УДК 378.637
Volohov S.P. CROSS-CULTURAL SUPPORT OF TEACHER TRAINING EDUCATION DEVELOPMENT IN TRANSBOUNDARY TERRITORY OF THE GREATER ALTAI. The article is devoted to the internationalization of higher education in transboundary territory of the Great Altai - the border regions of Russia, Kazakhstan, Mongolia and China. The article presents an experience in the development of cross-border model of teacher training education by the Altai State Pedagogical Academy. The researcher of the project tells about the necessity to create ethno-cultural centers in the pedagogical higher educational institution, which would give cross-cultural support to the implementation of international scientific and educational programs into practice. The author analyzes the possible approaches of cross-cultural activity in a pedagogical higher educational institution with reference to the Center of the Kazakh language and culture in the Altai State Pedagogical Academy. The author of the paper mentions that the idea of joining Bologna system in education is partly over, when some ideas are already realized and work. He sees another tendency in education, which is about coming back to educational systems of the countries of pro- and post-Soviet space.
Key words: internationalization of education, transborder education, the Greater Altai, ethnocultural competence, cross-cultural support, ethno-cultural center.
С.П. Волохов, доц. каф. философии и культурологии ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, E-mail:[email protected]
КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ БОЛЬШОГО АЛТАЯ
В статье рассматривается понятие «интернационализация высшего образования» как стратегия развития высшей школы. Актуализируется понимание процесса интернационализации высшего образования в транс-граничье Большого Алтая - приграничные регионы России, Казахстана, Монголии и Китая. Представлен опыт развития модели трансграничного педагогического образования в контексте кросс-культурной деятельности подразделений Алтайской государственной педагогической академии. Автор приходит к выводу, что для интернационализации высшего образования в трансграничье Большого Алтая требуется соответствующее научно-образовательное сопровождение, в первую очередь, за счет сотрудничества высших школ приграничных регионов.
Ключевые слова: интернационализация образования, трансграничное образование, Большой Алтай, этнокультурная компетентность, кросс-культурное обеспечение, этнокультурный центр.
Современная высшая школа стратегию своего развития рассматривает в международном измерении, что обусловило актуальность вхождения в научный оборот такого понятия, как «интернационализация высшего образования». Из множества существующих определений можно выделить главное - это развитие региональных систем образования, приемлемых для многих стран мира [1, с. 187]. В настоящее время в зарубежной и отечественной науке состоялись исследования по изучению предпосылок, условий, тенденций и технологий развития интернационализации высшего образования [2; 3]. Остановимся подробно на рассмотрении такого аспекта, как «трансграничное образование».
В современной науке до сих пор нет устоявшегося подхода в понимании трансграничного образования, однако можно выделить его технологический и географический ракурсы. В частности, Г. Лукичёв трактует трансграничное (транснациональное) образование как «все виды программ, или курсов обучения, или образовательных услуг, включая дистанционное образование, при осуществлении которых обучаемые находятся в другой стране, нежели та, где расположен вуз, присваивающий квалификацию. Программы могут принадлежать образовательной системе зарубежной страны или быть реализованы независимо от какой-либо национальной системы образования» [3, с. 73]. Как видим, данное определение отражает технологию организации трансграничного образования. В то же время, как подчеркивают некоторые авторы, в сфере образования отмечается и тенденция к регионализации, когда развитие системы образования актуализируется под углом зрения социально-экономических и политических интересов и потребностей регионов [4, с. 29-32]. В качестве примера в межнациональном (континентальном) масштабе часто приводится единое европейское образовательное пространство, объединенное Болонским процессом, конкурирующее с Североамериканским образовательным пространством. На наш взгляд, две приведенные трактовки не исключают друг друга, но в русле заявленной тематики следует акцентировать внимание на трансграничном образовании в контексте регионализации образовательных систем.
Пережив увлеченность «болонской идеей», отчасти воплотив отдельные её элементы в собственной практике, в
российской системе высшего образования в последние годы активизируется движение к образовательным системам стран про- и постсоветского пространства. В азиатской части России большую актуальность обретает региональное сближение, институционально оформляющееся в тренде «Большого Алтая» с участием приграничных регионов России, Казахстана, Монголии и Китая. Представители российского руководства неоднократно подчеркивали важность сотрудничества по вопросам торговли, промышленности, энергетики, транспорта, туризма в пределах «Большого Алтая» [5].
