Педагогика
УДК 378 И.Н. Байкова*
Социально-педагогические проблемы антиобщественных действий молодежи
В статье представлены исследования по вопросам становления личности молодого человека в современном обществе, причины, влияющие на данный процесс, а также результаты социально-педагогического и правового анализа становления личности человека и гражданина, проанализирована роль органов внутренних дел в вопросах профилактики девиантного поведения молодых людей.
Ключевые слова: законодательство; мировоззрение; молодежь; профилактика; правонарушение; правоохранительные органы; становление молодого человека; социализация; девианты; ценности молодежи;.
I.N. Baikova*. Social and educational problems of youth anti-social activities. The paper presents the research on the formation of young people in today's society, the causes affecting the process, the results of socio-pedagogical and legal analysis of formation of an individual and a citizen, considers the role of law enforcement bodies in the prevention of deviant behavior of young people.
Keywords: legislation, world, youth, prevention, offense, law enforcement agencies, becoming a young man, socialization, deviants, youth values.
В настоящее время, на этапе стабилизации политической, экономической и социальной жизни общества, укрепление моральных и нравственных ценностей, работа с молодежью становятся важнейшей задачей государства и общества, российской педагогики и психологии. Молодежь - это особая социально-демографическая группа граждан страны, которая определяет ее будущее, перед которой стоит задача успешной социализации и самореализации.
Изменившиеся условия повседневного существования и культуры требуют от современной молодежи воспитывать в себе толерантность, быть гибкими к меняющимся условиям, быстро воспринимать информацию и уметь сортировать ее в соответствии с нужными критериями, обладать здоровым скептицизмом, постоянно повышать уровень свей образованности.
Понятие «молодежь» имеет исторически обусловленный характер, зависит от национальных традиций, политико-экономического, культурного и социального контекста исследуемого поколения.
Каждая гуманитарная дисциплина вырабатывает свои критерии и подходы классификации понятия «молодежь». Критериями, по которым гражданин относится к группе молодежи, могут быть психофизиологические особенности возрастной группы, специфика периода достижения физической и половой зрелости, включенность гражданина в процесс приобретения социального статуса, особенности социального положения, закономерности социализации и воспитания [9, с. 12; 12, с. 93-106].
В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в РФ от 18 декабря 2006 г., к категории молодёжи относятся граждане России от 14 до 30 лет, при этом нижняя граница обусловлена психофизическими параметрами, а верхняя - социальными [11].
В жизни человека имеется несколько переломных этапов. К 10-12 годам у подростков на основе воспитания формируются суждения по принципу «что такое хорошо и что такое плохо» - эти сведения усваиваются ими вначале в семье, а затем в начальной школе, в референтной группе сверстников.
Самое заметное влияние на поведение подростка оказывает повышенная активность эндокринной системы, так называемая «гормональная буря», вызванная ускоренным половым созреванием, и, как следствие этого, - эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, выливающиеся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что само по себе способно затруднять его общение с окружающими.
* Байкова, Ирина Николаевна, преподаватель кафедры судебно-экспертной деятельности, Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
Baikova, Irina Nikolayevna, lecturer in Forensics Activities, Saint-Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Байкова И.Н., 2013
Однако самым сложным из этапов развития является отрочество, когда юноша 14-17 лет - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это возраст «социального импринтинга» - повышенной впечатлительности и самооценки, ориентированной на взрослое поведение. Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность являются характерными чертами отрочества.
Становление подростка как личности происходит в конкретных общественных условиях. Лишь к 18-20 годам на основе суждений и убеждений формируется мировоззрение. Сформированное мировоззрение в значительной мере предопределяет дальнейший жизненный путь и уже с трудом поддается модификации.
Мировоззрение как выражение единства, целостности духовной жизни эпохи формируется не только под влиянием достигнутого уровня знаний, но и под воздействием социальных интересов тех или иных общественных групп (классов, наций и т.д.) [1].
