Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная библиотека / социально-педагогический потенциал / интеллектуально-развивающая и научно-просветительская деятельность / ИРНПД / самообразование / саморазвитие / цифровая трансформация общества / scientific libraries / socio-pedagogical potential / intellectual development and science popularization activity / IDSPA / self-education / digital transformation of society

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Боронина Нина Валерьевна

На основании анализа ключевых трендов экономического и социального развития общества в статье обосновывается необходимость постоянного освоения новых знаний и умений, наращивания человеческого капитала различными, порой отличающимися от традиционного образования, способами. Определяются ключевые условия для саморазвития и самообразования в условиях цифровой трансформации общества, которые становятся неотъемлемыми навыками современного человека. Рассматривается вопрос о возникшем противоречии между задачами, которые ставит государство перед научными библиотеками в области интеллектуального развития и научного просвещения населения в условиях цифровой трансформации, и неразработанностью этой проблематики. Раскрывается сущность социально-педагогического потенциала научных библиотек в современном мире. Определяется необходимость выделения и организации особого направления деятельности научных библиотек, которое сможет активизировать интеллектуальные процессы пользователей, мотивировать их к освоению научно-технических знаний, саморазвитию и самообразованию в условиях нарастающей цифровой трансформации общества. Дается определение понятия интеллектуально-развивающей и научно-просветительской деятельности (сокращенно ИРНПД) научной библиотеки, приводятся перспективные направления ее развития. Делаются выводы о положительных результатах средового воздействия на процессы самообразования и саморазвития как активаторов социально-педагогического потенциала научных библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SCIENTIFIC LIBRARIES IN THE ERA OF DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY

Based on an analysis of key trends in the economical and social development of society, the article substantiates the need to constantly master new knowledge and skills, build up human capital in various ways, sometimes different from traditional education. The key conditions for self-development and self-education in the context of the digital transformation of society are determined, it becomes perfect skills of a modern person. The question is raised about the contradiction that has arisen between the tasks that the state sets for scientific libraries in the field of intellectual development and scientific education of the population in the conditions of digital transformation and the lack of development of this issue. The essence of the socio-pedagogical potential of scientific libraries in the modern world is revealed. The need to identify and organize a special area of activity for scientific libraries is determined, which can activate the intellectual processes of users, motivate them to master scientific and technical knowledge, self-development and self-education in the conditions of the growing digital transformation of society. A definition of the concept of intellectual development and science popularization activity (abbreviated IDSPA) of a scientific library is given, and promising directions for its development are given. Сonclusions are drawn about the positive results of environmental influence on the processes of self-education and self-development as activators of the social and pedagogical potential of scientific libraries.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА»

ОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

УДК 316.422.44

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-5115-180-184

Н.В. Боронина

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: boronina_nina@mail.ru

Аннотация: На основании анализа ключевых трендов экономического и социального развития общества в статье обосновывается необходимость постоянного освоения новых знаний и умений, наращивания человеческого капитала различными, порой отличающимися от традиционного образования, способами. Определяются ключевые условия для саморазвития и самообразования в условиях цифровой трансформации общества, которые становятся неотъемлемыми навыками современного человека. Рассматривается вопрос о возникшем противоречии между задачами, которые ставит государство перед научными библиотеками в области интеллектуального развития и научного просвещения населения в условиях цифровой трансформации, и неразработанностью этой проблематики. Раскрывается сущность социально-педагогического потенциала научных библиотек в современном мире. Определяется необходимость выделения и организации особого направления деятельности научных библиотек, которое сможет активизировать интеллектуальные процессы пользователей, мотивировать их к освоению научно-технических знаний, саморазвитию и самообразованию в условиях нарастающей цифровой трансформации общества. Дается определение понятия интеллектуально-развивающей и научно-просветительской деятельности (сокращенно ИРНПД) научной библиотеки, приводятся перспективные направления ее развития. Делаются выводы о положительных результатах средового воздействия на процессы самообразования и саморазвития как активаторов социально-педагогического потенциала научных библиотек.

