Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия сопровождения замещающей кровной семьи'

Социально-педагогические условия сопровождения замещающей кровной семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
356
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОВНАЯ ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ДИАГНОСТИКА / РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / BLOOD FOSTER FAMILY / ESCORT SERVICE / ORPHANS / CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / DIAGNOSTICS / PARENTAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лесина Елена Анатольевна, Сикорская Лариса Евгеньевна

Представлены результаты исследования, подтверждающего важность оказания помощи кровным замещающим семьям как специфической категории. Приведены алгоритм и условия работы специалистов сопровождения, обоснована важность сочетания индивидуальных и групповых форм работы для приобретения и отработки необходимых компетенций. Представлены данные первичного и повторного обследования с показом положительной динамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study confirming the importance of blood foster family as a specific category. The authors present an algorithm and conditions of supporting specialists’ work. The importance of combining individual and group forms of work for the acquisition and development of the necessary competencies is underlined. The data of the primary examination and re-examination with the positive dynamics are presented.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия сопровождения замещающей кровной семьи»

известия вгпу

Problems of modular professional training of future teachers in the university in the conditions of virtual academic mobility

The article highlights and scientifically substantiates the relevance of modular training of future teachers in the university in the context of virtual academic mobility. The authors identify risks in the process of training future teachers for professional activities in virtual mobility. The system of means of modular preparation of the future teacher for professional activity is described. The author proposes to divide the content of the main educational program for bachelors in the virtual environment into semantic blocks as parts of various modules of the curriculum.

Key words: modular training of future teachers, virtual academic mobility, online courses, tutor support, educational modules.

(Статья поступила в редакцию 25.12.2018)

е.а. лесина, л.е. сшорская

(Москва)

социально-педагогические условия сопровождения замещающей кровной семьи

Приводятся результаты исследования, подтверждающего важность оказания помощи кровным замещающим семьям как специфической категории. Представлены алгоритм и условия работы специалистов сопровождения, обоснована важность сочетания индивидуальных и групповых форм работы для приобретения и отработки необходимых компетенций. Приведены данные первичного и повторного обследования с показом положительной динамики.

Ключевые слова: кровная замещающая семья, служба сопровождения, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, диагностика, родительские компетенции.

Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - сложная и многоаспектная тема, которую изучают специалисты разных областей знаний. На дан-

ном этапе развития замещающей заботы на первое место вышел вопрос помощи официальных служб в сохранении благополучия заменяющей семьи, обеспечивающей комфортное проживание всех ее членов. Одним из способов оказания помощи является сопровождение. Специалисты в рамках оказания услуги по сопровождению помогают в нивелировании последствий кризисов и активизации внутреннего потенциала семьи в целях приобретения или актуализации способности самостоятельного решения семейных проблем, в том числе с привлечением возможностей социального окружения. Для достижения цели служба сопровождения оказывает помощь в овладении необходимыми родительскими компетенциями, поддерживает целостность семейной системы, способствует профилактике эмоционального выгорания и кризисных ситуаций.

Специалисты условно делят семьи на профессиональные и непрофессиональные, а также отмечают разные уровни сопровождения, исходя из актуального положения дел в семье. В работе службы сопровождения в целях урегулирования / поддержания благополучия важным является учет особенностей семей, накладывающих отпечаток на формы и содержание оказываемой помощи. одним из критериев, определяющих вариативность оказания поддержки, является наличие и отсутствие родственных связей между принимающей стороной и помещенным ребенком. Действующая система подготовки и сопровождения замещающих семей не выносит кровную замещающую семью в отдельную категорию. обязательность обучения ближайших родственников законодательством не предусмотрена, сопровождение является личной инициативой замещающих родителей и не считается необходимым. При этом кровные замещающие семьи имеют свою специфику, провоцируемую кризисной ситуацией, приведшей к ее созданию, понимание особенности данной категории семей позволяет наладить эффективную работу специалистов.

