Научная статья на тему 'Социально-педагогические технологии поддержки кровной замещающей семьи'

Социально-педагогические технологии поддержки кровной замещающей семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
201
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОВНАЯ ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ / БАЗОВЫЙ / КРИЗИСНЫЙ / ЭКСТРЕННЫЙ УРОВНИ СОПРОВОЖДЕНИЯ / СОБРАНИЕ / КЛУБ ВЗАИМОПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лесина Елена Анатольевна

В статье говорится о важности устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семьи, а также вариантах оказания помощи кровным замещающим семьям с учетом их особенностей. Рассмотрены варианты высокопорогового сопровождения, подразумевающего обязательное заключение договора и официального оформления процесса, а сопровождение может реализовываться исходя из уровней: базового, кризисного, экстренного, а также адаптационного, который рассматривается как отдельно, так и в рамках кризисного сопровождения. Предложен вариант низкопорогового сопровождения, реализуемого посредством проведения родительских собраний и встреч клубов взаимопомощи, создающего безопасную комфортную среду и позволяющего наладить доверительные отношения специалистов со всеми членами семьи. Открытость обеспечивает эффективность работы специалистов с замещающей семьей и способствуют профилактике вторичного сиротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of work of support specialists with blood foster families

The article is devoted to importance of the placement of children left without parental care to their relatives' families and as well as options for assisting foster families taking into account their special features. Options are provided for support implying binding conclusion of treaty and official registration of the process and support can be implemented considering levels: base, crisis, emergency as well as adaptation level which is provided separately and as a part of crisis support. What is offered, is an option for accessible support through parental meetings and meetings of mutual support clubs which will provide safe comfortable environment and build confidential relationships between specialists and all members of the family. Absolute honesty ensures effectiveness of work with foster family and contributes prevention of secondary orphanhood.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические технологии поддержки кровной замещающей семьи»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

УДК 37.018.1

Лесина Елена Анатольевна

Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, г. Москва [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДДЕРЖКИ КРОВНОЙ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

В статье говорится о важности устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семьи, а также вариантах оказания помощи кровным замещающим семьям с учетом их особенностей. Рассмотрены варианты высокопорогового сопровождения, подразумевающего обязательное заключение договора и официального оформления процесса, а сопровождение может реализовываться исходя из уровней: базового, кризисного, экстренного, а также адаптационного, который рассматривается как отдельно, так и в рамках кризисного сопровождения. Предложен вариант низкопорогового сопровождения, реализуемого посредством проведения родительских собраний и встреч клубов взаимопомощи, создающего безопасную комфортную среду и позволяющего наладить доверительные отношения специалистов со всеми членами семьи. Открытость обеспечивает эффективность работы специалистов с замещающей семьей и способствуют профилактике вторичного сиротства.

Ключевые слова: кровная замещающая семья, сопровождение замещающих семей, базовый, кризисный, экстренный уровни сопровождения, собрание, клуб взаимопомощи.

Семья единственный социальный институт способный к полноценному созданию необходимых условий для воспроизводства и воспитания нового поколения, что является наибольшей ценностью современного общества, как гаранта будущего любого государства. Семейное воспитание за счет эмоциональной окрашенности, пролонгированности и постоянства воздействия оказывает наибольшее влияние на формирование детской личности, ни одна среда не способна создать лучшие условия социализации.

В обстановке, когда в семье ребенок остается без попечения родителей, первым кругом способным сохранить наиболее оптимальные условия, не отягощая ситуацию попаданием ребенка в государственное учреждение, являются родственники. Члены расширенной семьи при условии собственного условного благополучия и соответствующей мотивации принимают на себя ответственность за малолетнего/несовершеннолетнего родственника, оставшегося без попечения родителей. В большинстве случаев никакой профессиональной социально-психолого-педагогической поддержки процесса создания кровной замещающей семьи им не предоставляется. Данный факт отягощает и без того сложный жизненный этап ее функционирования: семейная система претерпевает серьезные изменения, каждый ее член находится в состоянии кризиса, демонстрируя снижение ресурса, обеспечивающего благополучие подопечного, - в такой ситуации без помощи специалистов обеспечить успешность замещающей семьи не представляется возможным. Статистические исследования последних лет подтверждают ситуацию растущим процентом возврата детей из кровных замещающих семей, в связи с неспособностью самостоятельно наладить отношения и обеспечить эффективность семейной заботы, обращая внимание на важность

реабилитационной и поддерживающей профессиональной работы с семьей [5].

