Научная статья на тему 'Роль психологического сопровождения в инклюзивном образовании'

Роль психологического сопровождения в инклюзивном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5089
598
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / MENTAL DEVELOPMENT / PERSONAL DEVELOPMENT / PSYCHOPROPHYLAXIS / PSYCHOCORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьяненко Марина Алексеевна, Михайлова Наталья Борисовна

В рамках современной концепции ФГОС наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования. Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, инклюзивное образование понимается и становится фактически комплексным и многогранным процессом совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. То есть инклюзивное образование и система психолого-педагогического сопровождения позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья наиболее эффективно прогрессировать в социальном развитии, которое основано на социальной адаптации. Становится очевидным, что психологическое сопровождение выступает в роли одного из самых ключевых компонентов системы образования в целом, и основным, системообразующем, компонентом в инклюзивном образовании. Указанная позиция психологического сопровождения позволяет успешно реализовывать индивидуальные возможности развития личности и обеспечивать полностью адаптивное, взаимное восприятие: ребенок-микросреда, микросреда-ребенок. Психологическое сопровождение как системный подход является залогом эффективной работы образовательного учреждения, которое стремится реализовать программу инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьяненко Марина Алексеевна, Михайлова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN INCLUSIVE EDUCATION

As part of the modern concept of the FGOS the most urgent problem is the role of psychological and pedagogical support of children in inclusive education. Talking about inclusive education, it should be noted that it is not only the creation of technical conditions for unimpeded access of children with disabilities in educational institutions, but also the specifics of the educational process, which should be built taking into account the psycho-physical capabilities of a child with disabilities. Thus inclusive education is understood and becomes in fact a complex and multifaceted process of joint education and training of persons with disabilities and normally developing peers. That is, inclusive education and the system of psycho-pedagogical support allow children with disabilities more effectively progress in social development, which is based on social adaptation. It becomes obvious that psychological support is acting as one of the key components of the education system in general and the basic, fundamental, component of inclusive education. This position of psychological support to successfully implement individual opportunities of personal development and providing a fully adaptive, mutual perception: the child-microenvironment microenvironment-child. Psychological support a systematic approach is the key to efficient operation of the educational institution that seeks to implement a program of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Роль психологического сопровождения в инклюзивном образовании»

УДК 159.9

ЛУКЬЯНЕНКО Марина Алексеевна, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия

МИХАЙЛОВА Наталья Борисовна, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В рамках современной концепции ФГОС наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования. Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, инклюзивное образование понимается и становится фактически комплексным и многогранным процессом совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. То есть инклюзивное образование и система психолого-педагогического сопровождения позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья наиболее эффективно прогрессировать в социальном развитии, которое основано на социальной адаптации. Становится очевидным, что психологическое сопровождение выступает в роли одного из самых ключевых компонентов системы образования в целом, и основным, системообразующем, компонентом в инклюзивном образовании. Указанная позиция психологического сопровождения позволяет успешно реализовывать индивидуальные возможности развития личности и обеспечивать полностью адаптивное, взаимное восприятие: ребенок-микросреда, микросреда-ребенок. Психологическое сопровождение как системный подход является залогом эффективной работы образовательного учреждения, которое стремится реализовать программу инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, психологическое сопровождение, психическое развитие, личностное развитие, психопрофилактика, психокоррекция

Marina A. LUKYANENKO, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

Natalia B. MIKHAILOVA,

Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

ROLE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN INCLUSIVE EDUCATION

As part of the modern concept of the FGOS the most urgent problem is the role of psychological and pedagogical support of children in inclusive education. Talking about inclusive education, it should be noted that it is not only the creation of technical conditions for unimpeded access of children with disabilities in educational institutions, but also the specifics of the educational process, which should be built taking into account the psycho-physical capabilities of a child with disabilities. Thus inclusive education is understood and becomes in fact a complex and mul-tifaceted process of joint education and training of persons with disabilities and normally developing peers. That is, inclusive education and the system of psycho-pedagogical support allow children with disabilities more effectively progress in social development, which is based on social adaptation. It becomes obvious that psychological support is acting as one of the key components of the education system in general and the basic, fundamental, component of inclusive education. This position of psychological support to successfully implement individual opportunities of personal development and providing a fully adaptive, mutual perception: the child-microenvironment microenvironment-child. Psychological support a systematic approach is the key to efficient operation of the educational institution that seeks to implement a program of inclusive education.

Keywords: inclusive education, psychological support, mental development, personal development , psychoprophylaxis, psychocorrection

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов [1].

Одним из главных принципов психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является междисциплинарность - комплексный подход к сопровождению.

Конституция Российской Федерации и Закон «Об образовании» декларирует, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. В результате введено понятие инклюзивного образования, которое направлено на «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья [2].

