Научная статья на тему 'Феномен конкурентоспособности в профессиональном образовании менеджеров'

Феномен конкурентоспособности в профессиональном образовании менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1484
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETITIVENESS / THE COMPETITIVE EXPERT / THE KOMPETENTNOSTNO-CONTEXTUAL APPROACH / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Львов Л. В., Перевозова О. В.

В статье рассмотрены основные подходы и теоретические аспекты формирования понятия «конкурентоспособность». Представлен анализ понятия «конкурентоспособный специалист». Рассмотрено понятие «конкурентоспособность» с точки зрения сущности, структуры и содержания в процессе подготовки менеджеров в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETITIVENESS PHENOMENON IN VOCATIONAL TRAINING OF MANAGERS

In article the basic approaches and theoretical aspects of formation of concept "competitiveness" are considered. The concept analysis «the competitive expert» is presented. The concept "competitiveness" from the point of view of essence, structures and maintenances in the course of preparation of managers in system of the higher vocational training is considered.

Текст научной работы на тему «Феномен конкурентоспособности в профессиональном образовании менеджеров»

представлений людей, переживающих переломное событие, в измерения жизненных перспектив, содержание и характер

отличие от тех, кто не задет таковым, заключались в выра- взаимосвязи которых определяют особенности поведенческих

женном конфликте, состоящем в ориентации на ценности, проявлений личности в настоящем.

реализация которых не представляет возможности в наличных Проведенный теоретико-методологический анализ проусловиях существования. Неадаптивный характер изменений блемы и ее эмпирическое изучение раскрывают идею психоэмоционально-оценочного измерения жизненных перспектив логии жизненных ситуаций относительно личностно-

отразил формирование отношения к будущему как к неприят- ситуационного детерминизма поведения человека, подтвер-

ному и быстротечному периоду, которому отводится незначи- ждают наличие трансформаций жизненных перспектив в свя-

тельное место в общей картине жизненного пути. Трансфор- зи с переживанием личностью переломных жизненных собы-

мации когнитивного измерения перспективных представлений тий, позволяют говорить о самоорганизации человека как

выражались в слабой насыщенности будущего событиями, в одном из ведущих оснований, лежащих в основе характера

том числе целями, сокращении глубины перспективы, ориен- трансформационных процессов перспективы, определить кон-

тации на планирование ближайших временных отрезков, низ- кретные параметры деформации жизненных перспектив: без-

кой степени осмысленности, реалистичности, стратегичности, различное или негативное отношение к будущему (деформа-

целеустремленности. Организационно-деятельностное изме- ция эмоционально-оценочного измерения), слабая насыщен-

рение перспективных представлений, носящих неадаптивный ность перспективы планируемыми и ожидаемыми событиями

характере состояло в актуализации гедонистического стиля (или отсутствие таковых) (деформация когнитивного измере-

поведения, тенденций использования ранее усвоенных, «за- ния), ведущий гедонистический стиль проведения (деформа-

стывших» форм и стратегий, зачастую неадекватных ситуа- ция организационно-деятельностного измерения), низкая дос-

ции. Также, установлено, что, ценностно-смысловое измере- тупность (или недоступность) реализации значимых жизнен-

ние жизненных перспектив личности обусловливает специфи- ных целей (деформация ценностно-смыслового измерения).

ку содержания эмоционально-оценочного и когнитивного

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Карпова. - М., 1998.

3. Васильев, В.Я. Целевая направленность и временная перспектива личности // Психология личности и время: Тезисы докладов и сообщений

Всесоюзной научно-теоретической конференции г. Черновцы, 23 - 25 апр. 1991 г. - Черновцы, 1991. - Т. 2.

4. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев, 1984.

5. Ковалев, В.И. Личностное время и жизненный путь личности // Психология личности и время жизни человека: сб. науч. докл. - Черновцы, 1991.

6. Муздыбаев, К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. - 1999. - Т. 21. - №4.

7. Nuttin J. Future time perspective and motivations: Theory and research method / J. Nuttin, W. Lens. - N.J.: Leuven University Press and Erlbaum,

1985.

8. Zimbardo, P.G. Putting time in perspective : a valid, reliable, individual-differences metric / P.G. Zimbardo, J.N. Boyd // Journal of Personality and social Psychology. - 1999.

9. Мандрикова, Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - №4.

10. Головаха, Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение. - Киев, 1988.

11. Карцева, Т.Б. Понятие жизненного события в психологии // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 1990.

12. Выготский, Л.С. Собр. соч. - М.,1981. - Т.1.

13. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии. - М.- Воронеж, 1996.

14. Платонов, К. К. Система психологии и теория отражения. - М., 1982.

15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. - Т. 1.

16. Гурова, О.С. Проблема изучения жизненных перспектив личности как системного образования на примере исследования представлений о будущем участников локальных войн / О.С. Гурова, И.А. Ральникова // Личность: психологические проблемы субъектности. - Барнаул, 2005.

17. Ипполитова, Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности, переживающей кризис 35 - 45 лет / Е.А. Ипполитова, И.А. Ральникова // Личность: психологические проблемы субъектности. - Барнаул, 2005.

18. Шмакова, С.С. Особенности временной трансспективы матерей детей-инвалидов: автореф. дис.... канд. психол. наук. - Барнаул, 2008.

