Научная статья на тему 'Социально-педагогические подходы к определению конкурентноспособности как качества личности специалиста'

Социально-педагогические подходы к определению конкурентноспособности как качества личности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саволайнен Галина Савельевна, Астапенко Елена Васильевна

На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрены такие понятия, как конкурентоспособность и качества личности, раскрыта сущность понятия конкурентоспособная личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical approaches to the defining of competitiveness as personality's personality feature

The main idea is to consider such notions as «competitiveness» and «personality s features» and to reveal the essence of the notion «competitive personality» on the basis of psychological and pedagogical literature analysis.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические подходы к определению конкурентноспособности как качества личности специалиста»

леднюю очередь. Это не говорит о его меньшей по сравнению с другими компонентами значимости. Он выступает своего рода венцом и определяет отношение преподавателя к себе, к профессии, к видению себя и в профессии, и в науке. и в педагогическом коллективе.

Таким образом, предложенная концептуальная модель социокультурной компетентности представляет собой систему, охватывающую анализируемый процесс от постановки целей (аксиологический и прогностический компоненты) до анализа результатов и подведения итогов деятельности (аналитический и рефлексивный компоненты). Выделенные компоненты, развитые на соответствующем уровне, в совокупности образуют новое качество личности преподавателя - социокультурную компетентность.

Выделенные в статье парциальные компоненты социокультурной компетентности представляются необходимыми и достаточными, так как они отражают основное содержание взаимодействия в педагогическом процессе, его культурную и социальную составляющие.

Безусловно, в структуре модели социокультурной компетентности можно выделить и другие, более частные виды компетентности, но в данном контексте это представляется нецелесообразным, так как выделенные компетентности представляют собой систему, отражают кон-

цептуальныш замысел исследования и соответствуют логике образовательного процесса.

Библиографический список

1. Касаткина, Н. Э. Психолого-педагогические основы реализации модели: детский сад - гуманитарная гимназия - университет / Н. Э. Касаткина // Психолого-педа-гогические основы непрерывного образования : межвуз. сб. науч. тр. / Кемер. гос. ун-т. Кемерово, 1992.

2. Гафурова, Н. В. Интегральная модель интеллектуально-личностного развития учащихся в системе образования : моногр. / Н. В. Гафурова. М. : Москва-пресс, 2004.

3. Колесов, В. П. О классификации компетенций /

В. П. Колесов // Высш. образование сегодня. 2006. № 2.

4. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. 2005. N° 11.

5. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под ред. В. В. Краевского и И. Я. Лернера. М. : Наука, 1979.

6. Деркач, А. А. Акмеология : учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб., 2003.

7. Краевский, В. В. Педагогика на книжной полке и в студенческой тетради / В. В. Краевский // Педагогика. 2003. № 6.

G. S. Savolaynen

MODEL OF HIGHER SCHOOL TEACHER SOCIOCULTURAL COMPETENCE

Problem of development of Higher School teacher sociocultural competence conceptual model is being considered in the article.

УДК 378

Г. С. Саволайнен, Е. В. Астапенко

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрены такие понятия, как конкурентоспособность и качества личности, раскрыта сущность понятия конкурентоспособная личность.

Социально-экономические изменения, начавшиеся в России в 90-х гг. XX в., трансформировали представления как о системе государственного управления, так и о формах собственности. Существенная роль стала отводиться вопросам конкурентоспособности предприятий и организаций, товаров и услуг.

Этот период многими экономистами характеризуется как время, когда усилилась экономическая и социальная нестабильность, назрела необходимость в выработке механизмов, методов и технологий формирования и оценки конкурентоспособности персонала. Поэтому авторам видится не случайным, что именно в данный период термин конкурентоспособность стал употребляться и в сфере человеческих отношений: он привлек к себе внимание со

стороны исследователей во многих областях знаний, начиная от вполне традиционных, бесспорно входящих в концепцию маркетинга, менеджмента и других областей экономики, до относительно новых для российской действительности, например таких, как сфера образования.

Проблема конкурентоспособности начала обсуждаться в отечественном образовании с конца XX в. Это было вызвано прежде всего социально-экономическими факторами и в первую очередь теми стремительными изменениями, которые начали происходить в мире и затронули все сферы и условия жизни и деятельности человека, в том числе и высшую школу. Повысились требования общества к качеству профессионального образования, обострилась конкурентная борьба на рынке образователь-

ных услуг. В этих сложных условиях деятельность любого вуза должна быть нацелена на улучшение качества этих услуг, т. е. на подготовку конкурентоспособного выпускника, готового к профессиональной и социальной мобильности.

