Научная статья на тему 'Подготовка учителя начальных классов к формированию здорового образа жизни школьников средствами физической культуры'

Подготовка учителя начальных классов к формированию здорового образа жизни школьников средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
797
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА / УЧИТЕЛЬ / ШКОЛЬНИК / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HEALTH / HEALTHY OF LIFE / MODEL / FORMATION / PREPARATION / TEACHER / SCHOOLBOY / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедловская М. В., Калачев Г. А.

В статье раскрыта роль учителя начальных классов в сохранении здоровья учащихся, предлагается модель его подготовки к формированию здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры, представлены принципы и этапы её реализации, педагогические условия эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREPARATION OF THE PRIMARY SCHOOL TEACHER FOR THE FORMING OF PUPILS' HEALTHY WAY OF LIFE OF BY THE PHYSICAL CULTURE MEANS

In the article the general description of the primary school teacher in keeping pupils' health is adduced, the model of his preparation for healthy way of life of primary school pupils by means of physical culture is suggested, principles and steps of it's realization, pedagogical conditions of effectiveness are presented.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя начальных классов к формированию здорового образа жизни школьников средствами физической культуры»

УДК 378.147

Дедловская М.В., ас. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

Калачев Г.А., д-р. мед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье раскрыта роль учителя начальных классов в сохранении здоровья учащихся, предлагается модель его подготовки к формированию здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры, представлены принципы и этапы её реализации, педагогические условия эффективности.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, модель, формирование, подготовка, учитель, школьник, физическая культура.

В настоящее время перед высшим педагогическим образованием стоит задача подготовки учителя не только качественно осуществляющего профессиональную деятельность, но и способного сохранить и приумножить здоровье школьников [1; 2]. Особенно это касается учителей начальных классов, принимающих участие в воспитании всех сторон жизни детей, в том числе формировании их здорового образа жизни (ЗОЖ). Учитывая важнейшую роль двигательной активности в сохранении здоровья, необходимым профессиональным качеством педагога начальной школы становится его готовность к использованию в этих целях средств физической культуры. Важным условием эффективности процесса воспитания является личный пример педагога, ведущего ЗОЖ, свободного от вредных привычек, занимающегося физкультурой и спортом [3; 4].

Актуальность настоящего исследования обусловлена противоречием между необходимостью подготовки учителей начальных классов к практической деятельности по формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры и отсутствием научно обоснованной программы её осуществления. Ставилась задача - разработать модель подготовки учителя начальных классов к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры и проверить её эффективность. Согласно предложенной модели (рисунок 1) в основу образовательного процесса положены следующие дидактические принципы:

- динамичности, обеспечивающий непрерывное, опережающее совершенствование и коррекцию системы знаний по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры;

- научности, предполагающий опору на обобщенные строго научные теоретические знания в области сохранения здоровья человека, а также организации и осуществления физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- преемственности, заключающийся в том, что студенты полученную новую информацию «пропускают» через свой личный опыт и знания, в процессе деятельности преобразовывают ее в обновленные познания, а в дальнейшем используют их для формирования ЗОЖ младших школьников средствами физической культуры;

- непрерывности, способствующий созданию последовательной связи между целью, содержанием и деятельностью в процессе подготовки студентов к формированию ЗОЖ школьников и эффективному достижению поставленной цели;

- вариативности, дающий возможность выбора различных вариантов решения конкретной задачи и использования наиболее эффективных методов деятельности;

- комплексности, проявляющийся в использовании подсистем и элементов, входящих в разрабатываемую модель, охватывающих все направления деятельности, различные формы и методы подготовки учителей к формированию ЗОЖ учащихся.

Не менее важную роль в подготовке студентов к формированию ЗОЖ младших школьников средствами физической культуры играют дидактические принципы целенаправленности, целостности, доступности, прочности знаний [5].

Результативность этого процесса на основе сконструированной нами модели обеспечивается составляющими её взаи-

мосвязанными и взаимозависимыми компонентами. Мотивационный компонент направлен на формирование ценностного отношения студентов к здоровью и воспитанию ЗОЖ учащихся, а также ориентирован на создание фундамента необходимых теоретических знаний, усвоение основных понятий, идей и фактов, подтверждающих значимость формирования ЗОЖ младших школьников средствами физической культуры.

Рисунок 1.

Модель формирования готовности учителя начальных классов к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры

Когнитивный компонент показывает теоретическую готовность студента к сохранению здоровья и формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры, обеспечивает и стимулирует освоение новых знаний о сущности, структуре, функциях и задачах физкультурно-

оздоровительной деятельности.

