51. Хабриева, Т. Я. Стратегия социально-экономического развития России и модернизация законодательства // Концепция развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. - М., 2010.
52. Хашем, Т. А. Защита человеческого достоинства в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010.
53. Шмалий, О. В. Правовое обеспечение эффективности исполнительной власти (теоретико-методологические аспекты) : автореф. дис. ... длкт. юрид. наук. - Ростов-н/Д., 2011.
54. Протестный потенциал россиян рекордно снизился [Электронный ресурс] // URL: http:// vz. ru/ news/2014/1/24/669496.html/
55. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 46. - Ст. 4720.
56. Выступление В.В. Путина на совещании о ходе исполнения указов Президента от 7 мая 2012 года. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - URL: http://президент. рф/новости/18039.
57. Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 № 124 (1). [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document /cons_doc_LAW_172071/?frame=1.
58. Материалы Международной научно-практической конференции «Перспективы реформирования гражданского процессуального права» (г. Саратов, 21 февраля 2015 г.) / под ред. О. В. Исаенковой. - Саратов, 2015.
УДК 351.74
ББК 35.078
А.А. Беженцев*
Административно-правовые вопросы оптимизации системы профилактики правонарушений несовершеннолетних
Автором приводятся аргументированные выводы и рекомендации модернизационного характера, способствующие формированию современных фундаментальных ценностных научных установок в сегменте профилактики безнадзорности, административных и иных правонарушений несовершеннолетних. Особое внимание уделяется целесообразности увеличения административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних и возможности понижения возраста, по достижении которого наступает административная ответственность, до четырнадцати лет.
Ключевые слова: система профилактики правонарушений несовершеннолетних, парадигма превенции правонарушений несовершеннолетних, безнадзорность несовершеннолетних, административные правонарушения несовершеннолетних, административная ответственность, защита прав и свобод несовершеннолетних.
A.A. Bezhentsev*. Administrative and legal issues of optimization system for the prevention of juvenile delinquency. The author presents the reasoning conclusions and the recommendation of the modernization character, promoting the forming of modern fundamental scientific values in the field of the child neglect prevention, administrative offences and other forms of the juvenile delinquency. Special attention focuses on increasing an administrative responsibilities for inappropriate educational duties of the minors and decreasing the age level to 14 years old for the administrative responsibilities.
Keywords: system of prevention juvenile delinquents, paradigm of prevention juvenile delinquents, child neglect, administrative juvenile delinquents, administrative responsibility, protection of juveniles rights and freedoms.
Проблемы профилактики детской беспризорности и административных правонарушений затрагивались в фундаментальных работах многих ученых административистов, криминологов, социологов, педагогов, психологов, однако произошедшие за последние десятилетия кардинальные изменения всех систем государственного устройства, прогрессирующий в обществе правовой и
* Беженцев, Александр Анатольевич, заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 730-25-81, электронная почта: [email protected].
* Bezhentsev, Alexander Anatolievich, Deputy chief department of administrative activity agencies of the internal affairs Saint-Petersburg university Ministry of the internal affairs of Russian Federation, candidate of juridical science, docent. Address: 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., d. 1. Tel .: (812) 730-25-81. E-mail: [email protected].
© Беженцев А.А., 2015
духовно-нравственный нигилизм требуют концептуальных новаторских подходов в изучении и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
С целью решения масштабных проблем организации, деятельности и взаимодействия субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних мы предлагаем следующие выводы и рекомендации оптимизационного характера, которые, как нам представляется, будут способствовать формированию абсолютно новых, более конкретных терминов, представлений и определений, которыми будут апеллировать органы и учреждения системы профилактики правонарушений не достигших восемнадцатилетия лиц. Кроме того, по нашему мнению, в результате осознания и выполнения данных модернизационных рекомендаций сформируются современные фундаментальные ценностные научные установки в рассматриваемом сегменте, что приведет к минимизации противоправных проявлений несовершеннолетних.
