Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ В ДИСЦИПЛИНУ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА "АНСАМБЛЬ"'

ИНТЕГРАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ В ДИСЦИПЛИНУ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА "АНСАМБЛЬ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ / АНСАМБЛЬ / ФОРМЕЙШН / СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Борисенкова Екатерина Сергеевна, Литвинов Алексей Сергеевич, Малясова Дарья Евгеньевна

Использование современной хореографии в рамках, предусмотренных правилами танцевального спорта, позволяет найти в строгих спортивных формах возможность для индивидуальной окраски танца, особенно в столь многогранной дисциплине - «ансамбль» (формейшн). Кроме того, заявленный вид хореографии сегодня широко используется и в рамках действенного средства подготовки во многих спортивных школах по танцевальному спорту. В этой связи основой исследования выступила необходимость анализа эффективности интеграции современной хореографии в танцевальный спорт, как при построении композиции конкурсной программы формейшн с целью поиска новых зрелищных форм, так и в процесс тренировочной деятельности для развития пластичности, музыкальности, партнеринга (дуэтности), баланса и других специфических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF ELEMENTS OF MODERN CHOREOGRAPHY IN THE DISCIPLINE OF DANCE SPORT “ENSEMBLE”

The use of modern choreography within the framework provided for by the rules of dance sport makes it possible to find in strict sports forms an opportunity for individual coloring of the dance, especially in such a multifaceted discipline - «ensemble» (formation). In addition, the declared type of choreography is widely used today as an effective means of training in many dance sports schools. In this regard, the basis of the study was the need to analyze the effectiveness of integrating modern choreography into dance sport, both in constructing the composition of the competitive formation program in order to search for new spectacular forms, and in the process of training activities for the development of plasticity, musicality, partnering (duet), balance and others specific qualities.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ В ДИСЦИПЛИНУ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА "АНСАМБЛЬ"»

УДК 793.3

ИНТЕГРАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ В ДИСЦИПЛИНУ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА «АНСАМБЛЬ»

Екатерина Сергеевна Борисенкова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск; Алексей Сергеевич Литвинов, Заслуженный тренер России по танцевальному спорту, директор, Муниципальное автономное учреждение «Центр спортивного танца», Тюмень; Дарья Евгеньевна Малясова, руководитель, Танцевальная мастерская «Шестое

чувство», г. Челябинск

Аннотация

Использование современной хореографии в рамках, предусмотренных правилами танцевального спорта, позволяет найти в строгих спортивных формах возможность для индивидуальной окраски танца, особенно в столь многогранной дисциплине - «ансамбль» (формейшн). Кроме того, заявленный вид хореографии сегодня широко используется и в рамках действенного средства подготовки во многих спортивных школах по танцевальному спорту. В этой связи основой исследования выступила необходимость анализа эффективности интеграции современной хореографии в танцевальный спорт, как при построении композиции конкурсной программы формейшн с целью поиска новых зрелищных форм, так и в процесс тренировочной деятельности для развития пластичности, музыкальности, партнеринга (дуэтности), баланса и других специфических качеств.

Ключевые слова: танцевальный спорт, ансамбль, формейшн, современная хореография, тренировочная деятельность, соревновательная программа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p40-45

INTEGRATION OF ELEMENTS OF MODERN CHOREOGRAPHY IN THE DISCIPLINE OF DANCE SPORT "ENSEMBLE"

Ekaterina Sergeevna Borisenkova, the candidate of pedagogical sciences, docent, department chair, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk; Aleksey Sergeevich Litvinov, the Honored coach of Russia in dance sport, director, Municipal Autonomous Institution "Sports Dance Center", Tyumen; Dariya Evgenyevna Malyasova, the head of the dance workshop

"Sixth sense", Chelyabinsk

Abstract

The use of modem choreography within the framework provided for by the rules of dance sport makes it possible to find in strict sports forms an opportunity for individual coloring of the dance, especially in such a multifaceted discipline - «ensemble» (formation). In addition, the declared type of choreography is widely used today as an effective means of training in many dance sports schools. In this regard, the basis of the study was the need to analyze the effectiveness of integrating modern choreography into dance sport, both in constructing the composition of the competitive formation program in order to search for new spectacular forms, and in the process of training activities for the development of plasticity, musicality, partnering (duet), balance and others specific qualities.

