Научная статья на тему 'Социально-педагогический мониторинг состояния здоровья, физической активности и образа жизни студентов'

Социально-педагогический мониторинг состояния здоровья, физической активности и образа жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
300
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ / STUDENT'S MODE OF LIFE / HIGHER EDUCATION / SOCIAL AND PEDAGOGICAL MONITORING / HEALTH STATE EVALUATION / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокшаров А. А., Орлов А. Н.

Представлены результаты проведения социально-педагогического мониторинга состояния здоровья, физической активности и образа жизни студентов Алтайской академии экономики и права, Алтайской государственной педагогической академии, Алтайского государственного аграрного университета. Эффективность учебного процесса по физической культуре и мотивация в систематических занятиях физическими упражнениями зависит от применения различных форм педагогического контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кокшаров А. А., Орлов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL MONITORING OF STUDENTS' STATE OF HEALTH, PHYSICAL ACTIVITY AND WAY OF LIFE

In the article the results of carrying out social and pedagogical monitoring of state of health, physical activity and a way of life of the students of the Altay Academy of Economy and Law, the Altay State Pedagogical Academy, the Altay State Agricultural University are presented. The efficiency of physical training educational process and motivation depends on application of various forms of pedagogical control.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический мониторинг состояния здоровья, физической активности и образа жизни студентов»

УДК 378: 796 / 799

А.А. Кокшаров, канд. пед. наук, доц. ААЭП, г. Барнаул, E-mail: pub@uni-altai.ru

А.Н. Орлов, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г.Барнаул, E-mail:pub@uni-altai.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Представлены результаты проведения социально-педагогического мониторинга состояния здоровья, физической активности и образа жизни студентов Алтайской академии экономики и права, Алтайской государственной педагогической академии, Алтайского государственного аграрного университета. Эффективность учебного процесса по физической культуре и мотивация в систематических занятиях физическими упражнениями зависит от применения различных форм педагогического контроля.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, социально-педагогический мониторинг, оценка состояния здоровья, физическая активность, образ жизни студентов.

Воспитание здорового человека является важнейшей социально-педагогической проблемой, стоящей перед современной системой образования. В настоящее время активизировались исследования, касающиеся проблемы здоровья участников образовательного процесса. По мнению специалистов, решению вопросов сохранения и укрепления здоровья, увеличения двигательной активности и формирования здорового образа жизни студентов могут способствовать инновационные формы и методы обучения и воспитания, а также мониторинг состояния здоровья, показателей физической активности и образа жизни.

Под социально-педагогическим мониторингом, понимается форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах и социальной инфраструктуре, обеспечивающей непрерывное наблюдение за учебным процессом и условиями жизнедеятельности, а также дающей возможность прогноза их развития. Сравнение оценочных суждений представляет собой получение объективной информации об исследуемом процессе с позиции выделения общего, характерного для международного сообщества, и специфического, присущего конкретному региону.

В соответствии с результатами социально-педагогических исследований мониторинг состояния здоровья, физической активности и образа жизни студентов должен осуществляться на основе выявления и учета закономерностей влияния социально-педагогических факторов. В педагогическом плане важное значение имеют адекватность содержания, условий физической подготовки индивидуальному состоянию человека, оптимизации физической тренировки, свободы выбора форм физической активности [1; 4].

Анализ литературных источников, опыта практической деятельности показали, что в сфере образования сложилось противоречие, основанное на недостаточном учете особенностей поведения студентов, самооценки их психического, физического и социального здоровья, отношения к физической культуре, а также влияния социальных условий на их жизнедеятельность.

Исходными основаниями для выявления этих проблем служат, во-первых, наш многолетний опыт проведения мониторинга в вузах Алтайского края, во-вторых, теоретический материал по организации российских мониторинговых обследований в образовательной системе [2; 4; 5 и др.].

Определение содержания мониторинга должно быть единым для всех уровней: внутривузовского, регионального и федерального. Необходимыми требованиями в данном случае являются выбор таких характеристик (и соответственно методик для оценивания), которые в достаточно полной и объективной мере отражают состояние здоровья, показателей физической активности и образа жизни респондентов.

Цель работы заключается в выявлении проблем состояния здоровья, физической активности и образа жизни студентов и обосновании методических подходов к совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вузах на основе использования данных социально-педагогического мониторинга.

