освоения определенных форм художественно-творческой деятельности.
2. Мезоуровень связан с постижением искусства различных этнических обществ, характерного для определенного региона, в процессе чего происходит выявление единства представления социокультурных устремлений этнических групп и происходит постижение разнообразия средств художественно-эстетической выразительности.
3. Макроуровень обеспечивает постижение детьми общечеловеческих ценностей посредством осознания ценности регионального искусства.
Рассмотренные вышеизложенные позиции различных ученых на систему формирования этно-художественной компетенции подростков в условиях культурно-региональной образовательной среды позволяют диссертанту выделить следующие ее функции:
• философско-культурологическую функцию, предполагающую формирование этнического самосознания личности, системы ценностных установок и ориентаций подрастающего поколения;
• этико-гуманистическую функцию, предполагающую учет идеи поликультурности современного социума и этики межна-
Библиографический список
ционального общения с позиций гуманизма в содержании образовательных стандартов и способах учебной и воспитательной деятельности, а также культурный опыт человечества в его конкретных этнических формах;
• гуманитарно-гносеологическую функцию, направленную на формированием стойкого активного познавательного интересах подрастающего поколения к ценностям родной этнокуль-туры;
• воспитательно-рефлексивную функцию, нацеленную на становление и развитие духовно-нравственных качества личности учащихся;
• личностно-развивающую функцию, направленную на развитие интереса ребенка к самому себе, формирование системы этнокультурных потребностей, интересов и установок, направленных на осознание подростка себя как личности, субъекта этноса, гражданина российского государства, гражданина мира.
Представленные положения позволяют автору рассматривать культурно-региональную образовательную среду как вocпитaтeльнo-oбpaзoвaтeльнoe пространство этно-культуры, эмoциoнaльнo-нpaвcтвeннoe воздействие которой является стимулом к формированию этно-худо-жественной компетенции подрастающего поколения.
1. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. - 2009. - № 3.
2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика чувашей. - Чебоксары, 1997.
3. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.
4. Зыков, В.В. Социальный институт профессионального образования и регион: монография: в 2 ч. - Тюмень, 2001.
5. Коменский, Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. - М., 1982. - Т.1.
6. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985.
7. Максимов, В.Г. Профессионально-творческая направленность личности учителя: теория и практика воспитания. - М., 1996.
8. Мид, М. Культура и мир детства. - М., 1988.
9. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Владикавказ, 2009.
10. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М., 1945.
11. Хворостов, A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1983.
12. Щербачева, Л.А. Формирование этнокультурной компетентности подростков на материале искусства Уральского региона: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006.
Bibliography
1. Afanasjeva, A.B. Ehtnokuljturnoe obrazovanie: suthnostj, struktura soderzhaniya, problemih sovershenstvovaniya // Problemih pedagogiki i psikhologii. - 2009. - № 3.
2. Volkov, G.N. Ehtnopedagogika chuvasheyj. - Cheboksarih, 1997.
3. Gerder, I.G. Idei k filosofii istorii chelovechestva. - M., 1977.
4. Zihkov, V.V. Socialjnihyj institut professionaljnogo obrazovaniya i region: monografiya: v 2 ch. - Tyumenj, 2001.
5. Komenskiyj, Ya.A. Izbr. ped. soch.: v 2 t. - M., 1982. - T.1.
6. Likhachev, B.T. Teoriya ehsteticheskogo vospitaniya shkoljnikov. - M., 1985.
7. Maksimov, V.G. Professionaljno-tvorcheskaya napravlennostj lichnosti uchitelya: teoriya i praktika vospitaniya. - M., 1996.
8. Mid, M. Kuljtura i mir detstva. - M., 1988.
9. Poshtareva, T.V. Formirovanie ehtnokuljturnoyj kompetentnosti uchathikhsya v poliehtnicheskoyj obrazovateljnoyj srede: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Vladikavkaz, 2009.
