Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / НАУЧНОЕ ЦИТИРОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касянчук Елена Николаевна

В статье раскрывается роль научной библиотеки высшего учебного заведения в формировании интеллектуальной культуры студентов. Актуальность темы подтверждается участием библиотек в образовательном процессе высшего учебного заведения. Образовательные программы библиотек основываются на понятии информационная культура, которое подразумевает навыки поиска информационных ресурсов, грамотного использования в профессиональной деятельности полученной информации. В условиях трансформации интеллектуальной сферы общества наукометрическая оценка научно-исследовательской деятельности ученого приобретает большое значение. Библиотеки организуют обучающие программы, направленные на повышение квалификации научно-педагогических работников в этой сфере, однако формированию публикационной активности студентов, оценке их публикационной деятельности уделяется недостаточное внимание. Главным кейсом статьи стал опыт научной библиотеки Сибирского федерального университета по формированию интеллектуальной культуры пользователей библиотеки. Рассмотрена система образовательных программ научной библиотеки, ориентированных на разные категории пользователей: студенты бакалавриата, студенты магистратуры, аспиранты, научно-преподавательские работники. Под интеллектуальной культурой в статье понимается способность исследователя изучать, использовать существующие образцы научного знания и генерировать новые. В качестве оценки эффективности образовательной деятельности библиотеки используется метод наукометрического изучения достижений студентов университета, с помощью которого была получена количественная информация о научно-исследовательской деятельности студентов, участвующих в конкурсе на назначение государственной академической стипендии в повышенном размере за учебную, научно-исследовательскую, общественную, культурно-творческую и спортивную деятельность. На основе приведенных данных доказана эффективность разработанных в научной библиотеке СФУ образовательных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касянчук Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTELLECTUAL CULTURE OF STUDENTS

The article reveals the role of the scientific library in educational institutions of intellectual student culture. The article represents the results of the theoretical analysis of study activities of university libraries. The key concept in the study activities of the libraries is the concept of information culture or information literacy. It is the skills to information search, productivity use of resources in professional activities. In the context of the transformation of the intellectual sphere of society, an important role is acquired by the scientometric assessment of scientific research activities. Libraries organize training programs to improve the skills of researchers and teachers in this field. However, the formation of the publication strategy of students and the evaluation of their publication activity requires more priority. The main article’s key is the experience of the Scientific Library of the Siberian Federal University in the formation of a library of users’ intellectual culture. As an integral part of the university education system, SibFU Scientific Library targeted different categories of users: undergraduate students, graduate students, research and teaching staff. Intellectual culture in this article refers to the ability of a researcher to study and use intellectual ethos and generate new knowledge. As the main evaluation instrument of the effectiveness of the study activities of the library in the era of information technologies are scientometric analysis of the achievements of university students is used. With the help of which librarians can verify some information on student research activities for participation in the competition for state academic scholarships in a higher status for educational, research, social, cultural creative and sports activities. Based on the given data, the efficiency of work of the SibFU Scientific Library educational products is revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ»

УДК 027.7: 378.016

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-217-228

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Касянчук Елена Николаевна, директор научной библиотеки, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск, РФ). E-mail: ekasyanchuk@sfu-kras.ru

В статье раскрывается роль научной библиотеки высшего учебного заведения в формировании интеллектуальной культуры студентов. Актуальность темы подтверждается участием библиотек в образовательном процессе высшего учебного заведения. Образовательные программы библиотек основываются на понятии информационная культура, которое подразумевает навыки поиска информационных ресурсов, грамотного использования в профессиональной деятельности полученной информации. В условиях трансформации интеллектуальной сферы общества наукометрическая оценка научно-исследовательской деятельности ученого приобретает большое значение. Библиотеки организуют обучающие программы, направленные на повышение квалификации научно-педагогических работников в этой сфере, однако формированию публикационной активности студентов, оценке их публикационной деятельности уделяется недостаточное внимание. Главным кейсом статьи стал опыт научной библиотеки Сибирского федерального университета по формированию интеллектуальной культуры пользователей библиотеки. Рассмотрена система образовательных программ научной библиотеки, ориентированных на разные категории пользователей: студенты бакалавриата, студенты магистратуры, аспиранты, научно-преподавательские работники. Под интеллектуальной культурой в статье понимается способность исследователя изучать, использовать существующие образцы научного знания и генерировать новые. В качестве оценки эффективности образовательной деятельности библиотеки используется метод наукометрического изучения достижений студентов университета, с помощью которого была получена количественная информация о научно-исследовательской деятельности студентов, участвующих в конкурсе на назначение государственной академической стипендии в повышенном размере за учебную, научно-исследовательскую, общественную, культурно-творческую и спортивную деятельность. На основе приведенных данных доказана эффективность разработанных в научной библиотеке СФУ образовательных продуктов.

Ключевые слова: интеллектуальная культура, информационная культура, исследовательские компетенции, публикационная активность, научное цитирование, научно-исследовательские достижения студентов

FORMATION OF INTELLECTUAL CULTURE OF STUDENTS

Kasyanchuk Elena Nikolaevna, Director of the Scientific Library, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: ekasyanchuk@sfu-kras.ru

The article reveals the role of the scientific library in educational institutions of intellectual student culture. The article represents the results of the theoretical analysis of study activities of university libraries. The key concept in the study activities of the libraries is the concept of information culture or information literacy. It is the skills to information search, productivity use of resources in professional activities. In the context of the transformation of the intellectual sphere of society, an important role is acquired by the scientometric assessment of scientific research activities. Libraries organize training programs to improve the skills of researchers and teachers in this field. However, the formation of the publication strategy of students and the evaluation of their publication activity requires more priority. The main article's key is the experience of the Scientific Library of the Siberian Federal University in the formation of a library of users' intellectual culture. As an integral part of

the university education system, SibFU Scientific Library targeted different categories of users: undergraduate students, graduate students, research and teaching staff. Intellectual culture in this article refers to the ability of a researcher to study and use intellectual ethos and generate new knowledge. As the main evaluation instrument of the effectiveness of the study activities of the library in the era of information technologies are scientometric analysis of the achievements of university students is used. With the help of which librarians can verify some information on student research activities for participation in the competition for state academic scholarships in a higher status for educational, research, social, cultural creative and sports activities. Based on the given data, the efficiency of work of the SibFU Scientific Library educational products is revealed.

