References
1. Popova N.V., Kiseleva Yu.V. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 5: 206 - 208.
2. Kiseleva Yu.V., Popova N.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury uchebnoj deyatel'nosti studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 5: 273 - 276.
3. Popova N.V. Kontrol' kak osnovnoj instrument 'effektivnosti obucheniya studentov v modul'no-rejtingovoj sisteme. Teoriya i praktika sovremennoj nauki. 2015; 6 (6): 1652 - 1654.
4. Starchenko E.V. Formirovanie professional'nyh kompetencij v uchebno-obrazovatel'noj deyatel'nosti u vypusknikov vuzov. Molodoj uchenyj. 2013; 9: 405 - 407.
5. Druzhilov S.A. Individual'nye resursy professional'nogo razvitiya cheloveka. Chelovek i obrazovanie: Akademicheskij vestnik Instituta obrazovaniya vzroslyh RAO: nauchno-pedagogicheskoe izdanie. 2006; 6: 56 - 60.
6. Komov A.T., Kulikov A.S. O nekotoryh problemah podgotovki bakalavrov po novomu federal'nomu gosudarstvennomu obrazovatel'nomu standartu. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2009; 2: 36 - 37.
7. Chizhikova N.V., Halizova A.V. Kompetentnostnaya model' vypusknika napravleniya «Konstruirovanie izdelij legkoj promyshlennosti». Garantii kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya: Tezisy dokladov Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Barnaul: AltGTU, 2013: 34 - 35.
8. Shalaev I.K. Organizacionno-upravlencheskie innovacii v sisteme pedagogicheskogo obrazovaniya. Sbornik nauchnyh statej. Barnaul: BGPU, 1999: 110 - 114.
9. Aleeva Yu.V., Kazanceva V.V. Professional'naya napravlennost' lichnosti buduschih specialistov social'no-kul'turnoj sfery. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 4: 141 - 144.
Статья поступила в редакцию 21.11.16
УДК 378
Popova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Education, Altai State
Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Elfimova A.V., postgraduate, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF A TEACHER IN THE COURSE OF WORK WITH CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE. The material of the paper is a theoretical analysis and practical experience of development of creative activity of a teacher during the work with young children in conditions of a preschool. The article studies questions of internal conditions of the development of the creative activity of a teacher and how these conditions influence the social and psychological characteristics of the children. The paper presents an analysis of external social and pedagogical conditions of the development of creative activity of a teacher. The research work reveals theoretical problems of creation of complete, systemic understanding of the development of creative activity. The authors define components, stages, levels and conditions that promote the professional growth. External social and psychological conditions define efficiency of the development of the creative activity of teachers in their professional activity in the course of work with children of preschool age, indirectly through internal conditions, which act as incentives to professional personal growth, formation of an adequate image of a professional.
Key words: creative activity, professional and pedagogical competence, professional suitability, professional orientation, professional and psychological readiness and readiness, professional adaptation, professional self-determination, professional development.
Н.В. Попова, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
А.В. Елфимова, аспирант Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Представленный в коллективной статье материал - это теоретический анализ и практический опыт развития творческой активности педагога в процессе работы с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы исследования внутренних условий развития творческой активности педагога и их влияния на его социально-психологические характеристики; анализа внешних социально-педагогических условий развития творческой активности педагога. Раскрываются теоретические задачи построения целостного, системного понимания процесса развития творческой активности. Выделяются составляющие компоненты, этапы, уровни, условия, способствующие профессиональному росту. Принципиальным отличием авторского подхода является то, что внешние социально-психологические условия определяют эффективность развития творческой активности педагога в его педагогической, профессиональной деятельности, в процессе работы с детьми дошкольного возраста, опосредованно через внутренние условия, которые выступают в качестве стимулов к профессиональному личностному росту, формированию адекватного образа профессионала.
Ключевые слова: творческая активность, профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная пригодность, профессиональная направленность, профессионально-психологическая готовность и подготовленность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональное развитие.
