Научная статья на тему 'Педагогические основы исследования проблемы развития конкурентоспособности личности'

Педагогические основы исследования проблемы развития конкурентоспособности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1203
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО1ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пфейфер С. А.

В статье рассматриваются педагогические основы исследования проблемы развития конку1 рентоспособной личности. Автор рассматривает развитие конкурентоспособности личности как один из важнейших результатов профессионального образования и личностно1профессиональ1 ного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы исследования проблемы развития конкурентоспособности личности»

Пфейфер С.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются педагогические основы исследования проблемы развития конкурентоспособной личности. Автор рассматривает развитие конкурентоспособности личности как один из важнейших результатов профессионального образования и личностно-профессионального роста.

Ключевые слова: конкурентоспособность, компетентность, профессионально-личностный рост.

На сегодняшний день конкурентоспособность является одним из самых важных показателей высокого развития и престижа страны на мировом рынке, идущем по пути глобализации. Конкурентоспособность - первоначально экономическое понятие - рассматривается учеными в научной педагогической и психологической теории и практики наряду с такими понятиями, как «профессионализм» и «компетентность».

В условиях современного отечественного образования особое место уделяется воспитанию не только творческих и интеллектуальных возможностей, но и способности к конкуренции. За последние годы возрос интерес к инновациям в области образования, к новым подходам. Перед преподавателями вузов стоит важная задача направить цели, формы и методы обучения на развитие конкурентоспособности студента, а также разработать для этого современные педагогические теории.

При решении этих задач возникают противоречия между потребностями общества в специалистах с высоким уровнем образованности и нравственности и недостаточной разработанностью образовательных систем и программ в области формирования конкурентоспособности студентов; потребностью в разработке эффективных методик развития конкурентоспособной и компетентной личности, диагностик оценки качества подготовки специалиста и недостаточным научно-методической обеспечением образовательного процесса.

Конкурентоспособность специалиста -это способность человека существовать и выживать в условиях выбора, будучи более интересным для работодателя, чем его конкуренты. Мы полностью согласны, что «конкурентоспособность специалиста - это его способ-

ности соответствовать требованиям работодателя в определенный период, которые рассматриваются через конкурентные преимущества специалиста по отношению к другим специалистам в данной области» [7, с. 21]. Конкурентоспособным выпускникам вузов необходимо обладать профессиональными знаниями, умениями, навыками, определенными личностными качествами, чтобы достойно конкурировать между собой за вакантные места.

Востребованность выпускника высшего учебного заведения на рынке труда является наиболее значительным показателем конкурентоспособности специалиста. Конкурентоспособность специалиста определяется прежде всего его качественными характеристиками. Знания, умения, навыки, профессиональное саморазвитие и целеполагание - критерии оценки специалиста. Это целый комплекс требований, предъявляемый к высококвалифицированным специалистам, который рассматривается как совокупность свойств, определяющих профессиональную пригодность специалиста к выполнению определенных профессиональных задач в соответствии с требованиями работодателя. Необходимо отметить, что конкурентоспособность высококвалифицированного специалиста в современном обществе определяется более глубокими знаниями по своей специальности, профессионально-личностными свойствами, более высокой квалификационной категорией, способностью быстро реагировать на быстрые изменения реальной действительности, ответственно относиться к выполнению поставленных задач, эффективно выполнять должностные обязанности и поручения руководства. Или, как считают Т. Колмогорова и Б. Медведев, потенциалом деятельности субъекта в аспектах

профессиональных, культурных, экономических и социальных отношений [5, с.16]. Это заключается в способности к достижению целей в самых различных ситуациях и тем самым в умении справляться с поставленными профессиональными задачами.

Понятия «качество» и «конкурентоспособность» взаимодополняют друг друга: они выполняют роль оценки результата определенного труда, его социальной значимости. Они представляют собой динамически развивающиеся характеристики, изменяющиеся со временем, с развитием общества, потребностей социума и научно-технического прогресса. Это четко прослеживается при оценке качества и профессиональной подготовки специалиста.

