Научная статья на тему 'Профессиональная поддержка ребенка, проживающего в кровной замещающей семье'

Профессиональная поддержка ребенка, проживающего в кровной замещающей семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
365
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОВНАЯ ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / BLOOD FOSTER FAMILY / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / РЕСУРС / RESOURCE / КРИЗИС / CRISIS / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / SOCIAL PROFILE / ЭМОЦИИ / EMOTIONS / ПЕРИОД АДАПТАЦИИ / PERIOD OF ADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лесина Е.А.

Статья посвящена необходимости профессиональной поддержки детей, проживающих в кровных замещающих семьях. Принятие важности данной темы ведет к осознанию попечителями собственных имеющихся/актуальных родительских компетенций и особенностей внутрисемейного взаимодействия, определяющих эффективность кровной замещающей заботы. Для специалистов выявленная специфика позволяет определить основные направления подготовительной/помогающей работы с подопечными, законными представителями детей и членами их семей. Приведен инструментарий, используемый при первичной диагностике детей. Рассмотрены ресурсы семьи, особенности ребенка, помещенного в семью родственников, его эмоциональное состояние на первом этапе создания кровной замещающей семьи, объективные и субъективные факторы личности, определяющие как причины неблагополучия, так и базу для выстраивания конструктивных отношений в семье. Обоснована значимость профессиональной подготовки/ поддержки/ сопровождения детей, позволяющей снизить риски отказов от ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SUPPORT OF THE CHILD WHO IS PLACED IN BLOOD FOSTER FAMILY

This article is about necessity of professional support of children from blood foster families. Acceptance of importance of this topic leads to awareness of relevant parental authority of guardians and features of family interaction, which define efficiency of blood foster family. For specialists identified specificity provides the opportunity to define main directions of supporting work with wards, children' legal representatives and members of their family. There are provided methods that are used in initial diagnostics of children. There are considered family resources, special features of child who is placed in relatives' family, his emotional state on the first step of creating blood foster family, objective and subjective terms of identity that explain not only reasons of crisis but the basis of building constructive relationships in family. There are justified an importance of professional preparation of support of children that allows reducing the risk of abandonment of the child.

Текст научной работы на тему «Профессиональная поддержка ребенка, проживающего в кровной замещающей семье»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.3/.4+37.0

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА,

ПРОЖИВАЮЩЕГО В КРОВНОЙ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Е.А. Лесина

Аннотация. Статья посвящена необходимости профессиональной поддержки детей, проживающих в кровных замещающих семьях. Принятие важности данной темы ведет к осознанию попечителями собственных имеющихся/актуальных родительских компетенций и особенностей внутрисемейного взаимодействия, определяющих эффективность кровной замещающей заботы. Для специалистов выявленная специфика позволяет определить основные направления подготовительной/помогающей работы с подопечными, законными представителями детей и членами их семей. Приведен инструментарий, используемый при первичной диагностике детей. Рассмотрены ресурсы семьи, особенности ребенка, помещенного в семью родственников, его эмоциональное состояние на первом этапе создания кровной замещающей семьи, объективные и субъективные факторы личности, определяющие как причины неблагополучия, так и базу для выстраивания конструктивных отношений в семье. Обоснована значимость профессиональной подготовки/ поддержки/ сопровождения детей, позволяющей снизить риски отказов от ребенка.

Ключевые слова: кровная замещающая семья, диагностика, ресурс, кризис, социальный портрет, эмоции, период адаптации.

PROFESSIONAL SUPPORT OF THE CHILD WHO

IS PLACED IN BLOOD FOSTER FAMILY

E. Lesina

Abstract. This article is about necessity of professional support of children from blood foster families. Acceptance of importance of this topic leads to awareness of relevant parental authority of guardians and features of family interaction, which define efficiency of blood foster family. For specialists identified specificity provides the opportunity to define main directions of supporting work with wards, children' legal representatives and members of their family. There are provided methods that are used in initial diagnostics of children. There are considered family resources, special features of child who is placed in relatives' family, his emotional state on the first step of creating blood foster family, objective and subjective terms of identity that explain not only reasons of crisis but the basis of building constructive relationships in family. There are justified an importance of professional preparation of support of children that allows reducing the risk of abandonment of the child.

Keywords: blood foster family, diagnostics, resource, crisis, social profile, emotions, period of adjustment.