Можно обозначить характерные особенности семьи, принявшей родственников на воспитание, определяемые как положительными, так и отрицательными эпизодами, накладывающими отпечаток на взаимодействие в семье и на общение с представителями службы сопровождения. важно при организации сопровождения развивать первые и нивелировать вторые, менять их вектор. Для определения форм и содержания сопровождения прин-

О Лесина Е.А., Сикорская Л.Е., 2019

ципиально понимание наиболее часто встречаемых слабых сторон, на коррекцию которых направлена работа:

- возрастные особенности попечителя (в большинстве случаев пожилой) и подопечного (подростковый);

- большой возрастной разрыв и, как результат, разница взглядов на большинство ситуаций;

- разный коммуникативный набор, не позволяющий прийти к консенсусу между собой и в диалоге со специалистами;

- наличие травмирующего опыта у всех членов семьи;

- сложность семейной системы - проблемы во взаимодействии подструктур, в распределении ролей внутри семьи;

- возможность проживания на одной территории родителей, лишенных / ограниченных в правах, продолжающих вести асоциальный образ жизни, в том числе и за счет других родственников;

- отсутствие у попечителя доверия к специалистам, страх перед открытым контактом, закрытость семейной системы;

- отсутствие специфического подготовительного процесса (единая программа подготовки в школе приемных родителей) или в принципе подготовки (для ближайших родственников) при создании замещающей семьи;

- отсутствие подготовительной работы с ребенком, не только препятствующее осознанию и принятию существующей проблемы, но и мешающее конструктивному взаимодействию с другими членами семьи и социальным окружением.

Причины, определяющие особенности кровной замещающей семьи и служащие базой положительных изменений при правильно организованном взаимодействии:

- у ребенка наличествует четкое понимание принадлежности семье;

- семейная идентичность не ставится под сомнение, в отличие от детей, помещенных к сторонним гражданам, у которых идентичность формируется постепенно от ощущения гостя, периодически приезжающего в семью, к принятию себя как полноценного члена семьи со своими правами и обязанностями;

- отсутствие у ребенка институционального опыта проживания в сиротском учреждении, т. к. даже на период оформления документации ребенок остается в семье (предварительная опека / попечительство);

- сформированная привязанность обусловлена продолжительным близким знакомством сторон и наличием эмоционально теплых,

'кие науки -

устойчивых отношений, характеризуется безусловным принятием ребенка как члена семьи, что, однако мешает в понимании накладывающих ситуацией особенностей функционирования системы и не позволяет видеть необходимости коррекции отношений;

- знание семейной истории, особенностей развития ребенка, специфики его взросления, здоровья и т. д. является важным фактором, способствующим при правильно выстроенной работе анализу поведения и реакций сторон.

Для определения основных условий успешного сопровождения была проведена работа с 103 семьями, объединенными кровной заменяющей заботой (124 взрослых и 100 детей в возрасте 6-17 лет). Условно вся деятельность была разделена на несколько этапов: предварительный с элементами констатирующего, организационно-констатирующий, формирующий, контрольно-аналитический (для специалистов) в сочетании с поддерживающим (для респондентов). Границы их реализации не являются жестко непроницаемыми, и разные виды деятельности часто идут параллельно друг другу. Цель 1-го этапа сочетала два направления работы.

1. Выявление проблемного поля работы с кровной замещающей семьей, провоцирующего отказ от подопечных. в процессе работы с семьями, отказавшимися от детей-родственников, самой распространенной из причин 83% называется поведение подопечных. При этом по факту в 63% случаев конфликты обусловливались сниженными показателями наличия родительских компетенций. Наиболее распространенные предикторы: закрытость семейной системы для принятия помощи (87%), травмированность обеих сторон - попечителя и подопечного (38%), сниженные коммуникативные компетенции, неумение воспринять и донести информацию до оппонента (38%). При этом 25% говорили о неоправданных ожиданиях. вышеперечисленные показатели наиболее сильно влияют на вторичное сиротство и провоцируют его.