Ключевые слова: научная библиотека, социально-педагогический потенциал, интеллектуально-развивающая и научно-просветительская деятельность, ИРНПД, самообразование, саморазвитие, цифровая трансформация общества.

Для цитирования: Боронина Н. В. Социально-педагогический потенциал научных библиотек в эпоху цифровой трансформации общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. №5 (115). С. 180-184. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-5115-180-184

БОРОНИНА НИНА ВАЛЕРЬЕВНА - заместитель декана библиотечно-информационного факультета, преподаватель кафедры библиотечно-информационных наук, Московский государственный институт культуры

BORONINA NINA VALERIEVNA - Vice-Dean of the Library and Information Sciences faculty, Lecturer at the Library and Information Sciences Department, Moscow State Institute of Culture

SOCIO-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SCIENTIFIC LIBRARIES IN THE ERA OF DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY

© Боронина Н. В., 2023

Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

Nina V. Boronina

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: boronina_nina@mail.ru

Abstract: Based on an analysis of key trends in the economical and social development of society, the article substantiates the need to constantly master new knowledge and skills, build up human capital in various ways, sometimes different from traditional education. The key conditions for self-development and self-education in the context of the digital transformation of society are determined, it becomes perfect skills of a modern person. The question is raised about the contradiction that has arisen between the tasks that the state sets for scientific libraries in the field of intellectual development and scientific education of the population in the conditions of digital transformation and the lack of development of this issue. The essence of the socio-pedagogical potential of scientific libraries in the modern world is revealed. The need to identify and organize a special area of activity for scientific libraries is determined, which can activate the intellectual processes of users, motivate them to master scientific and technical knowledge, self-development and self-education in the conditions of the growing digital transformation of society. A definition of the concept of intellectual development and science popularization activity (abbreviated IDSPA) of a scientific library is given, and promising directions for its development are given. Conclusions are drawn about the positive results of environmental influence on the processes of self-education and self-development as activators of the social and pedagogical potential of scientific libraries.

Keywords: scientific libraries, socio-pedagogical potential, intellectual development and science popularization activity, IDSPA, self-education, digital transformation of society.

For citation: Boronina N. V. Socio-pedagogical potential of scientific libraries in the era of digital transformation of society. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2023, no. 5 (115), pp. 180-184. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-5115-180-184

Президент Российской Федерации постановил определить цифровую трансформацию как одну из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. В рамках планирования работ по достижению данной цели Правительством был принят ряд стратегических, программных и плановых документов. Основополагающей стала Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая консолидировала в себе федеральные проекты, нацеленные на поддержку разработки и внедрения отечественных цифровых технологий, подготовку кадров для цифровой экономики, развитие инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности и формирование системы цифрового государственного управления [8].

Цифровая повестка заняла ведущие позиции во всех отраслях народного хозяйства и развития социально-экономической сферы. При этом принципиально важным яв-

ляется понимание того, что «строительство цифровой экономики - это не просто переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств, это трансформации социальных институтов и систем, выстраивание новой иерархии отраслей народного хозяйства, образование новых элит, формирование новых правовых и культурных норм, которые коренным образом будут изменять привычные повседневные практики - от трудовой деятельности до досуга и межличностного общения» [5].

В условиях стремительно ускоряющего технологического прогресса формируются качественно новые требования к знаниям, навыкам и умениям, которыми должен обладать человек. Однажды приобретя конкретное знание, человек уже не может быть уверен в том, что с течением времени это знание не перестанет быть ценным, что оно останется необходимым и будет достаточным для решения поставленной задачи. Ди-

намичность происходящих изменений требует от индивида непрерывного обучения. Постоянное приобретение новых знаний является основой формирования высокого уровня человеческого капитала, который является самым ценным ресурсом в структуре национального богатства современного общества. В Основах государственной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 808 от 24.12.2014 г., планомерные и последовательные инвестиции в человека, в качественное обновление личности названы необходимым условием осуществления экономической и социальной модернизации страны, выхода на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира [6].

