Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА'

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
625
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ / СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / ДВИЖЕНИЕ / ПЛАСТИКА / РИТМ / ИМПРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Берсенева Татьяна Павловна, Пальчиковская Полина Дмитриевна, Волхонская Галина Петровна

В современной культуре спорт и искусство являются одними из главных сфер человеческой жизнедеятельности. Нередко спорт и искусство представляются как взаимоисключающие социокультурные феномены. В последние десятилетия ситуация изменилась: превращение спорта в явление мирового масштаба потребовало научного изучения взаимного влияния спорта и политики, спорта и экономики, спорта и международного сотрудничества. В рамках данного исследования актуальным представляется вопрос, касающийся взаимоотношений спорта и искусства. В статье сделана попытка не просто рассмотреть проблему взаимодействия двух культурных феноменов: спорта и искусства, а посредством анализа спортивного бального танца поставить вопрос о существовании определенного «набора» изобразительно-выразительных средств, позволяющих рассматривать танцевальный спорт не только как вид спорта, но и как художественное произведение, обладающее некой эстетической ценностью и выразительностью. Для решения поставленной проблемы был использован диалектический метод, позволивший рассмотреть танцевальный спорт как развивающееся, внутренне противоречивое, амбивалентное явление. История становления и развития спортивного бального танца рассмотрена благодаря использованию диахронического метода. Выделение общего и особенного в танцевальном спорте и искусстве осуществлено посредством методов анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Сделан вывод, что танцевальный спорт, возможно, больше, чем какой-либо другой технико-эстетический вид спорта, близок к искусству. Эстетическая выразительность присуща всем видам спорта, но проявляется и функционирует по-разному. Авторы убеждены, что синтез спорта и искусства в соревновательном бальном танце состоялся. Развитие танцевального спорта будет происходить не за счет увеличения физических возможностей человека и не за счет повышения уровня технического мастерства, а путем повышения выразительных возможностей человеческой телесности, где предела нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Берсенева Татьяна Павловна, Пальчиковская Полина Дмитриевна, Волхонская Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EXPRESSIVENESS OF SPORTS BALLROOM DANCE

In modern culture sports and art are among the main spheres of human life. Traditionally sports and art are presented as mutually exclusive sociocultural phenomena. In recent decades the situation has changed: the transformation of sports into a global phenomenon requires a scientific study of mutual influence of sports and politics, sports and economics, sports and international cooperation. Within the framework of this study, the question of relations between sports and art seems to be relevant. The article makes an attempt not only to consider the problem of interaction of two cultural phenomena: sport and art, but through the analysis of sports ballroom dance to raise the question of the existence of a certain “set” of visual and expressive means that allow considering dance sport not only as a sport, but also as an artistic one, a work of art with a certain aesthetic value and expressiveness. To solve the posed problem the dialectical method was used, which made it possible to consider dance sport as a developing, internally contradictory, ambivalent phenomenon. The history of the formation and development of sports ballroom dance is considered through the use of the diachronic method. The isolation of the general and special in dance sports and art is carried out through the methods of analysis and synthesis, comparison and generalization. It is concluded, that dance sport, perhaps, more then any other technical and aesthetic sport is closed to art. Aesthetic expressiveness is inherent in all sports, but it manifests itself and functions in different ways. As for dance sport, the authors are convinced that the synthesis of sport and art in this sport has taken place. The development of dance sport will take place not by increasing the physical capabilities the level of technical skill, but by increasing the expressive capabilities of human corporeality, where is no limit.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА»

6. Sazonova V.A. V.E. Meyerkhold i ego teatral'noe nasledie [Meyerhold and his theatrical heritage]. Vestnik TGU [Vestnik TSU], 2015, iss. 1 (1), pp. 81-90. (In Russ.).

7. Sboeva S.G. Akter v teatre Tairova [Actor in the Tairov Theater]. Russkoe akterskoe iskusstvo XX veka [Russian acting art of the XX century]. St. Petersburg, 1992. (In Russ.).

8. Stanislavskiy K.S. Rabota aktera nad soboy v tvorcheskom protsesse perezhivaniya. Dnevnik uchenika [The actor's work on himself in the creative process of experiencing. Diary of a student]. St. Petersburg, Praym-Evroznak Publ., 2009. 478 p. (In Russ.).

