чением и трудом на основном производстве, их свободное время не организовано и не используется в воспитательных целях. В некоторых трудовых воспитательных колониях до сих пор не установлено круглосуточное наблюдение за подростками со стороны воспитателей, учителей, мастеров и надзирателей. В ряде колоний (Челябинская, Костромская и другие) воспитательная работа подменялась администрированием и допускались извращения в дисциплинарной практике. Во многих колониях плохо работают общественные комиссии и Совет воспитанников. В отдельных колониях не оказывалось должной помощи комсомольским и пионерским организациям. Министерство внутренних дел СССР считает необходимым особо отметить большое количество побегов подростков из ряда трудовых воспитательных колоний (Бучанская, Якушинецкая, Курган-Тюбинская, Каменномостская, Детско Хуторская). Имеют место факты освобождения из трудовых воспитательных колоний подростков, недостаточно изученных, плохо проверенных, а также случаи неправильного устройства освобождаемых из колоний подростков или возвращения их в семью, где не обеспечивается их дальнейшее воспитание» [3].
Соответственно предписывалось Министрам внутренних дел республик, Начальникам УМВД по краям и областям, начальнику Отдела детских колонии МВД СССР генерал-майору Петровскому обратить особое внимание на состояние работы трудовых воспитательных колоний; укрепить воспитательные колонии наиболее опытными и квалифицированными кадрами. Однако вплоть до конца периода сталинского руководства (1953 г.) коренного перелома в организации работы среди несовершеннолетних осужденных так и не произошло. Вместе с тем акцент на профессиональное обучение содержащихся в местах лишения свободы несовершеннолетних преступников следует признать позитивным явлением.
Библиографический список
1. Дети ГУЛАГа. Документы / Под ред. А.Н. Яковлева. М., 2002.
2. Бубличенко В.Н. Детские закрытые учреждения НКВД-МВД СССР на европейском Севере России (1935-1956 гг.). Дис. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 2007.
3. Приказ МВД СССР «Об улучшении работы трудовых воспитательных колоний МВД» // ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 210. Л. 12-13.
152
УДК 343.2/.7 П-90
Пухкалова Марина Олеговна
кандидат юридических наук доцент кафедры уголовного права РГУПС, судья Ворошиловского суда г. Ростова-на-Дону тел. (928) 229 82 94
Некоторые проблемы совершенствования законодательства в сфере регулирования девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних
Анализируется проблема формирования качественного законодательства, создания правовой основы, позволяющей решать конкретные вопросы снижения девиаций в молодежной среде.
Ключевые слова: девиантное поведение, молодежь и несовершеннолетние, молодежная делинквентность, молодежная политика.
Правотворческая, законодательная деятельность как форма правовой политики имеет немаловажное значение в мерах, предпринимаемых государством и обществом по снижению уровня девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних и молодежи в России.
Российское законодательство бурно изменяется. Принят целый ряд законов, целью которых является совершенствование российского молодежного законодательства, снижение молодежной делинквентности и преступности несовершеннолетних, однако они далеко не исчерпывают всего существа проблемы. В целом, по мнению ученых и практиков, государством уделяется недостаточное внимание молодежной политике и формированию правовой базы в сфере регулирования девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних [1]. До сих пор не приняты законы «Об основах государственной молодежной политики в РФ», «О ювенальной юстиции», «Об Уполномоченном по правам ребенка в РФ», не создан институт ювенальной юстиции и ювенальных судов (они действуют только в стадии эксперимента в ряде субъектов РФ). Медленно внедряются в ювенальные технологии примирительные и восстановительные процедуры (восстановительное правосудие). Продолжается широкомасштабное применение репрессивных мер по отношению к молодым правона-
рушителям, отмечается высокий уровень детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, что делает невозможным обеспечение специальной защиты детей и молодежи от физической опасности и моральных травм, нарушает права детей на социальную и юридическую помощь.
