проблемы, анализировать их, прогнозировать последствия, находить решения в условиях многокритериальности, неопределенности и др.
3. Производственно-технологические действия: проектировать эффективно функционирующие технологические процессы производства одежды; осуществлять производственный контроль параметров качества поэтапного изготовления деталей, полуфабрикатов и готовых изделий; планировать эффективное использование материалов, оборудования и др.
4. Коммуникативные действия: участвовать в совместной работе с коллективом исполнителей; принимать управленческие решения в условиях различных мнений; осуществлять взаимодействие с коллегами, подчиненными, индивидуальными потребителями с учетом особенностей личности каждого; сопоставлять себя, свою позицию, точку зрения с позициями, точками зрения других; общаться ровно и беспристрастно с другими людьми и др.
Критерии сформированности профессиональных свойств личности - личностно профессиональные качества, характеризуется показателями, представленные личностно-профессиональными качествами: конкурентоспособность личности (желанием к непрерывному саморазвитию, стремлением к непрерывному профессиональному росту, независимостью);
направленность личности на созидательную творческую деятельность (глубоким творческим интересом к делу, трудолюбием, ответственностью); коммуникативно-лидерская компетентность (стремлением к лидерству, стрессоустойчивостью, умением убеждать) [6].
В определении уровней становления профессионализма бакалавра технолога, мы опирались на исследования А.В. Лейфа, Ю.П. Поваренкова и других, на основании которых нами выделены низкий, средний и должный уровни становления профессионализма бакалавра технолога лёгкой промышленности в вузе, как интегрального показателя [15; 16].
Таким образом, педагогическая модель становления профессионализма бакалавра технолога лёгкой промышленности в вузе представляет процесс становления профессионализма в целостном виде, во взаимосвязи и зависимости всех компонентов и способствует формированию профессиональных свойств личности, общекультурных и профессиональных компетенций, проявляющихся в способности бакалавра технолога успешно решать профессиональные задачи, связанные с проектированием и производством одежды, а также продуктивным взаимодействием с коллегами, подчиненными, индивидуальными потребителями, клиентами, поставщиками.
Библиографический список
1. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года: офиц. текст. - М., 2009.
2. Климов, Е.А. Психология профессионала. - М., 1996.
3. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М., 2007.
4. Деркач, А.А. Акмеология: учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - СПб., 2003.
5. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
6. ФГОС ВПО по направлению подготовки 262000.62 «Технология изделий лёгкой промышленности», квалификация (степень) бака-
лавр: офиц. текст. - М., 2009.
7. Корепанова, Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога // Педагогика. - 2003. - № 3.
8. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека // пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. - М., 1994.
9. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М., 2001.
10. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4.
11. Дилтс, Р Стратегии гениев. - М., 2001. - Т. 2: Альберт Энштейн.
12. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос: интернет-журнал. - 2005. -
10 сентября [Э/р]. - Р/д: http://www.eidos.ru/
13. Кричевский, РЛ. Если вы - руководитель..: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М., 1993.
14. Митина, Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков. - М., 2005.
15. Лейфа, А.В. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений: дис. ... д-ра пед. наук. - Благовещенск, 2007.
16. Поваренков, Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности // Звезды ярославской психологии. - Ярославль, 2000.
Bibliography
1. Strategiya razvitiya legkoyj promihshlennosti Rossii na period do 2020 goda: ofic. tekst. - M., 2009.
2. Klimov, E.A. Psikhologiya professionala. - M., 1996.
3. Pryazhnikov, N.S. Psikhologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva / N.S. Pryazhnikov, E.Yu. Pryazhnikova. - M., 2007.
4. Derkach, A.A. Akmeologiya: uchebnoe posobie / A.A. Derkach, V.G. Zazihkin. - SPb., 2003.
5. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.
6. FGOS VPO po napravleniyu podgotovki 262000.62 «Tekhnologiya izdeliyj lyogkoyj promihshlennosti», kvalifikaciya (stepenj) bakalavr: ofic. tekst. - M., 2009.