Замещающие семьи - реалии современного общества, обусловленные доказанной важностью семейного воспитания для любого ребенка, невзирая на его социальный статус и жизненный опыт. Только семейное воспитание способно в полной мере удовлетворить все потребности в процессе развития и взросления ребенка и стать гарантом его успешной интеграции в общество как самостоятельной успешной личности. В научной литературе много внимания уделяется подготовке приемных семей к принятию ребенка. «Школа приемного родителя» стала неотъемлемой обязательной (в большинстве случаев) частью процесса оформления документов потенциальных замещающих семей. Специалистами также признается важность подготовки детей, оставшихся без попечения родителей к помещению в семью. Цель ее -

бесконфликтная интеграция ребенка в замещающую семью, профилактика вторичного сиротства [4, с.42]. В большинстве учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, готовя воспитанников к переходу в замещающую семью, проводят глубокую подготовительную работу, начиная с выявления и разбора истории ребенка в целях снятия травмы потери родительского попечения до сопровождения перехода и нахождения ребенка в замещающей семье. Взаимная подготовка и детей, и родителей должна обеспечить профилактику вторичного сиротства.

Анализируя ситуацию с возвратом детей с семейных форм воспитания, необходимо обратить внимание на отказ от детей семьями родственников. Основной причиной отказов по мнению родственников является «трудное»

поведение детей. Специалисты в большинстве своем занимают позицию, при которой за опекунами-родственниками (особенно

прародителями, которых большинство) закреплены специфические проблемы, препятствующие успешной социальной адаптации детей, приводящие к нерешаемым трудностям. Однако в основе кризисов лежит многофакторность проблем обоих оппонентов, при отсутствии стабилизирующего компонента, что может объясняться как отсутствием подготовки кровных замещающих родителей, являющихся близкими родственниками, так и отсутствием профессиональной

реабилитационно-поддерживающей работы с детьми. Несмотря на то, что в последние годы количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях родственников снизилось, в любом случае они составляют более половины всех детей, находящихся на семейных формах устройства. В связи с этим важно в комплексе изучить количественные и качественные характеристики детского контингента, проживающего в кровных замещающих семьях, выявить основные проблемные зоны и факторы их определяющие, обосновать направления необходимой помощи.

Полученные данные, позволяют:

- определиться с направлениями поддержки непосредственно ребенка;

- выявить необходимые компетенции, особенности межличностного общения попечителей, определяющие эффективность кровной замещающей заботы для последующей подготовительной/помогающей работы специалистов с законными представителями детей и членами их семей.

Диагностический инструментарий,

рекомендуемый и используемый специалистами при работе с подопечными достаточно разнообразен. Приведем наиболее часто используемые при диагностике детей при подготовке к помещению в семьи и в процессе проживания для определения благополучия: 1) изучение документации (личные дела); 2) наблюдение (за игрой, общением, в процессе выполнения заданий); 3) изучение результатов деятельности (рисунки и т.д.); 4) опросник Фрайбургский личностный (Й. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел); 5) опросник «Родителей оценивают дети» (И.А. Фурманов, А.А. Аладьин); 6) опрос детей и родителей приемных /опекунских семей по С.А. Гильманову; 7) опросник коммуникативных и организаторских склонностей (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин); 8) анкеты - Семейные роли модификация (А.В.

Черникова); анкета - Общение в семье и др.; 9) анкета Г.И. Плясовой определяет уровень сформированное™ семейных ценностей; 10) многофакторный личностный опросник (Р. Кеттелла); 11) методика исследования отношений (К. Бреннан, С. Кларк, Ф. Шейвер в адаптации Н.В.Сабельниковой) определяет привязанность человека к близким людям; 12) методика Рене Жиля - исследование межличностных отношений; 13) шкала депрессии (А. Бек); 14) метод «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви) выявляет отношения респондента к окружающей действительности, себе, людям и т.д.; 15) проективная методика «День Рождения» (М.А. Панфилова); 16) полуструктурированное интервью (Н.В. Тарабрина) для выявления признаков посттравматического стресса у детей; 17) опросник детской депрессии (М. Ковак); 18) методика «Дерево с человечками» определяет уровень адаптации; 19) проективный тест «Несуществующее животное» - изучение личности ребенка; 20) проективная методика «Дом, дерево, человек» позволяет судить об аффективной сфере личности, ее потребностях; 21) цветовой тест (М. Люшера) определяет настроение функциональное состояние устойчивые черты личности; 22) графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова) выявляет состояния эмоциональной сферы, наличии агрессивности, ее направленности,

интенсивности; 23) методика «Семейная социограмма» (Э.Г. Эдмиллер, И.М. Никольская, О.В. Черемисин) определяет характер внутрисемейных коммуникаций, а также место респондента в семейной системе; 24) проективный, неструктурированный тест «Рисунок семьи», (В. Вульф, В. Хьюлс, А.П. Захаров, Е.С. Романов) позволяет выявить особенности внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем ребенка; 25) проективная методика «Человек под дождем» позволяет оценить поведение человека в условиях стресса и т.д. [1;2;3;6;7;8].