Итак, перечислим ключевые предложения, выполнение которых необходимо для ускорения модернизации деятельности субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
1. Государственная система профилактики правонарушений несовершеннолетних, являясь частью или видом социальных связей в обществе, должна рассматриваться не только как общность органов и учреждений предупреждения правонарушений несовершеннолетних, но и как урегулированная нормами права и морали совокупность общественных отношений, складывающихся в сегменте предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних можно разделить на специализированные государственные и общественные органы и учреждения, основной задачей которых является профилактика правонарушений несовершеннолетних и защита их прав, и органы, которые осуществляют профилактическую деятельность факультативно, т.е. наряду с иными функциями.
2. Необходимо скорейшее качественное улучшение всех аспектов синхронизированного комплексного взаимодействия круга субъектов превенции правонарушений не достигших восемнадцатилетия лиц. Для этого порядок, виды и формы их сбалансированной и согласованной работы должны найти свое отражение в соответствующих федеральных, региональных и муниципальных программах. Взаимодействие применительно к проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних - это согласованная по времени, месту, способу и целям совместная деятельность субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, направленная на решение задач государства по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
Повышение эффективности деятельности всех органов и учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних связано в первую очередь с наличием надежного механизма координации предпринимаемых ими усилий, что позволит всем органам и учреждениям системы превенции в пределах подведомственной им линии предупреждения сконцентрировать усилия на наиболее важных направлениях превентивной работы в сегменте правонарушений несовершеннолетних.
Нужный уровень стратегического взаимодействия субъектов системы профилактики административных и иных правонарушений несовершеннолетних может быть достигнут с помощью:
- улучшения качества согласованной законотворческой деятельности по вопросам принятия нормативно-правовых актов по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия;
- дополнительного издания совместных приказов, указаний, подготовки информационных писем и иных организационно-распорядительных документов, выпуска совместных бюллетеней, сборников, методических рекомендаций и других информационных изданий по актуальным проблемам взаимодействия при организации работы;
- увеличения количества координационных совещаний руководителей субъектов профилактики безнадзорности, административных и других правонарушений несовершеннолетних при руководителе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- ежеквартального проведения совместных круглых столов, семинаров и конференций различного уровня с обсуждением актуальных проблем, связанных с девиантным поведением несовершеннолетних, поиска путей их скорейшего решения;
- разработки и утверждения новых комплексных планов и программ совместной деятельности;
- регуляризации совместных выездов в регионы Российской Федерации федерального руководства субъектов превенции противоправного поведения несовершеннолетних для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи территориальным органам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, изучения и дальнейшего распространения передового опыта.
3. Следует, основываясь на положительном опыте развитых зарубежных государств (Англии, Франции, Германии, США, Австралии) разработать и внедрить в России ювенальную юстицию - единую многоуровневую сбалансированную систему по привлечению несовершеннолетних правонарушителей к юридической ответственности. Это позволит унифицировать политику государства в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, как в сегменте профилактики асоциального поведения, безнадзорности, беспризорности, административных правонарушений несовершеннолетних, в сфере привлечения подростков к административной и уголовной ответственности, так и в направлении протекции их законных прав и интересов.
В Российской Федерации к настоящему моменту действует комплексная система профилактики правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, однако специализированных государственных органов, призванных расследовать уголовные дела в отношении несовершеннолетних, и судебных органов, рассматривающих материалы о совершении несовершеннолетними преступлений,
в Российской Федерации пока нет. Деятельность следственных подразделений органов внутренних дел в этом направлении аккумулируется лишь у отдельных следователей, у которых помимо уголовных дел в отношении несовершеннолетних в производстве могут находиться и материалы на подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений совершеннолетних лиц. Та же картина имеет место и в органах дознания, схожим образом организована работа и следователей прокуратуры.
Негосударственными формированиями, общественными организациями, трудовыми коллективами регулярно делаются попытки создания негосударственных ювенальных судов чести с профилактической направленностью, однако рассматриваемый опыт не был в полном объеме перенесен на государственный уровень, и преступления, совершенные несовершеннолетними, рассматриваются судами общей юрисдикции, а не специализированными.
