СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. ЦИФРОВОЙ МИР: ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЕ, БИБЛИОГРАФИЯ (К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю.С.ЗУБОВА) АСТАХОВА Л.В., КАДЫРОВА Э.А. БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ Ю.С.ЗУБОВА
Статья посвящена современным проблемам библиотечно-информационного образования в контексте идей Юрия Сергеевича Зубова (1924-2006) - выдающегося советского и российского ученого, библиографа, библиографоведа, культуролога, педагога, кандидата филологических наук, доктора педагогических наук, профессора. Актуализированы обоснованные им в ХХ веке императивы углубления предметно-отраслевой подготовки будущего библиотечно-информационного специалиста в вузе. Показан прогностический характер этих и других идей в условиях современной трансформации социальной миссии библиотеки и устойчивого тренда усиления интеллектуализации деятельности библиотечно-информационного специалиста.
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, интеллектуализация, информационная культура, предметно-отраслевая подготовка, Ю.С. Зубов.
ASTAKHOVA L. V., KADYROVA E. A.
LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION
IN THE CONTEXT OF YU. S. ZUBOV'S IDEAS
The article is devoted to modern problems of library and information education in the context of the ideas of Yuri Zubov (1924-2006) - an outstanding Soviet and Russian scientist, bibliographer, bibliographer, cultural critic, teacher, candidate of philological Sciences, doctor of pedagogical Sciences, Professor. The imperatives of deepening the subject-branch training of the future library and information specialist in the University proved by him in the twentieth century are actualized. The prognostic character of these and other ideas is shown in the conditions of modern transformation of the social mission of the library and the steady trend of strengthening the intellectualization of the library and information specialist.
Keywords: library and information education, intellectualization, information culture, subject-branch training, Yu. S. Zubov.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. ЦИФРОВОЙ МИР: ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЕ, БИБЛИОГРАФИЯ (К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю.С.ЗУБОВА) АСТАХОВА Л.В., КАДЫРОВА Э.А. БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ Ю.С.ЗУБОВА
Неопределённость миссии библиотек в современном обществе, проблема взаимоотношений библиотек и властных структур, отсутствие чётко обозначенной государственной политики в области библиотечного дела, сокращение библиотечной сети, трансформации представлений о библиотечном специалисте - все эти проблемы свидетельствуют о том, что библиотечная сфера нуждается в модернизации: и наука, и практика библиотечного дела, и кадровые ресурсы библиотек, и библиотечное образование [18]; отсутствие связи между учебными заведениями и библиотеками; [22] сокращение числа бюджетных мест, выделяемых вузам и ссузам на подготовку специалистов библиотечного дела; введение единого государственного экзамена, разрушившее систему профориентационной деятельности библиотечных факультетов; объединение библиотечных факультетов вузов культуры с другими факультетами; проблемы, касающиеся кадрового состава преподавателей [17] - эти и другие негативные процессы А. В. Соколов назвал «аннигиляцией библиотечной школы» [21]. Как справедливо замечают эксперты, сегодня «преобладает негативное или скептическое отношение к выпускникам библиотечных школ...Библиотечная практика изобилует примерами, когда более инициативными, креативными и ценными работниками оказываются не библиотекари «по диплому», а специалисты с иным базовым образованием)» [18].
При чтении этого горького вердикта поневоле вспоминаются идеи прошлых лет классика библиотечно-информационной науки - Юрия Сергеевича Зубова (1924-2006) - выдающегося советского и российского ученого, библиографа, библиографоведа, культуролога, педагога, кандидата филологических наук, доктора педагогических наук, профессора. Он всегда уделял большое внимание подготовке библиотечно-информационных кадров, устанавливая для них высокие интеллектуальные стандарты, вполне сравнимые со стандартами специалистов обслуживаемых отраслей - специалистов-отраслевиков, т.е. специалистов с небиблиотечным образованием.
В 80-90-е годы ХХ века он не сомневался в том, что за порогом 2000 года «вопрос об использовании компьютерной техники в отечественных библиотеках обретет четкие очертания, и все поддающиеся автоматизации участки деятельности в библиотеке, в том числе рабочие места библиотекаря и читателя, будут оснащены терминалами и дисплеями» [11, с.52]. При этом он задавался вопросом, каким должен быть в новой ситуации сам библиотекарь и что он должен знать и уметь, кроме обращения с электронной техникой.
