Научная статья на тему 'Социально-педагогические предпосылки профильной подготовки в системе образования'

Социально-педагогические предпосылки профильной подготовки в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФИЛИЗАЦИЯ / ПРЕДПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFILE PREPARATION / EDUCATION SYSTEM / PROFILIZATION / PRE-PROFILE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алижанова Хаписат Алижановна

Система образования предполагает создание механизма устойчивого развития системы образования, для достижения которой решаются в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алижанова Хаписат Алижановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially-pedagogical preconditions of the profile preparation in educational system

The education system assumes creation of the mechanism of sustainable development for the education system, for achievement of which the following prioritized, interconnected problems of securing of the state guarantees, covering the availability and equal possibilities in full-fledged education receiving, are being solved at first and foremost order.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические предпосылки профильной подготовки в системе образования»

Контактная информация: amfr.nataliya@mail.ru УДК 374

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Хаписат Алижановна Алижанова, кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Аннотация

Система образования предполагает создание механизма устойчивого развития системы образования, для достижения которой решаются в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования.

Ключевые слова: профильная подготовка, система образования, профилизация, предпро-фильное обучение.

SOCIALLY-PEDAGOGICAL PRECONDITIONS OF THE PROFILE PREPARATION

IN EDUCATIONAL SYSTEM Hapisat Alizhanovna Alizhanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University,

Makhachkala

Annotation

The education system assumes creation of the mechanism of sustainable development for the education system, for achievement of which the following prioritized, interconnected problems of securing of the state guarantees, covering the availability and equal possibilities in full-fledged education receiving, are being solved at first and foremost order.

Keywords: profile preparation, education system, profilization, pre-profile training.

Социально-экономические преобразования оказали существенное влияние на российское общество, обеспечили многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной школы и негосударственного сектора образования, что получило отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

С этих позиций государственная поддержка образования должна включать усиление роли органов власти в управлении образованием обеспечении совместно с общественностью качества функционирования образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, и т.д. При этом главной задачей образовательной политики следует считать обеспечение современного качества на основе сохранения фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, когда интересы общества и государства в области образования совпадают с интересами системы образовательной, а определение направлений не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. [1,4].

Модернизация образования предполагает создание механизма устойчивого развития системы образования, для достижения которой решаются в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижения нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирования нормативно-правовых и организационно-экономических меха-

низмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышения социального статуса и профессионализма работников образования, усиления на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса

В современном мире значение образования как фактора формирования экономики, и общества в целом, постоянно растет, поскольку конкурентоспособность любой страны предопределяется образовательной инфраструктурой, рассматриваемой в качестве национального ресурса развития государства, приращения его социально-экономического и интеллектуального потенциала, роста качества жизни населения.

Следует отметить что, к числу основных современных тенденций мирового развития относятся:

• значительное ускорение темпов развития общества: периода социальноэкономического, культурного и технологического развития глубокие и фактически непрерывно идущие перемены уже превратились в способ существования современных быстроразвивающихся обществ;

• глобализация и универсализация политической, культурной и хозяйственной жизни, становление единой взаимосвязанной и одновременно всё более многообразной человеческой цивилизации;

• резкое увеличение роли информационных технологий и телекоммуникаций, формирование информационной доминанты развития общества и производства;

• демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан.

Статистические данные свидетельствуют о росте конкуренции среди поступающих в вузы, где обозначилась тенденция к увеличению численности студентов и учащихся, обучающихся в учреждениях профессионального образования. Поскольку приём в 2004 году увеличился по сравнению с 2002 годом на 11,8%.При этом приём студентов в государственные вузы наиболее возрос специальностям: экономика и управление (15,6%), естественно технические (56,4%), информатика и вычислительная техника (18,3%). А увеличение приёма по инженерно-техническим группам специальностей, энергетика и энергетическое машиностроение технологические машины и оборудование приборостроение составило (17,7%), (10,8%) и 10,5% соответственно.

В последние годы, ведущие страны мира осуществляют преобразования в системах образования, с позиций определения новых параметров функционирования образовательных систем в условиях социально-экономических изменений [2,5].

Болонская декларация о всеобщих и глубоких преобразованиях национальных систем образования оценивается как беспрецедентно масштабный и глубокий процесс, в 2003 году насчитывалось 42 страны, среди которых и Российская Федерация. При этом мероприятиями в рамках болонского процесса рассматриваются:

• переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы высшего образования (бакалавр/магистр);

• повышение статуса неуниверситетского сектора высшего образования (аналог среднего профессионального);

• сокращение нормативного срока обучения, проявляемая, прежде всего, в повсеместном введении двухуровневой системы высшего образования (бакалавр/магистр), базовым в которой является первый уровень;

• изменения в структуре и организации докторских программ (путем отмены двухуровневых научных степеней);

• введение новых, преимущественно децентрализованных, механизмов и процедур обеспечения качества образования.

