УДК 796.011.7 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-12-70-77
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ: ДЕФИНИЦИЯ И СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ
Т.П. Берсенева, П.Д. Пальчиковская
Рассмотрен танцевальный спорт как амбивалентный феномен, включающий элементы искусства и спорта. Проанализированы различные трактовки понятий «искусство» и «спорт» и определены их основные признаки. Выявлены сущностные признаки танцевального спорта и предложена его дефиниция на основе проведенного анализа.
Ключевые слова: танцевальный спорт, искусство, спорт, бальный танец.
DANCE SPORT: DEFINITION Берсенева Татьяна Павловна, д-р культуроло-
AND ESSENTIAL FEATURES гии, проф., taniabers@list.ru, Россия, Омск, Омский госу-
дарственный университет им. Ф.М. Достоевского, Berseneva T.P., doctor of culturology, pro- Пальчиковская Полина Дмитриевна, аспи-
fessor, taniabers@list.ru, Russia, Omsk, рант, palchikovskaya@bk.ru, Россия, Омск, Сибирский Dostoevsky Omsk State University, государственный университет физической культуры и
Palchikovskaya P.D., graduate student, pal- спорта chikovskaya@bk. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and ^
Sports Г уманизация современного спорта
является одной из насущных задач, реше-Dance sport is c°nsidered as an ^rndrnt ние которой позволит спорту как социо-
phenomenon, including elements of art and
sport. Various interpretations of the concepts культурному феномену развиваться и
"art" and "sp°rt" are analyzed and their main эволюционировать. Одним из путей гу-features are determined. The essential features of dance sport are identified and its de- манизаЦии с°временн°г° сп°рта является
finition is proposed based on the analysis. процесс укрепления связи между спортом
„ ,, w ^ и искусством, повышение духовно-нрав-
Key words: dance sport, art, sport, ballroom J ' J ^
dance. ственной и эстетической ценности спор-
та. В рамках этого процесса все большую значимость приобретает танцевальный спорт, представляющий собой амбивалентное явление, соединяющее два начала: искусство и спорт.
Специфика танцевального спорта, его понятность и близость не только взрослым, но и детям позволяет ему стать массовым видом спорта. В настоящее время элементы танцевальной подготовки включены в про -грамму по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ, но, учитывая высокий воспитательный потенциал, которым обладают танцы, этого недостаточно. Являясь видом физической культуры, танцевальный спорт обладает большими эстетическими и педагогическими возможностями.
Целью исследования является рассмотрение танцевального спорта как амбивалентного феномена, включающего элементы искусства и спорта, анализ понятий «искусство» и «спорт», а также определение отличительных черт танцевального спорта.
Задачи исследования:
- определить признаки двух ключевых составляющих танцевального спорта - искусства и спорта;
- выявить сущностные признаки танцевального спорта;
- сформулировать определение танцевального спорта.
Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ научной и учебной литературы показал, что в теории спорта пока не предложена четкая дефиниция танцевального спорта. Объяснение этому факту, на наш взгляд, кроется в многоплановости танцевального спорта и, соответственно, неоднозначности его определений в науке. Исходя из цели и задач исследования, представляется необходимым дать дефиницию танцеваль -ного спорта, то есть определение, содержащее наиболее существенные его признаки.
Соединение в танцевальном спорте элементов танца как вида искусства и спорта, как соревновательной деятельности привело к необхо -димости анализа и определения таких понятий, как спорт и танец.
Понятие спорта многогранно. Это связано с тем, что спорт является предметом изучения многих наук, что способствует расширению данного явления и рассмотрению его с разных сторон. Для формулировки дефиниции спорта обратились к источникам различного рода (нормативным документам, научным изданиям, толковым и энциклопедическим слова -рям), акцентирующим внимание на том или ином аспекте спортивной деятельности.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-Ф3 (последняя редакция от 24.06.2023) рассматривает спорт как область социально-культурной деятельности человека, а также как совокупность видов спорта, которая представлена в форме соревнований и специфической подготовки к ним.
В толковых словарях при определении спорта делается акцент на его воздействии на физическое и психическое состояние человека. Под спортом подразумеваются физические упражнения, используемые с целью укрепления организма и способствующие психической бодрости.
В то же время «Пересмотренная Международная хартия физического воспитания, физической активности и спорта» обращает внимание на роль спорта в гармоничном развитии личности, а также подчеркивает значимость спорта для государства, ведь физические нагрузки улучшают качество жизни общества.