7. Korepanova, N.V. Professionaljno-lichnostnoe stanovlenie i razvitie pedagoga // Pedagogika. - 2003. - № 3.
8. Rodzhers, K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka // per. s angl.; obth. red. i predisl. E.I. Iseninoyj. - M., 1994.
9. Bozhovich, L.I. Izbrannihe psikhologicheskie trudih: Problemih formirovaniya lichnosti. - M., 2001.
10. Bondarevskaya, E.V. Cennostnihe osnovaniya lichnostno orientirovannogo vospitaniya // Pedagogika. - 1995. - № 4.
11. Dilts, R. Strategii geniev. - M., 2001. - T. 2: Aljbert Ehnshteyjn.
12. Bermus, A.G. Problemih i perspektivih realizacii kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii // Ehyjdos: internet-zhurnal. - 2005. - 10 sentyabrya [Eh/r]. - R/d: http://www.eidos.ru/
13. Krichevskiyj, R.L. Esli vih - rukovoditelj..: ehlementih psikhologii menedzhmenta v povsednevnoyj rabote. - M., 1993.
14. Mitina, L.M. Lichnostj i professiya: psikhologicheskaya podderzhka i soprovozhdenie / L.M. Mitina, Yu.A. Korelyakov. - M., 2005.
15. Leyjfa, A.V. Professionaljno formiruyuthaya sistema fizicheskoyj aktivnosti i zdorovjya studentov vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj: dis. ... d-ra ped. nauk. - Blagovethensk, 2007.
16. Povarenkov, Yu.P. Psikhologicheskaya koncepciya professionaljnogo stanovleniya lichnosti // Zvezdih yaroslavskoyj psikhologii. - Yaroslavlj, 2000.
Статья поступила в редакцию 21.01.14
УДК 378
Matafonova T.A., Chupanov A.H. MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE EXPERTS OF A TOURIST PROFILE IN THE CONDITIONS OF THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT.
In this article the author's model of formation of professional competence of future experts of a tourist profile in the conditions of the information educational environment of higher education institution where the main component is the developed author's electronic educational and methodical complex «Tourism Geography» is offered.
Key words: model, professional competence, expert of a tourist profile, information educational environment.
11З
Т.А. Матафонова, ст. преп. Кировского филиала Санкт-Петербургского гос. экономического университета, г. Киров, E-mail: [email protected]; А.Х. Чупанов, д-р. пед. наук, проф. Дагестанского гос. педагогического университета, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В данной статье предлагается авторская модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды вуза, где основной составляющей является разработанный авторский электронный учебно-методический комплекс «География туризма».
Ключевые слова: модель, профессиональная компетентность, специалист туристского профиля, информационная образовательная среда.
Разработка модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля, а также строгое следование в процессе профподготовки всем указанным в ней этапам является одним из дидактических условий, требующих своего детального описания.
С целью создания модели формирования профессиональной компетентности необходимо рассмотреть ее содержание на уровне общего теоретического построения моделей как моделей экспериментального исследования какого-либо явления.
С помощью моделей можно спроектировать ту или иную область знаний, умений, способностей любого участника педагогической системы, какими они должны быть с точки зрения искомого результата. Это дает знание о том, что именно должно быть сформировано
Ключевыми моментами в любой модели педагогического объекта являются:
- методологические основы, создающие ориентационную основу;
- этапы, позволяющие представить его как процесс;
- морфологические признаки, или методический, технологический (методы и средства), результативный компоненты.
С учетом этого нами была разработана структурно-содержательная модель формирования профессиональной компетентности будущего специалиста туристского профиля в условиях информационной образовательной среды, выступающая в тесной взаимосвязи ее основных блоков: целевого, содержательного, результативно-оценочного
Системообразующим компонентом модели является цель - формирование профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды. Достижение данной цели возможно посредством реализации следующих задач: повышение качества подготовки специалиста туристского профиля с использованием современных средств ИКТ; выявление условий для профессионального развития и самореализации обучающихся; разработка критериального инструментария оценки сфор-мированности профессиональной компетентности специалиста туристского профиля в условиях информационной образовательной среды.
