Научная статья на тему 'Социально-педагогический потенциал народной игры в инклюзивном образовании'

Социально-педагогический потенциал народной игры в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ИГРА / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / FOLK GAME / CREATIVE ACTIVITY / SCHOOL-AGE CHILDREN / INCLUSIVE EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лахин Руслан Александрович

В статье автором рассмотрена специфика использования игровых технологий в инклюзивном образовании. Статья представляет собой описание основных подходов к данной проблематике, имеющей большое общевоспитательное значение, так как именно в процессе игры происходят глубокие изменения во всей психике ребенка и появляются важнейшие психические новообразования возраста. Объектом исследования является инклюзивное образование детей и подростков посредством народных игр. Целью работы является исследование алгоритмов игры, которые развивают способности, формируют навыки, базовую культуру личности, чувство национальной идентичности и социально значимые виды поведения в процессе вовлечения детей в народную игру. Автор анализирует игру как средство развития, воспитания, обучения и возможности адаптации. В контексте этого процесса роль игры обсуждается как наиболее важное социальное и культурное явление. Описываются комплексная диагностика уровня социального и нравственного развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лахин Руслан Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF FOLK GAMES IN INCLUSIVE EDUCATION

In the article the author reviewed the specifics of using game technologies in inclusive education. The article represents the description of main approaches to the problem that has great educational importance as mainly in the process of game there is profound changing in the child’s mentality and most important mental formations of age appear. The object of research is the inclusive education of children and adolescents with folk games. The article deals with the research of the game algorithms which develop the abilities of transforming skills, possessing the basis of culture, the feeling of national identity and socially valuable types of conduct in the process of involving children in the folk game. The author analyses game as means of developing, bringing up, teaching and adaptive potential. In the context of this process the role of game is discussed to be the most important social and cultural phenomenon. The author describes the comprehensive diagnosis of the level of social and moral development of children.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический потенциал народной игры в инклюзивном образовании»

УДК 371:379.8

ЛАХИН Руслан Александрович, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОЙ ИГРЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье автором рассмотрена специфика использования игровых технологий в инклюзивном образовании. Статья представляет собой описание основных подходов к данной проблематике, имеющей большое общевоспитательное значение, так как именно в процессе игры происходят глубокие изменения во всей психике ребенка и появляются важнейшие психические новообразования возраста. Объектом исследования является инклюзивное образование детей и подростков посредством народных игр. Целью работы является исследование алгоритмов игры, которые развивают способности, формируют навыки, базовую культуру личности, чувство национальной идентичности и социально значимые виды поведения в процессе вовлечения детей в народную игру. Автор анализирует игру как средство развития, воспитания, обучения и возможности адаптации. В контексте этого процесса роль игры обсуждается как наиболее важное социальное и культурное явление. Описываются комплексная диагностика уровня социального и нравственного развития детей.

Ключевые слова: народная игра, творческая активность, дети школьного возраста, инклюзивное образование, образовательный процесс

Ruslan A. LAKHIN, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

SOCIAL-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF FOLK GAMES IN INCLUSIVE EDUCATION

In the article the author reviewed the specifics of using game technologies in inclusive education. The article represents the description of main approaches to the problem that has great educational importance as mainly in the process of game there is profound changing in the child's mentality and most important mental formations of age appear. The object of research is the inclusive education of children and adolescents with folk games. The article deals with the research of the game algorithms which develop the abilities of transforming skills, possessing the basis of culture, the feeling of national identity and socially valuable types of conduct in the process of involving children in the folk game. The author analyses game as means of developing, bringing up, teaching and adaptive potential. In the context of this process the role of game is discussed to be the most important social and cultural phenomenon. The author describes the comprehensive diagnosis of the level of social and moral development of children.

Keywords: folk game, creative activity, school-age children, inclusive education, educational process

В настоящее время в науке заметен интерес к вопросам теории и практике образования подрастающего поколения на этнокультурных традициях. Во всем мире ведется интенсивная разработка и использование игровой культуры как одного из способов организации жизненного пространства, взаимодействия человека с миром, результатом которого выступают социально важные навыки, эмоциональный тренинг, смыслообразование.

