Научная статья на тему 'Специфика образовательного потенциала научных библиотек на примере исследования вузовской научной библиотеки'

Специфика образовательного потенциала научных библиотек на примере исследования вузовской научной библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА / ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ / СПЕЦИФИКА НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» / STUDENTS / SCIENTIFIC LIBRARY / FUNCTIONS OF A SCIENTIFIC LIBRARY / EDUCATIONAL POTENTIAL OF A SCIENTIFIC LIBRARY / SPECIFICITY OF A SCIENTIFIC LIBRARY / CLASSIFICATION OF SCIENTIFIC LIBRARIES / INFORMATION RESOURCE OF THE INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амичба Лилиана Романовна

Актуальность темы исследования обусловливается следующим: в последние годы преподаватели и сотрудники научной библиотеки фиксируют тот факт, что в процессе учебной деятельности в вузе обучающиеся активно пользуются материалами, содержащимися в сети «Интернет», недостаточно используя образовательные ресурсы научных библиотек. Названная проблема повлияла на посещаемость студентами научных библиотек и на чтение научной литературы в целом, что в значительной степени отразилось на результатах их учебной деятельности. В качестве основных функций научной библиотеки автором выделены следующие: образовательная, культурная и информационно-коммуникационная. Охарактеризована главная функция научной библиотеки - образовательная, способствующая образованию и самообразованию обучающихся средствами научной литературы. Автором раскрыта специфика научной библиотеки, заключающаяся в том, что с момента возникновения она создавалась и функционировала для удовлетворения информационных потребностей интеллектуальной элиты общества в наиболее изменяющихся и развивающихся сферах культуры - науке и образовании. Перед научной библиотекой всегда стояла задача равнозначного выполнения образовательной функции, которая заключалась в обязанности предоставлять пользователям исчерпывающую научную информацию по всему универсуму знаний. Изучение, анализ и обобщение научной литературы, характеризующей типологизацию научных библиотек, позволили определить классификацию научных библиотек. Цель статьи - изучение специфики образовательного потенциала научных библиотек. Задачи статьи: 1) раскрыть образовательный потенциал научной библиотеки; 2) установить причины снижения систематического использования в процессе учебной деятельности обучающимися образовательных ресурсов научной библиотеки. Методологические подходы к изучению научной библиотеки как компонента образовательной системы: системный, отражающий философские идеи целостности, организованности, взаимодействия системы с внешней средой, исследован в научных работах И. В. Блауберга, Э. Г. Юдина; исторический, органично сочетающийся с культурологическим, разработанным в трудах Л. Вилсона, Л. С. Выготского, Ю. М. Лотмана и других отечественных и зарубежных ученых, что позволяет изучать научную библиотеку как культурно-образовательный феномен. Методы, использованные автором для достижения цели: анализ научной литературы, опрос, анкетирование, обобщение изученных сведений, анализ полученных результатов. Теоретические результаты исследования представляют интерес для преподавателей вузов и сотрудников научных библиотек, практические результаты могут быть использованы при разработке методических материалов по формированию мотивации студентов к профессиональному образованию в условиях научных библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF UNIVERSITY SCIENTIFIC LIBRARIES

The relevance of the research topic is due to the fact that in recent years, teachers and employees of the scientific library note the following phenomenon - in the process of educational activities at the university, students actively use the materials from the Internet, not using the educational resources of scientific libraries. This problem resulted in the low attendance of scientific libraries and reduced reading of scientific literature in general, which largely affected their academic results. The author notes the following main functions of the scientific library: educational, cultural, information and communication. The main function of the scientific library, educational, is characterized as contributing to the education and self-education of students by means of scientific literature. The author reveals the specificity of the scientific library, which consists in the fact that it was established and functioned to meet the information needs of the intellectual elite of society in the most changeable and developing spheres of culture - science and education. The scientific library has always been faced with the task of equally fulfilling the educational function, which was the obligation to provide users with comprehensive scientific information in all spheres of knowledge. The study, analysis and generalization of scientific literature, characterizing the typology of scientific libraries, made it possible to determine the classification of scientific libraries. The purpose of the article is to study the specific features of the educational potential of scientific libraries. Objectives of the article: 1) to reveal the educational potential of the scientific library, 2) to find the reasons for the decrease in the systematic use of educational resources of the scientific library in the process of educational activities by students. Methodological approaches to the study of the scientific library as a component of the educational system were the following: systemic, reflecting the philosophical ideas of integrity, organization, interaction of the system with the external environment, studied in the scientific works of I. V. Blauberg, E. G. Yudin; historical, organically combined with cultural studies approach, developed in the works of L. Wilson, L. S. Vygotsky, Yu. M. Lotman and other domestic and foreign scientists, which allows us to study the scientific library as a cultural and educational phenomenon. Methods used by the author to achieve the goal: analysis of scientific literature, survey, questionnaire, generalization of the obtained information, analysis of the results. The theoretical results of the research may be interesting to university teachers and employees of scientific libraries; practical results may be used for the development of methodological materials on the formation of students' motivation for professional education in the conditions of scientific libraries.

Текст научной работы на тему «Специфика образовательного потенциала научных библиотек на примере исследования вузовской научной библиотеки»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 201062 2020, № 09 (сентябрь) УДК 371.398

Специфика образовательного потенциала научных библиотек на примере исследования вузовской научной библиотеки

Амичба Лилиана Романовна1

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Киров, Россия liliana.fskn@mail.ru

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловливается следующим: в последние годы преподаватели и сотрудники научной библиотеки фиксируют тот факт, что в процессе учебной деятельности в вузе обучающиеся активно пользуются материалами, содержащимися в сети «Интернет», недостаточно используя образовательные ресурсы научных библиотек. Названная проблема повлияла на посещаемость студентами научных библиотек и на чтение научной литературы в целом, что в значительной степени отразилось на результатах их учебной деятельности. В качестве основных функций научной библиотеки автором выделены следующие: образовательная, культурная и информационно-коммуникационная. Охарактеризована главная функция научной библиотеки - образовательная, способствующая образованию и самообразованию обучающихся средствами научной литературы. Автором раскрыта специфика научной библиотеки, заключающаяся в том, что с момента возникновения она создавалась и функционировала для удовлетворения информационных потребностей интеллектуальной элиты общества в наиболее изменяющихся и развивающихся сферах культуры - науке и образовании. Перед научной библиотекой всегда стояла задача равнозначного выполнения образовательной функции, которая заключалась в обязанности предоставлять пользователям исчерпывающую научную информацию по всему универсуму знаний. Изучение, анализ и обобщение научной литературы, характеризующей типологизацию научных библиотек, позволили определить классификацию научных библиотек. Цель статьи - изучение специфики образовательного потенциала научных библиотек. Задачи статьи: 1) раскрыть образовательный потенциал научной библиотеки; 2) установить причины снижения систематического использования в процессе учебной деятельности обучающимися образовательных ресурсов научной библиотеки. Методологические подходы к изучению научной библиотеки как компонента образовательной системы: системный, отражающий философские идеи целостности, организованности, взаимодействия системы с внешней средой, исследован в научных работах И. В. Блауберга, Э. Г. Юдина; исторический, органично сочетающийся с культурологическим, разработанным в трудах Л. Вилсона, Л. С. Выготского, Ю. М. Лотмана и других отечественных и зарубежных ученых, что позволяет изучать научную библиотеку как культурно-образовательный феномен. Методы, использованные автором для достижения цели: анализ научной литературы, опрос, анкетирование, обобщение изученных сведений, анализ полученных результатов. Теоретические результаты исследования представляют интерес для преподавателей вузов и сотрудников научных библиотек, практические результаты могут быть использованы при разработке методических материалов по формированию мотивации студентов к профессиональному образованию в условиях научных библиотек.

