Научная статья на тему 'О развитии конкурентоспособности студентов бакалавриата'

О развитии конкурентоспособности студентов бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Олеся Владимировна

Рассматривается проблема развития конкурентоспособности студентов бакалавриата. Подчеркивается важность рассмотрения категории субъектности для успешного формирования и развития конкурентоспособности будущих бакалавров. Обоснована необходимость целенаправленной разработки общепедагогических основ решения проблемы подготовки конкурентоспособной личности будущих бакалавров. Проанализированы результаты диагностики, проведенной с целью определения уровня конкурентоспособности студентов. Определен комплекс педагогических условий, направленный на эффективное развитие конкурентоспособности студентов бакалавриата, предложен метод развития конкурентоспособности будущих бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON DEVELOPMENT OF BACHELOR STUDENTS’ COMPETITIVENESS

Аn issue of bachelor students’ competitiveness development is reviewed. It shows the importance of considering the subjectivity category for successful formation and development of future bachelors’ competitiveness. The necessity is justified in terms of target development of general educational bases to solve the problem of training the competitive personality of future bachelors. In order to determine the level of the students’ competitiveness, the diagnostics has been performed, the results of diagnostics have been analyzed. There is identification of a set of educational conditions targeted at efficient development of bachelor students’ competitiveness, the method of future bachelors’ competitiveness development is proposed.

Текст научной работы на тему «О развитии конкурентоспособности студентов бакалавриата»

УДК 378.22:005.321

Юсупова О.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

О РАЗВИТИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Рассматривается проблема развития конкурентоспособности студентов бакалавриата. Подчеркивается важность рассмотрения категории субъектности для успешного формирования и развития конкурентоспособности будущих бакалавров. Обоснована необходимость целенаправленной разработки общепедагогических основ решения проблемы подготовки конкурентоспособной личности будущих бакалавров. Проанализированы результаты диагностики, проведенной с целью определения уровня конкурентоспособности студентов. Определен комплекс педагогических условий, направленный на эффективное развитие конкурентоспособности студентов бакалавриата, предложен метод развития конкурентоспособности будущих бакалавров.

Ключевые слова: конкурентоспособность, субъектная позиция, образование, бакалавр.

Развитие конкурентоспособности студентов бакалавриата является одной из приоритетных задач современного высшего образования в мире. Бакалавр в действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование, то есть, фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации. Тем не менее бакалавр может по окончании вуза занимать все те должности, для которых квалификационные требования предусматривают наличие высшего образования. Таким образом, бакалавриат является самостоятельной, самодостаточной ступенью высшего образования, которая обеспечивает базовую подготовку в определенной области научных знаний, достаточных, для того чтобы, студент мог выйти на рынок труда как конкурентоспособная личность или продолжить свое профессиональное обучение. Однако у поступающих в вуз абитуриентов есть масса волнений на тот счет, насколько будет востребовано их образование на рынке труда, поскольку в среде широкой общественности существует точка зрения, что работодатель воспринимает бакалавров как «недоучившихся специалистов». Это связано со сроками обучения (4 года) и воспринимается в ключе, что бакалавр получит «неполные знания по предмету». Такое мнение подкрепляется рядом высказываний представителей крупных компаний России в средствах массовой информации на тему того, что бакалавру не хватит знаний, и они не готовы брать его на работу. В связи с этим развитие конкурентоспособной личности студента бакалавриата становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки в вузах, что отражается в важнейших нормативных документах, определяющих

работу российской системы образования. Так, в концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда. Таким образом, проблему исследования составляет повышение эффективности процесса развития конкурентоспособности студентов бакалавриата, отвечающего современным требованиям рынка труда, в ходе профессиональной подготовки студентов в вузе.

