Научная статья на тему 'Повышение уровня научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава в условиях формирования конкурентоспособности вуза'

Повышение уровня научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава в условиях формирования конкурентоспособности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATION / UNIVERSITY LIBRARY / PUBLICATION ACTIVITY / COMPETITIVENESS / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА / ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Наиля Фагимовна, Струков Евгений Николаевич, Вагнер Кира Рустемовна

В статье рассматриваются способы повышения качества научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава вуза, освещаются вопросы о роли университетской библиотеки в качестве центра информационных ресурсов, выявлении трендов развития современной библиотеки вуза, направленных на повышение публикационной активности преподавателей. Описаны методы совершенствования системы доступа к информационным ресурсам как традиционного вектора развития информационных технологий в университетской библиотеке. Интеграция системы доступа с электронным каталогом библиотеки является сегодня одним из важнейших направлений ее деятельности и позволяет сохранить решающую роль библиотечных сервисов в процессе обучения и научных исследованиях. Библиотека аккумулирует электронный образовательный и научный контент исследователей университета и обеспечивает пользователям открытый доступ к нему. Авторами исследования выделяются также ключевые компоненты, позволяющие обеспечивать международную конкурентоспособность университета. Задача библиотеки в проекте 5-100 заключается в продвижении миссии университета и его академического сообщества, поддержке передового опыта и инноваций в области образования и научных исследований, управлении и предоставлении информации, сохранении интеллектуального и культурного наследия. Для реализации поставленных задач современная библиотека должна совершенствовать свою деятельность, оперативно реагировать на изменения внешней среды и быть вовлеченной в мероприятия университета по повышению его конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Наиля Фагимовна, Струков Евгений Николаевич, Вагнер Кира Рустемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY COMPETITIVENESS: IMPROVING THE LEVEL OF FACULTY RESEARCH ACTIVITIES

This article discusses ways to improve the University faculty research activities and the role of the University library as a center of information resources, which identifies the modern University library development trends, aimed at increasing the publication activity of University faculty. The improvement of the system of access to information resources is a traditional vector of the development of information technologies in the University library. Currently, it is important to preserve the crucial role of library services in learning and research. Thus, one of the most important areas of our activity is the integration of the library access system with its electronic catalog. The library accumulates electronic educational and scientific content of university researchers and provides open access to it for its users. The article identifies the key components that make it possible to ensure the University international competitiveness. The task of the library in the Project 5-100 is to promote the mission of the University and its academic community, support its best practices and innovations in education and research, management and provision of information, preservation of intellectual and cultural heritage. To this end, the modern library should improve its activities, promptly respond to the changes in the external environment and be involved in university activities, aimed to increase its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава в условиях формирования конкурентоспособности вуза»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2019. №2(56)

УДК 378.4

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА

© Наиля Плотникова, Евгений Струков, Кира Вагнер

THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY COMPETITIVENESS: IMPROVING THE LEVEL OF FACULTY RESEARCH ACTIVITIES

Nailia Plotnikova, Evgeniy Strukov, KiraWagner

This article discusses ways to improve the University faculty research activities and the role of the University library as a center of information resources, which identifies the modern University library development trends, aimed at increasing the publication activity of University faculty. The improvement of the system of access to information resources is a traditional vector of the development of information technologies in the University library. Currently, it is important to preserve the crucial role of library services in learning and research. Thus, one of the most important areas of our activity is the integration of the library access system with its electronic catalog. The library accumulates electronic educational and scientific content of university researchers and provides open access to it for its users.

The article identifies the key components that make it possible to ensure the University international competitiveness. The task of the library in the Project 5-100 is to promote the mission of the University and its academic community, support its best practices and innovations in education and research, management and provision of information, preservation of intellectual and cultural heritage. To this end, the modern library should improve its activities, promptly respond to the changes in the external environment and be involved in university activities, aimed to increase its competitiveness.

Keywords: educational process, education, university library, publication activity, competitiveness.

В статье рассматриваются способы повышения качества научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава вуза, освещаются вопросы о роли университетской библиотеки в качестве центра информационных ресурсов, выявлении трендов развития современной библиотеки вуза, направленных на повышение публикационной активности преподавателей. Описаны методы совершенствования системы доступа к информационным ресурсам как традиционного вектора развития информационных технологий в университетской библиотеке. Интеграция системы доступа с электронным каталогом библиотеки является сегодня одним из важнейших направлений ее деятельности и позволяет сохранить решающую роль библиотечных сервисов в процессе обучения и научных исследованиях. Библиотека аккумулирует электронный образовательный и научный контент исследователей университета и обеспечивает пользователям открытый доступ к нему.