В этом вопросе ученый разделял позицию зарубежных библиотековедов, которые считали главным «развитие интеллектуальных способностей библиотекаря и хорошее знание широкой предметной области, структуры ее литературы, основных работ и направлений читательского запроса» [там же, с.53]. Он всегда выступал за расширение и углубление отраслевого принципа организации библиотечно-библиографического обслуживания и усиление предметно-отраслевой подготовки библиотечных кадров в вузах культуры и на факультетах повышения квалификации. Ученый был убежден: чем лучше библиотекарь знает предметно-отраслевую область, тем он более компетентен в вопросах комплектования и удовлетворения информационных потребностей специалистов-отраслевиков. Ведь главной целью всего библиотечного организма всегда остается обслуживание читателей, которое «немыслимо без предметного содержания» [там же, с.54].
Не раз в ходе бесед и дискуссий он высказывал мнение, что самый «идеальный» библиотечно-информационный специалист должен иметь два образования - предметно-отраслевое и библиотечное. На необходимость более глубокой отраслевой подготовки библиотечно-информационного специалиста ученый настойчиво указывал в своих теоретико-методологических работах: в рамках информационно-психологической теории библиографии как средства духовного развития личности [7], теории информационной культуры личности [9; 11], концепции библиографии как системы свернутого знания [8] и др. Так, взяв за основу идею стадиальности художественного развития личности (как и общего развития в целом), он определяет соответствующие каждой стадии самообразовательные программы переработки и усвоения информации. В числе таких программ он выделяет предметно-структурную, историко-художественную и философско-эстетическую. [7, с.121-125]. Ученый не оставляет без внимания и практические виды деятельности и обосновывает необходимость создания специальных самообразовательных стратегий в помощь их освоению (технологических, исторических и теоретико-методологических) [7, с.131]. В ходе своих исследований ученый обосновывает публицистический характер библиографических пособий, а роль библиографа - как популяризатора «эстетических и научных ценностей, достигающего своих целей путем отбора произведений (изданий) и их специфической, направленной характеристики» [7, с.127]. Очевидно, что обоснованные программы предполагают, что выпускник библиотечно-информационного факультета должен обладать высоким уровнем предметно-отраслевой подготовки, а библиотечное образование - способно решать эту задачу.
Потенциальные возможности отраслевого библиографического образования были наиболее высоки для решения этой задачи. Он успешно реализовывал их в рамках отраслевых библиографических дисциплин в Московском государственном институте культуры. Так, инновационные формы и методы учебного процесса (подготовка аналитических справок о состоянии библиографического обеспечения отдельных тем или проблем отрасли и др.), внедренные в1985-1987 годах в рамках курсов «Библиография искусства» и «Издания литературно-художественного комплекса», внедрены в практику и обоснованы нами в совместной публикации [9]. Безусловно, это способствовало повышению уровня предметно-отраслевой подготовки библиотекарей в вузе.
В настоящее время «наблюдается переход классической информационной профессии -библиотечной профессии - на новый виток спирали развития информационной деятельности, приобретение инновационных элементов, в ряде случаев максимально изменяющих её, при сохранении базовых, социально-институциональных функций». Эксперты уверены, что в ближайшем будущем библиотечную профессию ожидает усиление информационного компонента; интеллектуализация и виртуализация; усиление приоритетов интеллектуального и креативного компонентов и др. [16, с. 21]. Они подчеркивают уникальность библиотечной профессии, которая отличается профессиональной содержательностью и интеллектуальностью [19].
Тенденция интеллектуализации требует углубления предметно-отраслевой подготовки библиотечно-информационного специалиста. Полагаем, что поэтому предметное содержание библиотечно-информационной деятельности сегодня, в конце первого двадцатилетия нового века, стало экзистенциональной проблемой. Развитие цифровых информационно-библиотечных технологий, когнитивный разрыв в обществе, а также углубляющиеся кризисные явления в библиотечном деле и негативные изменения его институциональных основ на государственном уровне - все эти факторы обусловили поиск ответов на вопросы о целесообразности существования библиотеки и библиографии, их социальной миссии. Трансформация информационного общества в общество когнитивное, расцвет теории управления знаниями актуализировали когнитивные традиции, возникшие в мировом библиотечном деле и библиографии в прошлые века. Сегодня мы наблюдаем протекающую смену
парадигм в библиографоведении: от документоцентристской - к когнитивной (когнитоцентристской, знаниевой) [4].