Следует подчеркнуть тот факт, что конкурентоспособность специалиста на рынке труда обусловлена не только уровнем его профессиональной подготовленности. Очень часто бывает, что высококвалифицированные специалисты, являющиеся настоящими профессионалами своего дела, не получают возможности занять достойного места в обществе. В тоже время остальным, находившимся на том же или на более низком уровне профессионального роста, удалось найти себя в современном социуме и остаться востребованными в изменяющихся условиях социально-экономической сферы общества. Это объясняется тем, что и те и другие отличаются разными личностными характеристиками, которые не относятся к профессиональным качествам, так называемые внепро-фессиональные характеристики, способные при определенных обстоятельствах эффективно реализовать в человеке специалиста.

Таким образом, рассуждая о конкурентоспособности специалиста, не нужно характеризовать ее только с точки зрения профессионализма. Профессиональная компетентность играет здесь не главную роль. Важным компонентом конкурентоспособности являются внепрофессиональные качества, входящие в состав ключевых компетенций. Можно сделать вывод, что компетентность как аспект конкурентоспособности включает в себя характеристики профессиональной и вне-профессиональной компетентностей.

Конкурентоспособный выпускник должен обладать особенными характеристиками личности, которые гарантируют ему более продвинутый профессиональный уровень, более пре-

имущественную позицию на определенном рынке труда и постоянную востребованность. Конкурентоспособность определяется наличием качественных характеристик личности специалиста, а также успешностью его профессиональной деятельности. Уровень конкурентоспособности зависит от соотнесения внутренних качеств личности и профессиональных знаний, умений и навыков специалиста требованиям профессиональной, социально-экономической сфер.

Ранее упоминалось, что компетентность является неотъемлемой частью конкурентоспособности современного специалиста как участника общественных отношений. В современной науке имеется целый ряд определений понятий «компетентность» и «профессиональная компетентность». По мнению В.А. Болотова, компетентность - это способность человека действовать за пределом учебных сюжетов и ситуаций [3, с. 38]. В.В. Батышев определяет компетентность как способность к переносу знаний, умений и навыков за пределы условий, в которых эти знаний, умения и навыки изначально сформировались [2, с. 46], а А.Л. Бусыгина отмечает, что это способность выносить квалифицированные суждения, принимать адекватные решения в проблемных ситуациях, достигая, в результате, поставленных целей [4, с. 65].

Итак, компетентность мы определяем как совокупность взаимообусловленных качественных характеристик личности (знаний, умений, навыков, методов разрешения поставленных задач, умений практически использовать полученные знания, уровень мышления, обеспечивающий способность эффективно решать профессиональные проблемы, действовать решительно и молниеносно и т. д.), которые необходимы для качественного и продуктивного выполнения профессиональных задач.

Что касается обоснования понятия «конкурентоспособность» с точки зрения психологической теории и практики, то можно сказать, что оно является достаточно новым для современной психологии, поэтому сущность этого понятия как многостороннего развития личности окончательно не определена. Во времена Советского Союза ученые с недоверием относились к понятиям «конкуренция» и «конкурентоспособность». Только недавно в России окончательно завершен период негативного отношения к понятию «конкурентоспособная лич-

ность», и пришло время переосмыслить и адекватно оценить роль конкурентоспособности выпускника в различных сферах жизни. Конкурентоспособность как главная профессиональная характеристика личности все чаще становится объектом психологического исследования проблемы становления личности студента, она проецируется практически на все стороны жизни современного общества, выступает в качестве активизации его деятельности, особенно профессиональной.

В качестве психологической основы формирования конкурентоспособного специалиста современные образовательные стандарты применяют принцип саморазвития, объединяющий в систему основные принципы развития личности, которые уже сформулированы в трудах многих деятелей науки: Л.С. Выготского - теория происхождения и формирования психики и сознания, А.Н. Леонтьева - психологическая теория личности и деятельности и другие.

Так, О.Ф. Чупрова под конкурентоспособностью личности понимает «стратегическое качество личности будущего специалиста, позволяющее ему быть востребованным среди других в условиях конкуренции, при этом «выгодным отличием» такого специалиста является высокий уровень самостоятельности и гибкости мышления, педагогической рефлексии, стрессоустойчивости и потребности в успешной деятельности» [9].

