Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / познавательная мотивация / младший школьный возраст / внеурочная деятельность / педагог / formation / cognitive motivation / primary school age / extracurricular activities / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.Я. Юсупова, Ш.И. Булуева

В статье рассмотрен вопрос формирования познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Автор статьи подчеркивает, что познавательный интерес является базой для развития устойчивого стремления ребенка к знакомству с новыми фактами. Этот вид интереса проявляет себя в познавательной деятельности, направленной на усвоение учебных предметов и способов (умений и навыков), необходимых учащемуся для овладения новыми знаниями. В работе авторы отмечают вклад в изучение данной проблемы как зарубежных, так и отечественных ученых. При организации внеурочной деятельности младших школьников важно учитывать восприимчивость детей к новому знанию и социальному опыту, которая диктует требования к формам и методам организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет использовать не только интересные материалы, но и различные способы организации познавательной деятельности, что само по себе является очень эффективным фактором в поощрении учащихся к познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COGNITIVE MOTIVATION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article considers a question of how to form cognitive motivation in primary school children using extracurricular activities. The author of the article emphasizes that cognitive interest is the basis for the formation of a stable desire of a child to get acquainted with new facts. This type of interest manifests itself in cognitive activity aimed at mastering the content of academic subjects and the methods (skills and abilities) necessary for the student to master new knowledge. In the paper, the author notes contribution of both foreign and Russian scientists to the study of this problem. When organizing extracurricular activities of younger schoolchildren, it is important to take into account children’s susceptibility to new knowledge and social experience, which dictates the requirements for the forms and methods of organizing extracurricular activities. Extracurricular activities are allowed to use not only interesting materials, but also various ways of organizing cognitive activity, which in itself is a very effective factor in encouraging students to cognitive activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

6. Чернышев В.П., Тимошков Е.В. Тревожность у студентов. Современные вызовы образования и психология формирования личности: монография. Чебоксары, 2020: 139 - 150.

7. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенционально-аналитическая теория эмоций. Москва: Генезис, 2017.

8. Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности. Психологический журнал. 2010; № 31 (1): 74 - 86.

9. Неумлоева-Колчеданцева Е.В. Возрастно-педагогическое консультирование: учебное пособие для студентов всех форм и программ обучения по направлению «Педагогическое образование». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018.

References

1. Kondrashihina O.A. Tolerantnost' k neopredelennosti kak prediktor strategii adaptacii v usloviyah pandemii COVID-19 studentov-psihologov. Gaudeamus. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal. 2021; T. 20, № 1 (47): 7 - 13.

2. Tyuryapina I.V. Osobennosti psiho'emocional'nogo sostoyaniya u studentov s razlichnymi akcentuaciyami lichnosti v period adaptacii k vuzu. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2016; № 1 (56): 246 - 250.

3. Rodzhers K. Vzglyad na psihoterapiyu: stanovlenie cheloveka. Moskva: Progress-Univers, 2014.

4. Izard K. Psihologiya 'emocij. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.

5. Spilberger Ch. Konceptual'nye i metodologicheskie problemy issledovaniya trevogi. Trevoga i trevozhnost': hrestomatiya. Sankt-Peterburg: Per S'e, 2008.

6. Chernyshev V.P., Timoshkov E.V. Trevozhnost' u studentov. Sovremennye vyzovy obrazovaniya ipsihologiya formirovaniya lichnosti: monografiya. Cheboksary, 2020: 139 - 150.

7. L'engle A. Chto dvizhetchelovekom? 'Ekzistencional'no-analiticheskaya teoriya 'emocij. Moskva: Genezis, 2017.

8. Kornilova T.V. Novyj oprosnik tolerantnosti-intolerantnosti k neopredelennosti. Psihologicheskij zhurnal. 2010; № 31 (1): 74 - 86.

9. Neumloeva-Kolchedanceva E.V. Vozrastno-pedagogicheskoe konsul'tirovanie: uchebnoe posobie dlya studentov vseh form i programm obucheniya po napravleniyu "Pedagogicheskoe obrazovanie". Tyumen': Izdatel'stvo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018.

Статья поступила в редакцию 02.12.21

УДК 37

Ysupova R.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: roza.yusupova.1964@inbox.ru

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: sovdat@list.ru

FORMATION OF COGNITIVE MOTIVATION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article considers a question of how to form cognitive motivation in primary school children using extracurricular activities. The author of the article emphasizes that cognitive interest is the basis for the formation of a stable desire of a child to get acquainted with new facts. This type of interest manifests itself in cognitive activity aimed at mastering the content of academic subjects and the methods (skills and abilities) necessary for the student to master new knowledge. In the paper, the author notes contribution of both foreign and Russian scientists to the study of this problem. When organizing extracurricular activities of younger schoolchildren, it is important to take into account children's susceptibility to new knowledge and social experience, which dictates the requirements for the forms and methods of organizing extracurricular activities. Extracurricular activities are allowed to use not only interesting materials, but also various ways of organizing cognitive activity, which in itself is a very effective factor in encouraging students to cognitive activity.

