Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Ю. С. ЗУБОВА'

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Ю. С. ЗУБОВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИЗМ / НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ / Ю. С. ЗУБОВ / БИБЛИОТЕКА / БИБЛИОГРАФИЯ / СВЕРНУТОЕ ЗНАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / DIGITAL CULTURE / INFORMATION CULTURE / HUMANISM / SCIENTIFIC HERITAGE / IU. S. ZUBOV / LIBRARY / BIBLIOGRAPHY / ROLLED KNOWLEDGE / ARTISTIC DEVELOPMENT OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Астахова Л. В.

Обоснованы гуманистические проблемы цифровой культуры с позиций научного наследия одного из основателей российской информационной культурологии Юрия Сергеевича Зубова (1924-2006). В контексте гуманитарных императивов современной человеческой цивилизации и культуры показан прогностический характер концепций и теорий ученого: библиографии как системы свернутого знания; библиографии как средства художественного развития личности; библиотеки как субъекта развития информационной культуры; библиотеки как центра интеллектуального досуга и др. Приведены примеры актуализации его научных идей как методологии трансформации деятельности современных отечественных и зарубежных библиотек в условиях цифровой культурной трансформации. Прочный фундамент для развития цифровой культуры личности, общества и государства заложен Ю. С. Зубовым задолго до того, когда она начала обретать в России явственные черты. Он провозгласил когнитивную природу библиографии, положив начало ренессансу когнитивной парадигмы в библиотечно-информационной деятельности как части культуры. Вопросы реализации культурной миссии библиотеки и библиографии привели его к убеждению, что теория библиографии нуждается в интеграции с содержанием знания, на которое нацелен потребитель. Для этого он обосновал дифференцированные библиографические самообразовательные программы, отражающие структуры человеческого знания и так актуальные в цифровой среде. Ведущие позиции занимает сегодня практика формирования и развития информационной культуры в качестве междисциплинарной сферы деятельности, инициатором и вдохновителем которой выступил ученый. Информационная культурология как научное направление также еще не использовала потенциал предложенных Ю. С. Зубовым гуманистических методологических подходов. Дальнейшего развития в современных цифровых условиях требует и полифункциональность библиотеки, обоснованная ученым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC PROBLEMS OF DIGITAL CULTURE IN THE CONTEXT OF THE SCIENTIFIC HERITAGE OF IU. S. ZUBOV

Rapid development of digital technologies is changing the face of modern culture and is accompanied by new challenges. The article substantiates the humanistic problems of digital culture from the standpoint of the scientific heritage of one of the founders of Russian information culture studies Iurii Sergeevich Zubov (1924-2006). The author shows in the context of the humanitarian imperatives of modern human civilization and culture, the prognostic nature of the scientist's concepts and theories: bibliography as a system of curtailed knowledge; bibliography as a means of personal artistic development; libraries as a subject of information culture development; libraries as a center of intellectual leisure, etc. The article contains the examples of actualization of his scientific ideas as a methodology for transforming the activities of modern domestic and foreign libraries in the context of digital cultural transformation. A solid foundation for the development of the digital culture of the individual, society, and state was laid by Iurii Zubov long before it began to take on distinct features in Russia. He proclaimed the cognitive nature of bibliography, initiating the renaissance of the cognitive paradigm in library and information activities as part of the culture. The questions of the implementation of the cultural mission of the library and bibliography led him to the conviction that the theory of bibliography needs to be integrated with the content of knowledge aimed at the consumer. To do this, he substantiated differentiated bibliographic self-education programs that reflect the structures of human knowledge and which are so relevant in the digital environment. The practice of forming and developing information culture as an interdisciplinary field of activity, initiated and inspired by the scientist, is very relevant today. Informational culturology as a scientific direction has not yet used the potential of the humanistic methodological approaches proposed by IU. S. Zubov. Further development in modern digital conditions requires the multi-functionality of the library, justified by the scientist.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Ю. С. ЗУБОВА»