УДК 304.2

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-56-88-96

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА

Берсенева Татьяна Павловна, доктор культурологии, доцент, профессор кафедры общественных и гуманитарных дисциплин, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (г. Омск, РФ). E-mail: taniabers@list.ru

Пальчиковская Полина Дмитриевна, магистрант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (г. Омск, РФ). E-mail: palchikovskaya@bk.ru

Волхонская Галина Петровна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры общественных и гуманитарных дисциплин, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (г. Омск, РФ). E-mail: taniabers@list.ru

В современной культуре спорт и искусство являются одними из главных сфер человеческой жизнедеятельности. Нередко спорт и искусство представляются как взаимоисключающие социокультурные феномены. В последние десятилетия ситуация изменилась: превращение спорта в явление мирового масштаба потребовало научного изучения взаимного влияния спорта и политики, спорта и экономики, спорта и международного сотрудничества. В рамках данного исследования актуальным представляется вопрос, касающийся взаимоотношений спорта и искусства. В статье сделана попытка не просто рассмотреть проблему взаимодействия двух культурных феноменов: спорта и искусства, а посредством анализа спортивного бального танца поставить вопрос о существовании определенного «набора» изобразительно-выразительных средств, позволяющих рассматривать танцевальный спорт не только как вид спорта, но и как художественное произведение, обладающее некой эстетической ценностью и выразительностью. Для решения поставленной проблемы был использован диалектический метод, позволивший рассмотреть танцевальный спорт как развивающееся, внутренне противоречивое, амбивалентное явление. История становления и развития спортивного бального танца рассмотрена благодаря использованию диахронического метода. Выделение общего и особенного в танцевальном спорте и искусстве осуществлено посредством методов анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Сделан вывод, что танцевальный спорт, возможно, больше, чем какой-либо другой технико-эстетический вид спорта, близок к искусству. Эстетическая выразительность присуща всем видам спорта, но проявляется и функционирует по-разному. Авторы убеждены, что синтез спорта и искусства в соревновательном бальном танце состоялся. Развитие танцевального спорта будет происходить не за счет увеличения физических возможностей человека и не за счет повышения уровня технического мастерства, а путем повышения выразительных возможностей человеческой телесности, где предела нет.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, танцевальный спорт, спортивные бальные танцы, движение, пластика, ритм, импровизация.

AESTHETIC EXPRESSION OF SPORTS BALLROOM DANCE

Berseneva Tatyana Pavlovna, Dr of Culturology, Associate Professor, Professor of Department of Social and Humanitarian Disciplines, Siberian State University of Physical Culture and Sports (Omsk, Russian Federation). E-mail: taniabers@list.ru

Palchikovskaya Polina Dmitrievna, Graduate Student, Siberian State University of Physical Culture and Sports (Omsk, Russian Federation). E-mail: palchikovskaya@bk.ru

Volkhonskaya Galina Petrovna, PhD of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Department of Social and Humanitarian Disciplines, Siberian State University of Physical Culture and Sports (Omsk, Russian Federation). E-mail: taniabers@list.ru

In modern culture sports and art are among the main spheres of human life. Traditionally sports and art are presented as mutually exclusive sociocultural phenomena. In recent decades the situation has changed: the transformation of sports into a global phenomenon requires a scientific study of mutual influence of sports and politics, sports and economics, sports and international cooperation. Within the framework of this study, the question of relations between sports and art seems to be relevant. The article makes an attempt not only to consider the problem of interaction of two cultural phenomena: sport and art, but through the analysis of sports ballroom dance to raise the question of the existence of a certain "set" of visual and expressive means that allow considering dance sport not only as a sport, but also as an artistic one, a work of art with a certain aesthetic value and expressiveness. To solve the posed problem the dialectical method was used, which made it possible to consider dance sport as a developing, internally contradictory, ambivalent phenomenon. The history of the formation and development of sports ballroom dance is considered through the use of the diachronic method. The isolation of the general and special in dance sports and art is carried out through the methods of analysis and synthesis, comparison and generalization. It is concluded, that dance sport, perhaps, more then any other technical and aesthetic sport is closed to art. Aesthetic expressiveness is inherent in all sports, but it manifests itself and functions in different ways. As for dance sport, the authors are convinced that the synthesis of sport and art in this sport has taken place. The development of dance sport will take place not by increasing the physical capabilities the level of technical skill, but by increasing the expressive capabilities of human corporeality, where is no limit.

Keywords: sports, physical culture, dance sports, sports ballroom dancing, movement, plasticity, rhythm, improvisation.

Спортивные бальные танцы, или танцевальный спорт, - это соревнование между спортивными парами в латиноамериканской, европейской программах и в двоеборье. Признанию спортивных бальных танцев видом спорта - «танцевальный спорт» - предшествовала серьезная, кропотливая работа. Поэтому включение Международной федерации танцевального спорта в состав Международного олимпийского комитета в 1997 году было большой победой и самой Международной федерации танцевального спорта, и национальных федераций, и танцоров всего мира.