Key words: formation, cognitive motivation, primary school age, extracurricular activities, teacher.

Р.Я. Юсупова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: roza.yusupova.1964@inbox.ru

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: sovdat@list.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрен вопрос формирования познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Автор статьи подчеркивает, что познавательный интерес является базой для развития устойчивого стремления ребенка к знакомству с новыми фактами. Этот вид интереса проявляет себя в познавательной деятельности, направленной на усвоение учебных предметов и способов (умений и навыков), необходимых учащемуся для овладения новыми знаниями. В работе авторы отмечают вклад в изучение данной проблемы как зарубежных, так и отечественных ученых. При организации внеурочной деятельности младших школьников важно учитывать восприимчивость детей к новому знанию и социальному опыту, которая диктует требования к формам и методам организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет использовать не только интересные материалы, но и различные способы организации познавательной деятельности, что само по себе является очень эффективным фактором в поощрении учащихся к познавательной деятельности:

Ключевые слова: формирование, познавательная мотивация, младший школьный возраст, внеурочная деятельность, педагог.

Актуальность данной проблематики заключается в том, что изменения, которые фиксируются в современном образовании в РФ на протяжении последних лет, потребовали изменений ориентиров и выработки новых приоритетов. Школа является не только местом получения знаний, но и средой, в которой происходит становление личности ребенка, формируются его жизненные установки, закладывается фундамент для гуманизации общества и процессов, происходящих в нем. Новая концепция развития системы образования ориентирует учителей на развитие личности учащегося, его творческих способностей, а также ставит целью формирование у ребенка учебно-познавательной мотивации, которая становится фундаментом для осознания личной ответственности [1-4].

Проблеме формирования познавательной мотивации школьников посвящены работы следующих ученых: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова, ГИ. Щукиной, П.М. Якобсона и др. Большой вклад в теорию мотивации внесли зарубежные ученые: Б. Вайнер, Д. Брунер, Т. Новацкий, К. Томашевский, Х. Хекхаузен.

Цель данной статьи - показать способы формирования познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть понятия «мотив», «познавательная деятельность», представить способы формирования познавательного интереса учащихся школы в образовательном процессе.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение.

Разработка вопроса о формировании познавательной мотивации связана с исследованием специфики возникновения познавательного интереса и познавательной потребности. Данной теме посвящены труды А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Г И. Щукиной, К.Д. Ушинским, Н.А. Добролюбовым и др.

Основное внимание в своих трудах ГИ. Щукина уделила исследованию и обоснованию важности формирования познавательного интереса учащихся школы в образовательном процессе. В работах Г.И. Щукиной познавательный интерес предстает в качестве дидактической категории, он является личностным образованием, которое оказывает существенное развитие личности школьника. Г И. Щукина отметила, что интерес «требует элементарной ориентировки на новизну и неожиданность, а центром познавательного интереса бывает познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой деятельности» [1].

Н.П Морозова и Г.И. Щукина посвятили свою работу исследованию познавательного интереса. Н.П Морозова выделила его уровни: 1) как эпизодическое эмоционально-познавательное переживание, связанное с радостью познания нового; 2) как устойчивый интерес, который позволяет ученику проявлять поисковую активность вне урока, целью его деятельности становится познание [3, с. 11].

ПИ. Щукина дала характеристику содержательной стороны познавательного интереса как интереса к фактам и явлениям (элементарный уровень), к познанию свойств предметов и явлений, на этом этапе включатся догадка и поиск; интерес к причинно-следственным связям и закономерностям. К событиям и явлениям формируется не эмоциональное, а познавательное отношение.

Выводы обоих авторов позволяют заключить, что в учебно-познавательной мотивации можно выделить мотивацию процессом познания и содержания познания.

При этом познавательный интерес выступает формой познавательной потребности и обеспечивает направленность осознанной деятельности личности, которая формулирует цель деятельности. Познавательный интерес является базой для развития устойчивого стремления ребенка к знакомству с новыми фактами. Этот вид интереса проявляет себя в познавательной деятельности, направленной на овладение содержанием учебных предметов и способами (умениями и навыками), необходимыми учащемуся для овладения новыми знаниями.

