Научная статья на тему 'Социально-педагогический комплекс как технология педагогического сопровождения социальной адаптации воспитанников'

Социально-педагогический комплекс как технология педагогического сопровождения социальной адаптации воспитанников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2035
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Галина Ивановна

В связи с развитием и распространением социальной педагогики в России в начале 90-х гг. начинается разработка социально-педагогических технологий. Во многом они разрабатываются на стыке социальных и педагогических технологий, хотя, бесспорно, имеют свою специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический комплекс как технология педагогического сопровождения социальной адаптации воспитанников»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Г. И. Симонова

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

В связи с развитием и распространением социальной педагогики в России в начале 90-х гг. начинается разработка социально-педагогических технологий. Во многом они разрабатываются на стыке социальных и педагогических технологий, хотя, бесспорно, имеют свою специфику.

В контексте социальных технологий Г. К. Се-левко выделяет технологии социального воспитания. Он определяет их как отрасль социальных технологий, ориентированную на осуществление важнейшей функции общества - подготовку подрастающих поколений к включению в общественную жизнь, к нормальному функционированию в обществе. Конкретная социально-воспитательная технология - это научно обоснованная система и порядок функционирования всех средств, используемых для решения определенной социально-воспитательной проблемы [1].

Такой подход кажется нам правомерным и обоснованным при рассмотрении процесса педагогического сопровождения социальной адаптации личности. Это связано с тем, что область применения технологий социально-воспитательной деятельности - социальная сфера, представляющая собой совокупность материальных и духовных условий жизни и деятельности человека. Имеется в виду процесс формирования, развития, становления школьников и студентов как в стенах учебного заведения, так и вне его, в открытой среде, во взаимодействии, общении с различными объектами социума. Именно этой деятельности, с точки зрения М. М. Плоткина, соответствуют современные социально-воспитательные технологии. Особый интерес в этом плане представляет технология социально-педагогических комплексов.

На наш взгляд, данная технология предоставляет оптимальные условия для успешной соци-

СИМОНОВА Галина Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент по кафедре педагогики ВятГГУ © Симонова Г. И., 2005

альной адаптации детей, подростков и молодежи. Социально-педагогические комплексы (СПК) возникли в 60-е гг. прошлого столетия на Урале - в Нижнем Тагиле, Первоуральске, Свердловске. В основе своей они опираются на идеи С. Т. Шацкого, В. А. Зеленко, Е. Н. Медынского. Среди современных исследователей проблемы можно отметить В. Д. Семенова. СПК изначально рассматривался как общественно-управляемая система воспитательных средств на данной территории. Их появление позволяло педагогическим коллективам полноценно осуществлять функции педагогического обеспечения системы социального воспитания. Деятельность образовательного учреждения предполагала организацию педагогического влияния на всех участников воспитательного процесса, проведение диагностики воспитательных влияний на личность, согласование целей, задач, содержания воспитательного процесса. При этом социально-педагогический комплекс - это не простое соединение образовательного учреждения и других социальных объектов - производственных, учебных, культурных, а некая целостная система со своей социально-культурной атмосферой, психологическим климатом, воспитательной системой. В. Д. Семенов отмечает, что социально-педагогический комплекс отличается от традиционного шефства производственных коллективов над школой и различных форм работы в микрорайоне следующим: во-первых, целостностью, комплексностью, системностью воспитательных средств, реализующих план социального развития района, села, города; во-вторых, планирование и организация работы в социально-педагогических комплексах опираются не на ведомственную специфику, хотя она и учитывается, а на цель воспитательного воздействия: включить учащуюся молодежь в общественно значимую деятельность в образовательном учреждении и за его пределами, обогатить сферу их общения, т. е. оказать по возможности более широкое влияние на формирование личности; в-третьих, создавая условия для развития личности, социально-педагогические комплексы позволяют более эффективно решать задачи трудового воспитания детей; в-четвертых, в сфере целенаправленного влияния, оказываемого социально-педагогическими комплексами, находятся не только дети и молодежь, но и семья, учителя, наставники-общественники [2].

СПК - это открытая дифференцированная система, объединяющая взрослых и детей, профессиональных педагогов и педагогов-непрофессионалов на основе взаимодействия, взаимопонимания, сотрудничества. Важнейшим содержательным признаком СПК является создание воспитывающей среды, социокультурный потенциал которой направлен на социальное, психическое и физическое здоровье человека.

Социально-педагогический комплекс - это открытая воспитательная система, развернутая на внешкольную среду. Поэтому важно обозначить специфику функций различных социальных институтов в деятельности СПК.

Семья. В социально-педагогическом комплексе значительно активизируется деятельность родителей. Они привлекаются к участию в организации досуга, общественно полезного труда, ведут работу по профориентации школьников, участвуют в воспитательном процессе.

