УДК 378.12+021+004
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ВУЗА
© Наталья Евгеньевна КОПЫТОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий, e-mail: [email protected] © Ирина Владимировна НАЛЕТОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор, проректор по научно-технической политике, e-mail: [email protected]
Показано, что в современных условиях внешняя информационная среда видоизменяет учебный процесс и научно-исследовательскую деятельность в вузе. Она открывает студентам и преподавателям доступ к информационным ресурсам, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления личностно-профессиональных компетенций, позволяет реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Выделены несколько уровней, которые определяют научно-образовательные ресурсы современного вуза в условиях информационной открытости. Во-первых, на федеральном уровне существует огромное количество сайтов, где преподаватели и студенты могут почерпнуть для себя первичную информацию. Во-вторых, большое значение имеют ресурсы самого университета, которые сконцентрированы на сайте вуза, прежде всего на сайте университетской библиотеки, которая может аккумулировать материалы электронной библиотеки, электронные базы данных, издания университета и др. В-третьих, научно-образовательные ресурсы могут быть представлены структурными подразделениями университета, прежде всего кафедрами. Наконец, в современных информационных условиях научно-образовательные ресурсы могут создавать сами студенты и преподаватели в социальных сервисах (блоги, социальные сети, вики) и на персональных сайтах.
Ключевые слова: университет; научно-образовательные ресурсы; университетская библиотека; социальные сервисы.
В современных условиях постиндустриального информационного общества говорят о необходимости формирования в университетах новых навыков, таких как критическое мышление, принятие решений, оценка информации, работа в команде, дисциплина, техническая компетенция и др. [1]. Результаты последних исследований свидетельствуют о том, что наилучшим образом овладеть этими навыками можно не только и не столько в рамках традиционных образовательных технологий, сколько - инновационных. Поэтому вузы и преподаватели должны быть готовы предложить дополнительные консультативные услуги и непрерывное образование вместо специализированного обучения, чрезмерно жесткого и во многих случаях не отвечающего потребностям завтрашнего дня.
Динамическая внешняя информационная среда значительно видоизменила учебный процесс в вузе: она открывает студентам и преподавателям доступ к информационным ресурсам, дает совершенно новые возможно-
сти для творчества, обретения и закрепления личностно-профессиональных компетенций, позволяет реализовать принципиально новые формы и методы обучения и т. д. [2]. Преподаватель может для достижения поставленных дидактических целей применять разнообразные виды и формы учебной работы, использовать различные научно-образовательные ресурсы.
Важнейшим элементом современной информационной среды является Интернет, который предоставляет в распоряжение пользователей огромное количество открытых информационных ресурсов и социальные сетевые сервисы, поддерживающие их индивидуальное и групповое использование.
В Интернете появилось огромное количество открытых информационных ресурсов и социальных сетевых сервисов, которые изменяют учебный процесс. Ориентированные на преподавателя инструментальные средства позволяют ему оперативно обновлять содержание автоматизированных учебных и
контролирующих программ в соответствии с новыми знаниями и технологиями.
Изменяющаяся информационная среда расширяет и возможности научно-исследовательской деятельности в вузе. Научная коммуникация приобретает новые формы с помощью сети Интернет, появляется понятие «открытая наука», которая позволяет взаимодействовать преподавателям и ученым разных стран, расширяя международное сотрудничество «не выходя из дома». Использование электронных научных библиотек увеличивает доступ к научным журналам различной проблематики, результаты научной деятельности преподавателей становятся более доступными. Виртуальная мобильность помогает приобрести новый опыт и знания широкому кругу педагогов.
Для многих задач, в т. ч. для сферы управления научно-образовательной деятельностью, имеется потребность в учете результатов информационной деятельности в научно-образовательной сфере, включающих количественные показатели, позволяющие объективно оценивать эти результаты, т. е. научно-образовательные ресурсы [3].