УДК 008.001

Л. В. Астахова

доктор педагогических наук, профессор

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия

E-mail: lvastachova@mail.ru

ORCID: 0000-0003-0604-7363

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Ю. С. ЗУБОВА*

Обоснованы гуманистические проблемы цифровой культуры с позиций научного наследия одного из основателей российской информационной культурологии Юрия Сергеевича Зубова (1924—2006). В контексте гуманитарных императивов современной человеческой цивилизации и культуры показан прогностический характер концепций и теорий ученого: библиографии как системы свернутого знания; библиографии как средства художественного развития личности; библиотеки как субъекта развития информационной культуры; библиотеки как центра интеллектуального досуга и др. Приведены примеры актуализации его научных идей как методологии трансформации деятельности современных отечественных и зарубежных библиотек в условиях цифровой культурной трансформации. Прочный фундамент для развития цифровой культуры личности, общества и государства заложен Ю. С. Зубовым задолго до того, когда она начала обретать в России явственные черты. Он провозгласил когнитивную природу библиографии, положив начало ренессансу когнитивной парадигмы в библиотечно-информационной деятельности как части культуры. Вопросы реализации культурной миссии библиотеки и библиографии привели его к убеждению, что теория библиографии нуждается в интеграции с содержанием знания, на которое нацелен потребитель. Для этого он обосновал дифференцированные библиографические самообразовательные программы, отражающие структуры человеческого знания и так актуальные в цифровой среде. Ведущие позиции занимает сегодня практика формирования и развития информационной культуры в качестве междисциплинарной сферы деятельности, инициатором и вдохновителем которой выступил ученый. Информационная культурология как научное направление также еще не использовала потенциал предложенных Ю. С. Зубовым гуманистических методологических подходов. Дальнейшего развития в современных цифровых условиях требует и полифункциональность библиотеки, обоснованная ученым.

Ключевые слова: цифровая культура, информационная культура, гуманизм, научное наследие, Ю. С. Зубов, библиотека, библиография, свернутое знание, художественное развитие личности

Для цитирования: Астахова, Л. В. Гул контексте научного наследия Ю. С. Зубова /Л. 2020. - № 4 (64). - С. 30-38.

Стремительное развитие цифровых технологий меняет облик современной культуры и сопровождается новыми вызовами. Цифровые технологии не только

* Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г., соглашение № 02. А03.21.0011).

'мистические проблемы цифровой культуры в . Астахова // Вестник культуры и искусств. -

проникают во все сферы жизни человека в виде цифровых артефактов, являющихся предметом большого числа исследований, они формируют новую культуру цифровых коммуникаций, центральное место в которой занимает человек. Однако социально-гуманитарная сторона этой культуры, в

30

отличие от ее технологических аспектов, остается менее освещенной.

Цифровая культура, обеспечивающая оперативный доступ к большим информационным потокам и массивам, требует от человека быстрого поиска и обработки информации для принятия инновационных решений. Все более углубляется противоречие между растущим объемом информации и неспособностью пользователей к ее осмыслению. Разрешение этого противоречия, именуемого когнитивным разрывом, имеет гуманистическую природу.

Было бы ошибочно утверждать, что эта проблема возникла сегодня, с появлением цифровых носителей информации. За сменой технологий передачи информации всегда следовала информационная революция и был неизбежен когнитивный разрыв. Рефлексия этих процессов занимала ключевое место в последней трети ХХ в. в научных трудах Ю. С. Зубова, стоявшего у истоков российской информационной культурологии. Его гуманистические концепции, вошедшие в историю советского библиографоведения, проливают свет на истоки, сущность и пути решения современных проблем цифровой культуры. Именно эти концепции, в основе которых лежит Человек, имеющие прогностический характер и не до конца реализованный для цифровой культуры потенциал, являются предметом настоящей статьи.

Юрий Сергеевич Зубов (1924-2006) -известный советский и российский библиограф, библиографовед, культуролог, педагог, кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор. Инициатор создания и глава Отделения информационной культуры Международной академии информатизации, долгие годы работавший в Московском государственном институте культуры.

Он родом из Пензы, лермонтовских мест, где впитал любовь к литературе и искусству и всеобщее почитание общечеловеческих ценностей и всю жизнь оставался Человеком в самых высоких, благородных проявлениях этого слова, не изменяя своим принципам под тяжестью сложных жизнен-

ных обстоятельств. Справедливость, честность, добро, уважение к людям всегда были для него превыше всего. Добровольцем ушел на фронт Великой Отечественной войны, за боевые заслуги был награжден медалями.

Гуманистические жизненные установки Ю. С. Зубова не могли в дальнейшем не определить вектор его профессиональной и научной деятельности. Он оставил богатое научное наследие не столько по количеству опубликованных статей, сколько по глубине, искренности и обоснованности идей, а также по широте мышления, прозорливости и удивительной точности предвидения будущего библиотек, библиографии и информации как культурных феноменов.

Филологическое образование и научная степень позволили ему успешно заниматься составительской библиографической деятельностью в должности библиографа главной библиотеки страны (ГБЛ) и создать целую серию популярных рекомендательных библиографических указателей литературы по искусству. Позднее накопленный практический опыт он блестяще воплотил в учебнике «Библиография искусства» для вузов культуры [7].