К тому же многие российские ученые отмечают, что государство, в свою очередь, всячески способствует развитию спортивного движения, осуществляет контроль за здоровьем населения, сохраняет и укрепляет
традиционные ценности, среди которых физическое здоровье граждан [1, с. 18, 2, с. 32]. «Спортивная хартия Европы» указывает на еще одну сто -рону спорта - формирование социальных отношений, кроме того выделяет значимость достижения результатов на различных соревнованиях, чего нельзя сказать о физической культуре.
Наиболее полно понятие спорта рассматривается в работах теоре -тиков в области физической культуры и спорта. Например, Л.П. Матвеев, анализируя данный феномен, различает спорт в узком и широком смыслах. В узком смысле спорт - это специфическая соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысшего результата, представлен -ная в форме системы соревнований, которая способствует сравнению человеческих возможностей. В широком смысле под спортом автор понимает не только соревновательную деятельность, но и процесс подготовки к ней, и межличностные отношения, возникающие в ходе этой деятельности [3, с. 25, 26].
Таким образом, можно выделить следующие сущностные признаки
спорта:
- наличие специфической соревновательной деятельности, сравнивающей физические и двигательные способности человека;
- систематическая подготовка к соревновательной деятельности, заключающаяся в обучении двигательным умениям и навыкам, а также в развитии физических и психических качеств человека;
- строго организованная структура межличностных отношений и поведенческих норм.
Анализ имеющихся толкований спорта позволил сформулировать в качестве рабочего следующее определение, а именно: спорт - это элемент общечеловеческой культуры, средство физического воспитания, прояв-ляеющееся в форме соревновательной деятельности, а также процесс подготовки к этой деятельности, специфические отношения и поведенческие нормы, возникающие в ходе нее.
Дефиниция танца также неоднозначна. Чаще всего танец характери -зуется как вид искусства. Главным признаком искусства является наличие художественного образа - своеобразной обобщенной картинки действительности, созданной с помощью вымысла и имеющей эстетическое зна -чение. Традиционно танец и рассматривается как вид искусства, в котором движения и положения тела танцора являются основным средством созда -ния художественного образа.
Помимо художественного образа для искусства свойственно чувственное восприятие действительности. Отечественный историк танца С.Н. Худеков в работе «Всеобщая история танца» подчеркивает эмоцио -нальность и чувственность, присущие каждому танцору. Он определяет танец как совокупность телодвижений, жестов и мимики, выражающих
душевное настроение исполнителя. По мнению автора, танцор должен полностью перевоплотиться в заданный образ и транслировать его пере -живания зрителю [4, с. 8].
Для любого искусства характерно наличие специфических средств, с помощью которых выражается какая-либо идея. В танце основным инструментом является не слово, цвет или звук, а непосредственно тело самого танцора. В определении танца, данном в философских и культурологиче -ских энциклопедиях, основными выразительными средствами танца представляются ритмичные движения и пластика тела.
В толковых словарях русского языка отмечается принадлежность танца к искусству и выделяются выразительные средства, с помощью которых создается танцевальный образ, это пластические, ритмичные движения, исполняемые в такт определенной музыке. В словарях также отмечается, что танцем может называться музыкальное произведение, написанное в ритме соответствующего танца. Ведь сначала появилась музыка, а затем уже сам танец.
Вместе с тем не все авторы считают музыку обязательным компонентом танца. Порой для создания танца достаточно только наличия опре -деленно заданного ритма или в случае с современными стилями - диссо-нансного звукового сопровождения. Таким образом, большинство ученых определяют танец как вид искусства, с чем нельзя не согласиться.
Танец можно рассматривать и в более широком смысле, не только как вид искусства, но и как явление культуры в целом. В.Н. и И.А. Карпенко изучают процесс появления танцевальной терминологии и в контексте этой работы рассматривают танец как часть культуры, отмечают спо -собность этого феномена отражать особенности культуры определенного этноса в какой-либо исторический период посредством характерного пластического языка [5, с. 42].
В.Ю. Никитин также обращает внимание на различное восприятие танца. Автор понимает танец, во-первых, как вид искусства - сценический танец, во-вторых, как социокультурный феномен - бытовой социальный танец, например, танец на современной дискотеке [6, с. 293]. Многие авторы разделяют искусство на элитарное и массовое, таким образом при -числяя современные танцевальные направления и древние пляски к массо -вому искусству.
Анализируя различные литературные источники, выделили следующие сущностные признаки танца:
- пластические телодвижения;
- ритмичность;
- музыкальное сопровождение - по необходимости;
- чувственное восприятие действительности;
- стремление к созданию художественного образа.
Таким образом, танец можно определить как социокультурный феномен и как вид искусства, в котором художественные образы создаются посредством пластических ритмических движений и положений тела. Танец обычно тесно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит образное выражение в хореографической композиции, движениях, фигурах танцоров.