Психологическое сопровождение, на сегодняшний день, является одним из самых важных компонентов системы образования в целом. Целью деятельности психологического сопровождения является обеспечение именно психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Вследствие этого, основной задачей психологического сопровождения становится содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей. Психологическое сопровождение создает благоприятные психологические условия для полноценного и полностью адаптивного взаимного восприятия ребенок-микросреда, микросреда-ребенок. Данная суперпозиция психологического сопровождения позволяет реализовывать изначально заложенные, в соответствующем этапе онтогенеза, индивидуальные возможности развития личности. Психологическое сопровождение образования представляет собой объединяющее, интегрированное, комплексное явление, которое способствует единению нескольких краеугольных аспектов: организационного, практического, прикладного и научного. Очевидно, что каждый из озвученных аспектов ставит перед исполнителями определенные задачи, решение которых требует специальной профессиональной подготовки.

Выводы научных исследований позволяют создавать теоретические и методические обоснования, которые позволяют разрабатывать психокоррекционные и развивающие программы. Научный аспект формирует способы, средства и методы направленные на профессиональное применение психологических знаний в уже сформированных условиях современной системы образования [4; 6].

Прикладной аспект психологического сопровождения обязан обслуживать весь процесс воспитания и обучения. Непосредственное участие специалиста психологического сопровождения в всем процессе обучения, позволяет осуществлять не только непосредственный анализ, но и разработку психологических обоснований для формирования учебных программ направленных на подготовку будущих профессиональных кадров.

Логичным продолжение прикладного аспекта является практический аспект психологического сопровождения, который является непосредственной работой психологов в образовательных учреждениях. Таким образом, психологическое сопровождение начинает обладать и организационным аспектом, являясь по своей сути, структурой образовательного учреждения [3].

Психологическое сопровождение, его модель и функциональное содержание представляет собой теоретическую базу научного аспекта, который, в свою очередь позволяет развивать прикладной аспект, практический аспект, организационный аспект.

В психологическом сопровождении, как и в любом виде деятельности существует два основных направления: актуальное сегодня и перспективное - будущее. Первое направление деятельности психологического сопровождения выполняет решения текущих, существующих проблем и ситуаций, которые тесно связаны с трудностями в воспитании и обучении детей, возникающими отклонениями в их формировании личности и взаимодействий в микросреде. В ситуациях такого рода крайне необходима профессиональная помощь специалиста психологического сопровождения. Сиюминутное решение текущих проблем не является показателем эффективности работы психологического сопровождения - необходимо создавать перспективу. Развитие и становление индивидуальности в личности каждого ребенка. Необходимо формировать психологическую готовность ребенка к созидательной жизни не только в существующей микросреде, но и к дальнейшему самоопределению его жизни в обществе [5].

Сегодняшнее направление деятельности психологического сопровождения и направления в перспективу связаны между собой неразрывно. Психолог, который является специалистом психологического сопровождения, решает задачи перспективного развития и ежедневно осуществляет помощь детям и их родителям, коллегам в образовательном учреждении.

Прежде всего, обеспечивается психическое и личностное развитие ребенка; создается благоприятный, направленный на развитие психологический климат, который обуславливается продуктивным общением, как и в микросреде сверстников, так и в микросреде взаимодействия педагогов и учащихся, (учащихся, педагогов, родителей). Таким образом, специалист психологического сопровождения становится ответственным за создание и соблюдение толерантных психологических условий. Это особенно важно, когда специалист психологического сопровождения осуществляет свою деятельность в образовательных учреждениях реализующих концепцию инклюзивного образования. Специалист психологического сопровождения в процессе своей деятельности должен уделять внимание такой тонкой психологической организации - как внутренний мир ребенка: его уверенности или наоборот не уверенности в себе; пониманию и осознанию ребенком своих способностей, его отношению к микросреде и окружающему миру; событийности. Только здоровый психологический климат в среде развития личности ребенка может способствовать становлению самодостаточности. То есть специалист психологического сопровождения помогает ребенку в самопонимании и саморазвитии в соответствии с этапами

взросления. Формировать у ребенка принципы толерантного и гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и реальностями и факторами окружающего мира [2].

Для специалиста психологического сопровождения, психолога, эффективность деятельности определяется, прежде всего, знаниями, которые сформировал научный аспект. Но абсолютным критерием эффективности будет являться способность специалиста психологического сопровождения правильно и грамотно, с профессиональной точки зрения реализовывать полученные теоретические знания, (методы изучения и обследования ребенка, микросреды, диагностирование и анализ). Специалист психологического сопровождения является практическим психологом, который должен учитывать особенности своей деятельности в образовательном учреждении и соответственно профессионально владеть и использовать методы, способы психодиагностики, психопрофилактики, и психокоррекции.

Психологическое сопровождение, как организационная структура, будучи представлена специалистом-психологом, входит в состав педагогического коллектива образовательного учреждения, т.е. фактически психологическое сопровождение гармонично встраивается в образовательную вертикаль. Высокий уровень эффективности деятельности психологического сопровождения может быть обеспечен только при взаимодействии на профессиональном уровне всех структурных подразделений образовательного учреждения.

Одной из основных функций психологического сопровождения является диагностирование и последующий постоянный мониторинг психологической подготовки пространства образовательного учреждения не только к внедрению, но и к реализации инклюзивных форм образования. Последующая оценка, с точки зрения структуры психологического сопровождения, эффективности внедрения и реализации инклюзивной практики.