19. Шмыкова, И.В. Ценностно-смысловая основа переживания психологического времени женщин с пищевой аддикцией / И.В. Шмыкова, И.А. Ральникова // Личность: психологические проблемы субъектности. - Барнаул, 2005.

20. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 1984.

21. Лазебная, Е.О. Военный травматический стресс / Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова // Психологический журнал. - 1999. - Т.20. - № 5.

22. Нуркова, В.В. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены / В.В. Нуркова, К.Н. Василевская // Вопросы психологии. - 2003. - № 5.

23. Осипова, А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Статья поступила в редакцию 8.02.10

УДК 378

Л.В. Львов, доц. ГОУВПО ЧГАА; О.В. Перевозова, соискатель ГОУ ВПО ЧГАА, г. Челябинск,

E-mail: molekula-77@mail.ru

ФЕНОМЕН КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЕНЕДЖЕРОВ

В статье рассмотрены основные подходы и теоретические аспекты формирования понятия «конкурентоспособность». Представлен анализ понятия «конкурентоспособный специалист». Рассмотрено понятие «конкурентоспособность» с точки зрения сущности, структуры и содержания в процессе подготовки менеджеров в системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособный специалист, компетентностно-контекстный подход, компетентность.

Сегодня в условиях инновационной переориентации зультатов образования - компетенций, личностных качеств и профессионального образования особый акцент необходимо способностей, обеспечивающего выпускникам профессио-сделать на обусловленность уровня компетентностных ре-

1б9

нальных преимуществ на рынке труда, т.е. конкурентоспособности.

Актуальность определения понятия «конкурентоспособность» обусловлена: междисциплинарностью, многоаспектно-стью означенного феномена, и отсутствием устоявшейся точки зрения на его сущность, структуру и содержание, что сдерживает теорию и практику подготовки будущих специалистов, способных и готовых на равных конкурировать в мировом образовательно-профессиональном пространстве.

Обращение к анализу основных целей профессионального образования (концепции модернизации российского образования на период до 2010 года) показало, что в качестве таковых определены: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1].

Отсюда в формулировке цели профессионального образования мы обнаружили включение двух важных понятий «компетентность» и «конкурентоспособность», представляющих значительный интерес для нашего исследования. Следовательно, можно выделить признаки специалиста новой формации, к которым мы и относим: компетентность и конкурентоспособность.

Подходы к пониманию ]

Анализ основных точек зрения на соотношение понятий конкурентоспособность и компетентность составляет содержание первого этапа нашего исследования.

Конкурентоспособность как научное понятие прошло через «сито» межпредметных трактовок многих наук, выявивших его междисциплинарный и ярко выраженный категориальный статус. «Конкурентоспособность» стоит на стыке экономических, управленческих, философских, социологических и психологических областей знаний, каждая из которых формирует свои индивидуальные признаки при определении этого понятия.

Проблема терминообразования «конкурентоспособность» заключается в том, что само исходное понятие «конкуренция» также предполагает несколько вариантов толкования. Так, например, конкуренцией считают: 1) один из элементов рыночной экономики, 2) конкурирующую способность экономического субъекта, 3) конкурентоспособность работников на рынке труда и т. д. По мнению ряда авторов [2; 3; 4; 5; 6; 7], конкуренцией называют цивилизованную форму борьбы за существование; стимул экономического прогресса. Большинство толкований конкурентоспособности базируются на стержневом понятии «состязательности», т.е. обязательном соревновательном процессе, борьбе, в исходе которой и определяется победитель (конкурентоспособный товар, работник и т.д.).

Существует ряд общенаучных подходов в междисциплинарном толковании конкурентоспособности, из которых наиболее значимые для нас приведены в таблице 1.

Таблица 1

Подход Основные положения понятия

Биологический Взаимоотношения между организмами одного и того же или разных видов, соревнующихся за одни и те же ресурсы внешней среды при недостатке последних

Экономический Соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли

Социально- психологический Состязательное взаимодействие между людьми в процессе продажи и покупке рабочей силы на рынке труда, в процессе профессионально-личностного карьерного роста

Управленческий (менеджмент) Процесс управления субъектом своими преимуществами для достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных профессиональны потребностей; Свойство лица, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им профессиональной потребности по сравнению с аналогичными лицами

Отметим, что, несмотря на значительный интерес и значительное количество исследований отсутствует ярко выраженный акцент на определение конкурентоспособности с педагогических позиций. Это обусловлено тем, что понятие «конкурентоспособность» в педагогике является ещё недостаточно устоявшимся и недостаточно отработанным на терминологическом уровне. Можно констатировать определенные наработки, касающиеся методологического обоснования конкурентоспособности как дидактической единицы измерения (В.И. Андреев, О.В. Киржбаум, Е.А. Максимова); уровня или показателя качества образовательного процесса (Р.Я. Ахметшин, В.С. Исмагилова, Н.Ф. Расторгуева); уровня сформиро-ванности профессиональных преимуществ выпускников (Н.Т. Бунимович, Ю.О. Валитова, М.Л. Полдолина, С.Н. Табунов,); уровня сформированности профессиональной компетентности (Л.В. Львов, О.В. Перевозова).

