УДК 378.147
Дедловская М.В., ас. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: pnb@uni-altai.ru
Калачев Г.А., д-р. мед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: pnb@uni-altai.ru
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье раскрыта роль учителя начальных классов в сохранении здоровья учащихся, предлагается модель его подготовки к формированию здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры, представлены принципы и этапы её реализации, педагогические условия эффективности.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, модель, формирование, подготовка, учитель, школьник, физическая культура.
В настоящее время перед высшим педагогическим образованием стоит задача подготовки учителя не только качественно осуществляющего профессиональную деятельность, но и способного сохранить и приумножить здоровье школьников [1; 2]. Особенно это касается учителей начальных классов, принимающих участие в воспитании всех сторон жизни детей, в том числе формировании их здорового образа жизни (ЗОЖ). Учитывая важнейшую роль двигательной активности в сохранении здоровья, необходимым профессиональным качеством педагога начальной школы становится его готовность к использованию в этих целях средств физической культуры. Важным условием эффективности процесса воспитания является личный пример педагога, ведущего ЗОЖ, свободного от вредных привычек, занимающегося физкультурой и спортом [3; 4].
Актуальность настоящего исследования обусловлена противоречием между необходимостью подготовки учителей начальных классов к практической деятельности по формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры и отсутствием научно обоснованной программы её осуществления. Ставилась задача - разработать модель подготовки учителя начальных классов к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры и проверить её эффективность. Согласно предложенной модели (рисунок 1) в основу образовательного процесса положены следующие дидактические принципы:
- динамичности, обеспечивающий непрерывное, опережающее совершенствование и коррекцию системы знаний по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры;
- научности, предполагающий опору на обобщенные строго научные теоретические знания в области сохранения здоровья человека, а также организации и осуществления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- преемственности, заключающийся в том, что студенты полученную новую информацию «пропускают» через свой личный опыт и знания, в процессе деятельности преобразовывают ее в обновленные познания, а в дальнейшем используют их для формирования ЗОЖ младших школьников средствами физической культуры;
- непрерывности, способствующий созданию последовательной связи между целью, содержанием и деятельностью в процессе подготовки студентов к формированию ЗОЖ школьников и эффективному достижению поставленной цели;
- вариативности, дающий возможность выбора различных вариантов решения конкретной задачи и использования наиболее эффективных методов деятельности;
- комплексности, проявляющийся в использовании подсистем и элементов, входящих в разрабатываемую модель, охватывающих все направления деятельности, различные формы и методы подготовки учителей к формированию ЗОЖ учащихся.
Не менее важную роль в подготовке студентов к формированию ЗОЖ младших школьников средствами физической культуры играют дидактические принципы целенаправленности, целостности, доступности, прочности знаний [5].
Результативность этого процесса на основе сконструированной нами модели обеспечивается составляющими её взаи-
мосвязанными и взаимозависимыми компонентами. Мотивационный компонент направлен на формирование ценностного отношения студентов к здоровью и воспитанию ЗОЖ учащихся, а также ориентирован на создание фундамента необходимых теоретических знаний, усвоение основных понятий, идей и фактов, подтверждающих значимость формирования ЗОЖ младших школьников средствами физической культуры.
Рисунок 1.
Модель формирования готовности учителя начальных классов к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры
Когнитивный компонент показывает теоретическую готовность студента к сохранению здоровья и формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры, обеспечивает и стимулирует освоение новых знаний о сущности, структуре, функциях и задачах физкультурно-
оздоровительной деятельности.
Содержательный компонент модели, опирающийся на учебную программу по дисциплине «Физическая культура», предполагает осознание целей обучения и значимости приобретаемых умений и навыков для формирования ЗОЖ школьников средствами физической культуры, а также овладение способами и приёмами самостоятельной деятельности, умениями ориентироваться в этой деятельности, знание особенностей её осуществления. Учитывая недостаточную освещенность вопросов ЗОЖ и формирования его у младших школьников в примерной учебной программе ГОС ВПО по физической культуре, мы включили в неё ряд теоретических тем, ка-
сающихся понятий здоровья, здорового образа жизни, его составляющих, формирования ЗОЖ у младших школьников средствами физической культуры, влияния этих средств на развитие детей.