2. вовлечение кровных замещающих семей в открытое взаимодействие со специалистами. учитывая особенность контингента, до проведения диагностической работы изначально важно наличие условий для привлечения заинтересованных респондентов, а именно безопасная среда, способствующая открытию семейной системы для бесконфликтного вхождения в нее специалистов. Для этого целесообразно проводить мероприятия в рамках низкопорогового сопровождения. Без оформ-

ления документов идет передача компетенций всем членам семьи через периодическое проведение встреч как официального (собрания), так и полуофициального (клуб) свойства. на них рассматриваются актуальные темы как с подачи респондентов, так и предлагаемые, важные, по мнению специалистов, с возможностью в финале получения индивидуальных консультаций по запросу. Только познакомившись со специалистами, ведущими занятия и наладив доверительные отношения, при предварительном согласовании правил общения и периодичности встреч (что не обязывает, но настраивает на совместную работу), семьи готовы перейти на постоянное сопровождение. Результатом данного этапа являются формирование интереса семей к сопровождению; активизация / принятие позиции необходимости получения компетенций, способствующих поддержанию / налаживанию успешной коммуникации, благополучия в семьях, готовность семьи с периодического получения помощи перейти на постоянную основу с оформлением документации. В тот же момент началась диагностическая работа по выявлению основных проблем действующих замещающих семей.

Средний возраст попечителя - 49,6 лет, женщин-респондентов - в два раза больше, чем мужчин. Из детей преимущество остается за подростковым возрастом, 52% детей старше 14 лет. Обследование шло по следующим направлениям:

- открытость семейной системы для принятия помощи,

- мотивация принятия / оставления ребенка,

- семейно обусловленное состояние, взаимоотношения в рамках семьи,

- коммуникационные компетенции всех членов семьи,

- специфические родительские компетенции.

Лишь 27% взрослых респондентов отметили, что при появлении проблем готовы обращаться за помощью (35 % принимать помощь) преимущественно к друзьям семьи. Получать информацию респонденты предпочитают из интернета, лишь при острой необходимости могут обратиться и в официальные службы - службу сопровождения, опеку. При этом 29% детей демонстрирует открытость (27% детей готовы принимать помощь), 59% предпочитают обращаться к друзьям или родственникам, с которыми не проживают; 57% (взрос-

лые) / 68% (дети) демонстрируют низкий уровень доверия людям.

При рассмотрении мотивации принятия детей важно отметить, что 82% обозначили, что ребенка из чужой семьи не приняли бы. При этом мотивы, заявленные респондентами, в основном положительные - 88% взрослых (нейтральные - 12%). По факту в процессе разбора ситуации в семье первоначально конструктивные мотивы дополнились неосознанными ранее деструктивными моментами, являющимися предикторами-провокаторами семейного неблагополучия в наиболее сложные периоды функционирования замещающей семьи. только у 25% попечителей не выявлен негатив в мотивах. Четверть всех выявленных мотивов можно принять как нейтральные, они являются базой для работы, т. к. могут принять конструктивный окрас и стать ресурсом успешного функционирования семьи.

наиболее часто заявляемый негативный мотив (34%) - чувство вины, 27% говорили о желании скрыть проблемы и стыдятся происходящего в семье, 22% отмечали прессинг других членов семьи. Данные предикторы требуют особого внимания и говорят о необходимости работы со всей семьей, что позволит нивелировать последствия прессинга и снизить уровень накала в отношениях.

Высокий уровень нервно-психического напряжения демонстрировали 71% взрослых, 66% детей, что говорит о трудностях, возникающих при необходимости адаптироваться к изменениям в семейной системе в период кризиса. Для 58% взрослых и 48% детей свойственна семейная тревожность, что характеризовалось пессимизмом в оценке семейной системы и будущего созданной семьи.

Взаимоотношения характеризовались взаимным непониманием чувств, испытываемых друг к другу. так, заявляли о любви к детям 88% взрослых, говорили об ответной схожей реакции только 25%, при этом негативное отношение к детям отмечали 2% родственников и чувствовали ответный негатив 21%; 52% детей говорили о любви к родственникам, 8% относились к ним враждебно. считали, что родственники относятся негативно 14% детей, а положительно - 41%. Данные говорят о сниженных коммуникативных умениях, не позволяющих правильно выражать чувства, а также понимать демонстрируемые другими эмоции. При этом 100% родственников взрослых и 79% детей заявляли о важности внутренней коммуникации, но только 27% отмечали необходимость информирования детей о пробле-

мах и совместном решении их в рамках семьи, 79% детей не соглашались с данной ситуацией и хотели быть в курсе проблем, иметь право голоса в их обсуждении. открыто обсуждать собственные проблемы были готовы только 9% детей. Рассматривая коммуникативные знания и умения, лишь 38% взрослых и 12% детей придерживались компетентного типа реагирования в процессе общения, остальные демонстрировали агрессию или зависимую тенденцию, характеризующуюся избеганием конфликтов. При этом агрессия более характерна для детей (63%), в силу возраста неспособных скрывать эмоции. Лишь 6% взрослых респондентов и 13% детей полноценно способны были распознавать эмоции участников общения.