Особенности кровной замещающей семьи определяют специфику оказания профессиональной помощи, целью которой является ее сохранение и обеспечение эффективного выполнения родительских функций при бесконфликтном взаимодействии разных сторон.

Цель эксперимента: выявить наиболее эффективные технологии работы с кровной замещающей семьей с учетом специфики респондентов.

Особенности семейной системы определяются ситуацией, в которой она находится, и ее возможностями с ними мириться с наименьшими личными потерями. Можно определить ряд стрессоров, определяющих взаимодействие внутри семьи, реагирование на окружающих людей в целом и на участие в их жизни специалистов:

1) внутрисемейный кризис (острая стадия) сопровождается гореванием и/или чувством вины в той или иной степени всех членов семьи;

2) отсутствие устойчивых внутрисемейных связей, способных поддержать всех ее членов и быть дополнительным ресурсом в процессе воспитания ребенка и поддержки попечителя;

3) закрытость системы в связи с переживанием кризиса, ожидания негативных внешних реакций социума на ситуацию и собственную роль в ней;

4) недоверие официальным органам, государственным учреждениям, нежелание принимать официальную помощь связано со страхом изъятия ребенка из-за «несоответствия требованиям», предъявляемым опекуну/попечителю;

5) неустойчивость, неосознанность мотива принятия ребенка, негативные эмоции сопровождают принятое решение;

6) низкий уровень компетенций/готовности связан с отсутствием специфической подготови-

222

Вестник КГУ 2018

© Лесина Е.А., 2018

тельной/реабилитационной работы с родственниками и детьми в целях нивелирования последствий, травмирующей ситуации и налаживания полноценной коммуникации всех членов семьи;

7) смешение семейных ролей (непонимание в отношении себя и других членов) характеризуется невозможностью полноценного осознанного распределения обязанностей и ответственности за их исполнение, непринятие оппонентами изменений ролей других членов семьи;

8) возрастные кризисы обуславливают специфические особенности, в связи с преимущественным наличием в системе детей, подросткового возраста и их попечителей - прародителей-пенсионеров;

9) маленькая/ большая разница в возрасте при наличии в системе однопоколенных попечителей и подопечных (сиблинги) или разрыва поколений (через 1-2 поколения внуки/ правнуки-прародители), ведет к конфликтам интересов и восприятия ситуации.

Неблагополучие замещающей семьи может определяться большим количеством пересекающихся провоцирующих факторов, при готовности к сотрудничеству и открытости семейной системы их можно успешно нивелировать через оказание профессиональной специализированной поддержки. Квалифицированная помощь обеспечивает поддержку благополучия через развитие/коррекцию семейной системы. Специалисты создают условия для оптимизации функционирования семей в целях полноценного развития ребенка [6, с. 198]. Данная помощь оказывается в рамках реализации государственных услуг, а именно через сопровождение замещающих семей [3]. Сопровождение данной категории семей стоит на пересечении социального патроната и сопровождения замещающих семей.

Оно сочетает реабилитацию, направленную на гармонизацию внутреннего эмоционального состояния и нивелирование последствий травмирующей ситуации, обусловленной кризисом семьи из-за выпадения одного из его членов без возможности его полной компенсации; получение компетенций, позволяющих налаживать взаимоотношения в семье, обеспечивая комфорт и успешную социализацию всех ее членов при условии осознания собственных прав и обязанностей с последующим принятием ответственности за адекватные ситуации, способствующие успешному функционированию семьи роли.

Сопровождение специалистами в большинстве случаев делится на 3 иногда 4 уровня. Любое сопровождение возможно только по заявлению или с согласия законного представителя ребенка при оформлении трехстороннего договора об оказании услуг. Наиболее распространенная трехуровневая система делит сопровождение на базовое (стабильное, общее), кризисное, экстренное [4].

Иногда в отдельную категорию выделяют адаптационное сопровождение. Оно характеризуется тем, что специалисты начинают работу с попечителем и ребенком еще до создания семьи на стадии подготовки и подбора сторон. Служба сопровождения ведет знакомство, содействует переходу ребенка в семью, способствует взаимной адаптации, помогая постепенной корректировке семейной системы, в связи с принятием нового члена, сглаживая или готовя к возможным конфликтам в процессе ее функционирования, поддерживая положительное психоэмоциональное состояние всех членов семьи. Некоторые специалисты вводят данный уровень в систему кризисного сопровождения.

Базовый/стабильный/общий уровень характеризуется стабильной ситуацией в семье, без острых, открытых разногласий или при наличии конфликтов, самостоятельно решаемых членами семьи без психо-эмоциональных последствий для всех его участников. В данном случае обращение граждан может быть аргументировано лишь собственной активной позицией, что характеризует опекуна как эффективного, стремящегося повысить уровень своей родительской компетентности.