Анализ различных подходов к периодизации развития молодых людей позволяет выделить несколько возрастных границ определяющих особенности их направленности (рисунок 1).
Рис. 1. Периоды становления молодого человека как личности
Сегодня, когда произошла смена модели социально-экономического развития страны, рынок диктует молодежи иной тип поведения - активный, предпринимательский, максимально самостоятельный.
Исследователи полагают, что количество населения РФ возрастной группы 15-19 лет имеет тенденцию к сокращению. С 2004 г. общая численность населения в возрасте от 14 до 30 лет резко сокращается, что является следствием депопуляции населения России в целом. Этот процесс будет длительным, и ущерб компенсируется за счет мигрантов, что усложняет работу с молодежью. По прогнозам специалистов, с 2008 по 2021 гг. численность молодежи сократится на 13 млн. человек, что равнозначно численности населения Москвы [2, с. 12; 10, с. 6].
Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными молодыми людьми разными способами (вплоть до преступных).
Молодежь является восприимчивой к любым экстремальным ситуациям, возникающим в обществе, поэтому неадекватное реагирование на них проявляется в различных видах и формах социальных отношений. Как показывает опыт, они могут быть и позитивными (социальное творчество: художественное, научное, техническое, любительское и т.п.), и негативными (социальная патология, наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, кражи, убийство, самоубийство и т.д.).
Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований («трудные» подростки и психически аномальные личности).
Ученые склонны считать, что девиантное поведение характеризует поступки и социальные действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества. Но тем не менее целостного определения девиантного поведения на сегодняшний день не существует.
Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [5, с. 15].
Средой проявления девиантного поведения являются различные условия: улица, семья, учебный (трудовой) коллектив, соседские отношения и т.п.
Провоцировать девиантное поведение могут социально-экономические условия, социально-культурное окружение, межличностные отличия, общение людей друг с другом.
Культурно-образовательная характеристика большинства несовершеннолетних с девиантным поведением существенно снижена по сравнению со сверстниками на фоне проникновения по разным каналам в среду молодежи, например через средства массовой информации, бытовые контакты и т.д., стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентациями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков, половой распущенности как якобы нормы современного подростка и т.п.). Особую роль играет безграмотная в социальном и психологическом отношении реклама, буквально навязывающая культ обогащения всеми путями, потребительские запросы, несоотносимые с возможностями, искаженное понимание критериев престижа и в этой же связи -социальную зависть и готовность использовать любые способы приобщения к «красивой жизни».
Особенности ценностей и интересов молодежи с девиантным поведением включают:
- утрату интереса к учебе, неприятие требований образовательного учреждения, потерю ответственности;
- узкоутилитарное отношение к работе, отсутствие связанных с ней длительных планов;
- равнодушие к проблемам, находящимся в центре внимания общества, неучастие в общественной жизни.
Соответственно, и в сфере досуга для большинства молодежи с девиантным поведением типично беспорядочное и бесцельное времяпрепровождение (часто в составе групп с отрицательной направленностью), праздное «шатание» по улицам, участие в выпивках. У большинства лиц данной категории побуждения, интересы, желания сводятся к потребительству, обладанию имеющимися у других престижными вещами, постоянным развлечениям, возможности не отказать себе в любых желаниях (в т.ч. и за счет причинения ущерба другим). Устойчивые интересы в сфере техники, искусства, занятий спортом (кроме боевых видов и культуризма) проявляются у них в 3-4 раза реже, чем у других групп молодежи. В силу таких позиций формируются эгоистические привычки, создаются ситуации, способствующие правонарушениям, в т.ч. и в связи с групповым употреблением алкогольных напитков, потреблением наркотиков и других одурманивающих средств, азартными играми, пребыванием в среде «фанатов».
