УДК 378. 02
Е.В. Пшеничникова, ст. преп, АмГУ, г. Благовещенск, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БАКАЛАВРОВ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Статья посвящена описанию результатов исследования влияния выявленных автором педагогических условий на становление профессионализма будущих бакалавров лёгкой промышленности. Для обоснования результатов исследования использованы методы математической статистики.
Ключевые слова: педагогические условия становления профессионализма, профессионально-рефлексивная обучающая среда, творческая включённость, показатели эффективности педагогического процесса, методы математической статистики, статистические критерии, статистически значимые изменения.
Обращаясь к созданию условий для становления профессионализма будущих бакалавров лёгкой промышленности, мы взяли за основу идею А. Эйнштейна о том, что развитие способности к независимому мышлению и суждению всегда должно быть главнее, чем приобретение отдельных знаний. Овладев основами изучаемого предмета и научившись мыслить независимо, будущий профессионал всегда найдет свой путь в жизни и скорее адаптируется к прогрессу и изменениям [1].
Одним из условий педагогического процесса становления профессионализма будущих бакалавров лёгкой промышленности, является обеспечение профессионально-рефлексивной обучающей среды, которая обращена к фундаментальной способности человека быть субъектом собственного действия, в основе которого лежит инициативное поведение, направленное на добывание нового знания в условиях, когда сама учебная задача не определена полностью и однозначно [2].
Проектируемый педагогический процесс предполагается построить таким образом, что деятельность будущего бакалавра, его опыт, мировоззрение, интересы и склон-ности будут учитываться при организации процесса обучения. Наиболее значимым для профессионально-личностного развития субъекта деятельности являются опыт самореализации, наращивание личностного творческого потенциала [3], что служит основанием для следующего педагогического условия - обеспечение творческой включённости будущих бакалавров в образовательный процесс, с целью развития творческих задатков и превращения их в творческие достижения.
В современных условиях модернизации образования успешность становления профессионализма будущих бакалавров обусловливается созданием современного учебно-методического обеспечения процесса подготовки с учетом компетентностного подхода, являясь третьим педагогическим условием, в основе которого лежит уста-новление особых связей компетенций и путей их формирования с конкретным учебным курсом.
Итак, происходящий процесс реформирования образования высвечивает новое направление, которое представляется нам как погружение будущих бакалавров в профессионально-рефлексивную обучающую среду, их творческую включённость в образовательный процесс, обеспеченный качественно новыми современными учебно-мето-дическими материалами.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил выявить и включить в исследование эффективности проектируемого педагогического процесса следующие показатели: конкурентоспособность личности, направленность личности на созидательскую творческую деятельность, коммуникативно-лидерскую компетентность. Проведённый анализ литературы позволил нам выявить следующее: конкурентоспособность личности характеризуется: желанием к непрерывному саморазвитию (НС - 1), стремлением к непрерывному профессиональному росту (НПР - 2), независимостью (Нез - 3); направленность личности на созидательскую творческую деятельность - глубоким творческим интересом к делу (Тв.и. д. - 4), трудолюбием (Труд - 5), ответственностью (Отв. - 6); коммуникативно-лидерская компетентность - стремлением к лидерству
(СЛ - 7), стрессоустойчивостью (СтресУ - 8), умением убеждать (УУ - 9).
Реализация педагогических условий в нашем исследовании осуществляется в рамках спецкурса "Основы проектирования изделий на индивидуального потребителя", который преподаётся в экспериментальной группе. Объём выборки составляет 29 человек. В исследовании участвуют две группы: экспериментальная 14 человек и контрольная 15 человек, студенты направления подготовки технология изделий легкой промышленности. Первые замеры были произведены в конце второго курса перед вхождением в спецкурс, вторые замеры были произведены на этапе выхода из него, в конце четвёртого курса. Все замеры производились по 9-ти бальной порядковой шкале.
Согласно применяемым методикам диагностики показателей личностных качеств бакалавров нами принимаются дискретные значения (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), которые не являются непрерывными и, следовательно, не подчиняются нормальному распределению. Для анализа дискретных величин использовались: частотное распределение показателей на отдельном этапе исследования; описательная статистика результатов измерения; непараметрический критерий согласия распределений Хи-квадрат для независимых выборок; непараметрический критерий Т-Вилкоксона для зависимых выборок.