Этот уровень характеризуется отсутствием активно проявляющихся проблем и носит превентивный характер. Виды деятельности наиболее целесообразные в данный период для развития родительских компетенций групповые, т.к. позволяют наиболее успешно развивать коммуникативные умения (слышать, слушать, анализировать информацию, делиться опытом и принимать опыт других с преломлением через собственную практику).

Как уже говорилось выше, у сопровождения основной принцип заявительный, и работа специалистов начинается с обращения попечителя, однако, и это наиболее присуще кровным замещающим семьям, они видят целесообразность помощи специалистов только, когда проблемы носят острый характер, и законный представитель ребенка не в состоянии (не может, или не хочет) их решать самостоятельно. Исходя из этого вся работа с семьей носит не профилактическое направление, что, безусловно, эффективнее, а фокусируется на преодолении уже имеющихся разногласий. Она начинается, не на начальном этапе зарождения инцидента, а в тот момент, когда семья не в силах справится с проблемой сама и/или какой-либо из ее членов готов уйти от выяснения отношений наиболее кардинальным образом - разрушением замещающей семьи. Работа с данной категорией отражена в следующих двух уровнях сопровождения, отличается лишь позициями членов семьи в плане возможной перспективы взаимодействия с оппонентом в рамках одной территории. Кризисный уровень сопровождения (или адаптационно-кризисный) характеризуется состоянием затяжного конфликта, желанием найти выход из конфликтной ситу-

ации, при осознании заявителем отсутствия необходимых и достаточных знаний, позволяющих справиться самостоятельно (или обоснованным для становления и развития замещающей семьи конфликтом). При экстренном уровне сопровождения семья находится на грани отказа от воспитания подопечного ребенка. Менять решение в данном случае попечитель или ребенок бывает не расположен, поэтому необходимый контакт специалистам наладить не всегда представляется возможным. При невозможности сохранения семьи ребенку, принципиально организовать реабилитационную работу со всеми ее членами, т.к. вторичное сиротство глубоко травмирует детей и влечёт их нравственную и психическую деградацию, а также наносит травму попечителю, в силу сложившихся обстоятельств, вынужденному признать свою несостоятельность как родителя и неспособность сохранить семью и обеспечить ее благополучие.

При всех положительных, особенно на базовом уровне, аспектах сопровождения, большинство респондентов негативно относятся к данной форме, т.к. считают этот вариант вмешательством в жизнь семьи, в целях сбора компрометирующей информации, приводящей к изъятию ребенка. Причины, препятствующие налаживанию доверительных отношений в процессе сопровождения и вызывающее отторжение у попечителей: 1) трехсторонний договор, где одной из сторон являются органы опеки и попечительства, выполняющие контролирующую функцию- надзор за исполнением попечителями своих обязанностей; 2) точка зрения специалистов на имеющуюся проблему кардинально отличается от видения ситуации разными членами семьи, исходя из этого, ожидание респондентов их первичный запрос резко отличается от предлагаемой специалистами работы; 3) служба сопровождения обязана периодически отчитываться о проводимой работе, развитии ребенка и функционировании семьи. Фиксируются/ протоколируются все встречи специалистов с семьей; 4) встречи регламентированы индивидуальным планом сопровождения и включают в себя посещение семьи на ее территории. Данные предикторы накладывают отпечаток на восприятие семьей службы сопровождения, чем мешают специалистам полноценно осуществлять профессиональные функции поддержки семьи, т.к. препятствует доверительным открытым отношениям. При этом вопрос важности оказания своевременной помощи семье в целях ее сохранения, нивелирования последствий травм и профилактики возвратов остается открытым.

Для расширения ресурсов и поддержки семейной системы начинать работу с сопровождения как высокопорогового уровня взаимодействия с семьями нецелесообразно без проведения предварительной разъяснительной кампании, т.к. вызывает больше сопротивления и приводит к негативным