Танец считается одним из самых древних и популярных явлений культуры. Он зародился в эпоху палеолита в качестве культовых, магиче -ских ритуалов. В Древнем мире танец использовался для развития необхо -димых навыков при обучении воинскому искусству, а также выполнял религиозные обрядовые функции. Постепенно религиозно-обрядовые пляски преобразовались в народный танец, выражающий особенности разно -образных этнических групп.
Со временем произошла эволюция танца - в различных социальных кругах он развивался по-своему. В период позднего Средневековья общество делилось на классы и танцевать народные пляски знатные особы уже не могли. В противовес фольклорному танцу начал зарождаться бальный танец. Слово «бал» пришло в русский язык из французского, которое, в свою очередь, произошло из латинского «bailare», что означает «танце-вать». Исторически бальный танец - любая форма танца, который испол -нялся в обществе в разные эпохи ради развлечения.
Несмотря на то что изначально любые танцы исполнялись людьми для себя, с течением времени танец начал приобретать сценическую форму и выноситься на показ зрителю. Так сформировался балет, представляю -щий собой театрализованные представления, где содержание раскрывается посредством танцевально-музыкальных образов.
Сценический танец зародился в глубокой древности, однако наибольшего расцвета он достиг в XVII веке. Изначально классический танец противопоставлялся бальному, бытовому, так как балет предназначался для зрителя, а бальный - для самих танцующих. Тем не менее классический танец оказал большое влияние на развитие современного бального танца. Благодаря балету бальный танец приобрел зрелищность и показа -тельность. Помимо классической хореографии на бальный танец оказали влияние и современные направления. Так, в нынешних соревновательных композициях часто встречаются элементы джазового танца и модерна.
Постепенно современное танцевальное искусство вышло за рамки бытового и классического танца и вторглось в сферу спорта. С введением современного понятия «танцевальный спорт» термин «бальные танцы» стал сводиться к понятию «спортивный бальный танец», что, соответственно, изменило сущностные характеристики данного явления.
В настоящее время спортивный бальный танец имеет официальное название «танцевальный спорт». Международная федерация танцевального спорта трактует это понятие как совмещающую в себе спорт и танцы
деятельность, по версии WDSF танцевальный спорт способствует улучше -нию физического и психологического состояния человека, налаживанию социальных отношений и достижению результатов на соревнованиях различного уровня.
С одной стороны, танец можно считать спортом. На наш взгляд, для того чтобы танцевать на высоком уровне, исполнителю необходимо обла -дать теми же качествами, что и любому другому спортсмену. В первую очередь, это выносливость и силовые способности. Исполнять пять двухминутных танцев подряд далеко не всем под силу, а в течение дня спортсмены могут танцевать до тридцати танцев в рамках одного турнира. Спортсмены-танцоры подвержены нагрузке не меньшей, чем пловцы или бегуны. Кроме того, танцорам, как и баскетболистам, футболистам или гимнастам, необходимы гибкость и координация движений, так как в процессе исполнения танца приходится маневрировать на паркете и выполнять сложнокоординационные элементы. Главное, для того чтобы победить в танцевальном спорте, требуются собранность, дисциплинированность и организованность, как и в любом другом спортивном направле -нии [7, с. 92].
Постигать танцевальное искусство следует с раннего детства, так как в этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Танце -вальная подготовка представляется действенным средством физического воспитания, обеспечивая необходимый для данного возраста активный двигательный режим.
Можно сделать вывод о том, что занятия танцевальным спортом способствуют формированию здоровья человека, развивают все необходимые физические качества, совершенствуют осанку и телосложение, содействуют физическому и психическому удовлетворению, развивают музыкальность и чувство ритма, делают человека более грациозным и элегантным, дарят свободу движений, повышают работоспособность, пополняют запас знаний о спорте и спортивной рекреации.
В то же время танцевальный спорт очень близок к искусству. Помимо двигательных навыков и физических качеств важную роль играет художественная сущность танца, а также эстетические впечатления, кото -рые улавливает зритель. В высокой степени ценится неподражаемый, индивидуальный художественный стиль танцора, заключающийся в его виртуозности, высоком уровне технического мастерства и большой эстетической выразительности. О танцевальном спорте можно говорить как об определенном виде искусства, во-первых, он является способом познания, осмысления мира и своего места в нем, во-вторых, спортивный бальный танец обладает высокой зрелищностью, чем-то даже сравним со спектаклем. Зрители, воспринимающие красоту и завуалированный смысл каждого движения танцора, сопереживают спортсменам, как бы соучаствуют вместе с ними в танце.
Таким образом, спортивный бальный танец, или танцевальный спорт, соединяет в себе черты спорта и танца.