Для проведения описательной статистики были выбраны такие числовые характеристики выборки как медиана и интер-квартильный размах, среднее арифметическое, стандартное отклонение выборки, размах выборки. Производя сравнение числовых характеристик экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента (см. табл. 1), существенных различий между группами не выявлено, в результате было сделано предположение об отсутствии различий между эмпирическими распределениями в группах на начальном этапе эксперимента. Что позволяет нам рассматривать данную выборку как однородную.
Производя сравнение числовых характеристик экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента (табл. 2), видны их значительные отличия друг от друга.
Итак, по результатам описательной статистики нами было сделано предположение об отсутствии различий между эмпирическими распределениями в группах Э и К на начальном этапе эксперимента и предположение о наличии различий между эмпирическими распределениями в группах Э и К в конце эксперимента. Что стало основанием для выдвижения нулевой и альтернативной гипотез:
Нулевая гипотеза Н0 - предположение об отсутствии различий между эмпирическими распределениями в группах Э и К на начальном этапе эксперимента.
Альтернативная гипотеза Н] - предположение о наличии различий между эмпирическими распределениями в группах Э и К в конце эксперимента.
Для подтверждения гипотез был использован непараметрический критерия X2 . В соответствии с таблицей [4] были определены критические значения X2 для уровней статистической значимости р < 0,05 и р < 0,01 при числе степеней свободы равном 3, 4, 6.
Таким образом, согласно таблице 3 и рисунку 1 принимается гипотеза Н0 об отсутствие различий между эмпирическими распределениями на уровне значимости 0,01 в группах Э и К на начальном этапе эксперимента, для всех показателей кроме (3) - независимости. Для которого принимается гипотеза Н1 о наличии различий между эмпирическими распределениями на уровне значимости 0,01 в группах Э и К на начальном этапе эксперимента.
По результатам описательной статистики нами было сделано предположение о наличии различий между эмпирическими распределениями в группах Э и К в конце эксперимента. Наше предположение о наличии различий было подтверждено с помощью критерия X 2.
Таким образом, согласно таблице 4 и рисунку 2 для показателей: желание к непрерывному саморазвитию (1), стремление к непрерывному профессиональному росту (2), независимость (3), глубокий творческий интерес к делу (4), стремление к лидерству (7), принимается гипотеза Н1 - о наличии различий в группах Э и К на уровне значимости 0,01. По показателю стрессоустойчивость (8) принимается гипотеза Н1 - о наличии различий на уровне значимости 0,05. Для показателей трудолюбие (5), ответственность (6), умение убеждать (9), принимается гипотеза Н0 об отсутствие различий.
Для оценки различий экспериментальных данных, полученных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, применяется критерий Т-Вилкоксона. Он дает возможность установить направленность изменений значения признака и их выраженность, при повторном измерении связанной, однородной выборки. Выявляет статистически значимую тенденцию в смещении (сдвиге) показателей. Если Т меньше или ра' эмп г
вен Ткр, сдвиг в типичную сторону по интенсивности достоверно преобладает.
Критерий Т-Вилкоксона применялся в рамках нашего эксперимента для сравнения показателей, замеренных в экспериментальной и в контрольной группах, для проверки следующих гипотез:
- нулевая гипотеза Н0 - предположение, что изменения случайны и сдвиг в положительную сторону статистически недостоверен, т.е. об отсутствии различий;
- альтернативная гипотеза Н] - предположение, что изменения не случайны, статистически значимы и сдвиг в положительную сторону по интенсивности достоверно преобладает, т.е. о наличии различий.
Критерий Т-Вилкоксона основан на ранжировании абсолютных величин разности между двумя рядами выборочных значений, до эксперимента и после эксперимента и базируется на величине нетипичного сдвига, сумме сдвигов, получившаяся наименьшей.