Содержательный компонент модели, опирающийся на учебную программу по дисциплине «Физическая культура», предполагает осознание целей обучения и значимости приобретаемых умений и навыков для формирования ЗОЖ школьников средствами физической культуры, а также овладение способами и приёмами самостоятельной деятельности, умениями ориентироваться в этой деятельности, знание особенностей её осуществления. Учитывая недостаточную освещенность вопросов ЗОЖ и формирования его у младших школьников в примерной учебной программе ГОС ВПО по физической культуре, мы включили в неё ряд теоретических тем, ка-

сающихся понятий здоровья, здорового образа жизни, его составляющих, формирования ЗОЖ у младших школьников средствами физической культуры, влияния этих средств на развитие детей.

Деятельностный компонент позволяет обеспечить будущего учителя практическими умениями и навыками разработки, организации и проведения мероприятий, связанных с формированием здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры, способствует развитию готовности студентов к пропаганде здоровья и ЗОЖ, реализации знаний, умений и навыков на практике и личной включенности в оздоровительную деятельность. При разработке модели примерная учебная программа по физической культуре была дополнена методико-практическими занятиями по организации физкультурно-спортивных мероприятий, праздников, освоению методов контроля и мониторинга функционального состояния организма младших школьников на занятиях физической культуры, решению учебно-моделирующих задач, воспроизводящих педагогические ситуации реального учебного процесса в школе.

Рефлексивный компонент отражает интегральную оценку результатов подготовки студентов к формированию ЗОЖ и выражается в рефлексивном отображении студентом самого себя, своего здоровья, самоанализе и коррекции своих знаний, умений, навыков и способности осуществлять саморегулирование деятельности.

В подготовке студента существенная роль принадлежит его взаимодействию с педагогом, которая рассматривается нами на основе субъект-субъектных отношений. Такой процесс характеризуется субъектностью, свободой в общении, диалогизацией, саморазвитием. Студент не становится субъектом в процессе обучения, а является им изначально как носитель субъективного опыта. Взаимодействие субъектов педагогического процесса предполагает определенный уровень педагогического мастерства преподавателя, а исходным ориентиром выступают познавательные возможности и уровень готовности студента к формированию ЗОЖ младших школьников.

Успешная реализация предлагаемой модели во многом зависит от соблюдения ряда педагогических условий. Лично-стно ориентированное обучение позволяет создать благоприятную среду для личного роста студента; методологическая ориентация в физкультурно-оздоровительной деятельности обеспечивает процессы самореализации и развития индивидуальности студентов. Гуманизация образования ориентирует на сохранение здоровья и формирование ЗОЖ, развитие нравственных качеств, свидетельствующих об активном отношении к обществу, к труду и его результатам, к другим людям и себе. Междисциплинарная интеграция подготовки студентов к формированию ЗОЖ младших школьников средствами физической культуры предполагает знание теоретических основ и многогранные межпредметные связи таких дисциплин, как анатомия, физиология, гигиена, возрастная психология и др.

В ходе исследования определены основные критерии готовности учителя начальных классов к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры:

• сформированность умений и навыков - знание студентом особенностей младших школьников; наличие умений и навыков формирования ЗОЖ средствами физической культуры; умения планировать и организовывать двигательную деятельность детей с учетом их половых, возрастных и индивидуальных особенностей;

• личностно мотивационная направленность на ЗОЖ -наличие у студента положительно направленной мотивации на формирование и ведение собственного здорового образа жизни, а также использование знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности;

• развитие внутренней мотивации - положительное отношение к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры, преобладание мотивов и стремлений к личной самореализации и профессиональной направленности, использование приобретённых умений и навыков для реали-

зации профессионального потенциала, а также для самоактуализации личности.

В процессе апробации модели установлены четыре уровня готовности студентов к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры. Адаптивный - характеризуется неустойчивым отношением к физкультурнооздоровительной деятельности, начальными понятиями о здоровье и ЗОЖ, отсутствием глубоких теоретических и практических знаний, умений и навыков использования средств физической культуры в его формировании. Репродуктивный -отличается более устойчивым отношением к физкультурнооздоровительной деятельности, проявлением интереса к работе с детьми, способностью использовать типовые рекомендации, действия по формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры. Продуктивный уровень характеризуется стремлением студента к познанию особенностей формирования ЗОЖ младших школьников средствами физической культуры. В процессе овладения знаниями он добывает субъективно новую информацию и осваивает её в ходе самостоятельной работы по ориентировочной основе типового действия, но с использованием новых действий и знаний. Творческий уровень отличается высокой мотивацией к формированию ЗОЖ, носящей ярко выраженный познавательный и профессиональный характер, твёрдой убеждённостью в его необходимости и практическом применении в будущем, способностью к выполнению исследовательских работ, высокой рефлексией, связанной с самоорганизацией через анализ собственной деятельности.