10. Ushinskiyj, K.D. Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya. - M., 1945.
11. Khvorostov, A.C. Edinstvo trudovogo i ehsteticheskogo vospitaniya shkoljnikov v processe zanyatiyj dekorativno-prikladnihm iskusstvom: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1983.
12. Therbacheva, L.A. Formirovanie ehtnokuljturnoyj kompetentnosti podrostkov na materiale iskusstva Uraljskogo regiona: dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2006.
Статья поступила в редакцию 21.01.14
УДК 378. 02: 372. 8
LeifaA.V,, Pshenichnikova E.V. MODELING OF PEDAGOGICAL PROCESS OF FORMATION PROFESSIONALISM OF THE BACHELOR OF THE TECHNOLOGIST. In work approach to process of vocational training of the bachelor of the technologist in higher education institution, as to the first level of formation of professionalism of future technologist of light industry is considered; definition of the concept «formation of professionalism of the bachelor of the technologist in higher education institution» is given; the author's model of formation of professionalism of the bachelor of the technologist reveals, the main components of formation of professionalism of the bachelor of the technologist in higher education institution and criterion of their formation are defined.
Key words: professionalism formation, competence-based approach, pedagogical conditions, the professional and reflexive training environment, creative inclusiveness, components and criteria of formation of professionalism.
А.В. Лейфа, д-р пед. наук, проф., проректор по научной работе Амурского гос. университета, г. Благовещенск, E-mail: [email protected]; Е.В. Пшеничникова, ст. преп. каф. «Конструирования и технологии одежды» Амурского гос. университета, г. Благовещенск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БАКАЛАВРА ТЕХНОЛОГА
В работе рассматривается подход к процессу профессиональной подготовки бакалавра технолога в вузе, как к первому уровню становления профессионализма будущего технолога лёгкой промышленности; дается определение понятия «становление профессионализма бакалавра технолога в вузе»; раскрывается авторская модель становления профессионализма бакалавра технолога, рассматриваются основные компоненты становления профессионализма бакалавра технолога и критерии их сформированности.
Ключевые слова: становление профессионализм, компетентностный подход, педагогические условия, профессионально-рефлексивная обучающая среда, творческая включённость, компоненты и критерии становления профессионализма.
Стратегия развития лёгкой промышленности России, обозначила круг проблем: дефицит высококвалифицированных специалистов и управленческих кадров, устаревшая техническая оснащенность и технологии производства, низкая мобильность и др., нерешение которых привело к тому, что потребность страны в продукции отрасли удовлетворяется всего лишь на 25%, что наносит угрозу безопасности страны [1]. Решение кадровой проблемы, возрастающая конкуренция между отечественными и зарубежными производителями товаров лёгкой промышленности, диктует новые требования к главным организаторам производства и инициаторам внедрения в практику основных нововведений - технологам отрасли.
Значимыми задачами технологов лёгкой промышленности становятся не только готовность к качественной эффективной профессиональной деятельности, но и гибкость, готовность быстро реагировать на изменения моды, вкусы потребителей, принимать решения в открытых, постоянно меняющихся условиях. Сегодня технологи-профессионалы должны выдвигать альтернативные решения и вырабатывать эффективную технологию трудовой деятельности, на основе созидательной творческой деятельности, включающей: поиск проблем и выработку стратегий их решения; анализ различных производственных факторов и требований; анализ и контроль своей деятельности, действий и поступков; готовность к совместной работе с коллегами, потребителями; проектирование оптимальных режимов производства одежды и др.
Становление профессионализма технолога лёгкой промышленности закладывается в высшем учебной заведении. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, ориентированные на становление компетентностного профессионала-технолога, готового успешно и эффективно решать профессиональные задачи с учетом реальных условий производства требует существенных изменений в определении содержания и способе профессиональной подготовки бакалавров технологов в вузе в аспекте становления профессионализма.