Энциклопедические филологические знания и личный опыт библиографического производства на стыке разных сфер науки и практики в области искусства, литературы, культуры, библиотечно-библиографического дела и др. позволили ученому к концу 70-х гг. XX в. обрести убежденность в невозможности создавать качественные библиографические продукты без тесной взаимосвязи библиографии с обслуживаемыми отраслями. Эта убежденность привела его к необходимости изучения общих тенденций развития знания и, следовательно, - к диалектике его интеграции и дифференциации. Он выявил направления интеграции и в библиотечно-библиографической практике: попытки отражения единой научной картины мира и комплексных проблем науки; использование общенаучных принципов и методов исследования; появление единой теории социальной информации и концепции непрерывного образования; развитие научно-популярной

31

литературы как средства массового научного просвещения и др. Переосмыслив тенденцию интеграции и свой практический библиотечно-библиографический опыт на теоретическом уровне, Ю. С. Зубов разработал концепцию библиографии как свернутого знания [9], в которой библиография наполнена жизнью: она не оторвана от знания как главного рычага развития человеческой культуры, а следует за ним согласно тенденциям его развития. Возможность существования библиографии он связал с уникальным качеством самого знания - его способностью к «уплотнению», к «свертыванию», доказав формализующие свойства библиографического языка. Применив по отношению к библиографии понятие знание - основное понятие теории познания, Ю. С. Зубов фактически провозгласил когнитивную природу библиографии, положив начало ренессансу когнитивной парадигмы в библиотечно-информационной науке [1].

В контексте научной библиографовед-ческой полемики 70-80-х гг. ХХ в., в которой все больше превалировала «обслуживающая роль» библиотеки и библиографии, гениальная простота обоснованного им свойства свернутости и органической связи библиографии со знанием воспринималась как глоток свежего воздуха, а его концепция в целом - как истинное проявление гуманистических ценностей, поскольку углубление обоснованных им взаимосвязей, безусловно, способствовало более глубокому удовлетворению информационных потребностей пользователей библиотек. Уже в те годы ученому было понятно, что техногенная цивилизация с ее потребительским отношением к природной и социальной средам ведет к социальному тупику. Научная мысль требовала переориентации научно-технического прогресса в направлении гуманизации как производства общественного продукта, так и самого общества [14].

Как любил говорить Юрий Сергеевич, «в будущем будет интегрироваться все со всем». Идея интеграции его восхищала и вдохновляла, он мог говорить о ней с огромным воодушевлением часами. Именно этот,

интеграционный, подход к науке и практике все более актуализируется в глобальном информационном обществе. Интеграционные процессы настолько глубоки и интенсивны сегодня, что решение простых человеческих проблем усложняется в геометрической прогрессии. Доминирует создание и исследование социотехнических, а не технических систем, а в науке утверждается «гуманистическая парадигма сложности» [5]. Методологическая основа этой парадигмы — «междисциплинарная диагностика, позволяющая анализировать реалии усложняющегося гуманизма, а также риски и уязвимости дегуманизации человеческих отношений» [Там же]. Ю. С. Зубов не просто определил, но и успешно использовал эту методологию в своих научных трудах.

Все больше углубляясь в вопросы реализации культурной миссии библиотеки и библиографии, Ю. С. Зубов понимал, что теория библиографии резко оторвалась от практики, теряя интеграцию с содержанием библиографируемого знания, на которое нацелен потребитель. Он видел этот разрыв, искренне переживал, поэтому неслучайно появилась его монография «Библиография и художественное развитие личности», в которой он разработал модели библиографических самообразовательных программ развития человека [8]. Библиографическая деятельность трактуется ученым, по сути дела, как научная деятельность библиографа - деятельность по формированию дифференцированных библиографических самообразовательных программ. Структуры человеческого знания, отраженные библиографом в библиографических самообразовательных программах, а также интеграция библиографических и художественных средств опосредованы в исследовании Ю. С. Зубова конкретными целями художественного развития личности, что утверждает гуманистическую природу его методологии.

