РАЗДЕЛ V
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.015.3
Черных Анатолий Иосифович
Доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», [email protected], Краснодар
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
Chernykh Anatoly Iosifovich
Doctor ofpsychological sciences, associate professor, Vice principal of academic activity of Kuban State Technological University, е-mail:[email protected], Krasnodar
PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT OF PERSONALITY SELF-DETERMINED UNDER CONDITIONS OF PRE-UNIVERSITY PUPIL TRAINING
Происходящие в стране и мире социальные и экономические изменения, усложняющие условия общественной жизни человека, предъявляют новые требования к системе образования как важнейшей ресурсной структуре развития общества. Современное образование призвано не просто вооружить школьников знаниями и умениями, но и создать условия для развития личности, обеспечить способности к социально-прогрессивной самореализации личности в обществе [9]. На решение этих задач направлено создание предпрофильного обучения на средней и профильного обучения на старшей ступени общего образования. Профилизация обучения организуется с целью углубленного изучения отдельных дисциплин, дифференциации содержания обучения и обеспечения гибких возможностей для построения индивидуальных образовательных программ, учета склонностей и потребностей школьников и обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием [6]. Полноценная реализация данных целей не может быть осуществлена силами отдельных педагогов за счет обогащения содержания отдельных предметов, но требует полноценного психолого-пе-дагогического обеспечения.
Психологический смысл профилизации заключается в создании условий для максимального раскрытия способностей и возможностей учащихся, оказания помощи им в осознании и построении своего жизненного пути.
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями учёных и практиков складывается особая культура поддержки и помощи школьнику в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педаго-гические комиссии, кабинеты доверия и др.). Наметились позитивные тенденции в решении сложных вопросов нормативного и правого обеспечения деятельности службы практической психологии Минобразования России (принято Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Постановление Правительства Российской Федерации № 867 от 31 июля 1998 г.), Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ (Приказ Министерства образования РФ № 636 от 22 октября 1999 г.), Инструктивное письмо «Об использовании рабочего времени педагога-психолога», разработаны проекты отчётной документации педагога-психолога и др.).
Организация сопровождения входит в обязанность практического психолога (педагога-психолога). Психолого-педагогическая служба школы может и должна сегодня организовать систему психолого-педагогического сопровождения школьников в условиях профильного обучения. В чем сущность такого сопровождения? Какая помощь нужна школьнику?
Если обратиться к понятию «сопровождение», то следует констатировать, что оно получило широкую прописку в современной педагогике и психологии. Как правило, данное понятие применяется в тех сферах жизнедеятельности личности, малых групп и общества, где имеют место экстремальность, неопределенность социальных и деятельностных условий. Отвечая требованиям гуманистического подхода, оно удачно заменило такие сходные по смыслу и значению формы, как «преодоление», «элиминация», «профилактика», «предупреждение», «фасилитация», «обеспечение», «интенсификация», «снижение», «снятие», «разгрузка», «поддержка» и «помощь» и др.
Этимологически понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как действие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей» [7]. Не случайно ряд ученых понятие «сопровождение» употребляли для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.
Из всех этих понятий нам ближе понятие «сопровождение». На это есть свои причины, и одна из них - глубинное смысловое совпадение слова «сопровождение» и сущности психолого-педагогической помощи личности в сложный период профессионального самоопределения.
Сегодня сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные и профессиональные трудности (М. Р. Битянова, А. А. Деркач, Л. М. Митина) [1]. Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психолого-педа-гогическое сопровождение открывает перспективы личностного и профессионального роста, помогает человеку войти в ту «зону профессионального развития», которая ему пока еще недоступна [2].
Сущностной характеристикой психолого-педагогического сопровождения является создание условий для перехода его объекта к самопомощи. В процессе психолого-педагогического сопровождения педагог должен создавать условия и оказывать необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода обучаемого от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Методологический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи - патронажа. В системе довузовской подготовки сопровождение, в отличие от коррекции, предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов образовательной среды (предпрофильной и профильной подготовки), опору школьника на собственные возможности и создание на этой основе условий для его успешного профессионального самоопределения, организации связей с миром профессий.
Характеризуя сопровождение как комплексный метод, ряд авторов (Б С. Братусь и др.) рассматривает его в едином контексте четырех функций: диагностики, информации о существе и путях решения проблемы, консультации на различных стадиях решения проблемы и первичной помощи на этапе реализации принятого плана. Все это актуально и для проблемы профессионального самоопределения личности в условиях довузовской подготовки в связи с профилизацией образовательных учреждений [8, с. 12-13].