Keywords: intelligence, information culture, research competence, publication activity, citation, academic achievements of students.

В современных условиях развития системы высшего образования интеллектуальная культура выполняет задачу формирования творчески мыслящей личности, что соответствует приоритетному требованию постоянного саморазвития личности. Интеллектуальная и социокультурная роль библиотеки высшего учебного заведения определяется ее положением в структуре университета, задачами по обеспечению формирования фонда информационно-библиотечных ресурсов, поддержкой учебного, научно-исследовательского и культурно-просветительского процессов вуза.

Участие вузовских библиотек в образовательном процессе имеет давние традиции. Еще в 1961 году методический кабинет научной библиотеки Московского государственного университета разработал «Программу курса библиотечно-библио-графических занятий». В 1974 году было введено обязательное проведение в вузах библиотечно-библиографических занятий в курсе «Введение в специальность» [15]. В разное время эти программы носили названия: «Основы библиотечно-ин-формационных знаний», «Организация и методика информационного обеспечения инженерного и управленческого труда», «Основы информатики, библиотековедения и библиографии» и т. п.

При этом, по мнению Л. В. Астаховой, важным условием результативности применения библиотечных программ является их включенность в образовательный процесс вуза и обязательный аттестационный контроль достигнутого уровня культуры. Для успешной реализации задач по развитию информационных компетенций обучающихся вузовским библиотекам необходимо активное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом и студентами, включение библиотечных программ в учебные планы

всех уровней образования, в том числе аспирантуру и систему повышения квалификации сотрудников [2].

Как отмечает Н. И. Гендина, способность работать с информацией выражается в таких понятиях, как библиотечно-библиографическая грамотность, библиотечно-информационная грамотность, культура чтения, информационная культура, информационная грамотность и др. В настоящее время в России самым распространенным считается термин «информационная культура». Согласно формулировке Н. И. Ген-диной, «информационная культура личности -это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий». Процесс формирования информационной культуры в библиотеках включает обучение алгоритмам поиска документальной информации, работе со справочными изданиями, библиотечными каталогами, включая их электронные версии, правилам поиска и использования медиаинфор-мации [5].

Учебные курсы по основам информационной культуры, как правило, являются частью образовательных программ вузов в качестве курсов по выбору, содержание их изучения осуществляется в форме лекционных, семинарских и практических занятий, часто они входят в состав дисциплины «Введение в специальность».

Опыт формирования информационной культуры в библиотеке вуза рассматривается В. В. Брежневой [4], Н. И. Гендиной [5; 6], Т. В. Коморовской [10] и др. Вопросам формирования информационной грамотности как способности поиска, оценки и целенаправленного

использования информации обучающимися в профессиональных, учебных, исследовательских целях посвящены работы Angela Joy Feekery [21], Ellen Nierenberg [22], Marcia Rapchak [23], Jian Sun, Shu Yuan Yang и Xibin Han [24] и др.

В частности, разработанная в Кемеровском государственном университете культуры и искусств программа формирования информационной культуры личности предполагает изучение многообразия источников информации общества, дает инструменты, помогающие организовать поиск информационных ресурсов, формулировать информационно-поисковые задачи и алгоритмы их решения, знакомит со способами аналитико-синтетической переработки информации, технологии подготовки информационных продуктов, раскрывает возможности современных информационно-коммуникационных технологий для решения задач информационного самообслуживания [6].

Н. А. Лавриненко считает, что библиотека должна сосредоточить свое внимание на развитии информационной активности студента, его информационной мотивации, читательской активности, формировании информационного мировоззрения, грамотного поискового поведения, овладении студентом основными процессами учебно-информационной деятельности, так как без этой основы невозможно информационное развитие студента и его переход на более высокий уровень [12].

Не потеряла своей актуальности предложенная В. А. Минкиной и В. В. Брежневой [13] система обучения информационной культуре, согласно которой главной целью является обучение студентов не столько методике эффективного использования библиотечно-информационных ресурсов, сколько формирование мотивации к самообразованию, обучение приемам познавательной деятельности, развитие навыков профессионального общения и обмена знаниями, что, в конечном счете, должно содействовать созданию обучающимися собственных документов, собственных образцов интеллектуальной культуры.

Для совершенствования профессиональных навыков и компетенций исследователей, связанных с информационной исследовательской культурой, Л. А. Жгилева [8] предлагает сконцентрировать внимание на вопросах, связанных с возможностями информационного поиска в сети

Интернет, работе с реферативными базами данных Scopus, Web of Science и РИНЦ, требованиями научных журналов к структуре статьи, грамотному библиографическому оформлению списков литературы, оформлению результатов диссертационного исследования.

Наряду с проведением традиционных библиотечных занятий со студентами библиотека занимается разработкой обучающих курсов, посвященных вопросам построения публикационной стратегии исследователя с целью ознакомления научно-преподавательских работников высших учебных заведений с отечественными и мировыми ресурсами, используемыми для определения индекса цитируемости и импакт-фактора журнала [8; 17; 20].