В условиях рыночной экономики проблема формирования кадрового потенциала фактически становится генеральной линией системы образования, что нашло отражение в программных документах, касающихся этой сферы образования. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечается, что одной из стратегических целей системы российского образования должно быть кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство и обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью.

Однако несмотря на важность такой категории, как конкурентоспособность, в психолого-педагогических науках пока не сложилось единого терминологического подхода к этому понятию. Поэтому авторы посчитали целесообразным обратиться к тем подходам к определению сущности, структуры и критериев, которые существуют в экономической, управленческой литературе и соотнести их с современными задачами подготовки конкурентоспособной личности специалиста в системе отечественного высшего образования.

Некоторые западные исследователи (Р. Хоуез, С. Уил-райт, К. Кларк) в качестве одного из показателей конкурентоспособности называют умение определить, а также быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества, особые личностные качества. При обучении и самообучении специалистов усилия должны быть направлены на развитие тех качеств, которые выгодно отличают их от потенциальных конкурентов [1].

По мнению М. Э. Портера, «конкурентоспособность обусловлена скорее эффективностью, с которой фирмы на местах используют мощности для производства товаров и услуг. Более того, производительность и преуспевание в заданной местности определяются не тем, в каких отраслях конкурируют фирмы, а тем, каким образом они ведут конкурентную борьбу» [2].

В отечественных источниках понятие конкурентоспособность рассматривается по-разному:

- как «многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации» [3];

- относительный показатель, где в качестве оцениваемых альтернатив выступают продукты (организации), образующие конкурентную среду [4];

- комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке [5];

- комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, от которых зависит его успех на рынке, т. е. преимущество именно этого товара над другими товарами в условиях широкого предложения конкурирующих товаров [6].

По определению Р. А. Фатхутдинова, конкурентоспособность - это «свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [7].

К конкурентоспособным С. Г. Светуньков относит те хозяйствующие субъекты, которые функционируют эффективно или же предоставляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги [8].

Конкурентоспособность товара определяется Д. В. Чернилевским и Ю. И. Ребриным как относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение [9].

Определение понятия конкурентоспособность, которым оперируют Д. В. Чернилевский и Ю. И. Ребрин, авторам кажется наиболее перспективным, так как для успешной работы любого вуза необходимо постоянное совершенствование его деятельности, нацеленной в первую очередь на улучшение качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Это и есть тот товар, который университеты предъявляют на международном, национальном и региональных рынках. Таким образом, в условиях рыночной экономики проблема формирования личности, способной взять на себя управление социально-экономическими процессами в обществе цивилизованных конкурентных рыночных отношений, становится генеральной линией системы образования.

Однако данное определение не отражает психологопедагогической сущности понятия конкурентоспособности. С этой целью авторы обратились к психолого-педа-гогической научной и справочной литературе.

Рассматривая понятие конкурентоспособность в русле личностно-ориентированного подхода, С. И. Осипова, определяет его как успешность, которая, по ее мнению, является определяющим фактором активности личности, определяющим психологические и личностные меры по достижению соответствия между личностью, деятельностью и требованиями, предъявляемыми к личности в процессе выполнения деятельности.

В работе В. С. Безруковой в определении понятия конкурентоспособность прослеживается социальный подход. Она считает, что конкурентоспособный работник -это тот, кто может предложить на рынке труда и рабочей силы свои профессиональные и личностные качества как товар за достойную цену, обеспечивающую благополучие ему и его семье [10].

Итак, обращение к проблеме конкурентоспособности личности студента на современном этапе развития российского общества авторам представляется весьма актуальным. Ведь для каждого работающего сейчас реальной альтернативой является безработица. Рабочая сила выступает как товар на рынке труда, где все больше утверждается принцип конкуренции, и чтобы соответствовать спросу, этот товар должен иметь хорошее качество, хорошее оформление и хорошую рекламу (саморекламу), т. е. быть конкурентоспособным.

Резюмируя все вышеизложенное о понятии конкурентоспособность, авторы пришли к выводу, что существу-

ющие определения данного понятия недостаточно полно раскрывают особенности, характеризующие специалиста на этапе его вузовской подготовки.