Формирование познавательной мотивации требует создания определенных условий, к которым можно отнести определение приемов и средств, способных пробудить у учащихся позитивные эмоциональные реакции.

В.К. Вилюнас и А.К. Маркова под формированием мотивации младших школьников понимают специально организованный процесс воздействия на учащегося, который предполагает моделирование ситуации, в которой будет разворачиваться познавательная деятельность ребенка и происходить формирование познавательных мотивов. На формирование познавательной мотивации ребенка влияют содержание материала и организация мероприятий (методы).

Повышение уровня познавательной мотивации связано с формированием в структуре личности субъектных качеств (способность к постановке цели, планированию своей деятельности и ее организации), а также со становлением устойчивых интересов, которые определяют выбор содержания обучения.

Формирование познавательной мотивации в процессе обучения ребенка в начальной школе должно опираться на психологическую закономерность перехода внешних влечений во внутреннюю потребность личности, во внутренние процессы.

Оправданной в начальной школе является такая организация учебного процесса, которая позволяет реализовывать творческие проекты и стимулировать участие в них каждого ребенка. Поддержание интереса у детей к учебной деятельности позволяет добиться продуктивности образовательного процесса.

Часто случается так, что при несовпадении мотивов ребенка с содержанием материала происходит угасание интереса. Образовательная деятельность должна быть направлена на саморазвитие учащегося на уровне не только ЗУН, но и восприятия своих способностей, интеллектуального развития.

Д.Б. Эльконин в структуре образовательной деятельности выделил не только мотивы, но и учебные задания и учебные мероприятия, действия по контролю действий и оценке.

Выготский Л.С. в своих работах отмечал, что развитие высших психических функций носит системный характер, при этом мышлению отводится ведущая функция. Но даже при активном формировании произвольности восприятия, памяти и внимания на начальных этапах обучения ребенку требуется помощь, например, в формировании навыка концентрации и направленного восприятия. Так, для младшего школьника легко будет запомнить образовательный материал, обеспеченный яркой наглядностью, но при этом у него формируется способность целенаправленно запоминать материал, который не вызывает у интереса. В этом отличие младшего школьника от ребенка старшего дошкольного возраста. В первые 3-4 года обучения в школе у ребенка активно развивается механическая память. Наряду с ней развивается и память семантическая, отвечающая за понимание содержания учебного материала.

Дети младшего школьного возраста интенсивно развивают внимание, хотя на начальных этапах обучения у многих преобладает непроизвольное внимание, возникают трудности в восприятии сложного учебного материала, который ускользает от внимания ребенка на фоне ярких отвлекающих факторов.

Несовершенство внимания и концентрации не позволяют ребенку младшего школьного возраста сосредоточиться на задании более 10-15 минут, а затем переключиться к следующему заданию. Но данная картина меняется, и уже к 10-11 годам основные характеристики внимания (стабильность, концентрация, объем, переключаемость) становятся приближенными к показателям взрослого человека. Характерной чертой мотивационной сферы ребенка начального школьного возраста становится появление стремления к высоким достижениям. Поэтому часто в начальной школе может доминировать мотив успеха, который позволяет ребенку утвердиться в своей уникальности.

В 80-е годы XX века М.В. Матюхина провела исследование изменений учебной мотивации младших школьников в период с 1-го по 4-й классы. Были сделаны выводы о том, что наиболее важными для детей этого возраста являются социальные мотивы, для них характерно возрастание показателя на протяжении всего периода начальной школы. Мотивы долга оказались на втором месте по

значимости. Учебно-познавательные же мотивы у младших школьников не занимали ведущего места. У учащихся первых классов они оказались на третьем месте после широких социальных и узколичных. Важным выводом стал тезис о том, что отрицательная мотивация, выраженная в избегании неуспеха, у детей младшего школьного возраста не занимает ведущего места.

Сейчас появились современные исследования мотивационной стороны обучения младших школьников, которые свидетельствуют о том, что для современных школьников не является характерным мотив долга перед обществом [2, с. 107].

Среди благоприятных мотивационных особенностей детей младшего дошкольного возраста, позитивно влияющих на обучение, можно отметить изначально позитивное отношение ребенка к самому процессу учения и свойственное детям любопытство. Детей привлекают активные и творческие виды деятельности, которые позволяют реализовать потребности в их социализации, эмоциональном проживании событий.

Детей младшего школьного возраста отличают искренность, непосредственность, априорное принятие авторитетности учителя, готовность к учебному сотрудничеству. Все эти характерные для ребенка черты создают благоприятные условия для сотворчества педагога и учащегося.