По мнению Л.М. Митиной, «развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [6].

По нашему мнению, конкурентоспособность - это умение цивилизованно решать профессиональные задачи и проблемы личностноориентированного роста. В связи с этим, рассматривая проблему развития конкурентоспособности личности, мы обязаны подчеркнуть, что воспитание конкурентоспособности является сегодня одной из важных образовательных ценностей студента.

Вопрос о современных ценностях рассматривается в социальной сфере, в сфере молодежи и на уровне государства. Раньше в традиционной рос-

сийской культуре основными ценностями выступали нравственность, совесть, добродетель и др. В современном российском образовании они, оставаясь основой, уходят на второй план, освобождая места новым ценностям, таким как свобода студента, его интересы, творческая самореализация, саморазвитие и самообразование.

Если раньше студенты, окончив учебное заведение, ставили перед собой цель иметь высокую заработную плату, занять высокую должность, то сегодня студенты уже на первых курсах обучениях должны задумываться над тем, что без основ конкурентоспособности невозможно достичь поставленных целей. Необходимо с самого начала развивать в себе волевые качества, способствующие формированию жизненных ценностей, способности адекватно и рационально вести борьбу за свое место в обществе, формированию конкурентоспособности и четкой субъектной позиции.

С точки зрения субъектного подхода человек рассматривается как творец, автор своей жизни. Человек - это субъект, изменяющий окружающую среду и свой внутренний мир. Часто он рассматривается как субъект деятельности, обладающий ценностными установками, интересом к происходящим изменениям в окружающем мире, свободой выбора, инициативностью и самостоятельностью. Мы считаем, что личность только тогда станет субъектом саморазвития, когда будет выполняться главное условие - достижение определенного уровня личностно-профессионального саморазвития.

Наряду с такими характеристиками личности, как активность, автономность, умение производить изменения во внешнем мире и себе, существуют, и такие как умение взаимодействовать с другими людьми, вести честную конкурентную борьбу в определенных профессиональных ситуациях, умение адекватно вести себя в ситуациях победы и проигрыша.

Решая проблему конкурентоспособности личности студента, его профессиональная субъектная позиция ориентирована в данном случае на осознание студентом своей будущей профессии, на самостоятельное определение форм и методов решения профессиональных задач, связанных в частности с конкурентной борьбой за рабочие места. Иными словами конкурентоспособность - результат личностносубъективных обретений специалистов.

Большинство педагогов и психологов задумываются над тем, насколько студенты после завершения учебы в высшем учебном заведении подготовлены к реальной действительности, дальнейшему трудоустройству и конкуренции со стороны других специалистов на рынке труда. Другими словами, каким набором психологических характеристик (знаний, умений, навыков, личностных характеристик, стереотипов, ценностей, профессиональной заинтересованности и мотивации поведения и т. д.), способных обеспечить уверенную позицию современного специалиста в условиях изменяющейся обстановки на рынке труда относительно требований к новоиспеченным специалистам, обладают выпускники.

Положительные ценностные установки личности, мотивация к труду, способность достигать поставленные цели, готовность к саморазвитию и самосовершенствованию, расширению знаний - это ряд требований, которые предъявляются специалистам при устройстве на работу. Психологическая диагностика, коррекция и совершенствование профессиональной деятельности применяются в решении разнообразных психологических проблем и задач, связанных с развитием конкурентоспособности личности. Необходимо знать закономерности развития профессиональной деятельности, чтобы эффективно решать проблемы с трудоустройством, работой и карьерным ростом.

Для специалистов кадровых служб более интересной является личность с явными признаками лидерства и авторитета, имеющая высокий уровень профессионализма, а также неординарная личность с уникальными личностными характеристиками, которые помогают ей занять главенствующие позиции, влиять на развитие предприятия или организации.

