Научная статья на тему 'ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ: ДЕФИНИЦИЯ И СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ'

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ: ДЕФИНИЦИЯ И СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
танцевальный спорт / искусство / спорт / бальный танец / dance sport / art / sport / ballroom dance

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Берсенева Татьяна Павловна, Пальчиковская Полина Дмитриевна

Рассмотрен танцевальный спорт как амбивалентный феномен, включающий элементы искусства и спорта. Проанализированы различные трактовки понятий «искусство» и «спорт» и определены их основные признаки. Выявлены сущностные признаки танцевального спорта и предложена его дефиниция на основе проведенного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANCE SPORT: DEFINITION AND ESSENTIAL FEATURES

Dance sport is considered as an ambivalent phenomenon that includes elements of art and sport. Various interpretations of the concepts “art” and “sport” are analyzed and their main features are determined. The essential features of dance sport are identified and its definition is proposed based on behavioral analysis.

Текст научной работы на тему «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ: ДЕФИНИЦИЯ И СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ»

УДК 796.011.7 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-12-70-77

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ: ДЕФИНИЦИЯ И СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ

Т.П. Берсенева, П.Д. Пальчиковская

Рассмотрен танцевальный спорт как амбивалентный феномен, включающий элементы искусства и спорта. Проанализированы различные трактовки понятий «искусство» и «спорт» и определены их основные признаки. Выявлены сущностные признаки танцевального спорта и предложена его дефиниция на основе проведенного анализа.

Ключевые слова: танцевальный спорт, искусство, спорт, бальный танец.

DANCE SPORT: DEFINITION Берсенева Татьяна Павловна, д-р культуроло-

AND ESSENTIAL FEATURES гии, проф., taniabers@list.ru, Россия, Омск, Омский госу-

дарственный университет им. Ф.М. Достоевского, Berseneva T.P., doctor of culturology, pro- Пальчиковская Полина Дмитриевна, аспи-

fessor, taniabers@list.ru, Russia, Omsk, рант, palchikovskaya@bk.ru, Россия, Омск, Сибирский Dostoevsky Omsk State University, государственный университет физической культуры и

Palchikovskaya P.D., graduate student, pal- спорта chikovskaya@bk. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and ^

Sports Г уманизация современного спорта

является одной из насущных задач, реше-Dance sport is c°nsidered as an ^rndrnt ние которой позволит спорту как социо-

phenomenon, including elements of art and

sport. Various interpretations of the concepts культурному феномену развиваться и

"art" and "sp°rt" are analyzed and their main эволюционировать. Одним из путей гу-features are determined. The essential features of dance sport are identified and its de- манизаЦии с°временн°г° сп°рта является

finition is proposed based on the analysis. процесс укрепления связи между спортом

„ ,, w ^ и искусством, повышение духовно-нрав-

Key words: dance sport, art, sport, ballroom J ' J ^

dance. ственной и эстетической ценности спор-

та. В рамках этого процесса все большую значимость приобретает танцевальный спорт, представляющий собой амбивалентное явление, соединяющее два начала: искусство и спорт.

Специфика танцевального спорта, его понятность и близость не только взрослым, но и детям позволяет ему стать массовым видом спорта. В настоящее время элементы танцевальной подготовки включены в про -грамму по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ, но, учитывая высокий воспитательный потенциал, которым обладают танцы, этого недостаточно. Являясь видом физической культуры, танцевальный спорт обладает большими эстетическими и педагогическими возможностями.

Целью исследования является рассмотрение танцевального спорта как амбивалентного феномена, включающего элементы искусства и спорта, анализ понятий «искусство» и «спорт», а также определение отличительных черт танцевального спорта.

Задачи исследования:

- определить признаки двух ключевых составляющих танцевального спорта - искусства и спорта;

- выявить сущностные признаки танцевального спорта;

- сформулировать определение танцевального спорта.

Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ научной и учебной литературы показал, что в теории спорта пока не предложена четкая дефиниция танцевального спорта. Объяснение этому факту, на наш взгляд, кроется в многоплановости танцевального спорта и, соответственно, неоднозначности его определений в науке. Исходя из цели и задач исследования, представляется необходимым дать дефиницию танцеваль -ного спорта, то есть определение, содержащее наиболее существенные его признаки.

Соединение в танцевальном спорте элементов танца как вида искусства и спорта, как соревновательной деятельности привело к необхо -димости анализа и определения таких понятий, как спорт и танец.

Понятие спорта многогранно. Это связано с тем, что спорт является предметом изучения многих наук, что способствует расширению данного явления и рассмотрению его с разных сторон. Для формулировки дефиниции спорта обратились к источникам различного рода (нормативным документам, научным изданиям, толковым и энциклопедическим слова -рям), акцентирующим внимание на том или ином аспекте спортивной деятельности.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-Ф3 (последняя редакция от 24.06.2023) рассматривает спорт как область социально-культурной деятельности человека, а также как совокупность видов спорта, которая представлена в форме соревнований и специфической подготовки к ним.

В толковых словарях при определении спорта делается акцент на его воздействии на физическое и психическое состояние человека. Под спортом подразумеваются физические упражнения, используемые с целью укрепления организма и способствующие психической бодрости.

В то же время «Пересмотренная Международная хартия физического воспитания, физической активности и спорта» обращает внимание на роль спорта в гармоничном развитии личности, а также подчеркивает значимость спорта для государства, ведь физические нагрузки улучшают качество жизни общества.

К тому же многие российские ученые отмечают, что государство, в свою очередь, всячески способствует развитию спортивного движения, осуществляет контроль за здоровьем населения, сохраняет и укрепляет

традиционные ценности, среди которых физическое здоровье граждан [1, с. 18, 2, с. 32]. «Спортивная хартия Европы» указывает на еще одну сто -рону спорта - формирование социальных отношений, кроме того выделяет значимость достижения результатов на различных соревнованиях, чего нельзя сказать о физической культуре.

Наиболее полно понятие спорта рассматривается в работах теоре -тиков в области физической культуры и спорта. Например, Л.П. Матвеев, анализируя данный феномен, различает спорт в узком и широком смыслах. В узком смысле спорт - это специфическая соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысшего результата, представлен -ная в форме системы соревнований, которая способствует сравнению человеческих возможностей. В широком смысле под спортом автор понимает не только соревновательную деятельность, но и процесс подготовки к ней, и межличностные отношения, возникающие в ходе этой деятельности [3, с. 25, 26].

Таким образом, можно выделить следующие сущностные признаки

спорта:

- наличие специфической соревновательной деятельности, сравнивающей физические и двигательные способности человека;

- систематическая подготовка к соревновательной деятельности, заключающаяся в обучении двигательным умениям и навыкам, а также в развитии физических и психических качеств человека;

- строго организованная структура межличностных отношений и поведенческих норм.

Анализ имеющихся толкований спорта позволил сформулировать в качестве рабочего следующее определение, а именно: спорт - это элемент общечеловеческой культуры, средство физического воспитания, прояв-ляеющееся в форме соревновательной деятельности, а также процесс подготовки к этой деятельности, специфические отношения и поведенческие нормы, возникающие в ходе нее.

Дефиниция танца также неоднозначна. Чаще всего танец характери -зуется как вид искусства. Главным признаком искусства является наличие художественного образа - своеобразной обобщенной картинки действительности, созданной с помощью вымысла и имеющей эстетическое зна -чение. Традиционно танец и рассматривается как вид искусства, в котором движения и положения тела танцора являются основным средством созда -ния художественного образа.

Помимо художественного образа для искусства свойственно чувственное восприятие действительности. Отечественный историк танца С.Н. Худеков в работе «Всеобщая история танца» подчеркивает эмоцио -нальность и чувственность, присущие каждому танцору. Он определяет танец как совокупность телодвижений, жестов и мимики, выражающих

душевное настроение исполнителя. По мнению автора, танцор должен полностью перевоплотиться в заданный образ и транслировать его пере -живания зрителю [4, с. 8].