Последние наблюдения исследователей в области учебной мотивации детей начального школьного возраста позволили зафиксировать усиление интереса к образовательной деятельности в 1-2 классе и его ослабевание в 3-4 классе. Данная динамика объясняется тем, что деятельность школьника является репродуктивной, подражательной. В тех же классах, где задачи формулируются таким образом, что ребенок может проявить познавательную инициативу и независимость, наблюдается устойчивость интереса к обучению.

Поэтому среди задач учителя следует отметить не только формирование познавательного и образовательного интереса учащихся к новым знаниям, но и к способам их получения. Формирование такого типа мотива позволит учащемуся по окончании начальной школы перейти на следующий этап обучения. Рекомендацией учителям является такая организация образовательного процесса, которая позволяет ребенку опираться на собственную интеллектуальную инициативу и реализовывать собственную исследовательскую практику, проявлять творческую активность в процессе решения учебных задач.

При таком подходе формируется учебная мотивация, которая проявляется в стремлении не только к улучшению результатов обучения, но и в проявлении настойчивости при достижении своих целей. Познавательные мотивы выражаются в желании узнавать новое, решать задачи самостоятельно, в интересе к изучаемому предмету, в ощущении радости от процесса познания, в увлеченности деятельностью. Включенность ребенка в процесс обучения, сопровождаемая сформированной позитивной познавательной мотивацией, позволяет ему переживать сильные положительные эмоции.

При организации внеурочной деятельности младших школьников важно учитывать восприимчивость детей к новому знанию и социальному опыту, которая диктует требования к формам и методам организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - это мир свободного творчества, где проявляется воля ребенка, создается эмоционально наполненная среда увлеченных общим делом детей. Эти особенности внеурочной деятельности делают ее благоприятной для формирования позитивной познавательной мотивации младших школьников.

Внеурочная деятельность позволяется использовать не только интересные материалы, но и различные способы организации познавательной деятельности, что само по себе является очень эффективным фактором в поощрении учащихся к познавательной деятельности: «Используя познавательный интерес как средство педагогической деятельности, учитель находит содержание учебного материала и методы его преподавания, а также организует деятельность учеников с возможностями, которые захватывают учебную работу учащихся: актуализация основных идей, проблематичная форма постановки образовательной задачи, выразительные формы языка, увлекательные эксперименты, творчество детей, технические средства обучения и т.д.» [2, с. 73-74].

Содержание материала имеет большой потенциал для формирования познавательной мотивации младших школьников при выполнении следующих условий:

- адекватность возрасту и потребностям детей (обеспечение новизны информации; эмоционального насыщения);

- доступность (подразумевает достаточную сложность материала, инте-ресность, опору на уже приобретенные знания и навыки, иллюстративность);

- ориентация на решение проблем научного и практического характера. Любая деятельность, осваиваемая детьми, должна включать следующие этапы: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный.

Наиболее значимыми для формирования познавательной мотивации во внеурочной деятельности являются:

- методы создания проблемных ситуаций, которые призваны вовлечь учащихся в исследование вопроса и решение поставленных задач, реализовать их потребности в интеллектуальном поиске и приобретении новых знаний;

- проектный метод, который позволяет на протяжении длительного периода удерживать внимание и интерес ребенка, при этом реализуя не только его познавательные потребности, но и социальные и творческие.

В работе со школьниками начальных классов могут быть использованы такие виды проектов, как практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.

Особое внимание при формировании познавательной мотивации стоит уделить общению учителя с учениками. От личности педагога, стиля его общения, степени участия в организуемой деятельности, умении направить выстраивание межличностных отношений в группе, создать психологический комфорт зависит вовлеченность каждого учащегося в процесс познания и социализации. Личность учителя очень важна для учеников младших классов, поскольку он выступает как ориентир, модель для подражания.

К ним можно отнести эмоциональные приемы (создание ситуации успеха, поощрение, использование ярких визуальных средств, продюсирование ярких событий); познавательные (связь учебной ситуации с жизненным опытом, подготовка креативных задач, создание проблемных ситуаций); волевые (формулирование правил и требований, информирование об индивидуальных результатах); социальные (создание ситуаций сотрудничества); личностные факторы (круг интересов ребенка, любопытство, непосредственность и т.п.).

Нестабильность интересов младших школьников требует от педагога умения его поддерживать, формировать способность к концентрации, умело переключать внимание учащихся, вовремя организовать деятельность, направ-

Библиографический список

В условиях преобразований и реформирований в нашей стране различных сфер деятельности, важным компонентом которых является система пред-профессионального образования, осуществляется активный поиск решения

ленную на разгрузку детей; поддерживать энтузиазм; помочь ребенку адекватно реагировать на неудачу и успех.