Современное демократическое общество должно исповедовать принцип равных возможностей для всех детей и молодежи в сфере образования независимо от наличия нарушений в их развитии. Молодые люди, дети, имеющие ограниченные возможности, должны получать надлежащее эффективное образование, чтобы интегрироваться в окружающее их общество и жить полноценной жизнью.

Для достижения этой цели разработана и внедряется во многих странах мира идея инклюзивного (включающего) образования. Инклюзивное образование - это процесс всестороннего обучения детей, имеющих особые потребности в связи с ограниченными возможностями, в обычных (массовых) детских учреждениях и общеобразовательных школах [1, с. 34].

Главная цель инклюзивного образования состоит в том, чтобы все граждане имели возможность принимать активное участие в общественной жизни страны вне зависимости от их способностей или наличия у них нарушений здоровья или развития. Идеология инклюзивного образования основывается на недопустимости дискриминации детей с особыми образовательными потребностями. Школа обязана научиться удовлетворять индивидуальные запросы таких детей, а не исключать их из общего образовательного процесса.

Рассматриваемая проблема обретает особую значимость в связи переживаемым современным обществом глобальным кризисом идентичности, который становится одним из важнейших факторов усиления социальной и межэтнической напряженности в обществе. Незнание собственных традиций и их сознательная подмена западными СМИ и индустрией развлечений и пропаганды (особенно заметной в последние два года на фоне Российской политики относительно республики Крым, ДНР и ЛНР) ведет к нарушению принципов традиционной культуры, обеспечивавших последовательное развитие гуманистических начал в человеке. Подобные явления опасны тем, что могут привести к усилению процессов «духовной мутации», отчуждению человека от корневых основ культуры своего народа, утрате «иммунитета» по отношению к деструктивному воздействию идеалов «общества потребления».

Нередкими стали негативные явления в детской среде: усиление конфликтности и агрессивности поведения, заметное даже в дошкольном возрасте; часто жестокий и опасный характер самоутверждения у подростков; обеднение общения и ослабление творческих начал досу-говой деятельности. Коллективное начало игры вытесняется индивидуализацией и эгоизацией деятельности детей. Все чаще игра командная, подвижная уступает место компьютерной игре. В настоящее время из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды, установление иерархии ролей, приемов и прочее. Именно эти элементы и составляют ядро любой традиционной игры и делают её фактором усвоения и передачи народной культуры. Современная игра, лишенная этих характеристик - явный признак разрыва традиции и отсутствия культуропреемственности. Причинами такого положения являются не только урбанизация образа жизни и связанное с ней падение престижа народной традиционной культуры, увеличение информационных нагрузок и ускорение ритма жизни, но и исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора, а также стандартизация воспитания детей, заимствование чуждых русской культуре игр, сокращение игрового репертуара детей и отведенного на него времени.

В этом плане традиции народной культуры могут выступить системообразующей основой национально-культурной преемственности поколений в инклюзивном образовании. Погружение личности в мир народной культуры позволит сформировать личность молодого человека с ограниченными возможностями как органичного носителя ценностей и норм родной культуры. Особую актуальность данная проблема получает в многонациональных регионах Российской Федерации, где национально-культурные и этнокультурные факторы идентичности дополняют друг друга. Данная ситуация характерна для Краснодарского края, где проживают многочисленные этнические групп исторически и воедино сплелись русские, украинские и кавказские (черкесские) традиции.

В исследованиях феномена игры, правомерно выделить два типа: 1) интергративный подход, в котором используются данные различных наук; 2) дифференцированный подход, базирующийся на фактах одной конкретной науки. То есть имеют место быть теории, рассматривающие игру настолько широко, что стираются границы между отдельными науками. Параллельно с ними существуют и концепции, ставящие вопрос узкоспециально, дифференцированно. Они изучают частные, специфические, конкретные проблемы игры. Обе методические установки имеют равное право на существование.

Применительно к использованию народной игры в инклюзивном образовании следует рассматривать то особенное, что свойственно для их социально-педагогического потенциала.

Механизм социально-нравственного воспитания осуществляется через: а) представления и знания сущности, способов проявления соответствующего качества, б) потребностно-мотивационную сферу, в) внутреннее эмоционально-чувственное стремление и убеждение в необходимости выработки этого качества, г) владение соответствующими поведенческими умениями, навыками и привычками, д) выражение в поступках и поведении, способность к проявлению волевых усилий, придающих отношению и личностному качеству необходимую устойчивость [2, с. 41].

