Научная статья на тему 'Деятельность конкурентоспособного специалиста'

Деятельность конкурентоспособного специалиста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА / ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / COMPETITIVE SPECIALIST / PROFESSIONAL ACTIVITY OF A COMPETITIVE SPECIALIST / ACTIVITY GOALS / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рахуба Лилия Федоровна

В статье приведен теоретический анализ содержания некоторых условий и особенностей деятельности конкурентоспособного специалиста (ДКС) как основы для дальнейшей разработки идей вузовской подготовки конкурентоспособного специалиста. Сформулировано определение ДКС, уточнена общая связь ДКС с внешней средой (заказчиком), установлено содержание цели-результата и цели-уровня достижений ДКС, а также принципиальная особенность целей ДКС динамичность и особенность результата ДКС относительный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE SPECIALIST PROFESSIONAL ACTIVITY

The article makes an attempt to analyze the content, some conditions and features of professional activity of competitive specialist (PACS) as a basis for further investigation of ways to train competitive specialists at higher schools. PACS is defined and its relation with environment (customer) is specified; the content of the goal-result and PACS achievement goal-level is identified. Dynamism is shown to be the fundamental feature of PACS goals and the relative character features PACS results.

Текст научной работы на тему «Деятельность конкурентоспособного специалиста»

В четвертую группу мы определили предпринимателей, которые продемонстрировали низкие показатели личностной инновационности и креативности, высокие показатели личностной и ситуативной тревожности, с оптимальным или низким проявлением потребности в новых ощущениях и готовности к риску. Эту группу мы обозначили как группу не готовых к инновационной деятельности, и в нее вошло 7 предпринимателей. Эти испытуемые не являются готовыми к инновационной деятельности и в силу своих индивидуальных особенностей не могут ее реализовывать ни при каких условиях.

В пятую группу мы определили предпринимателей, которые продемонстрировали высокие показатели личностной инновационности и креативности, низкие показатели личностной и ситуативной тревожности, высокую потребность в новых ощущениях и готовности к риску. Эту группу мы обозначили как группу не готовых к инновационной деятельности, и в нее вошло 3 испытуемых. Неготовность к инновационной деятельности этой группы предпринимателей определяется нами как невозможность реально подходить к ситуациям профессиональной деятельности, склонность переоценивать свои возможности.

На следующем этапе исследования мы изучили особенности мотивационной сферы предпринимателей с учетом уровня готовности их к инновационной деятельности. Исследуемую выборку изучали с позиции выраженности мотивации предпринимателей к ориентации на успех и избегание неудач, выявление особенностей установок мотивационно-потребностной сферы и преобладающих инструментальных и терминальных ценностей.

Предприниматели по уровню готовности к инновационной деятельности имеют отличия в социально-психологических установках в мотивационно-ценностной сфере.

1,2 и 5 группы предпринимателей являются высокомотивированными. Практически все мотивации выражены достаточно сильно и являются близкими по значению. Самые низкие результаты по выраженности

мотивации представлены в 4 группе испытуемых. У данной группы предпринимателей проявляется дисгармоничность мотивационной сферы: наблюдаются низкие показатели ориентации на процесс и альтруизм, высокие показатели ориентации на эгоизм и деньги.

Исследование инструментальных и терминальных ценностей предпринимателей показало, что представители 1 и 2 группы - предприниматели с высокой и оптимальной степенью готовности к инновационной деятельности характеризуются наличием терминальных ценностей (активная деятельная жизнь, материальная обеспеченная жизнь, общественное признание, творчество) и инструментальных ценностей (независимость, образованность, ответственность, широта взглядов).

Представители 3 группы - предприниматели с недостаточной степенью готовности к инновационной деятельности, для них характерны терминальные ценности - здоровье, любовь, общественное признание, счастливая семейная жизнь и инструментальные ценности - воспитанность, жизнерадостность, образованность, ответственность.

Для предпринимателей, не имеющих психологической готовности к инновационной деятельности, характерны терминальные ценности - счастливая семейная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, материальная обеспеченная жизнь и инструментальные ценности - воспитанность, образованность, терпимость, чуткость.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что предприниматели малого бизнеса характеризуются различным уровнем психологической готовности к инновационной деятельности. Особенности сформиро-ванности психологической готовности предпринимателей к инновационной деятельности определяются наличием определенных качеств личности, в том числе креативностью, готовностью к оправданному риску, потребностью к новым ощущениям и тревожностью личности.

Библиографический список

1. Вчерашний Р., Сухарев О. Инновации - инструмент эко- 2007.

номического развития // Инвестиции в России. 2000. №1. С. 3. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, моде-22-32. ли, процессы. Научная монография. М., 2010.

