Научная статья на тему 'Конкурентоспособность специалиста как психолого-педагогический феномен'

Конкурентоспособность специалиста как психолого-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность специалиста как психолого-педагогический феномен»

] 0. Коротов, В. М. Воспитывающее обучение / В. М. Коротов. - М.: Просвещение, 1980.- 192 с.

11, Лобастое, Г. В. К философским основаниям педагогики В. В. Давыдова / Г. В. Лобастов // Вопросы философии. - 2005. - № 9. - с. 61-7!.

12. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: ООО «Издательство АСТ», Мн.: Харвест, 2002. - 976 с.

13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражении/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская академия наук; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - Изд. 4-е, доп. - М.: Азбуковник, 1999.-944 с.

14. Пидкасистый, П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. - М.: Педагогическое общество России. 1999. - 354 с.

15. Поляруш, А. А. Формирование экологического мышления школьников на основе диалектического подхода/А. А. Поляруш, В. С. Нургалеев: Монография. -Красноярск: СибГТУ, 2001. - 176 с.

16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 448 с. С. 369

17. Современный философский словарь / под ред. проф. В. Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ», 1998. - 1064 с.

18. Энциклопедия профессионального образования / В 3-х т. Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1999. - 440 с.

УДК 378

Т. А. Сливина

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

О формировании конкурентоспособного специалиста как о педагогической проблеме исследователи заговорили лишь в последнее десятилетие. Понятие конкурентоспособности специалиста не является достаточно разработанным в отечественных науках. Причиной этому служат особенности исторического и политического развития страны. На каждом этапе исторического развития общества к подготовке специалистов выдвигались требования, отражающие специфические особенности времени. С возникновением рыночных отношений практически во всех сферах жизни, в том числе и в образовании, характерной чертой которых является «конкуренция», изменились требования к подготовке выпускника. В условиях адаптации к рыночным отношениям и жесткой конкуренции в сфере образовательных

услуг перед вузами встала задача — выпускать специалистов, качество подготовки которых удовлетворяло бы потребителей на рынке труда. Важной характеристикой молодых людей, начинающих трудовую деятельность (попадающих в условия конкуренции) является конкурентоспособность. Поэтому «конкурентоспособность» становится предметом целенаправленного формирования и развития у студентов в вузе. Результатом этого процесса является конкурентоспособный специалист.

Для выявления психолого-педагогической сущности понятия конкурентоспособного специалиста мы рассмотрели понятия «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособная личность», «конкурентоспособный специалист» в контексте философских, социологических, психологических и педагогических воззрений, выделили наиболее значимые личностные и профессиональные качества конкурентоспособного специалиста.

Термин «конкуренция» (от лат. Сопсигго - сбегаюсь, сталкиваюсь, СопсиггепПа - соперничество) имеет разнообразные трактовки [1; 6; 8], в силу применения его в различных сферах. В контексте понятий, приведенных в различных теориях просматривается положительная роль конкуренции, как механизма изменчивости и поступательного развития. Анализ этих определений показал, что конкуренция - процесс воздействия субъектов друг па друга, сопровождающийся активизацией субъекта действия и как следствие - взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. «Конкуренция» является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений и трактуется как соперничество, борьба, процесс за достижение лучших результатов. Поэтому можно сказать, что конкуренция является движущей силой (предполагает развитие участников конкуренции), делающей экономику эффективной, восприимчивой к внедрению различных новшеств.

На современном этапе развития нашего общества конкуренция имеет место в различных областях, в том числе и в науке, в здравоохранении и в образовании. Выпускник вуза неизбежно попадает в условия конкуренции и главной задачей вуза является подготовить его к участию в конкуренции и успешно ее выдерживать, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. С экономической точки зрения «конкурентоспособность» трактуется исследователями [2; 4] в двух видах:

- «способность» конкурирующих субъектов (товаров, услуг или предприятий) отвечать потребительскому рынку,

- «комплекс характеристик» субъекта, выгодно отличающих его от других участников конкуренции.