Для выявления оценки общего социально-нравственного развития воспитанников, на основе которого можно судить о социально-нравственном воспитании, была разработана комплексная диагностика компонентов социально-нравственной воспитанности, определенных в теоретической части работы: 1) знаний (в виде представлений и понятий) о социально-нравственных нормах; 2) мотивации, отражающей отношения учащихся как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия; 3) способов реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т.е. действенности социально-нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненные ситуации.

Результаты изучения игровых предпочтений детей с ограниченными возможностями, выявленных с помощью анкетирования и бесед, позволяют утверждать, что уровень развития потребности в игре у исследуемых категорий достаточно высок. Из анализа вопросов, ориентированных на выявление предпочтений игровых партнеров, следует, что предпочтительным остается партнер-сверстник. Дети воспринимают роль взрослого даже в игре как наставника, а, следовательно, чувствуют некоторую долю несвободы, что в принципе противоречит природе игры. Дети младшего школьного возраста предпочтение в неигровом общении отдают друзьям и родителям, а младшие подростки - сверстникам и в последнюю очередь родителям и учителям. Подростки не признают учителей, как участников интимно-личностного общения, каким является и игра. В выборе предпочитаемых игр доминируют подвижные, ролевые и компьютерные; последние с возрастом занимают больше свободного времени детей. С игрушками (ма-

шинками, куклами, кубиками), как и можно было ожидать, охотнее играют младшие школьники. Игровые цели дети определяют как развлекательные, серьезнее к соблюдению правил относятся старшие дети, также для них менее важным оказывается гендерное разделение в игровых группах.

В образовательно-воспитательный процесс нами вводились игры, бытовавшие на территории Краснодарского края в XIX- начале ХХ вв. (в переработанном, адаптированном под современные условия виде). Также дети участвовали в собирании старинных игр и подготовки народных игровых праздников календарного цикла. По указанным методикам проводилась диагностика уровней сформированности социально-нравственных качеств («знаниевый, поведенческий и мотивационный уровни). Для получения исчерпывающей информации о сформированности социально-нравственных качеств был использован комплекс разнообразных методов научно-педагогического исследования. В частности, проводились индивидуальные беседы, наблюдения, анкетирование, социометрические методики. Полученные результаты дали возможность выявить уровни сформированности исследуемых качеств в повседневной деятельности и в игровом взаимодействии.

Для выявления мотиваций игровой деятельности было определено также состояние социально-нравственных ориентаций детей. В этих целях была использована совокупность методик, в том числе анкетирование с отрытой и закрытой формами ответов и методика неоконченных предложений. Полученный нами результат позволяет сделать вывод о том, что анализируемая характеристика групп подросткового возраста ниже, чем у младших групп.

Первоначально в качестве воспитательного средства мы использовали и рекомендовали учителям ввести в работу малоизвестные кубанские народные игры среди младших школьников и младших подростков. Определить их помогли проведенные нами исследования архивных источников, специальной литературы и полевые записи, а также опрос испытуемых. Среди игр использовались «Казанки» «Пристенки» («Стенка»), «Бешеный теленок», «Кошки и мышки», «Костромушка», «Завивайся, плетенышек!» («Плетень»), «Чушки» и др. (см. Приложение 5). Эти игры, как правило, организовывались первоначально взрослыми, а затем особо полюбившиеся - ребятами самостоятельно. И именно в этом состояла их ценность. Самостоятельно организуемые игры четче и рельефнее позволили наблюдать взаимоотношения детей, их симпатии и антипатии, случаи неприятия в игру и т.д.

При отборе игр мы пользовались различными источниками, в том числе архивными материалами и полевыми записями по результатам экспедиций. Кроме того, активно использовались данные устного опроса испытуемых и в работу были включены любимые их игры.

