Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность по социальной адаптации'

Педагогическая деятельность по социальной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
391
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHILDREN'S WITH DISABILITIES / SOCIAL ADAPTATION / THE PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соломко И. Н.

Социально-реабилитационный Центр реализует в комплексе функции педагогического, социального, лечебного воздействия. В статье нами конкретизированы функции управления педагогической деятельностью по социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ACTIVITY OF SOCIAL ADAPTATION

Social-rehabilitation Center "Health" realized complex of few functions: pedagogical, social, and medical trends. In the article we are the narrow for each department of our center management functions of educational working which stay to us.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность по социальной адаптации»

ных Л.П. Павловой, А.Ф. Романенко [10], давших интерпретацию СЧТ на психофизиологическом уровне (различных типов кортикальных активационных структур (КАС) коры головного мозга).

Соотношение парадигматических и синтагматических параметров АЭ связано также с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями испытуемых, выявленными в результате анализа данных других использованных нами методик. Разделение всей выборки на группы, демонстрирующие в АЭ различные соотношения тактик предикации, — разные типы ЯС, — подтвердилось достоверными групповыми отличиями по тесту EFT (КПНЗ), 16 PF опроснику Р. Кеттелла, теп-пинг-тесту, а также наблюдениями над индивидуальными особенностями ЯС в речевой деятельности [11].

Таким образом, сопоставительный анализ показателей использованных нами методик дает основание утверждать, что качественные различия ЯС проявляются на разных уровнях ее структуры, в том числе, по нашим данным, на уровне внутренней речи (формирования высказывания), отражающейся в АЭ. При этом установлено, что в АЭ на параметрах парадигматического блока (Н и А) отражается дифференциация учащихся по СЧТ. Преобладание тактики Н характерно для праворуких

учащихся художественного типа, а тактики А — мыслительного. Свойство синтагматического параметра (П) проявляется в некоторых особенностях СЧТ, связанных с критерием рукости носителя языка. Так, «уверенно праворукие» учащиеся художественного типа демонстрируют в АЭ чаще парадигматические реакции, мыслительного типа — синтагматические. В то время как для «леворуких и амбидекстров» картина меняется на противоположную: художники демонстрируют чаще синтагматические реакции, а мыслители — парадигматические.

Изучение индивидуальных различий ЯС человека в контексте их качественных особенностей, несомненно, является приоритетной областью современного языкового образования, обращающегося к проблеме становления языковой личности школьника. В этой связи идеи Б.М. Теплова, разработанные в школе дифференциальной психологии видятся как никогда актуальными. «Основной вопрос, — писал Б.М. Теплов, — заключается не в том, как велики способности того или другого ученика, насколько велика его одарённость к той или другой деятельности, а в том, к чему он более одарен, какие способности у него ярче проявляются, каково своеобразие этих его способностей. Высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека.» [5, с. 413].

Библиографический список

1. Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение : монограф. под ред. Н.Д. Голева, Н.В. Сайковой, Э.П. Хомич. — Барнаул; Кемерово : БГПУ, 2006.

2. Микляева, Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста /Н.В. Микляева. — М., 2006.

3. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. — М. : Айрис-пресс, 2006.

4.

5.

10.

11

Бех, Н.Н. Школьные изложения и тип языковой личности / Н.Н. Бех, И. Н. Савилова, Н.В. Сайкова : под ред. Н.Д. Голева // Естественная письменная русская речь: исследовательские и образовательный аспекты. 4.1. Проблемы письменной речи и развитие языкового чувства. — Барнаул, 2002.

Психология / под ред. проф. К.Н. Карнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. Изд-е 3-е перераб. и доп. — М., Учпедгиз, 1948.

Теплов, Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б.М. Теплов. — М.: Наука, 2004.

Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. — Дубна : Феникс +, 2005

Кабардов, М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей: индивидуально-типологический подход : дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.01, 19.00.07 / Кабардов Мухамед Каншобивич. — М., 2001.

Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Павлова, Л.П. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека / Л.П. Павлова, А.Ф. Романенко. — Л.: Наука, 1988.

Демина, Е.В. Психолого-педагогические возможности ассоциативного эксперимента в диагностике языковой способности учащихся / Е.В. Демина, Т.И. Киркинская : отв. ред. А.Н. Ростова // Обыденное метаязыковое сознание и наивная лингвистика: межвузовский сборник научных статей. — Кемерово; Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008.