Анализировать причины состояния и их проявления у взрослых получается продуктивнее, в отличие от детей, чувствующих рассогласованность вербальных и невербальных посылов, но в силу малого опыта общения неспособных к анализу и выстраиванию причинно-следственных цепочек. о наличии конфликтов разной степени активности и повторяемости говорили 77% членов семей.

Исходя из вышесказанного, взрослые и дети, признавая важность внутрисемейной коммуникации, не готовы открыто обсуждать проблемы, т. к. демонстрируют сниженные компетенции как при передаче, так и при расшифровке информации. Кроме коммуникативных компетенций всех респондентов важно определение специфических родительских компетенций совершеннолетних членов семьи: теоретические и практические - знание / распознавание возрастных особенностей и потребностей детей, понимание особенностей семейной системы и понимание пути ее развития; выработанная эффективная собственная родительская позиция, отношение и открытость при взаимодействии семьи и попечителя с официальными структурами (в том числе для принятия помощи), наличие специфических (правовых / юридических) знаний. Если самодиагностика компетенций определила средний показатель в 3,9 баллов по 5-балльной системе, то оценка специалистов не превышала 3,1 в теоретическом аспекте исследуемых показателей. взрослые отмечали преимущество показателей практики над теорией, по факту же демонстрировали понимание социально одобряемых знаний, не реализуемых на практике (ср. 2,4-2,6). Данные подтверждают непринятие некоторых знаний и / или невозможность изменения собственного поведения ре-

кие науки -

спондентами без помощи специалистов. В целях коррекции показателей, полученных в результате предварительной диагностики, проводилась следующая работа, что обусловило переход на следующий этап (формирующий), характеризующийся сочетанием индивидуальной и групповой работы.

Индивидуально мероприятия проводились в связи с тем, что любая рассматриваемая тема идет в первую очередь через преломление и разбор ситуации в конкретной семье с само- и взаимоанализом поведения каждого ее члена, выявлением причинно-следственных связей «причин-провокаторов» и последствий, ведущих как к ухудшению ситуации, так и к выходу из кризиса.

Для успешного усвоения и возможности многократно обращаться к темам использовались тетради с печатной основой для всех членов семьи: «Семья. Поддержка» - для попечителей и совершеннолетних членов семьи, «В кругу семьи» - для детей, проживающих в семьях родственников. С помощью тетрадей решалась основная проблема как возрастных опекунов, так и опекунов, находящихся в эмоционально нестабильном состоянии, т. к. к получаемой информации всегда можно вернуться, а форма преподнесения материала (в большинстве своем предполагающая диалог) дает возможность сформулировать, раскрыть, скорректировать собственную позицию, подводя к конструктивным понимаемым / принимаемым выводам. Для детей опорные схемы и наводящие вопросы позволяют в интересной форме осваивать трудный материал. наличие тестирующего материала в тетради способствует ведению мониторинга актуального состояния детей и взрослых в процессе работы. Тетрадь позволила не только структурировать материал, но и облегчить его восприятие и усвоение, обращая внимание на основные затрагиваемые аспекты. Форма пригодна как для изучения под руководством специалистов, так и в самостоятельной работе, поскольку, давая основное четкое представление по теме, позволяет самостоятельно анализировать материал. Наличие домашнего задания позволяет повторно самостоятельно осмыслить, спровоцировать познавательную совместную активность членов семьи. Несмотря на статичность рассматриваемых тем для разных семей, содержательное наполнение носит вариативный характер, основанный на обсуждаемых индивидуальных особенностях семей.