Тем не менее представляется, что «переход» бальных танцев из сферы искусства в сферу спорта породил много проблем. Это проблема сохранения бальной хореографии, которая на протяжении столетий развивалась и совершенствовалась

в рамках искусства. Проблема, существующая в технико-эстетических видах спорта в целом, а именно, усиление технической составляющей иногда в ущерб эстетической, акцент на форме, а не на содержании. Проблема, связанная с высокой долей субъективизма в оценке исполнительского мастерства спортсменов. Как известно, в «Правилах вида спорта "Танцевальный спорт"» [9], утвержденных Минспорта России в 2019 году, указаны критерии оценки дисциплин европейской и латиноамериканской программ. Критерии включают четыре компонента: техника исполнения, музыкальность движения, партнерство, хореография и презентация. И если с оценкой таких подкомпонентов техники исполнения, как осанка, баланс, работа ступней и позиции стоп, правильное исполнение специфических

действий, описанных в технике каждого танца и так далее, существует определенная ясность, то с оценкой критерия «артистизм» возникают некоторые сложности. Артистизм понимается как «художественное образное воплощение парой характерных особенностей музыкального текста и хореографической партитуры» [9]. Оценка артистизма базируется на оценке «синхронности, равномерности, непрерывности всех движений и степени технической совершенности, требуемой органичной целостности пары при каждой смене характера музыки, хореографического рисунка и темпа исполнения», на оценке «драматургического, режиссерского содержания хореографии» [9]. Последний подкомпонент, как представляется, дает большой простор для субъективного взгляда, так как оценивается не столько форма, сколько содержание, не столько движение, сколько мироощущение. Не зря танец считается пластической формой души, средством выражения эмоций, сокровенных мыслей и мечтаний, что невозможно измерить лишь количественными характеристиками и баллами. Творчество Айседоры Дункан, Анны Павловой, Вацлава Нижинского, современных танцоров: Рикардо Кокки и Юлии Загоруй-ченко, Мирко Гоззоли и Эдиты Даниуте, Марата Гимаева и Алины Басюк, Дмитрия Тимохина и Анны Безиковой - подтверждают эту мысль. Они не только люди спорта, но и люди искусства.

В современной культуре спорт и искусство являются одними из главных сфер человеческой жизнедеятельности. И в массовом сознании, и в научном сообществе спорт и искусство нередко представляются как взаимоисключающие социокультурные феномены, не имеющие точек соприкосновения. В последние десятилетия ситуация изменилась: превращение спорта в явление мирового масштаба потребовало научного изучения взаимного влияния спорта и политики, спорта и экономики, спорта и международного сотрудничества.

В рамках данного исследования актуальным представляется вопрос, касающийся взаимоотношений спорта и искусства. Спорт, а тем более современный спорт, собирающий на стадионах и у экранов телевизоров многомиллионную аудиторию, является зрелищем, обладающим большой эстетической выразительностью и большим вос-

питательным потенциалом. Для усиления зрелищной привлекательности спортивных состязаний в последнее время активно развиваются виды спорта, тесно взаимодействующие с искусством: художественная гимнастика, синхронное плавание, танцевальный спорт. Контакт, возникающий между спортсменами и зрителями во время выступления-соревнования, приносит им обоюдное эстетическое наслаждение.

Несмотря на то что сегодня существует много работ, поднимающих проблему взаимоотношения спорта и искусства, единой точки зрения по этому вопросу так и не сложилось. Американский ученый Б. Лоу в своей книге «Красота спорта» дает положительный ответ на вопрос: «Являются ли бейсболист, спринтер, футболист или боксер артистами так же, как скрипач, балетный танцовщик, дирижер?» и отмечает: «Как живописцу краски и холст, так спортсмену для демонстрации искусства служит его собственное тело. И его искусство может существовать как ради самого процесса исключительно (процесс самовыражения), так и результата ради (включая общественное признание и материальное вознаграждение). А это значит, что оно ничем не отличается от художественной деятельности любого другого артиста. Разумеется, конечные результаты (произведения искусства) разнятся -живопись и скульптура остаются потомкам, а танец живет только пока исполняется, - и в этом спектре "различий" есть место и для спорта. Точнее, он должен располагаться в этом спектре ближе к танцу» [8, с. 92-93]. Аналогичные мысли высказывал в своей книге «Эстетика физической культуры» А. А. Френкин, который относил к искусству художественную гимнастику и фигурное катание [14]. Известные отечественные ученые: В. И. Столяров, М. Я. Сараф, В. И. Самусенко-ва, - признавая наличие неких общих элементов у спорта и искусства, все же рассматривают их как отличающиеся друг от друга культурные феномены [11; 13]. Особенно много вопросов возникает, когда речь заходит о танцевальном спорте, о спортивном бальном танце.

В данной статье сделана попытка не просто рассмотреть проблему взаимодействия двух культурных феноменов: спорта и искусства, а посредством анализа спортивного бального танца

поставить вопрос о существовании определенного «набора» изобразительно-выразительных средств, позволяющих рассматривать танцевальный спорт не только как вид спорта, но и как художественное произведение, обладающее некой эстетической ценностью и выразительностью.