Деятельностный компонент позволяет обеспечить будущего учителя практическими умениями и навыками разработки, организации и проведения мероприятий, связанных с формированием здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры, способствует развитию готовности студентов к пропаганде здоровья и ЗОЖ, реализации знаний, умений и навыков на практике и личной включенности в оздоровительную деятельность. При разработке модели примерная учебная программа по физической культуре была дополнена методико-практическими занятиями по организации физкультурно-спортивных мероприятий, праздников, освоению методов контроля и мониторинга функционального состояния организма младших школьников на занятиях физической культуры, решению учебно-моделирующих задач, воспроизводящих педагогические ситуации реального учебного процесса в школе.
Рефлексивный компонент отражает интегральную оценку результатов подготовки студентов к формированию ЗОЖ и выражается в рефлексивном отображении студентом самого себя, своего здоровья, самоанализе и коррекции своих знаний, умений, навыков и способности осуществлять саморегулирование деятельности.
В подготовке студента существенная роль принадлежит его взаимодействию с педагогом, которая рассматривается нами на основе субъект-субъектных отношений. Такой процесс характеризуется субъектностью, свободой в общении, диалогизацией, саморазвитием. Студент не становится субъектом в процессе обучения, а является им изначально как носитель субъективного опыта. Взаимодействие субъектов педагогического процесса предполагает определенный уровень педагогического мастерства преподавателя, а исходным ориентиром выступают познавательные возможности и уровень готовности студента к формированию ЗОЖ младших школьников.
Успешная реализация предлагаемой модели во многом зависит от соблюдения ряда педагогических условий. Лично-стно ориентированное обучение позволяет создать благоприятную среду для личного роста студента; методологическая ориентация в физкультурно-оздоровительной деятельности обеспечивает процессы самореализации и развития индивидуальности студентов. Гуманизация образования ориентирует на сохранение здоровья и формирование ЗОЖ, развитие нравственных качеств, свидетельствующих об активном отношении к обществу, к труду и его результатам, к другим людям и себе. Междисциплинарная интеграция подготовки студентов к формированию ЗОЖ младших школьников средствами физической культуры предполагает знание теоретических основ и многогранные межпредметные связи таких дисциплин, как анатомия, физиология, гигиена, возрастная психология и др.
В ходе исследования определены основные критерии готовности учителя начальных классов к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры:
• сформированность умений и навыков - знание студентом особенностей младших школьников; наличие умений и навыков формирования ЗОЖ средствами физической культуры; умения планировать и организовывать двигательную деятельность детей с учетом их половых, возрастных и индивидуальных особенностей;
• личностно мотивационная направленность на ЗОЖ -наличие у студента положительно направленной мотивации на формирование и ведение собственного здорового образа жизни, а также использование знаний, умений и навыков в будущей профессиональной деятельности;
• развитие внутренней мотивации - положительное отношение к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры, преобладание мотивов и стремлений к личной самореализации и профессиональной направленности, использование приобретённых умений и навыков для реали-
зации профессионального потенциала, а также для самоактуализации личности.
В процессе апробации модели установлены четыре уровня готовности студентов к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры. Адаптивный - характеризуется неустойчивым отношением к физкультурнооздоровительной деятельности, начальными понятиями о здоровье и ЗОЖ, отсутствием глубоких теоретических и практических знаний, умений и навыков использования средств физической культуры в его формировании. Репродуктивный -отличается более устойчивым отношением к физкультурнооздоровительной деятельности, проявлением интереса к работе с детьми, способностью использовать типовые рекомендации, действия по формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры. Продуктивный уровень характеризуется стремлением студента к познанию особенностей формирования ЗОЖ младших школьников средствами физической культуры. В процессе овладения знаниями он добывает субъективно новую информацию и осваивает её в ходе самостоятельной работы по ориентировочной основе типового действия, но с использованием новых действий и знаний. Творческий уровень отличается высокой мотивацией к формированию ЗОЖ, носящей ярко выраженный познавательный и профессиональный характер, твёрдой убеждённостью в его необходимости и практическом применении в будущем, способностью к выполнению исследовательских работ, высокой рефлексией, связанной с самоорганизацией через анализ собственной деятельности.
Программа подготовки будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников включает три этапа (диагностический, формирующий и оценочно-
результативный), каждый из которых имеет свои цели, задачи, формы организации, средства и методы их решения, и нацелен на определенный результат.