Для любого искусства характерно наличие специфических средств, с помощью которых выражается какая-либо идея. В танце основным инструментом является не слово, цвет или звук, а непосредственно тело самого танцора. В определении танца, данном в философских и культурологиче -ских энциклопедиях, основными выразительными средствами танца представляются ритмичные движения и пластика тела.

В толковых словарях русского языка отмечается принадлежность танца к искусству и выделяются выразительные средства, с помощью которых создается танцевальный образ, это пластические, ритмичные движения, исполняемые в такт определенной музыке. В словарях также отмечается, что танцем может называться музыкальное произведение, написанное в ритме соответствующего танца. Ведь сначала появилась музыка, а затем уже сам танец.

Вместе с тем не все авторы считают музыку обязательным компонентом танца. Порой для создания танца достаточно только наличия опре -деленно заданного ритма или в случае с современными стилями - диссо-нансного звукового сопровождения. Таким образом, большинство ученых определяют танец как вид искусства, с чем нельзя не согласиться.

Танец можно рассматривать и в более широком смысле, не только как вид искусства, но и как явление культуры в целом. В.Н. и И.А. Карпенко изучают процесс появления танцевальной терминологии и в контексте этой работы рассматривают танец как часть культуры, отмечают спо -собность этого феномена отражать особенности культуры определенного этноса в какой-либо исторический период посредством характерного пластического языка [5, с. 42].

В.Ю. Никитин также обращает внимание на различное восприятие танца. Автор понимает танец, во-первых, как вид искусства - сценический танец, во-вторых, как социокультурный феномен - бытовой социальный танец, например, танец на современной дискотеке [6, с. 293]. Многие авторы разделяют искусство на элитарное и массовое, таким образом при -числяя современные танцевальные направления и древние пляски к массо -вому искусству.

Анализируя различные литературные источники, выделили следующие сущностные признаки танца:

- пластические телодвижения;

- ритмичность;

- музыкальное сопровождение - по необходимости;

- чувственное восприятие действительности;

- стремление к созданию художественного образа.

Таким образом, танец можно определить как социокультурный феномен и как вид искусства, в котором художественные образы создаются посредством пластических ритмических движений и положений тела. Танец обычно тесно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит образное выражение в хореографической композиции, движениях, фигурах танцоров.

Танец считается одним из самых древних и популярных явлений культуры. Он зародился в эпоху палеолита в качестве культовых, магиче -ских ритуалов. В Древнем мире танец использовался для развития необхо -димых навыков при обучении воинскому искусству, а также выполнял религиозные обрядовые функции. Постепенно религиозно-обрядовые пляски преобразовались в народный танец, выражающий особенности разно -образных этнических групп.

Со временем произошла эволюция танца - в различных социальных кругах он развивался по-своему. В период позднего Средневековья общество делилось на классы и танцевать народные пляски знатные особы уже не могли. В противовес фольклорному танцу начал зарождаться бальный танец. Слово «бал» пришло в русский язык из французского, которое, в свою очередь, произошло из латинского «bailare», что означает «танце-вать». Исторически бальный танец - любая форма танца, который испол -нялся в обществе в разные эпохи ради развлечения.

Несмотря на то что изначально любые танцы исполнялись людьми для себя, с течением времени танец начал приобретать сценическую форму и выноситься на показ зрителю. Так сформировался балет, представляю -щий собой театрализованные представления, где содержание раскрывается посредством танцевально-музыкальных образов.

Сценический танец зародился в глубокой древности, однако наибольшего расцвета он достиг в XVII веке. Изначально классический танец противопоставлялся бальному, бытовому, так как балет предназначался для зрителя, а бальный - для самих танцующих. Тем не менее классический танец оказал большое влияние на развитие современного бального танца. Благодаря балету бальный танец приобрел зрелищность и показа -тельность. Помимо классической хореографии на бальный танец оказали влияние и современные направления. Так, в нынешних соревновательных композициях часто встречаются элементы джазового танца и модерна.