Как отмечают авторы работы [1] Н.А. Гусенбекова и Т.Г. Ве-зиров, информационная образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств: компьютеры, базы данных коммуникационные каналы, программные продукты и др.
При реализации структурно-содержательной модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды нами были выделены следующие подходы к организации образовательной деятельности: личностноориентированный, системный, компетентностный, проектно-деятельностный.
Современное образование в высших учебных заведениях трудно представить без применения творческих форм работы со студентами. Наиболее емкой и масштабной является форма в виде проектно-деятельностного подхода.
А.А. Пентин видит основные образовательные цели применения методов проектного обучения в том, чтобы «научить по-
нимать: хорошая идея - еще далеко не все, необходимо представлять, каков механизм ее реализации, как будет выглядеть конечный продукт, чтобы, осуществляя проект, попутно научиться многим полезным вещам: добывать нужную информацию, сотрудничать с партнерами, и, возможно, руководить другими людьми, наконец, в буквальном смысле делать что-то своими руками» [2].
Т.Г. Везиров в работе [3] отмечает, что использование метода проектов - это не просто декларируемая образовательная технология, она есть порождение времени и выражение мировых образовательных тенденций.
Кроме того, эффективное использование проектно-деятельностного подхода, обеспечивающего продуктивную интеграцию образования, науки и производства, позволит решить одну из главных проблем молодых специалистов - невостребованность выпускников в силу отсутствия у них практического опыта. Внедрение проектно-деятельностного подхода обеспечит студентам получение необходимого опыта, а успешная разработка проектов привлечет внимание к молодым специалистам со стороны действующих предприятий. Вместе с тем повысится конкурентоспособность выпускников на рынке труда в силу развития у них инициативности и творческого потенциала.
В модели рассматриваются следующие принципы: системности, интегративности, профессиональной направленности и открытости.
Принцип системности является важнейшим базовым постулатом, который необходим для теоретического обобщения результатов педагогического формирования профессиональной компетентности в информационной образовательной среде. Он заставляет нацелить усилия педагогов на привнесение в учебный процесс понимания: 1) сущностных связей между развитием производства и культурой общества; 2) основных системообразующих факторов развития производительных сил социума; 3) наиболее глубоких технологических трудовых пластов социально-экономических отношений современного производства; 4) иерархической структуры профессиональной деятельности и ее субъекта; 5) механизма интеграции в едином терминологическом пространстве культурологических, социологических, психологических и профессионально-педагогических категорий и понятий о конкретной профессиональной деятельности, социокультурном и профессиональном потенциале современного человека и его развитии в педагогическом процессе.
Особый интерес представляет принцип профессиональной направленности, являющийся специфическим принципом дидактики профессиональной школы.
В педагогике можно определить два подхода к профессиональной направленности обучения. Следуя первому, под профессиональной направленностью понимается ориентация системы потребностей, мотивов, интересов и склонностей личности на положительное отношение к будущей профессии.
Второй подход к профессиональной направленности касается проблемы отбора и построения содержания образования на основе межпредметных связей общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Принцип открытости определяется тем, что профессиональная компетентность специалистов туристского профиля пребывает в постоянном диалоге с внешним по отношению к ней про-
странством профессиональной компетентности, структурируя его по своему образу и подобию; но этот же диалог значим и для нее самой - в его ходе она приобретает и развивает свою аутентичность.
Открытость информационной образовательной среды предполагает возможность ее расширения в зависимости от личностных образовательных потребностей обучающихся.
Все принципы представляют собой единую систему и регулируют процесс формирования профессиональной компетентности в условиях информационной образовательной среды.