Сегодня конкурентоспособность на рынке труда следует понимать как соответствие выпускников вузов требованиям рынка, совокупность характеристик, определяющая сравнительные позиции конкретного работника или отдельных групп на рынке труда и позволяющая ему претендовать на знание определенных вакансий [2]. В наибольшей мере конкурентоспособность характеризуется через качественные параметры.

Анализ востребованности выпускников вузов - будущих менеджеров показал, что, несмотря на значительную нехватку квалифицированного управленческого персонала, в тоже время для руководителя любой организации главным, определяющим критерием при приеме специа-

листа на работу является профессиональный опыт, компетентность, что в большинстве случаев не является достоянием молодых специалистов, а следовательно, им сложно быть конкурентоспособными на рынке труда [8; 9;10;11;12].

Так в условиях жесткой конкуренции на рынке труда наиболее опытные, квалифицированные, целеустремленные, способные, предприимчивые молодые люди имеют преимущества перед остальными при получении высокооплачиваемой работы. Это связано с тем, что понятие конкурентоспособность соотносится со следующими эквивалентами: столкновение; состязательность; борьба; соперничество; стремление к победе [13; 14; 15;16; 17].

В контексте изучения этой проблемы конкурентоспособность специалиста является не только продуктом усвоения программ профессионального обучения, она включает в себя личностный аспект.

Таким образом, междисциплинарность, многоаспект-ность феномена конкурентоспособность и отсутствие устоявшейся точки зрения на его сущность, структуру и содержание требует обращения к методологическим подходам, позволяющим исследовать его с различных позиций.

В теории и практике профессионального образования понятие «конкурентоспособность» чаще всего рассматривают (Н.Г. Агапова, З.В. Балашова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Л.М. Митина, Л.В. Львов, П.Б. Суртаев, А.Е. Чёрный) с позиции трёх подходов: личностно-деятельностного, компетентностно-контекстного и полипарадигмального. Анализ этих позиций выводит нас на следующие положения (рис. 1).

Личностнодеятельностный подход

креативность

коммуникабельность

конкурентоспособность

мобильность

аналитическое мышление

Как интег| качество сг ративное іециалиста

полипаради гм альныи подход

основа профессионально-личностного развития конкурентоспособного специалиста

Рис. 1. Основные подходы к пониманию конкурентоспособности

Логика применения и взаимосвязь этих подходов обусловлены тем, что понятие «конкурентоспособность» выстраивается на таких элементах, как: личность, деятельность, компетентность, профессионализм, квалификация, многомерность и т.д.

Так, например личностно-деятельностный подход (И. А. Зимняя) в формировании конкурентоспособности означает целенаправленное становление специалиста как личности, причем учитывает индивидуальные познавательные способности и развивает их до уровня конкурентных профессиональных преимуществ. Следовательно, с позиций личностнодеятельностного подхода можно рассматривать конкурентоспособность как интегративное качество специалиста.

Применение личностно-деятельностного подхода позволило рассмотреть конкурентоспособность студентов как сложное личностное новообразование (интегративное качество), которое формируется в учебной и учебно-практической деятельности. Основу формирования конкурентоспособности в этом случае представляет трансформация-конструкция мак-роструктурных единиц образовательно-профессиональной деятельности. Рассматривая конкурентоспособность личности, Л.М. Митина включает в состав этой интегральной характеристики личности направленность, компетентность, эмоциональную, интеллектуальную и поведенческую гибкость [12, с. 105].

Компетентностно-контекстный подход (Л.В. Львов) - это приоритетная ориентация на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности путём создания условий для овладения сквозной, разноуровневой системой учебных, учебнопрофессиональных и профессиональных компетенций в процессе последовательного осуществления соответствующих видов деятельности, обеспечивающей способность и готовность выпускника к выживанию, устойчивой жизнедеятельности и профессиональной успешности (конкурентоспособности) в современном социально-экономическом пространстве. В рамках данного подхода конкурентоспособность рассматривается как уровень, обеспечивающий социально-

профессиональную мобильность. В связи с этим, педагогу высшей профессиональной школы целесообразно учитывать, что понятие конкурентоспособность можно употреблять, с одной стороны, для обозначения свойства человека, которое характеризует его устойчивость к условиям динамичной среды, выражая уровень приспособленности к ней. С другой сто-

роны, конкурентоспособность выступает как процесс приспособления человека к меняющимся условиям. Но в том и в другом случае, эта характеристика является одной из составляющих частей профессиональной компетенции выпускника.

На сегодняшний день в педагогической науке понятие «компетентность» имеет разнообразные трактовки, основные из которых мы представили в таблице 2.

Таблица 2

Основные определения компетентности

По С.Я. Батышеву Компетентность - это способность к деятельности со «знанием дела», применяется к лицам определённого социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых задач и разрешаемых проблем

По А.С. Белкину Компетентность - это совокупность, прежде всего, знаниевых компонентов в структуре сознания человека, т.е. система информации о наиболее существенных сторонах жизни и деятельности человека, обеспечивающих его полноценное социальное бытие, о способах реализации своих компетенций

По А.Н. Дахину Компетентность (образовательная) - это способность учащегося к сложным видам деятельности, сложившееся личностное качество

По Э.Ф. Зееру Компетентность - это совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По И.А. Зимней Компетентность - это актуальные, деятельностные проявления компетенций. Компетентность -это четырехступенчатая модель развития специалиста: знать (онтологический уровень); уметь (поведенческо-деятельностный уровень); владеть (способностный уровень); быть (личностный уровень)