Программа подготовки будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников включает три этапа (диагностический, формирующий и оценочно-

результативный), каждый из которых имеет свои цели, задачи, формы организации, средства и методы их решения, и нацелен на определенный результат.

Для оценки эффективности модели в 2006-2008 гг. выполнено экспериментальное исследование на базе факультета начальных классов Барнаульского государственного педагогического университета. На диагностическом этапе работы проведено тестирование уровней готовности 77 студенток третьего курса к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры. С помощью специально подобранных и разработанных анкет, методов включенного и косвенного наблюдения, диагностических бесед и заданий, самооценки и экспертной оценки деятельности студентов, специальных заданий на рефлексию исследован уровень развития всех компонентов диагностируемой готовности. На формирующем этапе эксперимента его участники были разделены на две сопоставимые по возрасту и полу группы: экспериментальную (38 человек) и контрольную (39 человек). Количество студентов в группах соответствовало требованиям формирования выборки и обеспечивало репрезентативность данных.

В результате исследования установлено, что до начала эксперимента контрольная и экспериментальная группы по составу студентов с различными уровнями развития компонентов готовности к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры статистически достоверно не различались (таблица 1).

На формирующем этапе в контрольной группе занятия по дисциплине «Физическая культура» проводились по стандартному учебному плану. В экспериментальной группе, используя часть учебного времени и не нарушая целостности и последовательности педагогического процесса, занятия строились в соответствии с разработанной моделью. В процессе подготовки студентов проводились беседы о пользе сохранения здоровья и формирования ЗОЖ средствами физической культуры, лекции-беседы, позволяющие сформировать положительное отношение студентов к изучаемой проблеме и разъяснить интересующие их вопросы, касающиеся не только ЗОЖ учащихся, но и своего образа жизни. Студенты выполняли письменные и творческие работы, способствующие активному осмыслению новых знаний, преобразованию их во внутренние убеждения и формированию личностного отношения к воспитанию ЗОЖ школьников.

Таблица 1

Распределение студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп по уровням развития компонентов готовности к формированию ЗОЖ школьников до начала эксперимента (%)

Компо- ненты Гр уп пы Уровни развития компонентов готовности

адап- тив- ный репро- дуктив- ный продук- тивный твор- ческий

Мотива- ционный ЭГ 36, 8 44, 7 15, 8 2, 7

КГ 38, 5 35, 9 20, 5 5, 1

Когнитив- ный ЭГ 28, 9 42, 2 23, 7 5, 2

КГ 33, 3 43, 5 20, 6 2, 6

Содержа- тельный ЭГ 34, 2 42, 1 18, 5 5, 2

КГ 30, 7 46, 2 20, 5 2, 6

Деятель- ностный ЭГ 34, 2 36, 8 23, 7 5, 2

КГ 30, 8 38, 4 25, 6 5, 2

Рефлек- сивный ЭГ 26, 3 26, 4 36, 8 10, 5

КГ 28, 2 30, 7 33, 4 7, 7

Во время практических занятий осваивались необходимые умения и навыки, необходимые для организации различных физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также осуществления контроля функционального состояния занимающихся. На всех занятиях осуществлялся свободный обмен мнениями между студентами по темам учебного материала. Такая форма проведения позволяла не только активизировать познавательную деятельность студентов, но и направлять мнение группы на позитивную оценку обсуждаемой проблемы, а затем использовать его для изменения негативных установок и ошибочных суждений.

Групповая работа и деловые игры, имитирующие условия профессиональной педагогической деятельности, позволяли студентам проявить творческий подход в решении поставленной задачи на основе освоенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме. Поисково-исследовательская работа студентов способствовала развитию современного педагогического мышления и дальнейшему самосовершенствованию будущего учителя начальных классов. Оценка проделанной студентами работы осуществлялась преподавателем, другими студентами и самим исполнителем. Такой комплексный разбор работ позволял студентам увидеть себя со стороны, содействовал дальнейшему развитию, закреплению и совершенствованию системы знаний, умений и навыков, их использованию в реальных условиях учебно-профессиональной деятельности, в нестандартных ситуациях, способствовал приобретению опыта творческой педагогической деятельности, приобщению к научно-исследовательской работе.