Для решения поставленной проблемы был использован диалектический метод, позволивший рассмотреть танцевальный спорт как развивающееся, внутренне противоречивое, амбивалентное явление (в «старом» названии танцевального спорта - спортивные бальные танцы - уже отражена существующая двойственность, имманентно присущая этому виду спорта). История становления и развития спортивного бального танца рассмотрена благодаря использованию диахронического метода. Выделение общего и особенного в танцевальном спорте и искусстве осуществлено посредством методов анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Танец считается одним из самых древних и популярных явлений культуры. Рисунки древних людей, на которых изображены культовые действия, подтверждают, что уже в эпоху палеолита совершались танцевальные магические обряды и ритуалы, способствующие, якобы, соединению человека с силами природы, космоса и подземного мира [10, с. 2, 42, 43]. Вопрос о происхождении танца до сих пор остается открытым. Натуралист Ч. Дарвин считал, что танец имеет физиологическую природу и родился из потребности человека транслировать свои эмоции. Также танцу приписывались религиозные корни. Согласно наиболее распространенной точке зрения, танец возник как специфическая невербальная система общения, появившаяся до речи и способствующая ее возникновению. С помощью жестов, мимики, поз и ритмических движений древние люди передавали информацию и разрабатывали своеобразные жизненные стратегии. Танец упоминается во всех древних легендах и мифах [10, с. 7, 43]. Пифагор, Платон, Аристотель изучали мусические искусства: танец, музыку и поэзию - с эстетической, педагогической, философской и медицинской точек зрения. Говоря об эволюции танцевального искусства, И. А. Герасимова отмечает, что в Древней Греции танцы помогали развить ритмичную координацию дви-

жений и ловкость при обучении воинскому искусству [6, с. 90]. В Древнем Египте танец в основном выполнял религиозные обрядовые функции. В грандиозных похоронах фараонов участвовали тысячи храмовых танцоров и профессиональных плакальщиц, изображающих страдания, печаль и плач. В египетских храмах неоднократно проводились «астрологические танцы-повествования», в которых участвовали ярко одетые жрецы, изображающие знаки зодиака. Они кружились вокруг алтаря, представляющего солнце. Их перемещения напоминали движения неба и планет, а остановки символизировали неподвижность Земли [10, с. 21].

Особое значение танца сохранилось и в более позднем народном творчестве. Хороводы, кадрили, состязательные и игровые танцы в основе своей имели древнее танцевальное творчество. Массовая народная культура зачастую являлась оппозицией правящей аристократии, выражая недопустимые мысли и чувства посредством пластики и ритма. На Руси это проявлялось в искусстве скоморохов, в Латинской Америке и Европе - в карнавальных действах [6, с. 97]. В жизни аристократии танец составлял существенную часть этикета. Символика жеста, цвета и геометрической формы демонстрировала уровень знатности и богатства рода [6, с. 97-98]. Бальный танец зародился в XV веке в средневековой Европе. Среди светской знати того времени стало модно проводить балы, на которых исполнялись видоизмененные бытовые народные танцы. Постепенно бальные танцы претерпели изменения и стали популярными почти во всех странах Европы, в том числе в России, начиная с петровских времен [2, с. 323].

В начале XX века в процессе стандартизации идей и техники исполнения известных на тот момент европейских танцев (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп) сформировался так называемый английский танцевальный стиль. Стали проводиться соревнования, с 1921 года одним из самых легендарных турниров становится Блэкпульский танцевальный фестиваль [5, с. 25]. Знакомство в середине прошлого века с яркими и горячими африканскими и южноамериканскими народными танцами способствовало появлению латиноамериканской

танцевальной программы: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв. В это же время создаются международные организации любителей и профессионалов, в настоящее время известные как Международный танцевальный комитет и Международная федерация танцевального спорта.

В Советском Союзе бальные танцы приживались долго и трудно: просматривалась тенденция не принимать все западное, в том числе - бальные танцы. Однако в 1957 году в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве был проведен первый Международный турнир по спортивным танцам с показательными выступлениями чемпионов Европы Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир. С этого момента бальный танец стал активно распространяться в кружках, студиях, домах культуры как вид художественной самодеятельности [12, с. 4]. Постепенно развивалось и конкурсное направление бального танца: проводились всесоюзные соревнования, семинары с известными европейскими педагогами, ведущие советские пары демонстрировали высокие результаты на международных соревнованиях. На всесоюзных конкурсах исполнялась не только привычная всему миру международная программа, но также историческая программа («Мазурка фигурная», «Полька», «Па-зефир») и советская программа, включающая стилизованные народные танцы («Русский лирический», «Сударушка», «Риллио», «Вару-вару») [1, с. 138]. 1988 год был ознаменован созданием Ассоциации бального танца СССР, в настоящее время известной как Всероссийская Федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла. Это позволило СССР влиться в мировую федерацию и не только принимать участие в международных соревнованиях, но и проводить их в нашей стране [2, с. 324].