Авторами исследования выделяются также ключевые компоненты, позволяющие обеспечивать международную конкурентоспособность университета. Задача библиотеки в проекте 5-100 заключается в продвижении миссии университета и его академического сообщества, поддержке передового опыта и инноваций в области образования и научных исследований, управлении и предоставлении информации, сохранении интеллектуального и культурного наследия. Для реализации поставленных задач современная библиотека должна совершенствовать свою деятельность, оперативно реагировать на изменения внешней среды и быть вовлеченной в мероприятия университета по повышению его конкурентоспособности.

Ключевые слова: учебный процесс, образование, университетская библиотека, публикационная активность, конкурентоспособность.

Современное общество требует от преподавателей вузов, как субъектов образовательного процесса, наличия профессионально-личностных

характеристик и компетенций, позволяющих успешно действовать в контексте вариативных моделей образования, и способности быть инициа-

торами инновационных конструктивных действий в условиях трансформирующегося образования. Новый профессиональный статус педагога предполагает его вовлечение в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, которая направлена на решение актуальных проблем образовательной практики и усиление инновационной составляющей образования. «Именно исследовательский элемент, -отмечает Загвязинский В. И., - сближает научный поиск и учебно-воспитательный процесс. Исследовательское начало оплодотворяет практическую педагогическую деятельность, а последняя способствует научному творчеству. В практической деятельности весьма сильны и существенны исследовательские элементы, роднящие ее с научным поиском» [Загвязинский, с.150].

Однако в области развития научно -исследовательской деятельности университетов существует много недостатков, о чем было сказано в докладе центра стратегических разработок и высшей школы экономики: «Основная часть российских вузов концентрируется только на преподавании и является тем, что в мире называется "teaching universities". Большинство их преподавателей не ведет исследований и проектов. В результате подавляющее количество вузов играет сегодня незначительную роль в инновационном развитии регионов» [Двенадцать решений для нового образования... ].

При рассмотрении вузов в качестве инновационных центров в регионах и отраслях была выявлена ключевая проблема региональных вузов - «отсутствие или слабость собственных исследований и разработок, оторванность от современного уровня науки и технологий, слабые связи с бизнесом. Многие учебные курсы (в том числе в магистратуре и на старших курсах) ведут преподаватели, которые не проводят собственных исследований и не участвуют в практической деятельности» [Там же].

В настоящее время в решение данного вопроса существенный вклад вносит современная вузовская библиотека, которая является основным информационно-ресурсным центром, создает необходимые условия для поддержки образования и науки.

Новые тренды развития университетской библиотеки позволяют интенсифицировать научно-исследовательскую деятельность педагогов, направленную, с одной стороны, на познание, на поиск новых знаний для решения образовательных задач, с другой - на (вос)производст-во, на совершенствование образовательного процесса в соответствии с целями современного об-

разования; деятельность, в процессе которой происходит формирование и развитие важнейших психических функций, существенный прирост исследовательских умений и способностей к исследованию, обучению и развитию [Как пройти в библиотеку?].

Авторы настоящего исследования выделяют ключевые компоненты, которые отображают роль перспективного развития современной университетской библиотеки и позволяют обеспечивать международную конкурентоспособность университета и систему формирования глобальных рейтингов, сфокусированных на проблеме публикационной активности [Струков, с. 54]. Обозначим их следующим образом:

Information: информация, сведения, данные, сообщение, справки, осведомленность.

Analysis: анализ, исследование, разбор, проба.

Promotion: продвижение, содействие, поощрение, стимулирование, реклама, рекламирование.

Каждый термин на английском языке [Мюллер] имеет несколько значений в русском языке, и практически каждое из них может быть применено в контексте характеристики сегодняшней роли библиотеки, ее вовлеченности и востребованности в вузе.

Рассмотрим значения вышеперечисленных терминов в контексте современной роли библиотеки.

Information + Promotion ('приобретение' и 'доставка информации').