Статья поступила е редакцию 23.09.08.

УДK 376.2

И.Н. Соломко, соискатель ЧГАКИ, г. Челябинск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Социально-реабилитационный Центр реализует в комплексе функции педагогического, социального, лечебного воздействия. В статье нами конкретизированы функции управления педагогической деятельностью по социальной адаптации. Ключевые слова: социальная адаптация, дети с ограниченными возможностями, педагогическая деятельность.

Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями традиционны в педагогической науке. Анализ научной литературы показал, что в настоящее время существует большое количество определений понятий «адаптация», «социальная адаптация».

По определению, данному в Социологическом словаре, адаптация — «приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды» [5, с. 12]. Большой толковый социологический словарь дает следующее определение: адаптация — «путь, которым социальные системы любого рода «управляют» или отвечают на среду его обитания» [1, с. 17].

Философский энциклопедический словарь определяет адаптацию как «...приспособление. Человек, живущий в изменяющихся социальных условиях, должен обладать способностью приспосабливаться к ним, поскольку любая социальная среда требует от человека форм поведения, ей адекватных (семья, работа, отдых), т.е. помимо биологической, человек способен к социальной адаптации. Поскольку человек — существо биосоциальное, то «адаптацию», как процесс, рассматривают на биологическом и социальных уровнях» [6, с. 12-13].

В социальной педагогике адаптация рассматривается как развитие или восстановление утраченных ранее

социальных связей индивида, широкого спектра отношений к людям, семье, самому себе, возвращение или принятие нравственных общечеловеческих ценностей, важнейших видов человеческой деятельности. По определению, данному в Психологическом словаре, социальная адаптация представляет собой «интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других» [4, с. 13].

Мы определяем социальную адаптацию детей и подростков с ограниченны1ми возможностями как их активное приспособление к условиям социальной среды1 путем усвоения и принятия ценностей, правил и норм поведения, приняты1х в обществе, в процессе целенаправленной социально-психолого-педагогической и коррекционной поддержки детей и подростков в оптималь-ны1х педагогических условиях, созданны1х для успешной социализации личности.

Дети с ограниченными возможностями отличаются большим желанием и стремлением, нежели здоровые дети, к самосовершенствованию и самореализации, по мнению Л.С. Выготского, «самое важное то, что вместе с органическим дефектом даны силы, тенденции, стремления к его преодолению и выравниванию» [2, с. 36].

Анализ философской, социологической и педагогической литературы показал, что не существует общих, единых подходов к видам и формам социальной адаптации.

Социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями занимаются различные учреждения: это специализированные школы-интернаты, оздоровительно-образовательные учреждения, коррекционные школы, санаторно-курортные и другие лечебно-воспитательные учреждения. В то же время, в связи с ростом числа заболеваний среди детского населения страны, назрела острая необходимость в расширении сети учреждений социального обслуживания для детей с ограниченными возможностями. Очевидна необходимость адаптации таких детей к социальным условиям жизнедеятельности, реализации системы реабилитационной помощи, как ребенку, так и непосредственно семье больного ребенка [3, с. 48].

Социально-реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здоровье» города Челябинска обслуживает детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет. Работа учреждения строится по специализированным заездам с учетом заболеваний детей продолжительностью 25 дней (5 недель) с дневным пребыванием, в количестве 50 человек. Учреждение реализует в комплексе функции педагогического, социального, лечебного и коррекционного воздействия на детей и подростков с ограниченными возможностями.

С точки зрения внутреннего устройства управления педагогической деятельностью, социально-реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями по их социальной адаптации подразделяется на отделы, имеющие соответствующие функции. В каждом отделе созданы условия для выполнения определённых функций. Однако это разделение условно, ибо все отделы между собой тесно связаны, дополняют друг друга, обеспечивают развитие ребенка и создают основу управления педагогической деятельностью Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здоровье» по их социальной адаптации.

При формировании структуры управления педагогической деятельностью нами были учтены следующие организа ционные принципы управления:

• подчиненность педагогического процесса коррекционной деятельности учреждения;

• соответствие функций подсистем полномочиям, квалификации уча стников педагогического процесса;

• оптимальность в сочетании централизации и децентрализации.