Научно-образовательные ресурсы современного вуза в условиях информационной открытости складываются из ресурсов нескольких уровней. Во-первых, на федеральном уровне существует огромное количество сайтов, где преподаватели и студенты могут почерпнуть для себя первичную информацию и использовать ее как в учебном процессе, так и научно-исследовательской деятельности. Во-вторых, большое значение имеют ресурсы самого университета, которые сконцентрированы на сайте вуза, прежде всего на сайте университетской библиотеки, которая может аккумулировать материалы электронной библиотеки, электронные базы данных, патенты, издания университета и др. В-третьих, научно-образовательные ресурсы могут быть представлены структурными подразделениями университета, прежде всего кафедрами. Наконец, в современных информационных условиях научно-образовательные ресурсы могут создавать сами студенты и преподаватели в социальных сервисах (блоги, социальные сети, вики) и на персональных сайтах.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
В новый нормативный документ Министерства образования и науки РФ, регламентирующий методику оценки эффективности научных и образовательных учреждений [4], включены некоторые показатели, отражающие развитие информационных ресурсов науки и образования.
Крупнейшая в России электронная библиотека научных публикаций eLIBRARY.RU обладает богатыми возможностями поиска и получения информации. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) - созданным по заказу Минобрнауки РФ бесплатным общедоступным инструментом измерения и анализа публикационной активности ученых и организаций.
С 2011 г. авторы научных публикаций получили возможность зарегистрироваться и самостоятельно проверять и уточнять списки своих публикаций и цитирований в РИНЦ, на основании которых проводятся наукометрические расчеты. Каждый зарегистрированный ученый получает уникальный идентификатор (SPIN-код), позволяющий в дальнейшем однозначно идентифицировать его как автора научных публикаций.
Отдельно следует упомянуть сервис GoogleScholar (также известный как Google Академия - http://scholar.google.ru). Во-первых, этот сервис специально ориентирован на научно-образовательные ресурсы, размещенные в Интернете. Сервис обрабатывает не только обычные периодические издания, расположенные в открытом доступе, но и определенные виды других категорий интернет-публикаций, например, препринты, размещенные в открытых архивах. С другой стороны, он позволяет рассчитывать показатели, применявшиеся до того в традиционных библиометрических индексах - публикационную активность и цитируемость, а также индекс Хирша. Таким образом, этот сервис пытается сочетать классические биб-лиометрические показатели с новыми видами научных коммуникаций. Это, конечно, можно рассматривать как несомненное достоинство сервиса.
В качестве стартовой площадки для самостоятельного поиска качественной информации сегодня может рассматриваться созданная в рамках Федеральной целевой программы система федеральных образовательных порталов [5]. В нее, в частности, входят такие порталы, как «Российское образование», «Социально-гуманитарное и политологическое образование», Российский общеобразовательный портал, портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» и мн. др. Образовательные порталы включают электронные каталоги образовательных ресурсов, учебные и методические материалы, интерактивные сервисы. Так, Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» (http://ecsocman.hse.ru/comp/) представляет возможность познакомиться не только с организациями, книгами, статьями, персоналиями, диссертациями в рамках социально-экономического знания, но и скачать различные виды учебных и компьютерных программ, получить информацию об актуальных конкурсах и грантах, конференциях и семинарах. Представлены основные образовательные стандарты, словари, информация по различным журналам социологической и экономической направленности и в целом по социально-гуманитарным публикационным платформам.
САЙТ УНИВЕРСИТЕТА
Ссылка на федеральные научно-образовательные ресурсы, которые могут представлять интерес для научно-исследовательской, образовательной, просветительской, консалтинговой, экспертной и другим направлениям деятельности современного вуза, обязательно должна быть представлена на сайте университета. К последнему сегодня предъявляется все большее внимание, поскольку это не только научно-образовательный ресурс, но и лицо всего университета, в рамках которого можно получить любую информацию - начиная от структуры и организации учебного процесса и до внешних связей университета на международной арене. Не случайно один из современных рейтингов университетов (Webometrics) основан на сравне-
нии интернет-сайтов вузов, что позволяет косвенным образом оценить их научно-исследовательские достижения.
