Научная статья на тему 'Некоторые проблемы совершенствования законодательства в сфере регулирования девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних'

Некоторые проблемы совершенствования законодательства в сфере регулирования девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
713
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ADDICTION CONDUCT / YOUNG PEOPLE AND MINOR / YOUTH ADDICTION / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пухкалова Марина Олеговна

Анализируется проблема формирования качественного законодательства, создания правовой основы, позволяющей решать конкретные вопросы снижения девиаций в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of perfection of legislation in the field of adjusting of addiction conduct of young people and minor

The problem of forming of high-quality legislation, providing a legal basis, allowing to decide the concrete questions of decline of addiction in a youth environment, is analysed.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы совершенствования законодательства в сфере регулирования девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних»

чением и трудом на основном производстве, их свободное время не организовано и не используется в воспитательных целях. В некоторых трудовых воспитательных колониях до сих пор не установлено круглосуточное наблюдение за подростками со стороны воспитателей, учителей, мастеров и надзирателей. В ряде колоний (Челябинская, Костромская и другие) воспитательная работа подменялась администрированием и допускались извращения в дисциплинарной практике. Во многих колониях плохо работают общественные комиссии и Совет воспитанников. В отдельных колониях не оказывалось должной помощи комсомольским и пионерским организациям. Министерство внутренних дел СССР считает необходимым особо отметить большое количество побегов подростков из ряда трудовых воспитательных колоний (Бучанская, Якушинецкая, Курган-Тюбинская, Каменномостская, Детско Хуторская). Имеют место факты освобождения из трудовых воспитательных колоний подростков, недостаточно изученных, плохо проверенных, а также случаи неправильного устройства освобождаемых из колоний подростков или возвращения их в семью, где не обеспечивается их дальнейшее воспитание» [3].

Соответственно предписывалось Министрам внутренних дел республик, Начальникам УМВД по краям и областям, начальнику Отдела детских колонии МВД СССР генерал-майору Петровскому обратить особое внимание на состояние работы трудовых воспитательных колоний; укрепить воспитательные колонии наиболее опытными и квалифицированными кадрами. Однако вплоть до конца периода сталинского руководства (1953 г.) коренного перелома в организации работы среди несовершеннолетних осужденных так и не произошло. Вместе с тем акцент на профессиональное обучение содержащихся в местах лишения свободы несовершеннолетних преступников следует признать позитивным явлением.

Библиографический список

1. Дети ГУЛАГа. Документы / Под ред. А.Н. Яковлева. М., 2002.

2. Бубличенко В.Н. Детские закрытые учреждения НКВД-МВД СССР на европейском Севере России (1935-1956 гг.). Дис. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 2007.

3. Приказ МВД СССР «Об улучшении работы трудовых воспитательных колоний МВД» // ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 210. Л. 12-13.

152

УДК 343.2/.7 П-90

Пухкалова Марина Олеговна

кандидат юридических наук доцент кафедры уголовного права РГУПС, судья Ворошиловского суда г. Ростова-на-Дону тел. (928) 229 82 94

Некоторые проблемы совершенствования законодательства в сфере регулирования девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних

Анализируется проблема формирования качественного законодательства, создания правовой основы, позволяющей решать конкретные вопросы снижения девиаций в молодежной среде.

Ключевые слова: девиантное поведение, молодежь и несовершеннолетние, молодежная делинквентность, молодежная политика.

Правотворческая, законодательная деятельность как форма правовой политики имеет немаловажное значение в мерах, предпринимаемых государством и обществом по снижению уровня девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних и молодежи в России.

Российское законодательство бурно изменяется. Принят целый ряд законов, целью которых является совершенствование российского молодежного законодательства, снижение молодежной делинквентности и преступности несовершеннолетних, однако они далеко не исчерпывают всего существа проблемы. В целом, по мнению ученых и практиков, государством уделяется недостаточное внимание молодежной политике и формированию правовой базы в сфере регулирования девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних [1]. До сих пор не приняты законы «Об основах государственной молодежной политики в РФ», «О ювенальной юстиции», «Об Уполномоченном по правам ребенка в РФ», не создан институт ювенальной юстиции и ювенальных судов (они действуют только в стадии эксперимента в ряде субъектов РФ). Медленно внедряются в ювенальные технологии примирительные и восстановительные процедуры (восстановительное правосудие). Продолжается широкомасштабное применение репрессивных мер по отношению к молодым правона-

рушителям, отмечается высокий уровень детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, что делает невозможным обеспечение специальной защиты детей и молодежи от физической опасности и моральных травм, нарушает права детей на социальную и юридическую помощь.