Таким образом, анализ теоретических источников показал, что в научных работах в настоящее время имеется теоретическая база для изучения профессиональной подготовки специалистов отрасли. Однако вопросы, связанные со становлением профессионализма бакалавра технолога лёгкой промышленности на этапах вузовской подготовки, в обучающей среде, нацеленной на саморазвитие и творческое самоосуществление, в контексте становления профессионализма, пока не нашли отражения в исследованиях ученых и практиков, что позволяет считать данное направление научного поиска принципиально новым.
Идея представления ступени бакалавриата как первого уровня становления профессионализма будущего технолога лёгкой промышленности возникла на основе исследований А.А. Дер-кача, А.К. Марковой и др. Профессионализм, как определенная системная организация сознания и психики (Е.А. Климов), эмоционально-ценностное отношение к миру (Н.С. Пряжников), высокий уровень развития профессионально важных и личностных качеств, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационная сфера и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие (А.А. Деркач), наличие определенного отношения человека к своему труду, ценностные основания и смыслы на которых он выстраивает свою профессиональную деятельность (А.К. Маркова), требует для своего формирования неопределенного количества време-
ни, разного для каждой личности [2; 3; 4; 5]. Но активизация «всех сил», по нашему мнению, происходит на этапе его становления.
В нашем понимании профессионализм - это готовность личности выполнять стабильно и эффективно сложную профессиональную деятельность в различных условиях на основе совокупности личностно профессиональных качеств, креативности, стремления к достижению социально значимого результата, следования в профессиональной деятельности ценностным ориентирам, наличия системы жизненных ценностей, стремления внести собственный вклад в профессию.
В аспекте проведенного исследования под становлением профессионализма бакалавра технолога в вузе понимается начальный, непрерывный и целостный процесс, направленный на формирование профессиональных свойств личности, общекультурных и профессиональных компетенций, проявляющихся в способности бакалавра технолога успешно решать профессиональные задачи, связанные с проектированием и производством одежды, а также продуктивным взаимодействием с коллегами, подчиненными, индивидуальными потребителями, клиентами, поставщиками.
Для уточнения особенностей профессиональной деятельности технологов лёгкой промышленности был проведен экспертный опрос, в котором участвовали 75 работодателей Дальневосточного региона, специалистов отрасли (ООО «Сахалинская швейная фабрика», г. Южно-Сахалинск; ОАО «Приморская швейная фирма «Восток», г. Спасск-Дальний; ООО «Швейная фабрика медицинской одежды», г. Благовещенск и др.). Специалисты технологи в своих ответах условно выделили пять групп ведущих личностно-профессиональных свойств технолога лёгкой промышленности: конкурентоспособность личности (25%), направленность личности на созидательную творческую деятельность (30%), коммуникативно-лидерскую компетентность (25%), стремление к качественному конечному продукту своей деятельности (12%), самостоятельность в условиях выбора (8%).
Они считают, что при подготовке будущих технологов лёгкой промышленности необходимо уделять больше внимания знакомству с практической профессиональной деятельностью (40%); рассмотрению и решению проблемных ситуаций, требующих партнерского взаимодействия (38%); разработке собственных проектов, позволяющих приобрести опыт творческой самореализации (22%).
Таким образом, эксперты признали, что сегодня бакалавру технологу уже недостаточно обладать только профессиональными знаниями, нужно быть готовыми эти знания реализовы-вать, добиваясь необходимого результата (владеть способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества; социальной ответственностью за результаты своего труда; способностью планировать свою деятельность; быть увлеченными профессией) и отметили, что становление профессионализма бакалавра технолога должно происходить на этапе его вузовской подготовки.
Содержание профессиональной подготовки технолога лёгкой промышленности на этапе бакалавриата определяется социальным заказом, требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Технология изделий лёгкой промышленности», модельными характеристиками профессионализма [6].