Исследование проводилось на базе Алтайской академии экономики и права (экономический факультет), Алтайского государственного аграрного университета (факультет экономики и менеджмента), Алтайской государственной педагогической академии (математический факультет), в течение 20062008 гг., в нем приняли участие 1920 студентов. Нами обследованы студенты первого курса, занимающиеся физической культурой в основном, подготовительном и специальном учебных отделениях. При организации исследования использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, практическое изучение опыта использования различных оздоровительных программ и методик, педагогическое наблюдение, анкетирование, антропометрические измерения, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Для определения состояния здоровья, физической активности и образа жизни студентов использовались методики

В.И. Белова, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова и др.

Оценка уровня здоровья проводилась по пятнадцати показателям, сведённым в четыре блока. В первый блок вошли физиологические показатели: 1) частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое, уд / мин; 2) артериальное давление (АД) в покое, мм рт. ст.; 3) жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) на массу тела, мл / кг; 4) электрокардиограмма в покое и при нагрузке 20 приседаний за 30 с; 5) время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с. Второй блок - физическая подготовленность: 6) общая выносливость - бег 2-3 км, мин, с; 7) ловкость, скоростно-силовые качества - прыжки в длину с места, см; 8) силовая выносливость - подтягивание на перекладине (муж.); сгибание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой, ноги закреплены (жен.); 9) наклон туловища вперёд с прямыми ногами до касания пальцами рук точки ниже уровня опоры. Третий блок - образ жизни: 10) стаж регулярных занятий физическими упражнениями не менее 2 раз в неделю по 30 мин и более; 11) рациональное питание; 12) закаливание; 13) вредные привычки. Четвёртый блок - эффективность работы иммунной системы: 14) количество простудных заболеваний в году; 15) наличие хронических заболеваний внутренних органов. Предлагаемые показатели оценивались в баллах, в зависимости от средней величины которых выявлялись следующие группы уровня здоровья: очень низкий - 1, 01, 9 балла; низкий - 2, 0-2, 9 балла; средний - 3, 0-3, 9 балла; высокий - 4, 0-4, 9 балла; очень высокий - 5, 0-5, 9 балла; сверх-высокий - 6, 0 и более балла.

Результаты педагогического тестирования в упражнениях аэробной направленности (бег 2000 м и 3000 м) оказались более информативными для оценки соматического здоровья.

У юношей этот показатель составил 9, 7 ± 0, 2 мин, у девушек

13, 72 ± 0, 3 мин.

Показатели в упражнениях анаэробного характера в

прыжках в длину с места у юношей равнялись 2, 16 ± 1, 7 см,

у девушек - 1, 66 ± 1, 2 см. Эти данные указывают на слабое развитие скоростно-силовых качеств студентов. Подтягивание

на перекладине - юноши 10, 4 ± 0, 6 раз, сгибание и разгиба-

ние туловища из положения лёжа на спине, руки за головой -девушки 41, 4 ± 4, 9 раза. Частота сердечных сокращений в

покое у юношей 77, 8 ± 1, 3, у девушек 82, 2 ± 1, 4 уд / мин, соответственно.

В ходе исследования выявлен низкий показатель жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ) у юношей - 3, 9 ± 0, 4, у девушек - 3, 4 ± 0, 3. Количество простудных заболеваний в год -

3, 08 ± 0, 26 у юношей, у девушек - 3 ± 0, 61. Распределение студентов 1 курса вузов Алтайского края по группам здоровья для занятий физической культурой по данным ежегодных медосмотров - (2006-2008гг.) представлено в таблице 1.

Таблица 1

Динамика распределения студентов 1 курса по учебным группам (%)

Учебная группа ААЭП АГАУ АлтГПА

2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 2008

Основная 85,0 82,5 81,5 78,18 75,91 74,55 78,64 77,27 76,36

Подготовительная 4,0 4,0 5,0 5,46 6,82 8,18 5,9 6,82 8,18

Специальная 11,0 13,5 13,5 16,36 17,27 17,27 15,46 15,91 15,46

Параллельно оценке уровня здоровья студентов проводилось исследование их образа жизни. Анализ фактических материалов жизнедеятельности студентов свидетельствует о её неупорядоченности и хаотичной организации. Это приводит к несвоевременному приёму пищи, систематическому недосыпанию, малому пребыванию на свежем воздухе, недостаточной двигательной активности, отсутствию закаливающих процедур, выполнению самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна и усугубляется курение и другие вредные привычки. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение пяти лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов [3; 4].

По данным нашего исследования, 55, 3% респондентов считают, что «здоровье - самое главное в жизни», для 35% -«здоровье - необходимое условие полноценной жизнедеятельности», т. е. 90, 3% из числа опрошенных относят здоровье к числу важнейших и необходимых ценностей жизни; 2, 4% опрошенных высказывают суждение: «есть и другие ценности, которые также важны для здоровья» (по мнению 1, 5%, существуют ценности, ради которых можно поступиться здоровьем, 5, 8% «предпочитают жить, не думая о здоровье»).