Для оценки эффективности модели в 2006-2008 гг. выполнено экспериментальное исследование на базе факультета начальных классов Барнаульского государственного педагогического университета. На диагностическом этапе работы проведено тестирование уровней готовности 77 студенток третьего курса к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры. С помощью специально подобранных и разработанных анкет, методов включенного и косвенного наблюдения, диагностических бесед и заданий, самооценки и экспертной оценки деятельности студентов, специальных заданий на рефлексию исследован уровень развития всех компонентов диагностируемой готовности. На формирующем этапе эксперимента его участники были разделены на две сопоставимые по возрасту и полу группы: экспериментальную (38 человек) и контрольную (39 человек). Количество студентов в группах соответствовало требованиям формирования выборки и обеспечивало репрезентативность данных.
В результате исследования установлено, что до начала эксперимента контрольная и экспериментальная группы по составу студентов с различными уровнями развития компонентов готовности к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры статистически достоверно не различались (таблица 1).
На формирующем этапе в контрольной группе занятия по дисциплине «Физическая культура» проводились по стандартному учебному плану. В экспериментальной группе, используя часть учебного времени и не нарушая целостности и последовательности педагогического процесса, занятия строились в соответствии с разработанной моделью. В процессе подготовки студентов проводились беседы о пользе сохранения здоровья и формирования ЗОЖ средствами физической культуры, лекции-беседы, позволяющие сформировать положительное отношение студентов к изучаемой проблеме и разъяснить интересующие их вопросы, касающиеся не только ЗОЖ учащихся, но и своего образа жизни. Студенты выполняли письменные и творческие работы, способствующие активному осмыслению новых знаний, преобразованию их во внутренние убеждения и формированию личностного отношения к воспитанию ЗОЖ школьников.
Таблица 1
Распределение студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп по уровням развития компонентов готовности к формированию ЗОЖ школьников до начала эксперимента (%)
Компо- ненты Гр уп пы Уровни развития компонентов готовности
адап- тив- ный репро- дуктив- ный продук- тивный твор- ческий
Мотива- ционный ЭГ 36, 8 44, 7 15, 8 2, 7
КГ 38, 5 35, 9 20, 5 5, 1
Когнитив- ный ЭГ 28, 9 42, 2 23, 7 5, 2
КГ 33, 3 43, 5 20, 6 2, 6
Содержа- тельный ЭГ 34, 2 42, 1 18, 5 5, 2
КГ 30, 7 46, 2 20, 5 2, 6
Деятель- ностный ЭГ 34, 2 36, 8 23, 7 5, 2
КГ 30, 8 38, 4 25, 6 5, 2
Рефлек- сивный ЭГ 26, 3 26, 4 36, 8 10, 5
КГ 28, 2 30, 7 33, 4 7, 7
Во время практических занятий осваивались необходимые умения и навыки, необходимые для организации различных физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также осуществления контроля функционального состояния занимающихся. На всех занятиях осуществлялся свободный обмен мнениями между студентами по темам учебного материала. Такая форма проведения позволяла не только активизировать познавательную деятельность студентов, но и направлять мнение группы на позитивную оценку обсуждаемой проблемы, а затем использовать его для изменения негативных установок и ошибочных суждений.
Групповая работа и деловые игры, имитирующие условия профессиональной педагогической деятельности, позволяли студентам проявить творческий подход в решении поставленной задачи на основе освоенных знаний, умений и навыков по изучаемой теме. Поисково-исследовательская работа студентов способствовала развитию современного педагогического мышления и дальнейшему самосовершенствованию будущего учителя начальных классов. Оценка проделанной студентами работы осуществлялась преподавателем, другими студентами и самим исполнителем. Такой комплексный разбор работ позволял студентам увидеть себя со стороны, содействовал дальнейшему развитию, закреплению и совершенствованию системы знаний, умений и навыков, их использованию в реальных условиях учебно-профессиональной деятельности, в нестандартных ситуациях, способствовал приобретению опыта творческой педагогической деятельности, приобщению к научно-исследовательской работе.
Для оценки эффективности подготовки студентов к формированию ЗОЖ младших школьников средствами физической культуры было проведено сравнение уровней их готовности на начальном этапе эксперимента и по его окончании (таблица 2).