Вывод о предметно-отраслевой трансформации может быть отнесен и к библиотеке в целом, которая будет всегда востребована в новом обществе, если сможет реализовать свой когнитивный потенциал, стать полноправным, самостоятельным коллективным субъектом всех процессов трансформации знания. Библиотека должна формировать и развивать когнитивную среду, базирующуюся на когнитивной деятельности, субъектами которой выступают информационно-библиотечные специалисты и пользователи. Структура когнитивной среды библиотеки базируется на системе процессов трансформации знаний. В одной из наших публикаций [5] мы обосновали специфику авторского подхода к когнитивной среде научной библиотеки: приоритетность когнитивно-созидательной деятельности информационно-библиотечного специалиста, а не когнитивно-потребительской или когнитивно-ретрансляционной (как сложилось традиционно); расширение рамок когнитивно-ретрансляционной деятельности библиографа в сторону обучения методологии познания текстов и производства нового знания; активность библиографа по вовлечению пользователей библиотеки в процесс равноправного взаимодействия как когнитивных субъектов.
По мнению экспертов, российские научные библиотеки (прежде всего - академические и университетские) способны участвовать в подготовке не только информационно-аналитических, но и систематических обзоров: искать информацию по заданному специалистом вопросу; выделять необходимую фактографическую информацию из отобранных специалистами надежных источников информации; систематизировать фактографическую информацию по заданной специалистом схеме и готовить исходные тексты систематических обзоров; оформлять публикации [15, с.196]. И этим процессам следует уделять больше внимания в библиотечном образовании.
Одним из ведущих направлений совершенствования образовательной деятельности вузов, занятых в системе подготовки специалистов для системы библиотечно-информационного обслуживания, должно стать формирование информационной культуры. Оно объективно вытекает из изменений характера и условий труда библиотечных работников в современном обществе, что позволяет говорить об информационной среде нового типа, а в целом, как неоднократно подчеркивал в своих работах Ю.С. Зубов [9, с.5-11], - о достаточно высоких требованиях, определяющих новое качество информационной культуры всех, кто занят в данной сфере. И в будущем «планка» этих требований может лишь повышаться.
Развивая идеи ученого, подчеркнем следующее: в современных условиях информационная культура библиотечного специалиста должна органично сочетать как традиционные компоненты, так и инновации, связанные с освоением информационно-коммуникативных технологий.
Характерно, что как в теории, так и на практике понятие «информационная культура» часто отождествляется с понятием «информационная грамотность». По опубликованным в профессиональной печати сведениям можно говорить о том, что термин «информационная грамотность» более распространен в США как самой «информационно продвинутой» стране. В целом «информационная грамотность» понимается как умение идентифицировать вид необходимой информации, произвести ее поиск, в том числе автоматизированный, осуществить ее отбор, анализ и эффективно использовать в деятельности [6]. Таким образом, понятие информационной грамотности связано, прежде всего, с технологической составляющей работы с информацией. Ясно, что овладение необходимыми приемами и навыками, позволяющими выполнять эти процессы на высоком профессиональном уровне, одна из задач вузовской подготовки специалистов. Выпускники вуза должны быть информационно грамотными, чтобы успешно осуществлять профессиональные задачи по обслуживанию и обучению своих пользователей.
Подчеркнем, что принципиально неверно ограничивать обучение информационно-коммуникативными технологиями, хотя их роль в осуществлении информационных коммуникаций, несомненно, возрастает. Не меньшим остается значение традиционной культуры работы с книгой, навыков библиотечно-библиографической работы, культуры интеллектуального труда в целом. И здесь мы опираемся на богатейший арсенал знаний, веками накопленный мировой библиотечной наукой и практикой.
Развитая информационная культура предполагает понимание сущности и роли информационных процессов в обществе, включает знание особенностей окружающей информационной среды, закономерностей информационных потоков в различных областях деятельности, умение ориентироваться в информационных ресурсах, выбирать рациональный для каждого конкретного случая способ доступа к ним, работать с любыми источниками информации, умение их оценивать, понимать и многое другое. Как подчеркивал Ю.С. Зубов, информационная культура должна базироваться на информационном мировоззрении, развитие которого рассматривается не только как элемент профессиональной подготовки специалистов, но и как элемент их профессионального воспитания. В этом смысле формирование представлений об информационной
культуре в контексте теоретических обоснований Ю.С. Зубова, продолжает оставаться актуальным и имеет отношение к каждому человеку в современном мире.