В нашей стране существует целый ряд методов развития конкурентоспособной личности. Применение психолого-педагогических разработок ученых других стран сегодня становится актуальным. В отличие от России за рубежом в социальной и психологической теории и практике вопрос о конкурентоспособности всегда стоял в центре исследования. Конкурентоспособность связывалась с достижением успеха в определенной деятельности. Не смотря на это, из-за отличий российского и зарубежного мен-талитетов применение разработок зарубежных специалистов по данной проблеме было затруд-

нено. Например, социологи выделяют отличительные черты российской и американской ментальности. Они утверждают, что россияне, пережив эпоху марксизма и социализма, стремятся к сотрудничеству и коллективизму. Американцы же выступают в роли ярких индивидуалистов, оптимистов и рационалистов. Такие жесткие рамки и требования к конкурентоспособной личности были не приемлемы для России, поэтому затрудняли внедрение понятия «конкурентоспособность» в российские образовательные учреждения. Конкурентоспособность противопоставлялась основным гуманистическим принципам российского образования.

Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Формирование конкурентоспособной личности является на сегодняшний момент одной из главных задач образовательной политики. Проблема конкурентноспособности является актуальной и перспективной в образовании, обществе и государстве. Осенью 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу и подписала Болонскую декларацию, тем самым открыла для себя новые возможности в решении проблемы конкурентоспособности студента, повысила качество российского образования и конкурентоспособности выпускников. Российская система образования, наконец, вступила в процесс международной образовательной конкуренции, оставляя позади традиционные образовательные подходы, ориентируясь теперь на опыт европейских стран в области развития конкурентоспособной личности.

Ранее упоминалось, что в экономике и психологии конкурентоспособность определяется как соперничество, приоритет, успешность, лидерство и т. п. Современные педагоги (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.) предлагают рассматривать конкурентоспособность как «способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно» [6, с. 22].

В.И. Андреев выделяет десять приоритетных качеств, определяющих конкурентоспособность: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, лидерство, стремление к саморазвитию, стрессоустойчи-вость, стремление к профессиональному росту

и высокому качеству продукта труда [1, с. 59]. То есть, базовыми компонентами конкурентоспособной личности являются мотивация, организованность, интеллектуальность, нравствен-нность и коммуникативность. Эти компоненты целенаправленно формируются, воспитываются и развиваются у студентов вуза.

Развивая в личности конкурентоспособность, вышеперечисленные авторы предлагают формировать:

- систему определенных личностных характеристик, дающих возможность успешно действовать в различных ситуациях;

- заинтересованность личности в профессиональном успехе;

- самоопределение личности как участника определенной профессиональной группы.

Развитие профессиональных качеств проходит в четыре важных периода. Первый период - овладение системой знаний, умений и навыков по определенной специальности. Во втором периоде выделяются специалисты, занимающиеся методической, консультативной и руководящей деятельностью.

Третий период предусматривает такой уровень профессионализма, который обеспечивает высокие результаты профессиональной деятельности. Например, проделав напряженную творческую работу, специалист создает интересные перспективные проекты, инновационные технологии или новый продукт. Четвертый уровень составляют личности, которые преображают мир. Это успешные предприниматели, которые самостоятельно ставят цель и успешно добиваются ее, делают свой бизнес конкурентоспособным, концентрируют свои денежные средства в крупный капитал, который способен выдержать конкуренцию в трудных ситуациях.

Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в период обучения в вузе осуществляется с помощью комплекса, который включает в себя: основы теории и практики современной педагогики и психологии, основные идеи компетентного и личностно-ориентированного подходов. Преподаватель должен четко представлять себе сущность конкурентоспособности и знать особенности ее формирования в образовательном пространстве вуза. Учебное заведение - это компонент системы образования, находящийся в движении и развитии, дающий возможность реализовать эти психолого-

педагогические принципы в виде единой педагогической модели в развитии конкурентоспособной личности выпускника, при этом формируются социальные и профессиональные ценности студента посредством учебно-воспитательной работы вуза, профессиональные потребности студентов в саморазвитии, самообразовании, общении и т. п., основы конкурентоспособности за счет профессионально-личностного саморазвития и самообразования.

0.К. Филатов, Д.В. Чернилевский, Н.В. Борисова, С.Н. Широбоков и др., решая проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, рассматривают ее как уровень подготовки выпускника.