Таблица 1
Описательная статистика - начальный этап эксперимента
Диагностируем ые качества лично сти Экспериментальная Контрольная
М ± о Ме [25%;75%] R [Хті1/тах] М ± о Ме [25%;75%] R [Хтіп/таХ
НС1 (1) 3,6 ± 1,8 3,5 [ 3; 4 ] 6 [ 1; 7 ] 3,5 ± 1,9 4,0 [ 1; 5 ] 5 [ 1; 6 ]
НПР1 (2) 4,6 ± 2,1 4,5 [ 3; 7 ] 6 [ 1; 7 ] 3,9 ± 2,1 4,0 [ 2; 6 ] 6 [ 1; 7 ]
Нез1 (3) 4,8 ± 1,8 5,0 [ 5; 6 ] 6 [ 1; 7 ] 4,7 ± 1,8 5,0 [ 3; 6 ] 6 [ 1; 7 ]
Тв.и.д.1 (4) 4,6 ± 1,2 5,0 [ 4; 6 ] 3 [ 3; 6 ] 4,6 ± 1,1 5,0 [ 4; 6 ] 3 [ 3; 6 ]
Труц1 (5) 5,5 ± 0,7 6,0 [ 5; 6 ] 2 [ 4; 6 ] 4,7 ± 1,8 5,0 [ 3; 6 ] 6 [ 1; 7 ]
Отв1 (6) 4,9 ± 1,2 4,5 [ 4; 6 ] 4 [ 3; 7 ] 4,7 ± 1,2 4,0 [ 4; 6 ] 4 [ 3; 7 ]
СЛ1 (7) 4,3 ± 1,4 4,0 [ 3; 6 ] 4 [ 2; 6 ] 4,5 ± 1,9 4,0 [ 3; 6 ] 6 [ 1; 7 ]
СтресУ1 (8) 3,9 ± 1,5 4,5 [ 3; 5 ] 5 [ 1; 6 ] 3,7 ± 1,5 4,0 [ 3; 5 ] 6 [ 1; 7 ]
УУ1 (9) 4,6 ± 1,2 5,0 [ 4; 6 ] 3 [ 3; 6 ] 4,7 ± 1,3 5,0 [ 4; 6 ] 4 [ 2; 6 ]
В соответствии с таблицей [4] определяются критические значения Ткр для п = 14 и п = 15.
Особенность проводимого эксперимента заключается в том, что типичный сдвиг
- положительный, а "нетипичный" - отрицательный и на уровне 5% -ной значимости сумма рангов таких сдвигов не может превышать числа 25 - для группы экспериментальной, и числа 30 - для группы контрольной. При уровне значимости в 1% не должна превышать 15-ти - для группы экспериментальной, и 19 -ти - для группы контрольной.
Таблица 2
Описательная статистика - конец эксперимента
Диагно сти-руемые качества лично сти Экспери мент альная Контрольная
М ± о Ме [25%;75%] и ГХтіп/тах] М ± о Ме [25%;75%] и СХтт/тах]
НС2 (1) 6,4 ± 0,9 6,0 Г 6; 7 1 3 Г 5; 8 ] 3,7 ± 1,6 3,0 Г 3; 4 ] 6 Г 2; 8 ]
НПР2 (2) 6,9 ± 1,2 6,0 Г 6; 8 ] 3 Г 6; 9 ] 4,5 ± 1,8 5,0 Г 3; 6 ] 2 - • о 00
Нез2 (3) 7,5 ± 1,0 8,0 [ 7; 8 ] 3 [ 6; 9 ] 5,1 ± 1,3 5,0 Г 4; 5 ] 4 Г 4; 8 ]
Тв.и.д.2 (4) 6,9 ± 0,8 7,0 [ 6; 7 ] 2 [ 6; 8 ] 5,3 ± 1,1 6,0 Г 4; 6 ] 4 Г 3; 7 ]
Труд2 (5) 7,6 ± 1,2 7,5 Г 7; 9 ] 3 Г 6; 9 ] 6,6 ± 1,2 7,0 Г 6; 8 ] 4 Г 4; 8 ]
Отв2 (6) 7,1 ± 1,3 6,5 [ 6; 9 ] 3 [ 6; 9 ] 5,1 ± 0,8 5,0 Г 5; 6 ] 3 Г 3; 6 ]
СЛ2 (7) 6,7 ± 0,9 6,5 [ 6; 7 ] 3 [ 6; 9 ] 5,1 ± 1,5 5,0 Г 4; 6 ] 6 Г 2; 8 ]
СтресУ2 (8) 6,7 ± 0,9 7 [ 6; 7 ] 3 [ 5; 8 ] 5,1 ± 1,8 5,0 Г 4; 6 ] 5 Г 3; 8 ]
УУ2 (9) 7,0 ± 1,0 7,0 [ 6; 8 ] 3 [ 5; 9 ] 6,1 ± 1,5 6,0 Г 5; 7 ] 5 Г 4; 9 ]
Анализ оси значимости (рисунок 3) показывает, что полученные величины Тэмп для всех показателей попадают в зону значимости. Согласно данных таблице 5 и рисунку 3, что позволяет утверждать, что изменения в экспериментальной группе не случайны, статистически значимы и сдвиг в положительную сторону по интенсивности достоверно преобладает и для всех показателей принимается альтернативная гипо-те-за Н1.