Российское общество находится в переломном состоянии, в условиях радикальной перестройки самих оснований человеческой деятельности. Образование должно сыграть в этом процессе особую роль. Этот кризис проявляется в несоответствии содержания образования современному уровню развития науки, в разрыве между реальными возможностями сложившейся системы и развивающимися потребностями общества, в углубляющемся социальном неравенстве в области образования, в растущем дисбалансе между сферой образования и рынком
труда, неспособности обеспечить соответствие квалификации трудовых ресурсов потребностям рынка труда и высокотехнологичного производства.
Теоретические исследования о потребностях человека, о сущности отношений его с окружающей действительностью и самим собой, получившее развитие в современной методологии личности, в научно-педагогической теории, служит основанием для определения отношений в качестве предмета творческой активности в педагогике. При этом мы исходим, во-первых, из пси-
хологической модели личности, предложенной Ю.В. Киселевой. В её работах рассматриваются теоретические и практические основы профессионально-педагогической культуры преподавателя, излагается авторский подход к проблеме ее формирования. Раскрывается и обосновывается четырех - компонентная модель профессионально-педагогической культуры преподавателя. Определена совокупность ценностей, овладение которыми создает основу для формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя [1].
Во-вторых, из работ Ю.В. Киселевой, где она рассматривает педагогические условия формирования культуры учебной и профессиональной деятельности личности. В качестве внутренних условий выступают: направленность личности на профессиональную деятельность; осознание значимости самоорганизации и саморегуляции для успешности учебной и профессиональной деятельности; устойчивая мотивация получения соответствующих знаний и освоения необходимых способов действия; сознательная активность личности входе формирующей деятельности; направленность на тренинг необходимых умений в условиях учебной и профессиональной деятельности [2].
Проблема развития творческой активности педагога в процессе работы с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, в настоящее время является одной из наиболее актуальных, поскольку она тесно связана с всевозрастающей потребностью общества в активной, целенаправленной, адаптированной в социальной среде, способной к продуктивной и творческой деятельности личности.
Исследования процесса развития творческой активности личности является значимым не только в контексте разработки социально-педагогических условий, но и в контексте проблем самоопределения и самоактуализации индивида, генезиса его мотивационно-потребностной сферы, психологии способностей, мотивационной готовности, профессиональной компетенции, образа мира профессионала.
Изучение социально-психологических и педагогических особенностей развития личности профессионалов привлекает внимание исследователей непосредственно в связи с возникновением и быстрым развитием таких областей практики как профориентация, профотбор и аттестация кадров, а также в соответствии с явной необходимостью психологического обеспечения профессионального образования и профессиональной адаптации.
Интерес к этим вопросам не случаен. Он вызван тем, что в новых социокультурных условиях России необходимы социально значимая личностная зрелость и высокий профессионализм педагогов дошкольных образовательных учреждениях.
Настоящая статья посвящена исследованию внутренних условий развития творческой активности педагога в процессе работы с детьми дошкольного возраста и их влияния на его социально-психологические характеристики; анализу внешних социально-педагогических условий развития творческой активности педагога дошкольного образовательного учреждения.
Теоретические задачи нашей работы состоят в том, чтобы построить, по возможности, целостное, системное понимание процесса развития творческой активности (выделить составляющие компоненты, этапы, уровни, определить условия, способствующие профессиональному росту).
По мнению представителей педагогической науки, стимулирование познавательной активности в учебно-воспитательной деятельности осуществляется в ходе специальной разработанной педагогической системы. Средства стимулирования познавательной активности призваны обеспечить такое взаимодействие участников учебно-воспитательной деятельности, которое выступает как обмен отношениями [3].
Качество образования основывается на следующих составляющих, а именно: качественный состав абитуриентов; цели и содержание образования; уровень профессиональной компетентности преподавательского персонала и организации их деятельности; состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса образования.
В работах ученых рассматривается развитие познавательной активности личности в процессе проблемного обучения. Раскрывается и обосновывается педагогическая система развития познавательной активности личности, состоящая из пяти элементов: мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, ценностно-волевого и оценочного [4].