Полученные данные показали, что студенты-юноши при ранжировании факторов, определяющих здоровье, на первое место поставили «образ жизни», на второе - «наследственность», на третье - «экологический фактор», на четвёртое -«медицинское обслуживание». Студентки на первое место поставили «наследственность», на второе - «образ жизни». В то же время, результаты суждений о сущности здорового образа жизни говорят о низкой компетенции студентов в этом вопросе.

Отношение к здоровью включает в себя и самооценку человеком своего физического и психического состояния, которое является своего рода индикатором и регулятором его поведения. Среди тех, кто оценивает своё здоровье как хорошее, в два раза больше регулярно выполняющих утреннюю гимнастику - 16, 2%, чем среди удовлетворительно его оценивающих - 7, 1%, и почти в три раза больше, чем в группе с плохой самооценкой - 5, 7%. Соответственно в этих группах соотношение занимающихся спортом: 14, 8%, 8, 7%, 3, 3%.

Одной из причин полученных различий являются факторы мотивационного порядка, в частности осознание челове-

ком меры своей ответственности за сохранность и укрепление здоровья. Так, если студенты с хорошей самооценкой здоровья (53, 6%) случаев считают, что «состояние здоровья человека, прежде всего, зависит от него самого», то лица с удовлетворительной (35, 8) и плохой (36, 3) самооценкой полагают, что здоровье в большей степени зависит от внешних факторов. В соответствие с этим нами выделено два типа отношения к здоровью. Студенты первого типа в сохранении здоровья ориентированы, прежде всего, на собственные усилия, или условно «на себя». Студенты второго типа считают, что человека в сохранении здоровья второстепенна.

Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка свободного времени (17, 8% девушек и 42, 3% юношей) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (16, 4% девушек и 18, 4% юношей). Это свидетельствует о недостаточной требовательности студентов к организации своей жизнедеятельности, где ограниченно присутствуют и волевые качества.

Мотивация к поддержанию высокого уровня физического состояния отличается у юношей и девушек. У девушек это проявляется в улучшении «внешних» форм тела (пропорции телосложения - 26%, соотношение роста и массы тела - 52%, особенности фигуры); у юношей - стремление к развитию мускулатуры - 60, 8%, улучшению пропорций телосложения -49%, повышению физических качеств - 35, 6%.

Полученные данные говорят об отсутствии у большинства студентов активных усилий по поддержанию своего физического состояния. Так, на практике занимаются в спортивных секциях - 32%, самостоятельно физическими упражнениями -11%. Простые и доступные средства - самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка - очень редко используются студентами.

Значительная часть студентов имеют вредные привычки. Так, курят постоянно более половины студентов и 28% студенток, употребляют спиртные напитки несколько раз в месяц 41% юношей и 29% девушек, пробовали наркотики 6% юношей и 3% девушек. Характерно, что многие студенты считают курение, небольшие дозы алкоголя не только не вредными, но и регулирующими физическое и эмоциональное состояние человека. Это говорит об отсутствии культуры здоровья и ва-леологического мышления у большинства студентов.

Физическая активность студентов является низкой, в спортивных мероприятиях факультетов задействовано 32, 5% девушек и 48% юношей, а в сборных командах вузов участвуют лишь 2, 5 и 8%. Девушки предпочитают не слишком продолжительные по времени занятия (менее часа), но достаточно регулярные. Юношам нравятся более длительные по времени занятия, но проводимые реже. К сожалению, при планировании самостоятельных занятиях физической культурой студенты не могут использовать каких-либо показателей: 60, 2% девушек и 43, 1% юношей не хватает необходимых знаний; 40% и 27% соответственно ориентируются лишь на самочувствие. Такой физиологический показатель, как частота пульса практически не учитывается.

Физическое воспитание студентов, а следовательно и их здоровье, начинаются с овладения знаниями. Основной источник знаний по физическому воспитанию - лекции и мето-дико-практические занятия. Студенты указывают на влияние средств массовой информации: газет, теле- и радиорепортажей (45%). Реже используется информация, полученная из специальной литературы. В качестве особо значимой студенты выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании, регулирования половой жизни (от 62 до 88%). Повышенный интерес студентов к вопросам регулирования половой жизни отражает актуализацию одной из важных социально-биологических функций молодёжи - репродуктивную. Несколько ниже потребность в информации, связанной с использованием сауны, методиками аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, у-шу и др.), применением лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 33% до 56%).