Keywords: dance sport, ensemble, formation, modern choreography, training activity, competitive program.

ВВЕДЕНИЕ

Современная хореография или танец модерн возник, как противоположность классическим хореографическим дисциплинам в начале XX столетия в разгар мировых революций и преобразований. Если в балете, как наивысшей форме проявления классического танца, существовали жесткие каноны, иерархия, традиции, передаваемые из поколения в поколение, то модерн был основан на философии индивидуальностей, отвергающих любые устои. Так появился новый вид хореографии со своей специфической эстетической парадигмой, школой воспитания, лексическим содержанием и прочим, и уже более столе-

тия присутствует на мировых зрелищных площадках. Однако и этот танец претерпел изменения, отражая сегодняшнюю социально-культурную теорию постмодерна. Кроме того, он постепенно приобрел узнаваемость за счет формирующихся условностей, знаковой системы [2].

Подвергая анализу основные правила соревнований [5] в разных дисциплинах танцевального спорта, можно определить степень вовлеченности базовых и своеобразных тенденций современной хореографии в композиции турнирных вариаций как нового веяния, отражающего систему ценностей современного социума.

Брейкинг. До недавнего времени являлся одной из граней молодежной хип-хоп культуры. Оставаясь в рамках данного течения, брейкинг получил приписку к танцевальным видам спорта в результате серьезной правовой и общественной деятельности по вовлечению брейкеров к участию в официальных соревнованиях под эгидой Международной федерации танцевального спорта (WDSF). Сам по себе брейкинг является современным видом хореографии, имеющим признаки джазовой системы, чутко реагируя на все изменения модных тенденций и хореографических трендов.

Европейская программа. Строго академичный вид парного танца, не позволяющий исполнять движения партнерам без «полного» контакта, специфичного для основной стойки. Несмотря на наличие в современной хореографии дуэтного танца, рассматриваемая дисциплина не допускает интеграции движений за пределами установленных лимитов взаимодействия в паре.

Латиноамериканская программа. В арсенале возможных парных взаимодействий присутствует не ограниченное по времени сольное синхронное и асинхронное тан-цевание. Это позволяет в любом количестве использовать элементы, не имеющие прямого отношения к характеру бального танца, обогащая технику и арсенал движений. Однако это не приводит к активной интеграции современной хореографии в танцевальный спорт. Причиной является действующий принцип судейства, заключенный в том, что исполнители объединены в танцевальные заходы на конкурсах, включающие большое количество пар, единовременно демонстрирующих свои хореографические программы. Это определяет короткий промежуток времени, который есть у отдельно взятого судьи для визуального контакта с парой, в результате которого он должен сделать вывод, является ли пара лучшей по отношению к остальным. В течение отведенного времени, исполнителям становится важным продемонстрировать умения в основных элементах, ритмах и характеристиках бального танца, не отвлекая внимание на па, заимствованные в современной хореографии.

Секвей. Конструкция соревнований в данной дисциплине предполагает поочередное исполнение парами сольных программ. Обязательным является создание фонограммы музыкального сопровождения, сценического образа и танцевальной лексики, объединенных одной историей, заявленной в названии номера. Правилами создания композиции разрешается раздельное танцевание и использование любых хореографических элементов, в том числе и современной хореографии, которая также многообразна в своем проявлении. Именно в этом виде танцевального спорта современная хореография получает наиболее широкое применение.

Ансамбль (формейшн). Конструкция соревнований в дисциплине «ансамбль» подразумевает поочередное исполнение командами своих программ. Обязательным является, как и в дисциплине «секвей», демонстрация целостного, идейного номера. Правилами создания композиции разрешается раздельное танцевание и использование любых элементов хореографии, в том числе и современной. Согласно регламенту, в формейшн в 6-ти минутной хореографии, представляемой на соревнованиях, определены 4,5 минуты, наполненные непосредственно движениями и позициями из перечня фигур латиноамериканской или европейской программ бального танца. При этом допустимо наличие не более шестнадцати тактов любых танцев, не имеющих отношения к дисциплине. Также ре-

гламентом определено время на выход и уход команды общей продолжительностью 1,5 минуты в сопровождении фонограммы с использованием любых видов танцевальных движений и трюков. Поэтому и в этом виде танцевального спорта современная хореография находит вновь широкое применение.

