Становление личности в педагогической системе дворянского образования в России XVIII-XIX вв.: монография. М.: Изд-во МПГУ, 2018. 288 с.

4. Бабина А.А. Изучение мотивационно-ценностной направленности обучающихся в учебно-тренировочном процессе // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2023. Вып. 6. С. 3-9.

5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 7-е изд. М.: Изд-во «Спорт», 2020. 344 с.

6. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов: монография. М.: Изд-во «Спорт», 2019. 656 с.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». 13-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Академия», 2016. 496 с.

8. Оганджанов А.Л., Мосин И.В., Муллина О.Ю. Обследование соревновательной деятельности в прыжке с шестом // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 2. С. 106-114.

References

1. Korotkova M.V. Istoricheskij opyt organizacii obucheniya v zakrytyh uchebnyh zavedeniyah Rossii XVIII-XIX vv. v kontekste gendernoj pedagogiki [Historical experience of organizing training in closed educational institutions in Russia in the XVIII-XIX centuries. in the context of gender pedagogy] // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science]. 2013. No. 3. P. 52-58.

2. Kotovskaya M.G. K istorii zhenskogo obrazovaniya v Rossii (XVIII-XIX vv.) [On the history of women's education in Russia (XVIII-XIX centuries)] // Vestnik Pravoslav-nogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universitet. Pedagogika. Psihologiya [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon's Humanitarian University. Pedagogy. Psychology]. 2014. No. 4(35). P. 103-111.

3. Korotkova M.V. Stanovlenie lichnosti v pedagogicheskoj sisteme dvoryanskogo obrazovaniya v Rossii XVIII-XIX vv. [Formation of personality in the pedagogical system of noble education in Russia in the XVIII-XIX centuries]: monograph. M.: Publishing house MPGU, 2018. 288 p.

4. Babina A.A. Izuchenie motivacionno-cennostnoj napravlennosti obuchayushchih-sya v uchebno-trenirovochnom processe [Studying the motivational and value orientation of students in the educational and training process] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo un-iversiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2023. Iss. 6. P. 3-9.

5. Matveev L.P. Obshchaya teoriya sporta i ee prikladnye aspekty [General theory of sports and its applied aspects]. 7th ed. M.: Publishing house "Sport", 2020. 344 p.

6. Platonov V.N. Dvigatel'nye kachestva i fizicheskaya podgotovka sportsmenov [Motor qualities and physical training of athletes]: monograph. M.: Publishing House "Sport", 2019. 656 p.

7. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Theory and methodology of physical culture and sports]: a textbook for students of higher educational institutions studying in the field of preparation "Pedagogical education". 13th ed., rev. and additional M.: Publishing house "Academy", 2016. 496 p.

8. Ogandzhanov A.L., Mosin I.V., Mullina O.Yu. Obsledovanie sorevnovatel'noj deyatel'nosti v pryzhke s shestom [Survey of competitive activity in the pole vault] // Izves-tiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport ]. 2022. Iss. 2. P. 106-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.