Гуманистическое направление философии образования - это философское направление, основанное на признании первейшей ценности человека как личности, обладающей органическим единством зна-

32

ний и нравственности. Еще Гегель говорил, что просвещение «делает человека умнее, но не делает его лучше» [4, с. 58]. Знания должны органически сочетаться с добрыми чувствами, эмоциями, бескорыстным отношением к людям. Тогда они будут способствовать формированию общественного поведения, в котором проявляется понимание интересов других людей [6]. Представители педагогической науки утверждают, что приоритетными направлениями гуманистической педагогики сегодня становятся: переход от идеологии формирования к идеологии развития личности; сотрудничество педагога и субъекта развития личности; готовность педагога представить обучаемым различные средства освоения знаний (в том числе оргтехнику и компьютерные технологии и др.); переход от доминирующего интеллектуализма в образовании к развивающему обучению и личност-но ориентированному характеру воспитания [15]. Очевидно, что Ю. С. Зубов еще в начале 80-х гг. ХХ в. заложил в своей монографии базовые основания деятельности библиотеки как субъекта гуманистической педагогики, которые сегодня в условиях трансформации библиотек весьма актуальны.

Создание Ю. С. Зубовым Отделения информационной культуры Международной академии информатизации и его неформальная активная деятельность были также естественным следствием его гуманистической позиции. Целью ученого была интеграция специалистов не только разных наук, но и практикующих специалистов в самых разных отраслях культуры для развития как самой информационной культурологии, так и практических форм и методов ее развития у пользователей. Он вложил в этот проект много времени, сил и души, и его новаторский научно-организационный вклад в формирование и развитие информационной культурологии неоценим, уникален и навсегда вписан в историю отечественной культуры. «Ю. С. Зубов — не просто основоположник информационной культурологии как нового научного направления, он нашел особого рода точку роста наук информологического цикла, в частности, его гуманитарных вет-

вей, которые в новых условиях демонстрировали усиливающиеся черты системного кризиса» [11].

Он заложил фундамент для развития культуры личности, общества и государства как главного условия формирования и развития информационного общества задолго до того, когда это общество обрело в России явственные черты. И главным субъектом этой деятельности он видел библиотеку. Еще в 1991 г. в одной из своих статей он писал: «Останутся ли универсальные библиотеки только "читалищами" и специализированными справочными бюро или им суждено развиться в более значительные по масштабам интеллектуального воздействия на общество учреждения культуры?.. Можно с достаточной степенью уверенности предвидеть, какими станут ОУНБ как региональные центры интеллектуальной культуры (выделено мной. — Л. А.). Сохранив свою основу — организованное удовлетворение информационных потребностей общества на региональном уровне, они должны будут при этом развернуть деятельность по сопутствующим направлениям... Нет сомнения, что спустя десятилетия, которые отделяют нас от предполагаемого будущего, все библиотеки получат специально предназначенные для выполнения их функций помещения» [10]. Среди них он назвал: лектории и концертные залы, которые сделают ОУНБ центром интеллектуальной жизни города и региона в силу культурной значимости и актуальности проводимых в них мероприятий; выставочные залы книжной и изобразительной продукции (с текущими поступлениями и тематическими и персональными выставками); музеи книги; кинотеатры; студии звуко- и видеозаписи; кафе-клубы для постоянного общения читателей между собой и регулярных встреч с сотрудниками библиотеки; пункты проката подсобной оргтехники; букинистические магазины по распродаже дублетных изданий из фонда библиотеки и др. [Там же, с. 56].

Его величество время показало жизнеспособность идей и прогнозов Ю. С. Зубова. Сегодня мы уже видим яркие примеры такой

33

полифункциональности разных типов российских и зарубежных библиотек.

Инновации в публичных библиотеках сосредоточены в областях творчества, обучения, нового охвата пользователей и партнерства. Эти тенденции представляют собой новые области стратегического внимания для них и оказывают сильное влияние на развитие библиотечных услуг в направлении создания модели сотрудничества, творчества и участия, которая ставит библиотеки в центр повседневной жизни ее пользователей [19]. Так, в Хельсинки открылась центральная библиотека, где кроме книжного фонда есть зеленый уголок для уединения и отдыха; большой амфитеатр для чтения, общения и отдыха; лектории, кинозал, кафетерий и залы для проведения различных мероприятий; гигантские мастерские (makerspace); классы, оборудованные компьютерной и копировальной техникой с новейшим программным обеспечением, SD-принтерами, швейными машинками, всевозможными электроинструментами; студии звуко- и видеозаписи, игровые комнаты и другие студии по интересам; кофейня, где можно воспользоваться бесплатным Wi-Fi и пообщаться или почитать и др. [3]. Появился подобный опыт и в России. Так, по словам директора Библиотеки им. Ф. М. Достоевского в Москве, ее «"ниша" — быть центром интеллектуального досуга и распространения знаний о городе и для горожан в неформальной форме» [2]. Она обеспечивает доступ к библиотечным фондам, базам данных, легальным электронным библиотекам, рекомендательным сервисам, образовательным программам, помогает пользователям построить и реализовать свою собственную траекторию образования и др. Концепция «библиотеки в большом городе» также подразумевает взаимодействие с городскими сообществами.