Коррекционно-развивающие программы направлены на подготовку и дальнейшую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья к современным условиям обучения в образовательном учреждении. Выполняемые психологическим сопровождением функции по реализации профилактических программ однозначно приводят к значительному снижению показателей негативных социальных установок и сложившихся стереотипов по отношению к детям с нарушениями в развитии. Причем это положительная тенденция наблюдается у всех участников образовательного процесса. Функции и деятельность психологического сопровождения в образовательных учреждениях существенно повышает готовность последних к внедрению и реализации основных принципов программы инклюзивного образования [1].

Психологически комфортная и безопасная среда, которое формирует психологическое сопровождение в рамках концепции инклюзивного образования, позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья принимать активное участие в социуме.

Профессиональная компетентность специалиста психологического сопровождения является залогом успешной работы образовательного учреждения реализующего программу инклюзивного образования.

Становится очевидным, что стечением определенного периода времени в процессе реализации программы инклюзивного образования реально возникновение нехватки практических психологов, а их роль является ключевой, т.е. научный аспект психологического сопровождения, подготовка практических психологов в высших учебных заведениях - это одна из первоочередных глобальных задач, решение которой позволит успешно, эффективно реализовывать концепцию инклюзивного образования в структуре современного Российского образования.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с особыми нуждами. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования - это важная составляющая модели инклюзивного образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина / под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Красно-яр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. - Красноярск, 2013. - С. 71 - 95.

2. Бордовский, Г. А., Кантор, В. З. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Г. А. Бордовский, В. З. Кантор // Вестник Герценовского университета. - 2008. - №10. - Режим доступа. -http://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy-telebeseda-s-g-a-bordovskim-i-v-z-kantorom

3. Веракса, А. Н., Гуторова, М. Ф. Практический психолог в детском саду [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. - М., 2011.

4. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями [Текст] / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. - 2012. № 3. - С. 35-39.

5. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы [Текст] : сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2015. - 528 с.

6. Хуснутдинова, М. Р. Информированность основных стейкхолдеров инклюзивного образования в г. Москве [Текст] / М. Р. Хуснутдинова // Безбарьерная среда в школе и обществе / под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2014. - С. 276-279.

REFERENCES

1. Alehina, S. V. Inkliuzivnoe obrazovanie dlia dete s ogranichennymi vozmojnostiami zdorovia [Tekst] : monografiia / N. V. Novikova, L. A. Kazakova, S. V. Alehina / pod obsc. red. N. V. Laletina; Sib. Feder. un-t, Krasnoiar. gos. ped. un-t im. V.P. Astafeva [ i dr.]. - Krasnoiarsk , 2013. - P. 71 - 95.

2. Bordovski, G. A., Kantor, V. Z. Inkliuzivnoe obrazovanie v Rossii: problemy i perspektivy [Elektronny resurs] / G. A. Bor-dovski, V. Z. Kantor // Vestnik Gercenovskogo universiteta. - 2008. - №10. - Rejim dostupa. -http://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy-telebeseda-s-g-a-bordovskim-i-v-z-kantorom

3. Veraksa, A. N., Gutorova, M. F. Prakticheski psiholog v detskom sadu [Tekst] : posobie dlia pedagogov doshkolnyh uchrejdeni / A. N. Veraksa, M. F. Gutorova. - M., 2011.

4. Egorov, P. R. Teoreticheskie podhody k inkliuzivnomu obrazovaniiu liude s osobymi obrazovatelnymi potrebnostiami [Tekst] / P. R. Egorov // Teoriia i praktika obscestvennogo razvitiia. - 2012. № 3. - P. 35-39.

5. Inkliuzivnoe obrazovanie: rezultaty, opyt i perspektivy [Tekst] : sbornik materialov III Mejdunarodno nauchno-praktichesko konferencii / pod red. S. V. Alehino. - M.: MGPPU, 2015. - 528 p.

6. Husnutdinova, M. R. Informirovannost osnovnyh stekholderov inkliuzivnogo obrazovaniia v g. Moskve [Tekst] / M. R. Husnutdinova // Bezbarernaia sreda v shkole i obscestve / pod red. L. M. Shipicyno. - SPb.: NOU «Institut specialno pedagogiki i psihologii», 2014. - P. 276-279.

Информация об авторе

Лукьяненко Марина Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, факультет педагогики и психологии, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия

Михайлова Наталья Борисовна, преподаватель, кафедра психологии, факультет педагогики и психологии, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани,

г. Славянск-на-Кубани, Россия Получена: 15.05.2016

Для цитирования статьи: Лукьяненко М.А., Михайлова Н.Б. Роль психологического сопровождения в инклюзивном образовании. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 105-108

Information about the author

Marina A. Lukyanenko, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

Natalia B. Mikhailova, Lecturer, Department of Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

Received: 15.05.2016

For article citation: Lukyanenko M.A., Mikhailova N.B. Rol' psikhologicheskogo soprovozhdeniya v inklyuzivnom obrazovanii. [Role of psychological support in inclusive education]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 105-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.