Однако стоит признать, что результаты деятельности библиотек в вышеуказанном направлении остаются недостаточно эффективными. Количество часов, выделяемых на преподавание «Основ информационной культуры», сокращается, а иногда исключается из учебных планов, посещаемость библиотек снижается, уровень информационной компетенции выпускников невысок.

Анализ существующих программ показывает, что формированию публикационной активности студентов уделяется недостаточно внимания. Библиотеки готовят актуальный информационный продукт, но главной целевой аудиторией в данном направлении является научно-преподавательский состав вузов, студентам предлагают курсы по основам информационной культуры, которые не в полной мере соответствуют требованиям времени. Тем не менее формирование интеллектуальной культуры будущих ученых, их исследовательских навыков необходимо начинать с момента поступления в университет. Интеллектуальная культура студента как целостное явление включает в себя не только умение пользоваться различными полнотекстовыми научными ресурсами для поиска необходимой информации, грамотно цитировать ее в текстах публикаций, не нарушая этических и авторских норм, умение создавать собственный интеллектуальный продукт, но и сформированное представление о структуре и правилах оформления научного исследования, умение выбрать для публикации наиболее подходящий научный журнал и т. д. Кроме того,

студенты, обладающие высоким уровнем интеллектуальной культуры, должны уметь проводить научную коммуникацию в различных форматах, позиционировать себя лично, свои научные работы, свою организацию, чтобы в дальнейшем выстраивать успешную личную исследовательскую стратегию.

Преподавание основ информационной культуры в практике российских вузов, как правило, сводится к формированию у обучающихся общих представлений об информационном обществе и библиотеке как его институте, обучению информационному поиску, основам библиотечно-биб-лиографических знаний и т. п. Это направление, безусловно, имеет большое значение для исследовательской деятельности будущих ученых, но не способно до конца решить вопрос формирования интеллектуальной культуры студента.

Новая система требований к процессам и результатам образования всех уровней и видов, по мнению Е. Л. Кудриной и К. В. Ивиной [11], определяет новые ориентиры вузовских библиотек: они должны способствовать изменению направления деятельности, участвовать в определении личностной образовательной траектории обучающегося. Неизбежно должна измениться форма обучения: на смену традиционным библиотечным лекциям должно прийти смешанное обучение, то есть лекционный материал должен сочетаться с видеоинструкциями, гипертекстовыми и интерактивными учебными пособиями, специально разработанными веб-страницами и др. Необходимо формировать у студентов умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции, работать с источниками, знать этику научных публикаций и основы научной коммуникации в академической среде, что в совокупности позволило бы говорить об интеллектуальной культуре обучающихся.

Образовательная деятельность научной библиотеки Сибирского федерального университета (СФУ) представлена полной линейкой продуктов, выстроенных в единую систему: для обучающихся бакалавриата предлагается программа «Основы информационной культуры», которая проводится в очном формате, способствует формированию первоначальных умений и навыков информационной работы, сопровождается экскурсиями по библиотеке. Студенты старших курсов, магистранты

и аспиранты имеют возможность изучить онлайн-курс «Интеллектуальная культура исследователя. Основы академической этики», ориентированный на молодых ученых, только начинающих свою научную карьеру. Аспирантам и преподавателям доступны онлайн-курсы «Информационные ресурсы для научно-исследовательской деятельности», «Цифровые информационные ресурсы научной библиотеки для научной и образовательной деятельности» соответственно. Они включены в образовательные программы в качестве курсов по выбору, а также преподаются в рамках программ повышения квалификации Института непрерывного образования СФУ.

Программа «Основы информационной культуры» [16] существует в библиотеке с 2008 года, разработан учебно-методический комплекс дисциплины. Разработчики курса ставили своей целью «сформировать у обучающихся навыки информационной грамотности, научить рационально использовать отечественные и зарубежные источники информации, самостоятельно ориентироваться во всевозрастающем информационном потоке, информационных ресурсах, выработать стремление к постоянному углублению знаний для успешной учебы в вузе и результативной профессиональной деятельности» [16, с. 7], повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными видами интеллектуального труда. В задачи программы входит:

1) формирование всестороннего представления об информационных процессах в современном обществе;

2) подготовка информационно грамотного специалиста (пользователя), способного выявить информацию, проанализировать и наиболее эффективно ее использовать;

3) изучение и использование информационных библиотеки университета;

4) формирование умений и навыков поиска, обработки и использования источников информации;

5) формирование информационной культуры специалиста по всем направлениям подготовки.

В курсе представлены основы классификации источников информации и информационных потребностей, рассматриваются основные процессы информатизации и информационного общества, функционирования информационных

коммуникаций, приводится характеристика центров информации, методика поиска информации, создания электронных библиотек, описания документов в соответствии со стандартом и использования информационных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве.

Для того чтобы соответствовать современному исследовательскому уровню, научно-педагогическим работникам необходимо овладеть новыми компетенциями, связанными с технологиями поиска, обработки и агрегирования публикаций по своей научной теме, технологиями производства, продвижения, учета и оценки своих научных результатов. П. Г. Арефьев в статье «Публикационная активность: возможности роста за счет деятельности авторов» пишет о том, что современный исследователь должен хорошо ориентироваться в информационном пространстве своей предметной области, уметь эффективно искать и обрабатывать научную информацию. Для эффективного распространения собственных публикаций и выстраивания персональной публикационной карьеры необходимо ориентироваться в системе научных коммуникаций, определять свое местоположение в этой системе [1].

В соответствии с указанными исследовательскими задачами библиотекой СФУ была разработана программа курса «Интеллектуальная культура исследователя. Основы академической этики». Курс реализуется в целях совершенствования профессиональных компетенций молодых ученых (бакалавров старших курсов, магистрантов и аспирантов) образовательных организаций высшего образования, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, рассматриваются понятия интеллектуальной культуры, основы научного исследования, современные виды и нормы научной коммуникации, этики научных публикаций, правомерного цитирования и неправомерного заимствования, принципы работы с цифровыми источниками информации, даются практические советы начинающим авторам научных публикаций.