По В.В. Краевско- му Компетентность - это способность и готовность нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества

По Л.В. Львову Профессиональная компетентность - это интегративное качество специалиста, способность и готовность выпускника к профессиональной успешности, конкурентоспособности и социально-профессиональной мобильности состоящее из системы проявленных компетенций, включающих подсистемы адекватных знаний, навыков, профессиональных умений, освоенных обоб-

щённых способов профессиональных действий и профессионально важных качеств

По А.К. Марковой Компетентность: свойство личности; индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии; психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно; обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции; способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации

По Л.М. Митиной Компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности

По Г.К. Селевко Компетентность - это интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Компетентность - владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности

По В.А. Сластени- ну Компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социальнонравственную позицию личности

По А.В.Хуторскому Компетентность: владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности; уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере

По В.Д. Шадрикову Компетентность - владение определёнными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющими судить о чём-либо или решать что-либо

По Г.П. Щедро-вицкому Компетентность - интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определённых областях (компетенциях). Компетентность - это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях

Из данных позиций нам близка точка зрения Г.П. Щед-ровицкого, выделяющего в компетентности в готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях, что по существу предопределяет конкурентоспособность специалиста.

В тоже время, не отрицая ни одной из существующих точек зрения, в качестве базовой в контексте исследования конкурентоспособности, мы выбрали точку зрения (Л.В. Львов), где под профессиональной компетенцией мы понимаем диаг-ностичную систему знаний, навыков, умений и обобщенных способов профессиональных действий, необходимых для удовлетворительного выполнения стандартных требований и разрешения типовых проблемных ситуаций в профессиональной деятельности в соответствии с предоставленными полномочиями.

В свою очередь профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста (способность и готовность выполнять профессиональную деятельность), состоящее из системы проявленных компетенций, включающих подсистемы адекватных знаний, навыков, профессиональных умений, освоенных обобщённых способов профессиональных действий, а также профессионально-важных качеств [15].

Профессиональная компетентность обеспечивает профессиональную успешность, конкурентоспособность и социальнопрофессиональную мобильность. Данная трактовка обладает значительным эвристическим потенциалом и актуальна с позиции дальнейшего исследования.

Разделяя мнение Э.Ф. Зеера, Л.М. Митиной, мы включаем понятие «профессиональная компетентность» в профессионально обусловленную структуру личности [15, с. 17] (табл.3)

Таблица 3

Профессионально обусловленная структура личности

По Э.Ф. Зееру По Л.М. Митиной

Профессиональная направленность Профессиональная направленность

Профессиональная компетентность Профессиональная компетентность

Профессионально важные качества Эмоциональная, интеллектуальная и поведенческая гибкость

Профессионально значимые психофизиологические свойства

Положения компетентностно-контекстного подхода выводят нас на ряд весьма существенных позиций:

- во-первых, конкурентоспособность рассматривается как уровень развития профессиональной компетентности;

- во-вторых, конкурентоспособность имеет структуру аналогичную профессиональной компетентности, т.е. компетентность и конкурентоспособность соотносятся как часть и целое;

- в-третьих, раскрывает перечень компетенций, существенно влияющих на уровень сформированности конкурентоспособности.

Полипарадигмальный подход выстраивается с учётом особенностей современной парадигмы образования, в рамках которого конкурентоспособность выступает как парадигма, т.е. совокупность теоретических и методологических установок, на основании которых конкурентоспособность представляет собой некую модель. Конкурентоспособность выступает как результат практической подготовки специалиста, как уровень развития его компетентности. Анализ основных положений из выше указанных подходов позволил нам сформулировать основные структурные и содержательные компоненты конкурентоспособности.

В многочисленных работах ученых (Н.Н. Иванов, О.А. Макаров, Е.Р. Пермяков, К.В. Савельев, Н.М. Семёнов, А.Н. Силанов, А.С. Ушакова, Л.Н. Феофанова, Ж.А. Шуткина), исследовавших проблемы формирования конкурентоспособности специалистов высших учебных профессиональных заведений, данные подходы трактуются не только как основа профессионально-личностного развития специалиста, но и как основа модернизации современного практико-

ориентированного обучения.

Особую методологическую значимость и системообразующий характер в вопросах исследования конкурентоспособности представляет компетентностно-контекстный подход, который рассматривает её развитие в условиях практикоориентированной направленности и в данном смысле совпадает с полипарадигмальным подходом.

Таким образом, в дальнейшем исследовании мы конкурентоспособность рассматриваем как уровень сформирован-ности профессиональной компетентности выпускника, в том числе и менеджера.

Выполненные исследования позволили сделать вывод, что на методологическом уровне термин «конкурентоспособность» не является устоявшимся, многие определения носят слишком обобщённый или зауженный характер трактовки.

Анализ основных точек зрения на сущностные и содержательные характеристики конкурентоспособности выявил, что все они сводятся к следующему (рис.2) .