Таким образом, современная хореография уместна в композиции танцев, исполняемых в рамках отдельных дисциплин танцевального спорта. Она позволяет добиться зре-лищности, выразительности танцевально-спортивного номера, определенной лексической сложности. Стоит отметить, что современный танец - новая система мышления [1, 3]. Он прирастает различными направлениями, и на основе синтеза с устоявшимися видами хореографии - обогащает всю танцевальную систему в целом.

Говоря о современном танце, как о средстве развития необходимых танцорам-спортсменам качеств, определяющих исполнительское мастерство, можно смело заявить о его действенности. Это подтверждается результатами проведенного исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Апробация средств современной хореографии в тренировочной и соревновательной деятельности танцоров-спортсменов, проводилась совместными усилиями кафедры теории и методики танцевальных видов спорта УралГУФК и тренерским штабом ансамбля «Формейшн Вера» города Тюмень, специализирующегося на европейской программе танцевального спорта.

В рамках научного поиска было определено два аспекта интеграции современной хореографии в дисциплину танцевального спорта «ансамбль». В русле первого аспекта была рассмотрена композиция формейшн с использованием не только элементов спортивного бального танца, но и танца модерн. В виду второго вектора исследования - приемы танца постмодерна (контемп) были внедрены в тренировочный процесс с целью повышения уровня исполнительского мастерства квалифицированных танцоров-спортсменов, особо необходимого при выполнении сложных фигур. Так в ходе подготовки, внимание было уделено упражнениям, развивающим пластичность. Система занятий предусматривала и, значимые для современного танца, практические рекомендации, то есть выполнение заданий на основе импровизации и с большой амплитудой [4], которые отражены далее.

1. «Доверься ведущему». В парах распределяются роли ведомого и ведущего. Задача ведущего на протяжении заданного времени - водить партнера по залу, сохраняя контакт между его ладонями или «центром» ведомого, используя все пространство вокруг и передвигаясь в разных направлениях и уровнях (вперед, назад, в сторону, в партер).

2. «Невидимый предмет». Сложность данного упражнения заключается в увеличении расстояния между партнерами и быстрой смене их ролей (отдающий или принимающий предмет). Партнеры встают лицом друг к другу на расстоянии не ближе, чем два метра. Задача: передать партнеру воображаемый предмет, включая при этом в работу все свое тело. Предмет может быть любой тяжести, для любого предназначения (легкий настольный теннисный мячик, тяжелый мяч для боулинга, мыльный пузырь и т. д.). Выбор предмета педагогом зависит от того, в каком направлении необходимо развитие воспитанников (мягкость тела или резкость движений).

3. «Отражение». Данное упражнение подразумевает синхронное движение партнеров. Для этого необходимо сохранять фокусировку друг на друге и, соответственно, без промедления повторять за ведущим. Именно через точное копирование действий развивается способность воспринимать и воспроизводить движения партнера. Цель упражнения - достичь согласованности движений до такого уровня, чтобы не было заметно разделения их ролей.

4. «Смена уровней». Партнеры на время проведения упражнения выбирают роли ведущего и ведомого. Изначально они должны встать лицом друг к другу на расстоянии,

примерно один метр. Задача ведущего: менять положения тела в пространстве относительно уровней (низкий, средний или высокий). Ведомый же должен следить за партнером и копировать его уровни, создавая собственные движения. Затем исполнители меняются ролями.

5. «Оттяжка». Изначально партнеры встают друг напротив друга. Задача обоих -определить баланс в паре. Затем, взявшись за руки, они понемногу начинают создавать натяжение в руках, медленно опускаясь вниз и сгибая ноги в коленях. Важным моментом в технике выполнения «оттяжки» является то, что плечи должны быть отклонены назад, сохраняя диагональ с бедрами. Также упражнение может выполняться таким образом, чтобы партнеры попеременно опускались вниз, затем поднимались наверх.

6. «Равновесие». Прислонившись спиной к спине, исполнители сцепляются локтями и постепенно, не торопясь, опускаются вниз. Для этого партнеры могут переступать ногами вперед. Главное, соприкасаться спинами на протяжении всего упражнения.

7. «Точка соприкосновения». Партнеры занимают любое положение относительно друг друга. Они находят только одну точку соприкосновения (например, плечо одного соприкоснулось со спиной другого партнера и другие варианты), начиная вместе импровизировать без потери контакта.