Основная проблема данного процесса заключается в количестве затрачиваемых средств и оценке статистики использования. Непосредственное отношение к этому процессу имеет уровень информационной компетентности, с одной стороны, сотрудников библиотеки, с другой -пользователей, преподавателей вуза. Под информационной компетентностью Г. Б. Паршуко-ва понимает содержание и степень удовлетворения информационных потребностей личности; знание способов и закономерностей поиска, обработки, передачи, обмена, хранения информации в пространстве и во времени; умение их использовать в различных сферах своей деятельности [Паршукова, с. 13]. По определению исследователей из Университета Огайо, «информационная компетентность - это способность эффективно реализовать собственные информационные потребности - находить, оценивать и использовать соответствующую информацию, необходимую для принятия решений» [Information Competency and Ohio University's Libraries] (здесь и далее перевод наш - Н. П., Е. С., К. В.). Ин-

формационная компетентность предполагает не только наличие умений и навыков обращения с компьютерной техникой, но и умение критически мыслить, что позволяет человеку понять содержание, провести анализ и оценку полученной информации. Именно посредством критического анализа получаемой информации индивидуумы, обладающие информационной компетентностью, оказываются в состоянии успешно управлять собственным образованием на протяжении всей жизни. Американская Ассоциация библиотек образовательных и научных учреждений ACRL (The Association of College and Research Libraries) дает следующее определение понятия «информационная компетентность»: «Информационная компетентность - это набор способностей, требуемых индивидууму для определения потребности в информации, способность находить, оценивать и эффективно использовать требуемую информацию» [Palomar College Library]

Обе стороны, участвующие в процессе, реально повышают уровень информационной компетенции во время работы с ресурсами. Библиотека имеет возможность оказывать непосредственное влияние на качество и эффективность использования ресурсов, организуя разнообразные обучающие мероприятия - от семинаров и тренингов с участием специалистов до организации учебного процесса в рамках внутривузовской системы повышения квалификации, что в любом университете делается на постоянной основе.

В качестве примера можно привести следующие программы, проведенные на базе Казанского Федерального Университета.

Обучающие семинары по работе с электронными ресурсами:

1. «Информационные образовательные технологии».

2. «Российские электронно-библиотечные системы» (рассмотрены следующие темы: инновации, пути развития, читательские и библиотечные сервисные возможности).

3. «ЭБС "Лань"». Представлены темы: новые сервисы для инклюзивного образования, специальные инструменты для преподавателей и библиотек.

Мастер-класс «The academic Publishing Press», организованный «Cambridge University Press».

Курсы повышения квалификации для преподавателей вуза включают следующие программы:

- Аналитико-информационные компетенции и повышение публикационной активности преподавателя современного вуза.

- Междисциплинарная: информационные системы и технологии; управление персоналом; менеджмент. Программа ориентирована как на руководящий состав (директоров институтов, их заместителей; заведующих кафедрами, ответственных за публикационную активность), так и на рядовых преподавателей, нацелена на приобретение слушателями профессиональных компетенций, направленных на оперативное информационное обеспечение образовательной и научной деятельности с помощью эффективного использования электронных ресурсов и наукометрических инструментов. Основу программы составляют разработки ведущих российских и зарубежных практик развития компетенций исследователя, необходимых для подготовки научных публикаций международного уровня. В рамках курса всестороннее освещаются вопросы, связанные с технологией информационного поиска, обработкой и агрегированием актуальных и ретроспективных электронных научных источников при проведении исследования и в учебном процессе. Практическая часть включает следующие этапы: приобретение навыков работы с современными поисковыми и библиометрическими системами, социальными медиа в научно-образовательной сфере - и ориентирована на их эффективное использование в профессиональной деятельности.

Компоненты этого курса вошли в Программу занятий Корпоративного университета КФУ, которая проводится на базе Центра повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров КФУ. На основании итоговой аттестации слушатели получают удостоверение установленного образца о краткосрочном повышении квалификации. Лекционный ознакомительный курс по теме «Информационная компетентность преподавателя в области применения IT в учебном процессе университета» включал обсуждение следующих вопросов:

- электронная образовательная площадка КФУ;

- структурирование информации в среде сетевых дистанционных курсов;

- современные технологии презентаций;

- информационные ресурсы современной библиотеки;

- вопросы защиты интеллектуальной собственности в среде ЭОР;

- системы виртуальной реальности в учебном процессе и научной деятельности.

Введение авторами исследования термина «Analysis + Promotion» позволяет рассмотреть деятельность службы библиометрического анализа. Данное направление стало одной из основ-

ных точек роста для научной библиотеки КФУ, благодаря которому значительно выросла роль библиотеки в глазах научно-педагогических работников и руководства университета. Проект создания данной службы появился в 2012 году, однако реальное воплощение стало возможным после включения университета в Программу повышения конкурентоспособности (5-100), что связано с началом работы по подготовке Дорожной карты КФУ.