Среди общевузовских научно-образовательных ресурсов особенно выделяется библиотека университета. В последнее время появляется все больше исследований, рассматривающих изменение роли библиотек как ресурса в процессе непрерывного обучения, формирования культурно-образовательного пространства, доступа к первичной информации и др. [6; 7].
В современных условиях меняется и сама библиотека под влиянием развития электронных информационных коммуникаций, потребности в обработке быстрорастущего сегмента электронных информационных ресурсов, развития онлайновых форм обслуживания читателей. Для того чтобы библиотека оставила за собой роль одной из основных организационных структур социальных коммуникаций в системе образования, университетской библиотеке необходимы [8]:
- расширение доступа к информации, знаниям и информационным ресурсам учебного назначения с целью всесторонней информационной поддержки процесса обучения и научно-исследовательской деятельности;
- расширение сферы понимания природы процессов и явлений информатизации библиотек и высших учебных заведений, управления знаниями;
- поддержка процессов актуализации и генерации знаний и непрерывного качественного и эффективного доступа к научно-образовательным ресурсам;
- расширение сферы онлайновых услуг и предоставление их на новом уровне качества и доступности;
- развитие фундаментальных исследований в данной области и апробация полученных результатов с последующим их внедрением.
Чтобы соответствовать данным требованиям, вузу и университетской библиотеке необходимо не только генерировать, приобретать и транслировать знания; систематизировать их; создавать структуры для облегчения доступа к базам данных, но использовать и применять знания для решения проблем, поддержки решений, улучшения производительности, анализа ситуаций и процессов. В современных библиотеках происходит пере-
нос хранения знаний из традиционных форм (печатные, книги, журналы, отчеты, депонированные рукописи и т. д.) в электронные. Информация в таких формах, как нелинейные гипертексты и веб-сайты, распространяется очень быстро и становится доступной пользователям интерактивно.
На сайте университета и университетской библиотеки могут быть представлены такие научно-образовательные ресурсы, как электронные базы данных, тематические коллекции, электронные учебные пособия и др.
Отталкиваясь от исследования Е.В. Ло-бузиной [8], считаем, что важным элементом университетских библиотечных знаний должны стать онлайновые информационные ресурсы, раскрывающие фонды библиотеки, фиксирующие знания о ее коллекциях и фондах, основных направлениях образовательной деятельности университета, отражающие результаты исследований основных научных школ и ведущих научных направлений, основное содержание документов по истории университета и других архивных материалов, хранящихся в библиотечных фондах. Такие информационные ресурсы будут способствовать информированию пользователей библиотеки об уникальных и редких библиотечных документах, качестве методического сопровождения учебного процесса в вузе, создавать имидж всего университета, его образовательных услуг и направлений научно-исследовательской деятельности.
САЙТ КАФЕДРЫ
Сайт кафедры - информационная, научная, образовательная и коммуникационная основа модернизации педагогической деятельности кафедры вуза, способствующей созданию новой модели образования в условиях информатизации системы образования и общества [9].
В.В. Гляненко и М.И. Потеев отмечают: «Анализ внутривузовских информационных ресурсов показывает, что наиболее объемными по содержанию и востребованными являются ресурсы, формируемые на уровне кафедр. Они могут составлять до 75 % объема всей информации портала университета» [10]. Сайт кафедры в структуре университета выполняет массу различных задач, направ-
ленных на решение научных, педагогических, методических, организационных и других вопросов. Он является идеальной платформой для полноценного использования технологий Веб 2.0. Преподаватели в процессе обучения могут задействовать ресурсы сайта для предоставления полнотекстового доступа к учебным материалам. Интерактивное взаимодействие при помощи сайта способствует активному участию в учебном процессе не только преподавателей, но и самих студентов.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ
В современных информационно-постиндустриальных условиях научно-образовательные ресурсы могут создавать сами студенты и преподаватели в социальных сервисах (блоги, социальные сети) и на персональных сайтах. Использование сервисов Веб 2.0, в частности вики-технологии, позволяет расширить возможности для организации самостоятельной работы студентов, а также каналы научной коммуникации и в целом социальные взаимодействия между студентами и преподавателями [11; 12].