Как показали исследования Ю.А. Клейберга, у молодежи с девиантным поведением в культурно-образовательной сфере деятельности отмечаются:
- ограниченность использования ряда каналов культурной информации (регулярно читали книги не более 10 % подростков, газеты - менее 30 %, причем в основном спортивную и развлекательную информацию);
- использование кино, видео, телевидения, радио преимущественно как средства заполнения свободного времени, а не как источника культурно значимой информации;
- предпочтительное отношение к «своим» каналам информации, получаемой в микрогруппе, в среде которой преимущественно проводится свободное время;
- ограниченность круга интересов, предпочтение пассивно-потребительского досуга и негативных его форм [6].
Для понимания причин девиантного поведения молодежи важно выделить те социальные проблемы, с которыми она сталкивается на современном этапе развития общества. Первой такой проблемой является экономическое неравенство, при котором большая часть молодого поколения оказывается в группе малообеспеченных.
Эта проблема была осознана на уровне государства и правительства как приоритетная. В 2008 г., объявленном в России годом семьи, был принят целый ряд законодательных актов в защиту материнства, детства, молодых семей.
О серьезных экономических трудностях свидетельствует статистика. Социологический опрос показал, что 70 % молодых семей считают первоочередной задачей прокормить и одеть своих детей, и только треть полагает актуальной задачей воспитание личности.
Второй социальной проблемой молодежи является проблема трудоустройства, профессиональной реализации, низкой квалификации молодых специалистов. Это во многом связано с трансформацией мировоззренческих характеристик российской молодежи, произошедших под влиянием рыночной экономики. Около 80 % молодых людей в выборе профессии стали ориентироваться не на профессиональный рост и личностный интерес, но на «деньги любой ценой» [12, с. 93-106].
Зарубежные исследователи считают, что связь между молодежной безработицей и социальным исключением является четко установленной: невозможность найти хорошую или любую работу порождает чувство уязвимости, бесполезности, располагает к незаконным видам заработка, а значит к девиантному поведению [2, с.12].
Третьей важной проблемой современной молодежи является сохранение здоровья и поддержание здорового образа жизни. В этой области исследователи отмечают следующие социально-значимые явления: угроза распространения СПИДа и других венерических заболеваний, передающихся половым путем, алкоголизм, наркомания, курение, уровень травматизма, нарушения сексуального здоровья и репродуктивной способности молодого поколения, рост психических заболеваний, суицидальное поведение, низкая физическая культура и поверхностные, обывательские представления о здоровом образе жизни.
Таблица 1
Виды профилактической работы подразделений ОВД с различными категориями граждан
Профилактика Подразделения ОВД Категория граждан
Ориентированные на данный вид профилактики Решают профилактические задачи попутно
Ранняя профилактика (заблоговременная) общая Подразделения по делам несовершеннолетних Государственная инспекция безопасности дорожного движения Участковые уполномоченные Подразделения патрульно-постовой службы Дежурнаяя часть Дети, родители, семьи риска и все категории граждан.
Предупредительная (непосредственое предупреждение) индивидуальная Участковые уполномоченные Подразделения по делам несовершеннолетних Государственная инспекция безопасности дорожного движения Изолятор временного содержания Подразделения дознания Следственные подразделения Дежурнаяя часть Оперативно уполномоченные Молодежь и попавшие в поле зрения полиции
общая Подразделения патрульно-постовой службы Государственная инспекция безопасности дорожного движения Участковые уполномоченные Подразделения по делам несовершеннолетних Оперативно уполномоченные Подразделения дознания Следственные подразделения Изолятор временного содержания Все категории гражадан
Профилактика рецедива индивидуальная Участковые уполномоченные Подразделения по делам несовершеннолетних Оперативно уполномоченные Изолятор временного содержания Подразделения дознания Следственные подразделения Дежурнаяя часть Совершившие преступления (стадия расследования) осужденные
Четвертая из выделяемых социальных проблем молодежи - правовой нигилизм. Ещё десятилетие назад, в 1995-2001 гг., В.Т. Лисовским были выделены три основных причины общественно-политической и гражданской пассивности молодежи: наличие более важных проблем (завершение учебы, поиски работы); недоверие к власти с ее равнодушием к молодежным проблемам; ощущение бесполезности гражданской активности («всё равно всё решат за нас») [8]. В последние годы благодаря интенсивным мерам социальная активность молодежи возросла, но проблема, тем не менее, остается.