Ключевые слова: научная библиотека, функции научной библиотеки, образовательный потенциал научной библиотеки, специфика научной библиотеки, классификация научных библиотек, обучающиеся, информационный ресурс сети «Интернет».

Поступила в редакцию Received 27.07.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.08.20

Принята к публикации Accepted for publication 24.08.20 Опубликована Published 30.09.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Амичба Лилиана Романовна, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Кировского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Киров, Россия

Введение

Актуальность темы исследования обусловливается тем, что век глобальной информатизации предоставил обучающимся огромное количество сведений, что поспособствовало получению интересующей их информации с помощью информационного ресурса сети «Интернет». Темп жизни обучающихся и постоянно возрастающая информация изменили значимость книги и чтения научной литературы, которая всегда была неоспорима [1]. Данное явление привело к редкому посещению обучающимися научной библиотеки с целью повышения уровня образования и читательской культуры. Преподаватели и сотрудники научной библиотеки отмечают, что в процессе учебной деятельности в высшей школе обучающиеся активно используют материалы, содержащиеся в сети «Интернет», недостаточно используя образовательные ресурсы научных библиотек.

Ежегодно, как и во многих других библиотеках нашей страны, в Кировской ордена Почета государственной универсальной областной научной библиотеке имени А. И. Герцена, открытой в 1837 году в г. Кирове при непосредственном участии Александра Ивановича Герцена, собираются статистические сведения о посетивших библиотеку пользователях. Аналогичные данные обрабатываются и в вузовской научной библиотеке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Кировский филиал). Анализ статистических сведений, сформированных в указанных научных библиотеках, подтверждает снижение посещаемости обучающимися библиотек за последние десятилетия. Преподаватели обеспокоены данной ситуацией и совместно с сотрудниками библиотек предпринимают всевозможные меры по привлечению студентов в научную библиотеку, мотивируя обучающихся вузов использовать в своей учебной деятельности ее ресурсы.

Названная проблема повлияла на чтение обучающимися научной литературы в целом, что в значительной степени отразилось на результатах их учебной деятельности [2]. В подтверждение этому приведем цитату А. И. Герцена: «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века... » [3]

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Исследование научных библиотек как компонента образовательной системы осуществляется крайне редко. Изучение трудов Ж. Дюмазедье, Ю. А. Стрельцова и других ученых способствовало осмыслению сущности образовательного потенциала научной библиотеки, позволяющего гармонично сочетать отдых обучающихся и всестороннее развитие их личности [4, 5]. Ж. Дюмазедье полагал, что организация массового досуга для обучающихся в научной библиотеке способствует развитию их материальной и духовной культуры, а также благоприятно влияет на образовательный процесс в целом. Под «массовым досугом» в научной библиотеке Ж. Дюмазедье понимал развлечение, однако при этом обучающиеся должны не только лишь развлекаться, но и совершенствовать себя в культурном отношении. В исследованиях Ю. А. Стрельцова роль досуга для обучающихся в научной библиотеке выражается в рекреационной функции, включающей в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил и релаксацию, направленную главным образом на снятие их утомления от учебной деятельности. Согласившись с мнением названных ученых,

мы пришли к выводу, что задачи, назначение и роль досуга для обучающихся в научной библиотеке находят объяснение в его трех основных социокультурных функциях: релаксации, развлечении и развитии, которые положительно воздействуют на учебный процесс обучающихся в целом.

В современных условиях информатизации общества большое внимание уделяется исследованиям информационных ресурсов научных библиотек, это объясняется существующими проблемами их формирования и управления. Существенную роль в анализе литературы, посвященной информационным ресурсам научных библиотек, сыграли труды отечественных ученых в области библиотековедения: С. Ф. Барто-вой, Е. В. Кузнецовой, А. И. Остапова [6-8]. По мнению С. Ф. Бартовой, главной целью информатизации библиотечных процессов является полное и оперативное информационное обеспечение образовательного, научного и воспитательного процессов вуза за счет формирования и использования информационных ресурсов различной генерации на основе внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий. Е. В. Кузнецова считала обязательным внесение в работу научной библиотеки двух направлений: автоматизации библиотечных процессов и формирования электронной библиотеки. По мнению А. И. Остаповой, изучение будущего библиотеки в информационном обществе требует особого внимания не только к технико-технологическим новациям, модернизирующим библиотечные процессы, но и к изменениям социально-гуманитарного характера, связанным с реализацией основных функций научной библиотеки, с чем мы полностью согласны.

Научная литература освещает большой спектр библиотечных ресурсов, которые подробно классифицировали В. Я. Аскарова, В. А. Бородина [9, 10]. В своей классификации В. Я. Аскарова разделяет все библиотечные ресурсы на печатные и электронные. В. А. Бородин более подробно классифицирует электронные ресурсы: на цифровой информационно-библиотечный комплекс - включает только использование электронных ресурсов без возможности копирования и без представления в Интернете; образовательная электронно-библиотечная система - воспроизводит и предоставляет пользователям Интернета актуальную учебную литературу на основе приобретения лицензий у издателей и авторов; специализированные электронные базы данных - включают научные и иные материалы по тематическим направлениям. Мы считаем, что все три группы электронных библиотечных ресурсов являются взаимодополняющими средствами обеспечения образовательного процесса. В рамках выполнения требований ФГОС ВПО и поручения президента Российской Федерации от 31.10.09 № Пр-2920 в первоочередном порядке было обеспечено внедрение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования электронно-библиотечных систем, обеспечивающих широкий доступ студентов вузов и специалистов к учебным материалам научных библиотек.

Большое значение в описании деятельности научных библиотек имеют исследования различных классификаций функций научной библиотеки, которые являются предметом дискуссий И. П. Медянкиной, Р. С. Мотульского, В. И. Терешина и других ученых [11-13]. В своем исследовании мы основывались на мнении В. И. Терешина, который среди основных функций научной библиотеки выделяет образовательную, культурную и информационно-коммуникационную. Мы поддерживаем мнение автора, выделяющего как главную функцию научных библиотек образовательную, направленную на самообразование студентов средствами научной литературы.