аспект исследования

сущность

содержание

Противоборство П роти востоя н ие Состязательность

Соперничество Борьба Соревнование Стремление к победе

Социально-

психологический,

Философский

Компетентностно-

контекстный

Интегративное качество Комплексное свойство Показатель Сформированность Умение Способность Владение

Л

У

Л

У

Л

У

Сравнительные по преимуществам позиции субъектов экономических отношений, продуктов их профессиональной деятельности, позволяющие противостоять конкурентам

Профессионализм

Компетентность

Мастерство

Квалификация

Рис. 2. Основные точки зрения на сущностные и содержательные характеристики конкурентоспособности

Отсюда назревает необходимость провести обобщённый анализ понятия «конкурентоспособность» как критерия профессиональной подготовленности будущего специалиста, уровня сформированности профессиональной компетентности конкурентоспособного специалиста.

Приведём энциклопедические точки зрения на понятие «конкурентоспособность».

Большая советская энциклопедия рассматривает конкурентоспособность как соответствие работников требованиям рынка, совокупность характеристик, определяющая сравнительные позиции конкретного работника или отдельных групп на рынке труда и позволяющая ему претендовать на знание определенных вакансий. Современный экономический словарь подразумевает под конкурентоспособностью свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с лучшим аналогичным объектом, представленным на данном рынке. Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет конкурентоспособность как способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам. Краткий словарь современных понятий и терминов рассматривает это понятие как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Словарь иностранных слов (Ф.Н. Петров) трактует феномен конкурентоспособности как состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических и физических лиц за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции в рамках, определённых государственной экономической политикой и законодательством. Современный словарь по психологии (В.В. Юрчук) предлагает рассматривать понятие «конкурентоспособность» как соперничество, борьба за достижение наивысших личных выгод, преимуществ. Биологическая энциклопедия видит в конкурентоспособности взаимоотношение

между одного и того же или разных видов, соревнующиеся за одни и те же ресурсы внешней среды при недостатке последних.

Таким образом, мы обнаружили, что понятие «конкурентоспособность» является достаточно новым для современной педагогики. В настоящее время в России в целом завершился этап общественного неприятия самого термина «конкурентоспособная личность» и наступила пора переосмысления и адекватной оценки действительной роли конкурентоспособного специалиста в различных сферах. Конкурентоспособность специалиста как значимая профессиональная характеристика все больше и больше привлекает внимание многих исследователей (Б.С. Алишев, Г.В. Альмухамедова, Н.А. Вагапова, Л.Б. Габдулина, С.П. Дырин, С. Д. Литвиненко). В отечественной педагогической науке рассмотрение феномена конкурентоспособности начато сравнительно недавно. Однако за короткий период времени появилось множество толкований этого понятия. Основные определения понятий «конкурентоспособность» и «конкурентоспособный специалист» сведены в таблицу 4.

Таблица 4

Понятия конкурентоспособность и конкурентоспособный специалист________________________________________________

Автор Конкурентоспособ- ность Конкурентоспособный специалист

В.И. Андре- ев Умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества и особые личностные качества Личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами

Н.В. Специалист, способ-

Бори- сова ный включать такие свойства как: ценность целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу; способность к риску, независимость принятия решений; способность быть лидером; способность к непрерывному саморазвитию; стремление к профессиональному росту; стремление к высокому качеству конечного продукта; стрессоустойчи-вость.

Н.Т. Буни- мович, С.Н. Табу- нов Профессиональное и личностное качество, которое даёт специалисту преимущество перед другими кандидатами при приеме на работу и осуществлении своей профессиональной деятельности Специалист, способный достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счёт владения методами решения большого класса профессиональных задач

Более совершенная, по сравнению с другими, система знаний, умений, навыков, профессионально значимых личностных качеств, позволяющая быстро адаптироваться к реальной действительности и более эффективно выполнять профессиональные функции

Ю.О. Вали- това Совокупность характеристик, определяющая сравнительные позиции конкретного специалиста на рынке труда и позволяющая ему претендовать на занятие определенных вакансий.

Е.В. Евпло- ва Способность к поиску своей профессиональной «ниши» и профессиональной социализации

М.С. Емель- янова Соответствие профессиональной подготовки выпускника требованиям, предъявляемым работодателям. Выпускник, владеющий творческой активностью, новейшими технологиями, способного обеспечить высокое качество быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически всё более сложной продукции, стремящегося к совершенствованию и расширению своих знаний, умений, способность постоянно учиться

Ф.С. Исма- гилова Степень профессиональной востребованности специалиста на

рынке труда и конкретной организации

Показатель качества вузовской подготовки и возможность реализации профессиональных и личностных качеств выпускника вуза в интересах современного производства (организации, учреждения)

О.В. Кир- жбаум Интегративная характеристика личности, обеспечивающая эффективность профессиональной деятельности в современных социальноэкономических условиях и представляющая собой предельный случай эволюционного развития в условиях рыночной экономики Личность, готовая к профессиональной деятельности и сохраняющая её структурные компоненты - мотивационную, эмоционально-волевую и познавательную.

