Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-педагогические условия / стимулирование / мотивация / школьник / обучение / педагог / social-pedagogical conditions / stimulation / motivation / pupil / learning / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.А. Кабардиева, А.Х. Хачароева, Ш.И. Булуева

Данная статья посвящена рассмотрению социально-педагогических условий стимулирования мотивации школьников к обучению. Авторами проведен анализ литературы, который показал, что мотивация является основным компонентом в образовательном процессе, так как при ее отсутствии обучающийся не способен к самоорганизации, не проявляет интереса к обучению, что не способствует как получению знаний, так и его личностному развитию. Авторы пришли к выводу, что задача педагога заключается в способствовании раскрытию личности обучающегося на занятиях, в том числе и внеурочной деятельностью, не подавлять его желания что-либо сделать, проявить себя, содействовать формированию его личности как части социального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ф.А. Кабардиева, А.Х. Хачароева, Ш.И. Булуева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR STIMULATING PUPILS’ MOTIVATION TO LEARN

The article considers socio-pedagogical conditions of stimulation of students’ motivation for learning. The authors conduct a literature analysis, which shows that motivation is a major component in the educational process, because in its absence the student is not capable of self-organization, does not show interest in learning, which does not contribute to knowledge acquisition or personal development. The role of a teacher in creating conditions for students’ motivation is shown, as he needs to take maximum responsibility for this process, because the goals he sets should be maximally realized and demonstrate positive results in children’s learning process. The author concludes that the task of the teacher is to promote the disclosure of personality of the student in the classroom, including extracurricular activities, not to suppress his desire to do something, prove themselves, to contribute to the formation of his personality as part of a social society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ»

Таблица 1

Основные средства информации подростков

Приоритетные источники информации 1990-2000 гп 2000-2010 гг. 2010-2022 гг

Межличностные контакты детей 57,6% 30,9% 18,4%

Интернет (информационные технологии) 17,6% 53,9% 72,8%

Другое 24, 8% 15,2% 8,8%

Ведущим видом деятельности подростков является коммуникация. Однако значительно изменилась информационная среда, в которой осуществляется коммуникация. Привычные межличностные контакты все больше уступают место социальным сетям, где коммуникации выступают как виртуальные способы общения. Из данных табл. следует, что высокая активность подростков в информационном пространстве создает условия равноправного общения их с взрослыми. Подростки не только осваивают информацию в этом пространстве, но и создают свое аксиологическое поле, а это не может не отразиться на воспитательных потенциалах детей. Вместе с тем мы отмечаем, что влияние Интернета на личность подростка - процесс двунаправленный, он связан с реальными интересами и ценностными отношениями подростка, его жизненной средой. В интернет-пространстве происходит ценностный обмен между его участниками, он становится более интенсивным, поскольку ценностные «вклады» в потенциалы друг друга становятся источниками его пополнения.

Анализ особенностей влияния информационного пространства на воспитательные потенциалы подростков позволяет рассмотреть возможности сохране-

Библиографический список

ния оснований культурного, нравственного и интеллектуального в деятельности и поведении детей, то есть определения некоторых направлений деятельности, обеспечивающих наполнение этих потенциалов социально значимым содержанием. К таким направлениям, по нашему мнению, следует отнести разработку содержания компьютерного сопровождения образовательной и социальной деятельности детей в информационном пространстве; формирования безопасного типа личности в освоении содержания информационного пространства; поиск возможностей создания системы коммуникации, чередующейся в реальном и виртуальном пространствах, уделяя приоритеты первому; использования возможностей информационного пространства для развития интеллектуальной сферы подростков.

Таким образом, современная воспитательная деятельность педагогов требует учета изменившихся обстоятельств жизнедеятельности подростков, связанных с их значительным вниманием к содержанию информационного пространства. Очевидно, стимулирование их потребностей и мотивации к использованию возможностей этого пространства для личностного развития является одной из приоритетных педагогических задач.

1. Зимняя И.А. Воспитательный потенциал образовательной среды. Проблемы качества образования, его нормирования и управления. Москва, 1999: 83-87.

2. Цвырко О.Л. Педагогическая поддержка выбора нравственных ценностей в процессе обучения с использованием компьютеров. Материалы региональной научно-практической конференции. Ишим: Издательство ИГПИ, 2014: 35-40.