Пятой социальной проблемой молодежи является проблема социального и жизненного самоопределения: в эпоху информатизации, компьютеризации, увеличения роли СМИ в процессе социализации, диктата массовой культуры, культа потребления, молодому человеку трудно найти нематериальные ориентиры в жизни.
Очевидно, что добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы девиантного поведения невозможно без организации адекватной профилактической работы.
В соответствии с действующим законодательством [4], в систему профилактики девиантного поведения входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел и иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений среди молодежи.
Профилактическая работа с молодежью в органах внутренних дел представляет собой комплекс взаимосвязанных мер педагогического характера по предотвращению проявления любых отклонений в поведении (общая профилактика) и сформировавшихся у отдельных лиц из их числа неприемлемых в нашем обществе форм отношения к обществу, людям, своим обязанностям (индивидуальная профилактика) [7, с. 26].
В табл. 1 представлены виды профилактической работы подразделений ОВД с различными категориями граждан.
Правовая деятельность любого государства направлена на создание условий и правовых гарантий для успешной социализации и реализации молодого человека в современном обществе. Анализ правовых актов Российской Федерации позволил выделить пять основных периодов становления молодого россиянина. Каждый период характеризуется новыми правами, которыми государство наделяет гражданина.
Анализ позволяет утверждать, что правовое положение молодых людей в России обусловлено введением для них ряда правовых ограничений по возрасту. Как отмечалось выше, это обусловлено психофизическими и социально-психиатрическими характеристиками. Большую часть прав, а соответственно, и ответственности молодой человек приобретает к 18-летнему возрасту. В этот период
Таблица 2
Периоды становления молодого человека как гражданина Российского государства
Воз раст
Характеристика
Законодательные акты
0-12 лет
Получать необходимые условия для полноценного детства:
право на жизнь; право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи;
право на свободу мысли, совести и религии^; право на образования;_
Конвенции о правах ребенка вступила в силу
02.09.90 г. (ст.6,7,8,9,13,28)
Ф.З. РФ № 124 «Об основных гарантиях прав
ребенка» от 24.07.98 г. (ст. 6, 7.9)
Конституция РФ принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) (ст. 20, 28, 29,
43)_
Малолетние в возрасте от б до 14 лет вправе самостоятельно совершать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды. не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения._
Гражданский Кодекс РФ часть первая от 30.11.94 г. № 51-Ф'З, (п. 2 ст. 28)
14 лет
Устанавливается уголовная
ответственность по тяжким составам
преступлений убийство, умышленное причинение тяжкого или средней вреда здоровью, похищение человека, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов) взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 вступил в силу 01.01.97 г. (ч. 2 ст. 20)
СиииЩСШ1Л.
Определяются сщуации в которых наступает дееспособность по гражданскому
законодательству России.
Гражданский Кодекс РФ часть 30.11.94 г. № 51-ФЗ^ч. 2 ст. 26)
первая от
Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ст .63)
Приобретает право частичного труда с согласия родителей
с 14 лет гражданин России получает паспорт
Положение о паспорте гражданина Р.Ф. утверждено Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 (ст. 7) _
16 лет
Предусмотрен общий минимальный возраст уголовной ответственности 16 лет.
Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ вступил в силу 01.01.97 г. (ст. 20)
При вступлении в брак признается полная дееспособность в Гражданском
законодательстве РФ
Гражданский Кодекс РФ часть 30.11.94 г. № 51-ФЗ (ч. 2 ст. 21)
первая от
Предусмотрен общий возраст
административной ответственности с 16 лет
Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ч. 1 ст. 2.3.)