В ряде научных работ представлены исследования, затрагивающие вопросы информационно-библиографического и библиотечного обслуживания обучающихся

вузов [14, 15]. В данных работах были по-новому осмыслены принципы взаимоотношений читателя и библиотекаря, подчеркнут диалогический характер их общения. Н. Н. Борцова определила задачи библиотечного обслуживания: правовое и экологическое информирование, социализация и социальная адаптация читателя.

Т. М. Анурина в своих исследованиях анализировала вопросы информационной культуры обучающихся вузов. К примеру, формирование информационной культуры студентов она рассматривает как процесс адаптации будущего специалиста к профессии [16]. Специфику формирования информационной культуры обучающихся вузов также исследовала Е. А. Масяйкина [17]. Мнение Е. А. Масяйкиной заключалось в том, что на современном этапе социально-экономического развития общества качественной характеристикой жизнедеятельности человека в области получения, хранения и использования информации является информационная культура. Мы согласны с идеей автора, так как считаем, что в период перехода к современному обществу необходимо подготовить обучающегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации и овладению ими с помощью ресурсов научных библиотек.

Образовательная функция научных библиотек в исследованиях отображается крайне редко. Примером такого исследования можно считать лишь работу Т. В. Ерёменко, однако и она в большей степени посвящена культурной функции научной библиотеки. Таким образом, исследований, затрагивающих причины снижения использования в процессе учебной деятельности обучающимися образовательных ресурсов научных библиотек, нами не обнаружено.

Аналогичная ситуация характерна и для зарубежного библиотековедения [18]. В ходе изучения англоязычных исследований США и Канады нами установлено, что общетеоретические работы по библиотековедению составляют лишь 3% от всего объема исследований, а их основная часть сконцентрирована на проблемах библиотечного обслуживания, внедрения новых информационных технологий, экономики и управления в области библиотековедения [19]. За последние десять лет в базе данных компании ProQuest (ProQuest Digital Dissertations and Theses), которая включает около 3 млн исследований из 90 стран, имеется всего одна работа теоретического характера, посвященная изучению новых моделей научных библиотек в цифровую эпоху [20].

В ходе анализа современных исследований, опубликованных в журналах МБНЦ Scopus и WoS, нами установлено, что большинство ученых в настоящее время исследуют образовательный потенциал электронных библиотек. Объясняется это тем, что становление информационного общества проводит к активному технологизирова-нию работы с текстами. К примеру, В. Г. Тютюков, Г. Ю. Карабутина, Т. В. Кленчева в своей статье под названием "Educational capacity of electronic libraries" исследуют сущность образовательного потенциала электронной библиотеки, утверждая, что суть образовательного потенциала электронной библиотеки состоит в решении проблемы организации творческого взаимодействия преподавателя и обучающегося в ходе работы над текстовой информацией в условиях реально существующей «коллективно лингвистической лаборатории», содержащей электронные тексты и осуществляющей их автоматическую обработку. Авторы считают, что наличие электронной библиотеки поможет по-другому решать проблемы организации учебного труда, рационального применения новой электронной техники, привнесения элементов творчества в информационный поиск, экономии энергии и рационализации процесса профессионально-педагогической деятельности.

Зарубежные авторы в ходе исследований роли библиотек в образовательном пространстве подчеркивают, что библиотечная деятельность была и будет постоянным спутником образования, помощником тех, кто ведет целенаправленный поиск

информации, овладевает рациональными методами работы над книгой и текстом, так как это необходимый инструмент в работе ученого, студента, преподавателя. Данную идеологию мы учитывали в ходе нашего исследования образовательного потенциала научных библиотек.

Исходя из анализа вышеперечисленных исследований, мы пришли к выводу о том, что сотрудники научных библиотек активно заинтересовывают пользователей, привлекая к различной научной литературе, однако преподаватели не мотивируют обучающихся к непосредственному посещению научной библиотеки с целью использования ее ресурсов в своей учебной деятельности.

Методологическая база исследования

Методической основой нашего исследования является анализ, изучение и обобщение научной литературы, характеризующей научную библиотеку как компонент образовательной системы России.

Главным методологическим подходом к исследованию образовательного потенциала научной библиотеки является системный подход, отражающий философские идеи целостности, организованности, взаимодействия системы с внешней средой [21].

Исследование научной библиотеки как системы позволило выявить проблему типологизации библиотек. Часть ученых - А. А. Покровский, Н. К. Крупская - считают, что к типу научной библиотеки необходимо относить библиотеку, которая осуществляет научно-исследовательскую деятельность в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Другие исследователи придерживаются мнения, что научная библиотека - это библиотека, содействующая научно-исследовательскому и образовательному процессу [22]. Рассмотрим различия понятий «тип библиотеки» и «вид библиотеки». В ходе исследования материалов в области библиотековедения нами установлено, что библиотеки, сформированные при классификации по основному типологическому признаку, являются типами, а сформированные в процессе дальнейшей детализации - видами. Приведем пример: тип библиотеки -это научная библиотека либо публичная, а вид библиотеки - это научная универсальная библиотека либо научная специальная библиотека.

Проведенное исследование, анализ и обобщение научной литературы, характеризующей типологизацию научных библиотек, позволили нам выделить классификацию научных библиотек, представленную на рис. 1.

Главной особенностью универсальной научной библиотеки является то, что в ней имеются научно-методические и координационные центры для библиотек всех типов и ведомств, а также в ней формируются фонды, обеспечивающие развитие научных направлений на стыках наук, удовлетворяющие запросы научных работников и специалистов различных отраслей. Особенность специальных научных библиотек - это сбор и оценка информации по специальным отраслям знаний, помогающим узким специалистам оперативно найти сведения для решения вопросов их профессиональной деятельности.

Исторический методологический подход, органично сочетающийся с культурологическим, разработанный в трудах Ю. М. Лотмана, Л. С. Выготского и других отечественных и зарубежных ученых, позволяет изучать научную библиотеку как культурно-образовательный феномен [23, 24].

Виды научных библиотек

Ф

Г

Универсальная научная библиотека -

это учреждение о бще го суд ар ств енно го,

республиканского и регионального значения, содержащее наиболее полные фонды отечественной и зарубежной литературы, формируемые на базе бесплатного □ бяз ательн ого

экземпляра отечеств енн ых произведений печати, приобретения важнейшей иностранной научной литературы.

Л

Г

Специальная библиотека — это

учредудение, обеспечивающее профессиональные потребности пользователей и иные специфические потребности особых групп читателей на

основе с о отв етстеующего

фонда информационно-поискового аппарата (патентно-техническая, нотная, библиотека для слепых, библиотека НИИ и др.)