При разработке модели мы исходили из научных представлений о моделировании как особой форме научного исследования, основанной на создании аналогов изучаемых объектов (наглядно-образных моделей), позволяющей осуществлять практи-
Социальный заказ системе высшего профессионального образования
ФГОС ВПО 262000.62 «Технология изделий лёгкой промышленности»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТ
Субъектно-деятельностный подход, системный подход, компетентностный подход
ЦЕЛЕВОМ КОМПОНЕНТ
Цель - становление профессионализма бакалавра технолога лёгкой промышленности
I
I
I
I
СОДЕРЖАТЕЛЬ НО-ОРГА-НИЗА-ЦИОН-НЫЙ КОМПОНЕНТ
Организация педагогического процесса Факторы Педагогические предпосылки Психологические механизмы Принципы Педагогические условия
Мотивационно-ценностный Осмысление целей личностной и профессиональной жизнедеятельности, через развитиеличностно-профессиональных качеств и индивидуальности
Информационно-содержательный Формирование целостной системы знаний, умений и навыков, актуальных «сегодня и сейчас» в сфере проектирования и производства одежды, а также взаимодействия с индивидуальным потребителем
Деятельностный Формирование системы профессиональных действий: аналитических, проектных, производственных, технологических, коммуникативных, организаторских, самодиагностических
Этапы становления профессионализма: актуальный, потенциальный, нормативный, перспективный
Процессуально-т ехнологический - формы организации обучения (лекции, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа студентов, консультации) -методы обучения (проблемный, поисковый, исследовательский; решение производственных задач; коллективного поиска идей; моделирование производственных ситуаций; проектов)
-средства обучения (учебные, справочные пособия, аудиовизуальные, программные, технические)
РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ КОМПОНЕНТ
Результаты обучения
ОК Личностно-профессиональные свойства ПК
Критерии становления профессионализма бакалавра технолога
Становление профессионализма бакалавра технолога в вузе
Уровни становления профессионализма: должный, средний, низкий
Рис. 1. Педагогическая модель становления профессионализма бакалавра технолога
ческую проверку свойств организуемого педагогического процесса становления профессионализма бакалавра технолога с опорой на научно-педагогические основы.
На основе современных исследований в области профессионального образования нами принято мнение о том, что модель становления профессионализма бакалавра технолога может быть основана на принципах (К. Роджерс, А. Дистервег): только то, что является выбором самого человека, приносит
радость и огорчения, только за самостоятельный выбор человек несет ответственность перед самим собой и другими людьми; развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Тот, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственными силами [7; 8].
Педагогическая модель включает следующие структурные компоненты: методологический, целевой, содержательно-организационный, результативный (рис. 1). Целевой компонент оп-
ределяет цель функционирования модели, заключающуюся в становлении профессионализма бакалавра технолога в вузе. Методологический компонент включает методологические основы проектирования процесса становления профессионализма бакалавра технолога, которыми являются субъектно-деятельно-стный, системный, компетентностный подходы.
Педагогическая модель включает содержательные компоненты: информационно-содержательный, деятельностный, мо-тивационно-ценностный, процессуально-технологический.
Информационно-содержательный компонент раскрывается через систему знаний, умений и навыков, актуальных «сегодня и сейчас» в сфере проектирования и производства одежды, а также взаимодействия с индивидуальным потребителем, которые становятся средствами становления профессионализма бакалавра технолога в вузе; характеризует все виды и формы теоретических знаний, полученных в процессе овладения профессией от первоначальных ощущений и понятий до теорий и концепций проектирования и производства одежды.
Деятельностный компонент становления профессионализма бакалавра технолога в вузе раскрывается через систему взаимосвязанных профессиональных действий в составе аналитических, проектных, производственно-технологических, организационно-управленческих, коммуникативных и самодиагностических и др. Конкретные требования к профессиональным действиям бакалавра технолога представлены в ФГОС ВПО [6].
Мотивационно-ценностный компонент становления профессионализма бакалавра технолога в вузе ориентирует на осмысление целей личностной и профессиональной жизнедеятельности, через развитие личностно-профессиональных качеств и индивидуальности; наполняет ценностью, мотивами и смыслом всю организуемую внутри модели работу; ориентирует бакалавра технолога на идеалы, принятые в данной профессии; способствует осознанию общественной значимости профессии и адекватной самооценки бакалавром технологом необходимых профессионально важных качеств; поддерживает в бакалаврах технологах настрой на позитивные результаты своего труда [5].