3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. Москва: Мысль, 1988.

4. Равкин З.И. Формирование ценностных ориентаций личности в духовно-нравственной сфере (XIX-XX вв.). Москва, 2002.

5. Бабурова И.В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Смоленск, 2009.

6. Федорова С.В. Формирование этических ценностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий в учреждении дополнительного образования: на материале английского языка. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Якутск, 2018.

7. Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция. Alma mater (Вестниквысшей школы). 2012; № 8: 3-9.

References

1. Zimnyaya I.A. Vospitatel'nyj potencial obrazovatel'noj sredy. Problemy kachestva obrazovaniya, ego normirovaniya i upravleniya. Moskva, 1999: 83-87.

2. Cvyrko O.L. Pedagogicheskaya podderzhka vybora nravstvennyh cennostej v processe obucheniya s ispol'zovaniem komp'yuterov. Materialy regional'noj nauchno-prakíicheskoj konferencii. Ishim: Izdatel'stvo IGPI, 2014: 35-40.

3. Anisimov S.F. Duhovnye cennosti: proizvodstvo ipotreblenie. Moskva: Mysl', 1988.

4. Ravkin Z.I. Formirovanie cennostnyh orientacijlichnosti v duhovno-nravstvennojsfere (XIX-XX vv.). Moskva, 2002.

5. Baburova I.V. Vospitanie cennostnyh otnoshenijshkol'nikov v obrazovatel'nomprocesse. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2009.

6. Fedorova S.V. Formirovanie 'eticheskih cennostej shkol'nikov sredstvami informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya: na materiale anglijskogoyazyka. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2018.

7. Kolin K.K. Informacionnaya globalizaciya obschestva i gumanitarnaya revolyuciya. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2012; № 8: 3-9.

Статья поступила в редакцию 27.03.23

УДК 373.1

Kabardieva F.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Social Pedagogy and Social Work, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: Kabardiewa1@yandex.ru

Khacharoeva A.Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: asya.khacharoeva@mail.ru

Buluyeva Sh.l., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University named after A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: sovdat@list.ru

SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR STIMULATING PUPILS' MOTIVATION TO LEARN. The article considers socio-pedagogical conditions of stimulation of students' motivation for learning. The authors conduct a literature analysis, which shows that motivation is a major component in the educational process, because in its absence the student is not capable of self-organization, does not show interest in learning, which does not contribute to knowledge acquisition or personal development. The role of a teacher in creating conditions for students' motivation is shown, as he needs to take maximum responsibility for this process, because the goals he sets should be maximally realized and demonstrate positive results in children's learning process. The author concludes that the task of the teacher is to promote the disclosure of personality of the student in the classroom, including extracurricular activities, not to suppress his desire to do something, prove themselves, to contribute to the formation of his personality as part of a social society.

Key words: social-pedagogical conditions, stimulation, motivation, pupil, learning, teacher

Ф.А. Кабардиееа, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: Kabardiewa1@yandex.ru

А.Х. Хачароееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», Грозный,

E-mail: asya.khacharoeva@mail.ru

Ш.И. Булуееа. канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: sovdat@list.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ

Данная статья посвящена рассмотрению социально-педагогических условий стимулирования мотивации школьников к обучению. Авторами проведен анализ литературы, который показал, что мотивация является основным компонентом в образовательном процессе, так как при ее отсутствии обучающийся не способен к самоорганизации, не проявляет интереса к обучению, что не способствует как получению знаний, так и его личностному развитию. Авторы пришли к выводу, что задача педагога заключается в способствовании раскрытию личности обучающегося на занятиях, в том числе и внеурочной деятельностью, не подавлять его желания что-либо сделать, проявить себя, содействовать формированию его личности как части социального общества.

Ключевые слова: социально-педагогические условия, стимулирование, мотивация, школьник, обучение, педагог

Актуальность проблемы обусловлена тем, что в современном мире сложно мотивировать обучению. Это связано в первую очередь с тем, что из года в год растет объём информации, которую обучающиеся должны усвоить.