На наш взгляд, проблема формирования качественного законодательства, создания правовой основы, позволяющей решать конкретные вопросы снижения девиаций в молодежной среде, заслуживает особого внимания и отдельного анализа.
Совершенствование законодательства в сфере регулирования девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних мы связываем с двумя неразрывно связанными процессами и двумя группами проблем, связанными с этими процессами. Первая - формирование нормативно-правовой базы реализации ГМП в современной России. Вторая - совершенствование законодательной базы, на которой могли бы эффективно внедряться в ювенальные технологии примирительные и восстановительные процедуры.
Говоря о первой проблеме, отметим следующее. В условиях социальной нестабильности, неразвитости институтов гражданского общества, общественных организаций, устраненности бизнеса от решения социальных проблем молодежи и слабости социального государства перспективой в решении социальных проблем молодежи может быть только сильная ГМП. Ей должен быть придан весомый статус, легитимированный законодательно. Создание нормативноправовой базы, законодательно закрепляющей ГМП, защитит ее от изменений в государственном курсе, интересов отдельных личностей, определяющих и реализующих молодежную политику.
Разработка ГМП предполагает четкое правовое определение понятия «молодежь» (очерчивание соответствующих ее возрасту психологических и социальных границ). Требуется четко зафиксировать место и роль молодежи в жизни современного российского общества, одновременно обозначив ответственность, права и обязанности перед обществом, государством, другими слоями населения.
Становление ГМП в современной России тормозится невыстро-енностью, неразработанностью в силу ряда причин идеологии молодежной политики. В первую очередь неопределенность самой национальной идеологии в нашей стране. Вполне можно согласиться с мнением о том, что: «прежде чем приступать к формированию государственной молодежной политики, необходимо определиться с ее идеологией, затем выстроить концепцию, а только после этого воплощать ее в конкретных программах и мероприятиях» [2, с. 22]. Сложнее согласиться с мнением о том, что «прежде чем приступать к осуществлению МП, необходимо выработать исходную идеологию, на ее основе определиться концептуально и лишь после этого начинать конструировать механизм реализации МП» [2, с. 24].
154
Идеология и концепция могут еще долго быть в несформулированном виде многие годы. Опыт декларативных концепций и массового законотворчества, имитация деятельности властных структур либеральных 90-х годов, не подтвержденных реальными усилиями к воплощению (организационного, финансового, правового), свидетельствуют о необходимости активного поиска реальных форм решения молодежных проблем. И в направлении разработки идеологии, концепции, выработки принципов, форм и методов проведения ГМП. И в направлении конкретных технологий, решения организационных и финансовых проблем, правового обеспечения ГМП.
В регионах и федеральном центре растет понимание необходимости реальных действий в целях решения насущных проблем молодежи.
В настоящее время в Государственную Думу РФ внесен на рассмотрение законопроект «Об основах государственной молодежной политики в РФ». Авторы видят цель законопроекта в совершенствовании законодательства по обеспечению конституционных прав и свобод молодых граждан России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Улучшение взаимодействия государства с молодежными общественными объединениями, а также четкое разграничение, определение и расширение полномочий органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственной молодежной политики должно стать следствием принятия этого закона.
Следует отметить, что на федеральном уровне и более активно в субъектах РФ идет процесс выработки не просто совокупности отдельных мер, а создания системы эффективной государственной профилактики как преступности молодежи и несовершеннолетних, так и преступлений против детей и нарушения прав и свобод молодых россиян. Иными словами, общество, государственная власть, озабоченная ростом преступности и распущенности со стороны несовершеннолетних и молодежи, а также ростом агрессивности по отношению к молодым людям и подросткам, нарушением их конституционных прав, пытается усилить меры социального контроля путем совершенствования правового механизма.
Мы бы хотели остановить внимание на тех возможностях и перспективах, которые несет в себе внедрение в ювенальные технологии примирительных процедур. К положительному примеру значительной теоретической и практической работы по разработке концептуальных идей правового регулирования примирения сторон конфликта, особенно с участием молодых людей и несовершеннолетних, при содействии общественных организаций и службы примирения как органа исполнительной власти субъекта РФ можно отнести проект Закона Ростовской области «О службе примирения и примирительной процедуре с участием посредника по делам, отнесенным
к подсудности мировых судей в Ростовской области» [3].