На сегодняшний день аналитическая служба выполняет значительный объем работ: текущий мониторинг публикационной активности в разрезе научных тем, исследовательских групп, структурных подразделений; подготовка аналитических материалов по запросам ректората; контроль исполнения KPI - используя такие инструменты, как InSites и SciVal, а также аналитические модули Scopus и Web of Science. (см. рис.1)

Рис.1

Основной задачей службы поддержки публикационной активности является работа с авторами, в первую очередь с молодыми, по подготовке статей к публикации в международной научной периодике. Молодых научных сотрудников, аспирантов и магистрантов обучают навыкам академического письма, структурированию материала, проводят редакторскую подготовку, оказывают содействие в переводе текста на английский язык (см. рис. 2).

Рис.2

Наряду с этим проводится входной контроль качества материала, включая выполнение требований по рецензированию, проверка на плагиат как для текстов на русском (Антиплагиат), так и на английском языке (iThenticate). Кроме того, при необходимости сотрудники службы обеспечивают подбор журналов и техническое взаимодействие с их редакциями.

Наконец, выделим еще одну весьма важную функцию - функцию удостоверяющего центра, то есть подтверждение факта включения статьи в Scopus или WoS. Прием заявок на соответствующий сервис осуществляется с помощью Web-интерфейса в системе Электронный университет. На сегодняшний день услугами данной службы воспользовались более 250 сотрудников университета (см. рис. 3).

Рис.3

Все вышесказанное реализовано в структуре научной библиотеки КФУ. Динамика современного общества ведет к ускорению обмена информацией. Сегодня университетскую библиотеку можно назвать информационно-исследовательским центром, который требует особой инфраструктуры и интерфейса взаимодействия с читателями, выстроенного на основе

внедрения «современных информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечивают пользователей дополнительными услугами, связанными с информационной грамотностью» [Agnes Erich]. Так, репозитории (institutional repositories -IRs) представляют собой «совокупность услуг, которые предоставляет университет своим сотрудникам, с целью управления и распространения цифровых материалов, созданных институтом и его сотрудниками» [Rethinking Institutional Repository Strategies...]. IRs включает в себя электронные версии дипломных работ, диссертаций, данные исследований, видеозаписи мероприятий и событий, открытые образовательные ресурсы, сформированные в институтах, и другие материалы. Они обеспечивают систематическое курирование широкого спектра контента и механизм, демонстрирующий достижения института, творческий подход и исследовательский вклад сотрудников университета.

С целью реализации всех вышеперечисленных мероприятий, направленных на усиление научно-исследовательской деятельности сотрудников университета, была создана команда, состоящая из высококвалифицированных библиотечных специалистов [Plotnikova, Strukov, с. 9], стратегию деятельности которой на ближайшую перспективу, можно сформулировать следующим образом:

Н ам в ажн о :

- совершенствовать свою деятельность;

- оперативно реагировать на изменения внешней среды;

- быть вовлеченными в мероприятия университета по повышению конкурентоспособности.

Персонал: привлекать, развивать и поддерживать высококвалифицированных специалистов.

Информация: совершенствовать IT- ресурсы и сервисы, содействуя развитию информационной инфраструктуры университета.

Консалтинг: помогать преподавателям, аспирантам и магистрантам в продвижении результатов исследований.

Обучение: учить эффективно использовать и генерировать информацию при решении исследовательских и образовательных задач

Маркетинг: продвигать библиотечные информационные ресурсы и сервисы в университетской среде.

Список литературы

Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей

школы экономики. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. URL: https://publications.hse.ru/books/218061780 (дата обращения: 29.05.2019)

Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования // М.: Педагогика, 1982. 160 с.

Как пройти в библиотеку? // ВЦИОМ Пресс-выпуск № 2850. URL: http://wciom.ru/index.php?id= 236&uid=115279 (дата обращения: 29.05.2019)

Мюллер В. К. Англо-русский. Русско-английский словарь. 250000 слов. М.: АСТ, 2015. 1184 с.

Паршукова Г. Б. Библиотека и ценности современной культуры // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2012. Вып. 11. С. 12-17.

Струков Е. Н. Поисковый сервис библиотеки Казанского федерального университета на платформе VuFind: локальные и внешние ресурсы в одном окне // Университетская книга. 2016, №06. С. 53-58

Agnes Erich. The Role of Public Libraries in NonFormal Learning. Revista Romaneascä pentru Educate Multidimensionalä. 2018.Vol.10, Issue 3, pp. 17-24.