Для обеспечения процессов социально-экономической интеграции в порубежье «Большого Алтая» требуется соответствующее научно-образовательное сопровождение, в первую очередь, за счет сотрудничества высших школ приграничных регионов. Современный вуз, как известно, выполняет функцию регуляторов в развитии всех социальных структур и процессов. В связи с этим в последние годы формируются модели трансграничного образования, в частности, модели межрегионального объединения - «Совет ректоров высших учебных заведений Большого Алтая», «Университет стран-участниц ШОС».
Особую роль в обеспечении процессов интеграции выполняют вузы, осуществляющие подготовку педагогических кадров, т.к. при их непосредственном участии в регионах формируется и развивается первичный интеллектуальный, профессиональный, культурно-образовательный потенциал, выполняются различные «социальные заказы». Поэтому закономерным явилось создание в 2012 г. «Ассоциации педагогических вузов Казахстана и России по развитию трансграничного образования». В настоящее время в Ассоциацию входят педагогические вузы: с казахстанской стороны - вузы Семейского региона и Павлодарской области, с российской - вузы Алтайского края, Новосибирской, Омской и Томской областей и Башкирии [6].
В рамках вышеназванных моделей трансграничного образования осуществляется сотрудничество по вопросам подготовки педагогических кадров, реализации совместных научно-исследовательских, культурно-просветительских проектов, издания научной и учебно-методической литературы и т.д. Однако данная работа требует соответствующего кросс-культурного сопровождения.
Следует отметить, что под кросс-культурностью в гуманитарных науках понимают особую среду взаимоотношений, возникающую на перекрестке культур и создающую некую самостоятельную культуру [7]. Кросс-культурный подход, методически апробированный в социально-психологических исследованиях, позволяет осуществить сравнение представителей двух и более культурных групп по схожим параметрам. В результате проведенного сравнения вырабатываются не просто рекомендации, а формируется среда адекватных межкультурных взаимодействий [8].
Вузы, участвующие в реализации трансграничных научно-образовательных проектов, столкнулись с необходимостью создания на своих площадках кросс-культурных центров, деятельность которых была бы направлена на гармонизацию взаимоотношений национальных представительств по установкам языковой, культурно-традиционной, духовно-религиозной, художественной, научно-образовательной практик. Во многих вузах Алтая российской стороны в последние годы получили развитие центры, представляющие язык и культуру казахского, китайского, монгольского народов.
Необходимо заметить, в российском педагогическом образовании в последние годы особую актуальность приобретает понятие этнокультуного образования и, как следствие, - формирование у будущих педагогов этнокультурной компетентности. В научной литературе можно встретить следующее определение этнокультурной компетентности применительно к системе подготовки педагогов: «Это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, что проявляется в умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде» [9, с. 79]. Очевидным является тот факт, что актуальность формирования у будущих педагогов этнокультурной компетентности определяется внутрироссийским обстоятельством. Россия -многонациональная, поликультурная страна, на ее территории проживает более 180 народов. Поэтому в общероссийском масштабе важным является не только наличие комплекса консолидирующих в русле национальной и этнокультурной идентификации идей и ценностей, но и его реализация в системе образования. Этим, в частности, объясняется недавнее вхождение в программу общеобразовательной школы предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Вместе с тем в приграничных регионах России, каким, собственно, является Алтайский край, важность формирования этнокультурной ком-птентности граждан обуславливается близостью культур народов порубежных стран.
В подтверждение сказанного можно привести выдержку из миссии Центра казахского языка и культуры, созданного при
Библиографический список
Алтайской государственной педагогической академии: с одной стороны, - это «оказание языковой и культурной поддержки казахской диаспоре Алтайского края», с другой, - «проведение политики Республики Казахстан по укреплению дружбы и сотрудничества с Российской Федерацией в сфере образования и науки» [10]. Если отойти от стиля нормативного изложения, то, по сути, - это миссия кросс-культурного обеспечения. Можно прокомментировать данное утверждение на примере одного, на первый взгляд, незначительного примера. Благодаря работе Центра, многие студенты и преподаватели Алтайской государственной педагогической академии знают о блюде «наурыз-коже», которое готовится в праздник «Наурыз» 21 марта. У тюркских и иранских народов считается, что с этим праздником в дом приходит весна и изобилие. Но для этого необходимо вкусить «наурыз-коже» -блюдо, состоящее из 7 компонентов: вода, мясо, соль, жир, мука, молоко, злаки. И тогда в течение года твоими спутниками будут: счастье, удача, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост, покровительство неба.