Первичная диагностика наиболее сложна, т.к. отсутствие доверия между специалистами и семьей на этапе знакомства оправдана, но мешает объективной оценке и перспективному планированию совместной работы.

Необходимо отметить, что диагностика, основанная только на заполнении анкет, опросников и т.д., часто не дает абсолютно достоверных показателей. Их низкая надежность определяется пониманием респондентов социально одобряемых ответов, желанием казаться лучше/хуже (в зависимости от личного эмоционального состояния и отношения к

происходящему), а также непониманием собственного состояния и реакций. Более правдивые результаты, без «подтасовки» данных, дают проективные методики и наблюдение. В данном случае большая ответственность ложится на плечи специалистов, т.к. результаты во многом зависят от интерпретаций увиденного, способности задавать правильные уточняющие вопросы для проведения корреляционного анализа. Наиболее точные результаты можно получить, сочетая разные варианты диагностик, а выявленные данные определяют вектор работы специалистов по профилактике отказов.

На первом этапе взаимодействия принципиально понимание, безусловно, положительных факторов кровной семьи и ребенка, которые способны частично нивелировать последствия кризиса, а также являются ресурсами - поддерживающей базой.

Ресурсы кровной семьи ребенка:

1. Знакомая территория обеспечивает внутренний комфорт ребенка, отсутствие скованности нахождения в незнакомой обстановке, необходимости знакомиться/ приспосабливаться к пространству.

2. Знакомая поддерживающая среда - нет необходимости проходить тяжелые для ребенка периоды знакомства и приспособления к людям; присутствует понимание детьми привычного для членов семьи регламента взаимодействия.

3. Безусловное принятие ребенка как члена семьи.

4. Привязанность к членам семьи. Идентификация ребенком себя как части семьи, не привнесенная и прививаемая постепенно, как в случае помещения ребенка к сторонним гражданам, а данная по факту рождения и осознаваемая [5].

Нахождение ребенка на известной территории в семье уже знакомых и принимаемых взрослых облегчает, но не гарантирует отсутствие этапа адаптации - одного из сложных периодов в процессе создания замещающей семьи, частично упрощая взаимодействие с ребенком, обеспечивая дополнительное условие благополучия. Однако, минимизируя стрессовые составляющие знакомства и обустройства в новой обстановке, кровное родство, тем самым, не устраняет всех предикторов внутрисемейных проблем, связанных с принятием/ оставлением ребенка в рамках расширенной семьи. Для их понимания важно определиться с факторами риска, которые в любом случае или при определенных условиях будут иметь негативные последствия для кровной замещающей семьи. Тем самым, определяя детерминанты, вектор которых можно

скорректировать/минимизировать/ компенсировать, при условии партиципации специалистов или самостоятельно силами семьи, через осознанное понимание причин и способов решений проблемных ситуаций. Уровни и объем поддержки специалистами зависят от специфики и компетенций семьи. Выявляемые моменты, не поддающиеся изменениям, могут являться фактором нецелесообразности создания кровной замещающей семьи, т.к. отрицают перспективы благополучного совместного проживания.

Анализируя социальный портрет детей в кровных семьях, можно определить причины возможных конфликтов и кризисов. Для этого требуется рассмотреть параметры, которые в силу родственных связей часто не принимаются в расчет замещающими родителями, однако оказывают впоследствии влияние на функционирование семьи.

Объективные: Пол, возраст, статус, наличие сиблингов [6, с.233], состояние здоровья. Данные неспецифические параметры многими специалистами рассматриваются, как наиболее критические.