Процессуально-технологический компонент раскрывает применяемые для становления профессионализма формы организации обучения (коллективная, групповая и др.); методы (активные: дискуссионные, игровые, проблемные, творческие; прак-тико-ориентированные, методы самостоятельной работы, контрольно-оценочные) и средства.
Педагогическая модель представляет процесс становления профессионализма в целом виде, во взаимосвязи и зависимости, компонентов педагогического процесса: факторов; педагогических предпосылок; психологических механизмов; педагогических условий; принципов становления профессионализма бакалавра технолога.
На основании исследования (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревс-кая и др.) нами выделены следующие факторы, влияющие на успешность становления профессионализма бакалавра технолога (актуализация профессионально ориентированных мотивов студентов; доброжелательная рефлексивная обучающая атмосфера профессионального общения; педагогическая поддержка бакалавра технолога в процессе прохождения культурных практик; модернизация форм взаимодействия в процессе профессиональной подготовки); предпосылки, обеспечивающие предварительные условия успешного становления профессионализма бакалавра технолога (общественной значимости профессии; включённости студентов в разнообразную творческую деятельность; готовности преподавателей создавать учебно-методический материал обучающего и развивающего характера); психологические механизмы, обеспечивающие эффективное становление профессионализма (механизм личностного смысла, рефлексии и механизм обратной связи). Принципами становления профессионализма бакалавра технолога являются: принцип профессиональной направленности, принцип сознательности и творческой активности, принцип ориентированности учебного процесса на саморазвитие бакалавра технолога [9; 10].
При разработке педагогических условий эффективного содействия становлению профессионализма бакалавра технолога, нами взята за основу мысль А. Эйнштейна о том, что развитие способности к независимому мышлению и суждению всегда должно быть главнее, чем приобретение отдельных знаний. Овладев основами изучаемого предмета и научившись мыслить независимо, бакалавр технолог всегда найдет свой путь в жизни и скорее адаптируется к прогрессу и изменениям [11].
Анализ проблем становления профессионализма бакалавра технолога легкой промышленности: 1) неготовность системы высшего профессионального образования к подготовки бакалавров технологов легкой промышленности в аспекте компетент-ностного подхода (А.Г. Бермус); 2) отсутствием единой практи-коориентированной обучающей среды профессионального общения и взаимодействия (Л.Н. Куликова); 3) низкий уровень активной субъектной позиции в решении профессиональных задач (В.И. Слободчиков); позволил выделить педагогические условия становления профессионализма бакалавра технолога: создание профессионально-рефлексивной обучающей среды становления профессионализма бакалавра технолога в вузе (ПРОС); активизация развития личностно-профессиональных свойств бакалавра технолога через творческую включённость в процесс становления профессионализма бакалавра технолога в вузе; использование рефлексивных форм педагогического взаимодействия в процессе становления профессионализма бакалавра технолога в вузе [12].
Результативный компонент педагогической модели характеризует уровни становления профессионализма бакалавра технолога в вузе, включает педагогические критерии, методы контроля результатов.
На основании проведенного исследования и требований ФГОС ВПО выделены критерии сформированности компонентов становления профессионализма бакалавра технолога в вузе: 1) общекультурных компетенций (мотивационный, операционально-содержательный, рефлексивный); 2) профессиональных свойств личности (личностно профессиональные качества: желание к непрерывному саморазвитию, стремление к непрерывному профессиональному росту, независимость, глубокий творческий интерес к делу, трудолюбие, ответственность, стремление к лидерству, стрессоустойчивость, умение убеждать); 3) профессиональных компетенций (система взаимосвязанных профессиональных действий в составе аналитических, проектных, производственно-технологических, коммуникативных) [6; 12; 13].