Школа сегодня - это не только предоставление обучающемуся определенных знаний, навыков и умений, но и формирование, многостороннее развитие его личности, вовлечение в учебно-познавательный процесс, выявление его творческого потенциала. Формирование системы мотивации и поощрения обучающихся излишне, но это совершенно не так. Мотивация является основным компонентом в образовательном процессе, так как при ее отсутствии обучающийся не способен к самоорганизации, не проявляет интереса к обучению, что не способствует как получению знаний, так и его личностному развитию [1-7].

Действующий в настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт [5] достаточно полноценно раскрывает суть образовательного процесса в начальном общем образовании, имеет большой арсенал образовательных приемов, но в то же время он ориентирован только лишь на получение знаний, но мало приспособлен для развития полноценной личности ребенка.

Цель данной статьи заключается в исследовании - изучить социально-педагогические условия стимулирования мотивации школьников к обучению.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом: проанализировать федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, процесс изучения и развития мотивации у обучающегося как одну из основных задач педагога.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (наблюдение за школьниками).

Научная новизна статьи определяется изучением процесса мотивации обучающихся младших школьных классов, что играет большую роль в образовательном процессе.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении педагогического знания о социально-педагогических условиях стимулирования мотивации школьников к обучению.

Практическая значимость представлена через проведенный анализ социально-педагогических условий стимулирования мотивации школьников к обучению.

Современное общество во многом отличается от общества 20-30-летней давности, как и требования к обучающимся. Сегодня большую роль не только в образовательном процессе, но и в формировании нашего общества в целом играет Интернет и получение огромного количества информации при помощи всевозможных источников. Главный смысл разработки федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [5] заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования - повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. С целью достижения успехов в учебно-воспитательном процессе педагогу рекомендовано проведение исследования уровня заинтересованности обучающихся, определение круга их интересов.

Ученики первого класса ощущают особый интерес к школе. Она привлекает их новизной, своей обстановкой. Преобладающими мотивами считаются интерес к миру взрослых, стремление приблизиться к ним через новую социальную позицию ученика, утверждение и сохранение хороших отношений с взрослыми не только в семье, но и в школе. Важным мотивом является демонстрация личностных достижений, самоутверждение. Успешность же обучения определяется как обусловленными ею мотивам, так и мотивами, которые предопределены внутренней позицией ученика. Взаимосвязанные с выполнением учебных обязанностей ребенка уроки вызывают позитивные эмоциональные переживания, однако утрачивают привлекательность занятий, вызывавших особый интерес в дошкольном возрасте [7, с. 45]. Учебная мотивация формируется из разных аспектов, которые меняются и вступают во взаимодействие друг с другом. Считаем необходимым отметить и то, что мотивами осознанного обучения, согласно С.Л. Рубинштейну, выступает естественное устремление подготовиться к дальнейшей деятельности, включая интерес к знаниям. Однако (помимо представленных) выделяются и иные мотивы. Из числа последних выделяются следующие:

1. Устремление испытать и проявить собственные силы и способности.

2. Важность реализации собственных обязанностей перед педагогом, учебным заведением, страной, родителями, а также перед самим собой.

Учебное заведение должно выделять повышенное внимание обучению мотивации учения у обучающихся, с целью формирования каковой следует:

- формировать положительный и увлекательный имидж школы, школьных взаимоотношений, класса, педагога, теории;

- ликвидировать перегрузки школьников множеством учебных уроков, все воздействия сосредотачивать на главном - формировании интеллекта и нравственности;

- совершенствовать серьезное отношение к учебному труду;

- выработать требования распорядка дня школьников для эффективного преподавания;

- формировать прочные основы простых знаний, умений для того, чтобы развить у обучающегося стимул к учебе;

- принимать во внимание и выполнять индивидуальные условия школьников с опорой на их способности и возможности;

- создавать положительное, увлекательное взаимодействие ребенка между собой;

- развивать серьезное отношение к обучающимся: беседы о гуманизме заменить вниманием, от какового будет реальная польза ребенку;

- стимулировать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.

Многочисленные исследования демонстрируют, что на мотивацию оказывает большое влияние функциональность обучающихся. Результативность обучения повышается, если для предотвращения утомления сделать разминку или интересную паузу, а также изменить подачу материала.

Нужно применять эффект загадки и секретов, обучающимся это интересно, и они с наслаждением разгадывают тайны, задачи и т. п., стремятся дать им разъяснение, урегулировать. Если таким способом завлечь в канву урока, можно увидеть, что у школьников активизировалось стремление решать те задачи, которые перед ними поставлены.