На наш взгляд, проблема формирования качественного законодательства, создания правовой основы, позволяющей решать конкретные вопросы снижения девиаций в молодежной среде, заслуживает особого внимания и отдельного анализа.

Совершенствование законодательства в сфере регулирования девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних мы связываем с двумя неразрывно связанными процессами и двумя группами проблем, связанными с этими процессами. Первая - формирование нормативно-правовой базы реализации ГМП в современной России. Вторая - совершенствование законодательной базы, на которой могли бы эффективно внедряться в ювенальные технологии примирительные и восстановительные процедуры.

Говоря о первой проблеме, отметим следующее. В условиях социальной нестабильности, неразвитости институтов гражданского общества, общественных организаций, устраненности бизнеса от решения социальных проблем молодежи и слабости социального государства перспективой в решении социальных проблем молодежи может быть только сильная ГМП. Ей должен быть придан весомый статус, легитимированный законодательно. Создание нормативноправовой базы, законодательно закрепляющей ГМП, защитит ее от изменений в государственном курсе, интересов отдельных личностей, определяющих и реализующих молодежную политику.

Разработка ГМП предполагает четкое правовое определение понятия «молодежь» (очерчивание соответствующих ее возрасту психологических и социальных границ). Требуется четко зафиксировать место и роль молодежи в жизни современного российского общества, одновременно обозначив ответственность, права и обязанности перед обществом, государством, другими слоями населения.

Становление ГМП в современной России тормозится невыстро-енностью, неразработанностью в силу ряда причин идеологии молодежной политики. В первую очередь неопределенность самой национальной идеологии в нашей стране. Вполне можно согласиться с мнением о том, что: «прежде чем приступать к формированию государственной молодежной политики, необходимо определиться с ее идеологией, затем выстроить концепцию, а только после этого воплощать ее в конкретных программах и мероприятиях» [2, с. 22]. Сложнее согласиться с мнением о том, что «прежде чем приступать к осуществлению МП, необходимо выработать исходную идеологию, на ее основе определиться концептуально и лишь после этого начинать конструировать механизм реализации МП» [2, с. 24].

154

Идеология и концепция могут еще долго быть в несформулированном виде многие годы. Опыт декларативных концепций и массового законотворчества, имитация деятельности властных структур либеральных 90-х годов, не подтвержденных реальными усилиями к воплощению (организационного, финансового, правового), свидетельствуют о необходимости активного поиска реальных форм решения молодежных проблем. И в направлении разработки идеологии, концепции, выработки принципов, форм и методов проведения ГМП. И в направлении конкретных технологий, решения организационных и финансовых проблем, правового обеспечения ГМП.

В регионах и федеральном центре растет понимание необходимости реальных действий в целях решения насущных проблем молодежи.

В настоящее время в Государственную Думу РФ внесен на рассмотрение законопроект «Об основах государственной молодежной политики в РФ». Авторы видят цель законопроекта в совершенствовании законодательства по обеспечению конституционных прав и свобод молодых граждан России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Улучшение взаимодействия государства с молодежными общественными объединениями, а также четкое разграничение, определение и расширение полномочий органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственной молодежной политики должно стать следствием принятия этого закона.

Следует отметить, что на федеральном уровне и более активно в субъектах РФ идет процесс выработки не просто совокупности отдельных мер, а создания системы эффективной государственной профилактики как преступности молодежи и несовершеннолетних, так и преступлений против детей и нарушения прав и свобод молодых россиян. Иными словами, общество, государственная власть, озабоченная ростом преступности и распущенности со стороны несовершеннолетних и молодежи, а также ростом агрессивности по отношению к молодым людям и подросткам, нарушением их конституционных прав, пытается усилить меры социального контроля путем совершенствования правового механизма.