В этой связи одной из центральных задач современной отечественной педагогики и психологии является разработка комплекса технологий, сопровождающих процесс профессионального развития личности в условиях профилизации российских образовательных учреждениях. Следует отметить, что данный аспект относится к числу малоизученных и слабо разработанных.
Введение профилей в школе ставит перед подростком проблему выбора своего дальнейшего образовательного маршрута. Каждый ребенок должен принять решение о выборе профиля. Учитывая возрастные особенности подростка, неустойчивость его предпочтений и интересов, ориентацию на мнение значимых сверстников, можно утверждать, что принятие такого решения - трудный акт. Следовательно, важнейшим направлением пси-холого-педагогического сопровождения должно стать оказание помощи школьнику в самоопределении. Самоопределение осуществляется школьником в два этапа: сначала как выбор профиля, а затем как выбор сферы применения своих профессиональных знаний, то есть выбор профессии. Психологическая помощь требуется на каждом из этих этапов, а, следовательно, должна оказываться на этапе предпрофильной подготовки, так и на этапе профильного обучения.
На этапе психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения личности в условиях довузовской подготовки используются оперативные формы и методы работы: включенное наблюдение, беседы, личный пример в профессиональной деятельности, применение приемов саморегуляции, измерение психофизиологических показателей, профессиональные пробы и др.
По нашему мнению, психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения личности в образовательных учреждениях должно включать в себя обязательную психологическую подготовку учителей и педагогов дополнительного образования. Особые требования следует предъявлять к программам повышения их квалификации.
В рамках рассмотрения психологии профессии Е. С. Романова предлагает рассматривать в качестве элементов системы психолого-педагоги-ческого сопровождения профессиональной деятельности специалиста профессиографию и обоснование квалификационных требований, профессиональную ориентацию, профессиональный отбор, адаптацию к обучению, профессиональную подготовку, профессиональную аттестацию, нормативно-правовое сопровождение и контроль за процессом и результатами [11].
Единого мнения о понятии «психолого-педагогическое сопровождение» довузовской подготовки и составных его элементах у специалистов на сегодняшний день не имеется. Поэтому целесообразно на основе системного подхода сформировать собственное мнение о психолого-педагогическом сопровождении довузовской подготовки с учетом специфики функционирования образовательного учреждения.
В рамках довузовской подготовки в качестве элементов системы психо-лого-педагогического сопровождения мы предлагаем профессиографию, но не на «взрослом», профессиональном уровне, а в рамках ознакомления со сферами профессий, с рынком труда, с общими требованиями профессии к личности; мы предлагаем профессиональную ориентацию, в единстве таких ее компонентов, как профессиональная информация, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональная рефлек-
сия, в совокупности обеспечивающих готовность к выбору профиля обучения и направления дальнейшего образования в условиях предпрофильной и профильной подготовки. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения школьника в условиях модернизации образования, при изменениях в его структуре и содержании. Принятая Правительством России Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Как уже отмечалось, приоритетная цель модернизации образования -обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «социальное благополучие», «самореализация», «защищённость», «психическое здоровье» [5]. Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включает в себя обеспечение успешной социализации, неизменно связанной с профессиональным самоопределением, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
Важнейшая задача модернизации - обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает: защиту прав личности ученика, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие в проблемных ситуациях; квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей школьника, начиная с раннего возраста; реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся; участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения; психологическую помощь семьям детей из групп особого внимания и др.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному и профессиональному самоопределению и саморазвитию. При таком подходе объектом сопровождения вузовской подготовки в образовательном учреждении выступает предпрофильная и профильная подготовка (как образовательный процесс), предметом деятельности становится профессиональное самоопределение
обучаемого как система его отношений с миром профессий, с окружающими, с самим собой.
Психолого-педагогическое сопровождение довузовской подготовки может рассматриваться как сопровождение развития этих отношений. Цель психолого-педагогического сопровождения обучаемого в условиях довузовской подготовки - обеспечение его успешного профессионального самоопределения.
Не менее важным в процессе самоопределения оказывается обучение принятию решений. В силу возрастных особенностей и специфики воспитания подростки склонны перекладывать ответственность за принятие решений на плечи других людей. Ознакомление же с составными компонентами процесса принятия решений, осознание факторов, на них влияющих, апробация технологий принятия решений способствуют усилению мотивации к самостоятельности и социальной ответственности [3].
Совокупность задач психолого-педагогического сопровождения включает: предупреждение возникновения проблем, связанных с профессиональной ориентацией, определением в выборе профиля обучения в старшей школе, направления дальнейшего образования (после окончания школы); помощь (содействие) обучаемому в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями; психологическое обеспечение программ предпрофильных и профильных (базовых и элективных) курсов; развитие психолого-педагогической компетентности психологической культуры учащихся, родителей, педагогов; развитие допрофессиональной компетентности школьников.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая, скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование; формирование психологической культуры; экспертиза профильных и предпрофильных (базовых, ориентационных и элективных) курсов, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов учреждений дополнительного образования.
Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности осуществляется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) образовательных программ. Большие возможности в этой связи имеют пред-профильные и профильные ориентационные и элективные курсы. Если в федеральном компоненте школьной учебной программы акцент делается на овладение знаниями, умениями, навыками, то в образовательных программах элективных и ориентационных курсов регионального и школьного компонентов основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности её когнитивных, эмоциональных,
мотивационно-потребностных характеристик. Эти программы в отличие от программ базовых (основных) курсов должны выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, развивающую функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития обучаемого в образовательном процессе и, следовательно, построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Основанием для проектирования образовательных (как основных, так и ориентационных и элективных) программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития школьника определённого возраста, в которой даётся характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития. Образовательная программа проектируется педагогами совместно с школьным психологом. Процесс проектирования включает в себя несколько этапов: мотивационный, концептуальный, проектный (на уровне разработки проекта программы и реализации проекта), рефлексивно-диагностический. Реализация проекта - это практическая реализация образовательной программы: одновременно ведутся текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях - текущая психологическая диагностика для определения причин и разрешения затруднений. Рефлексивно-диагностический этап завершает процесс итоговой диагностикой, совместным анализом результатов, рефлексией, внесением предложений по проектированию образовательной программы перехода на следующую ступень образования (развития).
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение предпрофиль-ной и профильной подготовки в образовательном учреждении выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи обучаемому в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, профессионального самоопределения личности. Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики и консультирования, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (обучаемый, сверстники, родители, педагоги, администрация).
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны. В аспекте исследуемой проблемы нас больше интересуют уровни, соответствующие этапам основной школы. Это задачи личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных планов, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных деятельностных отношений, отношений с родителями и сверстниками. Это помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной
идентичности), развитие временной перспективы, способности к целепола-ганию, развитие психосоциальной и допрофессиональной компетентности, профилактика девиантного и асоциального поведения.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.
Очень важным в организации психолого-педагогического сопровождения довузовской подготовки является привлечение специалистов центров профессиональной ориентации, заключающих договор с образовательным учреждением. Специалист сопровождения принимает участие в разработке основных (базовых), ориентационных и элективных (по выбору) профильных программ, проводит экспертизу и анализ планов предпрофильной и профильной подготовки, профориентционной работы, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения их психологической обоснованности и практической эффективности в развитии и воспитании личности, ее профессионального самоопределения.
Важнейшее направление психолого-педагогического сопровождения развития учащихся - сохранение и укрепление их здоровья. Конкретные задачи работы в этом направлении: формирование установок на здоровый образ жизни; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом; профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путём, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма. Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать школьникам информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности приобщения к здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинг, ролевые игры, моделирование ситуаций и т. д.).
Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения школьника являются его отношения с сообществом сверстников. На сегодняшний день чётко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием школьника в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности. Специалист сопровождения призван решать особые проблемные ситуации, связанные с тем, что сообщество отвергает подростка. Разрешение подобных ситуаций требует как работы с его окружением - преодоления у сверстников негативных стереотипов, выработки способности к толерантности, - так и с самим подростком (самопринятие, поддержка его веры в свои силы).
Психолого-педагогическое сопровождение перехода на профильное обучение в старшей школе должно включать в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей учеников основной школы (8-9 кл.), их интересов и склонностей. В основе определения профиля должен быть учебный профиль школьника как субъекта образователь-
ного процесса, его субъектный опыт. Исследования показывают, что если выбранное направление в обучении находится в соответствии с указанными характеристиками, то повышение требований и увеличение учебной нагрузки не влечёт утомления и связанных с ним невротических явлений,
а, наоборот, способствует повышению эффективности обучения.
Масштабность задачи перехода на профильное обучение требует разработки и применения комплексной модели психолого-педагогического сопровождения, которая, с одной стороны, интегрировала бы «разорванные» сегодня диагностику, консультативную работу, тренинги, с другой стороны - включила бы в модель сопровождения всех субъектов: ученика, родителей, педагогов дополнительного образования, психолога, учителей, значимых сверстников. В отношении содержания эта модель призвана не просто поддержать юного человека в его профессиональном выборе, но формировать саму способность к сознательному ответственному выбору. Предметом внимания должна стать не только способность планировать учебную и профессиональную карьеру, но более фундаментальная способность проектировать собственный жизненный путь. Необходимо шире реализовывать такую зарекомендовавшую себя технологию сопровождения, как «проектирование индивидуальной траектории (маршрута) профессионализации». Психолого-педагогическое сопровождение довузовской подготовки позволит организовать ее как вид личностно ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого ученика.