В контексте данных определений, нами видится следующее: способность субъекта выдержать конкуренцию подразумевает наличие комплекса характеристик, «выгодно» отличающих ею от других участников конкуренции, а наличие комплекса характеристик у субъекта конкурен-

ции обеспечивает ему способность выдержать конкуренцию. Вышесказанное указывает на то, что конкурентоспособность — это интегральная характеристика субъекта, участника конкуренции. Конкурентоспособность может проявляться только в условиях конкуренции (соперничестве, борьбе).

Проведенный анализ понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» позволяет нам «увидеть их смысл» в образовании следующим образом: «производители товара» - это высшие учебные заведения, «товар» - это их выпускники (специалисты), а «качество товара» (обладание особенностями) -это «конкурентоспособность» выпускника (или специалиста).

Экономическая сущность понятия «конкурентоспособность» предполагает наличие у молодого специалиста таких характеристик (профессиональных и личностных качеств), которые будут «наиболее выгодно» отличать его от других участников конкуренции и наличие которых позволит ему выдержать конкуренцию.

Понятие конкурентоспособности личности вошло в психолого-педаго-гическую науку в связи с исследованиями зарубежных (Р. Мартенс, Doyle D. P., Levine L. М. и др.) и отечественных авторов (В. И. Андреев, Б. Д. Парыгин, JI. М. Митина и др.). Анализ понятия конкурентоспособности личности дал возможность сделать вывод о том. что «конкурентоспособность личности» - э го интегральное качество личности и все исследователи выделяют множество личностных качеств, характерных для конкурентоспособной личности. Список личностных качеств определяется учеными неоднозначно. Это объясняется различными подходами к исследованию данной проблемы и подчеркивает многогранность этого понятия. В частности, исследователи называют такие личностные качества как -четкость целей и ценностных ориентаций, стремление к непрерывному саморазвитию, творческое отношение к делу, самостоятельность, независимость, коммуникативность, стремление к непрерывному профессиональному росту, способность быть лидером, способность к риску, способность быстро и безконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда, стрессоустойчивость, дисциплинированность, стремление и способность к высокому качеству своего труда, стремление к эффективной деятельности.

Этот список можно дополнять или уменьшать в соответствии с видом деятельности, условиями деятельности и самого исполнителя этой деятельности. Можно выделять наиболее актуальные для данного этапа развития общества и наиболее значимые личностные качества для определенных видов деятельности.

Психологический аспект развития конкурентоспособности личности раскрыла в своих исследованиях Л. М. Митина. Исследуя конкурентоспособность личности, автор выделяет три интегральные характеристики конкурентоспособной личности -направленность, компетентность и гибкость,

которые являются взаимополагающими, и каждая из них безотносительно к двум другим самостоятельного значения не имеет [5]. Под направленностью личности Л. М. Митина понимает ее интересы, потребности, мотивы, ценностные ориентации. Под компетентностью Л. М. Митина понимает знания, умения, навыки и способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Компетентность конкурентоспособной личности связана с видом деятельности и может проявляться в определенной профессиональной деятельности. Под гибкостью понимается способность личности адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно, а также способность переходить от одного вида деятельности к другому, способность к разумному риску.

Учитывая проведенный анализ и опираясь на исследования Л. М. Митиной, мы предлагаем следующую структуру конкурентоспособной личности (рис. 1).

Рис. 1. Структура конкурентоспособной личности

«Конкурентоспособность личности — это интегральная характеристика, представляющая собой совокупность качеств личности и системы знаний, определяющая ее способность осуществлять определенную деятельность эффективнее других».

В последнее время наряду с понятием конкурентоспособная личность в педагогику стало прочно входить такое понятие, как «конкурентоспособный специалист». Это понятие является сложным междисциплинарным общеметодологическим понятием и поэтому его характеристика, удовлетворяющая специалистов разных отраслей знаний, чрезвычайно затруднительна.

Анализ исследований разных авторов (Д. В. Чернилевский, Н. В.Фомин, А. А. Бодалев, Н. Я. Гарафутдинова, С. А. Борисенко, Н. В. Борисова,

О. В. Душкина, Э. Ф. Зеер, О. И. Полькина, В. А. Оганесов, Н. Э Пфейфер, М. В. Семенова и др.) понятия «конкурентоспособности специалиста» показал, что существуют различные подходы к понятию и выделяется большое

многообразие личностных качеств, которыми должен обладать конкурентоспособный специалист в определенной профессиональной деятельности.