Таблица 2
Численность студентов ЭГ с различными уровнями развития компонентов готовности к формированию ЗОЖ школьников до и после эксперимента (%)__________________________________
Компонен- ты Уровни развития компонентов готовности
Адап- тивный Репродук- тивный Продук- тивный Творче- ский
до по- до по до по д по
сле сле сле о е сл
Мотиваци- 36 13, 44, 7 21, 15, 36, 2, 28,
онный , 8 2 1 8 8 7 9
Когнитив- 28 21, 42, 2 23, 23, 31, 5, 23,
ный , 9 0 7 7 6 2 7
Содержа- 34 7, 42, 1 21, 18, 44, 5, 26,
тельный , 2 9 1 5 7 2 3
Деятель- 34 10, 36, 8 26, 23, 31, 5, 31,
ностный , 2 5 3 7 6 2 6
Рефлек- 26 10, 26, 4 26, 36, 26, 1 36,
сивный , 3 5 3 8 4 0, 5 8
Установлено, что у значительной части студентов экспериментальной группы произошли существенные положительные изменения по каждому из компонентов готовности. Так, доля студентов с адаптивным уровнем развития мотивационного компонента готовности в процессе эксперимента снизилась с 36, 8% до 13, 2%, с репродуктивным уровнем - с 44, 7 до 21, 1%. Соответственно увеличилось число студентов с более высокими продуктивным (на 23, 6%) и творческим (на 23, 6%) уровнями развития этого компонента. Аналогичная динамика отмечена и по другим компонентам готовности. Характерным и общим для всех компонентов готовности является достоверное, статистически подтвержденное критерием х2 Пирсона (Р< 0, 05) снижение доли студентов с адаптивным уровнем готовности и увеличение их числа с творческим уровнем. Менее заметные сдвиги в группах студентов с репродуктивным и продуктивным уровнями развития компонентов готовности объясняются частичным восполнением численности групп, вследствие перехода студентов на более высокий уровень готовности.
Оценивая динамику готовности студентов к формированию ЗОЖ учащихся в целом (путем суммирования баллов оценки отдельных компонентов), можно констатировать, что в экспериментальной группе отмечены позитивные сдвиги всех показателей, в то время как в контрольной группе они существенно не изменились (таблица 3).
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности разработанной модели подготовки учителя начальных классов к формированию ЗОЖ младших школьников средствами физической культуры, что позволяет рекомендовать их к внедрению в учебный процесс педагогических вузов.
Таблица 3
Динамика распределения студентов по уровням их готовности к формированию ЗОЖ школьников средствами физической культуры (%)
Уровни готовности Экспериментальная группа Контрольная группа
Начало экспе- римента Завер- шение экспе- римента Начало экспе- римента Завер- шение экспе- римента
Адаптивный 26, 3 7, 9 25, 6 28, 2
Репродук- тивный 44, 7 23, 7 46, 2 43, 6
Продуктив- ный 23, 7 39, 5 23, 1 25, 6
Творческий 5, 3 28, 9 5, 1 2, 6
Библиографический список
1. Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз» [Текст] / Н.П. Абаскалова. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001.
2. Ирхин, В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья [Текст] / В.Н. Ирхин. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.
3. Виленский, М.Я. Физическая культура учителя [Текст] / М.Я. Виленский // Формирование профессиональной культуры учителя / под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.
4. Калачев, Г. А. Проблема сохранения физического и психического здоровья детей в современной школе [Текст] / Г. А. Калачев // Образование в поликультурном обществе. - Барнаул, 1995.
5. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. - М., 1976.
Статья поступила в редакцию 6.07.09 УДК 37.02: 372.8
Е.Н. Исупова, соискатель АлтГПА, г. Бийск, E-mail:pnb@uni-altai.ru
С.Д. Каракозов, д-р. пед. наук, профессор АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: pnb@uni-altai.ru
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В работе проведен анализ преемственности обучения информатике в начальной школе и на последующих ступенях обучения, а также выделены содержательные линии учебно-методических комплектов по информатике, рекомендованных для использования в начальной школе.
Ключевые слова: обучение информатике, учебно-методический комплект, деятельностный подход к обучению.