В процессе анализа личных дел 99 детей из кровных замещающих семей, выявлено, что 74% дети - подросткового возраста; 55% - мальчики; 30% - сиблинги; 7% - дети-инвалиды. В связи с этим большая часть детского контингента, находящегося в кровной замещающей семье, представляет группу риска, которая в первую очередь определяется возрастным кризисом. Пубертат традиционно признается наиболее сложным этапом жизни ребенка и его родственников, в первую очередь в связи с выбросом гормонов, что вызывает резкие физиологические изменения и сопровождается эмоциональной неустойчивостью. Крайние состояния могут проявляться негативными проявлениями от депрессии и замкнутости до открытой агрессии и демонстрационного поведения. Новообразованием личности данного периода является ощущение собственной взрослости, с вытекающей из нее самостоятельностью, через поиск собственного места в жизни. Признавая сложность данного периода, необходимо разобраться с ресурсами ситуации - стремление к самостоятельности при правильном управлении процессом помогает успешному овладению подростком необходимых полезных практических умений, что может являться опорой и реальной поддержкой взрослых. Половая принадлежность ребенка является важным параметром в связи с тем, что большинство попечителей женщины (75%), при этом многие семьи не имеют в своем составе

мужчин, что говорит об отсутствии образца мужского поведения для подростков-мальчиков. Данная проблема характерна не только замещающим семьям, но и биологическим. Если нет возможности компенсировать необходимое мужчинами круга общения, решением проблемы могут быть спортивные секции, где тренеры-мужчины будут прививать ребенку стандарт поведения, свойственного мужчине. А при правильно организованном взаимодействии в рамках семьи подросток-мальчик чувствуют свою нужность, значимость как мужчины-защитника семьи. Негативное нахождение в семье сиблингов спорно, что подтверждают разные исследования, и также зависит от общения и уровня доверия и эмоциональной теплоты в семье [6, с.235]. Проживание в семье ребенка-инвалида повышает требования к семье, в первую очередь к ее материальному благополучию как гаранту обеспечения необходимой медицинской помощи, но наличие/отсутствие проблем более связаны с личностными особенностями самого ребенка и адекватным принятием его состояния взрослыми.

Объективные составляющие определяют проявление субъективных черт ребенка, утяжеляя их протекание; при этом момент острого реагирования может быть отсрочен и ориентирован на периоды возрастных кризисов.

Субъективные: эмоциональное состояние, типичное поведение, обусловленное

особенностями характера.

У 63% детей умер единственный, оба или один из родителей, в связи с чем о хорошем устойчивом эмоциональном состоянии говорить не приходится. Период адаптации перекрывается острым периодом горевания. В этот момент семья объединяется общим горем, а необходимость срочного решения организационных проблем совмещается со страхом ребенка попасть в сиротское учреждение. Оценивая обстоятельства определения статуса ребенка, попадающего в учреждение и остающегося в кровной замещающей семье, выделяется похожесть ситуаций и эмоций, испытываемых детьми. Ситуация потери родительского попечения, связанная со смертью единственного или обоих родителей, или лишением родительского попечения из-за невозможности в силу различных причин или нежеланием исполнять родительские функции биологическими родителями, всегда сопровождается гореванием со стороны ребенка. Тоска сочетается с двумя базовыми эмоциями: страхом и гневом. Данный тандем является реакцией на изменения в жизни и на их субъективно предполагаемых виновников. Страх перед будущим, меньший по силе, характерен

детям, проживающим с родственниками: знакомое окружение, поддерживает уверенность в завтрашнем дне и стабильности окружающей действительности. Гнев детей, находящихся в учреждениях, направлен на государственные структуры, официальные лица, осуществляющие изъятие/помещение детей в учреждения; в свою очередь, оставшимися в семье детьми обвиняются те, кто принимает ребенка и оформляет документы, подтверждая статус семьи. Гнев, направленный на родственников, подавляется, не афишируется детьми, особенно на первом этапе, провоцируя застревание в данном состоянии или его отсроченное проявление, что усугубляется накопившимися к тому времени обидами. Только своевременная помощь специалиста ребенку и членам его семьи способна нивелировать его последствия, иначе любой даже несерьезный инцидент провоцирует продолжительные острые конфликты, препятствуя благополучному комфортному проживанию детей в кровной замещающей семье. Наиболее частые проявления в поведении, по мнению родителей, провоцирующие ссоры и связанные, по мнению респондентов, с личными особенностями, отягощенными возрастными кризисами:

- трудное конфликтное поведение;

- асоциальное поведение;

- тревожность и интенсивно проявляющиеся страхи.