последствиям, когда семье проще отказаться от помощи, чем признать ее важность и перспективность. Отсутствие доверия, закрытость системы, страх перед высокоуровневым взаимодействием говорит о необходимости создания понимаемой респондентами доступной, безопасной ситуации организованной помощи с понятными целями каждой встречи. Одним из вариантов доступной помощи являются низкопороговые услуги. Низкопороговая помощь подразумевает взаимодействие без документального подтверждения, фиксации процесса и обязательного постоянного участия респондентов. В родительских собраниях, клубах, консультациях возможно участие всех членов семьи, заинтересованных в ее эффективном функционировании или в связи с актуальностью рассматриваемой темы или возникающих вопросов [2, с. 29]. Мероприятия организуются с подачи специалистов, ими же предварительно определяется и анонсируется тема встреч. Сложность данного вида помощи состоит в важности тщательного скрупулезного подбора форм и информации, а также умениях модератора встреч, способности его заинтересовать замещающие семьи и спровоцировать на дальнейшее включенное взаимодействие, инициируемое уже семьей, а не специалистами. Низкопороговое сопровождение характеризуется отсутствием договорных отношений и обязательности, что создает ситуацию комфорта и безопасности для респондентов и позволяет специалистам через наблюдение определиться со спецификой взаимодействия и личностными особенностями присутствующих, а также выявить стороны, требующие особого внимания и углубленного обследования или проблемной диагностики.

Родительские собрания официальный вариант организации низкопорогового сопровождения. Их характеризует четкая программа мероприятия, структура и наполнение содержанием; приглашенные официальные лица; жесткие временные рамки - не более 1-1,5 часа. Основным методом передачи материала являются лекции, что позволяет не ограничивать количество участников. Данная форма более характерна для учебных заведений, однако может с успехом пользоваться и в условиях налаживания контакта с замещающими семьями, особенно при посредничестве органов опеки и попечительства, которые могут участвовать в определении тематики взаимодействия, распространении информации по факту проведения встреч и в участии в мероприятиях. Темы кроме опеки могут определяться специалистами сопровождения, или исходя из запроса граждан. В зависимости от темы отбирается информация и выстраивается структура проведения (от частного к общему от общего к частному). Важно подготовить раздаточный материал в соответствии с поднятой темой, в финале подвести итоги и сделать выводы, а также оставить

время на вопросы, индивидуальные консультации по запросу граждан, как по теме собрания, так и по любой актуальной респонденту на данном этапе. Индивидуальная консультация может послужить основой для будущих встреч, как с группой, так и в индивидуальном порядке.

Первые установочные собрания направлены на популяризацию сопровождения, специалисты, предоставляют в доступном варианте информацию о возможности получения помощи. Встречи обеспечивают сбор необходимой информации, как для составления общего портрета попечителя, так и для определения круга интересующих их тем, имеющихся проблем, на которые попечители готовы говорить открыто. Для получения корректной достоверной информации важна четкость однозначность формулировок вопросов, задаваемых в процессе ведения монолога/диалога и наличие дополнительного специалиста, ведущего наблюдение за реакцией зала в процессе взаимодействия. Другим вариантом сбора информации в целях создания безопасной психологической ситуации является проведение опросов, анкетирование, которые являются анонимными, что способствует честности заполнения, в составе их используют как открытые, так и закрытые вопросы.

Следующая группа - инструктивные встречи позволяют респондентам получить актуальную официальную информацию, особенно при внесении изменений в законодательные и подзаконные акты для своевременного уведомления и разъяснения изменений требований к заполнению официальной документации и т.д. Методические собрание подразумевают информирование по различным проблемам воспитания и обучения, как теоретического, так и практического характера, что подобно групповым консультациям по наиболее часто встречающимся проблемам без относительно персоналий и конкретных ситуаций через аналитику и обобщение. Проведение родительских собраний может рассматриваться как первый этап при про-страивании доверительных отношений с семьями, принявшими детей, в особенности кровной, где попечителями являются близкие родственники, не проходившие обязательное для других категорий обучение. Вторым этапом может быть введение семей в условия менее официальной обстановки клуба взаимопомощи с возможностью временной передачи ведущей роли в процессе взаимодействия от специалистов, которых также как и при проведении собрания не менее двух, к наиболее активным респондентам. За специалистами остается функция регулирования-сопровождения процесса работы клуба. При организации работы клуба важно обучение навыкам эффективного общения

Клубы взаимопомощи характеризуются неформальной атмосферой свободного общения, доверия, поддержки и объединения едиными про-

блемами, упрощают процесс установления доверительных отношений между респондентами, дают возможность попечителям поделиться собственным опытом, ощутить его ценность. При этом программа клуба может носить не только информационный или тренинговый характер, но и обеспечивать проведение общего досуга, коллективной деятельности практического прикладного характера, позволяющего проводить профилактику эмоционального выгорания, обеспечение психологического комфорта, активизировать положительный настрой. [1, с. 91-99].