Традиционно в образовательных учреждениях используется че тырехуровневая система: уровень директора, уровень его заместителей, уровень педагогов, уровень учащихся.

В структуре управления педагогической деятельностью нашего муниципального учреждения социального обслуживания для детей и подростков с ограниченными возможностями по их социальной адаптации — пять уровней:

Первыш уровень управления — директор. На этом уровне осуществляется непосредственное управление вторым и третьим уровнями.

Второй уровень — заместители директора: по социально — педагогической, административно — хозяйственной работе.

Третий уровень — руководители пяти отделов, обес печивающие успешную координацию, интеграцию и выполнение управленческих решений.

Четвертыш уровень — уровень специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, педагогов дополнительного образования, воспитателей, врачей т.д. В решении вопросов оперативно-тактического управления им принадлежит главная роль.

Пятыш уровень — коллектив детей и подростков с ограниченными возможностями. Этот уровень сложное многообразие постоянных и временных коллективов, их внутренние связи характеризуются разноплановостью, обеспечивают разносторонние интересы личности, содействуют социальной адаптации воспитанников.

А нализируя подходы к выделению коли чества и номенклатуры функций управления, отметим, что наше понимание их основывается на сопоставлении функций управления, рассматриваемых в отечественной и зарубежной науке. Нам было необходимо выявить перечень тех ведущих функций управления, которые должно выполнять муниципальное учреждение социального обслуживания для детей и подростков с ограниченными возможностями, функционирующее в режиме развития.

Мы выделяем в управлении педагогической деятельностью муниципального учреждения социального обслуживания «Социально — реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностям «Здоровье» по их социальной адаптации следующие функции.

1. Методологическая функция — предполагает выявление состояния управляемой и управляющей подсистем с точки зрения эффективности процесса социальной адаптации, его анализ и доведение его результатов до сведения педагогов, воспитателей и других специалистов.

Следует отметить и то обстоятельство, что максимально полная и пред метно-конкретная информация, оптимально организованная во времени, создает основания для эффективного функционирования как отдельных компонентов, как и всей системы управленческой деятельности по социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями.

2. Координационная функция управления заключается в достижении такого состояния системы социальной адаптации де тей и подростков, при котором все ее участники выполняли бы работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Общие цели должны быть декомпозированы до уровня конкретных подсистем. В частности, они должны быть уточнены на уровне отдельных участников реабилитационного процесса.

3. Функция планирования представляет собой соотнесение целей управления педагогической деятельностью «Социально-реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здоровье» по их социальной адаптации, направленное на оптимальный выбор целей и разработку программ их достижений.

Эффективная реализация функции планирования в услови ях социально-реабилитационного центра возможна лишь тогда, когда каждое управленческое решение выстраивается на основе предшествующего решения. В этом случае оптимальность сочетания текущего планирования и перспективного прогнозирования достигается управленческим усилием, равномерно распределенным по всем уровням.

4. Исполнительская функция соответствует поставленным целям управления педагогической деятельности Центра по социальной адаптации детей и подростков и их реализации через систему методических пособий, технологий, управленческих решений.

5. Диагностическая функция управления социальной адаптацией детей и подростков направлена на обеспечение разработки и применения конкретных измерителей качества реабилитации на разных стадиях процесса социальной адаптации. Аналитическая обработка результатов диагностического контроля в рамках рассматриваемой функции должна быть направлена, во-первых, на осмысление состояния системы в целом, во-вторых, на определение динамики его изменения, в-третьих, на оценку соответствия текущего состояния.

Такой многофакторный анализ позволяет установить совокупность противоречий, способствующих развитию системы управления социальной адаптацией и мешающих этому развитию.

6. Аналитическая функция должна осуществляться как аналитическая деятельность, рефлексия, ориентированная на своевременное внесение корректив в процесс педагогического управления социальной адаптацией для обеспечения его требуемого уровня. Эффективность реализации аналитической функции существенно зависит от реализации диагностической функции. Чем объективнее информация, тем более надежными с точки зрения коррекции будут действия участников управленческого процесса.

7. Мобилизационная функция заключается в мобилизации материальных, кадровых и других видов ресурсов на повышение уровня социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Для успешного решения этой задачи необходимо, прежде всего, наличие кадров, способных организовать соответствующую деятельность.

Реализация всех рассмотренных нами функций подчинена одной цели: обеспечить максимальное соответствие внутренних, частных целей системы и её элементов желательному для управленца эффективному процессу социальной адаптации. А поскольку людские ресурсы являются основными для социальных систем, именно их мобилизация создает благоприятные условия для движения систем в нужном направлении [7, с. 176].

Нами конкретизированы функции управления педагогической деятельностью, стоящие перед каждым отделом Центра и направленные на решение единой задачи социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.

1. Отдел психолого-педагогической реабилитации и профессиональной ориентации.

Его цель: обеспечение комплексного характера реабилитационных программ с реализацией медицинских, педагогических и социальных аспектов.

Функции отдела:

• организует тестирование детей по соответствующим методикам с целью определения психологического статуса ребенка,

• определяет мероприятия по психолого-педагоги-ческой реабилитации детей,

• осуществляет мониторинг с целью внесения корректив,

• закладывает основы выбора будущей профессии.

2. Отдел психолого-педагогической реабилитации и адаптации.

Его цель: воспитание способности к социальной адаптации в обществе, формирование адекватной самооценки и развитие познавательных интересов.

Функции отдела:

• организует деятельность ребенка на основе результатов диагностики,

• развивает познавательные и творческие способности детей,

• составляет рекомендации родителям для дальнейшей работы с ребенком, способствует развитию навыков самоорганизации и самоконтроля.

3. Отдел медико-социальной реабилитации.

Его цель: осуществление медицинской реабилитации с использованием традиционных и новых эффективных методик и технологий Функции отдела:

• поддерживает лечение детей с хроническими и соматическими заболеваниями,

• осуществляет профилактические и оздоровительные мероприятия,

• использует новые технологии и эффективные методы лечения детей с ограниченными возможностями,

• организует на договорной основе консультации детских врачей узкой специализации.

4. Отдел патронажа семей с детьми — инвалидами.

Его цель: осуществление различных форм социального патронажа для оказания практической помощи семьям воспитывающих ребенка инвалида.

Функции отдела:

• обеспечивает непрерывность реабилитационных мероприятий,

• соблюдает приоритеты интересов ребенка на основе личностно — ориентированного подхода,

• формирует реабилитационную культуры в семье.

5. Информационно-методический отдел.

Его цель: сбор информации, накопление и распространение опыта работы в реабилитационных учреждениях. Функции отдела:

• организует сотрудничество с учреждениями, занимающимися вопросами реабилитологии,

• осуществляет знакомство с новыми эффективными методиками,

• организует связь со СМИ.

Следует отметить, что все перечисленные функции в нашем исследовании взаимосвязаны и только их взаимосвязь может обеспечить эффективное управление педагогической деятельностью по социальной адаптации воспитанников в условиях социально — реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Библиографический список

1. Большой толковый социологический словарь: в 2 т [Текст] / Сост. Джерри Д., Джерри Дж. — М.: Вече, 2001.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах [Текст] / Л.С. Выготский. — Т. 5. — М.: Педагогика, 1983.

3. Поляков, С.Д. В поисках педагогической инноватики [Текст] / С.Д. Поляков. — М.: Новая школа, 1993.

4.

5.

Психологический словарь [Текст] / под. ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [Текст] / В.И. Смирнов. — М.: Пед. общества России, 1999.

Философский энциклопедический словарь [Текст] / ред. кол.: С.С. Аверинцев [и др.]. — М.: БСЭ, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Яковлев, Е.В. Внутривузовское управление качеством образования [Текст] / Е.В. Яковлев. — Челябинск: ЧПГУ, 2002.

Статья поступила в редакцию 9.10.08.

УДК 152.27+157+159.97+37

Е.В. Соколова, канд. психол. наук, доц. НГПУ, г. Новосибирск

СИСТЕМНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье описаны результаты многолетнего экспериментального исследования возможностей психологической помощи и оптимизации развития, социализации и адаптации детей с задержками психического развития, освещены вопросы организации комплексной психокоррекционной работы и сопровождения детей с отклоняющимся развитием в рамках системного подхода.

Ключевые слова: психологическая коррекция, дети с задержкой психического развития, интеграция.

Подходы психолого-педагогического сопровождения развития детей стали реализовываться в системе образования с середины 1990-х гг. в связи с развитием психологической службы [1]. В некоторых исследования рассматриваются организационные моменты оказания практической помощи проблемным детям, в том числе и детям с задержкой психического развития (Забрам-наяС.Д., 1985, 1988, 1990; Кумарина Г.Ф., 1991; Защи-ринская О.В., 1995; Ямбург Е.А., 1997; Мамайчук И.И., Ильина М.Н., 2004, Ульенкова У.В. и Лебедева О.В., 2005, Шипицина Л.М., 2005). Однако, совсем немногочисленны работы, определяющие систему психокоррекционных мероприятий по оказанию помощи детям с задержками психического развития, интегрированным в общеобразовательную среду. Проведенные исследования показывают, что зачастую сегодня нет возможности обеспечить системность психокоррекции и сопровождения всех нуждающихся детей и участников образовательного процесса, оперативно реагировать на проблемы образовании, часто нарушаются основные принципы эффективного сопровождения — его непрерывность, индивидуальность, мультидисциплинарность и автономность, комплексность и системность организации [4].

О детях с ЗПР (задержкой психического развития) в отечественной психологии накоплены исключительно ценные научные сведения, в своих работах У.В. Ульен-кова подробно описывает характерные признаки, позволяющие отграничить это состояние и от педагогической запущенности, и от умственной отсталости [3]. Заметим, что полученные данные по большей части имели (и до сих пор имеют) отношение к младшим школьникам и подросткам. Кроме того, прослеживается недостаток конкретных организационно-методических работ и практических рекомендаций по организации комплексного психолого-педагогического сопровождения, абили-тации детей, психокоррекции нарушений в раннем онтогенезе. Наблюдаются трудности внедрения теоретических разработок в практическую деятельность, недостаточно материалов о возможностях интеграции детей с отклоняющимся развитием в учреждения общеобразовательного профиля.

Исходя из этого, проблема организации системной психокорреции и своевременного преодоления отставаний психического развития у детей с ЗПР, пока еще не упущены сензитивные периоды и не возникли вторичные, социально-обусловленные нарушения развития, является чрезвычайно актуальной.

В проводимом нами с 1992 года докторском исследовании была предпринята попытка создания научно-теоретических основ и практической реализации метода

системной психокоррекции и сопровождения развития детей с ЗПР в детских учреждениях (детских садах, школах). Объект исследования — личность и ее развитие в дизонтогенезе. Предмет — организация системной психокоррекции развития личности в раннем дизонто-генезе. Цель исследования состояла в научном обосновании, разработке и апробировании системной психокоррекции развития личности в дизонтогенезе. В соответствии с определенной нами целью выдвигалась гипотеза исследования, которая основана на предположении о том, что, вероятно, системная психокоррекция будет оптимальным условием, позволяющим преодолеть отставание в психическом развитии личности и снизить риск школьной дезадаптации у детей с ЗПР.

В нашем понимании системная психокоррекция определяется как комплекс методов и средств специально организованного психолого-педагогического воздействия, сочетающего в себе методы абилитации, психокоррекции, психотерапии с одновременной оптимизацией социальной ситуации развития. Методы психокоррекции задержки психического развития в раннем дизонтогенезе включают: прямую и косвенную коррекцию, групповые и индивидуальные формы развития и коррекции, и познавательной, психомоторной и личностной сферы ребенка; развитие субъектности ребенка в контексте соответствующей возрасту деятельности [5]. В рамках данного метода эффективным является использование игровых недирективных телесно-ориентированных методов психокоррекции: игрового танца, психогимнастики, практики экспрессивной психомоторики. В целях оптимизации социальной ситуации развития необходимо создание особой развивающей и эмоционально-комфортной среды; включение ближайшего окружения ребенка в контекст коррекционно-развивающей работы; гармонизация взаимоотношений детско-взрослого сообщества.

Для проверки гипотезы и достижения поставленных задач было спланировано и проведено комплексное экспериментальное исследование. На этапе подготовки констатирующего эксперимента было проведено многоуровневое пилотажное исследование, в котором были изучены психологические особенности 992 детей в возрасте 5-7 лет (161 человек — дети с ЗПР, 831 человек — дети группы «норма»). Это воспитанники детских садов, дети, не посещающие дошкольные образовательные учреждении (неорганизованные дети) г. Бердска. Также в целях исследования социальной ситуации развития в исследовании принимали участие родители, опекуны этих детей и педагоги и специалисты, непосредственно работающие с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.