Рассмотренные способы мотивации эффективны лишь тогда, когда обучающиеся ощущают себя уверенно. Чем больше им верят, тем охотнее они сотрудничают с учителем.

Мотивации также способствует соответствующая интенсивность работы в классе. Данные свидетельствуют о том, что наилучшим способом поддержания необходимой интенсивности учебного процесса является варьирование форм общения, т. е. типов и методов группировки учащихся в классе.

Следует применять соответствующую работу:

- со всем классом - диалог с педагогом, обсуждение, инструктаж;

- с небольшой командой - 3-7 обучающихся работают над заданием, решение которого потом обсуждается всем классом;

- в парах - двое обучающихся дискутируют над постановкой задачи, находят ее решение, затем обсуждают в микрогруппе либо всем классом;

- каждый обучающийся персонально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями других.

Преподаватель обязан ожидать от любого обучающегося высоких итогов, возлагать на него надежды и верить в его возможности. Он обязан любить школьников, ценить их, верить в изначальную доброту, творческую динамичность и любопытство. Занятие необходимо строить таким образом, чтобы у учеников возник интерес к процессу учения, а также желание общаться с педагогом, одноклассниками.

В классе обязана быть обстановка партнерства, доверия, обоюдного уважения. Заинтересованность и удовольствие должны быть главными эмоциональными составляющими ребенка в школе и во внеурочной деятельности.

Важна для мотивации обучения ориентация учителя при обучении на индивидуальные достижения обучающихся. Педагог постоянно самосовершенствуется, способствуя собственному профессиональному росту. Он берет примеры удачных и неудачных практик и, делая выводы, формирует новые образовательные процессы для обучающихся.

Процесс изучения и развития мотивации у обучающегося - это одна из основных задач педагога. Его деятельность должна быть направлена на раскрытие потенциала обучающегося, его скрытых возможностей, а также его личностных качеств. Формирование мотивационного процесса способно выявить имеющиеся резервы ребенка. Педагогу необходимо максимально ответственно подходить к этому процессу, ведь цели, поставленные им, должны быть максимально реализованы и демонстрировать положительные результаты в процессе обучения детей.

Специалисты Ю.М. Орлов, Н.В. Творогова, В.И. Шкуркина [1], рассматривая условия для развития потребности в достижении индивидуальности, отмечают, что решающее значение имеет не само понимание успеха, а конкретный положительный опыт.

Они именуют подобные характерные черты «организацией обучающих ситуаций достижения», включающей:

1) актуальную и систематичную оценку результатов в соответствии с фактическими достижениями личности;

2) направленность на уникальный результат в решении даже повседневных вопросов и обращение внимания обучающегося на значение таких итогов;

3) стремление регулярно улучшать качество выполнения заданий, формирование потребности максимально хорошо осуществить предложенную учителем работу;

4) осуществление отдаленных целей;

5) постановка вопросов средней трудности, решение каковых даст наибольшее наслаждение;

6) образование желания закончить начатое дело, развитие уверенности в себе и собственных возможностях, ответственность за проведенную работу» [1].

И. Шапошникова пишет, что «применение увлекательных материалов и способов организации познавательной работы считается эффективным фактором в поощрении обучающихся к учебе и, таким образом, положительной мотивацией к обучению» [3, с. 366-367].

В концепции психолого-педагогических условий формирования когнитивных заинтересованностей и потребностей младших школьников, согласно А. Савченко, «систематизируются:

- взаимообогащение содержания образования личностно ориентированным увлекательным материалом, обеспечение его эмоциональности; установление разумного отношения педагога к детям;

- серьезное отношение к учебе, чувство обязанности;

- независимый поиск просветительных, а также познавательных данных;

- формирование умственных способностей и креативного мышления школьников в процессе их обучения» [4, с. 48].