2. Дружинин В.Н. Психология предпринимательства. М.,

УДК 378

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА Л.Ф.Рахуба1

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, 644080, г. Омск, проспект Мира, 5.

В статье приведен теоретический анализ содержания некоторых условий и особенностей деятельности конкурентоспособного специалиста (ДКС) как основы для дальнейшей разработки идей вузовской подготовки конкурентоспособного специалиста. Сформулировано определение ДКС, уточнена общая связь ДКС с внешней средой (заказчиком), установлено содержание цели-результата и цели-уровня достижений ДКС, а также принципи-

1Рахуба Лилия Федоровна, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89136092122, e-mail: lira_omsib@mail.ru Rakhuba Liliya, Associate Professor of the Foreign Languages Department, tel.: 89136092122, e-mail: lira_omsib@mail.ru

альная особенность целей ДКС - динамичность и особенность результата ДКС - относительный характер. Ил. 1. Библиогр. 31 назв.

Ключевые слова: конкурентоспособный специалист; деятельность конкурентоспособного специалиста; цели деятельности; профессиональная подготовка.

COMPETITIVE SPECIALIST PROFESSIONAL ACTIVITY L.F. Rakhuba

Siberian State Automobile and Road Academy, 5 Mir Av., Omsk, 644080.

The article makes an attempt to analyze the content, some conditions and features of professional activity of competitive specialist (PACS) as a basis for further investigation of ways to train competitive specialists at higher schools. PACS is defined and its relation with environment (customer) is specified; the content of the goal-result and PACS achievement goal-level is identified. Dynamism is shown to be the fundamental feature of PACS goals and the relative character features PACS results. Ifigure. 31 sources.

Key words: competitive specialist; professional activity of a competitive specialist; activity goals; professional training.

В настоящее время одной из важнейших задач в области профессионального образования признается подготовка конкурентоспособного специалиста (КС). Понятие конкурентоспособности стало сегодня одним из самых популярных в обществе и науке. Оно широко используется современными педагогами, исследователями процессов среднего и высшего образования. Однако сегодня сложилась ситуация, когда в нормативных образовательных документах декларируется необходимость подготовки КС, конкурентоспособной личности, но не содержится никаких пояснений относительно того, что следует понимать под конкурентоспособностью. В результате в педагогике наблюдается отсутствие однозначного понимания явления конкурентоспособности и связанного с ним понятия КС. В данной статье предпринята попытка теоретического анализа и уточнения содержания понятия КС как явления новой педагогической действительности, которое выступает в качестве одной из актуальных целей профессиональной подготовки и, следовательно, нуждается в конкретизации.

Проблему подготовки КС, формирования конкурентоспособной личности можно рассматривать как одну из наиболее актуальных проблем современного образования. Практически во всех исследованиях последних лет, так или иначе, употребляется, а также является предметом специального изучения понятие конкурентоспособности применительно к разным объектам: речь ведется о конкурентоспособности товара, производства, экономики, науки и культуры; исследователи говорят о конкурентоспособных знаниях, о конкурентоспособном труде, о конкурентоспособном обучении, о конкурентоспособности системы образования, вузов.

Большое внимание ученых уделяется изучению конкурентоспособности человека. В этой связи исследуются конкурентоспособность специалиста, конкурентоспособность личности, конкурентоспособность студентов и даже конкурентоспособность школьников.

В данном исследовании нас интересует конкурентоспособность специалиста как результат профессиональной вузовской подготовки. Несмотря на тот факт, что понятие конкурентоспособности специалиста признается в современной науке новым и соответственно

в недостаточной степени изученным, в настоящее время имеется ряд исследований по этой проблеме. Так, попытки раскрыть сущность понятия КС предприняты в работах Б.С. Алишева, С.П. Дырина, Г.И. Ибрагимова, О.А. Филатова, Д.В. Чернилевского и др. Вопросы разработки обобщенной модели личности и деятельности КС находят научное обоснование в работах В.С. Безруковой, Н.В. Борисова, Ф.Е. Довжко, В.М. Жураковского, Е.И. Исаева, Н.В. Кузьминой, Л.В. Субботиной и др.

В работах В.И. Андреева, Ю.В. Андреевой, Е.А. Климова, Э.М. Короткова, Н.А. Кононец, А.К. Марковой, В.Ш. Масленниковой, Л.М. Митиной, Г.В. Муха-метзяновой, Б.Д. Парыгина и др. раскрывается сущность конкурентоспособности специалиста как готовности к участию в конкуренции, базирующейся на профессионально-личностных, индивидуально-

личностных и духовно-нравственных ресурсах. КС рассматривается не только как продукт производства учебного заведения, но и как личность, обладающая определенными качествами; принимается во внимание не только высокий уровень результатов его деятельности, но и способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.