Данная форма позволяет всем участникам находиться в диалоге на равных. Гибкая программа проведения дает возможность скорректировать тематику, отвечая на более актуальные запросы, ориентируясь на состав участников клуба и их состояние. Возможность участия семьи в полном составе, в том числе и детского контингента, позволяет налаживать коммуникации в разновозрастной группе, формируя поддерживающую платформу разного уровня для всех участников. При наличии детей на встречах увеличиваются требования к материалу и методам ведения диалога, включаются активные методы, позволяющие организовать их безопасную игровую, развивающую деятельность и обеспечить отдых и восстановление законного представителя. В отличие от собраний в работе клуба может участвовать не более 10-12, максимум 15 человек, т.к. используются элементы тренинга и предполагается участие детей разного возраста. Условно работу клуба можно разделить на 3 части:

- регламентированая, которая готовится специалистами и посвящена актуальной теме;

- нерегламентированная, когда общение имеет спонтанный характер, сопровождается чаепитием или общей деятельностью в процессе проведения прикладного мастер-класса;

- индивидуальная, которая является дополнительным модулем, может идти отдельно постфактум встречи или параллельно второму этапу, когда вмешательства специалистов в ход мероприятия не требуется и достаточно одного модератора.

Консультации также включены в низкопороговый уровень сопровождения, при условии, что являются единичными. Они могут быть как очные, так по телефону и сети интернет, в связи с чем, максимально доступны в любое время при актуализации проблемы.

Низкопороговое взаимодействие способствует активному привлечению замещающих семей к общению через создание безопасной терапевтической социальной среды, основанной на отсутствии необходимости афишировать семейную ситуацию, нахождении в группе респондентов с похожими проблемами, обобщенности, безоценочности информации, передаваемой специалистами. Данная работа является первичной т.к. обеспечивает дове-

рительные отношения и гарантирует перспективу сотрудничества семьи со специалистами, способствуя профилактике вторичного сиротства.

Библиографический список

1. Лесина Е.А. Работа Клуба как одна из технологий, применяемых при сопровождении замещающих семей // Сб. материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. - М.: БФ «Здесь и сейчас», 2016. -С. 91-99.

2. Лесина Е. А. Технологии работы специалистов службы сопровождения с кровными замещающими семьями // Современные тенденции в науке и образовании: Материалы Междунар. научю-практ. конф.: Т. 6 / под общ. ред. А.И. Вос-трецова. - Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки», 2017. - С. 16-32.

3. О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14 апреля 2010 года №2 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/537907220 (дата обращения: 10.05.2018).

4. Стандарт предоставления услуги «Сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в городе Москве: Методические рекомендации по технологиям сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и рекомендации по их внедрению / под науч. ред. Г.В. Семья. - М.: ООО «Исследовательский проект», ООО «Вариант», 2014. - 108 с.

5. Сведения о выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей в 2015-м году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru-adopt.livejournal.com/483476.html (дата обращения: 10.05.2018).

6. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. -М.: Дашков и К, 2011. - 242 с.

References

1. Lesina E.A. Rabota Kluba kak odna iz tekhnologij, primenyaemyh pri soprovozhdenii zameshchayushchih semej // Sb. materialov: regional'nyj opyt, interesnye praktiki, rasskazy priemnyh roditelej. - M.: BF «Zdes' i sejchas», 2016. - S. 91-99.

2. Lesina E.A. Tekhnologii raboty specialistov sluzhby soprovozhdeniya s krovnymi zameshchayushchimi sem'yami // Sovremennye tendencii v nauke i obrazovanii: Materialy Mezhdunar. nauchyu-prakt. konf.: T. 6 / pod obshch. red. A.I. Vostrecova. - Neftekamsk: RIO NIC «Mir nauki», 2017. - S. 16-32.

3. O merah po obespecheniyu realizacii Zakona goroda Moskvy ot 14 aprelya 2010 goda № 12 «Ob organizacii opeki, popechitel'stva i patronazha v gorode Moskve» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/537907220 (data obrashcheniya: 10.05.2018).

4. Standart predostavleniya uslugi «Soprovozhdenie semej, prinyavshih na vospitanie detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej» v gorode Moskve: Metodicheskie rekomendacii po tekhnologiy am soprovozhdeniya semej, prinyavshih na vospitanie detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, i rekomendacii po ih vnedreniyu / pod nauch. red. G.V. Sem'ya. - M.: OOO «Issledovatel'skij proekt», OOO «Variant», 2014. - 108 s.

5. Svedeniya o vyyavlenii i ustrojstve detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej v 2015-m godu [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https ://ru-adopt.livej ournal. com/483476. html (data obrashcheniya: 10.05.2018).

6. Holostova E.I. Social'naya rabota s sem'ej. - M.: Dashkov i K, 2011. - 242 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.