Модули, включенные в программу, знакомят слушателя с основными принципами научной добросовестности и правилами открытой науки; методикой написания научной работы и составления программы исследования, стандартами и

правилами ее оформления. Проведение любого научного исследования невозможно без анализа существующих источников информации, поэтому неотъемлемой частью курса является модуль, посвященный работе с информационными ресурсами научной библиотеки. Важный лекционный блок посвящен построению публикационной стратегии автора; большое внимание уделяется публикационной этике автора, основам эффективной научной коммуникации и самопрезентации.

Слушатели проходят курс самостоятельно в системе онлайн-обучения Moodle с возможностью очных консультаций с библиотекарем в сервисе видеоконконференций Zoom. Каждый блок содержит видеолекцию по изучаемой теме, теоретический и практический материал. Для успешного завершения программы обучающемуся необходимо выполнить итоговое задание - разработать программу своего научного исследования. Важно отметить, что запись и монтаж видеолекций организовали студенты Гуманитарного института СФУ, таким образом, курс создавался не только для студентов, но и при их активном участии, что способствовало информационному обмену, повышению репутации библиотеки в студенческой среде как открытого, дружелюбного пространства для научного творчества и коммуникации.

В помощь эффективному обучению аспирантов подготовлен курс «Информационные ресурсы для научно-исследовательской деятельности», который позволяет эффективно обучаться в аспирантуре, способствует самостоятельному пополнению профессиональных знаний после ее окончания. От предыдущих курсов он отличается более широким спектром изучаемых вопросов. В программу включены темы, посвященные нормам авторского права, охране интеллектуальной собственности, а также семантическим сетям, машинной обработке информации, языкам описания данных.

Курс повышения квалификации «Цифровые информационные ресурсы научной библиотеки для научной и образовательной деятельности» предназначен для преподавателей и научных сотрудников высших учебных заведений, реализуется в рамках системы дополнительного профессионального образования в онлайн-режиме. Его целью является формирование и совершенствование компетенций в области работы с цифро-

выми источниками информации в академической среде, такими как поиск, хранение, обработка и публикация информации. В курсе делается акцент на работе с реферативными базами данных как инструментом оценки качества цифровых источников информации, использовании облачных технологий для хранения и размещения данных, регистрации, настройке и корректировке профиля автора в наукометрических базах данных и социальных сетях для ученых. В результате обучения слушатели могут создавать и публиковать авторский образовательный и научно-исследовательский контент в цифровой среде.

Формирование интеллектуальной культуры - одна из основных задач системы высшего образования, так как исследователи с широким кругозором, сформированными умениями и навыками научной коммуникации, способные создавать и презентовать новое знание, ставить и решать новые задачи, то есть обладающие высоким уровнем интеллектуальной культуры, более эффективны в информационном поле. В виду того, что около 90 % пользователей научной библиотеки СФУ - студенты, основное внимание сосредоточено на формировании интеллектуальной культуры обучающихся.

Развитие мышления и мировоззрения студента при овладении умениями и навыками работы с информацией являются важной особенностью курса, так как, с одной стороны, предполагается усвоение студентом принципов организации мировых информационных ресурсов, системы информационных изданий, средств и способов поиска информации, с другой стороны, часть учебного материала имеет философско-мировоззренче-ский, этический характер. Безусловно, формирование интеллектуальной культуры происходит не только с помощью образовательных проектов научной библиотеки. Весь процесс обучения в высшем учебном заведении, каждый предмет учебного плана, каждая учебная и научная активность вносит вклад в формирование интеллектуальной культуры студентов.

Различным аспектам формирования интеллектуальной культуры студентов посвящены работы О. В. Башун [3], Г. И. Егоровой [7], Д. В. Митрофанова [14]. К показателям развитой интеллектуальной культуры исследователи относят степень духовного богатства личности,

сформированность научного мировоззрения, внимание к этическим проблемам, способность к саморазвитию, способность к самостоятельной исследовательской работе, развитое абстрактное мышление, умение выполнять различные виды письменных работ, а также опыт создания образцов интеллектуальной культуры и презентации результатов интеллектуального труда. Уровень интеллектуальной культуры студента задает широту его интеллектуальной деятельности, способность рефлексировать, оценивать интеллектуальные культурные явления общества, организовывать исследовательскую деятельность.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, содержащий новые знания, полученные в результате теоретического или эмпирического исследования. В самом широком смысле под интеллектуальной культурой можно понимать деятельность человека по созданию интеллектуальных продуктов, образцов интеллектуальной культуры. Интеллектуальными образцами, продуктами, создаваемыми обучающимися, являются курсовые проекты, выпускные квалификационные работы, изобретения, полезные модели, отчеты, публикации в научных журналах и т. д. Публикационная активность исследователя является одним из показателей эффективности научно-исследовательской деятельности, то есть результативности научной деятельности, выраженной в форме публикации. Для молодых ученых это возможность апробировать результаты своей научной работы (начиная с публикации в сборнике материалов научной конференции, заканчивая получением свидетельства о регистрации авторского права), получить признание научного сообщества.

Оценка результативности работы исследователя является достаточно сложной проблемой, чтобы решить ее, необходим детальный анализ на основе широкой системы индикаторов с учетом специфики научного направления. В данной статье был выбран метод наукометрической оценки достижений обучающихся в вузе. Суть наукометрических (библиометрических) методов, как пишет Н. С. Редькина, заключается в подсчете, сравнении и интерпретации некоторых элементов документопотока, воздействующих друг на друга в процессе развития научного направления и отраженных в информационном потоке. Науко-

метрические методы способствуют получению количественной информации о публикационной активности исследователей, позволяют определить эффективность результатов научной деятельности в различных областях знания, определить вклад ученых в развитие науки [19].