В 1990-е годы Международная федерация танцевального спорта была принята в Генеральную ассоциацию международных федераций и в Международную ассоциацию всемирных игр. Бальные танцы разделились на спортивное (соревновательное) и социальное (любительское) направления. Интерпретация танца как вида спорта открыла новые возможности для его развития. Международный олимпийский комитет признал спортивные танцы видом спорта и включил Международную федерацию танцевального спорта в состав МОК, однако недостаточно объективная

система оценки спортсменов не дает возможности включить танцевальный спорт в программу Олимпийских игр даже сейчас.

Почему танец можно считать спортом? На наш взгляд, танец требует от исполнителя тех же качеств, что и от любого другого спортсмена. Это, прежде всего, физическая сила, выносливость. Соревнования по танцевальному спорту проводятся в несколько туров. В каждом туре спортсмены должны исполнить пять двухминутных танцев. Финалисты крупных чемпионатов выполняют за время турнира до тридцати танцев, нагрузка спортсменов-танцоров сопоставима с нагрузкой пловцов, бегунов, велосипедистов. Во-вторых, для маневрирования на паркете и выполнения фигур и линий танцорам, как и гимнастам, баскетболистам, футболистам, необходимы гибкость и координация движений. И наконец, для победы в танцевальном спорте, как и в любом другом виде спорта, необходимы организованность и собранность.

С другой стороны, танцевальный спорт, может быть, больше, чем какой-либо другой технико-эстетический вид спорта, близок к искусству. Можно спорить о том, создается или не создается в процессе исполнения танца свойственный для любого вида искусства художественный образ, неоспоримо одно - танцор должен обладать неповторимым, индивидуальным художественным стилем, который является синтезом высокого технического мастерства спортсмена и большой эстетической выразительности.

Ведущий отечественный философ и культуролог М. С. Каган писал, что противоположность художественных и нехудожественных форм человеческой деятельности не исключает их взаимодействия. В точке их соприкосновения, «в пограничных областях происходит постоянный диалектический переход искусства в неискусство и неискусства в искусство» [7, с. 351]. О спортивном бальном танце в силу его высокой зрелищности, образности, способности выполнять функцию спектакля можно говорить как об определенном виде искусства в качестве способа познания и осмысления мира и своего места в мире. В спортивном бальном танце силен эффект эстетического сопереживания, соучастия зрителей, воспринимающих движения спортсменов как полные смысла и красоты. М. С. Каган

отмечал, что «среди множества явлений, обладающих пластическо-динамической (пространственно-временной) структурой, движущееся тело человека наиболее тесно связано с его духовной жизнью и способно тем самым непосредственно ее выражать» [7, с. 359]. Средством выражения «духовной жизни», эстетического переживания здесь является не кисть, слово или звук, а собственное тело человека.

Р. Е. Воронин в исследовании, посвященном анализу философско-эстетических и художественных аспектов танцевального искусства, спортивный бальный танец определил как «ритмические движения тела или частей тела, которые исполняются в определенной технике под музыку с целью выражения эмоций и служат средством передачи индивидуального характера общезначимых взаимоотношений мужчины и женщины» [4, с. 24]. Техническое мастерство рассматривается им как средство, с помощью которого в танце ставятся общечеловеческие проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, любви и ненависти, то есть те же проблемы, которые поднимаются и в искусстве. Ученый выделил основные компоненты, которые, как он считает, определяют эстетическую выразительность спортивного бального танца. Это дуэтность, то есть «достижение эффекта синхронности исполнения и единства эмоциональной устремленности танцевального дуэта при достаточно яркой выраженности мужского и женского начал во взаимодействии партнеров». Это естественность, понимаемая как «органичность в каждом движении танца и общем поведении на паркете». Это музыкальность, которая является «той составляющей танцевального искусства, которая позволяет наполнить его конкретным художественно-образным смыслом и определяется способностью танцора в соответствии со своими индивидуальными особенностями раскрыть заложенную в ней идею-настроение» [4, с. 24-25].