Information Competency and Ohio University's Libraries. URL: https://www.library.ohiou.edu/inst/ infocomp.html (дата обращения: 29.05.2019)

Plotnikova, N., Strukov, E. N. Integration of teamwork and critical thinking skills in the process of teaching students. Cypriot Journal of Educational Sciences, 2019. 14 (1), pp. 1-10.

Palomar College Library. URL:

http://www.palomar.edu/library/infocomp/ic.htm (дата обращения: 29.05.2019)

Rethinking Institutional Repository Strategies, report of a CNI Executive Roundtable held April 2 & 3, 2017 (May 2017). URL: https://www.cni.org/topics/publishing/ rethinking-institutional-repository-strategies (дата обращения: 29.05.2019)

References

Agnes Erich. (2018). The Role of Public Libraries in Non-Formal Learning. Revista Romaneascä pentru Educate Multidimensionalä. Vol.10, Issue 3, pp. 17-24. (In English)

Dvenadtsat' reshenii dlia novogo obrazovaniia: doklad Tsentra strategicheskikh razrabotok i Vysshei shkoly ekonomiki (2018). [Twelve Solutions for a New Education: Report by the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics]. Moscow, Natsional'nyi issledovatel'skii universitet "Vysshaia shkola ekonomiki". URL: https://publications.hse.ru/ books/218061780 (accessed: 29.05.2019). (In Russian)

Information Competency and Ohio University's Libraries. URL: https://www.library.ohiou.edu/inst/ infocomp.html (accessed: 29.05.2019). (In English)

Kak proiti v biblioteku? [How do I Get to the Library?] VTsIOM / Press-vypusk No. 2850. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115279 (accessed: 29.05.2019). (In Russian)

Miuller, V. K. (2015). Anglo-russkii. Russko-angliiskii slovar'. 250000 slov [English-Russian. Russian-

English Dictionary. 250000 Words]. 1184 p. Moscow, AST. (In Russian)

Palomar College Library. URL:

http://www.palomar.edu/library/infocomp/ic.htm (accessed: 29.05.2019). (In English)

Parshukova, G. B. (2012). Biblioteka i tsennosti sovremennoi kul'tury. Biblioteki vuzov Urala: problemy i opyt raboty [Library and Values of Modern Culture. Libraries of Universities of the Urals: Problems and Experiences]. Pp. 12-17. Ekaterinburg, UGTU-UPI. (In Russian)

Plotnikova, N. F. & Strukov, E. N. (2019). Integration of Teamwork and Critical Thinking Skills in the Process of Teaching Students. Cypriot Journal of Educational Sciences, 14 (1), pp.1-10. (In English)

Плотникова Наиля Фагимовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. plotnikova.nailya@list.ru

Струков Евгений Николаевич,

директор Научной библиотеки

им. Н. И. Лобачевского,

Казанский федеральный университет,

420008, Россия, Казань,

Кремлевская, 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e.strukov@list.ru

Вагнер Кира Рустемовна,

кандидат филологических наук, доцент,

Российский государственный университет

правосудия, Казанский филиал,

420088, Россия, Казань,

2-я Азинская, 7А.

wak-2010@mail.ru

Rethinking Institutional Repository Strategies, report of a CNI Executive Roundtable held April 2 & 3, 2017 (May 2017). URL: https://www.cni.org/topics/publishing/ rethinking-institutional-repository-strategies (accessed: 29.05.2019) (In English)

Strukov, E. N. (2016). Poiskovyi servis biblioteki Kazanskogo federal'nogo universiteta na platforme VuFind: lokal'nye i vneshnie resursy v odnom okne [Search Service of the Kazan Federal University Library on the Vufind Platform: Local and External Resources in One Window]. Universitetskaia kniga. No. 06, pp. 53 -58. (In Russian)

Zagviazinskii, V. I. (1982). Metodologiia i metodika didakticheskogo issledovaniia [Methodology and Methods of Didactic Research].160 p. Moscow, Pedagogika. (In Russian)

The article was submitted on 09.06.2019 Поступила в редакцию 09.06.2019

Plotnikova Nailya Fagimovna,

Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. plotnikova. nailya@list.ru

Strukov Evgeniy Nikolaevich,

Director of the Scientific Library named after N. I. Lobachevskiy, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. e.strukov@list.ru

Wagner Kira Rustemovna,

Ph.D. in Philology,

Associate Professor,

Russian State University of Justice,

Kazan Branch,

7A 2nd Azinskaya Str.,

Kazan, 420088, Russian Federation.

wak-2010@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.