О.М. Кири- люк Способность к конкуренции как к специфической форме межличностного взаимодействия в форме противоборства, противостояния оппонентам

Е. А. Мак- симова Совокупность личностных интегративных качеств, включающих профессиональные ориентации, систему знаний, умений, более лучшую профессиональную подготовленность к осуществлению управленческого труда, позволяющую выпускникам успешно конкурировать на рынке труда

Л. Ми- ляева Показатель качества рабочей силы, отражающий степень соответствия индивидуальных особенностей рабочей силы требованиям конкретной профессиональной деятельности. Личность, которая может выиграть профессиональное «состязание» за хорошее место, расположенное в определённом сегменте внутрифирменной модели занятости, за счёт наилучшего соответствия его совокупных качественных характеристик требованиям работодателя

БД. Пары- гин Комплексное свойство, имеющее свои ресурсы (психофизическое здоровье, возраст, внешность, способности, талант, уровень интеллекта, запас энергии) и нравственные аспекты (иерархия ценностей, система верований, наличие запретов и личных ограничений) Личность, которая ассоциируется с успехом, как в профессиональной, так и в личностной сферах

Н.Ф. Растор тор- гуева Степень соответствия профессиональных знаний, умений и навыков выпускников требованиям потребителей образовательных услуг

В.С. Суво- ров Совокупность показателей: компетентность и профессиональная мобильность; целеустремлённость и уверенность в своих силах; владение навыками самообразования и повышения квалификации; инициативность и самодисциплина; предприимчивость и деловитость; способность к самоанализу и способность принятия нестандартных решений; достоинство и личная ответственность; способность к риску и защите своих прав и свобод; эмоциональная устойчивость и коммуникабельность

Е.В, Тока- рева Комплексная способность, которая обеспечивает непрерывность конструктивных преобразований личности в изменяющихся условиях и условиях неоп-ределённости, даёт возможность личности быть социально и профессионально востребованной, успешной и имеющей в своей основе гуманистическую направленность Субъект профессиональной деятельности, реализующий знания, умения и навыки, ориентируясь на нетрадиционные подходы в решении проблем, развивающий свои способности как рефлектирующую систему

Способность максимального расширения границ собственных возможностей с целью реализации себя лично-стно, профессионально, социально, нравственно

Б.Д. Парыгин определяет конкурентоспособность как «комплексное свойство, имеющее свои ресурсы (психофизическое здоровье, возраст, внешность, способности, талант, уровень интеллекта, запас энергии) и нравственные аспекты (иерархия ценностей, система верований, наличие запретов и личных ограничений)». В качестве основных ее составляющих он выделяет: профессионализм, психологическую готовность к участию в конкуренции и социальные особенности (история страны, политический строй и др.).

Н.В. Борисова предлагает включить в это понятие такие показатели как ценность целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу; способность к риску, независимость принятия решений; способность быть лидером; способность к непрерывному саморазвитию; стремление к профессиональному росту; стремление к высокому качеству конечного продукта; стрессоустойчивость.

В.И. Андреев считает целесообразным в понятие «конкурентоспособность» включать умения определять, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои пре-

имущества и особые личностные качества, часть которых формируется в условиях творческого развития личности.

В.С. Суворов считает, что конкурентоспособность - это совокупность показателей, ведущими среди которых является «компетентность и профессиональная мобильность; целеустремлённость и уверенность в своих силах; владение навыками самообразования и повышения квалификации; инициативность и самодисциплина; предприимчивость и деловитость; способность к самоанализу и способность принятия нестандартных решений; достоинство и личная ответственность; способность к риску и защите своих прав и свобод; эмоциональная устойчивость и коммуникабельность».

Мы видим, что многие из указанных точек зрения носят в определенной степени полярный характер, поэтому имеют свои ограничения и не обеспечивают достаточно полноценное и всеобъемлющее решение задачи подготовки конкурентоспособного специалиста - выпускника профессионального учебного заведения [18; 19; 20; 21; 22]. Для данного понимания конкурентоспособности характерно признание необходимости формирования и развития комплекса личностных качеств, позволяющих целенаправленно реализовать как профессиональные задачи, так и свои жизненные цели [23].

Активному распространению понятия «конкурентоспособность» в педагогических исследованиях способствует исследовательская деятельность зарубежных специалистов [24; 25; 26; 27], которые создают концепции и технологии формирования конкурентоспособных менеджеров в процессе профессионального образования. Приведём некоторые трактовки «конкурентоспособности» как категории профессиональной подготовки в зарубежной педагогической теории в таблице 5.

Таблица 5

Понятие «конкурентоспособность» в зарубежной педагогической теории и практики____________________________________

Ав- тор Конкурентоспособ- ность Конкурентоспособный специалист

С. Боулс, Д. Гор- дон Механизм, обеспечивающий отбор и качественную дифференциацию будущей рабочей силы

Дж. Мак- свелл Обеспеченность такими педагогическими условиями, в которых уже в теоретическом освоении общенаучных дисциплин будут моделироваться конкурентные преимущества: ответственность, мотивация достижения (успеха), развитие лидерского потенциала Специалист, у которого на выходе из учебного заведения имеется чёткая постановка целей и задач, пути их достижения, креативное мышление, самоорганизация, сформированные способности рационального использования временем, стремление к саморазвитию

А. Мане- гетти Умение студента понимать и творить самого себя: воспитывать себя как лидера в соответствии с современными требованиями работодателей, развивать способность и умение побеждать (добиваться поставленных целей)

Р. Бензе Человек с ощущением личной успешности, которая позволяет выпускнику быть не только эффективной, целостной

личностью, но и востребованным специалистом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дж. Адаир Конкурентоспособность будущего менеджера закладывается в рамках формулы «конкурентоспособность = творческий и лидерский потенциал + успешность + мотивация достижения + готовность к применению знаний»

К. Каме- рон Готовность активно применять знания, умения и навыки в процессе постоянных организационных перемен и изменений, ориентируясь на личный опыт и синтезируя опыт более успешных компаний

Э. Тоф- флер Человек, готовый совершенствовать свои наследственные конкурентные преимущества (одаренность, талант, гениальность) и приобретённые конкурентные преимущества (организованность, отношение к труду и т.п.) в целях личностнопрофессионального развития.