Постепенно современное танцевальное искусство вышло за рамки бытового и классического танца и вторглось в сферу спорта. С введением современного понятия «танцевальный спорт» термин «бальные танцы» стал сводиться к понятию «спортивный бальный танец», что, соответственно, изменило сущностные характеристики данного явления.

В настоящее время спортивный бальный танец имеет официальное название «танцевальный спорт». Международная федерация танцевального спорта трактует это понятие как совмещающую в себе спорт и танцы

деятельность, по версии WDSF танцевальный спорт способствует улучше -нию физического и психологического состояния человека, налаживанию социальных отношений и достижению результатов на соревнованиях различного уровня.

С одной стороны, танец можно считать спортом. На наш взгляд, для того чтобы танцевать на высоком уровне, исполнителю необходимо обла -дать теми же качествами, что и любому другому спортсмену. В первую очередь, это выносливость и силовые способности. Исполнять пять двухминутных танцев подряд далеко не всем под силу, а в течение дня спортсмены могут танцевать до тридцати танцев в рамках одного турнира. Спортсмены-танцоры подвержены нагрузке не меньшей, чем пловцы или бегуны. Кроме того, танцорам, как и баскетболистам, футболистам или гимнастам, необходимы гибкость и координация движений, так как в процессе исполнения танца приходится маневрировать на паркете и выполнять сложнокоординационные элементы. Главное, для того чтобы победить в танцевальном спорте, требуются собранность, дисциплинированность и организованность, как и в любом другом спортивном направле -нии [7, с. 92].

Постигать танцевальное искусство следует с раннего детства, так как в этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Танце -вальная подготовка представляется действенным средством физического воспитания, обеспечивая необходимый для данного возраста активный двигательный режим.

Можно сделать вывод о том, что занятия танцевальным спортом способствуют формированию здоровья человека, развивают все необходимые физические качества, совершенствуют осанку и телосложение, содействуют физическому и психическому удовлетворению, развивают музыкальность и чувство ритма, делают человека более грациозным и элегантным, дарят свободу движений, повышают работоспособность, пополняют запас знаний о спорте и спортивной рекреации.

В то же время танцевальный спорт очень близок к искусству. Помимо двигательных навыков и физических качеств важную роль играет художественная сущность танца, а также эстетические впечатления, кото -рые улавливает зритель. В высокой степени ценится неподражаемый, индивидуальный художественный стиль танцора, заключающийся в его виртуозности, высоком уровне технического мастерства и большой эстетической выразительности. О танцевальном спорте можно говорить как об определенном виде искусства, во-первых, он является способом познания, осмысления мира и своего места в нем, во-вторых, спортивный бальный танец обладает высокой зрелищностью, чем-то даже сравним со спектаклем. Зрители, воспринимающие красоту и завуалированный смысл каждого движения танцора, сопереживают спортсменам, как бы соучаствуют вместе с ними в танце.

Таким образом, спортивный бальный танец, или танцевальный спорт, соединяет в себе черты спорта и танца.

Выявление аспектов, присущих танцевальному спорту как виду спорта и виду искусства, позволило, во-первых, определить следующие сущностные черты танцевального спорта в целом:

1) основа танца - пластические движения;

2) ритм и привязка к музыкальному сопровождению;

3) эмоционально-чувственное восприятие реальности;

4) синтез высокого технического мастерства спортсмена и большой эстетической выразительности;

5) высокий уровень развития физических качеств;

6) наличие специфической соревновательной деятельности;

7) передача различных аспектов взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Во-вторых, опираясь на определение, данное В.Е. Ворониным [8, с. 24] и уточненное авторами данного исследования, предложить следующую дефиницию танцевального спорта.