Зарубежная практика библиотечно-информационного образования также свидетельствует об устойчивом тренде его интеллектулизации. Так, управление знаниями является тенденцией, которая влияет на библиотеки и рассматривается как необходимый предмет изучения в рамках библиотечно-информационного образования. Эксперты определяют важность управления знаниями для академических библиотекарей и предлагают, чтобы преподаватели более внимательно изучили включение принципов управления знаниями в учебную программу. Они выступают за то, чтобы управление знаниями было частью рыночного спроса на специалистов в области информации, и убеждены в том, что включение обучения управлению знаниями в образование повысит конкурентоспособность выпускников [1; 3].
Все активнее внедряются новые формы участия библиотечных специалистов в удовлетворении исследовательских потребностей ученых. Навыки зарубежных библиотекарей академических вузовских библиотек уже сегодня наиболее эффективны с точки зрения сбора, изучения и демонстрации исследовательских материалов, созданных учеными их учреждений. При этом зарубежные авторы весьма оптимистичны в деле развития и принятия новых интеллектуальных услуг [2].
Одна из проблем, актуализирующих развитие новых услуг, имеющихся в арсенале библиотечно-информационных учреждений порождается противоречием между огромным объемом доступной и постоянно обновляемой (причем весьма интенсивно) информации и реальными возможностями человека в ее оценке, отборе, понимании и освоении. Чрезмерное количество производимой в мире информации создает объективные трудности в ее потреблении. Избыточная интенсивность создаваемых информационных потоков влечет за собой неразборчивость пользователя, когда чаще всего потребляется не то, что действительно нужно, а то, что кем-то предлагается. Замечено, что чем выше интенсивность подачи информации, тем труднее ее понимание. Безусловно, для человека с высокой информационной культурой, характерно осознание этого противоречия, а также того, что его разрешение во многом зависит от культуры потребления информации отдельной личностью, обществом в целом.
Проблемы выбора необходимой информации в перенасыщенной, развивающейся с высокой скоростью информационной среде и ее понимания связаны с исследованием аксиологической составляющей информационной культуры, которые проводились под руководством Ю.С. Зубова [9; 10; 13; 14; 16]. Как следствие, появились концепции, ставившие задачей развить «иммунные» качества личности против манипулирования ею средствами электронных коммуникаций, актуализировавшие проблему критического мышления и информационно-аналитической культуры, в т.ч. обоснованные в многочисленных публикациях авторов настоящей статьи.
Востребованность разработки проблематики информационно-аналитической культуры личности была вызвана необходимостью поиска ответа на вопросы: как формировать способность ответственно и критически оценивать содержание сообщений, как научить адекватному восприятию различной информации, как понимать ее, осознавать последствия ее влияния, как развивать при этом коммуникативные навыки и др.
В таком аспекте информационной культуре отводится роль своеобразного «фильтра», позволяющего защитить человеческую личность и общество в целом от негативных информационных воздействий и угроз, актов агрессии в информационной среде [14]. Она помогает формировать и этическое поведение в компьютерных сетях, и разумное отношение к рекламным сообщениям, и критическую установку к стереотипам поведения, навязываемым массовой культурой, и многое другое. Она, в конечном счете, является тем, что позволяет отличить добро от зла в до предела усложнившемся информационном взаимодействии современного человека с окружающим миром. Не случайно в конце 1990-х гг. задача формирования информационной культуры личности впервые рассмотрена в контексте проблем, связанных с информационной безопасностью [21].
Как видим, не только изменившиеся средства доступа к информации должны стать предметом профессиональной подготовки информационных специалистов в вузе. Не меньшее значение имеют элементы информационной культуры, которые относятся к разумному информационному поведению человека в современной информационной среде.
Однако новые функции требуют и знания новых технологий. Серьезные вызовы библиотечно-информационному образованию связаны с новыми формами реализации образовательной функции библиотек. Библиотечно-информационный специалист как субъект развития информационной культуры личности и общества должен сегодня владеть технологиями разработки обучающих дистанционных видеокурсов и их продвижения в цифровой среде. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для библиотечно-информационной сферы должна оперативно реагировать на эти вызовы цифровой культуры.
Вышеназванные современные императивы и тенденции когнитивизации деятельности библиотек показывают, сколь необходимы новые знания библиотечным специалистам для реализации их новой миссии. Именно интеллектуализация, выражающаяся, кроме информационно-технологических инноваций, в углублении предметно-отраслевой, исторической и методологической подготовки будущего библиотекаря в вузе, - главное требование к современному библиотечно-информационному образованию. А это значит, что вызовы, вставшие перед современным библиотечно-информационным образованием, подтверждают историческую проницательность Ю.С. Зубова, его идеи служат и будут служить в будущем стимулом для осмысления современных проблем библиотечно-информационной отрасли.