Теоретические основы процесса развития конкурентоспособности студентов определены в трудах многих представителей психологической и педагогической мысли. Для нашего исследования важное значение имеют работы, в которых рассматриваются вопросы: субъектности (А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.И. Сло-бодчиков, И.Б. Котова), сущности и содержания понятия «конкурентоспособность будущих специалистов» (С. В. Рачина, Е.Л. Холодцева, Д.В. Чернилевский, С.Н. Широбоков, Р.А. Фат-хутдинов), структуры и характеристика конкурентоспособных качеств личности (В.И. Андреев, Н.В. Борисова, Е.А. Климова, А.К. Маркова, Л.М. Митина); особенности развития конкурентоспособности будущих специалистов разных специальностей в процессе профессиональной подготовки в вузе (А.А. Ангеловский, Е.А. Максимова, Ю.В. Андреева, Л.А. Бодьян, С.А. Борисенко, Т.Н. Ващило, И.П. Саратцева и другие).

Изучение вопросов профессионального становления осуществлялось Г.Г. Гранатовым, Э.Ф. Зеером, Т.В. Кудрявцевым и др.

Между тем решение ряда актуальных задач в практике высшего профессионального образо-

вания сдерживается недостаточной теоретической разработанностью проблем развития конкурентоспособности студентов бакалавриата.

Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества, в частности развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области высшего образования. Рыночные условия, а также расширение и качественное изменение поля деятельности современного выпускника вуза требует от учебного заведения не только значительного повышения качества его образования, но и развития студента, как конкурентоспособной личности. То есть перед современным вузом стоит важнейшая задача - обеспечить не только усвоение будущим бакалавром совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование у него умения предложить себя на рынке труда. В настоящее время актуальность решения этой задачи отражена в государственной программе развития образования, что характеризует ее социальное значение и требует целенаправленной разработки общепедагогических основ ее решения.

В экономических и психологических дисциплинах конкурентоспособность понимается как соперничество, приоритет, успешность, занятие лидерской позиции и т. п. Современные же педагоги-исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать «способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно».

Под конкурентоспособностью студента мы будем понимать интегральное качество личности, представляющее собой совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентаций, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме.

По мнению Л.М. Митиной, «развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [1, с. 23]. На наш взгляд, факторами развития конкурентоспособной личности являются ее внутренняя среда, ак-

тивность и потребность в самореализации, то есть ее субъектная позиция. Необходимый на современном рынке труда уровень профессионализма и конкурентоспособности требует такой подготовки, в которой студент обязательно является субъектом своего образования, четко осознающим его задачи, цели, заинтересованным в получении качественного образования, осознанно выбравшим данную профессию, стремящимся достичь вершин профессионализма, готовым и способным заниматься самосовершенствованием.

В связи с этим актуальной исследовательской задачей можно считать рассмотрение категории субъектности и обоснование значимости этой личной характеристики для успешного формирования и развития конкурентоспособности будущих бакалавров.

Субъектность - центральное новообразование человеческой субъективности, сложная интерактивная характеристика личности, отражающая ее активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самой себе, к деятельности, к людям, к миру.

В нашем исследовании мы будем понимать субъектность как качество отдельного человека, отражающее способность быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни и пути реализации своей деятельности. В педагогическом плане важна не только включенность человека в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности. Так, по Б.Г. Ананьеву, «позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразной социальной деятельности представляет сложную систему отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность» [2, с. 114]. В основе субъектного подхода лежит идея С.Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность совершенствования человека.

Основными характеристиками (по В.А. Сла-стенину) личности, обладающей субъектной позицией являются:

- способность к рефлексии, потребность в ней как условие осознанного регулирования своего поведения;

- направленность на реализацию «само-» -самоопределения, самообразования, самовоспитания, самоактуализации и др. [3].

Как показывает практика, студенты далеко не всегда являются активными субъектами учебно-познавательной деятельности. Их в большинстве случаев характеризует отсутствие профессиональной направленности и положительной мотивации к учению, низкий уровень сформированности знаний, умений и навыков, а также качеств личности, необходимых студентам в учебной и будущей профессиональной деятельности, слабая учебная активность и ориентация на репродуктивные способы решения учебных задач, недостаточный уровень самостоятельности и учебной организации, неразвитость самоконтроля и профессионального самосознания. Это все говорит о необходимости внешнего педагогического управления учебной деятельностью студентов [4].