Одним из факторов, тормозящих формирование научно-образовательных ресурсов вузов на микроуровне, остается недостаточное знакомство субъектов научно-образовательного процесса с возможностями и особенностями практического применения средств и сервисов, которые представляет сегодня Интернет. Возникает противоречие между обширностью и разнообразием электронных информационных ресурсов и несоответствием их содержания информационным потребностям преподавателей, низкой эффективностью их использования педагогами в своей профессиональной деятельности.
Большинство преподавателей затрудняется работать с социальными сервисами, им требуется методическая помощь: не у всех преподавателей есть понимание педагогической целесообразности их использования в своей работе; практически отсутствуют методики эффективного использования сетевых технологий на рабочем месте.
Но очевидно следующее: чем больше преподаватель вуза готов к самоуправлению
познавательным процессом в изменяющейся информационной среде, тем успешнее личностный рост профессионала, его социальная востребованность, тем больше его вклад в расширение социокультурного пространства, тем выше его социальная значимость.
Так, эффективной оказывается самостоятельная разработка электронных учебных материалов преподавателем. Это не значит, однако, что педагог должен полностью освоить технологии разработки электронных ресурсов, программирование, веб-дизайн и др. Его задача - научиться оценивать имеющиеся технологии, медиаобъекты различной природы и программные инструменты для работы с ними, использовать их, наполнять информацией и, главное, встраивать их в регулярный процесс обучения.
Таким образом, современные научно-образовательные ресурсы вуза формируются на разных уровнях, а современные информационные технологии позволяют использовать в их качестве как федеральные образовательные порталы, так и создаваемые отдельными студентами и преподавателями материалы социальных сетей. В целом использование различных научно-образовательных ресурсов создает более благоприятные условия для формирования научно-исследовательских компетенций студентов.
1. Налетова И.В. Исследования высшего образования: концепт метафундаментализма: монография. Тамбов, 2005.
2. Копытова Н.Е. Высшее образование в изменяющейся информационной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 130-136.
3. Антопольский А.Б. Алгоритмы и процедуры определения уровня развития информационных ресурсов в научных и образовательных организациях // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2015. № 1. С. 15-23.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5.03.2014 г. № 162. URL: http://www. rg.ru/2014/05/14/minobrnauki2-dok.html (дата обращения: 02.06.2015).
5. Хут Л.Р., Бузаров А.Ш. Научно-образовательные ресурсы Рунета по истории: алгоритм поиска // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регио-новедение: философия, история, социология,
юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 2 (118).
6. Пронина ЛА., Копытова Н.Е., Шаталова Н.В., Евстигнеев А.Н. Коллекция информационных ресурсов краеведения как информационно-образовательная среда // Дистанционное и виртуальное обучение. 2007. № 11. С. 16-31.
7. Пронина Л.А. Основы теории модернизации культурно-образовательного пространства: монография. Тамбов, 2007.
8. Лобузина Е.В. Библиотечные технологии организации знаний в электронной научно-образовательной среде // Образовательные технологии и общество. 2014. № 1. С. 469-486.
9. Баканова М.В. Интеграция образовательных ресурсов в процессе разработки Web-сайта выпускающей кафедры вуза // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Сер.: Физико-математические и технические науки. 2009. № 13. С. 70-74.
10. Гляненко В.В., Потеев М.И. Сайт кафедры вуза как информационно-образовательный ресурс // Телематика'2007: 14 Всероссийская научно-методическая конференция. СПб., 2007. URL: http://tm.ifmo.ru/tm2007 (дата обращения: 02.06.2015).
11. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.
12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис «вики» в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.