Приобретает право на заключение трудового договора
Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г.№ 197-ФЗ (ст. 63)
Получении прав категории А (на мотоцикл)
Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 г. № 1396 "Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений"
Таблица 2
Периоды становления молодого человека как гражданина Российского государства
Постановление правительства от 08.02.06 г. №80
Разрешена покупка алкоголя
Признание взрослости
Конвенции о правах ребенка вступила в силу 02.09.90 . (ст.Л
ФЗ РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.98 г._
Имеет права быть избранным Депутатом представительного органа местного
самоуправления
ФЗ РФ № 85 от 22.06.98 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"
Имеет право избирать Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Российской Федерации
ФЗ РФ № 19 "О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.03 г. - (ч. 1 ст. 3) ФЗ РФ № 51 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» от 18.05.05 (ч. 1 ст. 5)
2130 лет
Получении прав категории Д (трамвай, троллейбус, автобус)
Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 г. № 1396 "Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений"
Имеет право быть избранным Депутатом Государственной Думы Российской Федерации
Конституция РФ, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (ч. 1 ст. 97) ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» от 18.05.05 № 51 (ч. 2 ст. 5)_
заканчивается стадия самоопределения в социальном пространстве. Поскольку достижение того или иного биологического, хронологического возраста само по себе не гарантирует ни физической, ни интеллектуальной, ни нравственной зрелости, ни высокой профессиональной квалификации, то по российскому законодательству молодой человек становится полноправным членом общества к 30 годам. К этому возрасту он получает не только избирательное право, но и начинает нести полную юридическою и экономическою ответственность. Он так же получает возможность включения во все виды социальной активности. К этому возрасту принимаются смысложизненные решения, выстраивается стратегия (стиль жизни), продолжается или завершается получение профессионального образования, осваиваются профессиональные роли и складывается соответствующий круг общения. Большинство людей образует собственную семью, появляются первые дети. Осваиваются и реализуются супружеские и родительские роли [13].
В связи с этим стоящие перед нашим обществом задачи по укреплению правопорядка и законности делают необходимым повышение эффективности предупреждения девиантного поведения молодежи.
Общество и государство даже на нынешнем этапе обладают для этого огромными материальными и духовными возможностями, связанными с демократизацией общества, укреплением гарантией прав и свобод личности, формированием общественно полезных потребностей.
Таким образом, для решения социально-педагогических проблем антиобщественных действий молодежи требуется комплексный подход. От слаженной работы всех государственных и негосударственных органов, занимающихся проблемами девиантного поведения, зависит эффективность принимаемых мер по профилактике и борьбе с преступностью в молодежной среде. Именно на правоохранительные органы возлагаются функции как профилактики правонарушений в молодежной среде, так и предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия преступлений, совершаемых молодыми людьми и с их участием. Совместно с органами государственной власти правоохранительные органы разрабатывают целевые программы, направленные на профилактику, предупреждение и борьбу с преступностью в молодежной среде.
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
2. Горшков, М. К., Шереги, Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.
3. Доклад международной организации труда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. ilo.org/global/lang--en/index.htm (дата обращения 10.11.2012)
4. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в редакции от 13 октября 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 26. - Ст. 3177.
5. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения : учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
6. Клейберг, Ю. А. Социально-психологические проблемы девиантного подростка : монография.
- Страсбург, Москва, 2003. - 148 с.
7. Кочин, А. А. Педагогическая профилактика асоциального поведения несовершеннолетних в процессе деятельности органов внутренних дел МВД России : автореф. дис. ... докт. пед. наук. -СПб., 2007. - 51 с.
8. Лисовский, В. Т. Социальные проблемы обучения и воспитания // В.Т. Лисовский, А.А. Козлов, Е.М.Захарова // Российское студенчество на рубеже веков : материалы Всерос. студ. форума. - М.: Лотос, 2001. - С. 84-85.