Одним из наиболее важных компонентов, определяющих качество образования, является уровень профессиональной ком-
петентности педагогов в части творческой активности в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Понятие «компетентный» в словаре русского языка определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области», а «компетенция» как «круг вопросов, в котором данное лицо обладает познаниями, опытом» [5]
По определению Н.В. Кузьминой, профессионально-педагогическая компетентность есть концентрированный показатель личностно-деятельной сущности педагога. По её же определению, профессионально-педагогическая компетентность - это способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности обучаемого с учетом ограничений и предписаний учебно-воспитательного процесса, требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется, как совокупность умений педагога - субъекта педагогического воздействия - особым образом структурировать научные и практические знания в целях лучшего решения педагогических задач [6].
Анализ социально-психологических исследований позволил нам выделить следующие основополагающие компоненты профессиональной компетенции: профессиональная пригодность, профессиональная направленность, профессионально-психологическая готовность и подготовленность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональное развитие. Они являются определяющими для развития творческой активности педагога в процессе работы с детьми дошкольного возраста. На наш взгляд, целесообразным является рассмотрение содержания и основных характеристик каждого из вышеперечисленных образований.
Профессиональная пригодность складывается из совокупности индивидуальных особенностей человека, которые отвечают объективным требованиям профессии. Это, в свою очередь, возможно лишь при наличии целостного образа профессионального педагога. Поэтому в исследовании нам представляется необходимым выявление представлений педагогов о значимых личностных качествах, способностях, знаниях и умениях профессионального специалиста своего дела.
С этой целью в разработанный нами стандартизованный опросник включал ряд вопросов. Задавая педагогам дошкольных образовательных учреждений вопрос: «Какими качествами необходимо обладать педагогу дошкольного образовательного учреждения, чтобы стать профессионалом?», мы получили следующую картину: дисциплинированность - 47,6%; умение устанавливать контакты с детьми дошкольного возраста - 45,5%; выдержка умения контролировать свои поступки - 44,4 %; способность анализировать - 43,3%; знания особенности выполнения конкретных педагогических задач - 40,2%; принципиальность и честность - 38,0%; умение обобщать опыт работы - 36,4%; внимательность - 32,3%; общительность - 31,7%; волевые качества - 27,6%; самостоятельность принятия решений - 27,2%; умение выявлять предвидеть события - 24,2%; самостоятельность - 23,5%; последовательность в действиях, поступках - 21,2%; способность к разрешению конфликтов -21,0%; смелость склонность к риску - 16,3%; умение использовать различные методы и приемы в процессе работы с детьми дошкольного возраста - 15,8%.
Анализ полученных групп высказываний проводился в нескольких дошкольных образовательных учреждениях. Для выявления взаимосвязи между группами высказываний был выполнен корреляционный и факторный анализ по методу главный компонент. Полученные результаты корреляционного и факторного анализа ответов педагогов дошкольных образовательных учреждений позволяют с большой достоверностью сделать следующие выводы. Наличие сильной корреляции в распределении групп высказываний наглядно демонстрирует соответствие обнаруживаемого образа профессионала групповому статусу, соответствующему начальному этапу овладения профессией. При этом педагоги дошкольного образовательного учреждения ещё не различают качества по их значимости, им кажется, что все эти качества одинаково важны. Этот фактор можно назвать «неопытность».
Профессиональная направленность и профессионально-психологическая готовность. С момента начало педагогической деятельности педагога в дошкольном образовательном учреждении и в процессе его профессионального становления происходят изменения в системе мотивов, интересов, ценностей и смыслов профессиональной деятельности. Формирование конструктивных и социально значимых мотивов выбора профессии,
а также мотивов и ценностей профессиональной деятельности можно назвать одним из позитивных факторов профессионализации.
Анализ полученных результатов в целом по выборке показал, что ведущим мотивом для всех педагогов дошкольных образовательных учреждений является понятие «давно мечтал работать в дошкольном образовательном учреждении» (33.82% ответов), а наименее значимым понятие «властные полномочия» (1.10% ответов).
Особенность выбора профессии педагога проявляется 5 факторами: доказать самому себе, что могу быть профессионалом - 12.417%; хочу быть похожим на одного из профессионалов нашего дошкольного образовательного учреждения - 5.5482%; считаю, что каждый на своем месте должен быть профессионалом - 69.353%; интересна сама работа и конечный результат - 11.493%; другой - 1.1889%. Для педагогов дошкольных образовательных учреждений все мотивы являются связанными, то есть выражением одного общего понятия. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что большая часть педагогов имеет конструктивную положительную мотивацию профессиональной деятельности и профессионального роста, а у молодых педагогов выявилась несформированность представлений о выборе профессии, то есть они находятся на начальном этапе профессионального становления.