Наличие публикаций позволяет студентам Сибирского федерального университета участвовать в конкурсе на назначение государственной академической стипендии в повышенном размере за учебную, научно-исследовательскую, общественную, культурно-творческую и спортивную деятельность. К мероприятиям научно-исследовательской деятельности относятся те мероприятия, где «создается новый продукт», демонстрируются результаты инновационной и изобретательской деятельности. В номинации за достижения в научно-исследовательской деятельности повышенная стипендия назначается при соответствии этих достижений одному или нескольким из следующих критериев:

1) получение студентом в течение года, предшествующего назначению государственной академической стипендии в повышенном размере:

- награды (приза) за результаты научно-исследовательской работы, проводимой студентом;

- документа, удостоверяющего исключительное право студента на достигнутый им научный (научно-методический, научно-технический, научно-творческий) результат интеллектуальной деятельности (патент, свидетельство);

- гранта на выполнение научно-исследовательской работы.

2) наличие у студента публикации в научном (учебно-научном, учебно-методическом) международном, всероссийском, ведомственном или региональном издании, в издании университета или иной организации в течение года, предшествующего назначению государственной академической стипендии в повышенном размере [17].

Участие научной библиотеки в формировании рейтинга студентов в данной номинации заключается в том, чтобы проследить динамику достижений обучающихся в научном направлении. Содержанием оценки является количество достижений в научно-исследовательском направлении. При анализе используется количественный метод подсчета достижений. Заявка на получение повышенной академической стипендии формируется

студентом в информационной образовательной среде университета - на платформе сервиса Мой СФУ. Участие научной библиотеки в работе по экспертизе достижений студентов, претендующих на получение повышенной академической стипендии, заключается в проверке и оценке подлинности документов и иной информации, подтверждающих их достижения. Проверка производится с помощью научных и реферативных баз данных и инструментов, таких как Российский индекс научного цитирования, Scopus, Scimago Journal Rank.

Необходимо отметить, что для получения академической стипендии в повышенном размере установлен высокий входной порог: она назначается приказом ректора в зависимости от успехов в учебе на основании результатов промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком и критериями достижений студента, получить повышенную стипендию могут не более 10 % от общего числа студентов университета, получающих государственную академическую стипендию. Студенту недостаточно успешно пройти аттестацию, для получения повышенной стипендии необходима дополнительная научная активность. К верификации принимаются документально подтвержденные достижения, полученные в течение полугода, предшествующего проведению заявочной кампании. В соответствии с набранной суммой баллов по всем критериям номинации формируется рейтинг студентов. Позиция в рейтинге обусловливает приоритет при назначении повышенной государственной академической стипендии по номинации. Заявочные кампании проходят каждый учебный семестр, научная библиотека участвует в верификации достижений с 2020 года, таким образом за период 2020-2022 годов мы можем проанализировать четыре периода: осень 2020 года, весна 2021 года, осень 2021 года, весна 2022 года. За указанный период было верифицировано 5705 достижений по следующим категориям:

1) публикации в научных журналах, индексируемых в Scopus, Web of Science, входящих в перечень ВАК;

2) публикации в сборниках научных мероприятий, в соответствии с уровнем мероприятия учитываются сборники трудов международных научных конференций, публикации которых ин-

дексируются в Scopus и Web of Science, конференций всероссийского, регионального и вузовского уровней;

3) награды (1-3 места, лауреат, специальный приз) за результаты научно-исследовательской работы: участие в научных и научно-практических конференциях, конференциях-конкурсах, студенческих стартапах, конкурсах-проектов и идей, фестивалях и пр.

4) участие в научно-исследовательских проектах: проект, грант на выполнение научно-исследовательской работы;

5) интеллектуальная собственность: патент, свидетельство, удостоверяющие исключительное право студента на достигнутый им научный (научно-методический, научно-технический, научно-творческий) результат интеллектуальной деятельности.

Проверка достижений проходит по базам данных научного цитирования, верифицируются только те публикации, которые проиндексированы на момент подачи заявки. В каждом разделе начисляется разное количество баллов. Публикации из журналов, входящих в перечень ВАК, определены в отдельную категорию. Общее количество верифицированных достижений студентов представлено в таблице 1.

Таблица 1

Верификация достижений студентов

Номинация Период

Осень 2020 Весна 2021 Осень 2021 Весна 2022

Публикации в научных журналах 762 985 575 434

Публикации в сборниках научных мероприятий 240 213 150 142

Награды за результаты НИР (победители, лауреаты, участники) 469 515 464 468

Участие в научно-исследовательских проектах 14 21 10 15

Свидетельства о праве интеллектуальной собственности 21 29 15 38

Обучающиеся в подавляющем большинстве случаев публикуют результаты своих исследований в отечественных периодических изданиях, публикации в журналах, входящих в базы данных научного цитирования Scopus и Web of Science, осуществляют, как правило, в соавторстве с научными руководителями. Результаты мониторинга научных мероприятий, в которых принимают участие студенты показали, что чаще всего они выступают с сообщениями и докладами на краевых международных научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых и воркшопах, таких как «Проспект Свободный» -81 участник, «Гидроэлектростанции XXI века» -35 участник, «Енисейские правовые чтения» - 14 участников (материалы конференции размещаются в РИНЦ), IOP Conference Series - 54 участника (материалы размещены в Scopus), что связано с относительной доступностью или мультидисци-плинарностью указанных мероприятий. Анализируя результаты научно-исследовательской работы студентов, можно заметить, что более чем на 30 % возросло количество обучающихся, победивших в различных академических конкурсах, таких как IX Международный научно-исследовательский конкурс STUDENT RESEARCH, Конкурс лучших студенческих работ, II Всероссийский научно-исследовательский конкурс, конкурс Лучшая студенческая статья, Научный потенциал XXI века - конкурс исследовательских работ, что говорит о растущем качественном уровне студенческих исследовательских проектов. При определении количества баллов обучающихся результаты анализировались по двум критериям: уровень мероприятия и место, которое занял каждый.