Вместе с тем психолого-педагогический анализ семантики понятия конкурентоспособность позволяет наметить пути поиска в осмыслении термина конкурентоспособность. Авторы считают, что для понимания психоло-го-педагогической сущности термина конкурентоспособность основным является понятие способность.

Понятие способность рассматривается в работах многих отечественных исследователей (Е. В. Бондаревская,

С. В. Кульневича, И. А. Зимней, Н. В. Бордовской, А. А. Реана,

А. К. Громцевой, Л. М. Митиной, В. С. Собкина и др.).

Ряд исследователей (И. С. Лейтис, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.) определяют способность на основе деятельностного подхода. Так, К. К. Платонов подчеркивает, что способности, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяют ее качество [11]. На этой же основе строится трактовка И. С. Лейтиса, который характеризует способность как свойство личности, от которой зависят возможности осуществления и степень успешности деятельности.

Таким образом, можно прийти к выводу, что способность связана с понятием целостной структуры личности и что способности отражают межличностные различия при условии выполнения какой-либо деятельности.

Следовательно, понятие конкурентоспособность как производное от понятия способность, соотносится с целостной структурой личности, но вместе с тем данное понятие выступает и как качество личности.

По мнению Л. И. Божович и Т. Е. Конниковой, качество является наличным уровнем развития каких-либо показателей, свойств, связанным с накоплением опыта (знаний, умений, навыков), трансформировавшихся в качества личности, т. е. понятие качество трактуется в данном случае шире, чем понятие способности.

Несколько иной подход находим у Л. Д. Кудряшовой. Она определяет способности как «скрытые качества», рассматривая их в роли носителей свойства, проявляющегося не иначе как через само свойство. В данном контексте способности рассматриваются как потенциал, еще не трансформировавшийся в относительно устойчивые «параметры» - качества. Таким образом, при определенных условиях целенаправленной работы качества личности закрепляются и проявляются в способностях.

Однако рассматривать понятие конкурентоспособности через какое-либо одно качество не представляется возможным. В данном случае авторы разделяют точку зрения В. И. Андреева, который рассматривает конкурентоспособность как интегральную характеристику, включающую ряд свойств, особенностей и качеств личности.

С точки зрения авторов, эти свойства, качества личности непосредственно связаны с конкретным этапом развития общества. Каждому такому этапу соответствуют определенные требования, предъявляемые к личности специалиста. Эти требования включают не только специфические качества, диктуемые задачами подготовки специалиста конкретной специальности, но и те качества, которые должны быть развиты у специалистов любого

профиля, без которых они не смогут успешно выполнять свои функции в условиях конкуренции.

Некоторые исследователи (В. А. Бодров, Б. Б. Коссов, Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова, Р. А. Фатхутдинов и др.) отмечают, что требования к специалистам на рынке труда указывают на необходимость разработки критериев личностного развития специалиста, изучения особенностей его профессионального становления, которые позволяют более продуктивно строить учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий требуемую готовность личности к будущей профессиональной деятельности. Р. А. Фатхутдинов, в частности, отмечает, что сегодня общество ощущает огромную потребность в инициативных, самостоятельных специалистах, готовых и умеющих постоянно совершенствовать свою личность и деятельность, т. е. готовых к постоянному самообразованию.

Личностные качества специалиста играют все большую роль. Возросшие требования к нему, с одной стороны, и увеличение числа вузов за счет быстрого развития негосударственных вузов - с другой, ведут к росту конкуренции среди выпускников высших учебных заведений. В этих условиях на вузы возлагается ответственная задача формирования конкурентоспособной личности студента.

В настоящее время при подготовке специалистов требуется учитывать новые требования, которые выдвинула перед системой образования жизнь. В высшей школе необходимо создание условий и факторов, влияющих и обусловливающих становление конкурентоспособности личности как одного из главных качеств будущего специалиста. По мнению авторов, именно оптимальное сочетание таких качеств, как профессионализм и универсализм, т. е. совокупность определенных качеств личности, способно обеспечить будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда. Эта установка закреплена и в ряде программных документов.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации среди приоритетных задач системы образования стоят задачи разностороннего и своевременного развития творческих способностей у детей и молодежи, формирования навыков самообразования, самореализации личности.

В Концепции модернизации российского образования отмечено, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, специалисты, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

В Федеральной программе развития образования к основным направлениям развития высшего и послевузовского профессионального образования отнесены обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов, развитие у них навыков самообразования.