Производственные коллективы осуществляют трудовое, экономическое воспитание, профориентацию учащихся, участвуют в организации дел в микрорайоне, оказывают финансовую и материальную помощь в подготовке дел в микрорайоне предприятия.

Административные органы. Участвуют в планировании и подготовке дел на уровне микрорайона, района, города, области, региона. Ведут профилактическую работу, стимулируют социальные инициативы, поддерживают социальные проекты.

Общественные организации. Инициируют проведение социально значимых дел, стимулируют включение различных возрастных и социальных групп населения в жизнедеятельность социума.

Учреждения культуры и спорта. Стимулируют нравственно-эстетическую и спортивно-оздоровительную работу с детьми, подростками, молодежью.

Высшие и средние специальные учебные заведения профессионального образования организуют деятельность педагогических отрядов и волонтеров. Такое сотрудничество имеет двойной эффект: студенты способствуют развитию личности воспитанников и обретают профессиональный опыт, обогащаются сами.

Военкомат способствует военно-патриотическому воспитанию молодежи, стимулирует и готовит юношей к службе в вооруженных силах.

Эти и другие социальные институты способствуют созданию определенной социокультурной среды, обеспечивающей успешную социальную адаптацию воспитанников.

М. М. Плоткин выделяет некоторые модификации технологии СПК в зависимости от конкретных условий социума:

- в условиях большого города, поселка, села, где имеется большое количество учреждений (до-

полнительного образования, культуры), которые могут вести работу с детьми и в своих стенах и в школе. Школа в этом случае - координатор воспитательных влияний, методический центр по пе-дагогизации окружающей среды;

- содружество школы и производства (в условиях близкого соседства с крупными производственными предприятиями). Возможны варианты школы и сельскохозяйственного производства. Школа - предприятие - это система двухсторонних связей, которая определяет и содержание, и нравственно-воспитательную атмосферу окружающего школу социального пространства, в котором детский коллектив, семья, производственный коллектив взаимосвязаны единым планом, совместными делами, заботами, проблемами, имеют общее социокультурное пространство;

- комплекс социально-педагогической поддержки ребенка, под которым имеется в виду деятельность различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Термин «педагогическая поддержка», введенный в научный оборот О. С. Газманом, подразумевает поддержку психологическую, социальную, медицинскую, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением;

- межведомственный социально-педагогический комплекс представляет собой образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, родителей, учреждений образования, культуры, спорта, государственных и общественных организаций.

Социально-педагогический комплекс предполагает высокую степень интеграции различных групп населения в социально-воспитательную систему комплекса. СПК обеспечивает разностороннее развитие личности в контексте природных задатков и способностей ребенка в социальном и психолого-педагогическом пространстве; выбор профиля и уровня обучения, педагогов и внеурочной деятельности, доступность разных институтов воспитания, интеграции личности в окружающую среду. Более того, широкий спектр возможностей для ресоциализации и социальной адаптации предлагается для молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Большим потенциалом для организации педагогического сопровождения социальной адаптации этой категории молодежи обладают учреждения дополнительного образования.

Педагогический коллектив Детско-юношеского центра (далее - ДЮЦ) Октябрьского района г. Кирова (директор - Ю. К. Судницын) длительное время осуществлял поиск оптимальных способов социальной адаптации воспитанников. Учитывая, что в состав детско-юношеского центра входят 12 структурных подразделений (клу-

бов по месту жительства), которые охватывают по расположению всю территорию Октябрьского района города, а также тот факт, что учреждение имеет многолетний опыт сотрудничества и совместной деятельности с учреждениями образования, культуры, спорта, общественными организациями по различным направлениям, нами была выбрана технология социально-педагогического комплекса как базовая для организации педагогического сопровождения социальной адаптации воспитанников.

Успешная социальная адаптация личности возможна на основе объединения возможностей всех социальных институтов, поскольку индивид должен овладеть навыками адаптации в таких сферах, как общество, семья, образовательное учреждение, неформальная группа. Для того чтобы образовательное учреждение целостно и системно способствовало социальной адаптации учащихся, необходимо от этой ведущей идеи и цели выстроить определенную логику деятельности учреждения. Как отмечалось выше, одной из технологий социальной адаптации учащихся может стать технология социально-педагогического комплекса. Создание и функционирование социально-педагогического комплекса предполагает реализацию определенной системы - совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, которая проявляется во внутреннем единстве, взаимообусловленности всех элементов и относительной автономности от окружающей среды.

Социально-педагогический комплекс (СПК) является инновационной организационной моделью и представляет собой структурно упорядоченную и разветвленную сеть служб помощи семье и детству, направленную на социальную защиту и реализацию прав каждого его члена в творческой самореализации, успешном физическом, психическом и социальном развитии личности.