Б. Трей- си Специалист, обладающий эмоциональнопсихологической устойчивостью, чётким осознанием своей успешности и с позитивным настроем на развитие собственных профессиональных преимуществ

Мы констатируем, что с позиции зарубежных специалистов, понятие «конкурентоспособность» имеет более узкие толкования, которые концентрируются на таких понятиях как механизм, умение, обеспеченность, готовность.

Более того, Дж. Максвелл указывает, что конкурентоспособность зависит не от личностных способностей и возможностей менеджера, а что особенно важно от педагогических условий и организации учебного процесса, в которых происходит моделирование конкурентных преимуществ будущего специалиста [24].

Мы, безусловно, разделяем все позиции авторов, в то же время считаем, что в качестве исходных позиций необходимо принять определения Е.А. Максимовой, В.С. Суворова, М.С. Емельяновой, Э. Тоффлера.

Несмотря на большое внимание научного психологопедагогического сообщества к вопросу толкования «конкурентоспособность» и «конкурентоспособный специалист», на наш взгляд, эти понятия до конца не определены. В связи с этим, основные критерии конкурентоспособности как качества специалиста по-прежнему исходят из родственного понятия «конкурентоспособность товара».

Мы видим, что стержневым понятием снова становится термин «конкуренция». Он относится почти ко всем сферам жизнедеятельности общества, но с каждым годом приобретает более сложный и жесткий характер определения [3; 4; 7; 8; 9; 13].

В контексте нашего исследования анализ приведенных отечественных и зарубежных точек зрения на конкурентоспособность менеджера позволил выделить следующие его существенные признаки:

- интегративное профессионально-личностное качество;

- совокупность когнитивного, деятельностного, личностного компонентов;

- способность и готовность соответствовать требованиям рынка труда и позволяющая ему претендовать на занятие определенных вакансий сфере управления.

Отсюда качестве рабочего определения понятия «конкурентоспособность менеджера» мы принимаем «интегративное профессионально-личностное качество в совокупности когнитивного, деятельностного, личностного компонентов, отражающих уровень развития профессиональной компетентности; соответствующий требованиям рынка труда и позволяющий претендовать на занятие вакансии и успешную деятельность в сфере управления».

В содержание понятия «конкурентоспособность менеджера» мы включаем компоненты, представленные на рисунке 3.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

КОГНИТИВНЫИ КОМПОНЕНТ ЗНАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

УМЕНИЯ

НАВЫКИ

ОБОБЩЕННЫЕ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛР1ЧНОСТНЫИ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Рис. 3. Структурные компоненты конкурентоспособности менеджера

Изученные в процессе исследования источники позволяют констатировать, что конкурентоспособный специалист - это выпускник, который способен предложить себя как товар на рынке труда, вступить в отношения (юридические, экономические и т.д.) с работодателем или самому выступить в роли предпринимателя. Эта экономически и педагогически ориентированная трактовка позволяет утверждать, что профессионализм и личностные качества такого работника должны способствовать выпуску конкурентоспособной продукции, процветанию фирмы, материальному и психологическому комфорту самого специалиста. Соответственно, конкурентоспособный специалист (менеджер) - это выпускник, способный и готовый реализовывать свои профессионально-личностные качества как уровень развития профессиональной компетентности и соответствовать требованиям рынка труда, претендуя на занятие вакансии и успешную деятельность в сфере управления.

Рассмотрение сущности конкурентоспособного специалиста позволяет констатировать, что в имеющихся источниках она представлена как системное качество.

Применение указанных методологических подходов, теории компетентностно-контекстного обучения о сущности и содержании конкурентоспособности менеджера, проекта компетенций менеджера РСПП (Положение о профессиональном стандарте) и наши собственные наработки позволило нам представить в таблице 6 содержательные уровни профессиональной компетентности в совокупности компонентов, обеспечивающих конкурентоспособность.

Таблица 6

Содержательные уровни профессиональной компетентности, обеспечивающие достижение конкурентоспособности менеджеров_____________________________________________________

Компоненты профессиональной компетентности Содержание компонентов, обеспечивающих конкурентоспособность менеджера

Когнитивный (знания) Знания (общетеоретические) в области гуманитарных, экономических и социальных наук. Знание новейших технологий управления. Знание методов решения большого

класса профессиональных (управленческих) задач. Знание основного инструментария маркетинга на уровне, необходимом для обеспечения эффективного функционирования и развития организации. Знание базовых принципов и критериев эффективного менеджмента в практической деятельности. Знание психологических особенностей поведения людей в организации. Знание технологий формирования эффективной личности

Деятельностный (умения, навыки, владение) Умение использовать основные методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач. Навыки критического переосмысления своего профессионального опыта. Умение логически рассуждать, анализировать, моделировать. Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Умение находить организационноуправленческие решения в нестандартных ситуациях. Навыки работы с компьютером. Навыки стратегического мышления. Умение анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы. Умение организовать командную работу, умение работать в команде. Умение выбирать конкретный стиль поведения из ряда возможных. Умение критически оценить свои достоинства и недостатки. Владение высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Умение формировать корпоративную

культуру, способствующую всестороннему развитию персонала компании и его успешной работе. Умение управлять изменениями и инновациями как необходимым условием выживания и развития организации в динамично изменяющейся среде. Умение формировать программу долгосрочного развития, ориентирующую организацию на достижение требуемого уровня конкурентоспособности.