результатом этого этапа являлось приобретение / улучшение качества коммуникатив-

ных компетенций оппонентов, повышение уровня родительской компетентности замещающих родителей, понимание / принятие собственной семейной ситуации, чувств, роли всех ее членов. сделанные в процессе индивидуальной работы выводы и выработанные тактики поведения требовали автоматизации в практике взаимодействия, для этого проводились общие поддерживающие встречи (тренинго-вые, клуб, собрания и т. д.), позволяющие закрепить полученные знания, а также давались домашние задания - общие для членов семьи для выработки общих мнений и отработки полученных компетенций, в том числе коммуникативных (умение слушать / слышать, договариваться). Этап низкопорогового и поддерживающего сопровождения пересекал все этапы как параллельный блок, обеспечивающий разнообразие и доступность предоставляемых услуг в соответствии с запросами семей.

Аналитико-поддерживающий этап предполагал мониторинг изменений в отношениях внутри семьи и с поддерживающими службами, что характеризовало эффективность проведенной работы и целесообразность ее коррекции, перспективу дальнейшего взаимодействия службы сопровождения и семьи в условиях как тесного постоянного контакта в период острого кризиса, так и периодического поддерживающего в рамках группового взаимодействия официального и неофициального характера (родительские собрания, заседания клуба, семинары, групповые консультации, тренинги и т. д.).

По итогам работы улучшились показатели по всем обозначенным направлениям. Мотивация принятия при полимотивационном подходе демонстрировала в 100% случаев наличие не менее одного конструктивного посыла при наличии не менее одного нейтрального мотива и снижении негативных с 84% до 63%, в 62% (25% при первичном исследовании) семей деструктивные мотивы отсутствовали вообще. самым тяжелым для изменений и компенсации стали чувство вины (6% разницы от всех заявленных мотивов при повторном обследовании) и связанная с ним семейная тревожность (также 6 пунктов снижения), для работы по данному направлению требуется продолжительное время. чем больше времени проходит между кризисом и работой по нивелированию его последствий (отсроченность реабилитации), тем дольше идет процесс психоэмоционального восстановления членов семьи. При повторной диагностике в 1,5 раза

уменьшилось количество семей, демонстрирующих нервно-психическое напряжение.

урегулирование личного эмоционального состояния респондентов позволило объективнее взглянуть на взаимоотношения внутри семьи. так, 8% детей в сравнении с 14% на первом этапе отмечали враждебность со стороны членов семьи, как и 9% взрослых (21% первично). об улучшении личного отношения и ответного заявляют все взрослые. По итогам работы семьи демонстрировали желание и улучшение способности вести успешную коммуникацию. Значительно увеличились показатели конструктивности общения (взрослые -с 38 до 56%, дети - с 26 до 53%), хотя готовность разговаривать на трудные темы также находилась на низком уровне, т. к. требует более пролонгированной работы, но признание большинством взрослых важности диалога на сложные темы является первым шагом для обеспечения доверия между членами семьи.

сравнивая данные по компетенциям, полученным в процессе взаимодействия, необходимо отметить приближение данных по компетенциям к максимально положительному результату (4,4 - средний показатель по компетенциям родственников). наилучшие результаты демонстрировали по вопросу понимания эмоций / реакций ребенка. уровень компетенций при повторной диагностике говорит о достаточной готовности семьи к воспитанию ребенка и собственным необходимым изменениям, тем самым подтверждая ресурсность обученного попечителя, важность и необходимость данной работы как профилактики вторичного сиротства и обеспечение комфортного проживания всех членов замещающей семьи. семьи понимают и принимают помощь специалистов, готовы афишировать проблемы и просить помощь.

сопровождение специалистами на определенном этапе может служить основным ресурсом, поддерживающим функционирование семьи. работа с кровными замещающими семьями как специфическим контингентом корректирует стандартный процесс сопровождения замещающих семей, внося изменения в алгоритм оказания услуг. Законодательством не предусмотрена обязательность социально-психолого-педагогической поддержки кровных родственников в плане реабилитации, нивелирования негативных последствий кризиса семьи. не предусмотрены реабилитационная работа с несовершеннолетними, пережившими утрату биологических родителей, и система взаимной подготовки к совместному про-

педагогические науки

живанию родственников. однако данное направление можно считать важным фактором, позволяющим сохранить ребенку кровную семью, а коррекция форм ее оказания позволяет улучшать показатели, подтверждающие ее благополучие.

Список литературы

1. Горбунова Е.А. Социальная адаптация в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.