Представляется, что компонент «музыкальность» невозможно рассматривать безотносительно к ритму, являющемуся важнейшим элементом танца. Музыкальный ритм - равномерное чередование звуков и пауз, своеобразные «удары» в музыке, которые выделяются, подчеркиваются, акцентируются движениями тела танцоров, что создает высокую эмоционально-эстетическую

выразительность и определенное настроение у зрителей, способствуя возникновению чувства сопереживания и сопричастности происходящему. Эстетическая и эмоциональная выразительность танца во многом достигается посредством смены движений, подчиненных определенному ритму, акцентированием различных музыкальных «ударов». При этом внутри каждого движения возможны разнообразные типы действий, такие как импульс (акцент в начале движения), импакт (акцент в конце движения), свинг (акцент в середине движения), неподвижность (отсутствие движения), приостановка. Такой единый ритми-ко-музыкальный компонент мы бы назвали «рит-мочувствованием». И хореографы, и спортсмены отмечают «ритмочувствование» ведущих современных танцевальных пар: Майкла Малитовски и Джоанны Люнис, Сергея и Ольги Коновальцевых, Троелса Багера и Ины Желязковой, Дмитрия Жаркова и Ольги Куликовой.

В качестве компонента, создающего эстетическую выразительность, Р. Е. Воронин назвал также пластичность, или «музыкально-пластический образ, воплощающий соединение духовного потенциала танцора и его телесной выразительности,обеспечивая,такимобразом, становление одухотворенного мастерства» [4, с. 24]. Данное утверждение хочется уточнить и дополнить продуктивными положениями, высказанными в статье А. И. Бураченко, Т. А. Григорьянц, О. В. Библиевой «Пластичность как интегральная категория комплекса дисциплин по сценическому движению». Ведя речь о воспитании драматического артиста, авторы статьи рассматривают пластичность в качестве категории, имеющей статус «метапонятия, фиксирующего уровень идеальной завершенности произведения искусства». С их точки зрения, пластичность «не исчерпывается только технологическим уровнем» [3, с. 106, 107], являясь результатом «особого типа мышления, представленного в специфически организованном типе мысле-реализации, когда, с одной стороны, мир воспринимается как система пластических образов, с другой стороны, проявляется в способности через художественно созданную (пластическую) форму транслировать реципиенту (зрителю) гармонически созданное представление о мире. Для актера быть пластичным на общем уровне означает способность ис-

пользовать арсенал телесных выразительных средств для построения сценического образа (персонажа). Для тех "продвинутых" исполнителей, кто имеет развитую пластичность, характерна не только отточенность жеста в сценической презентации персонажа, но и способность лишь средствами пластики воплощать художественный континуум» [3, с. 109]. То есть именно пластичность, обладая интегральными свойствами, создает в процессе танца единство формы и содержания.

На наш взгляд, к компонентам, создающим эстетическую выразительность спортивного танца, необходимо добавить хореографию, костюм, импровизацию. Под хореографией в танцевальном спорте понимается сочетание танцевальных элементов и фигур в соревновательной композиции. Дуэты, имеющие уникальные, насыщенные «фирменными» движениями, трюками и «фишками» композиции, которые грамотно расположены на танцевальной площадке и целостно исполнены в процессе всего танца, имеют возможность наиболее ярко продемонстрировать свой индивидуальный стиль. Такие спортсмены привлекают внимание, выделяются среди прочих единством и гармонией образа и запоминаются. При этом существенное значение имеет правильное построение соревновательных композиций, включающее те элементы, которые будут по силам танцорам. Внесение нового и сохранение в хореографиях основных фигур, годами разрабатываемых и совершенствуемых именитыми спортсменами и тренерами, также является необходимым атрибутом качественного, эстетически выдержанного танца.

Костюм, подобранный не только в соответствии с требованиями танцевального спорта, но и в соответствии с видом программы и эмоциональным настроением пары, обладает огромной эстетической значимостью. М. С. Каган отмечал, что движущееся тело человека - не единственное средство, способное выразить «духовную жизнь», потому что в танце «художественный гений человечества не довольствуется возможностями, которые непосредственно даны человеку (его "естественными языками" - звуковым, словесным, пантомимическим), и ищет косвенные пути познания и моделирования духовной жизни, способные в опосредованной форме искусственных знаковых систем воплощать такие аспек-

ты связи субъекта и объекта, которые не поддаются выражению присущими самому человеку естественными средствами» [7, с. 359]. Такими «косвенными средствами» могут быть костюм и макияж.

И наконец - импровизация, а именно способность виртуозно выходить из непредусмотренных ситуаций, креативно интерпретировать музыкальное сопровождение, избегая столкновения на паркете, добиваясь при этом взаимопонимания в паре в непредсказуемых условиях соревнований. Представляется, что импровизация как способность передать эмоционально-эстетическую телесную выразительность посредством свободного, гармонического, искреннего движения возможна не столько у пар, которые достигли лишь высокого уровня технического мастерства, сколько у тех танцоров-спортсменов, которые воспринимают свое тело как проводник чувств и эмоций, а движения - как особый способ мыслить. На паркете одновременно могут танцевать до пятнадцати пар, но лишь на немногие из них хочется смотреть, они приковывают к себе внимание, их выступление завораживает. Но привлечь внимание зрителя можно и ярким костюмом, а вот удержать это внимание, донести глубокую философичность танца, раскрыть его красоту способны лишь пары, обладающие индивидуальным стилем, проявляющимся во взаимодействии высокого технического мастерства и большой эстетической выразительности.