Рис. 1. Ось значимости критерия X 2 при V = 6, начальный этап эксперимента
139
Таблица 3
Результаты расчёта числа степеней свободы и критерия X 2, начальный этап
Диагностируемые качества личности НС1 (1) НПР 1 (2) Нез1 (3) Тв.и. д.1 (4) Труд 1 (5) Отв 1 (6) Ч Р С( Стрес У1 (8) УУ1 (9)
х эмп 6,8 16,3 18 0,25 12,5 6,5 4.9 6,1 2,4
Число степ. своб. V 6 6 6 3 6 4 6 6 4
х кр. (а=0,05) 12,6 12,6 12,6 7,8 12,6 9,5 12,6 12,6 9,5
х кр. (а=0,01) 16,8 16,8 16,8 11,4 16,8 13,3 16,8 16,8 13,3
Таблица 4
Результаты расчёта числа степеней свободы, критерия X 2 , конечный этап
Диагно- стируемые качества личности НС2 (1) НПР2 (2) Нез2 (3) Тв.и.д.2 (4) Труд2 (5) Отв2 (6) СЛ2 (7) СтресУ2 (8) УУ2 (9)
х 2 А. эмп 39 31 37,5 23,6 3,45 11 31,3 12,75 7,6
Число степ. своб. V 6 7 5 5 5 5 7 5 5
2 X табл. (а=0,05) 12,6 14 11 11 11 11 14 11 11
х2 X- табл. (а=0,01) 16,8 18,5 15 15 15 15 18,5 15 15
Рис. 2. Ось значимости критерия X 2 при V = 5, 6, 7 в конце эксперимента
Рис. З.Ось значимости критерия Т-Вилкоксона для экспериментальной группы
Зона
значимости
(3) (1) (7) (2) *~в-------*—*“
47 46,5 41 40
0,01
(8) (5) (9)
19
--------•----------•--------•“
16,5 12 11
Рис. 4. Ось значимости критерия Т-Вилкоксона для контрольной группы
Таким образом, для контрольной группы согласно таблице 5 и рисунку 4 для показателей: желание к непрерывному саморазвитию (1), стремление к непрерывному профессиональному росту (2), независимость (3), глубокий творческий интерес к делу (4), ответственность (6), стремление к лидерству (7), принимается гипотеза Н0 - свидетельствующая, что изменения случайны и сдвиг в положительную сторону статистически недостоверен. Для показателей: трудолюбие (5), стрес-соустойчивость (8), умение убеждать (9), принимается альтернативная гипотеза Н1
- свидетельствующая, что изменения не случайны, статистически значимы и сдвиг в положительную сторону по интенсивности достоверно преобладает.
Применение критерия 2 позволяет нам сделать следующие выводы:
- на начальном этапе эксперимента статистически достоверна гипотеза Н0 об отсутствии статистически значимых различий между эмпирическими распределениями в группах Э и К, для всех показателей кроме - (3) независимость. Для кото-
Ткр. Э _
Ткр. К _
25 для Р < 0,05 15 для Р< 0,01 30 для Р < 0,05 19 для Р< 0,01
рого статистически достоверна гипотеза Н1 о наличии статистически значимых различий между эмпирическими распределениями в группах Э и К;
- в конце эксперимента статистически достоверна альтернативная гипотеза Н1 о наличии статистически значимых различий между эмпирическими распределениями в группах Э и К для показателей: желание к непрерывному саморазвитию (1), стремление к непрерывному профессиональному росту (2), независимость (3), глубокий творческий интерес к делу (4), стремление к лидерству (7), стрессоустой-чивость (8). Для по-казателей трудолюбие (5), ответственность (6), умение убеждать (9), статистически достоверна гипотеза Н0 об отсутствии статистически значимых различий между эмпирическими распределениями в группах Э и К.