Каждый из критериев сформированности общекультурных компетенций может быть охарактеризован рядом показателей:
1. Мотивационный критерий: интерес к изучению современных достижений и перспектив развития отрасли; стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности; осознание ценности изучения и использования многообразия факторов, средств, систем, технологий изготовления одежды; потребность овладеть знаниями и умениями и др.
2. Операционально-содержательный критерий: умение использовать основные методы, средства получения и переработки информации; умение применять основные положения и методы гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач; готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся условиям профессионального опыта и др.
3. Рефлексивный критерий: анализировать результаты профессиональной деятельности, свои собственные действия и действия других, с последующим обобщением и систематизацией, формулировкой выводов; умение оценивать полезность собственной деятельности и корректировать полученные результаты; умение оценивать свои достоинства и недостатки, выбирать пути и средства саморазвития; самооценивание своих отдельных сторон: понимание себя, своего профессионального поведения, эмоциональное отношение и др. [6; 14].
Критерием сформированности профессиональных компетенций является: система взаимосвязанных профессиональных действий, которая может быть охарактеризована рядом показателей.
1. Аналитические действия: разделять производственный процесс изготовления одежды на составляющие компоненты; осмысливать каждый компонент во взаимосвязи и взаимозависимости с другими; находить научно-технические, патентные и другие информационные исходные данные для проектирования изделий лёгкой промышленности, адекватные логике рассматриваемой профессиональной задачи и др.
2. Проектные действия: формулировать текущие и конечные цели решения задач, критерии и показатели достижения целей, выявление приоритетных решений с учетом нравственных аспектов деятельности; разрабатывать варианты решения
проблемы, анализировать их, прогнозировать последствия, находить решения в условиях многокритериальности, неопределенности и др.
3. Производственно-технологические действия: проектировать эффективно функционирующие технологические процессы производства одежды; осуществлять производственный контроль параметров качества поэтапного изготовления деталей, полуфабрикатов и готовых изделий; планировать эффективное использование материалов, оборудования и др.
4. Коммуникативные действия: участвовать в совместной работе с коллективом исполнителей; принимать управленческие решения в условиях различных мнений; осуществлять взаимодействие с коллегами, подчиненными, индивидуальными потребителями с учетом особенностей личности каждого; сопоставлять себя, свою позицию, точку зрения с позициями, точками зрения других; общаться ровно и беспристрастно с другими людьми и др.
Критерии сформированности профессиональных свойств личности - личностно профессиональные качества, характеризуется показателями, представленные личностно-про-фессиональными качествами: конкурентоспособность личности (желанием к непрерывному саморазвитию, стремлением к непрерывному профессиональному росту, независимостью);
Библиографический список
направленность личности на созидательную творческую деятельность (глубоким творческим интересом к делу, трудолюбием, ответственностью); коммуникативно-лидерская компетентность (стремлением к лидерству, стрессоустойчивостью, умением убеждать) [6].
В определении уровней становления профессионализма бакалавра технолога, мы опирались на исследования А.В. Лей-фа, Ю.П. Поваренкова и других, на основании которых нами выделены низкий, средний и должный уровни становления профессионализма бакалавра технолога лёгкой промышленности в вузе, как интегрального показателя [15; 16].
Таким образом, педагогическая модель становления профессионализма бакалавра технолога лёгкой промышленности в вузе представляет процесс становления профессионализма в целостном виде, во взаимосвязи и зависимости всех компонентов и способствует формированию профессиональных свойств личности, общекультурных и профессиональных компетенций, проявляющихся в способности бакалавра технолога успешно решать профессиональные задачи, связанные с проектированием и производством одежды, а также продуктивным взаимодействием с коллегами, подчиненными, индивидуальными потребителями, клиентами, поставщиками.
1. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года: офиц. текст. - М., 2009.
2. Климов, Е.А. Психология профессионала. - М., 1996.
3. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства I Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М., 2007.
4. Деркач, А.А. Акмеология: учебное пособие I А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - СПб., 2003.
5. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
6. ФГОС ВПО по направлению подготовки 262000.62 «Технология изделий лёгкой промышленности», квалификация (степень) бакалавр: офиц. текст. - М., 2009.
7. Корепанова, Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога II Педагогика. - 2003. - № 3.
8. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека II пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. - М., 1994.
9. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М., 2001.
10. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания II Педагогика. - 1995. - № 4.
11. Дилтс, Р. Стратегии гениев. - М., 2001. - Т. 2: Альберт Энштейн.
12. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании II Эйдос: интернет-журнал. - 2005. -10 сентября [Э!р]. - Р!д: http:IIwww.eidos.ruI
13. Кричевский, Р.Л. Если вы - руководитель..: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М., 1993.
14. Митина, Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение I Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков. - М., 2005.
15. Лейфа, А.В. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений: дис. ... д-ра пед. наук. - Благовещенск, 2007.
16. Поваренков, Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности II Звезды ярославской психологии. - Ярославль, 2000.
Bibliography
1. Strategiya razvitiya legkoyj promihshlennosti Rossii na period do 2020 goda: ofic. tekst. - M., 2009.
2. Klimov, E.A. Psikhologiya professionala. - M., 1996.
3. Pryazhnikov, N.S. Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva I N.S. Pryazhnikov, E.Yu. Pryazhnikova. - M., 2007.
4. Derkach, A.A. Akmeologiya: uchebnoe posobie I A.A. Derkach, V.G. Zazihkin. - SPb., 2003.
5. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.
6. FGOS VPO po napravleniyu podgotovki 262000.62 «Tekhnologiya izdeliyj lyogkoyj promihshlennosti», kvalifikaciya (stepenj) bakalavr: ofic. tekst. - M., 2009.
7. Korepanova, N.V. Professionaljno-lichnostnoe stanovlenie i razvitie pedagoga II Pedagogika. - 2003. - № 3.
8. Rodzhers, K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka II per. s angl.; obth. red. i predisl. E.I. Iseninoyj. - M., 1994.
9. Bozhovich, L.I. Izbrannihe psikhologicheskie trudih: Problemih formirovaniya lichnosti. - M., 2001.
10. Bondarevskaya, E.V. Cennostnihe osnovaniya lichnostno orientirovannogo vospitaniya II Pedagogika. - 1995. - № 4.
11. Dilts, R. Strategii geniev. - M., 2001. - T. 2: Aljbert Ehnshteyjn.
12. Bermus, A.G. Problemih i perspektivih realizacii kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii II Ehyjdos: internet-zhurnal. - 2005. - 10 sentyabrya [EhIr]. - RId: http:IIwww.eidos.ruI
13. Krichevskiyj, R.L. Esli vih - rukovoditelj..: ehlementih psikhologii menedzhmenta v povsednevnoyj rabote. - M., 1993.
14. Mitina, L.M. Lichnostj i professiya: psikhologicheskaya podderzhka i soprovozhdenie I L.M. Mitina, Yu.A. Korelyakov. - M., 2005.
15. Leyjfa, A.V. Professionaljno formiruyuthaya sistema fizicheskoyj aktivnosti i zdorovjya studentov vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj: dis. ... d-ra ped. nauk. - Blagovethensk, 2007.
16. Povarenkov, Yu.P. Psikhologicheskaya koncepciya professionaljnogo stanovleniya lichnosti II Zvezdih yaroslavskoyj psikhologii. - Yaroslavlj, 2000.
Статья поступила в редакцию 21.01.14
УДК 378
Matafonova T.A., Chupanov A.H. MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE EXPERTS OF A TOURIST PROFILE IN THE CONDITIONS OF THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT.
In this article the author's model of formation of professional competence of future experts of a tourist profile in the conditions of the information educational environment of higher education institution where the main component is the developed author's electronic educational and methodical complex «Tourism Geography» is offered.
Key words: model, professional competence, expert of a tourist profile, information educational environment.