В заключение необходимо отметить, что эстетическая выразительность присуща всем видам спорта (например, чемпион мира по футболу 1982 года, бывший в свое время тренером сборной Италии, Энцо Беарзот писал о своем любимом виде спорта как о театре, спектакли которого должны волновать и радовать людей), но проявляется и функционирует эстетическая выразительность по-разному. Что касается соревновательного бального танца, то мы убеждены, что синтез спорта и искусства здесь состоялся. Развитие танцевального спорта возможно не только за счет увеличения физических возможностей человека и повышения уровня технического мастерства (который и так достаточно высок, особенно у российских танцевальных пар), а путем повышения эмоционально-эстетических выразительных возможностей человеческой телесности, где предела нет.

Литература

1. Алякринская М. А. Тенденции развития массового танца 1950-х годов бальный танец // Вестник СПбГИК. -2014. - № 2 (19). - С. 135-142.

2. Бредихин А. Ю. Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 3. - С. 322-325.

3. Бураченко А. И., Григорьянц Т. А., Библиева О. В. Пластичность как интегральная категория комплекса дисциплин по сценическому движению // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - № 54. - С. 103-110.

4. Воронин Р. Е. Философско-эстетические и художественные аспекты танцевального искусства (спортивный бальный танец, вторая половина XX века): автореф... дис. кан. искусствоведения. - СПб., 2007. - 26 с.

5. Волхонская Г. П., Окунева А. Г. Танцевальный спорт России: история становления и развития // Омский научный вестник. - 2015. - № 1 (135). - С. 25-28.

6. Герасимова И. А. Танец: эволюция кинестезического мышления // Эволюция. Язык. Познание / Ин-т философии РАН; под общ. ред. И. П. Меркулова. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 84-112.

7. Каган М. С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

8. Лоу Б. Красота спорта: междисциплинарное исследование. - М.: Радуга, 1984. - 256 с.

9. Правила вида спорта «Танцевальный спорт» [Электронный ресурс]. - URL: https://rulaws.ru/acts/Pravila-vida-sporta-tantsevalnyy-sport/ (дата обращения: 15.04. 2021).

10. Ромм В. В. Танец как фактор эволюции человеческой культуры: автореф. ... дис. д-ра культурологии. - Барнаул, 2006. - 48 с.

11. Сараф М. Я. Спорт и культура (исторический анализ) // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. -Вып. 1. - С. 51-83.

12. Смит-Хэмпшир Г. Венский Вальс. Как воспитать чемпиона. - Томск: STT, 2000. - 285 с.

13. Столяров В. И., Самусенкова В. И. Современный спорт как феномен культуры и пути его интеграции с искусством // Спорт и искусство: альтернатива - единство - синтез? - М.: РАО Гуманитарный Центр «СпАрт», РГАФК, 1996. - С. 49-178.

14. Френкин А. А. Эстетика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1963. - 150 с.

References

1. Alyakrinskaya M.A. Tendentsii razvitiya massovogo tantsa 1950-kh godov: bal'nyy tanets [Trends in the development of mass dance in the 1950s.: ballroom dance]. Vestnik SPbGIK [SPbGIK Bulletin], 2014, no. 2(19), pp. 135-142. (In Russ.).

2. Bredikhin A.Yu. Vekhi istorii sportivnykh bal'nykh tantsev i tendentsii razvitiya tantseval'nykh programm [Milestones in the history of sports ballroom dancing and trends in the development of dance programs]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2012, no. 3, pp. 322-325. (In Russ.).

3. Burachenko A.I., Grigoryants T.A., Biblieva O.V. Plastichnost' kak integral'naya kategoriya kompleksa distsiplin po stsenicheskomu dvizheniyu [Plasticity as an integral cstegory of a complex of disciplines on stage movement]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2021, no. 54, pp. 103-110. (In Russ.).

4. Voronin R.E. Filosofsko-esteticheskie i khudozhestvennye aspekty tantseval'nogo iskusstva (sportivnyy bal'nyy tanets, vtoraya polovina XX veka): avtoref. ... dis. kand. iskusstvovedeniya [Philosophical, aesthetic and artistic aspects of dance art (sports ballroom dance, the second half of the XX century). Author's Abstract of diss. PhD in Art History]. St. Petersburg, 2007. 26 p. (In Russ.).