Но не это главное. Главным является знакомство студентов и преподавателей с культурными кодами дружественного народа. Русско-культурные участники праздника, при кросс-культурной постановке его сценария, смогли соотнести «Наурыз» по смыслу и назначению с «Масленицей». В результате такого подхода закладывается механизм «узнавания» участников взаимодействия и перевод системы отношений «Мы - Они» в принципиально иное качество - «Я - Ты». Это качество дружественного, доверительного отношения. Этим обеспечивается необходимая для взаимовыгодного сотрудничества эмоционально-психологическая, коммуникативная основа.
Деятельность Центра разнообразна. На его базе ведутся курсы казахского языка для всех желающих не только из числа студентов и преподавателей, но и жителей Барнаула. В Центре сложился интересный этнографический фонд, что позволяет проводить экскурсии для студентов и школьников. Центр является постоянным участником внутривузовских, городских и краевых этнофестивалей. Сотрудники Центра осуществляют тьюторскую поддержку участников программ академической мобильности [11]. Ширится сотрудничество Алтайской государственной педагогической академии с другими представителями «Большого Алтая» - Монголией и Китаем. Поэтому встает вопрос о дальнейшем развитии Центра в русле его преобразования в «Центр культур народов Большого Алтая».
Таким образом, деятельность этнокультурного центра, основанная на кросс-культурном подходе, является своеобразной «точкой опоры» в системе реализации международных научно-образовательных программ и проектов, представленных на уровнях: международная деятельность вуза - модель трансграничного образования - политика в области интернационализации образования.
1. Толковый словарь обществоведческих терминов / сост. и гл. ред. Н.Е. Яценко. - М., 1999.
2. Абдулкеримов, И.З. Факторы и условия развития интеграционных процессов на рынке образовательных услуг // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 2(28).
3. Куприянова-Ашина, В. Интернационализация высшего образования: российские подходы // Свободный университет Брюсселя, Бельгия [Э/р]. - Р/д: http://www.intertrends.ru/thirty-third/Kupriyanova.pdf
4. Лукичёв, Г.А. Транснациональное образование // Вестник РУДН. - 2002. - № 1. - Сер. Юридические науки.
5. Лазаренко, И.Р. Основы управления инновационными процессами в системе дополнительного профессионального образования: монография. - Барнаул, 2о04.
6. Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на заседании Совета глав субъектов РФ при МИД РФ 03.12.2013 г. // РИА Новости [Э/р]. - Р/д: http://ria.ru/politics/20131203/ 981498824.html#ixzz2z1MZ692s.
7. Лазаренко, И.Р. Развитие трансграничного педагогического образования в порубежье Большого Алтая // Вестник АлтГПА: непрерывное педагогическое образование в трансграничном пространстве. - 2014. - № 19.
8. Национальная энциклопедическая служба [Э/р]. - Р/д: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/kros-kulturnyi-metod.
9. Мацумото, Д. Психология и культура. - СПб., 2002.
10. Афанасьева, А.Б. Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - № 30. - Т. 8.
11. Положение о Центре казахского языка и культуры ФГБОУ ВПО «АлтГПА» // Центр казахского языка и культуры [Э/р]. - Р/д: http://www. uni-altai.ru/intl/intl_kaz
12. Язык - это мост к международному сотрудничеству и дружбе // Вестник АлтГПА: непрерывное педагогическое образование в трансграничном пространстве. - 2013. - № 17.
Bibliography
1. Tolkovihyj slovarj obthestvovedcheskikh terminov / sost. i gl. red. N.E. Yacenko. - M., 1999.
2. Abdulkerimov, I.Z. Faktorih i usloviya razvitiya integracionnihkh processov na rihnke obrazovateljnihkh uslug // Regionaljnihe problemih preobrazovaniya ehkonomiki. - 2011. - № 2(28).
3. Kupriyanova-Ashina, V. Internacionalizaciya vihsshego obrazovaniya: rossiyjskie podkhodih // Svobodnihyj universitet Bryusselya, Beljgiya [Eh/r]. - R/d: http://www.intertrends.ru/thirty-third/Kupriyanova.pdf
4. Lukichyov, G.A. Transnacionaljnoe obrazovanie // Vestnik RUDN. - 2002. - № 1. - Ser. Yuridicheskie nauki.
5. Lazarenko, I.R. Osnovih upravleniya innovacionnihmi processami v sisteme dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Barnaul, 2004.