Когда ребенок работает в коллективе, он становится способным нести ответственность за свои поступки, оценивать себя со стороны другого человека, выстраивать межличностные коммуникативные связи. Все это способствует развитию его личности, его коммуникативных навыков, становление его жизненной позиции. Групповое обучение способствует привлечению к деятельности даже слабо мотивированных, заинтересованных детей, так как в групповом обучении задание дается всем. И его невыполнение - это отдаление от команды. Здесь также важен и соревновательный фактор. Дети с самых малых лет гордятся своими достижениями и навыками, соревнуются, кто лучше и что умеет делать. Эти навыки будут полезны и в дальнейшей жизни.

Мотивация обучающихся младших школьных классов во внеурочной деятельности играет большую роль в образовательном процессе. Так, дети должны четко определять цель, к которой необходимо стремиться, у них должен создаться положительный настрой на обучение, они обязаны понимать, каковы мотивы достижения цели, у них должна выработаться положительная реакция на неудачу, и они должны быть настойчивыми в достижении требуемого результата.

Положительный настрой достигается путем создания на занятиях неформальной атмосферы. Это может быть смена обстановки в классе или организация учебного процесса через игру - все, что вызывает у детей положительные эмоции.

Также необходимо снизить процент негативной реакции обучающихся на неудачу. Если педагог будет грамотно себя вести и откажется от критики ребенка, а поможет ему найти верное решение, направит его, то у школьника не останется негатива, и он будет понимать, что из любой ситуации необходимо искать выход, что ему помогут всегда и поддержат в его решении. Все это приведет к позитивному отношению к процессу обучения.

В то же время процесс мотивирования детей во внеурочной деятельности должен отличаться от процесса преподавания основных предметов. Для форми-

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рования мотивационных процессов во внеурочной деятельности педагоги младших классов могут использовать различные приемы: экскурсии, геймификацию, постановку спектаклей, викторины или тематические вечера, вечера чтения и пр.

Не менее значимо обучить ученика брать на себя ответственность и выполнять собственные обязанности, выдвигать перед собой задачи и пытаться реализовать их подходящими для указанных задач средствами. Также следует продемонстрировать, как проявлять реакцию на успех и неудачу. Рассказать, как регулировать собственное поведение и держать под контролем себя в процессе обучения и коммуникации с другими людьми. Педагоги способны формировать у школьников глубокие мотивы обучения, предоставляя для указанного определенные условия на занятиях. Однако данный процесс рассчитан на творчество педагога, его регулярное самосовершенствование.

Для младших школьников значимой деятельностью также считается игровая, а основными людьми в жизни - родители и первый педагог. На начальном этапе обучение всех школьников поддерживается главным образом за счет самоудовлетворения, роста самооценки, самоуважения, осознания необходимости обучения. Стимулом для указанного выступает похвала, хорошая оценка. По данной причине для младшего школьного возраста необходимо придерживаться ряда рекомендаций. Представим эти рекомендации ниже:

1. «Учить, играя», либо «играя, учить». Игра является образом жизни и деятельности детей. Играть весело и интересно. В процессе игры дети на подсознательном уровне, не прикладывая усилий, усваивают большой объем учебного материала.

2. Формирование ситуации успеха обучения, подогревание у него веры в свои силы.

3. Развитие природной любознательности ученика, сделать учебный процесс увлекательным для учащихся.

4. Создание положительного отношения с родителями учеников. От отношения к учебному заведению и к педагогу всей семьи и детей зависит и стремление детей к обучению.

5. Обучение учащихся разделять трудные задачи на стадии и реализо-вывать данные стадии последовательно. Представленное снизит у ученика напряжение перед объемными и трудными задачами, придаст ему уверенности и научит планировать собственную деятельность.

6. Учет того, что по способу восприятия новой информации учеников условно можно поделить на следующие типы: визуалы; аудиалы; кинестетики.

Соответственно, необходимо выбирать такие методы, приемы и средства обучения, при которых школьник каждого из представленных типов мог бы добиться успеха и ощущал себя комфортно.

Итак, применение представленных выше путей работы будет способствовать росту уровня позитивной мотивации к обучению у младших школьников.

Становление мотивации ученика начальной школы обусловливается тем, что непосредственно в годы обучения младшего школьника, когда учебная деятельность выступает основной деятельностью, значимо сформировать крепкий фундамент становления учебной мотивации и к завершению начального обучения придать мотивации некоторую форму, другими словами, сделать ее устойчивым индивидуальным образованием школьника.