В исследовании проблемы конкурентоспособности современного специалиста одной из актуальных задач, по нашему мнению, является дифференцирование категории КС среди других «смежных» педагогических понятий (например, компетентный специалист, профессионал, мастер и др.). Анализ литературы показал, что в современных педагогических исследованиях четко выражено одно из направлений поиска ориентиров построения профессиональной подготовки КС - описание структуры модели КС [2, 3, 4, 8, 9, 10, 13, 15, 17, 18, 20, 21, 25, 28 и др.]. Внимание ученых направлено на изучение конкурентоспособности как свойства личности специалиста и, соответственно, на выявление свойств, характеристик, качеств личности такого специалиста, компонентов структуры личности КС.

Направление описания структуры личности КС как направление поиска путей понимания соответствующего явления представляется достаточно перспективным, однако нами была предпринята попытка иссле-

дования особенностей профессиональной деятельности КС, что является принципиально отличным подходом к интерпретации и дифференцированию понятия КС и последующему изучению особенностей профессиональной подготовки КС. Для реализации указанной задачи был проведен анализ содержания понятия КС, представленного в современных психолого-педагогических исследованиях, на основе чего предложена уточненная структура профессиональной деятельности КС.

Интерес для нашего исследования представляет интерпретация конкурентоспособности специалиста как интегративной характеристики, обеспечивающей ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги. При этом конкурентоспособность специалиста определяется не только качеством личности специалиста, но и качеством его профессиональной деятельности [24]. Таким образом, нами была предпринята попытка понять, в чем состоит «качество деятельности», которое определяет конкурентоспособность специалиста.

С этой целью был проведен анализ содержания понятия КС, представленного в современных психолого-педагогических и экономических исследованиях. Задачами анализа явились: 1) систематизация характеристик, которые разные исследователи относят к понятию «КС»; 2) сравнение полученных данных с характеристиками, относимыми исследователями к качествам современного специалиста вообще, т.е. без указания на его конкурентоспособность; 3) выделение тех характеристик, которые позволяют дифференцировать понятие КС.

В результате проведенного анализа было установлено, что конкурентоспособность специалиста предполагает: а) его востребованность (С.А. Хазова), привлекательность качеств работника для работодателя (М.Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова), соответствие качеств работника условиям и требованиям работодателя, профессиональной действительности (Е.А. Галузо, С.А.Хазова и др.); б) успешность специалиста, которую можно соотнести с понятиями эффективности, продуктивности (Е.А. Александрова, Н.А. Батурин, М.А. Галанина, Н.Ю. Гришина, Е.В. Ерофеева, Н.Б. Крылова, Е.А. Никитина, Ю.М. Орлов, И.П. Подласый, В.А. Ширяева и др.); в) определенный статус специалиста (С.А. Хазова), должность, устойчивость положения работника на предприятии (Е.А. Галузо). Таким образом, было установлено, что КС является востребованным, успешным специалистом в определенной профессиональной среде, который осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями работодателя и (в широком смысле) в соответствии с требованиями профессиональной действительности.

Анализ полученных данных, а также исследование трактовок явления конкурентоспособности, представленных в экономической литературе (Р.А. Фатхутди-нов, Ю.Б. Рубин, Ph. Kotler и др.), позволили сделать вывод о том, что выделенные характеристики КС и его

деятельности являются результатом осознанной, целенаправленной деятельности, которой мы дали рабочее название деятельности КС (ДКС). Таким образом, с точки зрения деятельности было предложено рассматривать конкурентоспособность специалиста не в качестве интегративной характеристики, включающей в себя другие педагогические понятия, характеризующие качество современного специалиста, например, компетентность (С.А. Хазова, В.И. Шаповалов и др.), а в качестве достаточно узкого понятия, отличного от других категорий, которое возможно использовать в качестве дополнительной характеристики специалиста.

Категория «деятельность» является одной из фундаментальных категорий педагогики. Исследованию деятельности посвящены труды многих ученых-психологов, ученых-педагогов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, К.А. Абульханова-Славская, Д.Н. Узнадзе, В.С. Леднев, С.Я. Батышев и др.). Психологическое содержание труда наиболее полно раскрыто в работах Е.А. Климова. Виды деятельности и их взаимосвязь с развитием личности будущих специалистов рассмотрены в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, Г.П. Щедровского и др.