Следовательно, мы приходим к выводу о наличии в Российской Федерации двух, действующих относительно обособленно друг от друга, систем, первая из которых занимается комплексом превентивных профилактических мер в сфере безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, преимущественно с использованием административно-правовых средств воздействия, вторая же действует в сфере привлечения несовершеннолетних к ответственности в случае совершения ими преступлений и основывается на уголовном законодательстве и уголовно-правовых средствах воздействия.
Детально исследуя цели, задачи, функции и правовой статус органов, входящих в звенья цепи исследуемых систем, мы видим их различную направленность, что, в конечном счете, и обусловливает низкий уровень их синхронизированного взаимодействия и никак не может способствовать решению комплексной глобальной проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних в России.
Диаметрально противоположная картина складывается во многих иностранных государствах. Анализ правовых систем и норм, касающихся превенции правонарушений несовершеннолетних, в развитых зарубежных странах показывает, что в них практически везде действует единая скоординированная, целостная система профилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, и привлечения их к юридической и иной ответственности. Усилия всех государственных органов в данном случае взаимосвязаны и направлены на решение одной сложной глобальной задачи. Общепринято, что в развитых и развивающихся зарубежных странах данный многогранный вид деятельности именуется ювенальной юстицией.
Достаточно прогрессивным опытом организации системы ювенальной юстиции (и наиболее перспективным для его использования в России), по нашему мнению, является позитивный опыт Германии и Франции, где принцип индивидуального подхода к несовершеннолетнему правонарушителю выражен наиболее ярко и отчетливо, в т.ч. и на структурном уровне. В данном случае речь идет о создании в будущем по аналогии с положительным опытом зарубежных государств при органах внутренних дел Российской Федерации подразделений, которые, с одной стороны, могли бы применять силы и средства, присущие федеральным органам исполнительной власти в сфере внутренних дел, а с другой стороны, были бы самостоятельными подразделениями и представляли обособленную структуру, включающую в т.ч. и штат, состоящий из педагогов, психологов и других специалистов, необходимых при общении с несовершеннолетними правонарушителями.
В контексте становления в Российской Федерации системы ювенальной юстиции деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав не должна утратить своей актуальности, т.к., реализуя правозащитную, координационную и юрисдикционную функции, они должны остаться центральным организующим звеном системы профилактики безнадзорности, административных правонарушений несовершеннолетних, протекции их прав и свобод.
4. В целях минимизации отрицательного влияния родителей и законных представителей на несовершеннолетних предлагается внести кардинальные изменения в административное законодательство с целью масштабного увеличения ответственности за ненадлежащее исполнение круга обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое эти обязанности возложены.
Детальный анализ девиантного поведения лиц, не достигших совершеннолетия, позволяет сделать вывод, что объектом административного регулирования должны быть не только общественные отношения, на которые посягает правонарушение, совершенное подростком, но также и сами условия жизнедеятельности и социального развития несовершеннолетних, т.к. нарушение прав детей со стороны взрослых, попытки вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий и правонарушений способствуют их дезадаптации и формированию антисоциальных базовых ценностных ориентаций. Таким несовершеннолетним требуется социально-педагогическая реабилитация, в обеспечении которой должен быть задействован весь механизм системы противодействия их безнадзорности, беспризорности и связанным с ними правонарушениям. В случаях оставления несовершеннолетних, периодически подвергающихся отрицательному влиянию взрослых в сложившихся негативных условий, без внимания последующая жизненная позиция не достигших совершеннолетия лиц формируется под влиянием их родителей или сожителей, что в последующем крайне часто приводит к совершению ими различного рода правонарушений.
Итак, для минимизации указанных отрицательных моментов предлагается внести изменения в административное законодательство с целью увеличения ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности. С этой целью продуктивным видится дополнение КоАП РФ статьями, предусматривающими ответственность родителей и законных представителей:
- за совершение их несовершеннолетними детьми в возрасте до шестнадцати (четырнадцати) лет правонарушений, по которым с соответствующего возраста будет наступать административная ответственно сть;
- за жестокое и грубое обращение родителями или законными представителями с несовершеннолетними;
- за вовлечение несовершеннолетних в совершение административного правонарушения.