СПК создается на базе образовательного учреждения любого типа и не является юридическим лицом. Все правовые вопросы решает образовательное учреждение, на базе которого создается комплекс.

Содержание деятельности СПК строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН «О правах ребенка», Межведомственной программой развития системы дополнительного образования детей на 20022005 гг. Минобразования России, Программой развития воспитания в системе образования России, Уставом учреждения и Положением об СПК.

СПК предполагает создание целого ряда узкоспециализированных служб, деятельность которых направлена на решение задач социальной адаптации личности.

Деятельность СПК осуществляется на основе интеграции воспитательных сил учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, учреждений культуры, социальной защиты района, что позволяет создать единое воспитательное пространство. СПК является открытой социально-педагогической системой, которая выстраивает связи с общественными и государственными учреждениями, организациями, социальными институтами города и области.

Целью деятельности СПК является создание условий для психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации воспитанников. Задачи СПК:

- изучение и использование социокультурных возможностей среды и интеграция воспитательных сил социума;

- социальное воспитание, социальное образование, социальная защита детства, направленные на формирование социальных качеств личности, самосознания, самоутверждения, самоопределения воспитанников;

- реализация широкого спектра вариативных социально-адаптивных программ, направленных на включение воспитанников в систему социальных отношений и приобретение социального опыта;

- гармонизация жизнедеятельности и социальных отношений отдельного человека, направленная на помощь в социальной адаптации личности;

- саморазвитие и профессиональное совершенствование членов педагогического коллектива.

Цель и задачи определяют выбор приоритетных направлений содержания социально-педагогической деятельности СПК:

в области содержания образования:

- реализация образовательных программ разных уровней, типов, сроков освоения художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, технической, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, турист-ско-краеведческой направленности для детей, подростков, молодежи;

- оказание образовательных услуг семье, направленных на помощь в социальном и профессиональном самоопределении, способствующих успешной социализации, социальной адаптации детей и родителей;

в области социального воспитания:

- социально-педагогическая работа с семьей;

- профилактика социально негативных явлений среди детей и подростков;

- разработка и реализация воспитательных, социально-адаптивных программ и проектов, направленных на формирование навыков ЗОЖ, духовно-нравственное, гражданско-патриотичес-кое воспитание детей, родителей, педагогов;

- социально-педагогическая защита прав детей;

- поддержка и развитие детских и молодежных социальных инициатив;

- организация содержательного досуга разных слоев населения с целью повышения их культурного уровня;

в области научно-методического обеспечения:

- реализация многоуровневой системы повышения профессиональной компетентности управленцев и педагогов;

- повышение квалификации руководителей и педагогов в области социальной педагогики;

- информационно-методическое обеспечение деятельности СПК;

- организация опытно-экспериментальной работы;

- научно-теоретическое сопровождение деятельности педагогического коллектива по социальной адаптации личности;

- совершенствование программно-методического обеспечения в контексте создания условий для социальной адаптации личности воспитанников и их родителей;

- осуществление организационно-аналитической деятельности через прогнозирование, проектирование, анализ инновационной деятельности учреждения как СПК;

- осуществление мониторинга социально-педагогической деятельности ДЮЦ как СПК;

в области психолого-педагогического обеспечения:

- диагностика личностного развития воспитанников;

- коррекционно-развивающая работа с детьми, находящимися в социально опасном положении;

- психолого-педагогическое консультирование и просвещение воспитанников, их родителей, педагогов по проблемам личности, коллектива, семьи;

- оказание воспитанникам помощи в профессиональном и социальном самоопределении;

- психологическое сопровождение деятельности руководителей и педагогов, создание условий для их личностного роста.

Реализация перечисленных выше направлений социально-педагогической деятельности осуществляется через функционирование СПК в следующей структуре:

- Центр художественно-эстетического воспитания. Его деятельность направлена на духовное становление, развитие творческого потенциала личности, на раннее выявление, поддержку и развитие детской творческой одаренности.

- Центр гражданско-патриотического воспитания ориентирован на формирование у подрастающего поколения гражданской позиции, под-

готовку молодежи к службе в армии, духовно-нравственное становление личности.

- Центр развития социальных инициатив детей, подростков, молодежи. Его основная задача - пропаганда детских и молодежных общественных организаций и объединений, поддержка социальных инициатив подростков и молодежи, волонтерского движения.

- Центр по работе с семьей занимается оказанием образовательных услуг семье, организацией содержательного семейного досуга, его деятельность ориентирована на формирование межпоколенных связей и традиций.

- Центр развития технического творчества. Его деятельность направлена на популяризацию детского технического и спортивно-технического творчества, поддержку и развитие детской изобретательской деятельности.