8. «Птица». Партнеры встают на достаточно большое расстояние друг от друга. Один из них, как бы набегая на другого, должен полностью ему довериться и оттолкнуться от пола. Тот партнер, который выступает в роли опоры, должен поднять над полом набегающего. Важно найти при этом общий центр тяжести.

9. «На краю горы». Один из партнеров принимает роль «горы». Исходное положение: ноги на ширине плеч, колени несколько согнуты; корпус наклонен вперед, образуя прямую линию, параллельную полу; выпрямленные в локтях руки опираются на колени. Другой исполнитель пробует подняться на «гору» и удержаться на ней. Когда партнеры начнут прислушиваться друг к другу, это упражнение можно пробовать исполнять с разбега.

Общий период, взятый в рамках поведения работы, отражает рост индивидуального мастерства всех спортсменов из 16 в комплектации команды пропорционально количеству участия в чемпионатах Европы и мира.

Как видно из таблицы, период с 2004-2006 годы показал, что уровень спортсменов менялся динамично. Результаты команды выражены в получении высшей награды золотой пробы по окончании рассматриваемого временного промежутка. В течение трех лет команда исполняла одну и ту же программу, и наблюдалась стагнация результатов. Анализ уровня исполнительства соперников, представляющих Германию, Молдову и Польшу, указывал на общий одинаково высокий уровень индивидуального мастерства во всех командах-претендентах. В этой связи было принято решение усилить специальные части хореографии, разрешенные для использования, другими видами танца. Так перед чемпионатом мира 2006 года умышленно был пропущен чемпионат Европы. В образовавшемся резерве по времени была проведена работа по внедрению элементов современной хореографии с привлечением специалистов - носителей стиля модерн. В результате, в финале чемпионата мира судейские оценки были выражены следующими местами экспертов-судей: 2, 1, 3, 4, 1, 1, 2. Разрыв до второго места был небольшим, но достаточным, чтобы получить титул Чемпионов мира.

Во втором периоде, в частности, в 2008 году, была создана новая программа с использованием современной хореографии во всех, разрешенных правилами, обстоятельствах. Она была наполнена не только индивидуальным исполнением «нового» танца, но и коллективными модулями, которые ранее можно было наблюдать только в выступлениях коллективов современного танца. Результатом стала победа на чемпионате Европы.

Как видно из приведенных результатов третьего выделенного периода, стабильность достижений близка к стагнации. Но в 2013 году при создании хореографии было

использовано внедрение элементов современного танца более высокой сложности. Для этого акта в работу команды был приглашен специалист по современной хореографии и сценической пластике. Результатом стала победа на чемпионате мира в 2013 году.

Таблица - Результативность участия ансамбля «Формейшн Вера» в международных соревнованиях_

Наименование турнира Год проведения Результат

I период: 2004-2006 гг.

Чемпионат Европы 2004 4 место

Чемпионат мира 2004 4 место

Чемпионат Европы 2005 4 место

Чемпионат мира 2005 5 место

Чемпионат мира 2006 1 место

II период: 2007-2008 гг.

Чемпионат Европы 2007 2 место

Чемпионат мира 2007 2 место

Чемпионат Европы 2008 1 место

Чемпионат мира 2008 2 место

III период: 2009-2013 гг.

Чемпионат Европы 2009 2 место

Чемпионат мира 2009 2 место

Чемпионат Европы 2010 2 место

Чемпионат мира 2010 2 место

Чемпионат Европы 2011 3 место

Чемпионат мира 2011 2 место

Чемпионат Европы 2012 2 место

Чемпионат мира 2012 3 место

Чемпионат Европы 2013 2 место

Чемпионат мира 2013 1 место

IV период: 2014-2015 гг.

Чемпионат Европы 2014 2 место

Чемпионат мира 2014 2 место

Чемпионат Европы 2015 1 место

Чемпионат мира 2015 2 место

V период: 2016-2019 гг.