Это позволит частично переориентировать поведение определенного круга родителей или
законных представителей на воспитание детей строго в рамках законопослушного поведения.
Следом, учитывая крайне высокую степень общественной опасности неисполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, целесообразно за данные правонарушения прибавить к уже имеющимся административным санкциям более строгие, таким образом, возможно, будет применять один из самых мощных арсеналов, из имеющихся на «вооружении» правоприменителя - административный арест.
5. Целесообразно, опираясь на нормы административного права, регулирующие отношения, связанные с получением гражданами Российской Федерации основного документа удостоверяющего личность, - паспорта гражданина Российской Федерации с четырнадцати лет и отталкиваясь от норм гражданского права, устанавливающих новый уровень дееспособности достигших четырнадцатилетнего возраста несовершеннолетних, с целью усиления ответственности подростков за понятные их психике административные правонарушения, установить в КоАП РФ административную ответственность за определенные составы административных правонарушений с четырнадцати лет.
Развитие психики не достигших совершеннолетия лиц в достаточно полной мере позволяет им осознать общественную опасность и фактический характер противоправного поведения. Несмотря на это, для подросткового возраста остается характерным значительный разрыв между степенью интеллектуального развития, социальной зрелостью и уровнем требований, предъявляемых к молодым людям со стороны общества. Отсутствие большого жизненного опыта вкупе с индивидуальными психологическими особенностями может привести к формированию у отдельных подростков поверхностного представления о нравственных категориях и понятиях. Личность несовершеннолетних находится в большой зависимости от окружения, экономического состояния и морального климата в семье. Кроме того, стремление к самоутверждению, свойственное молодому поколению, может принимать у таких лиц стихийные формы, что нередко приводит к совершению ситуативных преступлений. Это позволяет государству признавать возраст правонарушителей до восемнадцати лет смягчающим вину обстоятельством.
Однако, как показывает практика, в случаях, когда правонарушение ясно и понятно психике подростка, а административная ответственность за его совершение не наступает ввиду недостижения возраста административной ответственности, данный факт приводит к формированию у несовершеннолетнего чувства безнаказанности, что способствует совершению данным несовершеннолетним в будущем противоправных деяний с большей степенью общественной опасности.
В противовес административному законодательству данный постулат в полном объеме учтен законодателем в принятом ранее законодательстве уголовном, которое предусматривает за определенные, различной степени общественной опасности, преступления, понятные психике подростка, уголовную ответственность не с шестнадцати лет, а с четырнадцати лет.
Мы предлагаем комплексно решить проблему и по аналогии с уголовным законодательством дополнить ст. 2.3. КоАП РФ «Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность» пунктом 2, изложив его в следующей редакции: «Несовершеннолетние лица, достигшие ко времени совершения правонарушения четырнадцатилетнего возраста, подлежат административной ответственности за уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17), мелкое хищение (ст. 7.27), незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28), уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32), повреждение электрических сетей (ст. 9.7), действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (ст. 11.1), повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования (ст. 11.15), безбилетный проезд (ст. 11.18), управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.7), нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения (ст. 12.29), повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.33), повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24), неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей (ст. 19.3), заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.3), проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации (ст. 19.15), умышленную порчу удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрату удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности (ст. 19.16), представление ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство (ст. 19.18), мелкое хулиганство (ст. 20.1), пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3), нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4), нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17)».
Указанный нами перечень является примерным, т.к. подлежит обсуждению среди научной общественности с обязательными консультациями ведущих педагогов и психологов, и не может быть на протяжении действия КоАП РФ окончательным и исчерпывающим, т.к. в его структуре постоянно криминализируется и декриминализируется достаточный массив административных проступков.