Концептуальные идеи Ю. С. Зубова об императивах расширения функций библиотек, об изоморфизме библиографии и знания становятся все более актуальными и в контексте современной тенденции углубления «когнитивного разрыва», которой в настоящее время так озабочены в мире. Се-

годня, в период перехода общества с информационного на когнитивный этап развития, все более углубляется противоречие между растущим избытком информации и неспособностью пользователей к ее осмыслению. Это противоречие во Всемирном докладе ЮНЕСКО названо «когнитивным разрывом», считающимся гораздо опаснее цифрового разрыва [12, с. 170].

В зарубежных публикациях описывается множество новых сервисов, появившихся в условиях современной деятельностной модели самообслуживания в научных библиотеках. Это услуги по управлению данными, публикациями, исследованию информации и др. научные коммуникационные услуги. Для организационного выживания библиотекарям пришлось разрабатывать новые сервисы не только для существующих пользователей, но и для вновь появившихся. Так, традиционный пользователь библиотеки выступает в новой роли — автора и руководителя исследований. Другая аудитория представлена сотрудниками офисов, которые обычно не используют библиотеку в своей работе, но могут извлечь выгоду из взаимодействия с ней. Эти новые виды деятельности и процессы необходимы, иначе, по мнению экспертов, научные библиотеки могут стать не более чем традиционным хранилищем для печати [17], о чем и писал в своих трудах Ю.С. Зубов в 1990-е гг.

Переход от собственности к доступу является тенденцией деловой сферы, влияющей на работу современной библиотеки. По словам бывшего президента Американской библиотечной ассоциации, будущая актуальность библиотек и библиотечных специалистов будет зависеть от того, что они делают для людей, а не от того, что они имеют для людей [16].

Зарубежные авторы обращают особое внимание на новые формы участия библиотечных специалистов в удовлетворении исследовательских потребностей ученых. По их мнению, навыки библиотекарей наиболее эффективны с точки зрения затрат, сбора, изучения и демонстрации исследовательских материалов, созданных учеными их

34

учреждений. И хотя многие по-прежнему считают, что библиотекари не могут иметь места в их исследовательском процессе, зарубежные авторы весьма оптимистично настроены в отношении развития и принятия новых услуг [17]. Как фактор выживания для библиотек рассматривается также управление знаниями [18] и др. Все эти новые формы и методы работы современных библиотек свидетельствуют об успешной реализации интеграционных процессов библиотеки, библиографии, информации, знания, науки и др.

Для преодоления «когнитивного разрыва» актуальна и разработанная Ю. С. Зубовым концепция библиотеки как субъекта развития информационной деятельности личности. Мало уметь искать информацию, нужно уметь ее анализировать, оценивать и использовать в собственной деятельности. Согласно Докладу ЮНЕСКО, для преодоления когнитивного разрыва в обществе знания «каждый человек должен развивать когнитивные способности и критический ум, чтобы отличать "полезную" информацию от бесполезной» [12, с. 21].

Большая заслуга Ю. С. Зубова заключается в том, что вопреки традиционным подходам в библиографоведении он включил в общую видовую структуру информационной деятельности не только информационно-потребительскую, но и информационно-репродуктивную и информационно-созидательную деятельность [8, с. 16]. Обоснованная ученым система взаимодействия сознания и различных видов информационной деятельности (потребительской, репродуктивной и созидательной) была абсолютно инновационной не только в информационной, но и психологической науке того времени. В ходе исследования он выходит за рамки информационно-потребительской деятельности и делает акцент на других видах информационной деятельности — репродуктивной и созидательной. В этом заключен прогностический смысл теории Ю. С. Зубова. Он писал, что «в условиях экспоненциального роста знаний, лавинных потоков информации практическим измерителем духовного развития личности уже

не может быть степень энциклопедизма. Им может быть только степень вовлеченности индивида в различные виды информационной деятельности (выделено мной. — Л. А.)» [Там же, с. 23]. Ученый предвидел, что в современную инфокибернетическую эпоху специфической особенностью гуманистической идеологии будет именно способность человека что-то создавать, его креативность, обусловленная начавшимся переходом к инновационному типу общественного развития [13]. Современные ученые утверждают, что «перед нами перспектива проектировать и творить мир, пробуждая и мобилизуя креативный потенциал социума», а главным двигателем производительных сил общества станет человек-созидатель, «живое творчество разума, черпающее энергию в аккумулированных наукой знаниях, в волевых усилиях осмысленного целепо-лагания» [Там же]. Библиотека в новых условиях может развивать этот подход как инновационный.