Чемпионат Европы 2016 1 место

Чемпионат мира 2016 1 место

Чемпионат Европы 2017 1 место

Чемпионат мира 2017 1 место

Чемпионат Европы 2018 1 место

Чемпионат мира 2018 1 место

Чемпионат мира 2019 1 место

В период с 2014 по 2015 годы, интересно отметить факт привлечения в постановку хореографии специалистов русского народного танца, который воплотился в множественное вплетение в основные элементы танцевального спорта, узнаваемых шаблонов этого вида хореографии. И, несмотря на то, что народный танец не является объектом изучения, пример его интеграции в композицию подтверждает гипотезу о прямой пропорции повышения результатов в моментах привлечения иных танцевальных стилей.

Самым триумфальным для участников ансамбля явился промежуток с 2016 по 2019 годы, когда он стал абсолютным чемпионом в европейской программе танцевального спорта, причем неоднократно повторяя этот успех в течение четырех лет. Результаты говорят о стабильной безупречности, которая была достигнута в результате привлечения специалистов современной хореографии на всех разрешенных правилами этапах постановки.

В марте 2022 года ансамбль «Формейшн Вера» удостоился серебряных наград Чемпионата России по европейской программе среди ансамблей с номером «Оскар». Стоит отметить, что конкуренция на паркете остается высокой. Кроме того, видоизмени-

лись тенденции в танцевально-спортивной деятельности, отражающие новый уклад жизни человека в нынешнем пространстве. Поэтому ведется поиск выразительных средств и эффективной системы подготовки танцоров-спортсменов.

ВЫВОДЫ

Анализ, проведенный в ходе научного поиска, показывает, что любое расширение кругозора зрителя спортивных соревнований приводит к улучшению восприятия, а в случае со спортивными судьями - к улучшению результативности. Современная хореография, как способ привлечения внимания, даже в простых зрительских ситуациях, повышает интерес за счет своей неординарности. Кроме того, системное внедрение в процесс подготовки квалифицированных танцоров-спортсменов упражнений на основе контемпа, положительно сказывается на исполнительском мастерстве каждого участника ансамбля.

Изучив опыт интеграции современной хореографии в танцевальный спорт на примере эволюции результатов сборной России по формейшн, можно сделать вывод: что данный симбиоз открывает новые границы для реализации задач любой сложности - постановки выигрышной композиции и эффективной тренировки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кирьянкова А.П. Особенности выразительных средств и композиционных приемов в современной хореографии / А.П. Кирьянкова, С.Э. Комович // The Scientific Heritage. - 2020. - № 46-6. - С. 3-8.

2. Мошкина А. История современного танца / А. Мошкина. - Екатеринбург : Культура Екатеринбурга, 2017. - 156 с.

3. Озджевиз Е.Л. Модерн и постмодерн в танцевальной культуре / Е.Л. Озджевиз. - Саратов : изд-во при Институте искусств, 2015. - 95 с.

4. Садыкова Д.А. Танец в пространстве современной культуры : дис. ... канд. культороло-гии / Садыкова Дарья Андреевна. - Санкт-Петербург, 2015. - 130 с.

5. "Об утверждении правил вида спорта "Танцевальный спорт" : Приказ Министерства спорта РФ от 19 января 2022 г. N 29 // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - URK https://base.garant.ru/76802939/ (дата обращения: 17.09.2022).

REFERENCES

1. Kiryankova, A.P., Komovich, S.E. (2020), "Features of expressive means and compositional techniques in modern choreography", The Scientific Heritage, No. 46-6, рр. 3-8.

2. Moshkina, A. (2017), History of modern dance, Culture of Yekaterinburg, Ekaterinburg.

3. Ozdzheviz, E.L. (2015), Modern and postmodern in dance culture, Institute of Arts, Saratov.

4. Sadykova, D.A. (2015), Dance in the space of modern culture, dissertation, St. Petersburg.

5. Ministry of Sports of the Russian Federation (2022), "On approval of the rules of the sport" Dance Sport ", Order of the of January 19, 2022 N 29, available at: https://base.garant.ru/76802939/ (date of access: 17.09.2022).

Контактная информация: ekboris24@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 796.071.4

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСЛЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГОЛЕНОСТОПНОГО СУСТАВА С ПРИМЕНЕНИЕМ БАНДАЖА

Лизавета Васильевна Бортникова, старший преподаватель, Диана Раилевна Юсупова, студентка, Казанский государственный энергетический университет, Казань

Аннотация

В статье анализируется концепция реабилитации, применимая к острым и хроническим повреждениям голеностопного сустава. Травмы опорно- двигательного аппарата, особенно голено-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.