Для оценки эффективности подготовки студентов к формированию ЗОЖ младших школьников средствами физической культуры было проведено сравнение уровней их готовности на начальном этапе эксперимента и по его окончании (таблица 2).

Таблица 2

Численность студентов ЭГ с различными уровнями развития компонентов готовности к формированию ЗОЖ школьников до и после эксперимента (%)__________________________________

Компонен- ты Уровни развития компонентов готовности

Адап- тивный Репродук- тивный Продук- тивный Творче- ский

до по- до по до по д по

сле сле сле о е сл

Мотиваци- 36 13, 44, 7 21, 15, 36, 2, 28,

онный , 8 2 1 8 8 7 9

Когнитив- 28 21, 42, 2 23, 23, 31, 5, 23,

ный , 9 0 7 7 6 2 7

Содержа- 34 7, 42, 1 21, 18, 44, 5, 26,

тельный , 2 9 1 5 7 2 3

Деятель- 34 10, 36, 8 26, 23, 31, 5, 31,

ностный , 2 5 3 7 6 2 6

Рефлек- 26 10, 26, 4 26, 36, 26, 1 36,

сивный , 3 5 3 8 4 0, 5 8

Установлено, что у значительной части студентов экспериментальной группы произошли существенные положительные изменения по каждому из компонентов готовности. Так, доля студентов с адаптивным уровнем развития мотивационного компонента готовности в процессе эксперимента снизилась с 36, 8% до 13, 2%, с репродуктивным уровнем - с 44, 7 до 21, 1%. Соответственно увеличилось число студентов с более высокими продуктивным (на 23, 6%) и творческим (на 23, 6%) уровнями развития этого компонента. Аналогичная динамика отмечена и по другим компонентам готовности. Характерным и общим для всех компонентов готовности является достоверное, статистически подтвержденное критерием х2 Пирсона (Р< 0, 05) снижение доли студентов с адаптивным уровнем готовности и увеличение их числа с творческим уровнем. Менее заметные сдвиги в группах студентов с репродуктивным и продуктивным уровнями развития компонентов готовности объясняются частичным восполнением численности групп, вследствие перехода студентов на более высокий уровень готовности.

Оценивая динамику готовности студентов к формированию ЗОЖ учащихся в целом (путем суммирования баллов оценки отдельных компонентов), можно констатировать, что в экспериментальной группе отмечены позитивные сдвиги всех показателей, в то время как в контрольной группе они существенно не изменились (таблица 3).

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности разработанной модели подготовки учителя начальных классов к формированию ЗОЖ младших школьников средствами физической культуры, что позволяет рекомендовать их к внедрению в учебный процесс педагогических вузов.

Таблица 3

Динамика распределения студентов по уровням их готовности к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры (%)

Уровни готовности Экспериментальная группа Контрольная группа

Начало экспе- римента Завер- шение экспе- римента Начало экспе- римента Завер- шение экспе- римента

Адаптивный 26, 3 7, 9 25, 6 28, 2

Репродук- тивный 44, 7 23, 7 46, 2 43, 6

Продуктив- ный 23, 7 39, 5 23, 1 25, 6

Творческий 5, 3 28, 9 5, 1 2, 6

Библиографический список

1. Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз» [Текст] / Н.П. Абаскалова. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001.

2. Ирхин, В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья [Текст] / В.Н. Ирхин. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.

3. Виленский, М.Я. Физическая культура учителя [Текст] / М.Я. Виленский // Формирование профессиональной культуры учителя / под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.

4. Калачев, Г. А. Проблема сохранения физического и психического здоровья детей в современной школе [Текст] / Г. А. Калачев // Образование в поликультурном обществе. - Барнаул, 1995.

5. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. - М., 1976.

Статья поступила в редакцию 6.07.09 УДК 37.02: 372.8

Е.Н. Исупова, соискатель АлтГПА, г. Бийск, E-mail:[email protected]

С.Д. Каракозов, д-р. пед. наук, профессор АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В работе проведен анализ преемственности обучения информатике в начальной школе и на последующих ступенях обучения, а также выделены содержательные линии учебно-методических комплектов по информатике, рекомендованных для использования в начальной школе.

Ключевые слова: обучение информатике, учебно-методический комплект, деятельностный подход к обучению.