Характеризуя конкурентоспособного специалиста, большинство исследователей (Э. Ф. Зеер, В. А. Ведеников, П. Ф. Зеер, Л. М. Митина, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Ф. Ф. Бодалев, В. И. Андреев,

Н. В. Фомин, С. А. Борисенко, А. Бандура, В. Д. Щедриков, Б. С. Гер-шунский, А. Маслоу, Э. Эриксон, Р. Мартенс и др.) выделяют следующие личностные качества:

- профессиональная компетентность;

- высокий уровень теоретической и практической подготовки;

- высокая степень освоения последних достижений науки и техники и современных технологий;

- целеустремленность, ценностные ориентации, настойчивость в достижении целей и преодолении препятствий;

- стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и профессиональному росту;

- стремление к успеху;

- способность к творчеству и инновационной деятельности;

-умение выбирать перспективу, прогнозировать свое развитие и системно видеть проблему;

- способность адаптироваться к современным технологиям производства, легко переходить от одного вида труда к другому, а также обладание знаниями, умениями и способностями, необходимььми для широкого круга профессий;

- гибкость мышления;

- способность к самооценке;

- способность принимать ответственные решения;

- трудолюбие, ориентация на эффективность и качество;

- способность к риску;

- коммуникативность.

Заметим, что список личностных качеств, которыми должен обладать конкурентоспособный специалист, определяется учеными неоднозначно:

Наличие такого многообразия качеств объясняется различными подходами авторов к рассмотрению понятия конкурентоспособности и тем, что данное понятие рассматривается относительно различных областей профессиональной деятельности [3; 7; 10]. Однако попытка описать личность длинным перечнем качеств не позволяет выявить психолого-педагогическую сущность конкурентоспособного специалиста.

Проанализировав различные подходы к толкованию понятия конкурентоспособного специалиста, можно сделать вывод, что ученые (Д. В. Черни-левский, Н. В. Фомин, А. А. Бодалев, С. А. Борисенко, Н. В. Борисова,

Э. Ф. Зеер, О. И. Полькина, В. А. Оганесов и др.) связывают это понятие с достаточно высоким уровнем владения человеком той или иной деятельностью, то есть с наличием профессиональной компетентности, при этом человек должен обладать и такими личностными качествами, которые позволят ему достигать поставленных целей, адекватно вести себя в динамически изменяющихся условиях, анализировать ситуацию и стоящие перед профессионалом задачи, проектировать деятельность не на ближайшие действия, а на длительные периоды, видеть перспективу в своей работе, уверенность в себе, при этом исследователи отмечают, что конкурентоспособный специалист - это, прежде всего, личность, субъект профессиональной деятельности. Конкурентоспособность человека в профессиональной деятельности зависит не только от наличия глубоких профессиональных знаний, умений и навыков, качеств личности, но и от системы мотивов в выбранной профессии.

Проведенный анализ показал, что структуру конкурентоспособного специалиста в своих исследованиях пытались определить многие ученые (О. И. Полысина, В. А. Оганесов, Р. Я. Ахметшин, О. В. Душкина, Н. В. Борисова). представляя различные ее компоненты. Наличие различных точек зрения по определению структуры объясняется многообразием подходов к понятию конкурентоспособного специалиста.

Для выявления составляющих элементов структуры конкурентоспособного специалиста, уточним, что под структурой личности мы будем понимать следующее: структура - это совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность [9].

Опираясь на определение структуры личности и принимая во внимание исследования Л. М. Митиной, представим структуру личности конкурентоспособного специалиста (рис. 2)

Выделенные нами компоненты связаны между собой и находятся, на наш взгляд, в определенном соподчинении. Мотивационно-ценностная компонента характеризует направленность конкурентоспособной личности. Направленность включает в себя все внутренние побудительные силы личности - взгляды, убеждения, идеалы, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки, мотивы и др. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, влияя на степень, характер и способ использования возможностей, имеющихся у личности. Компонента направленности ответственна за то, «куда живет человек», что его влечет, к чему' он стремится и прикладывает силы, чего добивается. Этой сфере принадлежит системообразующая, задающая, приоритетная роль в психической деятельности и она в наибольшей степени характеризует личность.