Отраслевая библиотека - зто

учреждение, удовлета оряющая информационные потребности по определенной отрасли знания или практической деятельности (общественно-политической, научно-

технической, медицинской и др.) на основе соотв етствугащепо

фони а и информационно-поискового аппарата.

V

Рис. 1. Классификация научных библиотек

Всемирная история происхождения библиотек делится учеными-библиотековедами на семь этапов ее возникновения. Характеристику названных этапов мы рассматривали в своих исследованиях ранее [25]. Научная библиотека сформировалась на четвертом этапе, именуемом этапом Просвещения. Наименование этапа Просвещения ученые связывают с развитием науки. В XIX веке в ходе исследований формируются новые представления об университете как об учреждении, в котором знания не только передаются из поколений в поколения, но и возникают путем исследования ресурсов библиотек. Из этого следует, что именно в эти годы начинают развиваться и наполняться фонды многих библиотек, функционирующих при университетах. К одним из самых «научных» библиотек мира в XIX веке ученые относят библиотеки Кембриджского и Оксфордского университетов в Англии, Гарвардского и Колумбийского - в Америке [26, 27].

Вильгельм фон Гумбольдт, великий ученый того времени, преследовал цель создания в Пруссии единой системы образования. Он связывал развитие науки с развитием университетов, значительную роль в которых играли библиотеки. Государство тем временем осуществляло тотальный контроль в отношении образования, так как считало университет «ареной для высказывания различных мнений». Резко возросшее количество университетов сменило убеждения государства, что повлекло за собой свободу преподавания в университетах и, следовательно, свободу исследовательской деятельности в библиотеках [28].

Традиция накапливать книги в России только начинала складываться в XVIII веке. Формирование библиотеки шло преимущественно в аристократических домах либо в состоятельных семьях. К началу XIX века тенденция организации личных библиотек продолжается. Данные библиотеки представляли собой огромную ценность и значимость. Подтверждением стала библиотека А. С. Пушкина, которая для поэта была своего рода лабораторией. В середине XIX века библиотека Московского университета, хранящая свыше 20 тыс. книг, была крупнейшей университетской библиотекой. Среди открытых в начале XIX столетия университетов особенно выделяется Казанский университет, ректором которого в 1827-1846 годах был выдающийся ученый-математик Николай Ива-

нович Лобачевский (1792-1856), одновременно занимавший и пост директора библиотеки университета. Фонд Казанского университета насчитывал 147 тыс. томов. В ходе анализа научной литературы установлено, что по состоянию на 1895 год наиболее крупными являлись фонды библиотек Московского (240 тыс. томов) и Петербургского (230 тыс. томов) университетов [29].

В ходе применения в нашем исследовании исторического методологического подхода, сочетающегося с культурологическим, установлены принципиально важные составляющие деятельности библиотеки на протяжении тысячелетий. В первую очередь ее работа как образовательного центра, но при этом библиотека не повторяет деятельность уже имеющихся учреждений образования, а, аккумулируя и используя их многовековой опыт, ищет свой индивидуальный подход к своей деятельности, подтверждая свой образовательный потенциал [30].

С целью установления причин снижения систематического использования в процессе учебной деятельности обучающимися образовательных ресурсов научных библиотек автором проведено исследование на базе вузовской научной библиотеки Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Кировский филиал). В исследовании, проведенном в 2019/2020 учебном году, приняли участие студенты II и III курсов, обучающиеся по специальностям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», в общем количестве 86 человек.

Результаты исследования

С целью определения посещаемости научных библиотек обучающимися нами проведен опрос, состоящий из следующего перечня вопросов:

1. Как часто Вы посещаете библиотеку вуза?

2. Как часто Вы посещаете иную научную библиотеку?

3. Перечислите научные библиотеки, которые Вы посетили за последние пять лет.

4. Напишите дату своего последнего визита в научную или иную библиотеку.

5. Сколько книг, выбранных в библиотеке, Вы прочитываете в месяц, год? Опишите название последних.

К ответу на 3-й и 5-й вопросы размещалась строка для более развернутого ответа.

Анализ результатов опросника позволил установить, что научную библиотеку вуза обучающиеся II и III курсов посещают редко, что подтверждают 75% ответов; иную научную библиотеку обучающиеся II и III курсов посещают крайне редко, что фиксируют 85% ответов; в число библиотек, посещенных студентами за последние пять лет, вошли: вузовская научная библиотека, Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека имени А. И. Герцена и центральная городская библиотека имени А. С. Пушкина. Центральная городская библиотека имени А. С. Пушкина не является научной библиотекой, что подтвердило отсутствие у обучающихся знаний о сущности и образовательном потенциале научной библиотеки. Дату последнего посещения 60% обучающихся не указали, что подтверждает нечастое посещение ими научных библиотек. Ответы на 5-й вопрос содержали художественную, а не научную литературу и аналогично другим ответам подтвердили редкое посещение обучающимися научной библиотеки.

Далее, с целью определения причин снижения систематического использования в процессе учебной деятельности обучающимися образовательных ресурсов научной библиотеки, нами проведено анкетирование обучающихся. Перечень вопросов и результаты анкетирования в процентах представлены в таблице.

Результаты анкетирования студентов II и III курсов

II курс

Формулировка вопроса Предложенные ответы, %

Какие источники информации Вы используете в учебном процессе? Интернет Научная библиотека Лекции, семинары

50 5 45

Как, по Вашему мнению, источник получения информации влияет на Ваш учебный процесс? Полностью зависит Не зависит вовсе Не задумывался об этом

30 10 60

Каким, на Ваш взгляд, признакам должен соответствовать источник получения информации для достижения высоких результатов учебной деятельности? Легкодоступный Качественный Не имеет значения

65 25 10

В процессе своей учебной деятельности Вы получаете задания, справиться с которыми невозможно без ресурсов научной библиотеки? Да Нет Редко

15 75 10

В чем, на Ваш взгляд, преимущество научной библиотеки над Интернетом? Бесплатность Структурированные источники информации Нет преимуществ

50 20 30

III курс

Формулировка вопроса Предложенные ответы, %

Какие источники информации Вы используете в учебном процессе? Интернет Научная библиотека Лекции, семинары

55 5 40

Как, по Вашему мнению, источник получения информации влияет на Ваш учебный процесс? Полностью зависит Не зависит вовсе Не задумывался об этом

25 15 60

Каким, на Ваш взгляд, признакам должен соответствовать источник получения информации для достижения высоких результатов учебной деятельности? Легкодоступный Качественный Не имеет значения

60 25 15

В процессе своей учебной деятельности Вы получаете задания, справиться с которыми невозможно без ресурсов научной библиотеки? Да Нет Редко

18 75 12

В чем, на Ваш взгляд, преимущество научной библиотеки над Интернетом? Бесплатность Структурированные источники информации Нет преимуществ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53 20 27

Результаты, полученные в ходе анкетирования студентов II и III курсов, аналогичны. В качестве источника информации, используемого обучающимися, приоритетное место занял Интернет (II курс - 50%, III курс - 55%), научная библиотека (II, III курсы - 5%). Большинство обучаемых не осознают значимость источников получения информации и их влияние на результаты учебного процесса, что подтверждается ответом «не задумывался об этом» (II, III курсы - 60%). По мнению респондентов, источник информации прежде всего должен соответствовать признаку «легкодоступности» (II курс - 65%, III курс - 60%). Установлено, что в процессе учебной деятельности обучающиеся не получают задания, справиться с которыми невозможно без ресурсов научной библиотеки (II, III курсы - 75%). К главному преимуществу научной библиотеки перед Интернетом обучающиеся отнесли «бесплатность» (II курс - 53%, III курс - 50%).

