Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические особенности развития творческой активности личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании'

Индивидуально-психологические особенности развития творческой активности личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Наталья Владимировна

Представленная статья это теоретический обзор и практический опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании в контексте повышения качества человеческого капитала. В статье рассматриваются вопросы творческого становления личности преподавателя и исследуются внутренние и внешние социально-педагогические условия. Анализируется процесс развития творческой активности преподавателя и влияния педагогических условий на его индивидуально-психологические особенности. Раскрываются теоретические задачи построения целостного, системного понимания процесса развития творческой активности личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Выделяются составляющие компоненты, этапы, уровни, условия и индивидуально-психологические особенности развития творческой активности личности преподавателя, способствующие профессиональному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические особенности развития творческой активности личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании»

УДК 378

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н. В. Попова

Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)

Представленная статья — это теоретический обзор и практический опыт реализации компетентност-ного подхода в профессиональном образовании в контексте повышения качества человеческого капитала. В статье рассматриваются вопросы творческого становления личности преподавателя и исследуются внутренние и внешние социально-педагогические условия. Анализируется процесс развития творческой активности преподавателя и влияния педагогических условий на его индивидуально-психологические особенности. Раскрываются теоретические задачи построения целостного, системного понимания процесса развития творческой активности личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Выделяются составляющие компоненты, этапы, уровни, условия и индивидуально-психологические особенности развития творческой активности личности преподавателя, способствующие профессиональному росту.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентностный подход, профессиональная направленность, профессиональное развитие творческой активности.

INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF THE IDENTITY OF THE TEACHER AT REALIZATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN PROFESSIONAL EDUCATION

N. V. Popova

Altai state pedagogical university (Barnaul, Russia)

The article is a theoretical analysis and practical experience of development competence-based approach in professional education in the context of improving the quality of human capital. The article deals with the issues of the creative development of the teacher's personality and explores the internal and external social and pedagogical conditions.

The process of development of the teacher's creative activity and the influence of pedagogical conditions on his individual psychological characteristics are analyzed. The theoretical problems of constructing a holistic, systemic understanding of the process of development of the teacher's creative activity in the implementation of the competence-based approach in professional education are revealed. The components, stages, levels, conditions and individual and psychological features of development of creative activity of the identity of the teacher promoting professional growth are allocated.

Keywords: professional competence, competence-based approach, professional orientation, professional development of creative activity.

Российское общество находится в переломном состоянии, и образование должно сыграть особую роль в процессе перестройки профессиональной деятельности преподавателей. Этот процесс перестройки зависит от уровня развития науки, проявление кризиса происходит от несоответствия содержания образования современному растущему дисбалансу между сферой образования и рынком труда. Реальные возможности сложившейся системы и развивающиеся потребности общества, а также неспособности обеспечить соответствие квалификации трудовых ресурсов этим потребностям рынка труда и высокотехнологичного производства, все это составляет определенный комплекс решения задач для данных сложившихся обстоятельств.

Постиндустриальное общество с его ценностями (обеспечение возможностей творческого труда, утверждение самоценности личности, здоровья человека, его индивидуальности, самоактуализации саморазвития) обусловливает необходимость перехода к новой, гуманистической образовательной парадигме.

Компетентностный подход — это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию. Такой подход ориентирует систему образования на обеспечение качества подготовки в соответствии с потребностями современного общества, что согласуется не только с потребностью личности интегрироваться в общественную деятельность, но и потребностью самого общества использовать потенциал личности [1, с. 7.].

Теоретические исследования, получившие развитие в современной методологии изучения личности, служат основанием для определения отношений в качестве предмета творческого развития и становления активной личности в высшем учебном заведении. При этом мы исходим, во-первых, из психологической модели личности педагога-профессионала, рассмотренной и предложенной ученым Ю. В. Киселевой. В ее работах раскрывается и обосновывается четырехкомпонентная модель профессионально-педагогической культуры преподавателя [2].