Применение критерия Т-Вилкоксона позволяет нам утверждать, что изменения в экспериментальной группе не случайны, статистически значимы и сдвиг в положительную сторону в конце эксперимента по интенсивности достоверно преобладает, для всех показателей принимается альтернативная гипотеза Н1.
Применение критерия Т-Вилкоксона для контрольной группы позволяет нам утверждать, что изменения случайны
и сдвиг в положительную сторону статистически недостоверен для показателей: желание к непрерывному саморазвитию (1), стремление к непрерывному профессиональному росту (2), независимость (3), глубокий творческий интерес к делу (4), ответственность (6), стремление к лидерству (7), для которых принимается гипотеза Но.
Для показателей: трудолюбие (5), стрессоустойчивость (8), умение убеждать (9), принимается альтернативная гипотеза Н1 - предположение, что изменения не случайны, статистически значимы и сдвиг в положительную сторону по интенсивности достоверно преобладает.
Таким образом, использование методов математической статистики применительно к показателям эффективности проектируемого педагогического процесса: позво-ляет нам утверждать:
- в экспериментальной группе произошли существенные положительные изменения, которые не случайны, статистически значимы и сдвиг в положительную сторону в конце эксперимента по интенсивности достоверно преобладает для таких показателей как: конкурентоспособность личности, направленность личности на созидательскую творческую деятельность и коммуникативно-лидерская компетентность;
- в контрольной группе так же произошли положительные изменения, но они случайны и сдвиг в положительную сторону статистически недостоверен для таких показателей эффективности как: конкурентоспособность личности и направленность личности на созидательс-кую творческую деятельность. Для показателя эффективности - коммуникативнолидерская компетентность изменения не случайны, статистически значимы и сдвиг в положительную сторону в конце эксперимента по интенсивности до-стоверно преобладает.
Для увеличения наглядности представленного материала для некоторых показателей, таких как желание к непрерывному саморазвитию, стремление к непрерывному профессиональному росту, независимость был построен блочный график (см. рис. 5). График наглядно демонстрирует сразу несколько параметров распределения: медиану, интерквартильный размах указывается в виде 25% и 75% про-центилей, т.е. верхней границы 1-го и нижней границы 4-го квартилей, размах вы-Рис. 5. Блочный график борки.
Библиографический список
1. Дилтс, Р. Стратегии гениев. Альберт Эйнштейн. - М., 2001. - Т. 2.
2. Слободчиков, В.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. - 1998. - № 6.
3. Лернер, П.С. Инженер третьего тысячелетия. - М., 2005.
4. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М., 2004.
Статья поступила в редакцию 21.08.10
Таблица 5
Результаты расчёта критерия Тэмп.
Диагности- руемые качества личности Экспериментальная Контрольная Т -*-эмп.Э Тэмп.К
Количество сдвигов у респондентов, чел. (%) Количество сдвигов у респондентов, чел (%)
- + 0 - + 0
НС(1) 2 (14%) 12 (86%) нет 6 (40%) 7 (47%) 2 (13%) 5,5 46,5
НПР(2) 1 (7%) 11 (79%) 2 (14%) 4 (27%) 9 (60%) 2 (13%) 4,5 40
Нез(3) нет 11 (79%) 3 (21%) 5 (33%) 6 (40%) 4 (27%) 0 47
Тв.и.д.(4) нет 13 (93%) 1 (7%) 3 (20%) 6 (40%) 6 (40%) 0 27
Труд(5) нет 12 (86%) 2 (14%) 3 (20%) 10 (67%) 2 (13%) 0 12
Отв(6) 1 (7%) 11 (79%) 2 (14%) 3 (20%) 7 (47%) 5 (33%) 4 30
СЛ(7) нет 12 (86%) 2 (14%) 5 (33%) 8 (54%) 2 (13%) 0 41
СтресУ(8) нет 13 (93%) 1 (7%) 3 (20%) 8 (54%) 4 (26%) 0 16,5
УУ(9) нет 13 (93%) 1 (7%) 2 (13%) 10 (67%) 3 (20%) 0 11