Танцевальный спорт - это вид спортивной соревновательной деятельности, представляющей собой пластические движения человеческого тела, совершаемые в определенном ритме чаще всего под музыку и пере -дающие эмоционально-чувственное восприятие реальности.

Заключение. Танцевальный спорт должен рассматриваться как сложная, многогранная педагогическая деятельность, соединяющая в себе черты спорта и танцевального искусства. При составлении программ по танцевальной подготовке следует обращать внимание не только на рас -смотрение танцевального образа как особой формы отражения действительности, художественного осознания мира, но и уделять большое внима -ние физическому воспитанию танцоров.

Список литературы

1. Бутенко М.В., Матвейчук Н.С. Физическая культура в профилактике гипокинезии // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2023. Вып. 3. С. 18-24.

2. Восприятие российских художественных фильмов о спорте студенческой молодежью / О.Б. Лобанова [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2023. Вып. 4. С. 32-38.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. 4-е изд. М.: Изд-во «Спорт», 2021. 520 с.

4. Худеков С.Н. Всеобщая история танца. М.: Эксмо, 2009. 608 с.

5. Карпенко В.Н., Карпенко И.А. История возникновения танцевальной терминологии // Научные ведомости Белгородского государствен -ного университета. Гуманитарные науки. Филология, журналистика, педа -гогика, психология. 2016. № 28(249). Вып. 32. С. 42-47.

6. Никитин В.Ю. Танец как социокультурный феномен. Три лика Терпсихоры // Вестник Московского государственного университета куль -туры и искусств. 2014. № 6(62). С. 292-298.

7. Берсенева Т.П., Пальчиковская П.Д., Волхонская Г.П. Эстетическая выразительность спортивного бального танца // Вестник Кемеров-ского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 56. С. 88-95.

8. Воронин Р.Е. Философско-эстетические и художественные аспекты танцевального искусства (спортивный бальный танец, вторая половина XX века): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2007. 26 с.

References

1. Butenko M.V., Matvejchuk N.S. Fizicheskaya kul'tura v profilaktike gipokinezii [Physical culture in the prevention of hypokinesia] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2023. Iss. 3. P. 18-24.

2. Vospriyatie rossijskih hudozhestvennyh fil'mov o sporte studencheskoj molo-dezh'yu [Perception of Russian feature films about sports by student youth] / O.B. Lobanova [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2023. Iss. 4. P. 32-38.

3. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methodology of physical culture]. 4th ed. M.: Publishing house "Sport", 2021. 520 p.

4. Hudekov S.N. Vseobshchaya istoriya tanca [General history of dance]. M.: Eksmo, 2009. 608 p.

5. Karpenko V.N., Karpenko I.A. Istoriya vozniknoveniya tanceval'noj terminologii [History of the emergence of dance terminology] // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. Filologiya, zhurnalistika, pedagogika, psihologiya [Scientific bulletins of the Belgorod State University. Humanitarian sciences. Philology, journalism, pedagogy, psychology]. 2016. No. 28(249). V. 32. P. 42-47.

6. Nikitin V.Yu. Tanec kak sociokul'turnyj fenomen. Tri lika Terpsihory [Dance as a sociocultural phenomenon. Three faces of Terpsichore] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts]. 2014. No. 6(62). P. 292-298.

7. Berseneva T.P., Pal'chikovskaya P.D., Volhonskaya G.P. Esteticheskaya vyrazi-tel'nost' sportivnogo bal'nogo tanca [Aesthetic expressiveness of sports ballroom dance] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2021. No. 56. P. 88-95.

8. Voronin R.E. Filosofsko-esteticheskie i hudozhestvennye aspekty tanceval'nogo iskusstva (sportivnyj bal'nyj tanec, vtoraya polovina XX veka) [Philosophical, aesthetic and artistic aspects of dance art (sports ballroom dance, second half of the 20th century)]: abstract. dis. ...cand. art history St. Petersburg, 2007. 26 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.