В ходе анализа результатов анкетирования нами выявлены основные причины снижения систематического использования в процессе учебной деятельности обучающимися образовательных ресурсов научной библиотеки. Во-первых, это легкодоступный способ получения необходимой информации. Обучающийся может воспользоваться информационным ресурсом сети «Интернет» с любого электронного устройства: персонального компьютера, планшетного компьютера, смартфона, айфона, сотового телефона и даже фитнес-браслета или «умных» часов. Во-вторых, это быстрый способ получения необходимой информации. Скорость информационного ресурса сети «Интернет» представляет собой максимальное число данных, принятых электронным устройством или переданных в Сеть за определенную единицу времени.

Критерием современного века информационных технологий также являются быстрота и удобство получения сведений. Логика обучающегося в вузе в данной ситуации проста: зачем тратить время на посещение научной библиотеки, искать и выписывать информацию, далее ее печатать и оформлять, если современные условия ресурсов Интернета предлагают ее просто «скачать» и выдать за свои мысли и знания, не ссылаясь на настоящего автора. Однако с целью подготовки сложной, аргументированной и уникальной работы обучающемуся потребуется визит в научную библиотеку для поиска, анализа и изучения научной литературы. В научной библиотеке имеется возможность получения малотиражных авторских учебников, уникальных зарубежных заметок и статей на различных языках мира, а также узкоспециализированных пособий. Следует отметить, что в научных библиотеках информация структурирована: все библиотечные фонды упорядочены по тем или иным основаниям, что позволяет унифицировать и существенно облегчить работу обучающихся с информацией.

Функциональность научных библиотек в организации образовательной деятельности обучающихся бесспорна. В качестве основных функций научной библиотеки мы выделяем образовательную, культурную и информационно-коммуникационную.

Представим характеристику названных функций на рис. 2.

Л

5

Образовательная функция

Культурная функция

Выполнение комплекса действий в интересах обучающихся по отбору и кумуляции информационных ресурсов с предоставлением к ним доступа

Проявляется в содействии социальной адаптации обучающихся, их гармоничному духовному развитию и совершенствованию, в поддержании библиотеки как одной из информационных систем культуры

Реализуется и в обучении сотрудниками научной библиотеки обучающихся информационной грамотности, и в виде предоставления им информационных ресурсов

Рис. 2. Характеристика функций научной библиотеки

Главной функцией научных библиотек является образовательная, направленная на самообразование студентов средствами научной литературы. Под образовательной функцией научной библиотеки мы понимаем комплекс различных видов ее деятельности, нацеленный на информационное обеспечение обучающихся, включающий их социализацию, воспитание и самовоспитание, образование и самообразование.

Практически каждая научная библиотека обладает разнообразными популярными и научными источниками, которые либо вовсе не попадают в информационный ресурс сети «Интернет», либо опубликовываются в ней в сокращенном виде. Сотрудники научных библиотек отлично разбираются в новейших изданиях и материалах, пребывающих в фонде, а также всегда проявляют поддержку в подборе искомых сведений. Таким образом, используя средства научной библиотеки, обучающиеся могут воспользоваться наиболее актуальным научным изданием и быть в курсе новейших исследований.

Наиболее важный интерес для нашего исследования представляет изучение образовательного потенциала научной библиотеки. Обратимся к толкованию термина «потенциал» (в переводе с лат. potentia - сила, мощь). Существует огромное количество определений потенциала, остановимся на более подходящем понятии для тематики нашего исследования. Потенциал - это резервы, источники, возможности, которые используются для решения какой-либо задачи либо достижения определенной цели, а также возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (к примеру, образовательный потенциал).

Образовательный потенциал научной библиотеки тесно связан с педагогическими процессами, обеспечивающими единство развития, воспитания и обучения учащихся высшей школы. В условиях научной библиотеки данные педагогические категории определяются следующим образом: воспитание - становление духовной и нравственной культуры, гражданской ответственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, освоение культурно-эстетических ценностей, активизирующих творческие способности учащихся; развитие - обеспечение личностного развития, потребности в самообразовании и самореализации учащихся; образование -освоение учащимися знаний, умений и навыков информационной культуры, развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, использование приобретенных навыков в решении практических задач.

Образовательный потенциал научной библиотеки оказывает значительное влияние на интегральное образование личности. Особенностью образовательного потенциала научной библиотеки является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности обучающегося, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно. Образовательный потенциал научной библиотеки проявляется в активизации познавательной деятельности обучающихся и мотивации к учению. Познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Специфика образовательного потенциала научной библиотеки заключается в том, что, активизируя все психические процессы обучающегося на высоком уровне своего развития, научная библиотека побуждает личность к постоянному поиску зна-

ний и самообразованию. С момента возникновения научная библиотека функционировала для удовлетворения информационных потребностей интеллектуальной элиты общества в наиболее изменяющихся и развивающихся сферах культуры -науке и образовании. Перед научной библиотекой всегда стояла задача равнозначного выполнения социальных функций при обязанности предоставлять пользователям исчерпывающую научную информацию по всему универсуму знаний. Научная библиотека - это особый научно-образовательный комплекс, удовлетворяющий информационные потребности обучающихся в высшей школе, основной задачей которого является популяризация научной деятельности и науки в целом.

Научная библиотека - непосредственный участник педагогического процесса, формирующий у обучающихся навыки научно-исследовательской деятельности. Мы соглашаемся с Л. С. Выготским, воспринимающим процесс научного исследования как сотрудничество более опытного человека с менее опытным, в процессе которого происходит обогащение когнитивной сферы последнего и создается новый научный продукт - знание.

Чтение научной литературы оказывает существенное развитие у обучающихся речевых функций, а уже в последующем через них - всех остальных, к примеру внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения. Именно с этой позиции когнитивные функции человека тесно связаны, поэтому, улучшая что-то одно (а чтение -это канал, который пропускает огромное количество символической информации), можно заметить улучшение результатов деятельности и в других сферах.