Количественные данные по регистрации прав на интеллектуальную собственность показывают, что документы, удостоверяющие авторство изобретения или промышленного образца студенты получают в металлургической и нефтегазовой отраслях, а также строительстве. С помощью создания программ для ЭВМ решаются задачи совершенствования электронной образовательный среды вуза, лесных ресурсов и экосистем; студенты создают интерактивную трехмерную карту Сибирского федерального университета «UMap», электронный каталог нормативно-правового и

инфраструктурного обеспечения инновационно-инвестиционного развития регионов ресурсного типа и др.

Отметим, что количество достижений в разные периоды подачи заявок в номинации за научно-исследовательскую деятельность нестабильно, зависит от учебных планов вуза, формата обучения (очного или дистанционного), количества проводимых научных мероприятий. При этом проходной балл на получение повышенной академической стипендии по указанной номинации вырос с 21 до 34, что свидетельствует о возросшем качестве работ студентов.

Таким образом библиотеки высших учебных заведений, организуя образовательную деятельность по формированию интеллектуальной культуры студентов, способствуют повышению качества исследовательской, публикационной деятельности обучающихся, повышению уровня их информационной компетентности, а также внимания к этическим проблемам и развитию навыков научной коммуникации и т. п. Структурными элементами в этом случае являются: культура поиска информации; умение самостоятельно работать с большим объемом сведений; умение

сохранять, перерабатывать и транслировать научную информацию; умение четко и доказательно излагать и презентовать результаты собственной интеллектуальной деятельности; знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности и научных коммуникаций. На формирование интеллектуальной культуры обучающихся направлен весь учебный процесс вуза и одна из основных задач библиотек - формирование широкого кругозора и повышение информационной культуры пользователей. Библиотека высшего учебного заведения является не только источником информации в разнообразных форматах, но и местом научных коммуникаций, самостоятельной учебной и научной деятельности обучающихся, пространством социализации знаний. Активное участие в образовательном процессе -та ниша, которую могут занять библиотеки высших учебных заведений. Очевидно, что высокий уровень интеллектуальной культуры позволяет студенту наращивать собственные интеллектуальные ресурсы, накапливать интеллектуальный капитал, способствует совершенствованию исследовательской деятельности и профессиональному продвижению.

Литература

1. Арефьев П. Г. Публикационная активность: возможности роста за счет деятельности авторов // Университетская книга. - 2013. - № 11. - С. 82-88.

2. Астахова Л. В. Развитие цифровой культуры студентов в условиях вузовской библиотеки // Вестник культуры и искусств. - 2019. - № 4 (60). - С. 47-57.

3. Башун О. В. Развитие культуры интеллектуального труда будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. - Ярославль, 2008. - 23 с.

4. Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации. - СПб.: Профессия, 2004. - 304 с.

5. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации // Библиосфера. - 2005. - № 1. - С. 55-62.

6. Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Медийно-информационная грамотность в структуре профессиональной подготовки педагогов, журналистов, библиотекарей // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 46. - С. 180-194.

7. Егорова Г. И. Технологии развития интеллектуальной культуры будущего специалиста. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 188 с.

8. Жгилева Л. А. Информационная культура исследователя. - М.: Колос-с, 2018. - 245 с.

9. Кампусный курс 7 Шагов к научному исследованию [Электронный ресурс] // Томский государственный университет: сайт. - URL: http://www.psy.tsu.ru/node/4760 (дата обращения: 05.02.2022).

10. Коморовская Т. В. Основы информационной культуры. - Красноярск: СибГТУ, 2012. - 247 с.

11. Кудрина Е. Л., Ивина К. В. Цифровая среда - новые вызовы вузовской библиотеке // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2019. - Т. 3, № 2. -С. 126-134.

12. Лавриненко Н. А. Педагогический потенциал курса «Информационная культура» и условия повышения его эффективности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Краснодар, 2004. - 23 с.

13. Минкина В. А., Брежнева В. В. Информационная культура специалиста и проблемы ее формирования: текст лекции // Современное библиотечно-информационное образование. - СПб.: СПГИК, 1999. - Вып. 3. -С. 121-136.

14. Митрофанов Д. В. Формирование интеллектуальной культуры студентов вуза средствами информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Тамбов, 2018. - 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Об усилении роли библиотек в учебно-воспитательном процессе и научно-исследовательской работе высших и средних специальных учебных заведений: Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 667 от 08.08.1974 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=43316#7VkPKDT4gAqiIko (дата обращения: 05.02.2022).

16. Основы информационной культуры / [В. П. Казанцева и др.]; под ред. Е. Г. Кривоносовой. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 142 с.

17. Повышение квалификации [Электронный ресурс] // Омский государственный технический университет: сайт. - URL: https://www.omgtu.ru/general_information/institutes/institute_of_continuing_professional_education/ omrtspk_and_pp/improvement-of-qualification.php?sphrase_id=785547 (дата обращения: 05.02.2022).

18. Правила назначения государственных академических стипендий в повышенном размере за учебную, научно-исследовательскую, общественную, культурно-творческую и спортивную деятельность студентам ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» [Электронный ресурс] // Сибирский федеральный университет: сайт. - URL: http://about.sfu-kras.ru/docs/9041/pdf/93258 (дата обращения: 05.02.2022).