Во-вторых, из работ педагогов-психологов в качестве внутренних условий, влияющих на профессиональную деятельность преподавателя, выступают: осознание значимости самоорганизации и саморегуляции; устойчивая мотивация; сознательная творческая активность личности; направленность на тренинг необходимых умений в условиях профессиональной деятельности [3].

В настоящее время процесс развития творческой активности личности преподавателя высшем учебном заведении является одной из наиболее актуальных проблем современности в образовательной системе. Решение этой всевозрастающей проблемы тесно связана с потребностью общества в активной, целенаправленной, способной к продуктивной и творческой деятельности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Изучение социально-психологических, педагогических и индивидуально-психологических особенностей развития личности профессионалов привлекает внимание исследователей непосредственно в связи с возникновением и быстрым развитием таких областей практики, как профориентация, профотбор и аттестация кадров, а также в соответствии с явной необходимостью психологического обеспечения профессионального образования и профессиональной адаптации.

Качество образования и подготовки специалистов в любом вузе, в том числе педагогическом, в первую очередь зависит от качества работы преподавателей. Основные виды деятельности преподавателя: учебная, научная, методическая, организационная, воспитательная и повышение квалификации.

Одним из наиболее важных компонентов, определяющих качество образования, является уровень профессиональной компетентности преподавателей во время проведения занятий. В нашем исследовании мы делаем акцент на организацию процесса развития творческой активности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Понятие «компетентный» в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области», а «компетенция» — как «круг вопросов, в котором данное лицо обладает познаниями, опытом» [4].

Выделив определенный контекст понятий, мы проанализируем определение Н. В. Кузьминой, которая в своей работе «Методы исследования педагогической деятельности» раскрывает следующее: «Профессионально-педагогическая компетентность — это способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности обучаемого с учетом ограничений и предписаний учебно-воспитательного процесса, требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется, как совокупность умений педагога — субъекта педагогического воздействия — особым образом структурировать научные и практические знания в целях лучшего решения педагогических задач» [5].

Теоретический анализ социально-психологических исследований позволил нам выделить следующие основополагающие компоненты профессиональной компетенции, которые определяют процесс развития творческого становления преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Целесообразно рассмотреть содержание и основные характеристики профессиональной пригодности, профессиональной направленности, профессионально-психологической готовности и подготовленности, профессиональной адаптации, профессионального самоопределения, профессионального развития.

Основная характеристика профессиональной пригодности заключается в том, что складывающиеся индивидуальные особенности преподавателя-профессионала определяются из совокупности заданных психологических черт, которые отвечают объективным требованиям профессии при реализации компетентностного подхода в системе образования. Это присуще при наличии возможного целостного образа профессионально-творческого и компетентного преподавателя для реализации компетентностного подхода в системе образования. Поэтому в практическом плане исследования нам представляется необходимым выявление представлений преподавателей о значимых личностно-пси-хологических качествах, творческих способностях, профессиональных знаниях и умениях специалиста своего дела при реализации компетентностно-го подхода в системе образования.

Определяющей целью и задачей разработанный нами стандартизованный опросник включал ряд основополагающих вопросов, задаваемых преподавателям Алтайского государственного педагогического университета. Из определенных ответов мы установили и стандартизировали по убыванию определенные психологические качества, которыми должен обладать преподаватель высшего учебного заведения при реализации компетентностно-го подхода, чтобы стать профессионалом в своей творческой педагогической деятельности: жесткая дисциплинированность — 48,7%; умение устанавливать контакты со студентами данной специальности — 46,6%; умение контролировать свои поступки и определенная выдержка — 45,5%; способность творчески и логично анализировать свои действия и поступки — 44,4%; знание особенностей выполнения конкретных творческих и педагогических задач — 41,3%; четкая принципиальность и честность в своей профессиональной деятельности — 39,1%; умение обобщать опыт творческой и профессиональной работы — 37,5%; внимательность по отношению к студентам и молодым преподавателям — 34,5 %; общительность — 32,8 %;

нравственно-волевые качества — 28,7%; самостоятельность принятия решений по различным вопросам — 27,2%; умение выявлять и предвидеть чрезвычайные события — 25,3%; творческая самостоятельность — 24,6%; логическая последовательность в действиях, поступках — 22,3%; способность к разрешению межличностных конфликтов — 21,0%; смелость и склонность к профессиональному риску — 17,4%; умение использовать различные педагогические методы и приемы в преподавании дисциплины — 16,9%.