Мы считаем, что именно субъектная позиция является основой профессионального становления бакалавра, так как ориентирует личность на профессионально-творческое саморазвитие и самореализацию. Именно формирование субъектной позиции в качестве цели профессиональной подготовки бакалавров, позволяет направить педагогический процесс на подготовку конкурентоспособной, творческой личности, профессионала.

В результате теоретического исследования и концептуального синтеза мы выделили сущностные признаки конкурентоспособности личности:

- интеллектуальный потенциал,

- самоактуализация,

- адекватная самооценка,

- самообучение,

- коммуникабельность,

- способность принимать ответственные решения,

- лидерские качества,

- умение работать в команде,

- креативность,

- ценностно-ориентированная адекватность,

- готовность к профессиональному самоопределению [5].

Можно сказать, что конкурентоспособность личности в профессиональной деятельности зависит не только от наличия глубоких знаний и умений, но и, в первую очередь, от системы мотивов и ценностного отношения к выбранному направлению подготовки. Критерием конкурентоспособности выступает умение определить, а также быстро и эффективно использовать в конкретной борьбе свои преимущества, особые личные и профессиональные качества.

Экспериментальный метод исследования заключался в определении уровня конкурентоспособности личности студента. За основу мы взяли общепризнанный в России подход В.И. Андреева [6]. Данная методика, на наш взгляд, наиболее полно отражает все аспекты конкурентоспособности личности. Как показали исследования автора, конкурентоспособная личность, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:

1) высокий уровень работоспособности;

2) стремление к качественному конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

4) творческое отношение к делу, труду;

5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;

6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;

8) способность к быстрому освоению нового дела;

9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.

По мнению В.И. Андреева, среди стратегических задач в «Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования» выдвигается задача формирования конкурентоспособности личности, которая сформулирована так: «Ориентация системы образования на реализацию общенациональных интересов России, ее конкурентоспособности на мировых рынках труда и цивилизованной конкурентоспособности ее населения в структурах становящегося миропорядка» [7, с. 256]. То есть важная роль образования в решении задач социально-экономического развития России и повышении ее конкурентоспособности в целом

заключается именно в создании условий для повышения конкурентоспособности личности.

Диагностика конкурентоспособности была проведена в виде тестирования у студентов 1 курса, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров на архитектурно-строительном и транспортном факультетах Оренбургского государственного университета, а также у студентов 1 курса Оренбургского института (филиала) МГЮА имени О.Е. Кутафина (общее количество студентов 155).

В тест входит 30 вопросов. Оценка уровня конкурентоспособности личности, на наш взгляд, представляет существенный интерес. В условиях перехода страны к экономике рыночного типа возникает необходимость подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека, обладающего универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, независимо от избранной им профессии, уверенно вступать в социальные отношения, грамотно вести хозяйство, добиваясь высоких результатов при минимальных затратах времени и средств, способного к самосовершенствованию, самоизменению, активной адаптации на рынке труда. В различных сферах деятельности степень ее успешности оценивается производительностью труда, качеством и количеством произведенного конечного продукта. Но когда речь идет о конкурентоспособности личности, то имеется в виду не столько конечные результаты ее деятельности, сколько ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе. В связи с этим, развитие конкурентоспособной личности студента становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки в вузах.

В таблице 1 приведены обобщенные данные по характеристике состояния уровней развития конкурентоспособности, выявленные на основании адаптированного теста, предложенного В.И. Андреевым.

Анализ результатов исследования показал, что средний балл у студентов 1 курса равен 114 баллам, что говорит о том, что уровень конкурентоспособности личности у студентов 1 курса выше среднего. Из 150 возможных баллов один участник показал максимальный результат в группе - 144 балла. Минимальный балл -84 (средний уровень).

Таблица 1. Уровни конкурентоспособности студентов

Уровни конкурентоспособности Баллы Контрольная группа (100% -155 чел.)