19. Редькина Н. С. Изучение результативности региональных научных исследований библиометрическими методами: на примере геологических наук: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2004. - 22 с.

20. Хорина В. В. Технологии публикационной эффективности ученого. Построение личной публикационной стратегии преподавателя вуза // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы I Международной научной конференции в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 27-30 сентября 2016 года). -Красноярск: СФУ, 2016. - С. 151-156.

21. Feekery A. J., Chisholm K., Jeffrey C., Diesch F. Enhancing Students' Professional Information Literacy: Collaboratively Designing an Online Learning Module and Reflective Assessments // Journal of Information Literacy. -2021. - Vol. 15, iss. 2. - P. 150-165. - DOI: 10.11645/15.2.2856.

22. Nierenberg E., Lag T., Dahl T. I. Knowing and Doing: The Development of Information Literacy Measures to Assess Knowledge and Practice // Journal of Information Literacy. - 2021. - Vol. 15, iss. 2. - P. 78-123. -DOI: 10.11645/15.2.2795.

23. Rapchak M. Introducing Critical Librarianship to Information Professionals: Using Critical Pedagogy and Critical Information Literacy in an LIS Graduate Course // Communications in Information Literacy. - 2021. - Vol. 15, iss. 1. - P. 139-157. - DOI: 10.15760/comminfolit.2021.15.1.8.

24. Sun J., Yang Sh. Y., Han X. A. Framework and Indicators for Information Literacy of Vocational School Students // Tenth International Conference of Educational Innovation through Technology. - 2021. - P. 261-265. - DOI: 10.1109/EITT53287.2021.00058.

References

1. Arefyev P.G. Publikatsionnaya aktivnost': vozmozhnosti rosta za schet deyatel'nosti avtorov [Publication activity: opportunities for growth through the activities of authors]. Universitetskaya kniga [University book], 2013, no. 11, pp. 82-88. (In Russ.).

2. Astakhova L.V. Razvitie tsifrovoy kul'tury studentov v usloviyakh vuzovskoy biblioteki [The development of digital culture of students in the conditions of the university library]. Vestnik kul'tury i iskusstv [Bulletin of culture and arts], 2019, no. 4 (60), pp. 47-57. (In Russ.).

3. Bashun O.V. Razvitie kul'tury intellektual'nogo truda budushchego uchitelya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, 13.00.08 [Development of the culture of intellectual work of the future teacher. Author's abstract of diss. PhD in Pedagogy: 13.00.01, 13.00.08]. Yaroslavl, 2008. 23 p. (In Russ.).

4. Brezhneva V.V., Minkina V.A. Informatsionnoe obsluzhivanie: produkty i uslugi, predostavlyaemye bibliotekami i sluzhbami informatsii predpriyatiy [Information service: products and services provided by libraries and information services]. St. Petersburg, Professiya Publ., 2004. 304 p. (In Russ.).

5. Gendina N.I. Kontseptsiya formirovaniya informatsionnoy kul'tury lichnosti: opyt razrabotki i realizatsii [The concept of the formation of information culture of the individual: the experience of development and implementation]. Bibliosfera [Bibliosphere], 2005, no. 1, pp. 55-62. (In Russ.).

6. Gendina N.I., Kosolapova E.V. Mediyno-informatsionnaya gramotnost' v strukture professional'noy podgotovki pedagogov, zhurnalistov, bibliotekarey [Media and information literacy in the structure of professional training of teachers, journalists, librarians]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin ofthe Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 46, pp. 180-194. (In Russ.).

7. Egorova G.I. Tekhnologii razvitiya intellektual'noy kul'tury budushchego spetsialista [Technologies for the development ofthe intellectual culture ofthe future specialist]. Tyumen, TyumGNGU Publ., 2010. 188 p. (In Russ.).

8. Zhgileva L.A. Informatsionnaya kul'tura issledovatelya [Information culture of the researcher]. Moscow, Kolos-S Publ., 2018. 245 p. (In Russ.).

9. Kampusnyy kurs 7 Shagov k nauchnomu issledovaniyu [Campus course 7 Steps to scientific research]. Tomskiy gosudarstvennyy universitet [Tomsk State University]. (In Russ.). Available at: http://www.psy.tsu.ru/node/4760 (accessed 05.02.2022).

10. Komorovskaya T.V. Osnovy informatsionnoy kul'tury [Fundamentals of information culture]. Krasnoyarsk, SibGTU Publ., 2012. 247 p. (In Russ.).

11. Kudrina E.L., Ivina K.V Tsifrovaya sreda - novye vyzovy vuzovskoy biblioteke [Digital environment - new challenges to the university library]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Humanities and social sciences], 2019, vol. 3, no. 2, pp. 126-134. (In Russ.).

12. Lavrinenko N.A. Pedagogicheskiy potentsial kursa «Informatsionnaya kul'tura» i usloviya povysheniya ego effektivnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 [The pedagogical potential of the course Information Culture and the conditions for increasing its effectiveness. Author's abstract of diss. PhD in Pedagogy: 13.00.08]. Krasnodar, 2004. 23 p. (In Russ.).

13. Minkina V.A., Brezhneva V.V. Informatsionnaya kul'tura spetsialista i problemy ee formirovaniya: tekst lektsii [Information culture of a specialist and the problems of its formation: the text of the lecture]. Sovremennoe bibliotechno-informatsionnoe obrazovanie [Modern Library and Information Education]. St. Peterburg, SPGIK Publ., 1999, no. 3, pp. 121-136. (In Russ.).