Выявление аспектов, присущих танцевальному спорту как виду спорта и виду искусства, позволило, во-первых, определить следующие сущностные черты танцевального спорта в целом:
1) основа танца - пластические движения;
2) ритм и привязка к музыкальному сопровождению;
3) эмоционально-чувственное восприятие реальности;
4) синтез высокого технического мастерства спортсмена и большой эстетической выразительности;
5) высокий уровень развития физических качеств;
6) наличие специфической соревновательной деятельности;
7) передача различных аспектов взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Во-вторых, опираясь на определение, данное В.Е. Ворониным [8, с. 24] и уточненное авторами данного исследования, предложить следующую дефиницию танцевального спорта.
Танцевальный спорт - это вид спортивной соревновательной деятельности, представляющей собой пластические движения человеческого тела, совершаемые в определенном ритме чаще всего под музыку и пере -дающие эмоционально-чувственное восприятие реальности.
Заключение. Танцевальный спорт должен рассматриваться как сложная, многогранная педагогическая деятельность, соединяющая в себе черты спорта и танцевального искусства. При составлении программ по танцевальной подготовке следует обращать внимание не только на рас -смотрение танцевального образа как особой формы отражения действительности, художественного осознания мира, но и уделять большое внима -ние физическому воспитанию танцоров.
Список литературы
1. Бутенко М.В., Матвейчук Н.С. Физическая культура в профилактике гипокинезии // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2023. Вып. 3. С. 18-24.
2. Восприятие российских художественных фильмов о спорте студенческой молодежью / О.Б. Лобанова [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2023. Вып. 4. С. 32-38.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. 4-е изд. М.: Изд-во «Спорт», 2021. 520 с.
4. Худеков С.Н. Всеобщая история танца. М.: Эксмо, 2009. 608 с.
5. Карпенко В.Н., Карпенко И.А. История возникновения танцевальной терминологии // Научные ведомости Белгородского государствен -ного университета. Гуманитарные науки. Филология, журналистика, педа -гогика, психология. 2016. № 28(249). Вып. 32. С. 42-47.
6. Никитин В.Ю. Танец как социокультурный феномен. Три лика Терпсихоры // Вестник Московского государственного университета куль -туры и искусств. 2014. № 6(62). С. 292-298.
7. Берсенева Т.П., Пальчиковская П.Д., Волхонская Г.П. Эстетическая выразительность спортивного бального танца // Вестник Кемеров-ского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 56. С. 88-95.
8. Воронин Р.Е. Философско-эстетические и художественные аспекты танцевального искусства (спортивный бальный танец, вторая половина XX века): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2007. 26 с.
References
1. Butenko M.V., Matvejchuk N.S. Fizicheskaya kul'tura v profilaktike gipokinezii [Physical culture in the prevention of hypokinesia] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2023. Iss. 3. P. 18-24.
2. Vospriyatie rossijskih hudozhestvennyh fil'mov o sporte studencheskoj molo-dezh'yu [Perception of Russian feature films about sports by student youth] / O.B. Lobanova [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2023. Iss. 4. P. 32-38.
3. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methodology of physical culture]. 4th ed. M.: Publishing house "Sport", 2021. 520 p.
4. Hudekov S.N. Vseobshchaya istoriya tanca [General history of dance]. M.: Eksmo, 2009. 608 p.
5. Karpenko V.N., Karpenko I.A. Istoriya vozniknoveniya tanceval'noj terminologii [History of the emergence of dance terminology] // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. Filologiya, zhurnalistika, pedagogika, psihologiya [Scientific bulletins of the Belgorod State University. Humanitarian sciences. Philology, journalism, pedagogy, psychology]. 2016. No. 28(249). V. 32. P. 42-47.
6. Nikitin V.Yu. Tanec kak sociokul'turnyj fenomen. Tri lika Terpsihory [Dance as a sociocultural phenomenon. Three faces of Terpsichore] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts]. 2014. No. 6(62). P. 292-298.
7. Berseneva T.P., Pal'chikovskaya P.D., Volhonskaya G.P. Esteticheskaya vyrazi-tel'nost' sportivnogo bal'nogo tanca [Aesthetic expressiveness of sports ballroom dance] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2021. No. 56. P. 88-95.
8. Voronin R.E. Filosofsko-esteticheskie i hudozhestvennye aspekty tanceval'nogo iskusstva (sportivnyj bal'nyj tanec, vtoraya polovina XX veka) [Philosophical, aesthetic and artistic aspects of dance art (sports ballroom dance, second half of the 20th century)]: abstract. dis. ...cand. art history St. Petersburg, 2007. 26 p.