1 - очень низкий 30-40 0%

2 - низкий 43-57 0%

3 - ниже среднего 58-70 0%

4 - чуть ниже среднего 71-83 0%

5 - средний 84-96 4%

6 - чуть выше среднего 97-109 25%

7 - выше среднего 110-122 47%

8 - высокий 123-137 22%

9 - очень высокий 138-140 0%

10 - наивысший 141-150 2%

Следует отметить, что 74% студентов знают, чего хотят добиться в ближайшие 2-3 года, то есть уже на первом курсе представляют себе различные пути самореализации и самоутверждения.

Однако не может не огорчать, что только 52% респондентов систематически занимаются самообразованием, саморазвитием своих личностных качеств. Это позволяет нам утверждать, что почти половина студентов находится в нейтрально-пассивной позиции по отношению к развитию интеллектуальной сферы личности и получению определенных профессиональных знаний.

Следует обратить внимание на то, что 57% студентов боятся быть инициаторами нововведений, что говорит об их нерешительности.

Заслуживает внимание тот факт, что 72% -считают, что могут быстро осваивать новые виды деятельности. На наш взгляд это поможет развить такие качества конкурентоспособности, как гибкость, мобильность и целеустремленность. Гибкий работник может быстро реагировать на изменение ситуации на рынке труда, приспосабливаться, перестраиваться, переориентироваться и осваивать новые виды деятельности. Мобильный работник быстро осваивает новую профессию (специальность). Целеустремленный работник - упорный, настойчивый, решительный, уверенный в своих силах, способный преодолеть любые преграды человек, ставящий перед собой определенную цель и стремящийся к ее достижению.

Таким образом, мы увидели, что уровень конкурентоспособности личности опрошенных

студентов довольно высокий, не выявили ни одного опрашиваемого с низким уровнем, что, в свою очередь, является хорошим показателем, как для студентов, так и для вузов. Это позволяет сделать вывод, что у студентов есть уверенность в себе, своих силах, цели и ценностные ориентиры, присутствует стремление к саморазвитию, самостоятельности и интерес к профессиональному росту.

Мы считаем, что сам факт обучения в высшем учебном заведении укрепляет веру в свои способности и порождает надежду на полноценную в профессиональном и творческом плане интересную жизнь и деятельность. Заметно укрепляются и развиваются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах -решительность, целеустремленность, самостоятельность, инициативность. К середине учебы в вузе обычно завершается выработка жизненной позиции и осуществляется переход к осознанному самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Можно предположить, что к началу четвертого курса уровень конкурентоспособности личности у ребят повысится, и обучение в вузе благоприятно повлияет на этот показатель. А для достижения этой цели, необходимо вовремя вооружить первокурсников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной учебы в вузе и при этом не упустить важнейшего процесса формирования и развития их внутренней позиции с целью профессионального становления конкурентоспособного специалиста. То есть, можно сказать, что конкурентоспособность это основное условие профессиональной и социальной успешности человека, которое обеспечивается в первую очередь уровнем образования и степенью проявления своей субъектности.

Подводя итог, можно утверждать, что развитие конкурентоспособной личности студента бакалавриата является неотъемлемой частью профессиональной подготовки в вузах, что отражается и в важнейших нормативных документах, определяющих работу российской системы образования. Так, в концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель профессионального образования -подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда. Поэтому сложный процесс реформирования, который переживает сейчас образование с переходом на

уровневую подготовку кадров, должен быть направлен, прежде всего, на создание условий для развития конкурентоспособной личности, способной максимально реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической среде за порогом вуза.

На наш взгляд, образовательный процесс вуза обеспечит эффективное развитие конкурентоспособности студентов бакалавриата, если будет реализован следующий комплекс педагогических условий:

1) ориентация образовательного процесса на личностно-профессиональное развитие студента бакалавриата;

2) формирование у студентов ценностного образа предстоящей профессиональной деятельности путем поэтапного вовлечения в профессиональную деятельность (решение профессионально-ориентированных задач);

3) формирование готовности студента к личностно-профессиональному саморазвитию.