6. Vihstuplenie Ministra inostrannihkh del Rossii S.V. Lavrova na zasedanii Soveta glav subjhektov RF pri MID RF 03.12.2013 g. // RIA Novosti [Eh/r]. - R/d: http://ria.ru/politics/20131203/ 981498824.html#ixzz2z1MZ692s.
7. Lazarenko, I.R. Razvitie transgranichnogo pedagogicheskogo obrazovaniya v porubezhje Boljshogo Altaya // Vestnik AltGPA: neprerihvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v transgranichnom prostranstve. - 2014. - № 19.
8. Nacionaljnaya ehnciklopedicheskaya sluzhba [Eh/r]. - R/d: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/kros-kulturnyi-metod.
9. Macumoto, D. Psikhologiya i kuljtura. - SPb., 2002.
10. Afanasjeva, A.B. Formirovanie ehtnokuljturnoyj kompetentnosti v sisteme vihsshego pedagogicheskogo obrazovaniya // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. - 2007. - № 30. - T. 8.
11. Polozhenie o Centre kazakhskogo yazihka i kuljturih FGBOU VPO «AltGPA» // Centr kazakhskogo yazihka i kuljturih [Eh/r]. - R/d: http://www. uni-altai.ru/intl/intl_kaz
12. Yazihk - ehto most k mezhdunarodnomu sotrudnichestvu i druzhbe // Vestnik AltGPA: neprerihvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v transgranichnom prostranstve. - 2013. - № 17.
Статья поступила в редакцию 18.11.14
УДК 371.214.14
Ivanova M.M. PROJECTION OF THE PROGRAM OF SOCIALIZATION AND VOCATIONAL GUIDANCE AT A STAGE OF (FULL) BASIC EDUCATION. In new educational conditions the requirements to planning and the organization of vocational guidance that would train to take steps of the further professional education have changed. According to the Federal State Educational Standard (FSES) the direction of "Socialization and Vocational Guidance" is one of the components of the program of education and socialization, which is trained along with such directions as: spiritual and moral development, upbringing of children, formation of ecological culture, culture of a healthy and safe way of life. In this regard in the educational theory and practice there was a need for development of this program, taking into account requirements of FSES. In this article the author reveals theoretical and methodological bases of design of the program of socialization and career guidance trained at a stage of (full) basic education, and provides methodical recommendations to development of such program.
Key words: vocational guidance, socialization, Federal state educational standard, full basic education, program, projection.
М.М. Иванова, ведущий инженер научного отдела ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЭТАПЕ (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В новых образовательных условиях изменились требования к планированию и организации профессиональной ориентации обучающихся на ступени общего образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, (ФГОС) направление «Социализация и профессиональная ориентация» обучающихся является одним из составляющих компонентов программы воспитания и социализации обучающихся, наряду с такими направлениями как: духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. В связи с этим в образовательной теории и практике возникла необходимость в разработке данной программы с учетом требований ФГОС.
В данной статье раскрываются теоретические и методологические основы проектирования программы социализации и профориентации обучающихся на этапе (полного) общего образования, а также представлены методические рекомендации к разработке такого рода программы.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, социализация, Федеральный государственный образовательный стандарт, полное общее образование, программа, проектирование.
Актуальность данного исследования обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, а также рядом происходящих социокультурных и экономических преобразований, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение российской молодёжи (изменение содержания профессий, увеличение требований к будущим специалистам, развитие рынка труда, интеграция России в мировое экономическое и образовательное пространство и т.д.). В этом контексте профориентационная работа приобретает особое значение и становится одной из важнейших функций образовательного процесса. Имеющая место неподготовленность современной молодежи к новым требованиям социально-экономической ситуации ставит задачу планирования его профессионального будущего, обеспечение соответствующих условий в числе наиболее актуальных задач современного школьного образования, которому принадлежит ведущая роль в этом.
В связи с этим повышается значимость и необходимость совершенствования профессиональной ориентации учащихся на всех этапах школьного образования.
Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности относится к числу приоритетных направлений совершенствования российской образовательной сферы. Согласно ФГОС второго поколения основного и среднего общего образования, профессиональная ориентация включена в программу воспитания и социализации обучающихся [1]. Программой предусмотрена система базовых ценностей, сформулированы задачи, примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися, уровни планируемых результатов данного направления воспитания и социализации.
Воспитание и социализация обучающихся осуществляется по нескольким направлениям: воспитание социальной ответственности и компетентности; воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания; воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).