- Центр спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками ориентирован на формирование у подрастающего поколения ценностей и привычек здорового образа жизни, организацию спортивных соревнований, спортивно-массовых мероприятий.

- Центр организации досуговой деятельности занимается проведением досуговых воспитательных мероприятий для воспитанников учреждения, школьников района.

- Служба психологического сопровождения обеспечивает психологическими средствами образовательно-воспитательный процесс, социально-педагогическую деятельность; оказывает содействие формированию развивающего образа жизни воспитанников, их индивидуальности, развитию у них творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений. Осуществляет психологическое сопровождение деятельности педагогического коллектива.

- Служба профессионального и социального самоопределения. Ее деятельность ориентирована на оказание социально-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации, и асоциальным семьям, на профилактику негативных явлений в подростковой среде, на оказание практической помощи детям в социальном и профессиональном самоопределении.

- Служба культурного досуга и анимации. Направлена на организацию досуга детей и подростков как уникального средства формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности, реализации потребностей в общении, самореализации, самоутверждении.

- Методическая служба. Осуществляет научно-методическое сопровождение образователь-

В. П. Кузьмина. Эмпатия в студенческом возрасте

но-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности.

Управление СПК осуществляется через матричную структуру. Работой СПК руководит Координационный совет, который возглавляет директор образовательного учреждения. В состав Координационного совета СПК входят научный руководитель, заместители директора, руководители «сквозных» воспитательных и социально-адаптивных программ.

Координацию деятельности структурных подразделений по социальной адаптации личности осуществляет Совет руководителей структурных подразделений (центров, служб).

Для реализации «сквозных» воспитательных и социально-адаптивных программ и отслеживания их эффективности создаются Советы программ, которые возглавляют руководители программ. В Советы программ входят методисты, воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги.

Для координации воспитательной и социально-педагогической работы в районе проводятся совещания с заместителями директоров школ по воспитательной работе.

С целью привлечения общественности к решению вопросов жизнедеятельности СПК создаются попечительские советы, родительские комитеты. Помощь в реализации социально-адаптивных программ и проектов оказывают органы детского самоуправления.

Ресурсное обеспечение определяет возможности реализации задуманного. В нашем случае ДЮЦ располагает необходимыми ресурсами.

Деятельность СПК финансируется из средств городского бюджета, выделяемых на развитие образовательного учреждения. В целях эффективной организации деятельности могут привлекаться спонсорские и другие финансовые средства.

СПК имеет кадры социальных педагогов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, управленческих работников, методистов, обученных основам социально-педагогической работы.

СПК располагает оборудованными учебными, учебно-экскурсионными помещениями, кабинетами трудового воспитания, помещениями для занятий физической культурой и спортом, залами для занятий хореографией, цирковым искусством, залами для организации досуга и отдыха, компьютерным классом, музейными залами, лыжными базами; имеет необходимую оргтехнику для поддержки и развития образовательно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности.

Деятельность СПК обеспечена образовательными, воспитательными, социально-адаптивными программами. Имеется фонд научно-методической литературы по социальной педагогике, ме-

тодике воспитательной работы, банк диагностических материалов и психологических методик по проблеме социальной адаптации личности, видео- и аудиофонд.

Таким образом, педагогическое сопровождение социальной адаптации подростков и молодежи достаточно технологично реализуется в виде организации деятельности социально-педагогического комплекса (СПК) посредством реализации деятельности социальных служб.

Примечания

1. Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. М.: Народ. образование, 2002.

2. Семенов, В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды [Текст] / В. Д. Семенов. М.: Педагогика, 1986. С. 40-41.

В. П. Кузьмина ЭМПАТИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ*

Статья посвящена анализу основных параметров феномена эмпатии, которая является важнейшим элементом взаимодействия человека с человеком. Обосновывается необходимость углубленного изучения и развития этого личностного свойства у студентов в процессе обучения в вузе.

Гуманизация современного образования неизбежно влечет за собой внесение коррективов в систему вузовской подготовки специалистов. Особую остроту эта проблема приобретает в связи с повышением требований к качеству и содержанию высшего образования на фоне быстро растущего числа негосударственных образовательных учреждений, «выбрасывающих» на рынок труда огромное количество специалистов.

Востребованными из них будут те, кто наиболее подготовлен не только к работе с объектом профессиональной деятельности, но и к новому типу взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где на первое место выдвигается подход к человеку как к индивидуальности. Иными словами, истинная гуманизация сферы образования требует более глубокого отражения в структуре профессиональ-

* Статья выполнена при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Формирование эмпатии как условие развития способности к социально-перцептивному предвидению у студентов», проект № 05-06-06254а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КУЗЬМИНА Валентина Петровна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ВятГГУ

© Кузьмина В. П., 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.