Многими преподавателями беглость чтения приравнивается к итогам общей успеваемости, и, по нашему мнению, они действительно тесно связаны. Доказательством тому служит анатомия чтения, которая заключается в следующем: глаза обучающегося, читающего научную литературу, зрительно воспринимают информацию, после чего перенаправляют ее через зрительные нервы в кору головного мозга с целью дальнейшей обработки, после чего левое полушарие расшифровывает прочитанный текст.

Однако нельзя не учитывать и такую деталь: если обучающийся непосредственно посетит научную библиотеку с целью использования в учебном процессе ее ресурсов, это раскроет еще больший объем возможностей в собственном саморазвитии.

В ходе анализа и изучения результатов исследования автором установлено, что формирование у обучающихся потребности в овладении знаниями и мотивами учения может быть эффективно реализовано с помощью ресурсов научных библиотек. Овладение изученным материалом, а также интеллектуальное и умственное развитие обучающихся происходит в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Еще А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования».

В иной форме данную мысль выражал выдающийся педагог и психолог Л. В. Зан-ков: «Всестороннее развитие, духовное богатство не может быть достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству». Эта мысль подтверждает то, что преподавателям следует регулярно мотивировать обучающихся к знаниям и науке, используя ресурсы научных библиотек. Обучающийся ощущает потребность в учении именно тогда, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овладению изучаемым материалам. Данная идеология подтверждает высказывание известного французского физика Паскаля: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь».

На формирование у обучающихся потребности в учении и интереса к овладению знаний с помощью ресурсов научных библиотек оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов. Психологический механизм воздействия этих факторов и методических приемов заключается в том, что они возбуждают у обучающихся переживания внутренних противоречий между тем, как они учатся и как они должны учиться, а также стимулируют их активность и стремление к овладению знаниями.

По мнению автора, эффективным фактором формирования у обучающихся потребности к обучению с помощью ресурсов научных библиотек является личность преподавателя (его эрудиция, от лат. eruditio - ученость, образованность) и мастерство преподавания. Когда преподаватель в совершенстве владеет наукой, в процессе обучения он оперирует интересными деталями и факторами, следовательно, поражает обучающихся своим глубоким кругозором и восхищает их своей образованностью, указывая в качестве источников своих знаний ресурсы научных библиотек. В этом случае у обучающихся срабатывает механизм подражания, что стимулирует их к использованию в своей учебной деятельности этих ресурсов.

В развитии потребности и интереса к овладению знаниями с помощью ресурсов научных библиотек большое значение имеют специально используемые для этого преподавателем методические приемы обучения: создание проблемных заданий, создающих у обучающихся внутренние противоречия между вновь возникающими задачами и недостаточным уровнем имеющихся у них знаний для решения этих заданий; привлечение в процессе изложения материала ярких примеров и фактов с указанием в качестве источников информации ресурсов научной библиотеки; использование в учебном процессе культурно-развивающих мероприятий, проводимых научной библиотекой (выставки, конференции, клубы, учебно-познавательные конкурсы, игры и т. д.).

Заключение

Изучив и проанализировав историю происхождения научной библиотеки, следует отметить, что на протяжении нескольких тысячелетий человечество стремилось к образованию и получению знаний с помощью ресурсов научных библиотек, так как образованное общество - это «общество, уровень развития которого определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью» (И. Г. Моргенштерн).

Век информатизации изменил восприятие обществом, а в нашем случае - обучающимися, образовательного потенциала научной библиотеки. По нашему мнению, в настоящее время обучающиеся вузов особо нуждаются в научной библиотеке как в хранилище основных социальных ценностей, формирующих знания, навыки и умения, способствующих их успешной трудовой деятельности в будущем.

В представленном исследовании в ходе опроса и анкетирования нами выявлены основные причины снижения систематического использования в процессе учебной деятельности обучающимися образовательных ресурсов научной библиотеки, в частности легкодоступный и быстрый способ получения необходимой информации. В ходе анализа полученных сведений автором установлено, что обучающиеся не имеют должных знаний об образовательном потенциале научной библиотеки, у них отсутствуют знания о преимуществе научных библиотек перед информационным ресурсом сети «Интернет» в ходе обучения в высшей школе. Преподавателями вузов редко даются проблемные задания, для подготовки к которым обучающимся крайне необходимо воспользоваться ресурсами научных библиотек. В свою очередь, научные библиотеки создали для обучающихся комфортные условия для самостоятельной работы и самообразования в целом.

Специфика образовательного потенциала научной библиотеки заключается в уникальности данного образовательного института, хранящего веками накопленные системы знаний, отличительными чертами которого являются стабильность и общедоступность, создаваемые возможностью бесплатного использования информационно-библиотечных ресурсов. Научная библиотека является компонентом образовательной системы, предоставляющим студентам доступ к достоверной и ценной информации, которая впоследствии воплощается в знания, а также выступает главным фактором, формирующим всю систему ценностей в целом.

Специфика образовательного потенциала научной библиотеки выражается в приобретении опыта познавательной деятельности обучающимися, а также в постепенном овладении ими обобщенными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения и обогащающими интерес учащихся. Образовательный потенциал научной библиотеки содействует последовательным стадиям развития личности обучающегося, таким, к примеру, как любопытство, любознательность, теоретический интерес, самообразование, что в дальнейшем способствует улучшению их результатов учебной деятельности. В процессе учебной деятельности образовательный потенциал научной библиотеки выражен расположенностью студента к учению, к самостоятельной познавательной деятельности в области одной, а может быть, и ряда наук.

По мнению автора, научные библиотеки должны занять ведущие позиции в решении глобальной задачи построения и функционирования образовательной системы, мотивируя обучающихся к самообучению. Активное влияние научных библиотек и биб-лиотечно-информационных технологий на обучение и воспитание учащихся отчетливо проявляется в требованиях, определяющих движение России к информационному обществу. Рождаются новые направления и формы библиотечной деятельности, способствующие удовлетворению потребностей учащихся, усложняющиеся под влиянием интеллектуализации обучения, воспитания и развития личности учащихся.

В связи с вышеизложенным рекомендуем преподавателям вузов в процессе учебной деятельности разъяснять обучающимся значимость образовательного потенциала научной библиотеки как источника получения информации; включать в практические занятия творческие либо проблемные задания, в процессе подготовки которых обучающимся потребуется воспользоваться ресурсами научных библиотек, проявив уникальность работы; организовывать лекции непосредственно в научных библиотеках, в ходе которых давать характеристику особенностей их ресурсов, проводить практические занятия с использованием первоисточников научной литературы.

Таким образом, участвуя в образовательном процессе, научные библиотеки могут внести весомый вклад в подготовку будущих выпускников, хорошо ориентирующихся в мире информации, способных к самообразованию и саморазвитию, готовых к получению образования на протяжении всей своей жизни.