6. Для минимизации злоупотреблений со стороны органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних мы считаем важной задачей дополнение разд. IV «Производство по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ правовыми нормами, регламентирующими порядок и особенности административного производства в отношении не достигших совершеннолетия правонарушителей.
Представляется обоснованным нормативное закрепление положения об обязательности сообщения о применении мер административно-процессуального обеспечения к несовершеннолетнему, его родителям или лицам, их заменяющим, а также последующего присутствия законных представителей несовершеннолетнего при производстве процессуальных действий в соответствии с положениями ст. 25.3 КоАП РФ, предопределяющей субъекту административной юрисдикции, рассматривающему дело об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, право признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.
Вместе с тем данная норма позволяет соответствующим должностным лицам самостоятельно решать вопрос об обязательности или необязательности присутствия родителей или лиц, их заменяющих, при рассмотрении протокола об административном правонарушении, что может повлечь за собой определенные злоупотребления либо привести к неполному анализу всех фактов, имеющих непосредственное отношение к делу.
Мы предлагаем в целях устранения рассматриваемых недоработок в новой гл. IV раздела КоАП РФ, которая будет регламентировать порядок производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних ввести статью «Законные представители несовершеннолетнего лица», которую необходимо укомплектовать диспозицией следующего содержания: «При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело об административном правонарушении, обязан проводить с несовершеннолетним административно-процессуальные действия только в присутствии родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего лица».
7. Исследование объема и важности прокурорской деятельности по надзору за соблюдением законности в сегменте функционирования органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, позволяет нам признать прокурорский надзор за исполнением законов органами и учреждениями системы предупреждения административных и иных правонарушений, не достигших совершеннолетия лиц самостоятельным направлением прокурорской деятельности, которая требует четкой регламентации специальными профильными подзаконными правовыми актами Генерального прокурора Российской Федерации. Управление данным направлением, одним из приоритетных в деятельности прокуратуры, должны осуществлять самостоятельное структурное подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации и соответствующие структурные подразделения в прокуратурах регионов России.
В настоящий момент данную надзорную деятельность осуществляют лишь отдельно взятые прокуроры в прокуратурах городов, районов, районах в городах иных муниципальных образованиях, их деятельность курирует, как правило, один прокурор в прокуратуре субъекта федерации. Следовательно, из-под прокурорского надзора «выпадет» львиная доля как незначительных недоработок органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, так и деяния их сотрудников и служащих в виде халатности, злоупотребления должностными полномочиями и иными преступными деяниями.
Для нормализации ситуации в данном направлении в первую очередь требуется дополнить ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» пунктом следующего содержания: «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних лиц служащими и сотрудниками органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних». Затем необходимо принятие и вступление в законную силу детализирующих данную диспозицию федерального правового документа приказов Генерального прокурора Российской Федерации.
8. Для совершенствования административной деятельности органов опеки и попечительства целесообразно дополнить ст. 69 (Лишение родительских прав) Семейного кодекса Российской Федерации дополнительной диспозицией. Мы считаем, что перечень случаев, когда родители (или один из них) могут быть лишены родительских прав, должен быть дополнен фразой: «родителями, совершившими, после направления материалов в суд на лишение родительских прав, более двух раз административное правонарушение по ст. 5.35 КоАП РФ, по которым комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав приняла решение о привлечении родителей к административной ответственности».
Представителями несовершеннолетних от имени государства в суде при судебной защите их прав и законных интересов являются (в тех случаях, когда это возможно только с применением института лишения родительских прав) только органы опеки и попечительства, которые являются органами исполнительной власти. Оформив во взаимодействии с органами внутренних дел обширный
материал на родителей, отрицательно влияющих на своих малолетних детей и не исполняющих установленных Конституцией Российской Федерации прямых обязанностей по их содержанию, воспитанию и обучению, и представив устно и письменно данный надлежащим образом оформленный материал в суде, в большинстве случае судья - как правило, под влиянием уверения матери ребенка коренным образом изменить ситуацию в сторону улучшения - принимает решение оставить ребенка в семье, где он зачастую продолжает подвергаться пагубному воздействию со стороны злоупотребляющих спиртными напитками родителей.