В диссертационном исследовании Е.А. Ракитиной [1] построена методическая система обучения информатике на деятельностной основе. Исходя из введенного Е.А. Ракитиной определения понятия знания - «воспринятая, осознанная и ставшая личностно значимой информация» можно сделать вывод, что современное образование призвано сформировать у обучаемых определенный уровень культуры работы с информацией, а дисциплины информационного цикла могут сделать этот процесс целенаправленным и систематизированным. Таким образом, основная цель обучения информатике может быть сформулирована следующим образом: с точки зрения интересов общества - формирование информационной культуры на уровне, соответствующем современному этапу развития общества; с точки зрения личностного развития и самоопределения - формированию культуры работы с информацией как неотъемлемого компонента общей культуры индивида. Для достижения указанной цели, Е.А. Ракитиной предлагается следующая структура образовательной области «Информатика»: основы информатики; основы кибернетики; основы системного анализа; основы средств и технологий обработки информации; элементы «техникознания»; основы социальной информатики.
Особый интерес, с нашей точки зрения, представляют выделенные Е.А. Ракитиной основные компетенции, которые целесообразно сформировать в процессе обучения информатике: компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности; компетенция в сфере познавательной деятельности; компетенция в сфере коммуникативной деятельности; технологические компетенции; компетенции в области «техникознания» (техническая компетентность); компетенция в сфере социальной деятельности.
Информатика в начальной школе
Опыт преподавания информатика в начальной школе необычайно разнообразен. Действительно, с одной стороны осознана необходимость раннего информационного образования, с другой - информатизация начальной школы до сих пор, в основном, остается на уровне школьного компонента, а государственный стандарт образования не регламентирует содержание курса информатики для младших школьников. Поэтому педагог, начинающий преподавание информатики в начальной школе, сталкивается с массой проблем и вопросов: отбор содержания обучения, выбор учебно-методического комплекса (УМК) и программного обеспечения, выбор рациональных форм работы на уроке, особенности преподавания отдельных тем, организация игр на уроках информатики и другие.
В современной начальной школе изучение информатики направлено, в первую очередь, на развитие новой грамотности, содержание которой шире классических «трех навыков», соответствующих традиционному содержанию начального образования: читать, писать, считать. Происходит расширение понятий чтения (активный поиск всех разновидностей и типов информации, ее восприятие и анализ), письма (создание информационных объектов различных типов, установление связей между объектами, организация информации определенным образом) и счета (проектирование и конструирование объектов и действий, различные построения, в том числе ло-
гические).
Анализ учебных программ по информатике для начальной школы показывает, что они, как правило, ориентированы на развитие познавательной активности учащихся и их творческого потенциала, на формирование учебной деятельности и таких качеств, как гибкость и критичность мышления. Об этом свидетельствует вариативность учебных заданий, выполнение которых предполагает наблюдение, анализ, обобщение, выявление разнообразных зависимостей и закономерностей, установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.
В большинстве своем современные учебно-методические комплекты, предназначенные для обучения информатике, состоят из рабочей тетради ученика, методического пособия для учителя и системы компьютерной поддержки уроков.
В 2009 / 2010 учебном году, для использования в начальной школе, рекомендованы и допущены следующие УМК:
1) Горячев А.В. Информатика и ИКТ;
2) Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика;
3) Семенов А.Л., Рудниченко Т.А. Информатика;
4) Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ;
5) Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика.
Учебная программа А. В. Горячева [2, 12] предусматривает следующие компоненты изучения информатики:
1. Технологический, направленный на развитие информационных технологий.
2. Образовательный, направленный на развитие логического мышления школьников.
Учебники серии «Мой инструмент - компьютер» включают базовый компонент образования по информатике и ИКТ, обеспечивают выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г. Они предназначены для обучения практике работы на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики. Их рекомендуется сочетать с обучением по учебникам «Информатика в играх и задачах», созданных для обучения информатике в начальной школе без применения компьютера. Именно эти учебники наиболее широко, на сегодняшний день, используются при обучении информатике в начальной школе.
Цель курса - обеспечить учащихся необходимыми знаниями в областях, связанных с информацией.
Основная задача курса - развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и её изображения с помощью какого-либо системноориентированного языка.
Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики в рамках данного курса (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их различия, связанные с организацией учебного процесса.
Занятия, нацеленные на освоение работы на компьютере:
- требуют обязательного наличия компьютеров,
- предусмотрены в образовательном стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технологии» в 3-4 классах,