Ссылки на источники

1. Кризис чтения: энергия преодоления: сб. науч.-практ. работ / Межрегион. центр библ. сотрудничества; Челябинская государственная академия культуры и искусств; [ред.-сост.: В. Я. Аскарова]. - М.: МЦБС, 2013. - 319 с.

2. Книга и чтение в культурном коде человечества (выступления на Читательской ассамблее Содружества, приуроченной к Году книги в странах СНГ) // Университетская книга. - 2019. - № 9 (ноябрь). - С. 36-39.

3. Непрерывное педагогическое образование / РГПУ им. А. И. Герцена; Учебно-методическое объединение пед. учеб. заведений Российской Федерации по общим проблемам образования. - СПб.: Образование, 1998. - Вып. 11. - С. 12.

4. Дюмазедье Ж. На пути к образованию в библиотеке // Вестник Московского государственного университета. - 1998. - № 1. - С. 12-24.

5. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга в научной библиотеке: учеб. пособие. - Изд. 2-е. - М.: МГУКИ, 2003. - 200 с.

6. Бартова С. Ф. Научная библиотека: ответы на вызовы времени // Информационный бюллетень РБА. - 2010. -№ 57. - С. 3-9.

7. Кузнецова Е. В. Роль и место библиотеки в образовательном пространстве // Образование. Карьера. Общество. - 2013-2014. - № 4-1(40). - С. 24-27.

8. Остапов А. И. Библиотечная когнитология / под ред. И. А. Саяпиной; Краснодар. гос. акад. культуры. - Краснодар, 1996. - 224 с.

9. Аскарова В. Я. Подготовка специалистов по развитию и поддержке чтения в вузах: кто поможет России вновь стать читающей страной? // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сб. науч.-практ. работ / сост. В. Я. Аскарова. - М.: МЦБС, 2007. — С. 22-28.

10. Бородина В. А. Теория и технологии читательского развитии в отечественном библиотековедении: в 2 ч. Ч. 1. Научные и методологические основы. - М.: Школьная библиотека, 2008. - 224 с.

11. Медянкина И. П., Бобров Л. К. Вузовская библиотека в системе дистанционного образования: использование элементов логико-структурного анализа // Научные и технические библиотеки. - 2009. - № 12. - С. 5-10.

12. Мотульский Р. С. Общее библиотековедение: учеб. пособие для вузов. - М., 2004. - 198 с.

13. Терешин В. И. Библиотечный фонд: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2000. - 176 с. - (Современная библиотека).

14. Библиотековедение. Общий курс: учеб. по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «бакалавр») / С. А. Басов [и др.]; науч. ред.: А. Н. Ванеев, М. Н. Колесникова. -СПб.: Профессия, 2013. - 237 с. - (Учебник для бакалавров).

15. Борцова Н. Н. Библиотека в информационном обеспечении учебной и научной деятельности вуза // Библиотековедение. - 2007. - № 2. - С. 50-53.

16. Анурина Т. М. Деятельность библиотеки вуза по формированию информационной культуры будущего специалиста: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2000. - С. 14.

17. Масяйкина Е. А. Формирование информационной культуры субъектов педагогического образования в деятельности научной библиотеки вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2007. - С. 8.

18. Torrance E. P. Developing creativity instructional materials according the sosiodrama model // The Creative Children Adult Quarterly. - 2000. - Vol. 2. - P. 23.

19. Rensulli J. S. The enrichment trial model: A guide for developing defensible programs for the gifted and talented. -Wethersfield CT, 2008. - P. 18.

20. Myrdal G. An American Dilemma. Appendix II. A Methodological Note on Facts and Valuation in Social Science. -N. Y., 2010. - P. 988.

21. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / B. В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия,

1999. - 800 с.

22. Кротова О. Н. Библиотековедение концепции А. А. Покровского: становление и развитие: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - С. 8.

23. Соков П. С. Становление библиотечного образования в СССР: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1995. - С. 22.

24. Гениева Е. Ю. Библиотека как институт модернизации. Ноев ковчег цивилизации // Библиотечное дело. -2011. - № 21. - С. 8-11.

25. Амичба Л. Р. Образовательная эпоха научной библиотеки: семь этапов её эволюции во всемирной истории // Österreichisches Multiscience Journal. - 2020. - Vol. 1. - № 24. - Р. 29-31.

26. Rader Н. Bibliographic instruction or information literacy // Colledge and research libraries news. - 1996. - 51(1). - Р. 34-39.

27. Edwards Preference Schedule / A. Falliko. - N. Y., 1999. - P. 9-13.

28. Степанов В. К. Виртуальная библиотека: первое знакомство // Библиотека. - 1998. - № 10. - С. 36-42.

29. Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек. - М., 2004. - 400 с.

30. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для пед. вузов. - М.: Академия,

2000. - 324 с. - (Высшее образование).

Liliana R. Amichba,

Lecturer, Civil Law Disciplines Chair, Kirov branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation, Kirov

liliana.fskn@mail.ru

The specific features of the educational potential of university scientific libraries

Abstract. The relevance of the research topic is due to the fact that in recent years, teachers and employees of the scientific library note the following phenomenon - in the process of educational activities at the university, students actively use the materials from the Internet, not using the educational resources of scientific libraries. This problem resulted in the low attendance of scientific libraries and reduced reading of scientific literature in general, which largely affected their academic results. The author notes the following main functions of the scientific library: educational, cultural, information and communication. The main function of the scientific library, educational, is characterized as contributing to the education and self-education of students by means of scientific literature. The author reveals the

specificity of the scientific library, which consists in the fact that it was established and functioned to meet the information needs of the intellectual elite of society in the most changeable and developing spheres of culture - science and education. The scientific library has always been faced with the task of equally fulfilling the educational function, which was the obligation to provide users with comprehensive scientific information in all spheres of knowledge. The study, analysis and generalization of scientific literature, characterizing the typology of scientific libraries, made it possible to determine the classification of scientific libraries. The purpose of the article is to study the specific features of the educational potential of scientific libraries. Objectives of the article: 1) to reveal the educational potential of the scientific library, 2) to find the reasons for the decrease in the systematic use of educational resources of the scientific library in the process of educational activities by students. Methodological approaches to the study of the scientific library as a component of the educational system were the following: systemic, reflecting the philosophical ideas of integrity, organization, interaction of the system with the external environment, studied in the scientific works of I. V. Blauberg, E. G. Yudin; historical, organically combined with cultural studies approach, developed in the works of L. Wilson, L. S. Vygotsky, Yu. M. Lotman and other domestic and foreign scientists, which allows us to study the scientific library as a cultural and educational phenomenon. Methods used by the author to achieve the goal: analysis of scientific literature, survey, questionnaire, generalization of the obtained information, analysis of the results. The theoretical results of the research may be interesting to university teachers and employees of scientific libraries; practical results may be used for the development of methodological materials on the formation of students' motivation for professional education in the conditions of scientific libraries.