Учитывая, что данный адрес, где ребенок находится в социально опасном положении, неблагополучен, он остается на контроле, и служащие муниципального органа опеки и попечительства регулярно его инспектируют, а в случае повторения жесткого обращения с детьми вновь вынуждены собирать обширный пакет документов на лишение родительских прав и повторно направляют материалы в суд. Вопиющая ситуация складывается, когда в суд материалы направляются три и более раз, а решение о лишении родительских прав суд по определенным причинам так и не принимает. Коэффициент полезного действия служащих органов опеки и попечительства в данном случае стремится к нулю. Поэтому включение в законодательство диспозиции статьи, по которой возможно будет лишать родителей родительских прав, станет действенной мерой в профилактике асоциального поведения, правонарушений несовершеннолетних и протекции их прав.
9. В целях оптимизации административной деятельности органов опеки и попечительства и увеличения степени их государственно-властных и исполнительно-распорядительных полномочий, с нашей точки зрения, необходимо расширить федеральное и ведомственное законодательство в направлении предоставления возможности органам опеки и попечительства составлять протоколы по некоторым статьям КоАП РФ на родителей, отрицательно влияющих на детей.
В соответствии с КоАП РФ, органы опеки и попечительства не уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях и не являются субъектами, имеющими права составления протоколов об административных правонарушениях в отношении родителей (законных представителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Это касается и протоколов об административных правонарушениях на родителей (законных представителей), вовлекающих не достигшего совершеннолетия подростка в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ. Несмотря на то, что сотрудники органов опеки и попечительства обязаны посещать адреса неблагополучных семей и у них нередко имеются основания и возможность для составления протокола об административном правонарушении, эта деятельность не прописана в КоАП РФ, следовательно, и в их должностных инструкциях, у них отсутствуют типографские бланки протоколов об административных правонарушениях, нет книг учета составленных административных материалов, нет канцелярий для их своевременного направления в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В настоящий момент данную работу на практике в полном объеме выполняют подразделения органов внутренних дел.
10. Существенную роль в качественном перевоспитании подростка, совершившего правонарушение, может оказать институт общественных воспитателей, который мы предлагаем ввести на федеральном уровне. Кандидатуры общественных воспитателей целесообразно подбирать из лиц, состоящих в списках кадрового резерва руководящих должностей федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Общественным воспитателем несовершеннолетних правонарушителей может быть гражданин Российской Федерации независимо от пола, семейного положения, по своим деловым и моральным качествам способный выполнять обязанности общественного воспитателя, быть наставником, возлагающий на себя обязанности общественного воспитателя несовершеннолетнего правонарушителя. Общественными воспитателями могут назначаться представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, трудовых коллективов и общественных организаций, военнослужащие, педагогические работники.
При назначении общественного воспитателя в каждом отдельном случае необходимо учитывать характер несовершеннолетнего правонарушителя, его возраст, склонности, другие обстоятельства, а также возможность общественного воспитателя выполнять возлагаемые на него обязанности по отношению к конкретному несовершеннолетнему правонарушителю.
Методическое руководство работой общественных воспитателей возможно осуществлять комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в конкретном регионе Российской Федерации во взаимодействии с органами внутренних дел.
Общественные воспитатели, активно и добросовестно исполняющие свои обязанности, добившиеся положительных результатов в работе с несовершеннолетними правонарушителями, по представлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или органов внутренних дел могут поощряться органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями по месту их работы или учебы. Кроме того, переориентация несовершеннолетнего правонарушителя на правопослушное поведение может послужить существенным импульсом для дальнейшего карьерного роста положительно зарекомендовавших себя общественных воспитателей.