Интеллектуальная компонента включает элементы психики, представляющие собой способы и средства, которыми обладает личность и которые

Конкурентоспособный специалист

Мотивационно- ценностная компонента Интеллектуальная компонента Поведенческая (Деятельностная) компонента

|

- потребности, - гибкость мышления, - профессиональная

- мотивы, - способность к творческому компетентность,

- ценностные мышлению, - гибкость поведения,

ориентации. - способность к саморазвитию, - адаптация к изменениям,

- коммуникативность. - риск, - коммуникабельность.

Рис. 2. Струетура лнчностп конкурентоспособного специалиста

она использует для достижения целей, определяемых компонентой направленности. Личность характеризуется не только тем, чго она делает, но и как делает, какими способами достигает поставленных целей и удовлетворяет свои потребности.

Поведенческая (деятельностная) компонента включает совокупность действий, объединенных единой целью. Сущность деятельности состоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в тех мотивах, во имя которых она совершается.

Выделение структурных компонентов личности с педагогической точки зрения позволяет понять, что надо формировать (развивать) у студентов в образовательном процессе в вузе.

Рассмотрев различные подходы к понятию «конкурентоспособный специалист» и в результате проведенного анализа психолого-педагогических исследований отечественных и зарубежных авторов уточнили понятие: «конкурентоспособный специалист». Конкурентоспособный специалист выражает интегральную деятельностную характеристику личности, субъекта профессиональной деятельности, обусловленную развитием аксиологической, когнитивной, личностной и профессиональной компонентов, которая позволяет ему осуществлять эту деятельность эффективнее других.

По своей сущности понятия «конкурентоспособная личность» и «конкурентоспособный специалист» очень близки, но не являются тождественными.

С точки зрения психологии и педагогики конкурентоспособная личность — это субъект социальных действий и изменений, способный осознать динамику процессов развития, видеть происходящие изменения и уметь реагировать на них в условиях изменчивого рынка.

Проведенный анализ понятий дозволил нам сделать вывод, что «конкурентоспособная личность» по сравнению с «конкурентоспособным специалистом» является понятием более широким, так как «конкурентоспособ-

ность специалиста» находится в прямой зависимости от вида деятельности, которой он занимается (от выбранной профессии), то есть от профессиональной компетентности.

На наш взгляд, функциональная сущность понятия «конкурентоспособный специалист» раскрывает те индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности, обеспечивающих человеку преимущества перед другими в профессиональном плане, в условиях конкуренции.

Библиографический список

1. Большой толковый психологический словарь / Артур Ребер. Том 1. — М.: ВЕЧЕ-АСТ. 2000.-С. 366.

2. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь. / А. Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2002.-С. 321.

3. Зеер, Э. Ф. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремеслен-ников-предпринимателей / Э. Ф. Зеер, В. А. Ведеников, Н. А. Доронин, П. Ф. Зеер, И. А. Колобков. - Екатеринбург: Издательство УГППУ, 2001. - 233 с,

4. Маракулнн, М. В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности / М. В. Маракулин // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. -№ 1. - с.53-58.

5. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина И Библиотека психолога. - М.: Московский психолого-соииальный институт. Воронеж. — Издательство НПО «МОДЕК», 2002. - 400 с.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под ред. Л. И. Скворцова. - М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2005.

7. Оолькина, О. И. Становление конкурентоспособного специалиста в военном вузе / О. И. Полькина // Дис. ... ученой степ. канд. пед. наук. — Саратов. -1999.

8. Социологический словарь / Пер. с англ, под ред. С. А. Ерофеева. - М: «Экономика». - 2000. - с. 134.

9. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С. Т. Посоховой. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. — 671с.

10. Чернилевский, Д. В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки / Д. В. Чернилевский, О. К. Филатов // Специалист. - 1997. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.