Наконец, отметим, что объектом становления мотивации выступают разные элементы мотивационной сферы и разные аспекты умения учиться. В свою очередь, проектирование значимых характеристик мотивации, которые опираются на психологический анализ личности и мотивации определенных школьников, выступает элементом планов воспитательной деятельности.

Таким образом, можно сделать выводы, что задача педагога заключается в раскрытии личности обучающегося на занятиях, в том числе и во внеурочной деятельности, не подавлять его желания что-либо сделать, проявить себя, способствовать формированию его личности как части социального общества.

1. Братчикова Ю.В. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении. Современная педагогика. 2015. Available at: http://pedagogika. snauka.ru/2015/03/4065

2. Вся статистика интернета и соцсетей на 2021 год - цифры и тренды в мире и в России. Available at: https://www.web- canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i- trendy-v-mire-i-v-rossii

3. Пологрудова И.С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе. Молодой ученый. 2012; № 4 (39): 366-367. Available at: https://moluch.ru/archive/39/4627/

4. Савченко А.Я. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников. Диссертация ... доктора педагогических наук. Киев, 1983.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г № 413). Available at: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/

6. Явбатырова Б.Г, Мусаева З.М. Организация работы социального педагога с детьми, отвергающими школу. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-1: 296-299.

7. Явбатырова Б.Г., Мамаева С.М. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков). Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 45-47.

References

1. Bratchikova Yu.V. Razvitie motivacii mladshih shkol'nikov v problemno-dialogicheskom obuchenii. Sovremennaya pedagogika. 2015. Available at: http://pedagogika.snauka. ru/2015/03/4065

2. Vsya statistika interneta i socsetej na 2021 god - cifry i trendy v mire i v Rossii. Available at: https://www.web- canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i- trendy-v-mire-i-v-rossii

3. Pologrudova I.S. Teoreticheskie podhody k izucheniyu «poznavatel'nogo interesa» v psihologo-pedagogicheskoj literature. Molodoj uchenyj. 2012; № 4 (39): 366-367. Available at: https://moluch.ru/archive/39/4627/

4. Savchenko A.Ya. Formirovanie poznavatel'nojsamostoyatel'nostimladshih shkol'nikov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kiev, 1983.

5. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 1У maya 2012 g. № 413). Available at: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/

6. Yavbatyrova B.G., Musaeva Z.M. Organizaciya raboty social'nogo pedagoga s det'mi, otvergayuschimi shkolu. Problemy sovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya. 2020; № 66-1: 296-299.

У. Yavbatyrova B.G., Mamaeva S.M. Stil' adaptacii k novym usloviyam uchebnoj deyatel'nosti (na materiale issledovaniya mladshih shkol'nikov i podrostkov). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 45-4У.

Статья поступила в редакцию 05.04.23

УДК 378

Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Physical Education, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia),

E-mail: Uvarova.NN@rea.ru

Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education,

Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: nasrudiny@mail.ru

Glazkova G.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Physical Education, Plekhanov Russian University of Economics

(Moscow, Russia), E-mail: glazkova.gb@rea.ru

METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMATION OF FOUNDATIONS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN TRAINEES. The article highlights the main methodological approaches to the educational and methodological support creation for the process of forming foundations for the rational artificial intelligence using capabilities in modern students mastering the primary general, basic general and secondary general education programs. To do this, first, the need to develop the teaching and methodological complex to teach modern schoolchildren the basics of the artificial intelligence rational use in professional and other activities evidence search and presentation is carried out. The article concludes that in modern Russia there is an urgent need to integrate into the educational process of studying the basics of artificial intelligence as an obligatory component. However, with the introduction and testing of these courses, it is necessary to update the need for training and advanced training of pedagogical personnel for the implementation of this large-scale project, which is of priority importance for the development of our country and the definition of leading methodological approaches to this process.