Одна из возможностей обеспечить доступ к качественному образованию детей с особыми нуждами (с особенностями в развитии, с ограниченными возможностями) - реализация вариативных моделей социальной и педагогической интеграции этой категории детей. Важнейшее условие интеграции - наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется школьник, работа по профессиональному самоопределению личности. Исследования показывают, что особенности этой категории детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействию со сверстниками. В школе учителя нередко лишь передают информацию и не задумываются о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями. Более того, в среде педагогов и здоровых детей часто доминируют негативные стереотипы и установки по отношению к детям с особенностями в развитии. Таким образом, на ограничения, обусловленные нарушениями в развитии, накладываются ограничения, связанные с социально-психологическими условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания. В наибольшей степени способствует продвижению обучаемого по выбранной им образовательной траектории, по которой он может продвигаться в приемлемом для него темпе, неформальный характер процесса обу-
чения в учреждении дополнительного образования, создающего условия для организации комфортной и эмоциональной образовательной среды. Усилия педагогов дополнительного образования должны быть направлены на формирование у остальных учащихся толерантности к детям с особенностями в развитии, преодоление стереотипов, отрицательных установок. Специально следует работать с родителями этой категории детей: они должны знать об особенностях ребёнка, оптимальных формах взаимодействия, обучении эффективным методам помощи.
Одновременно у самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную и допрофессиональную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольно взаимодействовать со сверстниками - существенное условие позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению. Кроме того, профилизация образования обладает большим прогностическим потенциалом для использования индивидуальных форм обучения детей с ограниченными возможностями (в том числе на дому).
Анализ школьной практики показывает, что вне системы сопровождения часто оказываются дети, занимающиеся в классах коррекционно-развивающего обучения. Участие специалистов сопровождения ограничивается отбором детей в такие классы. В редких случаях в них систематически диагностируется уровень развития детей, отслеживается эффективность обучения детей по программам классов коррекционно-развивающего обучения, разрабатываются специальные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты. Максимально учесть индивидуальные личностные особенности детей с отклонениями в развитии позволяет практико-ориентированная деятельность, так называемые «уроки без звонков» в учреждении дополнительного образования детей, развивающие практические умения и навыки, необходимые им в жизни, а также для освоения будущей профессии.
Выявление и поддержка одарённых детей видится важной целью пси-холого-педагогического сопровождения в системе довузовской подготовки. Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одарённых детей, можно выделить следующие: разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов; предупреждение изоляции одарённых детей в группе сверстников; развитие психоло-го-педагогической компетентности педагогов и родителей одарённых детей. В соответствии с индивидуальными особенностями развития и одаренности детей необходимо разрабатывать примерные программы ее формирования: программы ускоренного развития, когда любознательность обучаемого опережает его образование, а интерес к конкретному виду деятельности, предмету или явлению обеспечивает высокий темп освоения содержания и мето-
дов деятельности; интегративные программы, наполненные содержанием из различных областей науки и практики.
Проблема психолого-педагогического сопровождения образовательных процессов на сегодняшний день очень актуальна. Особенно это касается довузовской подготовки в учреждениях дополнительного образования детей, в которых не всегда есть психологи.
Важной проблемой, с которой сталкиваются школьники в довузовской подготовке, является проблема представления собственных достижений. Если раньше образовательные достижения оценивались преимущественно педагогами, то теперь школьник должен уметь продемонстрировать достижения независимым экспертам. Для этого им нужна помощь в представлении результатов своей деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение необходимо и при внедрении в практику довузовской подготовки таких новых форм оценки индивидуальных достижений школьников, как аутентичное оценивание, портфолио и кейс-стади. Для формирования собственного портфолио важно проинформировать школьника об источниках информации о нем, научить составлять психологические характеристики на себя и своих товарищей, сформировать умение представлять себя через резюме. Не менее важное значение для школьника имеет мотивация достижения, устойчивая самооценка и уверенность в себе [10, с. 48-55]. По факторам, их определяющим, и их развитию каждый школьник должен иметь возможность получить консультацию.