Практический анализ полученных ответов и высказываний преподавателями проводился выборочно на 15 кафедрах Алтайского государственного педагогического университета. Полученные результаты корреляционного и факторного анализа ответов, которые выявлялись во взаимосвязи между группами высказываний по методу главный компонент, позволяют с достоверностью сделать следующие выводы.

В распределении групп высказываний и ответов преподавателей кафедр наглядно видно наличие сильной корреляции. Образ творческого профессионала своего дела соответствует начальному этапу овладения профессией педагога и подчинена влиянию группового статуса. При этом преподаватели кафедр Алтайского государственного педагогического университета еще не различают психологические качества, которыми должен обладать педагог-профессионал высшего учебного заведения при реализации компетентностного подхода. Они считают, что все эти качества одинаково важны и по их значимости еще не разделяют.

В процессе профессионального и творческого становления преподавателя при реализации ком-петентностного подхода в высшем учебном заведении происходят изменения в системе мотивов, ценностей, интересов и смыслов профессионально-творческой деятельности. Профессиональная направленность и профессионально-психологическая готовность формируется с момента начала педагогической деятельности преподавателя в высшем учебном заведении. В данном контексте одним из позитивных факторов профессионализации является формирование конструктивных и социально значимых мотивов выбора профессии, а также мотивов и ценностей профессионально-творческой деятельности преподавателя при реализации ком-петентностного подхода в системе образования.

Анализ полученных результатов по выборке в целом показал, что ведущим мотивом для всех преподавателей на кафедрах Алтайского государственного педагогического университета является понятие «работать преподавателем в Алтайском государственном педагогическом университете» (35,94% ответов), а наименее значимым — «зани-

мать руководящую должность в Алтайском государственном педагогическом университете» (2,32% ответов).

Для преподавателя Алтайского государственного педагогического университета все мотивы являются связанными. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что большая часть преподавателей, выбирая свою профессию, имеют конструктивно-положительную мотивацию профессионально-творческой деятельности, профессионального роста и творческого становления. Особенность выбора профессии преподавателя Алтайского государственного педагогического университета обусловливается 4 факторами: у преподавателя есть идеальный пример или образ педагога-профессионала на кафедре — 13,4%; преподаватель имеет завышенную самооценку в своей профессионально-творческой деятельности как профессионал — 6,5%; преподаватель адекватен в своем выборе профессии и считает себя профессионалом — 62,3 %; преподавателю интересна творческая работа и ее конечный итог — 10,5%.

На данном этапе исследования необходимо выделить проблему, возникающую в процессе развития творческой активности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Она заключается в сохранении положительной мотивации, способствующей развитию профессиональной направленности, а в процессе педагогической деятельности, профессионально-психологической готовности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Предотвращая ее негативную динамику под воздействием характера, содержания и условий работы, у педагога-профессионала формируется профессиональная мотивация в процессе педагогической деятельности.

Подводя итоги результатов исследования, мы пришли к выводу о том, что содержательные характеристики различных компонентов профессиональной компетентности, которые определяют процесс развития творческого становления преподавателя при реализации компетентностно-го подхода в профессиональном образовании, отражаются через внутренние условия профессионально-творческой деятельности преподавателя высшего учебного заведения, определяют реальную включенность в творческую и профессиональную деятельность и выступают в качестве стимулов творческого развития личности, формируют устойчивые профессионально-компетентностные качества и свойства для ведущего вида деятельности в творческой и профессиональной группе.