Как видно из приведённых данных, проблема сегодня заключается не в формировании мотивации, способствующей профессионализации, а в сохранении её положительной направленности в процессе педагогической и профессиональной деятельности, в предотвращении ее негативной динамики под воздействием характера, содержания и условий работы.
Профессиональная адаптация. Структурным компонентом профессиональной компетенции в части творческой активности педагога является профессиональная адаптация. На этапе профессионального становления педагогов дошкольного образовательного учреждения возникают трудности, имеющие социальный и психологический характер. Они выступают как факторы, осложняющие процесс адаптации и профессионализации. В опросе педагогов дошкольного образовательного учреждения выявлялись структура и иерархия этих трудностей.
Результаты опроса профессиональных педагогов показали, что трудности профессиональной адаптации связаны со спецификой профессиональной и педагогической деятельности педагогов.
Однако респонденты, отвечая на вопрос, что вызывало наибольшие сложности в адаптации к профессии в первоначальный период работы, поставили на первое место особенности работы педагога дошкольного образовательного учреждения (49% ответов), а такие компоненты адаптации, как привыкание к коллективу, установление отношений с руководством оказались по степени важности на втором (30,5% ответов) и третьем (23,4% ответов) местах.
Специфика адаптационного процесса в дошкольном образовательном учреждении проявляется в тех трудностях, которые испытывали их молодые педагоги. Наиболее значимые трудности профессиональной адаптации молодых педагогов дошкольного образовательного учреждения: недостаток опыта - 78.0% (1); недостаток специальных знаний - 36.6% (2); привыкание к графику работы - 9.8% (3); другие - все остальные - 9.8% (3).
Проведённый корреляционный и факторный анализ в различных дошкольных образовательных учреждениях доказывает, что имеется хорошее совпадение практически по всем учреждениям. Особенности адаптационного процесса по учреждениям проявляются в том, что педагоги дошкольного образовательного учреждения имеют свою структуру и иерархию трудностей, отличную от полученной на выборке в целом.
Профессиональная подготовленность и компетентность. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется в виду профессиональная подготовленность человека и его профессиональная компетентность в осуществлении своей деятельности на высоком уровне, то есть компетентность педагога является его индивидуальной характеристикой степени соответствия требованиям профессии в дошкольном образовательном учреждении.
Профессиональная подготовка и работа с руководителем и членами педагогического коллектива являются основными формами профессионального становления для педагога, пришедшего в дошкольное образовательное учреждение. Это подтверждают данные опроса руководителя дошкольного образовательного
учреждения и членов педагогического коллектива. Предложение назвать наиболее эффективные из форм, выявило такую их иерархию в сознании респондентов - субъектов управления: самостоятельная практическая деятельность - 55,5% ответов; наставничество - 50,0% ответов; профессиональная подготовка - 37,4% ответов; обсуждения работы молодых педагогов в коллективе - 12,3% ответов; курсы повышения квалификации -10,5% ответов.
Анализируя профессиональную компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения как одну из составляющих процесса развития творческой активности, мы считали целесообразным рассматривать ее в аспекте достижения педагогами конкретных результатов в сфере профессиональной и общественной жизни, так как каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату профессиональной деятельности.
Как показало исследование по методике ОТеЦ, 45,1% педагоги дошкольного образовательного учреждения имеют высокие и 52% педагогов - средние показатели в стремлении достижения высоких результатов в своей профессиональной деятельности, и лишь 2,9% имеют низкие баллы. Это свидетельствует о том, что большая часть педагогов дошкольного образовательного учреждения стремятся к овладению собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, добиваясь конкретных и реальных результатов, планируют свою работу, ставят конкретные цели и стремятся достичь их, стараются сотрудничать с коллегами, а так же несут ответственность за результаты своего профессионального труда.