Содержательный блок модели процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды обеспечивается интеграцией всех циклов общепрофессиональных, профессиональных и специальных дисциплин.
В ходе исследования с целью улучшения качества подготовки будущих специалистов туристского профиля разработана и апробирована дополнительная образовательная модульная программа «Мой путь к профессии» и электронный учебно-ме-
тодический комплекс (ЭУМК) «География туризма».
Блок модели - результативно-оценочный включает в себя ценностно-мотивационный, когнитивный и творческий компоненты.
Ценностно-мотивационный компонент определяется познавательной мотивацией и ценностным отношением к изучению спецдисциплин в условиях информационной образовательной среды, обусловленные профессиональными интересами.
Когнитивный компонент определяет фундаментальные и прикладные знания по ИКТ, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
Творческий компонент определяется творческим подходом к изучению современных средств информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали высокий уровень сформированности профессиональной компетентности студентов туристского профиля в условиях информационной образовательной среды, где важное место занимает авторская модель такого процесса.
Библиографический список
1. Гусенбекова, Н.А. Информационная образовательная среда в профессионально направленной математической подготовке инженеров в техническом вузе / Н.А. Гусенбекова, Т.Г. Везиров // Мир наук, культуры, образования. - 2013. - № 3(40).
2. Пентин, А.А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные // Директор школы. - 2006. - № 2.
3. Везиров, Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования // Вестник университета (ГУУ). - М., 2012. - № 10.
Bibliography
1. Gusenbekova, N.A. Informacionnaya obrazovateljnaya sreda v professionaljno napravlennoyj matematicheskoyj podgotovke inzhenerov v tekhnicheskom vuze I N.A. Gusenbekova, T.G. Vezirov II Mir nauk, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3(40).
2. Pentin, A.A. Uchebnihe issledovaniya i proektih - ponyatiya blizkie, no ne tozhdestvennihe II Direktor shkolih. - 2006. - № 2.
3. Vezirov, T.G. Informacionnihe i kommunikacionnihe tekhnologii v formirovanii proektnoyj kompetencii magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya
II Vestnik universiteta (GUU). - M., 2012. - № 10.
Статья поступила в редакцию 21.01.14
УДК 378.096
Petrova N.F., Vorsina E.A. RESEARCH COMPETENCE, ITS PLACE IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS. In work modern contexts of views on the competence and competence of students - future psychologist, presents a model of the structure of the research competence and defined the main principles of formation of the research competence.
Key words: competence, competence, research competence, the structure of the research competence, principles of formation of the research competence.
Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. каф. практической и специальной психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]; Е.А. Ворсина, аспирант каф. практической и специальной психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
В работе описаны современные взгляды на компетенции и компетентность студента - будущего психолога, представлена модель структуры исследовательской компетентности и определены основные принципы ее формирования.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, исследовательская компетентность, структура исследовательской компетентности, принципы формирования исследовательской компетентности.
На сегодняшний день в российской системе высшего профессионального образования проходит переломный момент, связанный с вступлением России в Болонский процесс и адаптацией двухуровневой системы обучения (бакалавриат и магистратура) в современных реалиях. Ведущая идея современного образования, как было тонко подмечено Л.Р Фионовой, выражена в стремлении «увязать результирующую составляющую образования с планируемыми результатами развития личности обучаемого» [1, с. 35]. Так в современной образовательной системе был актуализирован компетентностный подход.
В связи с этим, во всех высших учебных заведениях были внедрены новые образовательные стандарты третьего поколения, которые не только коренным образом изменили подход
к организации образовательного процесса в вузе, но и определили перечень компетенций, которые являются обязательными для формирования у студентов. Ключевой отличительной особенностью данного подхода является переход от формирования традиционных и привычных для преподавателей знаний, умений и навыков к формированию компетенций. Другими словами можно сказать, что происходит трансформация знаний, умений, навыков в определенные компетенции, которые потребуются выпускнику вуза в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Следует отметить, что понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. В новом федеральном законе об образовании от