В процессе игровой деятельности на первоначальном этапе диагностики мы рекомендовали педагогам определить статус ребенка в коллективе, характер его взаимоотношений среди сверстников, стиль и тон отношений, зависимость друг от друга. При проведении и организации игр мы советовали соблюдать ряд условий. Прежде всего, если проводилось несколько игр сразу, важно было выдерживать игровой темп, не допускать игровой усталости. Во время игр пары, команды участников создавались по желанию и самостоятельному выбору игроков с целью выявления симпатий, привязанностей и т.д. Педагог выступал в роли наблюдателя и организатора игр.

Работа с детьми не ограничивалась анкетированием и беседами, в процессе организации игр подчеркивалось значение социально-нравственных понятий, категорий. В основном это происходило в случаях отрицательного отношения к сверстникам и в конфликтных ситуациях. То есть поступок и поведение ребенка связывались с категорией социально-нравственного воспитания.

Основная часть исследования была направлена на определение уровня сформированности и динамики социально-нравственных качеств, которые мы выделяли на когнитивном, моти-вационном и поведенческом уровнях.

В последствии был определен комплекс педагогических условий формирования социально-нравственных качеств средствами народных игр.

Во-первых, была выделена группа социально-средовых условий. В нее вошло создание микросоциального пространства, наполненного «манками» - средствами, стимулирующими детей к народной игре и помогающими ее организовать. Кроме того - моделирование сопровождающего игру фона, включающего разнообразные виды наглядности (в т.ч. пейзажные и сюжетные картины, фотографии), атрибуты реальной бытовой, досуговой и другой деятельности и воспроизводящего обстановку, игровую атмосферу, социально-психологические особенности взаимоотношений учащихся, традиционных игровых практик. Немаловажна и реализация в педагогическом процессе культурно-игрового опыта носителей знаний о содержании и правилах народных игр, передаваемых от одного поколения к другому.

Во-вторых, была определена группа содержательно-организационных условий. Сюда можно отнести использование народных игр в системе, создание игровых комплексов, «сквозных» игровых сюжетов, организацию деятельности по изучению традиционной игровой культуры народов Кубани.

Большему проникновению в атмосферу народной игры способствует использование традиционных методов, приемов, форм организации игровой деятельности (организация и руководство игрой старшими, постепенное усложнение правил, содержания игр детей и подростков; проведение игр в условиях, приближенных к их изначальной природе), применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря для игр и состязаний, оборудования), сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов. В современных условиях для нас важно сочетание игровых средств с традиционными дидактическими методами и формами осуществления учебно-воспитательного процесса.

В-третьих, можно выделить субъектно-личностные условия, в т.ч. касаемых освоения педагогами опыта индивидуальной и групповой рефлексии, игрового взаимодействия.

Проведенный нами формирующий эксперимент позволил наблюдать позитивные изменения в экспериментальных группах. Анализируя изменения на знаниевом уровне, можно отметить, что здесь они минимальны, вероятнее всего по той причине, что уже на констатирующем этапе эксперимента имели относительно высокие характеристики. Прирост знаний в большей степени характерен для младшей группы, что вполне естественно с точки зрения психолого-педагогических позиций.

Делая анализ мотивационно-ценностных ориентаций детей и подростков, можно увидеть положительную динамику в экспериментальных группах, и отсутствие существенных изменений или даже отрицательные изменения в контрольных группах. Однако имеются и отдельные случаи положительной динамики в контрольных группах (например, в младшей группе уменьшение негативных мотиваций), что не опровергает результатов нашего исследования, а лишь, во-первых, подтверждает факт сложности процесса воспитания, и, во-вторых, свидетельствует о его постоянном движении и зависимости от возрастных и личностных изменений детей.

Сформированность социально-нравственных качеств, выражающая на поведенческом уровне определялась методом экспертной оценки (педагогами, работающими с исследуемыми группами) по разработанной сфеме наблюдения. Сравнивая результаты исследования констатирующего этапа эксперимента и при завершении формирующего этапа эксперимента, мы отмечаем значительные изменения. Больший процент детей стал обладать высоким уровнем социально-нравственного поведения. Но в контрольных группах эти изменения незначительны. В каждом из случаев мы могли наблюдать если не сохранение того же достаточного уровня, то его рост - (от низкого к среднему, от среднего к высокому). Мы также не обнаружили скачкообразного достижения иного уровня от низкого к высокому, что доказывает необходимость системной работы, чтобы получить достаточный эффект. Все же у исследуемых учеников увеличились контакты с людьми, стало больше друзей, появилось желание участия в совместных играх.