Мы бы хотели остановить внимание на тех возможностях и перспективах, которые несет в себе внедрение в ювенальные технологии примирительных процедур. К положительному примеру значительной теоретической и практической работы по разработке концептуальных идей правового регулирования примирения сторон конфликта, особенно с участием молодых людей и несовершеннолетних, при содействии общественных организаций и службы примирения как органа исполнительной власти субъекта РФ можно отнести проект Закона Ростовской области «О службе примирения и примирительной процедуре с участием посредника по делам, отнесенным

к подсудности мировых судей в Ростовской области» [3].

Предлагаемый организационно-правовой механизм досудебного и внесудебного способов мирного урегулирования правовых конфликтов с участием посредника является дополнением к судопроизводству мировых судей, прочно вошедших в Российскую судебную власть и взявших на себя значительную долю судебной нагрузки.

Введение в практику разрешения социальных конфликтов с помощью закона, направленного на создание механизма правового регулирования общественных отношений в Ростовской области, связанных, во-первых, с правом граждан на обращение к дополнительному способу досудебного и внесудебного порядка урегулирования правовых конфликтов, формирующих подсудность мировых судей, во-вторых, с обязанностью государства, в рамках организационного обеспечения деятельности мировых судей в субъекте РФ создать необходимые условия для реализации права граждан на мирное урегулирование конфликтов несомненно могут способствовать снижению социальной напряженности в обществе и в молодежной среде.

Специалисты давно говорят о необходимости легитимизации примирительной процедуры с участием посредника как цивилизованного способа защиты прав и свобод, создании организационноправового механизма, обеспечивающего устойчивую социальную практику его применения, повышении социальной роли мировых судей в правовой жизни населения, расширения пределов открытости организации и судебной деятельности судебной системы.

В Краснодарском крае 1 августа 2008 года вступил в силу Закон Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений в Краснодарском крае" [4]. Закон повышает ответственность родителей (законных представителей) за судьбу их детей. Действительно, сегодня в российском законодательстве прописаны нормы, позволяющие привлекать к ответственности родителей, но только в том случае, если имело место жестокое обращение (например, когда родители избивают или морят голодом ребенка). Различные формы невнимания к ребенку (его развитию, обучению, когда он полностью предоставлен самому себе, улице и подвергается опасности насилия вовлечения в наркоманию, алкоголизм, проституцию и т.д.) - родители в этом случае вне ответственности и вне социального контроля. Цель закона - четко обозначить зону ответственности родителей и социума за жизнь, здоровье и нормальное развитие детей.

Подводя итоги, сделаем некоторые выводы:

1. Российская законодательная практика и политика складываются таким образом, что сферы и частного, и публичного права, решая свои собственные задачи, в то же время отражают специфику регулируемых социально-правовых отношений, переносят ее, в том

156

числе, и на субъектов этих отношений. Например, молодой человек наделяется личными, экономическими, социальными, культурными, политическими правами и свободами. В этом отношении фактический правовой статус молодого человека мало чем отличается от статуса взрослого, например, в конститу-ционно-правовой сфере. Разница между ними заключается в объеме правомочий, гарантий осуществления прав и свобод, а также в механизме их защиты, в практике реального доступа к гарантированным правам и свободам. Не случайно имеющиеся правовые возможности (определенные федеральным законодательством) по защите несовершеннолетнего от жестокого обращения к своим детям со стороны родителей в субъектах РФ пытаются дополнить своими инновациями, например, упоминаемый нами закон Краснодарского края «О мерах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». Меры социального, организационного характера (в 2007 году в Крае введено 2 тысячи ставок педагогов дополнительного образования и тренеров, выделено из бюджета 180 млн. рублей и т.д.) дополняются мерами правового обеспечения [4].

2. Совершенствование законодательства в сфере регулирования девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних связано как с формированием нормативно-правовой базы, на которой может реализовываться современная ГМП, так и с внедрением эффективных ювенальных технологий.

3. Опыт России и зарубежных стран показывает, что эффективная государственная молодежная политика в демократическом, правовом, социальном государстве может строиться только на законной, нормативно-правовой основе.