В целом следует отметить, что высшее образование становится более прагматичным и ориентированным на рынок труда, где двухступенчатая система позволяет сокра-

тить «производственный» цикл образования, осуществить массовую подготовку на базовом уровне и избирательную на последующем, в результате чего повышается конкурентоспособность выпускника.

С этих позиций качественные изменения, предполагают создание устойчивых образовательных структурных элементов, взаимодействие которых способствует раскрытию потенциальных возможностей для перехода образования в более качественное состояние через трансформацию отечественной образовательной сферы активного включения региональных образовательных систем в решение проблем реформирования образования.

Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, а также отработка и апробирование различных моделей интеграции уровней образовательной системы, требует совместных усилий академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов, в формировании интегрированных систем образования, обоснование эффективного инструментария обеспечения качества, образовательных услуг, для создания устойчивых образовательных систем необходимо внедрение систем менеджмента качества образовательных продуктов вузов представляющих собой совокупность организационной структуры, ресурсов, нормативной и технологической (процедурной) документации. Для чего используются три основные модели, среди которых:

• оценочный метод управления качеством деятельности вуза;

• концепция, основанная на принципах всеобщего управления качеством (TQM);

• подход, основанный на требованиях международных стандартов качества.

Следует отметить, что в многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. При этом обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой [3,6].

Доступность качественного образования означает, государственные гарантии в части: обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебнолабораторного оборудования и учебной литературы; обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность; социально-педагогической и психологопедагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических); бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.

Сегодня отрабатывается система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

В этой связи эффективная реализация профильного обучения предполагает обеспечение организационных, информационных, кадровых; мотивационных; программнометодических и материально-технических условий ориентированных на решение социально-педагогических задач:

• раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий; интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;

• предоставить возможность старшим школьникам выполнить серию различных проб в системах «человек - техника», «человек - природа», «человек - знак», «человек -образ», «человек - человек» и получить представления о своих возможностях и предпочтениях;

• осуществить диагностическую функцию, позволяющую с помощью наблюдений, тестов, анкетирования, интервьюирования определять динамику развития личности, в том числе функциональной грамотности, технологической умелости, интеллектуальной и волевой подготовленности;

• сформировать установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру;

• способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

Сказанное предопределяет социально-экономические и педагогические предпосылки введения профильного образования на старшей ступени общеобразовательной школы. Социологические исследования показали, что более 70% старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться».

По данным Центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, подтверждаемым и другими источниками (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Центр трудовых исследований государственного университета Высшей школы экономики и др.): 50% учащихся, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и с потребностями рынка труда; 46% учащихся ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых (родителей, родственников или знакомых); 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее «соискателю» и не владеют умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения по интересующей сфере деятельности.

К причинам сложившегося положения следует отнести: отсутствие государственной заинтересованности в социальном сопровождении подготовки кадров со школьной скамьи; нежелание педагогов уделять должное внимание психолого-педагогической поддержке в самоопределении школьников; отсутствие у родителей педагогической культуры оказания помощи своим детям в решении данных вопросах (они, как правило, переоценивают или недооценивают способности детей); слабые контакты между школой и ступенями профессионального образования не только в аспекте преемственности содержания образования, но и в подготовке к будущей профессиональной деятельности [7].

Реализация идей профильного обучения встречает серьезные трудности, поскольку научно обоснованные аксиологические (ценностные), компетентностно-ориентированные подходы к его организации, сущность адекватных трактовок понятий «предпрофильная подготовка», «профилизация», «профильное обучение», «профильное образование», «профессиональное самоопределение», «духовно-нравственное самоопределение» и других дефиниций еще только разрабатываются. Очень важно не только определится по понятиям, но и обозначить целостный подход к этой проблеме, подвергнув модернизации все структуры образовательного процесса гимназии, качественно на мультикультурной основе кардинально меняя все составляющие образовательного процесса (содержание, технологии, педагогический мониторинг, управление) [6,8].

Эффективность реализации поставленных задач нашего исследования обеспечивалась: направленностью всех подструктур образовательного процесса профильной школы на развитие социального, профессионального, жизненного самоопределения личности школьника (социокультурная личность); учетом проблем и рисков самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения; созданием здоровьесберегающей среды как интегративный показатель качества образования (мониторинг здоровья); включением в учебный план старших классов элективных курсов: комплексным решением задач формирования мультикультурной профессионально - и социально ориентированной личности через систему творческой учебно-воспитательной, внеучебной и внешкольной дея-

тельности (научно-исследовательская, проектная, проектно-воспитательная деятельность, устное народное творчество, гражданско-патриотическое воспитание и др.); рациональным управлением системой профильного обучения (планирование, разработка и реализация системы профильного обучения, этапы реализации системы профильного обучения, контроль процесса введения профильного обучения, организация и введение профильного обучения).