Key words: artificial intelligence, informatization of school education, primary general education, basic general education, secondary general education

Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва,

E-mail: Uvarova.NN@rea.ru

Н.У. Ярычев, д-р пед. наук, д-р филос. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: nasrudiny@mail.ru

Г.Б. Глазкова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва,

E-mail: glazkova.gb@rea.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЕМЫХ

В статье освещаются основные методологические подходы к созданию учебно-методического обеспечения процесса формирования основ рационального применения возможностей искусственного интеллекта современных учащихся, осваивающих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. В статье обосновываются методологические подходы к генерации учебно-методического обеспечения процесса реализации курсов, направленных на изучение основ систем искусственного интеллекта, в системе современного школьного образования. В статье делается вывод о том, что в современной России фиксируется острая необходимость интеграции в образовательный процесс изучения основ искусственного интеллекта как обязательной составляющей. Однако с внедрением и апробацией данных курсов необходимо актуализировать необходимость подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для реализации данного масштабного проекта, имеющего приоритетное значение для развития нашей страны и определения ведущих методологических подходов данного процесса.

Ключевые слова: искусственный интеллект, информатизация школьного образования, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, может быть объяснена фактом интенсификации внедрения ЭВМ во все сферы жизни общества, фиксирующимся на протяжении трёх ближайших десятилетий (К.А. Адамович, О.Н. Алканова, В.В. Вихрев, Э. Гэйбл, И.В. Дворецкая, А.В. Ка-пуза, А.Ю. Уваров) [1, с. 251]. Одним из перспективных направлений дальнейшего развития такого рода технологий является совершенствование интеллектуальных систем (А.А. Волохович, М.А. Гизатуллин, Д.И. Сапрыкина, Т.Е. Хавенсон) [2, с. 96-97]. Эти, последние, в настоящее время всё более широко применяются в самых различных секторах экономики, в том числе российской (К.А. Бахтызин, В.В. Вихрев, А.В. Лапшова, Д.И. Сапрыкина, А.Н. Сидоров, Е.А. Уракова) [1-7].

Новое технологическое поколение цифровой экономики и новое общество знаний должно быть актуализировано компетенциями XXI века [8], в основе которых лежит развитие интеллектуальных информационных ресурсов, имитирующих когнитивные функции человека. Устройства для усиления возможностей разума, предложенные в позапрошлом веке русским дворянином Семёном Николаевичем Корсаковым, в XXI веке стали основой для решения мировых технологических задач и маркёром глобальной конкуренции. Уже сегодня новое поколение людей, вступившее в мир всеобщей цифровизации, решает и будет решать эту амбициозную задачу. Термин «искусственный интеллект» относится к области компьютерных технологий. Их задача - создать сходные с человеческим мышлением интеллектуальные машины, способные реагировать, как люди, и демонстрировать человеческие поведенческие паттерны. Уже сегодня умные машины научились блефовать, обыгрывать профессионалов в шахматы или Го, переводить и распознавать человеческий голос. Созданы компьютерные программы, умеющие ставить медицинские диагнозы, рисовать не хуже Рембрандта, петь и генерировать тексты. Гений XX века Стивен Хокинг как-то сказал, что

однажды машины превзойдут своих создателей. Неограниченный обучающий потенциал умных машин указывает не только на горизонты развития, но и на зону рисков, в которой может оказаться каждый потенциальный пользователь искусственного интеллекта.

Двадцать пять лет назад формат взаимодействия между учащимся и учебной средой ограничивался дисплеем, клавиатурой и мышью компьютера; компьютер и человеческий мозг взаимодействовали посредством обмена символами. Сегодня любое устройство может быть обучающей учебной средой: беговая дорожка, которая считывает сигналы тела для адаптации склона; цифровой тренер по вождению, который также анализирует особенности дорожного движения; робот, который помогает ребёнку с письмом и т. д. Эта тенденция двунаправленна - физические объекты или события входят в цифровую сферу, и, наоборот, цифровые объекты населяют физическую среду. Благодаря этой тенденции новые учебные среды расширяют учебную деятельность до физических манипуляций; эти среды очень эргономичны, мультисенсорны и позволяют учащимся манипулировать одновременно несколькими объектами; в этот обучающий формат максимально эффективно включены дети с ограниченными возможностями.

Например, робототехника и цифровая мебель:

- максимально сочетает в себе цифровой и физический мир; среда:

- позволяет использовать роботов для обучения программированию или для решения проблем;

- роботы могут физически взаимодействовать с учащимися, например, для обучения геометрии (исследования Walker и Burleson 2012) или письму (исследования Hood et al, 2015);

- развитие столешниц с датчиками, которые фиксируют высоту столов и их относительное положение, позволяют понять, насколько изменяется взаи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.