1. Naletova I.V. Issledovanija vysshego obrazovanija: koncept metafundamentalizma: monografija. Tambov, 2005.
2. Kopytova N.E. Vysshee obrazovanie v izmenjajushhejsja informacionnoj srede // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 11 (103). S. 130-136.
3. Antopol'skij A.B. Algoritmy i procedury opredelenija urovnja razvitija informacionnyh resursov v nauchnyh i obrazovatel'nyh organizacijah // Nauchno-tehnicheskaja informacija. Ser. 1: Organizacija i metodika informacionnoj raboty. 2015. № 1. S. 15-23.
4. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 5.03.2014 g. № 162. URL: http://www.rg.ru/ 2014/05/14/minobrnauki2-dok.html (data obrashhenija: 02.06.2015).
5. Hut L.R., Buzarov A.Sh. Nauchno-obrazo-vatel'nye resursy Runeta po istorii: algoritm poiska // Vestnik Adygejskogo
ISSN 1810-0201. BecTHHK Try, BtmycK 9 (149), 2015
gosudarstvennogo universiteta. Serija 1: Regio-novedenie: filosofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kul'turologija. 2013. № 2 (118).
6. Pronina L.A., Kopytova N.E., Shatalova N.V., Evstigneev A.N. Kollekcija informacionnyh resursov kraevedenija kak informacionno-obrazovatel'naja sreda // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2007. № 11. S. 16-31.
7. Pronina L.A. Osnovy teorii modernizacii kul'turno-obrazovatel'nogo prostranstva: monografija. Tambov, 2007.
8. Lobuzina E.V. Bibliotechnye tehnologii organizacii znanij v jelektronnoj nauchno-obrazovatel'noj srede // Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo. 2014. № 1. S. 469-486.
9. Bakanova M.V. Integracija obrazovatel'nyh resursov v processe razrabotki Web-sajta vypuskajushhej kafedry vuza // Izvestija Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. Ser.: Fiziko-
matematicheskie i tehnicheskie nauki. 2009. № 13. S. 70-74.
10. Gljanenko V.V., Poteev M.I. Sajt kafedry vuza kak informacionno-obrazovatel'nyj resurs // Telematika'2007: 14 Vserossijskaja nauchno-metodicheskaja konferencija. SPb., 2007. URL: http://tm.ifmo.ru/tm2007 (data obrashhenija: 02.06.2015).
11. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Tehnologii Veb 2.0: social'nyj servis blogov v obuchenii inostrannomu jazyku // Inostrannye jazyki v shkole. 2009. № 4. S. 12-18.
12. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Tehnologii Veb 2.0: social'nyj servis "viki" v obuchenii inostrannomu jazyku // Inostrannye jazyki v shkole. 2009. № 5. S. 2-8.
nocTynuna b pega^uro 3.08.2015 r.
UDC 378.12+021+004
SCIENTIFIC-EDUCATIONAL RESOURCES OF THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION Natalya Evgenyevna KOPYTOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Chemistry, Associate Professor, Associate Professor of Mathematical Simulation and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]
Irina Vladimirovna NALYOTOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor, Provost for Scientific-Technical Politics, e-mail: [email protected]
It is shown that in modern conditions the external informational sphere changes the educational process and scientific-research activity in the institute of higher education. It opens to the students and lecturers the access to information resources, gives new possibilities for creative work, finding and consolidation of personal-professional competences, let realize principally new forms and methods of teaching. Some levels which define scientific-educational resources of modern institute of higher education in conditions of information openness are identified. Firstly, on federal level a great variety of websites where lecturers and students may find primary information exists. Secondly, the most significant are the resources of the university itself which are concentrated on the website of the university, first of all on the website of university library, which can accumulate materials of electronic library, e-database, periodicals of the university and etc. Thirdly, scientific-educational resources may be presented by structural divisions of the university, first of all by the departments. Finally, in modern information conditions scientific-research resources may create the students themselves and lecturers in social services (blogs, social networks, wiki) and on personal websites.
Key words: university; scientific-educational resources; university library; social services.