Наращивание человеческого капитала происходит путем приобретения новых знаний, умений и компетенций, и реализо-вываться это может не только посредством обязательных образовательных программ школьного, среднего специального и высшего образования, но и самостоятельно, исходя из тех потребностей, которые формируются у каждого конкретного индивида в процессе цифровой трансформации общества. Способность к саморазвитию и самообразованию становится неотъемлемым навыком, а точнее сказать даже потребностью человека, который хочет быть интеллектуально дееспособным в современных условиях гонки цифровых технологий. Вместе с тем ключевым условием саморазвития и самообразования является доступность информационных ресурсов и квалифицированной информационной помощи в ориентации их многообразия. В Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года указано: «В условиях кардинальных технологических перемен, процессов глобализации и беспрецедентного роста объемов информации библиотеки являются незаменимым социально-коммуникативным институтом, призванным обеспечить возможности для самореализации и развития личности» [7].

Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года определяет цифровую трансформацию библиотечной отрасли в качестве приоритетного направления. Указывается на необходимость усиления участия библиотек в научном и образовательном процессах. В то же время анализ современной ситуации раскрывает противоречия между комплексом задач интеллектуального развития и научного просвещения населения в условиях цифровой трансформации, поставленных государством и обществом перед научными библиотеками, и неразработанностью библиотечной педагогики, теории библиотечно-информационного обслуживания, педагогических инструментов, между актуальными социальными задачами и способностью кадров научных библиотек к их решению.

Социально- педагогический потенциал научных библиотек крайне редко является предметом теоретических исследований, несмотря на то, что по существу информационное обеспечение именно научной и образовательной деятельности населения выступает основополагающей социальной функцией библиотек этого типа. Если исходить из того, что функции библиотек на каждом этапе развития общества модифицируются, то цифровая трансформация и порожденные ею социальные следствия, безусловно, является ключевым фактором влияния на функциональную направленность научной библиотеки. Сокращение сроков старения научно-технической информации, удвоения её массивов, усиление значения научно-технических знаний для различных групп населения, появление новых форматов образовательной и просветительской деятельности неизбежно требует не просто расширения пользовательской аудитории научной библиотеки и разнообразия предлагаемых ей библиотечных продуктов и услуг, но и переосмысления социально-педагогического потенциала научных библиотек на современном этапе.

В первую очередь, встает проблема дефиниции социально-педагогического потенциала научной библиотеки как понятия, не по-

Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

лучившего разработки в поле современного библиотековедения. Данная задача решается, безусловно, экспликацией полидисциплинарного понятия «потенциал» на библиотечно-педагогическое взаимодействие в русле его понимания как совокупности возможностей, источников, средств, запасов, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения определенных задач, достижения поставленных целей; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области, в нашем случае - в научных библиотеках [2].

Определяя сущность понятия социально-педагогического потенциала, мы трактуем деятельность научных библиотек, направленную на интеллектуальное развитие и научное просвещение населения, как социально-педагогическое явление, предполагающее особое содержание и формы взаимодействия библиотекаря и пользователя библиотеки в русле решения ключевых задач развития личности и общества в условиях цифровой трансформации. Границы и содержание понятия социально-педагогического потенциала научных библиотек определяются теми ресурсами и возможностями, которые присущи именно современной научной библиотеке - её фондам с механизмами организации доступа к мировым информационных ресурсам, с компетенциями её кадрового состава, качеством справочно-поискового аппарата, технико-технологического парка, материально-технического обеспечения.

Социально-педагогический потенциал научной библиотеки состоит в её возможностях и ресурсах активизации интеллектуальных процессов пользователей, мотивации к постоянному освоению научно-технических знаний, саморазвитию и самообразованию. Это требует выделения и организации особого направления деятельности научных библиотек, решающей эти задачи не интуитивно, а с опорой на продуманную теоретико-педагогическую базу и лучшие доказательные практики с использованием форм и методов работы, адекватных реалиям цифровой среды.