2. Захарова Ж.А. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка из учреждения государственного попечения // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. С. 216-220

3. Козлова Т.З. Межпоколенный конфликт как маркер кризиса семьи на постсоветском пространстве // Проблемы и перспективы противодействия современным угрозам безопасности личности, общества и государства: сб. ст. XV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 21 нояб. 2013 г.). М., 2013. С. 120-121.

4. Лесина Е.А. Деструктивная мотивация принятия детей, оставшихся без попечения родителей в кровную замещающую семью, как один из рисков отказа от подопечных // Итоги 2017 года: научные исследования и разработки. Иркутск: Науч. партнерство «Апекс», 2017. С. 45-50.

5. Макарова Е.Е. Возврат ребенка в кровную семью: условия, трудности и перспективы // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka. ги/2014/11/3788 (дата обращения: 07.06.2016).

6. Ослон В.Н. Влияние травмы сиротства на подростка при родственной и неродственной опеке // Детский Дом. 2011. № 3(40). С. 2-14.

7. Рожкова Н.Г. Жизненные перспективы детей-сирот в разных типах замещающих семей // Яросл. пед. вестн. 2012. № 1(2). С. 305-308.

8. Татаренко Д.Д. Детско-родительская адаптация в замещающих семьях // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. 2012. № 4. С. 52-63.

9. Тузова О.Н., Кардакова И.Н. Психологическая реабилитация ребенка в процессе сопровождения семьи с кровно-родственной формой опеки // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 7(51). С. 477-486.

na vospitanie rebenka iz uchrezhdenija gosudarst-vennogo popechenija // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. 2015. T. 21. S. 216-220

3. Kozlova T.Z. Mezhpokolennyj konflikt kak marker krizisa sem'i na postsovetskom prostranst-ve // Problemy i perspektivy protivodejstvija sovre-mennym ugrozam bezopasnosti lichnosti, obshhestva i gosudarstva: sb. st. XV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Moskva, 21 nojab. 2013 g.). M., 2013. S. 120-121.

4. Lesina E.A. Destruktivnaja motivacija prinja-tija detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej v krovnuju zameshhajushhuju sem'ju, kak odin iz riskov otkaza ot podopechnyh // Itogi 2017 goda: nauchnye issledovanija i razrabotki. Irkutsk: Nauch. partnerstvo «Apeks», 2017. S. 45-50.

5. Makarova E.E. Vozvrat rebenka v krovnuju sem'ju: uslovija, trudnosti i perspektivy // Psihologi-ja, sociologija i pedagogika. 2014. #11 [Jelektron-nyj resurs]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/ 11/3788 (data obrashhenija: 07.06.2016).

6. Oslon V.N. Vlijanie travmy sirotstva na podro-stka pri rodstvennoj i nerodstvennoj opeke // Detskij Dom. 2011. # 3(40). S. 2-14.

7. Rozhkova N.G. Zhiznennye perspektivy detej-sirot v raznyh tipah zameshhajushhih semej // Jarosl. ped. vestn. 2012. # 1(2). S. 305-308.

8. Tatarenko D.D. Detsko-roditel'skaja adapta-cija v zameshhajushhih sem'jah // Vestn. Mosk. gos. obl. un-ta. Ser.: Psihologicheskie nauki. 2012. # 4. S. 52-63.

9. Tuzova O.N., Kardakova I.N. Psihologiche-skaja reabilitacija rebenka v processe soprovozhdenija sem'i s krovno-rodstvennoj formoj opeki // Sovremen-nye issledovanija social'nyh problem. 2015. # 7(51). S. 477-486.

Socio-pedagogical conditions for supporting a blood foster family

The article presents the results of a study confirming the importance of blood foster family as a specific category. The authors present an algorithm and conditions of supporting specialists' work. The importance of combining individual and group forms of work for the acquisition and development of the necessary competencies is underlined. The data of the primary examination and re-examination with the positive dynamics are presented.

1. Gorbunova E.A. Social'naja adaptacija v za-meshhajushhej sem'e detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2009.

2. Zaharova Zh.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie zameshhajushhej sem'i, prinjavshej

Key words: blood foster family, escort service, orphans, children left without parental care, diagnostics, parental competencies.

(Статья поступила в редакцию 04.12.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.