Большое внимание Ю. С. Зубов всегда уделял подготовке библиотечно-библиографических кадров. Ученый был убежден, что за порогом 2000 г. вопрос об использовании компьютерной техники в отечественных библиотеках обретет четкие очертания: «Поддающиеся автоматизации участки деятельности в библиотеке, в том числе рабочие места библиотекаря и читателя, будут оснащены терминалами и дисплеями» [10, с. 52]. При этом он задавался вопросом: каким должен быть в новой ситуации сам библиотекарь? В этом вопросе Ю. С. Зубов всегда разделял позицию зарубежных библиотековедов, которые считали главным «развитие интеллектуальных способностей библиотекаря и хорошее знание широкой предметной области, структуры ее литературы, основных работ и направлений читательского запроса» [Там же, с. 53]. Он выступал за расширение и углубление отраслевого принципа организации библиотечно-библиографического обслуживания и усиление отраслевой подготовки библиотечных кадров в вузах культуры и на факультетах повышения квалификации. Современные тенденции когнитивизации

35

деятельности библиотек показывают, сколь необходимы отраслевые знания библиотечным специалистам для реализации их новой миссии.

Научное наследие Ю. С. Зубова лишено какой бы то ни было схоластики. Оно предметно наполнено, блестяще обосновано, имеет органическую связь с сегодняшними потребностями библиотек и пользователей информационных ресурсов. Оно объединяет в себе все направления гуманизации библиотечного дела, о которой бьют тревогу современные эксперты. Оно содержит готовые ответы на многие проблемные вопросы состояния библиотек и их будущего. Для решения своих экзистенциальных проблем библиотека должна меняться: интегрироваться с другими субъектами информационно-культурной деятельности, трансформировать свои функции и обновлять задачи. Уже наступило время того «предполагаемого будущего», черты которого так явственно описал Ю. С. Зубов.

Ключевые научные концепции Ю. С. Зубова - библиография как система свернутого знания; библиография как средство художественного развития личности; библиотека как субъект развития информационной деятельности и информационной культуры; библиотека как центр интеллектуального досуга и др. - нацелены на человека. Их отличает искреннее стремление автора показать гуманитарную миссию библиотеки в духовном развитии личности без ведомственных и отраслевых барьеров, на основе интеграции всех институтов науки и культуры. И без сомнений, его гуманистическое наследие требует осмысления и развития в новых циви-лизационных условиях.

В своем научном творчестве Юрий Сергеевич смог заглянуть на несколько десятков лет вперед. В его трудах не только рассматриваются современные нам проблемы библиотечно- библиографической деятельности и развития информационной культуры как неотъемлемых частей культуры в целом, но и предлагаются обоснованные пути и даже программы их решения. И мы возвращаемся в прошлое, чтобы с искренней

благодарностью вспомнить этого Большого, Доброго, Честного Человека, Талантливого Ученого и Педагога, почтить его Светлую Память, обратить внимание исследователей на его гуманистическое наследие, которое способно дать вдохновение для решения новых задач современной культуры.

1. Астахова, Л. В. Когнитивная парадигма в современной библиографической науке / Л. В. Астахова // Научные и технические библиотеки. - 2018. - № 6. - С. 3-22.

2. Библиотека им. Ф. М. Достоевского : офиц. сайт. - URL: https://dostoevskylib. ru/ (дата обращения: 04.07.2020).

3. В Хельсинки открылась библиотека, которая вызвала у финнов небывалый ажиотаж и очереди. - URL: https:// novate.ru/blogs/120119/49083/ (дата обращения: 04.07.2020).

4. Гегель, Г.-В.-Ф. Работы разных лет: в 2 т. Т. 1 / Г.-В.-Ф. Гегель. - Москва : Мысль, 1970. - 668 с.

5. Гуманистический поворот: императив человеческой цивилизации / Н. Н. Зарубина, Г. Н. Ильина, Д. Н. Карпова, С. А. Кравченко, А. В. Носкова, Д. В. Го-лоухова. - Москва : МГИМО (университет) МИД РФ, 2018. - 209 с.

6. Зинченко, В. В. Институциональное измерение принципов общественного развития и становления личности в системе гуманистической социальной философии образования / В. В. Зин-ченко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. - 2015. - № 2 (16). - С. 45-57.