Поскольку профилизация обостряет проблемы преемственности образования на разных его этапах в средней школе, целостности и универсальности системы приобретаемых учащимися знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимо предъявить следующие требования к модели профильного обучения как целостной концептуальной системе: выделение в качестве системообразующего фактора развития социальнопрофессиональное самоопределение личности ученика; обеспечение преемственности в содержании предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся; обеспечение фундаментальности основного блока учебных предметов (научные знания, способы деятельности, эмоционально-ценностное отношение личности, опыт творческой деятельности); организация мониторинга качества образования на основе комплекса критериев, учитывающих федеральный и школьный компоненты образовательных стандартов. [3,5].

Данные требования являются фундаментом для эффективного формирования ключевых, общепредметных и предметных компетенций, реализуемых в профильном обучении. Для эффективного функционирования профильной школы исследователи предполагают обязательно создание и реализацию следующих условий:

1. Необходимо в каждой школе, участвующей в эксперименте по профильному обучению разработать свою концепцию (однопрофильной, многопрофильной школы), учитывающей специфику данной школы.

2. Обеспечить прохождение курсовой переподготовки по специальной программе профилизации школьного обучения (не только директоров школ, но и преподавателей кафедры педагогики).

3. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей в процессе перехода на предпрофильное и профильное обучение.

4. Установить тесный контакт с педвузами и, в частности, с кафедрой педагогики, составить должностные договоры на создание научной и методической базы профильного образования.

5. Составить тезаурус (или дескриптор) научных понятий, ключевых слов, которые войдут в научный оборот в ходе проведения данного эксперимента (профориентационная компетентность, профильная компетентность, коммуникативная, организаторская, рефлексивная, методологическая, методологическая, когнитивная, гностическая и т.д.).

6. Создать лаборатории, подэлективные курсы.

7. Отбор школ под профильное обучение проводить на конкурсной основе.

8. Обеспечить участие кафедры педагогики в аттестации по качеству профильного образования.

9. Формировать предпрофильное обучение в соответствии с индивидуальными особенностями школьников (способность к учительской деятельности у девочек с 4 класса, у мальчиков - с 6 класса.).

10. Создать банк элективных курсов.

11. Создать банк данных по профилизации обучения.

Таким образом, мы обозначили определенный круг условий, необходимых для реализации модели профильного обучения, играющих приоритетную роль как в повышении качества знаний учащихся, так и в эффективности реализации профильного обучения на основе индивидуального учебного плана (ИУП), причем, использованные не дифференцированно, а комплексно, в тех или иных сочетаниях, с учетом того, что спектр этих сочетаний может быть весьма гибок и вариативен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранников, А.В. Профильное обучение как условие повышения качества образования / А.В. Баранников // Профильная школа. - 2006. - № 2. - С. 6-10.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 27. - С. 13-33.

3. Кленова, Н. Как подготовить школу к профильному обучению // Народное образование. - 2003. - № 7. - С. 106-114.

4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов н / Д. : Феникс, 1996. - 512 с.

5. Лернер, П. С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы // Школьные технологии. - 2003. - № 4. - С. 50-61.

6. Пан, С.М. Подготовка педагога профильной школы [Текст] / С.М. Пан, Н.А. Криволапова, Л.Г. Бобкова // Народное образование. - 2004. - N 1. - С. 133-140.

7. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. - М. : Изд-во Ин-та практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. -246 с.

8. Шамова, Т.И. Методологические подходы к организации профильного обучения / Т.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова // Завуч. - 2006. - № 3. - С. 105.

Контактная информация: gadjiev82@mail.ru

УДК 796.1/.3

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ МИНИ-ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ ПО

ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Семен Николаевич Андреев, кандидат педагогических наук, профессор,

Герман Александрович Хрусталев, кандидат педагогических наук, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК),

Малаховка

Аннотация

В статье представлен материал, раскрывающий особенности комплектования мини-футбольных команд с учетом индивидуальных показателей физического развития и подготовленности. Дана характеристика игровых четверок на основе показателей длины и массы тела, а также физического и функционального состояния готовности к игровому сезону.

Ключевые слова: мини-футбол, физическое развитие, физическая подготовленность, интенсивность игровых действий.

FEATURES OF MANNING OF THE FUTSAL TEAM BY INDIVIDUAL INDICATIONS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND READINESS

Simeon Nikolaevich Andreev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Herman Aleksandrovich Khrustalyov, the candidate of pedagogical sciences,

Moscow State Academy of Physical Training, Malakhovka

Annotation

The article presents the material, revealing the features of futsal teams manning, taking into account the individual indicators of physical development and readiness. The characteristics of the game four groups based on the indicators of body length and weight, and physical and functional ready state to the game season has been given.

Keywords: futsal, physical development, physical readiness, intensity of game actions.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка спортсменов высокого класса сегодня не возможна без четко органи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.