В результате социально-педагогического мониторинга состояния здоровья, физической активности и образа жизни студентов выявлено, что физическая активность как разновидность человеческой деятельности представляет собой многогранное явление со сложной иерархией качественно различных свойств, процессов, состояний, которые в своем функционировании, развитии проявляются системно.

Необходимо отметить, что, к сожалению, физическая культура не является важной составляющей образа жизни студентов, а обязательные занятия не формируют в достаточной мере их мотивационную сферу. Есть также основания считать, что современное состояние физического воспитания нуждается в серьёзном реформировании, суть которого, на

Библиографический список

1. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4.

2. Белов, В.И. Определение уровня здоровья и оптимальной физической нагрузки у занимающихся оздоровительной тренировкой [Текст] / В.И. Белов // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 3.

3. Виленский, М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни [Текст] / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 9.

4. Зайцев, Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического саморазвития [Текст] / Г.К. Зайцев, М.В. Зинченко // Валеология. - 1997.- № 2.

5. Комков, А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников [Текст] / А.Г. Комков // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 6.

наш взгляд, заключается в том, что этот процесс должен быть направлен на формирование у студентов такого набора и такой иерархии потребностей, которые наиболее благоприятны для их здоровья, физического саморазвития и самосовершенствования.

Таким образом, результат проведенного социальнопедагогического мониторинга состояния здоровья, физической активности и образа жизни студентов являются основой для научного обоснования новых подходов к повышению эффективности физического воспитания студентов, разработки базовых и вариативных учебных программ по физической культуре.

Статья поступила в редакцию 6.07.09

УДК 352.07: 37.07

Н.А. Матвеева, д-р. соц. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: pnb@uni-altai.ru

B.М. Лопаткин, ректор АлтГПА, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: pnb@uni-altai.ru

C.Д. Каракозов, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail:pnb@uni-altai.ru

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

На примере образования Алтайского края рассмотрены проблемы системы государственно-общественного управления региональным образованием, выявлены взгляды современного социума на проблемы государственно-общественного управлении. Рассмотрены проблемы информированности и эффективной коммуникации субъектов государственно-общественного управления системой образования, вопросы содержания государственно-общественного управления, развития его структуры и форм, открытости системы государственно-общественного управления школой. На основе проведенного исследования предложены практические рекомендации по развитию региональной ситемы государственнообщественной системы управления образованием региона.

Ключевые слова: государственно-общественное управление, инновационная деятельность, модели управления, открытое образо-

вательное пространство, непрерывное образование.

Современный этап модернизации системы российского образования характеризуется расширением круга субъектов образовательной деятельности, усложнением содержания образовательного процесса, изменением сети образовательных учреждений. В этих условиях требуется качественно иной подход к управлению этой социальной сферой. Необходимость формирования полисубъектной государственнообщественной системы управления образованием определяется проявившимися в современных условиях противоречиями:

• между общественным характером образовательных потребностей и преобладанием государственной ответственности за их реализацию;

• между необходимостью включать в управление образованием институты гражданского общества и отсутствием практики их участия в государственно-общественном управлении;

• между ускорением обновления содержания и структуры системы образования и сохранением традиционных мер ее социального контроля;

• между сформировавшимися образовательными интересами различных социальных групп и слоев общества и отсутствием опыта их участия в процессе управления образовательным учреждением.

Данные противоречия имеют специфические формы проявления на региональном уровне государственнообщественного управления системой образования. Государственно-общественный принцип управления образованием находится на стадии своего обновления. В большей степени это

24б

касается самой массовой ступени образования - средней общеобразовательной школы. Анализ оценок состояния государственно-общественного управления школой различными субъектами образовательной деятельности позволяет определить трудности и перспективы его развития в российских регионах.

Это и обусловило цель данной публикации: охарактеризовать проблемы развития государственно-общественного управления школой в условиях модернизации региональной системы образования (на примере Алтайского края).

Отметим, что исследования по государственнообщественному управлению региональной системой образо-

вания, как единым образованием, ведутся достаточно давно. Отметим, в этой связи, например, исследования

В.М. Лопаткина, Н.К. Сергеева, А.Н. Орлова [1-3] и приведенную в указанных публикациях библиографию.

Эмпирическую основу анализа проблемы составляют результаты комплексного социологического исследования состояния и перспектив развития государственно-

общественного управления средними общеобразовательными школами Алтайского края, проведенного исследовательским коллективом под руководством д.с.н., доцента, заведующей кафедрой социологии и политологии АлтГПА Н.А. Матвеевой в декабре 2008 - марте 2009 года.

Генеральную совокупность исследования составляют родители учащихся, учителя и директора школ, представители общественных организаций и СМИ. Выборка для проведения анкетного опроса родителей составлена пропорционально ге-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.