В качестве одного из методов развития конкурентоспособности будущего бакалавра мы предлагаем создание, так называемого, портфо-лио индивидуальных профессиональных достижений или паспорта профессиональной карьеры выпускника вуза. Это своего рода индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов различных творческих, курсовых, проектных работ студента за все время обучения в вузе, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и т. д. Именно портфолио позволяет оценить не только прогресс и результаты деятельности студента, но также и их индивидуальные усилия и способности к самооценке, рефлексии и анализу собственных достижений.

Таким образом, подготовка конкурентоспособной личности играет важную роль в системе образования, что, несомненно, требует целенаправленной разработки общепедагогических основ ее решения. Развитие конкурентоспособности носит системный характер. Это процесс, требующий создания определенных условий, среды, в которой осуществляется деятельность и происходит личностно-профессиональное развитие.

30.10.2012

Список литературы:

1. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. - М. : Московский психолого-социальный ин-т ; Воронеж : МОДЖ, 2002. - 400 с.

2. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. Проблемы возрастной и дифференциальной психологии / Б. Г. Ананьев. - Москва : Директ-Медиа, 2008. - 209 с.

3. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст]: учебник для вузов / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -М. : Академия, 2003. - 192 с.

4. Якунин, В. А. Психология учебной деятельности студентов / В. А. Якунин. - М., 1994. - 321 с.

5. Максимова, Е. В. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Максимова. - Оренбург : ОГУ, 2005. - 19 с.

6. Андреев, В. И. Конкурентология [Текст] : учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев ; М-во образования Рос. Федерации, Казан. гос. ун-т. - Казань : Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.

7. Андреев, В. И. Педагогика [Текст] : учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.

Сведения об авторе:

Юсупова Олеся Владимировна, старший преподаватель кафедры информатики Оренбургского

государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2236, тел. (3532) 372537, e-mail: [email protected]

UDC 378.22:005.321 Yusupova O.V.

E-mail: [email protected]

ON DEVELOPMENT OF BACHELOR STUDENTS' COMPETITIVENESS

An issue of bachelor students' competitiveness development is reviewed. It shows the importance of considering the subjectivity category for successful formation and development of future bachelors' competitiveness. The necessity is justified in terms of target development of general educational bases to solve the problem of training the competitive personality of future bachelors. In order to determine the level of the students' competitiveness, the diagnostics has been performed, the results of diagnostics have been analyzed. There is identification of a set of educational conditions targeted at efficient development of bachelor students' competitiveness, the method of future bachelors' competitiveness development is proposed. Key words: competitiveness, subjective position, education, bachelor.

Bibliography:

1. Mitina, L. M. Psychology of competitive personality development / L. M. Mitina. - Moscow : psychology-social institute ; Voronezh : MODZH, 2002. - 400 p.

2. Ananev, B. G. Personality, activity subject, individuality. Problems of age and differential psychology / B. G. Ananev. -Moscow : Direct-Media, 2008. - 209 p.

3. Slastenin, V. A. Introduction into pedagogical axiology [Text]: textbook for universities / V. A. Slastenin, G. I. Chizhakova. -M. : Academy, 2003. - 192 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Yakunin, V. A. Psychology of students' academic activity / V. A. Yakunin. - М., 1994. - 321 p.

5. Maksimova, E. V. Development of student's competitiveness in educational process of university [Text] : dis... abstract master of arts : 13.00.01 / Е. V. Maksimova. - Orenburg : OSU, 2005. - 19 p.

6. Andreev, V. I. Science of Competitiveness [Text] : course book for creative self-development of competitiveness / V. I. Andreev; Ministry of Education of the RF, Kazan University. - Kazan : Centre of innovative technologies, 2004. - 468 p.

7. Andreev, V. I. Pedagogy [Text] : course book for creative self-development / V. I. Andreev. - 3rd edition. - Kazan : Centre of innovative technologies, 2003. - 608 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.