Профессиональное развитие. Являясь важным компонентом профессиональной компетентности в части творческой активности, профессиональное развитие педагога дошкольного образовательного учреждения включает в себя совершенствование им комплекса профессионально важных качеств, осознание самооценок и личных целей, стремление к положительной динамике внутреннего образа и профессиональному и личностному росту.
Как показало исследование, проводимое по методике ОТеЦ, важность собственного развития оценили 21,6% педагоги дошкольного образовательного учреждения, как не имеющую значения 5,9% человек, 75,2% респондентов показали средние баллы по данному качеству.
Это позволяет нам сделать вывод о том, что лишь одна пятая часть опрошенных педагогов дошкольного образовательного учреждения стремится к овладению приёмами личностного самоуправления и своего профессионального развития.
Большое количество средних баллов в ответах педагогов дошкольного образовательного учреждения по таким показателям профессиональной компетентности в части творческой активности, как собственное развитие (72.5%) и активность в сфере профессионального обучения и образования (58.8%) говорит о том, что в дошкольных образовательных учреждениях не проводится целенаправленной работы по мотивации к профессиональному росту сотрудников.
Таким образом, можно сделать вывод: педагоги дошкольного образовательного учреждения имеют низкий уровень личностного принятия ценностей профессионального развития (по методике ОТеЦ), но при этом декларируют понимание причин и условий, зависимых от них, которые влияют на успешность профессионального и личностного роста. Педагоги основными причинами и условиями своего профессионального развития, называет, прежде всего, внешние условия (помощь коллег, доброжелательное отношение) в их возможности стать профессионалами.
Полученные данные подтверждают наше предположение и позволяют нам говорить о том, что внешние условия (в данном случае материально-бытового характера) отражаются во внутреннем плане личности и оказывают непосредственное влияние на развитие творческой активности педагога в процессе работы с детьми дошкольного возраста, профессиональный и личностный рост педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Профессиональное самоопределение. Основой профессионального самоопределения и, одновременно, результатом профессиональной социализации является удовлетворенность профессией. Удовлетворенность различными сторонами работы способствует на первоначальных этапах исследуемого процесса профессиональной адаптации молодых педагогов, освоению ими профессиональных ролей и должностных функций. Особое значение для педагогов дошкольных образовательных учрежде-
ний, в силу специфики труда приобретают и такие его стороны, как нервно-психические, физические нагрузки, социальная и правовая защищенность.
В исследовании была получена информации об удовлетворенности отдельными компонентами профессии и деятельности. От 37,9% до 80,8% опрошенных по всем компонентам выбрали варианты ответов «полностью удовлетворен» и «скорее удовлетворен, чем не удовлетворен». Самый высокий уровень удовлетворенности наблюдается по таким компонентам, как: психологический климат в коллективе (80,8% опрошенных показали высокий уровень удовлетворенности), отношение руководства к выполняемой работе (70,1% опрошенных), организация работы (69,4% опрошенных). В то же время данные выявляют «болевые точки» современной системы дошкольных образовательных учреждений: неадекватной оплаты труда, несоответствия уровня технического оснащения современным требованиям, слабой действенности механизмов правовой защиты педагогов. Самый низкий уровень удовлетворенности отмечается по таким сторонам деятельности, как: размеры денежного довольствия (41,4% опрошенных показали низкий (уровень удовлетворенности), материально-техническая оснащенность (36,6% опрошенных), система материального стимулирования (26,3% опрошенных), правовая защищенность (23,5% опрошенных). Отметим также, что каждый седьмой педагог показал низкий уровень удовлетворЁнности перспективами профессионального роста, которые имеются в дошкольном образовательном учреждении.
Профессиональное самосовершенствование невозможно представить без самовоспитательной деятельности, которая заключается в саморазвитии свойств личности, психических процессов, профессиональных качеств и умений. Профессиональное самосовершенствование неосуществимо и без осознания своей профессиональной роли, своего профессионального «я». Этот процесс лежит в основе профессионального самосознания, которое представляет собой осознание и оценку человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности, т.е. своего нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения [7].