Большинство выше обозначенных проявлений связано с эмоциональным состоянием и непроработанной травмой, что подтверждает необходимость включения специалистов в реабилитационные мероприятия с ребенком. Кроме того, оставаясь в рамках расширенной семьи, ребенок не может самостоятельно понять и принять ситуацию, связанную с перестройками внутри семейной системы: трансформация ролей (бабушка-мама, дядя-папа и т.д.), приводящая к перераспределению/принятию полной

ответственности и изменениям требований к ребенку со стороны взрослых. Нарушение детско-родительских отношений в данной ситуации связано с неумением/нежеланием договариваться, находя компромиссы, устраивающие всех членов семьи. Важным моментом при работе с семьей в этой ситуации являются коммуникативные умения и готовность взрослых и ребенка вербализировать эмоции и переживания. Собственные переживания взрослого провоцируют потерю контакта с ребенком и являются первым шагом к неблагополучию, ведущему к дезорганизации внутрисемейного взаимодействия через отсутствие внимания к

состоянию оппонента со стороны взрослого; недостаточном уровне развития речи, скромности активного речевого словаря; нехватки средств выражения мысли/эмоции со стороны детей. Умения, желания коммуницировать, а также успешность контактов как ребенка, так и его законного представителя позволят сократить период острого переживания, в связи с разрушением/изменением семейной системы, прийти к осознанию и принятию собственной ситуации, своего места в семье, снятию последствий травмирующих обстоятельств и планированию совместного успешного будущего в замещающей семье. Открытое общение позволяет сделать эффективнее

реабилитационную, коррекционную работу, так как формирует доверительные отношения семьи и специалистов, а получение необходимых компетенций для продуктивного взаимодействия способно обеспечить самостоятельное успешное функционирование семейной системы. Однако, на первом этапе создания кровной замещающей семьи самостоятельно успешно коммуницировать может небольшой процент респондентов (15%).

Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что несмотря на наличие положительных моментов нахождения ребенка в расширенной кровной замещающей семье, имеются и отрицательные факторы. В связи с отсутствием структурированной подготовки детей возникает множество рисков, способствующих

неблагополучному исходу совместного проживания и приводящему к вторичному сиротству. Взрослые, находясь в состоянии кризиса не могут адекватно оценивать ресурсы семьи и ребенка, и на их основе выстраивать продуктивное взаимодействие. Исходя из этого, необходима профессиональная помощь, планомерная пролонгированная поддержка детей по всем направлениям; глубина терапии определяется по итогам диагностики ситуации семьи, а обучающий компонент базируется на индивидуальных особенностях оппонентов. При правильно организованной работе с детьми увеличивается ресурсность семьи, растет эффективность взаимодействия, снижаются риски отказов от детей кровными замещающими семьями.

1. Диагностика замещающей семьи: учебно-методическое пособие для специалистов служб сопровождения; авторы-составители: Д.В. Каширский, Н.В. Колпакова, Н.В. Сабельникова, А.Н. Свиридов. -Барнаул: АКИПКРО, 2010. - 90 с.

2. Диагностические материалы определения воспитательного потенциала родителей и их психологической совместимости с ребенком; под общ. ред. А.И. Остроуховой. - Ставрополь: «Литера». -2014. - 133 с.

3. Инструментарий оценки эффективности, замещающей семейной заботы; сост. С.Ю. Шмулявцева, Е.А. Девицына, С.Б. Шулятьева и др. -Нягань, 2013. - 36 с.

4. Лесина Е.А. Подготовка воспитанников сиротских учреждений в замещающие семьи: программа «Переход»: сборник статей и методических разработок / Е.А. Лесина // Актуальные проблемы социальной и воспитательной работы в интернатном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; под ред. А.К. Быкова, В.М.

ри,

Волохатовой. - М.: ГВУ ИДРО ДТСЗН, 2016. - С. 4048.

5. Лесина Е.А. Особенности формирования адекватного образа родителей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.А. Лесина // Социальная педагогика. - 2014. - № 4. - С. 84-88.

6. Махнач А.В. Диагностика жизнеспособности и ресурсности замещающих семей как условие профилактики отказов от приемных детей / А.В. Махнач // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 227-253.

7. Николаева Е.И. Диагностический инструментарий в помощь специалистам, работающим по семейному устройству детей-сирот / Е.И. Николаева. - М.: ООО «Издательство «Проспект», 2011. - 188 с. - (Семья для ребенка).

8. Токарская Л.В. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных детей и их семей: учебное пособие / Л.В. Токарская; М-во Образования и Науки РФ, Урал. Федер. ун-т. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 136 с.

Сведения об авторе:

Лесина Елена Анатольевна (г. Москва, Россия) аспирант кафедры психологии и педагогики Государственного автономного учреждения города Москвы, «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы», e-mail: LesinaEA@yandex.ru

Data about the author:

E. Lesina (Moscow, Russia), Postgraduate student of the Department of psychology and pedagogy State Autonomous institution of Moscow "Institute of additional professional education of social workers", e-mail: LesinaEA@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.