Предлагаемый организационно-правовой механизм досудебного и внесудебного способов мирного урегулирования правовых конфликтов с участием посредника является дополнением к судопроизводству мировых судей, прочно вошедших в Российскую судебную власть и взявших на себя значительную долю судебной нагрузки.
Введение в практику разрешения социальных конфликтов с помощью закона, направленного на создание механизма правового регулирования общественных отношений в Ростовской области, связанных, во-первых, с правом граждан на обращение к дополнительному способу досудебного и внесудебного порядка урегулирования правовых конфликтов, формирующих подсудность мировых судей, во-вторых, с обязанностью государства, в рамках организационного обеспечения деятельности мировых судей в субъекте РФ создать необходимые условия для реализации права граждан на мирное урегулирование конфликтов несомненно могут способствовать снижению социальной напряженности в обществе и в молодежной среде.
Специалисты давно говорят о необходимости легитимизации примирительной процедуры с участием посредника как цивилизованного способа защиты прав и свобод, создании организационноправового механизма, обеспечивающего устойчивую социальную практику его применения, повышении социальной роли мировых судей в правовой жизни населения, расширения пределов открытости организации и судебной деятельности судебной системы.
В Краснодарском крае 1 августа 2008 года вступил в силу Закон Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений в Краснодарском крае" [4]. Закон повышает ответственность родителей (законных представителей) за судьбу их детей. Действительно, сегодня в российском законодательстве прописаны нормы, позволяющие привлекать к ответственности родителей, но только в том случае, если имело место жестокое обращение (например, когда родители избивают или морят голодом ребенка). Различные формы невнимания к ребенку (его развитию, обучению, когда он полностью предоставлен самому себе, улице и подвергается опасности насилия вовлечения в наркоманию, алкоголизм, проституцию и т.д.) - родители в этом случае вне ответственности и вне социального контроля. Цель закона - четко обозначить зону ответственности родителей и социума за жизнь, здоровье и нормальное развитие детей.
Подводя итоги, сделаем некоторые выводы:
1. Российская законодательная практика и политика складываются таким образом, что сферы и частного, и публичного права, решая свои собственные задачи, в то же время отражают специфику регулируемых социально-правовых отношений, переносят ее, в том
156
числе, и на субъектов этих отношений. Например, молодой человек наделяется личными, экономическими, социальными, культурными, политическими правами и свободами. В этом отношении фактический правовой статус молодого человека мало чем отличается от статуса взрослого, например, в конститу-ционно-правовой сфере. Разница между ними заключается в объеме правомочий, гарантий осуществления прав и свобод, а также в механизме их защиты, в практике реального доступа к гарантированным правам и свободам. Не случайно имеющиеся правовые возможности (определенные федеральным законодательством) по защите несовершеннолетнего от жестокого обращения к своим детям со стороны родителей в субъектах РФ пытаются дополнить своими инновациями, например, упоминаемый нами закон Краснодарского края «О мерах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». Меры социального, организационного характера (в 2007 году в Крае введено 2 тысячи ставок педагогов дополнительного образования и тренеров, выделено из бюджета 180 млн. рублей и т.д.) дополняются мерами правового обеспечения [4].
2. Совершенствование законодательства в сфере регулирования девиантного поведения молодежи и несовершеннолетних связано как с формированием нормативно-правовой базы, на которой может реализовываться современная ГМП, так и с внедрением эффективных ювенальных технологий.
3. Опыт России и зарубежных стран показывает, что эффективная государственная молодежная политика в демократическом, правовом, социальном государстве может строиться только на законной, нормативно-правовой основе.