4. В России последние годы происходит взрыв законодательной активности. Законов принимается много, в том числе и формирующих молодежную политику, демонстрирующих заботу социального, правового, демократического государства о своем молодом поколении. В то же время все более очевидным становится то, что принятие многочисленных законов, регулирующих различные сферы жизни общества, абсолютно не гарантируют их реального исполнения в жизни общества.

Активность законодателей не отражается на реальном улучшении социально-экономического положения молодежи. Более того, наблюдается негативное отношение как к законам, так и к законодателям, недоверие ко всем ветвям власти.

5. Опираясь на федеральное законодательство, субъекты РФ совер-шенствуют нормативные основы обеспечения прав и свобод молодежи и несовершеннолетних. Обладая правом опережающего правотворчества, субъекты Федерации в пределах своих полномочий предпринимают успешные попытки внедрения ювенальных технологий, введения примирительных и восстановительных процедур.

Совершенствуются меры профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних путем повышения ответственности родителей.

6. Проблема роста девиаций среди молодежи заключается не только в беспрецедентной социально-экономической дифференциации, бедности, криминализации общества и пренебрежении национальными интересами страны. Причинами являются не столько сами по себе негативные социально-экономические и морально-нравственные факторы общественного развития современной России, сколько неспособность противопоставить этим негативным факторам взвешенную государственную политику, в том числе в сфере непосредственной охраны общественного порядка, защиты граждан от преступных посягательств, беззакония и произвола, реализации ГМП, отвечающей интересам страны и ее ментальности. Возникает эффект имитации. Государство делает вид, что проявляет заботу о молодежи, имитирует деятельность по обеспечению прав и свобод, решению насущных проблем молодежи (жилье, образование, работа), а молодые люди имитируют соблюдение закона, исполнение обязанностей. ГМП, формирующаяся и реализующаяся в таких условиях, не обеспечивает снижение девиантного и преступного поведения как молодежи, так и по отношению к молодежи.

Библиографический список

1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 2002 году // Российская газета. 2003. 15-18, 23-25 июля; 5,7 августа.

2. Бурцев В. Молодежная политика - идеология и принципы осуществления // Человек и труд. № 1. 2007.

3. Ткачев В.Н., Сачков А.Н. Проект Закона Ростовской области «О службе примирения и примирительной процедуре с участием посредника по делам, отнесенным к подсудности мировых судей в Ростовской области». Ростов-на-Дону, 2008.

4. Забота о юном поколении - главный закон жизни // Кубанские новости. 1 августа 2008 года. № 127.

158

УДК 343.2/.7 И-21

Иванова Елена Анатольевна

старший преподаватель Академии экономической безопасности МВД России тел. (928) 210 13 35

Нарушения конституционных прав граждан при прекращении уголовного дела (криминологические и уголовнопроцессуальные аспекты)

В статье проведен краткий криминологический и уголовнопроцессуальный анализ нарушений прав граждан при прекращении уголовного дела. Подчеркивается, что на практике встречаются многочисленные нарушения закона сотрудниками органов предварительного расследования преступлений. Анализируются факторы, обусловившие подобное положение дел.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина; органы предварительного расследования; нарушения прав граждан; уголовное судопроизводство; прекращение уголовного дела.

В правовом государстве, по справедливому замечанию B.C. Шадрина, «и уголовному процессу полагается быть процессом правового государства, где права человека, как и он сам, являются высшей ценностью и должны быть обеспечены действительно на высшем уровне с достаточной для этого степенью надежности» [1, с. 36]. Неслучайно в ст. 6 УПК РФ определено, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением как защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Права личности сегодня выступают важнейшим фактором, определяющим назначение уголовно-процес-суальной деятельности.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ является прямой обязанностью государства. Но правоохранительные органы, призванные защищать права граждан в сфере уголовного судопроизводства, не всегда успешно справляются с этой задачей. Наибольшее количество нарушений конституционных прав граждан приходится на досудебное производство. Нередко к нарушению прав граждан приводят допускаемые должностными лицами органов предварительного расследования злоупотребления при принятии решений о прекраще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.