В завершение подчеркнем, что автор не претендует на окончательность сформулированных постулатов: определенные научные суждения предлагаются в постановочном варианте, в качестве
научных гипотез, и могут быть дополнены, расширены и углублены в деталях по содержанию и форме выражения. Однако мы искренне верим, что предложения, отраженные в статье, станут мощным толчком к дальнейшим конструктивным разработкам, способствующим скорейшему формированию новой системы взглядов, идей и понятий, различных моделей решения актуальных проблем профилактики девиантного поведения подростков и, таким образом, позволят ускорить модернизацию деятельности субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации.
Список литературы
1. Беженцев, А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие. - М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2012.
2. Воронова, Е. Л. Ювенальная юстиция: формирование системы пробации в Ростовской области // Вопросы ювенальной юстиции. - 2007. - № 5.
3. Готчина, Л. В. Молодежный наркотизм в современной России: криминологический анализ и профилактика : дис. ... докт. юрид. наук. - СПб.: СПб ун-т МВД России, 2011.
4. Козырин, М. Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Российская юстиция. - 2002. - № 7.
5. Кочин, А. А. Педагогическая профилактика асоциального поведения несовершеннолетних в процессе деятельности органов внутренних дел МВД России : дис. ... докт педагог. наук. - СПб.: СПб ун-т ГПС МЧС России, 2007.
6. Остапенко, Е.И. Основы формирования системы управления профилактикой правонарушений несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Академия управления МВД России, 2004.
УДК 342.734
Д.В. Воронов*, ЕЮ. Клещенко**
Формирование кадрового резерва в органах внутренних дел как условие для реализации основного права на равную для всех возможность продвижения в работе
В статье анализируется порядок формирования кадрового резерва в органах внутренних дел Российской Федерации как элемента механизма реализации основного права на равную для всех возможность продвижения в работе в сфере прохождения службы в органах внутренних дел.
Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, кадровый резерв, реализация основных прав и свобод.
D.V. Voronov*,E.Y. Klechenko**. The formation of personnel reserve in the internal Affairs bodies as a condition for the realization of the fundamental right to equal opportunity for everyone to be promoted in his employment. The article examines the procedure for the formation of personnel reserve in the internal Affairs of the Russian Federation as part of the mechanism of realization of the fundamental right to equal opportunity for everyone to be promoted in his employment in the field of service in bodies of internal Affairs.
Keywords: employees of bodies of internal Affairs, personnel reserve, the implementation of fundamental rights and freedoms.
Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах в ст. 7 [1, с. 24] предусмотрено право каждого на равную для всех возможность продвижения в работе исключительно на основе трудового стажа и квалификации. В сфере правоотношений по прохождению службы в органах внутренних дел Российской Федерации данное право реализуется лицами, проходящими государственную правоохранительную службу на основе принципа, закрепленного в качестве одного из основополагающих для формирования кадрового состава МВД России - назначения на должности с учетом уровня квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств сотрудников.
Указанный принцип содержится в п. 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ [6], что наряду с принципами равного доступа граждан к службе в органах внутренних дел и соблюдения последовательности прохождения службы в органах внутренних дел (присвоения специальных званий), создает правовые предпосылки для реализации обозначенного основного права.
* Воронов, Дмитрий Владимирович, помощник начальника Управления МВД России по Ивановской области. Адрес: 153002, г. Иваново, проспект Ленина, д. 37а, Тел. 8-493-237-92-94. E-mail: [email protected].
** Клещенко, Елена Юрьевна, заместитель начальника Управления по работе с личным составом Управления МВД России по Ивановской области. Адрес: 153002, г. Иваново, проспект Ленина, д. 37а, тел. 8-493-248-15-58. E-mail: [email protected].
* Voronov, Dmitriy Vladimirovich, assistant to the head of the interior Ministry of Russia Ivanovo region. Address: Russia, 153002, Ivanovo, Lenin-street, 37a. Tel: 8-493-237-82-94. E-mail: [email protected].
** Klechenko, Elena Yurievna, Address: Russia, 153002, Ivanovo, Lenin-street, 37a. Tel: 8-493-248-15-58. E-mail: [email protected]. © Воронов Д.В., Клещенко Е.Ю., 2015