4. В России последние годы происходит взрыв законодательной активности. Законов принимается много, в том числе и формирующих молодежную политику, демонстрирующих заботу социального, правового, демократического государства о своем молодом поколении. В то же время все более очевидным становится то, что принятие многочисленных законов, регулирующих различные сферы жизни общества, абсолютно не гарантируют их реального исполнения в жизни общества.
Активность законодателей не отражается на реальном улучшении социально-экономического положения молодежи. Более того, наблюдается негативное отношение как к законам, так и к законодателям, недоверие ко всем ветвям власти.
5. Опираясь на федеральное законодательство, субъекты РФ совер-шенствуют нормативные основы обеспечения прав и свобод молодежи и несовершеннолетних. Обладая правом опережающего правотворчества, субъекты Федерации в пределах своих полномочий предпринимают успешные попытки внедрения ювенальных технологий, введения примирительных и восстановительных процедур.
Совершенствуются меры профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних путем повышения ответственности родителей.
6. Проблема роста девиаций среди молодежи заключается не только в беспрецедентной социально-экономической дифференциации, бедности, криминализации общества и пренебрежении национальными интересами страны. Причинами являются не столько сами по себе негативные социально-экономические и морально-нравственные факторы общественного развития современной России, сколько неспособность противопоставить этим негативным факторам взвешенную государственную политику, в том числе в сфере непосредственной охраны общественного порядка, защиты граждан от преступных посягательств, беззакония и произвола, реализации ГМП, отвечающей интересам страны и ее ментальности. Возникает эффект имитации. Государство делает вид, что проявляет заботу о молодежи, имитирует деятельность по обеспечению прав и свобод, решению насущных проблем молодежи (жилье, образование, работа), а молодые люди имитируют соблюдение закона, исполнение обязанностей. ГМП, формирующаяся и реализующаяся в таких условиях, не обеспечивает снижение девиантного и преступного поведения как молодежи, так и по отношению к молодежи.
Библиографический список
1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 2002 году // Российская газета. 2003. 15-18, 23-25 июля; 5,7 августа.
2. Бурцев В. Молодежная политика - идеология и принципы осуществления // Человек и труд. № 1. 2007.
3. Ткачев В.Н., Сачков А.Н. Проект Закона Ростовской области «О службе примирения и примирительной процедуре с участием посредника по делам, отнесенным к подсудности мировых судей в Ростовской области». Ростов-на-Дону, 2008.
4. Забота о юном поколении - главный закон жизни // Кубанские новости. 1 августа 2008 года. № 127.
158
УДК 343.2/.7 И-21
Иванова Елена Анатольевна
старший преподаватель Академии экономической безопасности МВД России тел. (928) 210 13 35
Нарушения конституционных прав граждан при прекращении уголовного дела (криминологические и уголовнопроцессуальные аспекты)
В статье проведен краткий криминологический и уголовнопроцессуальный анализ нарушений прав граждан при прекращении уголовного дела. Подчеркивается, что на практике встречаются многочисленные нарушения закона сотрудниками органов предварительного расследования преступлений. Анализируются факторы, обусловившие подобное положение дел.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина; органы предварительного расследования; нарушения прав граждан; уголовное судопроизводство; прекращение уголовного дела.
В правовом государстве, по справедливому замечанию B.C. Шадрина, «и уголовному процессу полагается быть процессом правового государства, где права человека, как и он сам, являются высшей ценностью и должны быть обеспечены действительно на высшем уровне с достаточной для этого степенью надежности» [1, с. 36]. Неслучайно в ст. 6 УПК РФ определено, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением как защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Права личности сегодня выступают важнейшим фактором, определяющим назначение уголовно-процес-суальной деятельности.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ является прямой обязанностью государства. Но правоохранительные органы, призванные защищать права граждан в сфере уголовного судопроизводства, не всегда успешно справляются с этой задачей. Наибольшее количество нарушений конституционных прав граждан приходится на досудебное производство. Нередко к нарушению прав граждан приводят допускаемые должностными лицами органов предварительного расследования злоупотребления при принятии решений о прекраще-