По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. «Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе:

1. Освоение и совершенствование профессионального мастерства.

2. Адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения.

3. Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.

4. Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа» [8, с. 61].

Конкурентоспособность будущих выпускников зависит так же и от конкурентоспособности учебного заведения. Под конкурентоспособностью университета понимается его способность конкурировать с другими университетами на мировом рынке. Сегодня нередко можно услышать о престижности того или иного университета. Студенты стараются поступить в такое учебное заведение, где бы они получили не только достойное образование, но и основы успешной профессиональной деятельности. У абитуриентов есть возможность выбрать вуз с лучшими образовательными программами и условиями обучения. Это стимулирует университеты предлагать свои образовательные услуги на более продвинутом уровне с использованием методик зарубежных стран, потому что фактором развития конкурентоспособности вуза является его инновационный потенциал за счет использования современных информационных, научных технологий и разработок.

Существует проблема формирования достойных кадров, которые могут противостоять

всем общественным изменениям, которые способны в будущем управлять общественными и экономическими процессами. Эта проблема с некоторых пор стала главным направлением современного высшего образования. Фактически, студент, закончив вуз, должен не раздумывая, активно и грамотно войти в мир рыночных отношений, выдержать конкуренцию со стороны других специалистов и активно вести свою профессиональную деятельность. Конкурентоспособность как главное требование, предъявляемое студенту как будущему высококвалифицированному специалисту, определяет уровень его профессиональной компетентности.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что развитие конкурентоспособной лич-

ности будет успешным и результативным при условии:

- формирования у студентов общих и профессиональных компетентностей, образующих основу конкурентоспособности;

- развития личностных характеристик будущих профессионалов, актуализации субъектной позиции, создания мотивации достижения;

- применения современных инновационных образовательных технологий (тренинги, развитие критического мышления, технология тайм-менеджмента и др.);

- разработки личностно-ориентированных программ производственной практики, способствующих успешной самореализации студента в профессиональной деятельности.

11.10.2011

Список литературы:

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.А. Андреев. - К.: КГУ, 1996. - 560 с.

2. Батышев, В.В. Энциклопедия профессионального образования / В.В. Батышев Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: АПО, 1999. - 568 с.

3. Болотов, В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в условиях социальных перемен: автореф. дисс.докт. пед. наук / В.А. Болотов. - СПб, 2001.

4. Бусыгина, А.Л. Профессия - профессор: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза / А.Л. Бусыгина. - Самара: Изд-во Самар. ГПУ, 1999. - 198 с.

5. Колмогорова Т., Медведев Б. Конкурентоспособность специалиста [Электронный ресурс] / Т. Колмогорова, Б. Медведев. - Режим доступа: http://design-review.net/index.php?show=article&id=106&year=2006&number=1.

6. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. - М.:Воронеж, 2002. - 400 с.

7. Славова, Л.Д. Конкурентоспособность молодого специалиста в современных реалиях [Электронный ресурс] / Л.Д. Славо-ва. - Режим доступа: http://rusnauka.eom/9/EISN_2007/Economics/21465/doc.htm

8. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб.пособие для вузов / Д.В. Чернилеский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437с.

9. Чупрова, О.Ф. Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе экспертно-аналитической деятельности: автореф. дисс.канд. пед. наук / О.Ф. Чупрова. - СПб, 2004.

Сведения об авторе:

Пфейфер С.А., преподаватель иностранных языков Индустриально-педагогического колледжа Оренбургского государственного университета 460050, г. Оренбург, ул. Терешковой, 134, e-mail: [email protected]

UDС 378.2:005.32:3311.101.3 Pfeifer S.A.

Orenburg state university E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVE ABILITY OF THE PERSONALITY. THE PEDOGOGICAL BASES OF THE INVESTIGATION OF THE PROBLEM

In this article are discussed the development of the competitive personality: the pedagogical bases this problem. The author considers the development of the competitive personality as a one of the most important result of the professional education and the personal-professional rise.

Key words: competitive ability, competence, personal-professional rise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.