Современным измерительным инструментом, новой формой аттестации механизмом преемственности общего и профессионального образования выступает единый государственный экзамен (ЕГЭ) [4, с. 20]. Важным фактором его успешности выступает психологическая подготовка и поддержка учащихся, предполагающие создание положительного эмоционального фона и снятие экзаменационной тревожности. Формами эмоциональной поддержки являются индивидуальные консультации с целью определения причин тревоги, тренинги эмоциональной саморегуляции, формирование навыков конструктивного снятия эмоционального напряжения. Поведенческая подготовка включает в себя отработку стратегий поведения в непредвиденных трудных ситуациях. Она осуществляется через моделирование ситуаций экзамена, усвоение способов обращения за помощью в ситуации экзамена, пробный экзамен. Важнейшим условием эмоционального равновесия экзаменуемого является отсутствие переживания «краха потери», то есть наличие вариативной временной перспективы [3].
Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей и подростков. При таком подходе психологопедагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», но выступает как неотъемлемый компонент системы обра-
зования, равноправный партнер в решении задач обучения, воспитания, развития и профессионального самоопределения нового поколения.
Успешность психолого-педагогического сопровождения довузовской подготовки школьников в условиях профилизации современного образования во многом определяется интеграцией усилий различных участников образовательного процесса: учителей-предметников, классных руководителей, представителей администрации, психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, дефектологов, педагогов дополнительного образования, организаторов детского движения. Их скоординированное взаимодействие позволит создать условия для максимального раскрытия способностей и возможностей каждого школьника, оказания ему помощи в осознании и построении своего жизненного пути.
Библиографический список
1. Деркач, А. А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности [Текст] / А. А. Деркач. - М.: РАУ, 1993. - 156 с.
2. Залученова, Е. А. Методы психолого-педагогическогой поддержки жизненного и профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Залученова,
B. К. Зарецкий, Л. А. Ненашева. - М., 1995. - 168 с.
3. Калинина, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение школьников в условиях профильного обучения: задачи, направления, формы [Текст] / Н. В. Калинина // Психологическое обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения: Сборник научно-методических статей: Заочной семинар школьных психологов. Выпуск 12 / Под общ. ред. М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2005.
C. 14-18.
4. Кириллова, С. В. Эксперименту приказано быть успешным [Текст] / С. В. Кириллова, М. Шиц // Народное образование. - 2003. - № 9. -С. 20-22.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Текст] // Вестник образования России: Сборник приказов и инструкций Министерства образования. - 2002. - № 1. - С. 7-16.
6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст] // Учительская газета. - 2003. - № 42. - С. 13-16.
7. Краткий терминологический словарь по тестовой теории [Текст] // Тесты в образовании. - Вып. 1. - М.: НМД «Заря», 1999. - С. 5-14.
8. Кузнецов, А. В. Профилизация в учреждении дополнительного образования детей как основа успешного профессионального образования в вузе [Текст] / А. В. Кузнецов, О. И. Донина // Молодежные научно-технические чтения им. академика С. П. Королева, посвященные запуску первого искусственного спутника Земли: сб. материалов областной научно-практической конференции. - Ульяновск, 2003. - С. 12-17.
9. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст] // Российская газета. - 1999. 3 декабря. С. 6-7.
10. Новикова, Т. Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся [Текст] / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская // Профильная школа. - 2004. - № 2. - С. 48-55.
11. Романова, Е. С. Психологические основы профессиографии [Текст] / Е. С. Романова, Г. А. Суворова. - М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. -182 с.
12. Касаткина, Н. Э. К вопросу об использовании новых педагогических технологий в процессе профильного обучения старших школьников [Текст] / Н. Э. Касаткина, С. В. Егорова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 297-307.
13. Петрова, Л. Е. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения [Текст] / Л. Е. Петрова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 337-344.
14. Гончарова, Е. П. Профильное музыкальное обучение в условиях рынка образовательных услуг [Текст] / Е. П. Гончарова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 376-382.
15. Морылев, С. И. Активизация самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ [Текст] / С. И. Морылев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 339-345.
УДК 378
Галацкова Ирина Александровна
Педагог-психологМОУ СОШ№ 21 г.Ульяновск, соискатель кафедры педагогики и психологии Ульяновского ИПКПРО, [email protected], Ульяновск
ВАРИАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ УЧАЩИХСЯ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ И ИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Galatskova Irina Alexandrovna
А teacher of psychology of MOU SOSh №21, Ulyanovsk, a representative of psychological and pedagogical of professorship in Ulyanovsk IPKPRO, [email protected], Ulyanovsk
VARIANT EDUCATIONAL ROUTES FOR COMPREHENSIVE SCHOOL STUDENTS AND THEIR PSYCHOLOGO - PEDAGOGICAL SUPPORT
Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают новые требования к системе образования, к целям и направлениям её реформирования: повышение гибкости и мобильности образования, создание реальной вариативности образовательных систем, наиболее полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых. Перспективы развития современной системы образования все чаще