14. Mitrofanov D.V. Formirovanie intellektual'noy kul'tury studentov vuza sredstvami informatsionnykh tekhnologiy: avtoref. dis. . kand. ped. nauk: 13.00.01 [Formation of the intellectual culture of university students by means of information technology. Author's abstract of diss. PhD in Pedagogy: 13.00.01]. Tambov, 2018. 24 p. (In Russ.).

15. Ob usilenii roli bibliotek v uchebno-vospitatel'nom protsesse i nauchno-issledovatel'skoy rabote vysshikh i srednikh spetsial'nykh uchebnykh zavedeniy. Prikaz Ministerstva vysshego i srednego spetsial'nogo obrazovaniya SSSR № 667 ot 08.08.1974 [On strengthening the role of libraries in the educational process and research work of higher and secondary specialized educational institutions: Order of the Ministry of Higher and Secondary Specialized Education ofthe USSR, no. 667 of 08.08.1974]. Consultant.ru. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=ESU&n=43316#7VkPKDT4gAqiIko (accessed 05.02.2022).

16. Kazantseva V.P. Osnovy informatsionnoy kul'tury [Fundamentals of information culture]. Ed. by E.G. Krivonosova. Krasnoyarsk, SFU Publ., 2008. 142 p. (In Russ.).

17. Povyshenie kvalifikatsii [Advanced training]. Omskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet [Omsk State Technical University]. (In Russ.). Available at: https://www.omgtu.ru/general_information/institutes/institute_of_con-tinuing_professional_education/omrtspk_and_pp/improvement-of-qualification.php?sphrase_id=785547 (accessed 05.02.2022).

18. Pravila naznacheniya gosudarstvennykh akademicheskikh stipendiy v povyshennom razmere za uchebnuyu, nauchno-issledovatel'skuyu, obshchestvennuyu, kul'turno-tvorcheskuyu i sportivnuyu deyatel'nost' studentam SibFU [Rules for the appointment of state academic scholarships in an increased amount for educational, research, social, cultural, creative and sports activities for students of SibFU]. SibFU. (In Russ.). Available at: http://about.sfu-kras.ru/ docs/9041/pdf/93258 (accessed 05.02.2022).

19. Redkina N.S. Izuchenie rezul'tativnosti regional'nykh nauchnykh issledovaniy bibliometricheskimi metodami: na primere geologicheskikh nauk: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 05.25.03 [Studying the effectiveness of regional scientific research by bibliometric methods: on the example of geological sciences. Author's abstract of diss. PhD in Pedagogy: 05.25.03]. Novosibirsk, 2004. 22 p. (In Russ.).

20. Khorina V.V. Tekhnologii publikatsionnoy effektivnosti uchenogo. Postroenie lichnoy publikatsionnoy strategii prep-odavatelya vuza [Technologies of publication efficiency of a scientist. Building a personal publication strategy for a university teacher]. Informatizatsiya obrazovaniya i metodika elektronnogo obucheniya: materialy IMezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Informatization of education and e-learning methods. Materials of the I International Scientific Conference]. Krasnoyarsk, SibFU Publ., 2016, pp. 151-156. (In Russ.).

21. Feekery A.J., Chisholm K., Jeffrey C., Diesch F. Enhancing Students' Professional Information Literacy: Collaboratively Designing an Online Learning Module and Reflective Assessments. Journal of Information Literacy, 2021, vol. 15, iss. 2, pp. 150-165. (In Engl.), doi: 10.11645/15.2.2856.

22. Nierenberg E., Lag T., Dahl T.I. Knowing and Doing: The Development of Information Literacy Measures to Assess Knowledge and Practice. Journal of Information Literacy, 2021, vol. 15, iss. 2, pp. 78-123. (In Engl.), doi: 10.11645/15.2.2795.

23. Rapchak M. Introducing Critical Librarianship to Information Professionals: Using Critical Pedagogy and Critical Information Literacy in an LIS Graduate Course. Communications in Information Literacy, 2021, vol. 15, iss. 1, pp. 139-157. (In Engl.), doi: 10.15760/comminfolit.2021.15.1.8.

24. Sun J., Yang Sh.Y., Han X.A. Framework and Indicators for Information Literacy of Vocational School Students. Tenth International Conference of Educational Innovation through Technology, 2021, pp. 261-265. (In Engl.), doi: 10.1109/EITT53287.2021.00058.

УДК 371

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-60-228-238

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

Пригодич Елена Олеговна, доцент кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: prigodich@yandex.com

Поморцева Нина Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: musiclogist@mail.ru

На современном этапе развития общества большое значение приобретает высшая школа как социальный институт, цель которого не только формирование компетентного специалиста, но и полноценной личности, обладающей физическим и духовным здоровьем.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс подготовки музыканта-исполнителя неоспоримо важно, поскольку снижение уровня успеваемости обучающихся является одной из основных проблем, вызванных общесоматическими и профессиональными заболеваниями.

Целью данного исследования является разработка предложений по совершенствованию подготовки музыкантов-исполнителей в вузе с применением здоровьесберегающих технологий. Для достижения поставленной цели применялись такие методы исследования, как анализ, сравнение, систематизация и обобщение научных данных в области методики музыкального образования, педагогики и психологии.

Автор предлагает сгруппировать здоровьесберегающие технологии для студентов-музыкантов вуза в виде модульной системы, предполагающей полноценное функционирование в вузе в условиях охраны здоровья. Основные составляющие этой системы: здоровьесберегающая структура образовательного учреждения, физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа с обучающимися, просветительская и методическая работа с преподавателями вуза, создание рекреационной системы вуза, оптимизация работы психологической службы, рациональная организация учебного процесса. Отдельное внимание автор уделяет разработке рекомендаций по организации практических занятий со студентами-музыкантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.