В рамках современной педагогики остро встает проблема творческого педагогического взаимо-

действия педагога и учащихся и рассматривается как творческий процесс организации общения, сотрудничества и творчества, педагогической поддержки подрастающего поколения в самореализации и самоорганизации.

До сих пор мы анализировали и делали акцент на внутреннее психологическое содержание процесса развития творческой активности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании. Однако творческий процесс и развитие творческого становления преподавателя высшего учебного заведения протекает в реальных социальных условиях и подвергается воздействию разнообразных факторов. В нашем исследовании мы выделяем и анализируем социально-психологические условия, которые детерминируют процесс развития творческой активности преподавателя при реализации компе-тентностного подхода в профессиональном образовании, и выступают как внешние по отношению к индивиду феномены, действующие на уровне высших учебных заведений как социальной организации и преподавателей как большой профессионально-творческой группы. К ним относятся следующие:

• специфика профессионально-творческой и педагогической деятельности и требования, предъявляемые к личностным психологическим качествам, творческим способностям, профессиональным знаниям, умениям, навыкам преподавателя высшего учебного заведения;

• система организационных форм и методов при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, влияющих на процесс развитие творческого становления и проявления творческой активности преподавателя;

• образ профессионально-компетентного специалиста, сложившийся на уровне профессионально-творческой группы;

• социальный престиж профессии при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании;

• доброжелательные взаимоотношения в педагогическом коллективе, психологический климат профессионально-творческой среды в системе образования;

• профессионализм профессорско-преподавательского коллектива высшего учебного заведения, в котором работают преподаватели.

В данном контексте следует обратить внимание, что рассматриваемые социально-психологические условия, влияющие на процесс развития творческой активности и творческого становления преподавателя при реализации компетентностного

подхода в профессиональном образовании, не только обусловливают данный педагогический процесс, но и некоторые из них являются одновременно его результатом. По нашему мнению, образ творческого профессионала в своей деятельности, сложившийся на уровне профессионально-творческой группы, не только детерминирует профессионализацию отдельного преподавателя, но и является элементом сформировавшегося профессионально-творческого, личностного сознания компетентного преподавателя в профессиональном образовании.

Для сформировавшегося профессионально-творческого, личностного сознания компетентного преподавателя характерно наличие сложившегося образа идеального представителя профессии при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, коррелирующего с общими, групповыми ценностями и представле-

ниями, и соотнесение себя как творческого профессионала с ним. Преподаватель-профессионал изменяется с накоплением профессионального опыта и, будучи динамичным на личностно-психологиче-ском уровне, корректируется в соответствии с образом профессионально-творческой группы.

Таким образом, подводя итог результатам проведенного исследования, мы установили, что индивидуально-психологические особенности развития творческой активности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании определяют внешние педагогические условия эффективности процесса становления творческой, педагогической, профессиональной деятельности опосредованно через внутренние психологические условия, которые выступают в качестве стимулов к профессионально-творческому личностному росту.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании : учебное пособие. Ижевск, 2016. 176 с.

2. Попова Н. В., Киселева Ю. В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5. С. 206-208.

3. Киселева Ю. В., Попова Н. В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5. С. 273-276.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., 2011. 943 с.

5. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970. 220 с.

REFERENCES

1. Troyanskaya, S. L. (2016) Osnovy kompetentnostnogo podkhoda v vysshem obrazovanii : uchebnoe posobie. Izhevsk. 176 p. (in Russian).

2. Popova, N. V., Kiseleva, Yu.V. (2010) Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vuza / Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. № 5. P. 206-208. (in Russian).

3. Kiseleva, Yu.V., Popova, N. V. (2009) Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury uchebnoy deyatel'nosti studentov / Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. № 5. P. 273-276. (in Russian)

4. Ozhegov, S. I., SHvedova, N. YU. (2011) Tolkovyy slovar» russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy. Moscow. 943 p. (in Russian).

5. Kuz'mina, N. V. (1970) Metody issledovaniya pedagogicheskoy deyatel'nosti. Leningrad. 220 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.