Личностный (важные черты) Целеустремлённость, организованность, ответственность, честность, ценностные ориентации, уверенность в своих силах, инициативность, предприимчивость и деловитость, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчи-вость, стремление к лидерству, трудолюбие, творческое отношение к делу, мотивация к успеху, коммуникабельность

Таким образом, выполненный анализ психологопедагогических и специальных управленческих исследований последнего времени по проблеме конкурентоспособности позволил нам сделать следующие выводы:

1. Несмотря на значительный интерес, многоаспектность и междисциплинарный характер феномена конкурентоспособность отсутствует устоявшаяся точка зрения на его сущность, структуру и содержание, что сдерживает теорию и

практику подготовки будущих специалистов, способных и готовых на равных конкурировать в мировом образовательнопрофессиональном пространстве.

2. Исследование сущности, содержания конкурентоспособности менеджера целесообразно осуществлять с позиций компетентностно-контекстного, личностоно-деятельностного и полипарадигмального подходов.

3. Компонентами конкурентоспособности являются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты.

Существенными признаками понятия «конкурентоспособность» являются:

- интегративное профессионально-личностное качество;

- совокупность когнитивного, деятельностного, личностного компонентов;

- способность и готовность соответствовать требованиям рынка труда и позволяющая претендовать на занятие определенных вакансий сфере управления.

4. Конкурентоспособность - это «интегративное профессионально-личностное качество в совокупности когнитивного, деятельностного, личностного компонентов, отражающих уровень развития профессиональной компетентности; соответствующий требованиям рынка труда и позволяющий претендовать на занятие вакансии и успешную деятельность в сфере управления».

5. Конкурентоспособный специалист - это выпускник, способный и готовый реализовывать свои профессиональноличностные качества как уровень развития профессиональной компетентности и соответствовать требованиям рынка труда, претендуя на занятие вакансии и успешную деятельность в сфере управления.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года. - № 1756-р

2. Андреев, В.И. Конкурентология: Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

3. Борисова, Н.В. Проектирование учебного занятия в системе компетентностного образования // Среднее профессиональное образование, 2009. - №2.

4. Бунимович, Н.Т. Формирование конкурентоспособности в условиях образовательных реформ / Н.Т. Бунимович, С.Н. Табунов // Педагогика. - 2007. - № 6.

5. Валитова, Ю.О. Организационно-методические условия повышения конкурентоспособности выпускников педагогических университетов по направлению «Технологическое образование»: дисс. ... канд. пед. наук.

6. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦСПО, 1999.

7. Евплова, Е.В. Формирование конкурентоспособного специалиста // Среднее профессиональное образование, 2008. - №6.

8. Емельянова, М.С. Как подготовить конкурентоспособного выпускника // Среднее профессиональное образование, 2008. - №6.

9. Исмагилова, Ф.С. Управление конкурентоспособностью в инновационной среде // Среднее профессиональное образование, 2009. - №3.

10. Киржбаум, О.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект: дисс. ... канд. экон. наук.

11. Кирилюк О.М. Формирование конкурентоспособного выпускника вуза // Ректор вуза, 2008. - № 1.

12. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.М. Митина, Ю.К. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.; под ред. Митиной. Л.И. - М.: Академия, 2005.

13. Миляева, Л. Конкурентоспособность выпускников в системе современного социально-экономического пространства // Управление качеством, 2008. - № 4.

14. Максимова, Е.А. Формирование конкурентоспособности будущих менеджеров в условиях учреждения среднего профессионального образования: дисс. . канд. пед. наук, 2006.

15. Львов, Л.В. Профессиональное образование: компетентностно-контекстный подход: учебное пособие. - Челябинск, ЧГАУ, 2007.

16. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 2003.

17. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1990. Расторгуева Н.Ф. Качество образования - залог конкурентоспособности выпускника // Высшее образование в России. - 2009. - №1.

18. Суворов, В.С. Влияние социокультурной среды на качество подготовки специалистов // Управление качеством. - 2009. - № 2.

19. Токарева, Е.В. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. - 2008. - №2.

20. Фахутдинов, Р.А. Основы управленческих решений. - М.: Инфра-М, 2008.

21. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

22. Закон РФ «Об образовании»]. - 3-е изд. - М.: ИНФРА, 2001.

23. Максвелл, Дж. Воспитай современного лидера. - М: Инфра-М, 2008.

24. Манегетти, А., Новые условия воспитания успешных личностей // Бизнес-ключ. - 2008. - № 5.

25. Бензе, Р. Психология новой личности // Бизнес-ключ. - 2008. - № 2.

26. Адаир, Дж, Умение управлять собой и достигать профессионального успеха. - М.: Финанс, 2008.

Статья поступила в редакцию 16.01.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.