Статья подготовлена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г., соглашение № 02. А03.21.0011).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Crumpton Michael A. Library and information science education. Strategic Human Resources Planning for Academic Libraries, 2015, 59-68.
2. Hutchinson A. Science Libraries in the Self-Service Age Developing New Services, Targeting New Users. -2019. - 160 p. DOI https://doi.org/10.1016/C2015-0-04547-6
3. Roknuzzaman, M. (2013). Exploring LIS academics' responses to knowledge management. Katsuhiro Umemoto, 62(4/5), 293-311.
4. Астахова Л.В. Когнитивная парадигма в современной библиографической науке //Научные и технические библиотеки. - 2018. - № 6. - С. 3-22.
5. Астахова Л.В. Когнитивная среда современной научной библиотеки: понятие и структура//Научные и технические библиотеки. - 2018. - № 7. - С. 3-15.
6. Збаровская Н.В. Проблемы информационной грамотности (Обзор профессиональной печати США) // Петербургская библиотечная школа . - 2000. - № 1-2. - С.38-41
7. Зубов Ю.С. Библиография и художественное развитие личности. - М.: Книга, 1979. - 144 с.
8. Зубов Ю.С. Библиография как система свернутого знания // Теоретико-методологические проблемы современного советского библиографоведения: межвузовский сборник научных трудов. - М., 1981. - С. 23-40.
9. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура //Проблемы информационной культуры: Сб. статей /Под ред. Ю.С.Зубова и И.М. Андреевой. - М., 1994. - С. 5-11
10. Зубов Ю.С. На пути становления методологических и организационных основ информационной культурологии // Методология и организация информационно-культурологических исследований. - М., 1997. - С. 3-9.
11. Зубов Ю.С. Областная универсальная научная библиотека за порогом 2000 года (штрихи к прогнозу) // Формирование систем библиографического обслуживания в регионе: межвуз сб. научн. тр. / Ю.С. Зубов, Л.В. Ласькова. - Челябинск, 1991. - С.48-57.
12. Зубов Ю.С. Сквозное практическое задание как форма организации самостоятельной работы студентов/ Ю.С. Зубов, Л.В. Ласькова // Перестройка учебно-воспитательного процесса в вузе: опыт, проблемы, перспективы. - М., 1987. - С.125-126.
13. Кадырова Э.А. Информационная культура как составляющая профессиональной культуры библиотечного специалиста // Модельная библиотека и воспитание информационной культуры личности Матер. межрегион. науч.-практ. конф19-20 окт. 2004 г. - Рязань, 2004
14. Кадырова Э.А. О содержании понятия "информационная культура" // Информационная культура общества и личности в XXI веке: Матер междунар. науч. конф. Краснодар 20-23 сент. 2006 г. -Краснодар, 2006
15. Лаврик О.Л., Плешакова М.А., Калюжная Т.А. Информационно-аналитические продукты в научных библиотеках для информационного обеспечения научно-исследовательской работы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2018. - № 32. - С. 186201.
16. Лопатина, Н.В. Библиотечная профессия в информационном обществе: разрушение или развитие [Текст] / Наталья Викторовна Лопатина // Научно-техническая информация. Сер. 1.Орг. и метод. информ. работы. —2014. —No 5. —С. 18—23.
17. Мазурицкий А.М. Кризис библиотечно-информационного образования, или по ком звонит колокол//Научные и технические библиотеки. - 2018. - № 5. - С. 14-23.
18. Мазурицкий А.М., Кузичкина Г.А. Современная библиотека и вызовы времени //Научные и технические библиотеки. - 2019. - № 5. - С. 22-36.
19. Пилко И.С., Дворовенко О.В. Библиотечная профессия в зеркале профессиональных стандартов // Библиотековедение. - 2017. - Т. 66. № 1. - С. 95-101.
20. Сляднева Н.А. Информационная культура и безопасность как необходимые элементы подготовки современных менеджеров в социальной сфере // Информационные ресурсы России. - 2000. - № 2. -С.29-33
21. Соколов А. В. Аннигиляция библиотечной школы // Науч. и техн. б-ки. - 2009. -№ 9. -С. 60-68.
22. Сукиасян Э.Р. Библиотечная магистратура и судьба библиотечного образования в России // Научные и технические библиотеки. - 2017. - № 10. - С. 69-80.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Людмила Астахова Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра защиты информации, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).
Кадырова Эльвира Алиевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра математики, физики и медицинской информатики, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова