Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР КУЗБАССА КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР КУЗБАССА КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕРЕПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алференко Дмитрий Анатольевич

Введение. В статье предлагается опыт организации работы социально-педагогического кластера Кузбасса. Основная задача исследования - описание механизма взаимодействия участников социально-педагогического кластера Кузбасса. Методология. В процессе исследования был проведен анализ психолого-педагогической, правовой литературы по проблеме содержательного определения взаимодействия участников социально-педагогического кластера Кузбасса с целью обеспечения эффективности педагогического образования региона. В основе статьи представлены материалы отечественных и зарубежных ученых. Систематизация и обобщение полученных данных по взаимодействию участников социально-педагогического кластера Кузбасса стали ведущими методами исследования. Результаты. Проанализирован опыт кластерного подхода к образовательной сфере региона. Выявлены основные особенности взаимодействия участников социально-педагогического кластера на основе соглашений, содержащих определенный набор функций каждого участника в процессе профессиональной подготовки педагогов, востребованных в регионе и России. Заключение. Проведенное исследование позволило определить особенности взаимодействия социально-педагогического кластера Кузбасса с учетом возможностей каждого участника, что будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки современных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алференко Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL CLUSTER OF KUZBASSAS A BASIS FOR MODERN DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE REGION

Introduction. The article describes the experience of organizing the work of the socio-pedagogical cluster of Kuzbass. The main content of the study considers the description of the mechanism of interaction between the participants in the socio-pedagogical clusterof Kuzbass. Methodology. In the research process, we have analyzed the psychological, pedagogical and legal literature on the problem of the content of the interaction between the participants in the socio-pedagogical cluster of Kuzbass in order to increase the effectiveness of teacher education in the region. The article is based on the materials of domestic and foreign scientists. Systematization and generalization of the research results obtained by them have formed the basis for organizing the interaction between participants in the socio-pedagogical cluster of Kuzbass. Results. We have analyzed the experience of implementing the cluster approach in the field of education in the region. The features of the interaction between participants in the socio-pedagogical cluster, based on voluntary agreements containing a certain set of functions for each participant in the process of professional training of modern teachers in demand in the social sphere of the region and Russia, have been detected. Conclusion. As a result, we determined the features of the interaction of the socio-pedagogical cluster of Kuzbass, taking into account the characteristics and capabilities of each of the participants, which will contribute to a more effective process of professional training of modern teacher.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР КУЗБАССА КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА»

УДК/^

DOI10.54509/22203036_2022_4_40 EDN AHCNRT

Алференко Дмитрий Анатольевич

кандидат педагогических наук, директор, Кузбасский педагогический колледж, г. Кемерово

m

Alferenko Dmitry A.

Candidate of Pedagogical Sciences,

Director of the Kuzbass Pedagogical College, Kemerovo

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР КУЗБАССА КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА

SOCIO-PEDAGOGICAL CLUSTER OF KUZBASS

AS A BASIS FOR MODERN DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE REGION

Введение. В статье предлагается опыт организации работы социально-педагогического кластера Кузбасса. Основная задача исследования - описание механизма взаимодействия участников социально-педагогического кластера Кузбасса.

Методология. В процессе исследования был проведен анализ психолого-педагогической, правовой литературы по проблеме содержательного определения взаимодействия участников социально-педагогического кластера Кузбасса с целью обеспечения эффективности педагогического образования региона. В основе статьи представлены материалы отечественных и зарубежных ученых. Систематизация и обобщение полученных данных по взаимодействию участников социально-педагогического кластера Кузбасса стали ведущими методами исследования.

Результаты. Проанализирован опыт кластерного подхода к образовательной сфере региона. Выявлены основные особенности взаимодействия участников социально-педагогического кластера на основе соглашений, содержащих определенный набор функций каждого участника в процессе профессиональной подготовки педагогов, востребованных в регионе и России.

Заключение. Проведенное исследование позволило определить особенности взаимодействия социально-педагогического кластера Кузбасса с учетом возможностей каждого участника, что будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки современных педагогов.

Introduction. The article describes the experience of organizing the work of the socio-pedagogical clus-

ter of Kuzbass. The main content of the study considers the description of the mechanism of interaction between the participants in the socio-pedagogical cluster of Kuzbass.

Methodology. In the research process, we have analyzed the psychological, pedagogical and legal literature on the problem of the content of the interaction between the participants in the socio-pedagogical cluster of Kuzbass in order to increase the effectiveness of teacher education in the region. The article is based on the materials of domestic and foreign scientists. Systematization and generalization of the research results obtained by them have formed the basis for organizing the interaction between participants in the socio-pedagogical cluster of Kuzbass.

Results. We have analyzed the experience of implementing the cluster approach in the field of education in the region. The features of the interaction between participants in the socio-pedagogical cluster, based on voluntary agreements containing a certain set of functions for each participant in the process of professional training of modern teachers in demand in the social sphere of the region and Russia, have been detected.

Conclusion. As a result, we determined the features of the interaction of the socio-pedagogical cluster of Kuzbass, taking into account the characteristics and capabilities of each of the participants, which will contribute to a more effective process of professional training of modern teacher.

Ключевые слова: социально-педагогический кластер, инновации, педагоги, обучающиеся, профессиональная подготовка, переподготовка.

Keywords: socio-pedagogical cluster, education, innovations, teachers, students, professional training, retraining.

Введение

Проблемы образования в Кузбассе типичны для регионов Российской Федерации: дефицит и невысокий квалификационный уровень кадров среди педагогов, несформированная система непрерывного повышения профессиональной подготовки преподавателей, соответствующая требованиям развития современного общества, отсутствие сетевого взаимодействия между учреждениями образования и образовательными системами в процессе апробации, внедрения инноваций, при разработке и практическом применении современных технологий, а также отсутствие усовершенствованных методов и средств модернизации образовательного процесса.

Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года определена долгосрочная перспектива развития, направленная на обеспечение конкурентоспособности региона, и рост на этой базе благосостояния жителей региона [8; 9].

В процессе реализации Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года Кузбасс должен достигнуть высокого уровня научных и образовательных достижений, стать центром наставничества, дистанционного развития региона, добиться усовершенствования опережающего образования и стратегического лидерства.

В связи с этим определяется главный вектор социального развития Кузбасса, который направлен на подготовку кадров для современной школы, что также входит в приоритеты Национального проекта «Образование». Руководствуясь этим, Министерство образования Кузбасса в 2020 г. начинает реализацию региональной программы «Учитель Кузбасса», целью которой является обеспечение системы образования региона необходимыми и достаточно квалифицированными педагогическими кадрами. Спецпроект «Соци -ально-педагогический кластер», реализуемый в рамках региональной программы «Учитель Кузбасса», охватывает весь цикл подготовки педагога и развития его профессионального мастерства от ранней профориентации до непрерывного повышения квалификации, что, на наш взгляд, обеспечивает укрепление кадрового потенциала педагогического образования.

В статье рассматривается механизм сетевого взаимодействия региональных организаций, в том числе профессиональных образовательных органи-

заций в рамках социально-педагогического кластера Кузбасса.

Методология

Анализ нормативно-правовых источников определяет основу организации социально-педагогического кластера Кузбасса. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в статье 15 закрепляет право на сетевую форму реализации образовательных программ, что дает возможность использования ресурсов различных организаций и учреждений при освоении обучающимися образовательной программы. Реализация дополнительных профессиональных программ с использованием модульных, дистанционных технологий, электронного обучения разрешена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Одной из форм интеграции являются гибкие сетевые структуры - инновационные кластеры, создаваемые на основе многосторонних соглашений и объединяющие вузы, научные учреждения, образовательные организации, предприятия, инновационные фирмы [1]. Следует определить, что в Российской Федерации функция регулятора образования принадлежит государству. Это позволяет использовать управленческий инструментарий для реализации кластерной политики. Мы считаем, что это, в свою очередь, повышает потенциал применения кластеров образования в целом.

Образовательный кластер - это система социально-педагогической деятельности, в которой имеется определенный центр (вуз), объединяющий образовательные и управленческие структуры в единый действующий организм [3; 7]. Таким образом, социально-педагогический кластер - это объединение взаимосвязанных учреждений образования, соединенных определенными отношениями на основе единых целей и представлений интересов элементов кластерного взаимодействия.

Анализ работ исследователей, посвященных опыту внедрения кластерного подхода к образованию в разных регионах Российской Федерации, определяет социально-педагогические кластеры как современное взаимодействие участников, основанное на добровольном сотрудничестве, развитых коммуникациях и социальном партнерстве, обеспечивающее эффективную интеграцию институтов образова-

ния в единое целое, позволяющее обеспечить высокую активность элементов кластерного взаимодействия [4; 5; 6]. Социально-педагогический кластер Кузбасса в рамках Научно-образовательного центра «Кузбасс» функционирует в различных взаимосвязях между элементами кластера. Министерство образования Кузбасса определяет нормативно-правовую базу, элементы, функции и контроль работы будущего кластера, так как является заказчиком педагогических кадров, определяющим кадровые потребности, формирующим контрольные цифры приема (КЦП), осуществляющим мониторинг трудоустройства, надзор и контроль образования.

К основным направлениям деятельности социально-педагогического кластера Кузбасса относятся:

- составление, проверка инновационного содержания образования и воспитания, современных педагогических технологий, учебников, учебно-методических, учебно-лабораторных комплексов (в т. ч. образовательных) в рамках действующих норм и стандартов;

- разработка, апробация современных стратегий и механизмов, модернизация управления и экономики образования;

- создание и развитие определенных структур в образовании, сетевого взаимодействия учреждений образования и образовательных систем;

- разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, форм и методов управления качеством образования;

- разработка и апробация новых форм и средств развития образования;

- проверка и внедрение педагогических новаций [2; 10].

Определяются основные направления деятельности социально-педагогического кластера Кузбасса, где каждый участник имеет определенные функции:

- ГАПОУ «Кузбасский педагогический колледж», ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж», ГПОУ «Анжеро-Судженский педагогический колледж», ГПОУ «Беловский педагогический колледж», ГПОУ «Киселевский педагогический колледж», ГПОУ «Мариинский педагогический колледж» занимаются теоретической и практической профессиональной подготовкой будущих педагогических работников в соответствии с современными требованиями государства, общества, с использованием инфраструктуры (мастерские, актовые, спортивные, тренажерные залы, библиотеки и т. д.) и учебно-методической базы учреждений образования. ГАПОУ «Кузбасский педагогический колледж» является ведущим образо-

вательным учреждением, осуществляющим планирование и контроль совместной работы педагогических колледжей Кузбасса;

- ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», КГПИ Кемеровского государственного университета, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный индустриальный университет» занимают центральное место в социально-педагогическом кластере Кузбасса, их деятельность направлена на образовательную ситуацию в целом. Во-первых, содержание педагогического образования, которое получают в университете будущие учителя школ, преподаватели техникумов, колледжей, систематизируется педагогами, имеющими научную квалификацию и исследовательский опыт. Во-вторых, университет организует повышение квалификации педагогов, руководящих работников и специалистов разных специализаций. В-третьих, работа по профессиональной ориентации учащихся средних школ и техникумов, колледжей и их подготовка к поступлению в вуз, проводимая работниками университета, способствуют стабильному воспроизведению контингента студентов, а в перспективе - притоку новых кадров в экономическую систему региона. Университет имеет научный и научно-методический потенциал для того, чтобы быть инициатором подготовки кадров для перспективных направлений деятельности, реальная потребность в которых возникнет в среднесрочной и долгосрочной перспективах;

- ГАУДО Кемеровской области «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус. Кузбасс» ведет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в следующих направлениях: «техническое», «естественно-научное», «художественное» и «физкультурно-спортивное», используя дистанционные технологии и электронное обучение детей с выдающимися способностями;

- ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» определяет научное и методическое сопровождение организаций образования, осуществляет непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов, систему наставничества педагогов, координирует работу педагогических классов;

- ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» осуществляет повышение квалификации педагогов через формирование современных компетенций (цифровых), консультирует по вопросам внедрения иннова-

ционных направлений работы учреждений образования;

- МБОУ ДПО «Научно-методический центр» ведет методическое сопровождение всего процесса взаимодействия элементов социально-педагогического кластера;

- ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» оказывает поддержку при организации мероприятий с обучающимися, информирует, консультирует, координирует работу преподавателей.

Особое место в работе социально-педагогического кластера занимает координационный совет, который обеспечивает обоснованные и согласованные действия по развитию кластера, распределению функций и зон ответственности в разных формах взаимодействия, определяет совместное использование основных фондов, в том числе снижение затрат на ресурсную базу, инфраструктуру, информационное обеспечение, обучение и переобучение новым технологиям кадров для образовательной и инновационной деятельности, апробацию разрабатываемых новшеств.

Главными элементами деятельности участников регионального кластера являются:

- организация и научно-методическое сопровождение экспериментальной деятельности на базе экспериментальных площадок;

- организация и сопровождение профессиональной деятельности педагогов региона;

- организация и сопровождение деятельности профильных психолого-педагогических классов;

- создание и внедрение модели целевого обучения, контрактного трудоустройства и постдипломного сопровождения выпускников профессионального образования;

- формирование системы потребности педагогических кадров;

- разработка и сопровождение электронной платформы социально-педагогического кластера Кузбасса [10].

Готовым продуктом деятельности кластера Кузбасса, по нашему мнению, будут являться инновационные технологии, внедряемые в среду организаций образования посредством кластерной интеграции, основанной на образовании формальных и неформальных связей между участниками взаимодействия. Мы считаем, что получение качественного образовательного результата во многом зависит от числа субъектов образовательной деятельности,

так как в рамках одной организации нельзя учесть все образовательные потребности человека, а также ограниченность ресурсов отдельной образовательной организации, что ограничивает возможности реализации поставленных образовательных целей, тогда как сетевое (кластерное) взаимодействие позволяет обмениваться ресурсами, создавая условия для эффективной совместной образовательной деятельности.

Результаты

По результатам анализа работ исследователей, посвященных опыту реализации кластерного подхода в сфере образования региона, нами определяется основной механизм взаимодействия участников социально-педагогического кластера Кузбасса, основанный на добровольном сотрудничестве, развитых коммуникациях и социальном партнерстве, обеспечивающий эффективную интеграцию институтов образования в единую систему, определяющую высокую инновационную активность участников кластерного взаимодействия.

Совместная работа каждого участника кластера определяется набором функций, позволяющих реа-лизовывать развитие и применение современного содержания воспитания и образования, внедрение новационных педагогических технологий, методических, современных учебных лабораторных комплексов (в т. ч. образовательных) в рамке существующих стандартов, разработке и экспериментальной проверке улучшенных механизмов, обращенных на совершенствование управления образованием, формирование и развитие современных тенденций в образовательной системе и т. д.

Социально-педагогический кластер Кузбасса, на наш взгляд, является объединением, структура которого с одной стороны находится в зависимости с институциональной средой, а с другой в зависимости с самоорганизующимися средами, которые наполняются современным содержанием.

Заключение

Кластерный подход в образовании определяется концепциями, предполагающими взаимосвязь кластеров как элементов профессионального развития подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Непрерывная профессиональная подготовка преподавателей становится основой работы социально-педагогического кластера Кузбасса, что позволит удовлетворить потребности образовательных организаций региона в преподавателях, которые способны повлиять на повышение чело-

веческого потенциала, обеспечивающего прогресс инновационной экономики Кузбасса и государства в целом.

Работа социально-педагогического кластера Кузбасса проходит в условиях действия соглашения о взаимодействии сторон образовательной сферы по главным направлениям: определение содержания и его внедрение в образовательный процесс, проверка опытным путем стратегий и механизмов, обусловливающих совершенствование управленческих решений образовательным процессом; совершенствование структур образовательной системы, определение ресурсов сетевого функционирования учреждений и систем; модернизация оценки качества образования; проверка и принятие нововведений в педагогике.

Кластер создает специальную среду для инноваций, помогая быстро и доступно распространять информацию и современные идеи, увеличивая уровень использования педагогических нововведений в образовании Кузбасса.

Кластерный подход усовершенствует методологическую основу современных процессов в образовании, обеспечивает модернизацию структуры, содержания, особенностей функционирования и развития социально-педагогических объединений, рассматривает их возможности, условия эффективного функционирования и является важным в содержании образовательной сферы государства.

Литература

1. Данилов С. В. Кластерный подход как методологическая основа управления инновационными процессами в системе образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 5. С. 42-59. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/ article/view?id=1665.

2. Касаткина Н. Э., Кокорина И. Н., Шалимова Д. В. Система опережающей подготовки кадров в условиях образовательно-технологического кластера // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38). С. 131-139.

3. Торхова А. В., Курбыко З. С., Гуртовая Е. Ю. Кластерное развитие непрерывного педагогического образования как мировая тенденция. URL: http://elib.bspu.by/bitstream/ doc/21366/1/Кластерное%20развитие%20непрерывного%20 педагогического%20образования^^

4. Красикова Т. Ю. Формирование и развитие образовательного кластера как часть механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему // Экономика, управление, финансы: материалы I Междунар. науч. конф. Пермь, 2011. С. 61-64. URL: http://www.moluch.ru/conf/ econ/archive/10/782/.

5. Кузьменко Н. И. Образовательные кластеры как составляющие инновационного развития региона // Тенденции развития науки и образования. 2015. № 6. С. 17-20. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=24395300.

6. Куценко Е. С. База данных кластеров в регионах Российской Федерации. URL: www://evg-ko.livejournal.com/5992.html.

7. Павлова Т. С. В образовательном кластере Москвы педагогов научат учить детей по новому // Учебно-методический кабинет. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/pavlova-tatjana/ v-obrazovatelnom-klastere-moskvy-pedagogov-nauchat-uchitdetei-po-novomu.html.

8. Проскурина Т. Л. Образовательный кластер как региональная инновационная стратегия // Образовательные технологии. 2011. № 3. С. 53-63.

9. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 г.: распоряжение Правительство Кемеровской области - Кузбасса от 13 июня 2019. № 340-р.

10. Удякова У. С. Применение кластерного подхода в развитии научно-образовательной деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 1 (2). С. 321-325.

References

1. Danilov S. V. Klasternyj podhod kak metodologicheskaya osnova upravleniya innovacionnymi processami v sisteme obrazovaniya [The cluster approach as a methodological basis of management of innovative processes in the system education]. Scientific Review. Pedagogical Sciences, 2017, no. 5, pp. 42-59. Available at: https://science-pedagogy.ru/ru/article=1665. (In Russian).

2. Kasatkina N. E., Kokorina I. N., Shalimova D. V. Sistema operezhayushchej podgotovki kadrov v usloviyah obrazovatel'no-tekhnologicheskogo klastera [System of advanced training in the conditions of educational and technological cluster]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 2 (38), pp. 131-139.

3. Torkhova A. V., Kurbyko Z. S., Goortovaya E. Yu. Klasternoe razvitie nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya kak mirovaya tendenciya [Cluster development of continious pedagogical education as a global trend]. Available at: http:// elib.bspu.by/bitstream/doc/21366/1/Кластерное%20разви-тие%20непрерывного%20педагогического%20образования. pdf. (In Russian).