7. Зубов, Ю. С. Библиография искусства : учебник для библиотечных факультетов институтов культуры / Ю. С. Зубов, Е. П. Погорелая, А. А. Туровская. -Москва : Книга, 1973. - 304 с.

8. Зубов, Ю. С. Библиография и художественное развитие личности / Ю. С. Зубов. - Москва : Книга, 1979. - 144 с.

9. Зубов, Ю. С. Библиография как система свернутого знания / Ю. С. Зубов // Теоретико-методологические проблемы современного советского библио-графоведения : межвуз. сб. науч. тр. / под общ. ред. О. П. Коршунова. - Москва, 1981. - С. 23-40.

10. Зубов, Ю. С. Областная универсальная научная библиотека за порогом 2000 года (штрихи к прогнозу) / Ю.С. Зубов, Л. В. Ласькова // Формирование

36

систем библиографического обслуживания в регионе : межвуз сб. научн. тр. / редкол.: И. Г. Моргенштерн (отв. ред.) и др. - Челябинск, 1991. - С. 48-57.

11. К 90-летию Юрия Сергеевича Зубова // Научно-техническая информация. Сер 1. — 2014. - № 5. - С. 1-2.

12. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. - Париж : Изд-во ЮНЕСКО, 2005. - URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0014/001418/141843r. pdf (дата обращения: 04.07.2020).

13. Красин, Ю. А. Идеологический плюрализм и метаидеология нового гуманизма / Ю. А. Красин // Вестник Института социологии. - 2015. - № 1 (12). - С. 34-59.

14. Пирогов, А. И. Гуманистический императив философии постиндустриализма / А. И. Пирогов // Четвертые Декартовские чтения «Рационализм и универсалии культуры» : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под

общ. ред. А. И. Пирогова, Т. В. Расти-мешиной. — Москва, 2017. — С. 32—42.

15. Романюк, Л. В. Гуманистическая педагогика / Л. В. Романюк // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 2. - С. 304-307.

16. Feldman S. 2015. The future of the MLIS: imparting enduring values with changing instruction models. American Libraries. No 46 (11/12): 5. (На англ. яз.).

17. Hutchinson A. 2019. Science Libraries in the Self-Service Age Developing New Services, Targeting New Users. 160 p. DOI https:// doi.org/10.1016/C2015-0-04547-6 (дата обращения: 04.07.2020). (На англ. яз.).

18. Koloniari M., Fassoulis K. 2017. Knowledge Management Perceptions in Academic Libraries. The Journal of Academic Librarianship. Vol. 43, Issue 2: 135-142. (На англ. яз.).

19. Nicholson K. 2017. Innovation in Public Libraries. Learning from International Library Practice. P. 63-100. (На англ. яз.).

Получено 27.06.2020

L. Astakhova

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor

South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russia

E-mail: lvastachova@mail.ru

ORCID: 0000-0003-0604-7363

Humanistic Problems of Digital Culture in the Context of the Scientific Heritage of IU. S. Zubov

Abstract. Rapid development of digital technologies is changing the face of modern culture and is accompanied by new challenges. The article substantiates the humanistic problems of digital culture from the standpoint of the scientific heritage of one of the founders of Russian information culture studies lurii Sergeevich Zubov (1924-2006). The author shows in the context of the humanitarian imperatives of modern human civilization and culture, the prognostic nature of the scientist's concepts and theories: bibliography as a system of curtailed knowledge; bibliography as a means of personal artistic development; libraries as a subject of information culture development; libraries as a center of intellectual leisure, etc. The article contains the examples of actualization of his scientific ideas as a methodology for transforming the activities of modern domestic and foreign libraries in the context of digital cultural transformation. A solid foundation for the development of the digital culture of the individual, society, and state was laid by lurii Zubov long before it began to take on distinct features in Russia. He proclaimed the cognitive nature of bibliography, initiating the renaissance of the cognitive paradigm in library and information activities as part of the culture. The questions of the implementation of the cultural mission of the

37

library and bibliography led him to the conviction that the theory of bibliography needs to be integrated with the content of knowledge aimed at the consumer. To do this, he substantiated differentiated bibliographic self-education programs that reflect the structures of human knowledge and which are so relevant in the digital environment. The practice of forming and developing information culture as an interdisciplinary field of activity, initiated and inspired by the scientist, is very relevant today. Informational culturology as a scientific direction has not yet used the potential of the humanistic methodological approaches proposed by IU. S. Zubov. Further development in modern digital conditions requires the multi-functionality of the library, justified by the scientist.