Учитывая разнообразие мнений представителей различных областей науки о сущности и структуре конкурентоспособности, авторы посчитали целесообразным провести контент-анализ научной литературы для выяв-

ления тех качеств личности, которые выделены как необходимые для формирования конкурентоспособной личности.

По проведенному анализу следует, что конкурентоспособность выпускника вуза можно определить как свойство личности, характеризующееся наличием тех качеств, которые являются наиболее востребованными на рынке труда.

Авторы разделяют точку зрения Л. М. Митиной, которая выделяет три сферы развития конкурентоспособной личности: сферу деятельности, которая предполагает готовность и способность специалиста в течение жизни переучиваться, заниматься самообразованием и самовоспитанием; сферу общения, с конкретизацией тех компонентов общения, которые являются необходимыми для конкурентоспособной личности (информационного, социально-перцептивного, самопрезентации, интерактивного, аффективного) и сферу личности и ее самосознания [12].

По определению Д. В. Чернилевского, к качествам, необходимым для конкурентоспособной личности, следует отнести четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу; способность к риску, независимость, способность быть лидером, способность к непрерывному саморазвитию, способность к непрерывному профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта, стрессоустойчивость.

Требования к личным качествам будущего специалиста, способного в дальнейшем конкурировать на рынке труда, т. е. быть конкурентоспособным, Н. В. Борисова подразделяет на следующие группы: психологические (эмпатия - способность к сопереживанию, аутентичность

- открытость по отношению к другим людям, терпимость, стрессоустойчивость, развитость восприятия и интуиции), мыслительные (аналитичность, быстрота реакции, наблюдательность, критичность и целостность мышления), поведенческие (коммуникабельность, способность идти на риск, ответственность, способность руководить и подчиняться).

Исследуя понятие конкурентоспособности будущего специалиста, Н. Я. Гарафутдинова выделяет следующие качества, необходимые для современной модели конкурентоспособности: ценность целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость в принятии решений, способность быть лидером, способность к непрерывному саморазвитию, стремление к профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта, стрессоустойчивость [13].

Программные документы, анализ поля мнений специалистов, а также личный опыт работы в качестве преподавателя вуза позволил авторам выделить следующие качества конкурентоспособной личности выпускника вуза: ответственность, навыки самооценки, навыки са-мопрезентации, творческий подход к принятию ответственных решений, потребность в самообразовании, умение личности работать в команде (взаимодействие).

Таким образом, педагогическое управление развитием конкурентоспособной личности студента осуществляется через процесс становления профессионального сознания и самосознания, формирования у студента та-

ких качеств, как творческая активность и ответственность в принятии решений, навыки самооценки и самопрезен-тации, потребность в самообразовании, взаимодействие, а также соответствующих знаний и умений в профессиональной деятельности.

Анализ научной литературы позволил авторам сделать следующие выводы:

- новые запросы к образованию требуют не только развития знаний и умений, но и формирования личностных качеств, необходимых для конкурентоспособной личности студента - будущего специалиста;

- хотя в новых условиях развития общества актуализируется проблема воспитания конкурентоспособной личности студента, в психолого-педагогической литературе не существует однозначного толкования данного явления;

- определение понятия конкурентоспособной личности предполагает упорядочивание качеств, ее характеризующих.

На основе анализа теоретических работ в качестве сущностных признаков конкурентоспособной личности авторами выделены следующие: ответственность, навыки самооценки и самопрезентации, творческий подход к принятию ответственных решений, потребность в самообразовании, умение личности работать в команде, т. е. умение взаимодействовать.

Библиографический список

1. Houes, R. H. Dynamic Manufacturing / R. H. Houes, S. Wheelwright, K. B. Clark. Now. York : The Free Press, 1988.

2. Портер, M. Э. Конкуренция / M. Э. Портер. СПб. : Вильямс, 2000.

3. Маракулин, M. В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности / М. В. Маракулин // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 1. С. 53-58.

4. Багиев, Г. Л. Организация предпринимательской деятельности : учеб. пособие / Г. Л. Багиев, А. Н. Асаул ; Санкт-Петербург. гос. ун-т экономики и финансов. СПб. : С 2001.

5. Фокин, С. Конкурентоспособность стран мира [Электронный ресурс] / С. Фокин ; МГУ им. М. В. Ломоносова. Электрон. дан. М., 2001. Режим доступа: http:// www.rusinventor.com/ index.asp? mode. Загл. с экрана.