Key words: scientific library, functions of a scientific library, educational potential of a scientific library, specificity of a

scientific library, classification of scientific libraries, students, information resource of the Internet.

References

1. (2013). Krizis chteniya: energiya preodoleniya: sb. nauch.-prakt. rabot, Mezhregion. centr bibl. sotrudnichestva; Chelyabinskaya. gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv; [red.-sost.: V. Ya. Askarova], MCBS, Moscow, 319 p. (in Russian).

2. (2019). "Kniga i chtenie v kul'turnom kode chelovechestva (vystupleniya na Chitatel'skoj assamblee Sodruzhestva, priurochennoj k Godu knigi v stranah SNG)", Universitetskaya kniga, № 9 (noyabr'), pp. 36-39 (in Russian).

3. (1998). Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie, RGPU im. A. I. Gercena; Uchebno-metodicheskoe ob"edinenie ped. ucheb. zavedenij Rossijskoj Federacii po obshchim problemam obrazovaniya, Obrazovanie, St. Petersburg, vyp. 11, p. 12 (in Russian).

4. Dyumazed'e, Zh. (1998). "Na puti k obrazovaniyu v biblioteke", Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universi-teta, № 1, pp. 12-24 (in Russian).

5. Strel'cov, Yu. A. (2003). Kul'turologiya dosuga v nauchnoj biblioteke: ucheb. posobie, Izd. 2-e, MGUKI, Moscow, 200 p. (in Russian).

6. Bartova, S. F. (2010). "Nauchnaya biblioteka: otvety na vyzovy vremeni", Informacionnyj byulleten' RBA, № 57, pp. 3-9 (in Russian).

7. Kuznecova, E. V. (2013-2014). "Rol' i mesto biblioteki v obrazovatel'nom prostranstve", Obrazovanie. Kar'era. Ob-shchestvo, № 4-1(40), pp. 24-27 (in Russian).

8. Ostapov, A. I. (1996). Bibliotechnaya kognitologiya, Krasnodar, 224 p. (in Russian).

9. Askarova, V. Ya. (2007). "Podgotovka specialistov po razvitiyu i podderzhke chteniya v vuzah: kto pomozhet Rossii vnov' stat' chitayushchej stranoj?", Podderzhka i razvitie chteniya v bibliotechnom prostranstve Rossii: sb. nauch.-prakt. rabot, MCBS, Moscow, pp. 22-28 (in Russian).

10. Borodina, V. A. (2008/ Teoriya i tekhnologii chitatel'skogo razvitii v otechestvennom bibliotekovedenii. Nauchnye i metodologicheskie osnovy, Shkol'naya biblioteka, Moscow, 224 p. (in Russian).

11. Medyankina, I. P. & Bobrov, L. K. (2009). "Vuzovskaya biblioteka v sisteme distancionnogo obrazovaniya: ispol'zovanie ele-mentov logiko-strukturnogo analiza", Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, № 12, pp. 5-10 (in Russian).

12. Motul'skij, R. S. (2004). Obshchee bibliotekovedenie: ucheb. posobie dlya vuzov, Moscow, 198 p. (in Russian).

13. Tereshin, V. I. (2000). Bibliotechnyjfond: ucheb. posobie, 2-e izd., ispr. i dop., MGUKI, Moscow, 176 p. (Sovremen-naya biblioteka) (in Russian).

14. Basov, S. A. et al. (2013). Bibliotekovedenie. Obshchij kurs: ucheb. po napravleniyu podgotovki "Bibliotechno-infor-macionnaya deyatel'nost'" (kvalifikaciya "bakalavr"), Professiya, St. Petersburg, 237 p. (Uchebnik dlya bakalavrov) (in Russian).

15. Borcova, N. N. (2007). "Biblioteka v informacionnom obespechenii uchebnoj i nauchnoj deyatel'nosti vuza", Bibliotekovedenie, № 2, pp. 50-53 (in Russian).

16. Anurina, T. M. (2000). Deyatel'nost' biblioteki vuza po formirovaniyu informacionnoj kul'tury budushchego special-ista: avtoref. dis.... kand. sociol. nauk, Moscow, p. 14 (in Russian).

17. Masyajkina, E. A. (2007). Formirovanie informacionnoj kul'tury sub"ektov pedagogicheskogo obrazovaniya v deyatel'nosti nauchnoj biblioteki vuza: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Tomsk, p. 8 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Torrance, E. P. (2000). "Developing creativity instructional materials according the sosiodrama model", The Creative Children Adult Quarterly, vol. 2, p. 23 (in English).

19. Rensulli, J. S. (2008). The enrichment trial model: A guide for developing defensible programs for the gifted and talented, Wethersfield CT, p. 18 (in English).

20. Myrdal, G. (2010). An American Dilemma. Appendix II. A Methodological Note on Facts and Valuation in Social Science, N. Y., p. 988 (in English).

21. Davydov, B. V. (1999). Rossijskaya pedagogicheskaya enciklopediya: v 2 t., Bol'shaya rossijskaya enciklopediya, Moscow, 800 p. (in Russian).

22. Krotova, O. N. (2008). Bibliotekovedenie koncepcii A. A. Pokrovskogo: stanovlenie i razvitie: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Moscow, p. 8 (in Russian).

23. Sokov, P. S. (1995). Stanovlenie bibliotechnogo obrazovaniya vSSSR: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Moscow, p. 22 (in Russian).

24. Genieva, E. Yu. (2011). "Biblioteka kak institut modernizacii. Noev kovcheg civilizacii", Bibliotechnoe delo, № 21, pp. 8-11 (in Russian).

25. Amichba, L. R. (2020). "Obrazovatel'naya epoha nauchnoj biblioteki: sem' etapov eyo evolyucii vo vsemirnoj isto-rii", Österreichisches Multiscience Journal, vol. 1, № 24, pp. 29-31 (in English).

26. Rader, N. (1996). "Bibliographic instruction or information literacy", Colledge and research libraries news, 51(1), pp. 34-39 (in English).

27. Falliko, A. (1999). Edwards Preference Schedule, N. Y., pp. 9-13 (in English).

28. Stepanov, V. K. (1998). "Virtual'naya biblioteka: pervoe znakomstvo", Biblioteka, № 10, pp. 36-42 (in Russian).

29. Volodin, B. F. (2004). Vsemirnaya istoriya bibliotek, Moscow, 400 p. (in Russian).

30. Shiyanov, E. N. & Kotova, I. B. (2000). Razvitie lichnosti v obuchenii: ucheb. posobie dlya ped. vuzov, Akademiya, Moscow, 324 p. (Vysshee obrazovanie) (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Амичба Л. Р. Специфика образовательного потенциала научных библиотек на примере исследования вузовской научной библиотеки //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 09 (сентябрь). - С. 25-40. - URL: http://e-koncept. ru/2020/201062. htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2020-11062

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Амичба Л. Р., 2020

977230412020309

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.