Keywords: digital culture, information culture, humanism, scientific heritage, IU. S. Zubov, library, bibliography, rolled knowledge, artistic development of the person

For citing: Astakhova L. 2020. Humanistic Problems of Digital Culture in the Context of the Scientific Heritage of IU. S. Zubov. Culture and Arts Herald. No 4 (64): 30-38.

References

1. Astakhova L. 2018. Cognitive paradigm in modern bibliographic science. Scientific and technical libraries. No. 6: 3-22. (In Russ.).

2. Biblioteka im. F. M. Dostoevskogo [Library named after F.M. Dostoevsky]. Available from: https:// dostoevskylib.ru/ (accessed: 04.07.2020). (In Russ.).

3. V Khel'sinki otkrylas' biblioteka, kotoraya vyzvala u finnov nebyvalyy azhiotazh i ocheredi [A library was opened in Helsinki, which caused an unprecedented excitement and queues among the Finns]. Available from: https://novate.ru/blogs/120119/49083/ (accessed: 04.07.2020). (In Russ.).

4. Hegel G. W. F. 1970. Raboty raznykh let [Works of different years]. In 2 vol. Vol. 1. Moscow: Mysl'. 668 p. (In Russ.).

5. Gumanisticheskiy povorot: imperativ chelovecheskoy tsivilizatsii [Humanistic turn: the imperative of human civilization]. 2018. N. Zarubina, G. Ilyina, D. Karpova, S. Kravchenko, A. Noskova, D. Goloukhova. Moscow: MGIMO (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. 209 p. (In Russ.).

6. Zinchenko V. 2015. Institutional measurement of the principles of social development and the formation of personality in the system of humanistic social philosophy of education. Bulletin of the Voronezh State University. Series: Philosophy. No 2 (16): 45-57. (In Russ.).

7. Zubov IU., Pogorelaia E., Turovskaia A. 1973. Bibliografiya iskusstva [Bibliography of art]. Moscow: Kniga. 304 p. (In Russ.).

8. Zubov IU. 1979. Bibliografiya i khudozhestvennoe razvitie lichnosti [Bibliography and artistic development of personality]. Moscow: Kniga. 144 p. (In Russ.).

9. Zubov IU. 1981. Bibliography as a system of curtailed knowledge. Teoretiko-metodologicheskie problemy sovremennogo sovetskogo bibliografovedeniya [Theoretical and methodological problems of modern Soviet bibliographic studies]. Moscow. P. 23-40. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Zubov IU., Laskova L.1991. Regional universal scientific library beyond the threshold of 2000 (strokes to the forecast). Formirovanie sistem bibliograficheskogo obsluzhivaniya v regione [Formation of bibliographic service systems in the region]. Chelyabinsk. P. 48-57. (In Russ.).

11. To the 90th anniversary of IUrii Sergeevich Zubov. 2014. Scientific and technical Information. Ser 1. No 5: 1-2. (In Russ.).

12. K obshchestvam znaniya. Vsemirnyy doklad YuNESKO [Towards knowledge societies. UNESCO World Report]. 2005. Paris: UNESCO Publishing. Available from: http://unesdoc.unesco.org/ images/0014/001418/141843r.pdf (accessed: 04.07.2020). (In Russ.).

13. Krasin IU. 2015. Ideological pluralism and meta-ideology of new humanism. Bulletin of the Institute of Sociology. No 1 (12): 34-59. (In Russ.).

14. Pirogov A. 2017. Humanistic imperative of the philosophy of post-industrialism. Chetvertye Dekartovskie chteniya «Ratsionalizm i universalii kul'tury» [Fourth Cartesian readings «Rationalism and universals of culture»]. Under the general editorship of A. I. Pirogov, T. V. Rastimeshina. Moscow. P. 32-42. (In Russ.).

15. Romaniuk L. 2012. Humanistic pedagogy. Knowledge. Understanding. Skill. No 2: 304-307. (In Russ.).

16. Feldman S. 2015. The future of the MLIS: imparting enduring values with changing instruction models. American Libraries. No 46 (11/12): 5. (In Eng).

17. Hutchinson A. 2019. Science Libraries in the Self-Service Age Developing New Services, Targeting New Users. 160 p. DOI https://doi.org/10.1016/C2015-0-04547-6 (accessed: 04.07.2020). (In Eng).

18. Koloniari M., Fassoulis K. 2017. Knowledge Management Perceptions in Academic Libraries. The Journal of Academic Librarianship. Vol. 43, Issue 2: 135-142. (In Eng).

19. Nicholson K. 2017. Innovation in Public Libraries. Learning from International Library Practice. P. 63100. (In Eng).

Received 27.06.2020

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.