6. Соколова, М. И. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. И. Соколова,

В. Ю. Гречков. Электрон. дан. М., 2001. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-research/sokol-grech/ glava1-2.htm. Загл. с экрана.

7. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. М. : Изд.-книготорг. центр «Маркетинг», 2002.

8. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью [Электронный ресурс] : моногр. / под ред. проф. С. Г. Светунькова. Электрон. дан. М., 2001. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/ read/m19/2.htm. Загл. с экрана.

9. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М., 2002.

10. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика : учеб. пособие для инж.-пед. ин-тов и индустр.-пед. техникумов / В. С. Безрукова. Екатеринбург : Деловая кн., 1996.

11. Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М. : Наука, 1972.

12. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина ; Моск. психолого-соц. ин-т ; Науч.-произв. об-ние «МОДЭК». М. ; Воронеж, 2002.

13. Гарафутдинова, Н. Я. Конкурентоспособность будущего специалиста высшей квалификации как показатель качества его подготовки / Н. Я. Гарафутдинова // Вестн. Ом. ун-та. 1998. № 1. С. 76-78.

G. S. Savolaynen, E. V. Astapenko

SOCIO-PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE DEFINING OF COMPETITIVENESS AS PERSONALITY’S PERSONALITY FEATURE

The main idea is to consider such notions as «competitiveness» and «personality s features» and to reveal the essence of the notion «competitive personality» on the basis of psychological and pedagogical literature analysis.

УЦК 801.541

Т. В. Ухова

КОНЦЕПТ WAR КАК ФРАГМЕНТ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО СОЗНАНИЯ

Концептуализация войны англоязычным сообществом базируется на образном переосмыслении данного явления. Предпринята попытка дефиниционного, контекстуального, сопоставительного и метафорического анализов языковых средств, номинирующих исследуемый концепт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение феномена войны имеет многовековую традицию. Ни одна крупная война в истории человечества не оставалась бесследной: столкновения, споры, битвы тщательно описывались и анализировались философами разных времен. Теоретические и практические исследования феномена войны многоаспектны и многочисленны.

Наивные представления человека, формируясь в процессе концептуализации исходного «отрезка» мира, отражают многовековой опыт и знания этноса по отношению к исследуемому феномену и находят свое воплощение в языке, ибо именно язык служит системой хранения, переработки и трансляции информации и знаний, фиксируя ментальный мир этноса, его ценностные приоритеты и культурные установки [1; 2].

Структурно-содержательной единицей сознания, аккумулирующей наивные представления о войне, служит концепт ВОЙНА. К основным характеристикам концепта относятся многомерность, целостность, универсальность, константность, этнокультурная маркированность и вер-бализованность. На основании данных признаков концепт ВОЙНА предстает как ментальное национально-специфичное образование, планом содержания которого является вся совокупность знаний о феномене войны, а планом языкового выражения - совокупность языковых единиц, номинирующих и описывающих данный объект.

Регистрация содержания концепта, его существенных свойств и характеристик в языковой форме называется объективацией концепта. В лексико-семантическом пространстве естественного языка объективаторами концепта служат собственно лексические и фразеологичес-

кие (в том числе паремические) единицы. Языковые средства объективации концепта многочисленны и многопла-новы, вследствие чего представляется необходимым различать два модуса объективации: вертикальный (парадигматический) и горизонтальный (синтагматический). Сущность выделенных модусов различна. Совокупность всех языковых средств, образующих лексико-семантическую парадигму слова - имени концепта и дающих представление о целостном содержании концепта как дискретной ментальной сущности, формирует вертикальный (парадигматический) модус. Синтагматические отношения лексем - объективаторов концепта формируют горизонтальный (синтагматический) модус объективации и представляют собой эксплицирование конкретных характеристик концепта, приписываемых ему этнокультурным языковым сознанием.

Познание стоящей за языковыми средствами ментальной конструкции осуществляется с помощью методики концептуального анализа, заключающейся в исследовании системных значений языковых средств, объективирующих концепт, их сочетаемости, различных контекстуальных употреблений и логическом осмыслении обозначаемых ими денотатов [3].

Лингвистическая модель исследования концепта ВОЙНА (обозначаемого как концепт WAR в соответствии с именем war, наиболее полно отвечающим представлению о войне в современном английском языке) включает два последовательных этапа.

Первым этапом исследования концепта является распредмечивание его содержания в сознании англоязыч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.