В диссертационном исследовании Е.А. Ракитиной [1] построена методическая система обучения информатике на деятельностной основе. Исходя из введенного Е.А. Ракитиной определения понятия знания - «воспринятая, осознанная и ставшая личностно значимой информация» можно сделать вывод, что современное образование призвано сформировать у обучаемых определенный уровень культуры работы с информацией, а дисциплины информационного цикла могут сделать этот процесс целенаправленным и систематизированным. Таким образом, основная цель обучения информатике может быть сформулирована следующим образом: с точки зрения интересов общества - формирование информационной культуры на уровне, соответствующем современному этапу развития общества; с точки зрения личностного развития и самоопределения - формированию культуры работы с информацией как неотъемлемого компонента общей культуры индивида. Для достижения указанной цели, Е.А. Ракитиной предлагается следующая структура образовательной области «Информатика»: основы информатики; основы кибернетики; основы системного анализа; основы средств и технологий обработки информации; элементы «техникознания»; основы социальной информатики.

Особый интерес, с нашей точки зрения, представляют выделенные Е.А. Ракитиной основные компетенции, которые целесообразно сформировать в процессе обучения информатике: компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности; компетенция в сфере познавательной деятельности; компетенция в сфере коммуникативной деятельности; технологические компетенции; компетенции в области «техникознания» (техническая компетентность); компетенция в сфере социальной деятельности.

Информатика в начальной школе

Опыт преподавания информатика в начальной школе необычайно разнообразен. Действительно, с одной стороны осознана необходимость раннего информационного образования, с другой - информатизация начальной школы до сих пор, в основном, остается на уровне школьного компонента, а государственный стандарт образования не регламентирует содержание курса информатики для младших школьников. Поэтому педагог, начинающий преподавание информатики в начальной школе, сталкивается с массой проблем и вопросов: отбор содержания обучения, выбор учебно-методического комплекса (УМК) и программного обеспечения, выбор рациональных форм работы на уроке, особенности преподавания отдельных тем, организация игр на уроках информатики и другие.

В современной начальной школе изучение информатики направлено, в первую очередь, на развитие новой грамотности, содержание которой шире классических «трех навыков», соответствующих традиционному содержанию начального образования: читать, писать, считать. Происходит расширение понятий чтения (активный поиск всех разновидностей и типов информации, ее восприятие и анализ), письма (создание информационных объектов различных типов, установление связей между объектами, организация информации определенным образом) и счета (проектирование и конструирование объектов и действий, различные построения, в том числе ло-

гические).

Анализ учебных программ по информатике для начальной школы показывает, что они, как правило, ориентированы на развитие познавательной активности учащихся и их творческого потенциала, на формирование учебной деятельности и таких качеств, как гибкость и критичность мышления. Об этом свидетельствует вариативность учебных заданий, выполнение которых предполагает наблюдение, анализ, обобщение, выявление разнообразных зависимостей и закономерностей, установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В большинстве своем современные учебно-методические комплекты, предназначенные для обучения информатике, состоят из рабочей тетради ученика, методического пособия для учителя и системы компьютерной поддержки уроков.

В 2009 / 2010 учебном году, для использования в начальной школе, рекомендованы и допущены следующие УМК:

1) Горячев А.В. Информатика и ИКТ;

2) Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика;

3) Семенов А.Л., Рудниченко Т.А. Информатика;

4) Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ;

5) Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика.

Учебная программа А. В. Горячева [2, 12] предусматривает следующие компоненты изучения информатики:

1. Технологический, направленный на развитие информационных технологий.

2. Образовательный, направленный на развитие логического мышления школьников.

Учебники серии «Мой инструмент - компьютер» включают базовый компонент образования по информатике и ИКТ, обеспечивают выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г. Они предназначены для обучения практике работы на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики. Их рекомендуется сочетать с обучением по учебникам «Информатика в играх и задачах», созданных для обучения информатике в начальной школе без применения компьютера. Именно эти учебники наиболее широко, на сегодняшний день, используются при обучении информатике в начальной школе.

Цель курса - обеспечить учащихся необходимыми знаниями в областях, связанных с информацией.

Основная задача курса - развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и её изображения с помощью какого-либо системноориентированного языка.

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики в рамках данного курса (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их различия, связанные с организацией учебного процесса.

Занятия, нацеленные на освоение работы на компьютере:

- требуют обязательного наличия компьютеров,

- предусмотрены в образовательном стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технологии» в 3-4 классах,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.