Резюмируя результаты исследования, мы пришли к выводу о том, что содержательные характеристики различных компонентов профессиональной компетентности в части творческой активности отражаются через внутренние условия деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения, определяют реальную включенность в профессиональную деятельность и выступают в качестве стимулов развития личности, формирования устойчивых качеств и свойств для ведущего вида деятельности в профессиональной группе.
В анализе развития творческой активности педагога в процессе работы с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, до сих пор мы делали
Библиографический список
акцент на внутреннее психологическое содержание процесса. Однако процесс развитие творческой активности педагога протекает в реальных социальных условиях работы с детьми дошкольного возраста и подвергается воздействию разнообразных факторов. Из всего многообразия условий, детерминирующих развития творческой активности педагога в процессе работы с детьми дошкольного возраста, нами выделяются и анализируются социально-психологические условия. Эти условия выступают: как внешние по отношению к индивиду феномены; как действующие на уровне дошкольных образовательных учреждений; как социальная организация. К ним относятся:
• специфика профессиональной и педагогической деятельности и требования, предъявляемые к личностным качествам, способностям, знаниям, умениям, навыкам педагога дошкольного образовательного учреждения;
• система организационных форм и методов, влияющих на развитие творческой активности педагогов дошкольного образовательного учреждения;
• образ специалиста, сложившийся на уровне профессиональной группы;
• социальный престиж профессии;
• отношения в коллективе, психологический климат профессиональной среды;
• профессионализм педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, в котором работают педагоги.
Некоторые из рассматриваемых социально-психологических условий не только обусловливают процесс развития творческой активности педагога в процессе работы с детьми дошкольного возраста, но и одновременно являются его результатом. Так, образ профессионала, сложившийся на уровне профессиональной группы, не только детерминирует профессионализацию отдельного педагога, но и является элементом сформировавшегося профессионального сознания. Будучи динамичным на личностном уровне, он изменяется с накоплением профессионального опыта и корректируется в соответствии с образом профессиональной группы. Для профессионального сознания личности характерно наличие сложившегося образа идеального представителя профессии, коррелирующего с общими, групповыми представлениями, и соотнесение себя как профессионала с ним.
Таким образом, подводя итог по результатам проведённого исследования, отметим, что внешние социально-психологические условия определяют эффективность развития творческой активности педагога в его педагогической, профессиональной деятельности, в процессе работы с детьми дошкольного возраста, опосредованно через внутренние условия, которые выступают в качестве стимулов к профессиональному личностному росту, формированию адекватного образа профессионала.
1. Попова Н.В., Киселева Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза. Мир науки, культуры, образования. 2010; 5: 206 - 208.
2. Киселева Ю.В., Попова Н.В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов. Мир науки, культуры, образования. 2009; № 5: 273 - 276.
3. Попова Н.В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2002.
4. Алеева Ю.В., Попова Н.В. Развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения. Экономика. Профессия. Бизнес. 2015; Т. 1, № 1 (1): 58 - 60.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Москва: Мир и Образование, Оникс, 2011.
6. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1970.
7. Попова Н.В. Значение профессионально-личностных качеств преподавателя в процессе первоначальной физической подготовки студентов. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2010; Т. 2, № 3: 52 - 54.
References
1. Popova N.V., Kiseleva Yu.V. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 5: 206 - 208.
2. Kiseleva Yu.V., Popova N.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury uchebnoj deyatel'nosti studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; № 5: 273 - 276.
3. Popova N.V. Pedagogicheskaya sistema stimulirovaniya poznavatel'noj aktivnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2002.
4. Aleeva Yu.V., Popova N.V. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti studentov vuza v processe problemnogo obucheniya. 'Ekonomika. Professiya. Biznes. 2015; T. 1, № 1 (1): 58 - 60.
5. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: Mir i Obrazovanie, Oniks, 2011.
6. Kuz'mina N.V. Metody issledovaniya pedagogicheskojdeyatel'nosti. Leningrad: Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta, 1970.
7. Popova N.V. Znachenie professional'no-lichnostnyh kachestv prepodavatelya v processe pervonachal'noj fizicheskoj podgotovki studentov. Vestnik Altajskoj akademii'ekonomiki i prava. 2010; T. 2, № 3: 52 - 54.
Статья поступила в редакцию 21.11.16