9. Молодежь: структура и социальные проблемы : материалы лекц. курса. - Самара: Самарский ун-т, 1998. - 102 с.
10. Социальный облик российской молодежи в начале XXI века. - М.: Рос. университет дружбы народов, 2009. - 235 с.
11. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.admhmao.ru/socium/molod/Yprav/1760.htm (дата обращения 12.12.2012).
12. Чупров, В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве / // Социс. - 1998. - № 3. - С. 93-106.
13. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005.
- 349 с.
УДК: 378.145.3, 519.8
В.И. Куватов*, А.И. Примакин**, Д.В. Яковлев***
Метод формирования оптимальной последовательности изучения модулей учебной дисциплины на основе кривых забывания
Сформулирована задача формирования оптимальной последовательности изучения модулей учебной дисциплины на основе кривых забывания. Показано, что кривые забывания различных данных с помощью регрессионного анализа могут быть представлены в виде логарифмических или степенных функций, различающихся только параметрами. Построена кривая забывания лекции по вычислительной технике, прочитанной одним из авторов в Военном учебно-научном центре ВМФ. Разработана оптимизационная модель решения задачи формирования оптимальной последовательности изучения модулей учебной дисциплины с учетом параметров кривых забывания. Все выкладки сопровождаются сквозным примером формирования оптимальной последовательности изучения модулей учебной дисциплины, доведенным до практических рекомендаций.
Ключевые слова: ациклический граф, алгоритм упорядочивания вершин, тематический план, календарный план, критический путь, оптимизация, статистическая гипотеза, достоверность.
V.I. Kuvatov*, A.I. Primakin**, D.V. Yakovlev***. Method of forming an optimal sequence of learning modules, based on the discipline of forgetting curves. The problem of the formation of an optimal sequence of learning modules, based on the discipline of forgetting curves. Show that the curve of forgetting the various data using regression analysis can be presented in the form of a logarithmic or power functions that differ only by the parameters. The curve of forgetting lectures in computer science, delivered by one of the authors of the Military Scientific-Research Center of the Navy. Developed an optimization model for solving the problem of forming the optimal sequence of the module discipline within the parameters of the curves of forgetting. All calculations are accompanied by the formation of a through example of the optimal sequence of the module discipline brought to practical recommendations.
Keywords: acyclic graph, algorithms for ordering the vertices, subject plan, schedule, critical path, optimization, statistical hypothesis, credibility.
* Куватов, Валерий Ильич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-13-13; +7-911208-64-39. E-mail: [email protected].
** Примакин, Алексей Иванович, доктор технических наук, профессор, заместитель начальника кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-(812)-744-13-13; 8-911-281-22-05. E-mail: [email protected].
*** Яковлев, Дмитрий Владимирович, старший преподаватель Военного института (Военно-морского политехнического института) военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия». 196601, Санкт- Петербург, Пушкин, Кадетский бульвар, д. 1. Тел. +7-904-337-37-80, E-mail: [email protected].
* Kuvatov, Valery Ilich, doctor of technical science, Professor, Professor of the Department of information technology at St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. 198206, St. Petersburg, Pilot Pilutov str., 1. Tel. 8-(812) -744 -13 -13; +7 -911 -208 -64 -39. E-mail: [email protected].
** Primakin, Alexey Ivanovich, Dr.Tech.Sci., the professor, the deputy chief of chair of special information technology and information security of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 198206, St. Petersburg, Pilot Pilutov str., 1. Tel. 8-(812) -744 -13 -13; 8-911-281-22-05. E-mail: [email protected].
*** Dmitri, Vladimirovich Yakovlev, senior lecturer in military Institute (the naval Polytechnic Institute) military educational and scientific Centre ofthe NAVY «Naval Academy». 196601, Saint-Petersburg, Pushkin, Cadet Boulevard, 1. Ph. +7 -904 -337 -37 -80. E-mail: [email protected]. © Куватов В.И., Примакин А.И., Яковлев Д.В., 2013