При совокупном анализе всех обозначенных уровней проявления исследуемых качеств и их динамике можно судить о ходе процесса социально-нравственного воспитания детей. Отрадно отметить, что организованная нами опытно-экспериментальная работа дала положительный результат, во-первых, по приданию воспитательной системе определенной, законченной формы и вида в результате прогрессирующей деятельности учащихся, во-вторых, по приобретению детьми определенного, устойчивого характера в результате их нравственного развития в постоянно изменяющейся обстановке.

Результаты анкетирования, беседы с ребятами, педагогами и родителями также подтвердили эффективность использованных социально-педагогических условий. В ходе проведенного нами формирующего эксперимента испытуемые приобрели опыт игрового взаимодействия в целенаправленно организованном педагогическом процессе и вне его, стали выдержанными, вежливыми, тактичными, повысился уровень эмоционального состояния детских коллективов.

Нельзя не отметить того факта, что в современных условиях полное воспроизведение опыта прошлого невозможно. Однако необходимо при адаптации народных игр к реалиям настоящего времени сохранить главную идейную и функциональную стороны игровой практики, т.е. есть необходимость не простого воспроизведения отдельных игр, а создания целого ряда социально-педагогических условий по погружению в культурно-историческую среду, отмеченных выше. Кроме того, необходимо создание атмосферы доверия и положительного эмоционального фона игры для раскрепощения и самораскрытия личностных качеств ребенка, включение в игру предметов старины или их копий. Это ценнейшее пространство обеспечивает все-

стороннее воспитание, наличие зоны ближайшего и перспективного психического, в том числе личностного, развития.

Таким образом, правомерно утверждать, что народные игры являются важным и эффективным средством инклюзивного образования и развития социально-нравственных качеств личности. Инклюзивное образование с применением народных игр способствует тому, что все дети, несмотря на физические, интеллектуальные, этнические, конфессиональные и иные особенности, а также социально-экономический статус семьи, имеют равные права и включены в общую систему образования - воспитываются и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовых образовательных учреждениях, где учитывают их особые образовательные потребности. Крайне важно, что инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи в обществе, но и меняет позицию общества в отношении таких людей и способствует развитию толерантности и социального равенства. В то же время данная работа не исчерпывает всех аспектов проблемы. Необходимо добавить, что при некоторые аспекты проблемы остались за рамками исследования или рассмотрены еще недостаточно в силу своей сложности с научной и практической точки зрения, что должно привлечь внимание к ней педагогов-практиков, исследователей, а также оставляет нам возможность продолжить исследование обозначенной проблематики в новых аспектах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20—22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психолпед. унт; Редкол.: С. В. Алехина и др. - М.: МГППУ, 2011. - 244 с.

2. Лахин Р. А. Народная игровая культура в контексте образования : монография, науч. ред. д-р пед. наук, проф., Н. И. Махновская. - Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2015. - 209 с.

REFERENCES

1. Inclusive education: methodology, practices, technologies: Materials of the international scientific and practical conference (20-22 June 2011, Moscow) / City psychological-pedagogical university, editorial board: S.V. Alekhina -M .: MGPPU, 2011. - 244 p.

2. Lakhin R.A. Folk gaming culture in the context of education: monograph / R.A. Lahin; scientific. Science editor Dr., prof., N.I. Makhnovskaya. - Slavyansk-on-Kuban: Branch of KubSU in Slavyansk-on-Kuban, 2015. - 209 p.

Информация об авторе

Лахин Руслан Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей и профессиональной педагогики, Кубанский государственный университет, филиал в г. Сла-вянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия

Получена: 15.05.2016

Для цитирования статьи: Лахин Р.А. Социально-педагогический потенциал народной игры в инклюзивном образовании. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 96-100

Information about the author

Ruslan A. Lakhin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of General and Professional Pedagogy, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

Received: 15.05.2016

For article citation: Lakhin R.A. Sotsial'no-pedagogicheskiy potentsial narodnoy igry v inklyuzivnom obrazovanii. [Social-pedagogical potential of folk games in inclusive educa-tion].Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 96-100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.