Интеллектуально-развивающая и научно-просветительская деятельность научных библиотек (сокращенно ИРНПД) - это целенаправленная деятельность по созданию библиотечно-информационной среды, создающей условия для научного просвещения, самообразования и саморазвития широких кругов населения в условиях цифровой трансформации общества, вовлечения их в активный научный поиск и научно-исследовательскую работу («гражданская наука»).

Поиск перспективных направлений развития ИРНПД опирается на анализ существующих российских и зарубежных практик, а целесообразность их использования определяется отраслевой принадлежностью научной библиотеки и информационными интересами ее пользователей. В период проведения нашего исследования направлениями ИРНПД научных библиотек, модернизирующими существующие подходы в соответствии с актуальной цифровой повесткой, в обобщённом виде можно назвать следующие: технологии виртуальной и дополненной реальности (УЯ и ЛЯ), научное кино, цифровое повествование, цифровые мейкерспейсы, роботостроение, 3Б-моделирование, виртуальные выставки [1].

Смещение акцентов со стандартных методов получения знаний, индивидуализация образовательно-познавательных траекторий определяют необходимость актуализации деятельности научных библиотек, формирование интеллектуально-развивающей и просветительской среды (ИРНП-среды), которая становится активатором социально-педагогического потенциала научных библиотек. Осуществление средового воздействия на процессы самообразования и саморазвития населения дают следующие положительные результаты:

- осознание личностью своих возможностей, нахождение доступных способов реализации потребности в научно-исследовательской деятельности;

- помощь в гармонизации процессов личностного роста и формирования индивидуального человеческого капитала;

- поддержка в развитии актуальных в современном мире компетенций пользователей научной библиотеки;

- повышение общенаучного уровня просвещения и развития широких слоев населения.

Целесообразность такого воздействия определяется возникающими в процессе цифровой трансформации социальными рисками, такими как возрастающая цифровая сегрегация населения, дегуманизация общественной жизни, изменении способов коммуникации и социализации [3; 4]. В этом случае ИРНПД выступает не только в качестве специально организованного взаимодействия научной библиотеки и пользователя,

направленного на стимулирование процессов саморазвития личности и наращивание человеческого капитала, но и в как фактор смягчения негативных последствий и социальных рисков цифровой трансформации общества.

Формирование ИРНП-среды и введение дифференцированных направлений ИРПНД позволит научным библиотекам в полной мере раскрывать их социально-педагогический потенциал и получать комплексный эффект средового воздействия на самообразование и саморазвитие населения, значимость которых сложно переоценить в условиях формирования экономики знаний и цифрового общества.

Список литературы

1. Боронина Н. В. ИРНП-деятельность как неотъемлемая часть деятельности научных библиотек в эпоху цифровизации общества // Научные и технические библиотеки. 2022. № 4. С. 78-89.

2. Вишнякова С. М. Потенциал // Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. 1999. [Электронный ресурс]. URL: https://professional_education.academic. ru/1985/%D0%9F%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B

3. Данилина Я. В., Рыбачук М. А. Системные эффекты и риски цифровой экономики: анализ с позиций системной экономической теории // ЭНСР. 2019. № 3 (86). С. 119-138.

4. Кузнецов Н. В. Всеобщая цифровизация и социальные риски // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 10. С. 42-47. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_44327907_71010873.pdf

5. Лопатина Н. В. Цифровизация: управление проектом или глобальным трендом? // Информация и инновации. 2018. Т. 13. № 2. С. 32-38.

6. Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 52 (Часть I). Ст. 7753.

7. Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 № 608-р (ред. от 15.12.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400356337/.

8. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16). [Электронный ресурс].URL: http://static.

government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf

*

Поступила в редакцию 14.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.