5. Volkhonskaya G.P., Okuneva A.G. Tantseval'nyy sport Rossii: istoriya stanovleniya i razvitiya [Dance sport of Russia: history of formation and development]. Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk Scientific bulletin], 2015, no. 1 (135), pp. 25-28. (In Russ.).

6. Gerasimova I.A. Tanets: evolyutsiya kinestezicheskogo myshleniya [Dance: the evolution of kinesthetic thinking]. Evolyutsiya. Yazyk. Poznanie [Evolution. Language. Cognition]. Moscow, Languages of Russian culture Publ., 2000, pp. 84-112. (In Russ.).

7. Kagan M.S. Morfologiya iskusstva: Istoriko-teoreticheskoe issledovanie vnutrennego stroeniya mira iskusstva [Morphology of Art: Historical and Theoretical Study of the Internal Structure of the Art World]. Leningrad, Art Publ., 1972. 440 p. (In Russ.).

8. Lou B. Krasota sporta: mezhdistsiplinarnoe issledovanie [The beauty of sports: an interdisciplinary study]. Moscow, Rainbow Publ., 1984. 256 p. (In Russ.).

9. Pravila vida sporta "Tantseval'nyy sport" [Rules of the sport "Dance Sport"]. (In Russ.). Available at: https:// rulaws.ru/acts/Pravila-vida-sporta-tantsevalnyy-sport (accessed 15.04.2021).

10. Romm V.V. Tanets kak faktor evolyutsii chelovecheskoy kul'tury: avtoref. ... dis. doktora kul'turologii [Dance as a factor in the evolution of human culture. Author's abstract of diss. PhD in Culturology]. Barnaul, 2006. 48 p. (In Russ.).

11. Saraf M.Ya. Sport i kul'tura (istoricheskiy analiz) [Sport and culture (historical analysis)]. Sport, dukhovnye tsennosti, kul'tura [Sport, spiritual values, culture]. Moscow, 1997, iss. 1, pp. 51-83. (In Russ.).

12. Smit-Khempshir G. Venskiy Val's. Kak vospitat' chempiona [Vienna Waltz. How to Raise a Champion]. Tomsk, STT Publ., 2000. 285 p. (In Russ.).

13. Stolyarov V.I., Samusenkova V.I. Sovremennyy sport kak fenomen kul'tury i puti ego integratsii s iskusstvom [Modern sport as a cultural phenomenon and the ways of its integration with art]. Sport i iskusstvo: al'ternativa -edinstvo - sintez? [Sport and Art: Alternative - Unity - Synthesis?]. Moscow, Spart, RGAFK Publ., 1996, pp. 49-178. (In Russ.).

14. Frenkin A.A. Estetikafizicheskoy kul'tury [Physical culture aesthetics]. Moscow, Physical education and sports Publ., 1963. 150 p. (In Russ.).

УДК 008

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-56-96-103

ЛИНГВОКУЛЬТУРНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РУССКИХ ФИЛЬМОНИМОВ В КИТАЕ

Тан Цзячжэн, магистр филологических наук, Российский университет дружбы народов (г. Москва, РФ). E-mail: diana.tang9720@gmail.com

Актуальность исследования состоит в том, что в последние годы русские кинофильмы в качестве транслятора культуры получают большую популярность в Китае. Обычно в художественном фильме содержится немало культурных элементов, поэтому название фильма (фильмоним) как его важная часть имеет культурные и национальные особенности, в связи с этим перевод фильмонима не только представляет собой эквивалентный перевод, но и являет собой процесс культурной адаптации. Кроме того, фильмоним состоит из языковых единиц, поэтому его перевод необходимо рассмотреть и с точки зрения лексического значения.

Данная статья посвящена анализу особенностей лингвокультурной локализации русских филь-монимов на китайском рынке, выявлению методов повышения уровня культурной адаптации русских фильмонимов в Китае. Для достижения этой цели мы используем индуктивно-дедуктивный метод, метод классификации, статистический метод, метод сплошной выборки, сопоставительный метод. Материалом исследования послужили 60 самых кассовых российских фильмов на китайском рынке.

Поставленная цель обусловлена следующими задачами: рассмотреть понятие фильмонима и его функциональные и семантические особенности; выявить связь фильмонима с языковой единицей; проанализировать взаимосвязь между локализацией и переводом; изучить стратегии локализации фильмо-нимов и выявить особенности локализации русских фильмонимов в китайской языковой среде.

По результатам исследования сделаны выводы о том, что фильмоним является важной частью кинокартины, которая обусловливает не только коммерческий успех, но и представляет собой культурную ценность. При его лингвокультурной локализации необходимо учитывать содержание фильма, структурные и семантические особенности языковых систем при переводе, а также культурное различие двух великих держав - России и Китая.

Ключевые слова: фильмоним, культурная адаптация, функции названия фильма, стратегии перевода, аспекты лексического значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.