Безусловно, формирование познавательной мотивации напрямую связано с позитивным опытом учения, что может раскрываться в понятии успеха, стимулирующего развитие потребностей в достижениях.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволил нам заключить, что соблюдение всех условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов. Истинно познавательные интересы будут развиты тогда, когда ребенок будет нацелен не на получение конкретного ситуативного результата, а на стремление найти общий способ решения задач, т.е. через раскрытие связей существенных связей и черт явлений. Специфика формирования у детей познавательной мотивации позволяет рекомендовать для этих целей метод проекта в формате внеурочной (кружковой) деятельности.

Научная новизна статьи определяется выявлением методов формирования познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении педагогического знания о мотивах, познавательном интересе младших школьников. Практическая значимость видится в создании условий для успешного формирования познавательной мотивации у младших школьников.

12.21

по вопросам повышения качества подготовки обучающихся. Одним из главных направлений этого поиска можно считать модернизацию методического обеспечения предметов в детских школах искусств. Результатом такого процесса высту-

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 2005.

2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Москва, 2018.

3. Морозова Н.П Учителю о познавательном интересе. Педагогика и психология. 1979; № 2: 10 - 12.

4. Щукина П.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Москва, 1971.

References

1. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva, 2005.

2. Matyushkin A.M. Problemnye situacii v myshleniiiobuchenii. Moskva, 2018.

3. Morozova N.G. Uchitelyu o poznavatel'nom interese. Pedagogika ipsihologiya. 1979; № 2: 10 - 12.

4. Schukina G.I. Problema poznavatel'nogo interesa vpedagogike. Moskva, 1971.

Статья поступила в редакцию 01.

УДК 82: 78: 374

Denisenko Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Musicology and Piano, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

Е-mail: denisenckojulya@yandex.ru

THE CONTENT OF THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL SUBJECT "MUSICAL LITERATURE" FOR DSHI STUDENTS. Musical literature is one of the academic disciplines in the system of music education, studied in children's music schools, art schools and music schools. The subject of "Musical Literature" became a regular discipline in the first half of the XX century. Its content has been enriched, modern programs of the subject "Musical Literature" are being developed taking into account the federal state requirements of modern education. There are textbooks, teaching aids for this subject, which reflect musical concepts and knowledge about the art of music. At first glance, there are quite a lot of manuals for conducting music literature lessons, but they do not fully meet the needs of modern education aimed at using modern educational technologies in the educational process. The methodological support of an educational subject may include, in addition to the program, textbooks, methodological recommendations, as well as a multimedia project consisting of computer presentations, multimedia anthologies, phono-anthologies and video materials. The lack of methodological support associated with the use of modern computer technologies does not sufficiently contribute to acquisition of the material of the curriculum of the subject "Musical Literature". Therefore, it is necessary to look for new ways to improve the quality of training of students in the subject "Musical Literature".

Key words: methodological support, subject, teacher, students, computer presentation, textbook, methods, musical literature.

Ю.В. Денисенко, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: denisenckojulya@yandex.ru

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ

Музыкальная литература - одна из учебных дисциплин в системе музыкального образования, изучаемая в детских музыкальных школах, школах искусств и музыкальных училищах. Предмет «Музыкальная литература» получил свое окончательное закрепление в первой половине XX века. Обогатилось его содержание, современные программы учебного предмета «Музыкальная литература» разрабатываются с учетом федеральных государственных требований современного образования. Существуют учебники, учебно-методические пособия для данной дисциплины, в которых отражены музыкальные понятия и знания о музыкальном искусстве. На первый взгляд, пособий для проведения уроков по музыкальной литературе довольно много, однако они не в полной мере соответствуют потребностям современного образования, направленного на использование современных образовательных технологий в учебном процессе. В методическое обеспечение учебного предмета может входить, помимо программы, учебных пособий, методических рекомендаций, мультимедийный проект, состоящий из компьютерных презентаций, мультимедийных хрестоматий, фонохрестоматий и видеоматериалов. Отсутствие методического обеспечения, связанного с применением современных компьютерных технологий, приводит к недостаточному усвоению материала программы учебного предмета «Музыкальная литература». Поэтому необходимо искать новые пути повышения качества подготовки обучающихся по рассматриваемой дисциплине.

Ключевые слова: методическое обеспечение, предмет, педагог, обучающиеся, компьютерная презентация, хрестоматия, методы, музыкальная литература.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.