4. Krasikova T. Yu. Formirovanie i razvitie obrazovatel'nogo klastera kak chast' mekhanizma integracii vuzovskojnauki v innovacionnuyu nacional'nuyu sistemu [Formation and development of an educational cluster as part of the mechanism for integrating university science into an innovative national system]. Economics, Management, Finance. Proceedings of the I International Scientific Conference. Perm, 2011, pp. 61-64. Available at: http://www.moluch.ru/conf/econ/archivе/10/782/. (In Russian).

5. Kuzmenko N. I. Obrazovatel'nye klastery kak sostavlyayushchie innovacionnogo razvitiya regiona [Educational cluster as components of the innovative development of the region]. Trends in the development of science and education, 2015, no. 6, pp. 17-20. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=24395300. (In Russian).

6. Kutsenko E. S. Baza dannyh klasterov v regionah Rossijskoj Federacii [Database of cluster in the region of the Russian Federation]. Available at: http://evg-ko.livejournal.com/5992. html. (In Russian).

7. Pavlova T. S. V obrazovatel'nom klastere Moskvy pedagogov nauchat uchit' detej po novomu [In the educational cluster of Moscow, teachers will be taught to teach children in a new way]. Educational-methodical cabinet. Available at: http://ped-kopilka.ru/blogs/v-obrazovatelnom-klastere-moskvy-pedagogov-nauchat-uchitdetei-po-novomu.html. (In Russian).

8. Proskurina T. L. Obrazovatel'nyjklaster kak regional'naya innovacionnaya strategiya [Educational cluster as a regional innovation strategy]. Educational Technologies, 2011, no. 3, pp. 53-63. (In Russian).

9. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoj oblasti do 2035 g. [Strategy for the socio-economic development of the Kemerovo region until 2035]. Order of the Government of

the Kemerovo region - Kuzbass from June 13, 2019. № 340-p. (In Russian).

10. Udyakova U. S. Primenenie klasternogo podhoda v razvitii nauchno-obrazovatel'nojdeyatel'nosti [Using the cluster approach in the development of scientific and educational activities]. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, 2014, no. 1 (2), pp. 321-325. (In Russian).

УДК/UDC 371.213.3(470.41)

DOI10.54509/22203036_2022_4_45

EDN AHLMJT

Нугуманова Людмила Николаевна

доктор педагогических наук, доцент, ректор, Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань

Шайхутдинова Галия Айратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань

Яковенко Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань

ЕЖИВ

Nugumanova Lyudmila N.

Doctor of Pedagogical Sciences, Docent, Rector of the Institute of Education Development, the Republic of Tatarstan, Kazan

Shaykhutdinova Galiya A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Leading Researcher, Institute of Education Development, the Republic of Tatarstan, Kazan

Yakovenko Tatyana V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Leading Researcher, Institute of Education Development, the Republic of Tatarstan, Kazan

НАСТАВНИЧЕСТВО В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

MENTORING IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN: RESULTS OF THE REGIONAL PROJECT IMPLEMENTATION

Введение. В статье представлено исследование по теме наставничества в дополнительном профессиональном образовании на примере инновационного проекта «Региональная система организации наставничества педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия» в 20192021 гг. в Республике Татарстан. Цель статьи заключается в отражении основных итогов реализации проекта, полученных в результате разработки системы сетевого профессионального взаимодействия педагогических и руководящих кадров в регионе на основе экосистемного подхода.

Методология. Исследование строилось на системе традиционных и инновационных методологических подходов и диагностических методов. Для

определения эффективности проекта использовался метод анкетирования педагогов и руководителей наставников с помощью гугл-формы, что позволило охватить более 500 участников проекта. Для проектирования региональной системы взаимодействия наставников использована методология экосистем-ного подхода.

Результаты. В процессе реализации проекта авторами получены следующие результаты:

- обоснована методология экосистемного подхода к становлению и развитию наставнической деятельности педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия;

- разработано и внедрено научно-методическое обеспечение региональной системы становления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.