К настоящему времени в науке разработаны разные концепции деятельности, подходы к исследованию деятельности и её субъекта. Интерес для данного исследования представляют приведенные далее идеи. Во-первых, деятельность рассматривается как «специфическая форма общественно-исторического бытия людей, состоящая в целенаправленном преобразовании ими природной и социальной действительности» (В.В. Давыдов). Деятельность в самом общем виде представляет собой единство цели, мотивов, действий (операций), результата (А.Н. Леонтьев). Во-вторых, профессиональная деятельность - это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности (Э.Ф. Зеер).

На основе анализа исследовательской литературы, а также с учетом выделенных характеристик КС было сформулировано авторское определение ДКС как социально значимой деятельности по решению бесчисленного множества профессиональных задач разного уровня сложности, которая осуществляется в конкурентной среде при взаимодействии (прямом или опосредованном) специалиста и заказчика. Под «заказчиком» понимаются «потребители» внешних результатов деятельности, то есть субъект/субъекты, для которых эти результаты предназначены. С целью дифференцирования понятия КС из категории «заказчик» исключаются субъекты, которые традиционно выступают в соответствующей роли, поскольку их учет дает возможность говорить просто об эффективности деятельности. Востребованность и статус специалиста как результат целенаправленной деятельности (ДКС) при этом остаются за рамками деятельности и являются скорее ее логическим следствием, возможность наступления которого в реальной действитель-

ности далеко не всегда очевидна. Например, изучение профессиональной деятельности, должностных функций, профессиональных задач современного инженера показало, что в качестве заказчиков в ДКС инженерного профиля выступает работодатель как один из «потребителей» результатов ДКС. Другие «потребители» результатов этой деятельности (заказчики, т.е. лица и организации, которые непосредственно используют для своих нужд результаты деятельности инженера, а также другие субъекты профессиональной деятельности: коллеги-инженеры, рабочие и др.) были исключены, поскольку они традиционно выступают в роли «потребителей» результатов деятельности инженера и, следовательно, не могут служить тем звеном, которое позволяет дифференцировать ДКС.

Целесообразность предложенной трактовки профессиональной деятельности КС подтверждается ее учетом особенностей современной социально-экономической среды: переходом от стратегического планирования к стратегическому управлению, опирающемуся на человеческий потенциал как основу организации, ориентирующему производственную деятельность на запросы потребителей [7, с. 56]. Предложенная трактовка ДКС объясняет закономерность выделения исследователями [2, 11 и др.] таких существенных характеристик современного Кс, как адаптивность и гибкость, которые предполагают разнообразие и адекватность во внешних формах активности [11]. По нашему мнению, это разнообразие и адекватность проявляются по отношению к конкретной ситуации профессиональной деятельности, в которую не могут не быть включены потребители ее результатов (в связи с общей ориентацией современной производственной деятельности на запросы потребителей). Поскольку эти запросы в действительности отличаются многообразием, специфичностью, динамичностью [30], то необходимость обладания современным КС указанными характеристиками представляется очевидной.

Следует отметить, что под терминами «КС» и «ДКС» в настоящем исследовании понимается конкурентоспособный специалист в любой профессиональной сфере и профессиональная деятельность такого

специалиста.

Логика исследования потребовала проведения детального анализа структуры профессиональной деятельности специалиста. В ходе анализа обследовались компоненты деятельности человека, освоившего профессию (т.е. человека, способного к осуществлению и творческому преобразованию профессиональной деятельности). Искомыми объектами исследования явились те особенности компонентов деятельности, которые обеспечивают ту или иную степень конкурентоспособности ее субъекта. Таким образом, априори предполагалось, что: а) не каждый субъект профессиональной деятельности (т.е. человек, освоивший эту деятельность) может быть конкурентоспособным в реальных условиях; б) субъекты профессиональной деятельности обладают разной степенью конкурентоспособности. Такой подход позволил дифференцировать понятие КС (как субъекта ДКС) среди других педагогических категорий.

Анализ структуры деятельности [1, 12, 26, 27 и др.] показал, что характеристики КС, являющегося субъектом профессиональной деятельности, соотносятся: а) с компонентами внутри деятельности - целью, результатом; б) с внешним по отношению к деятельности условием - социальным заказом. На основе общей, упрощенной структуры деятельности, представленной в ее взаимодействии с внешней средой [12], а также с учетом выделенных характеристик КС была разработана схема «Общая структура ДКС и ее связь с заказчиком» (рисунок).

По нашему мнению, при рассмотрении ДКС целесообразно использование понятия «заказчик» вместо понятия «социальный заказ». Это связано с изменением в настоящее время самого понятия «социальный заказ»: в современных рыночных условиях социальный заказ предполагает не только некие общие и универсальные требования, но и очень конкретные, разнообразные, индивидуальные, динамичные потребности (потребности заказчика), удовлетворение которых ожидается от специалиста. По нашему мнению, «социальный заказ» - это слишком общее и безличное понятие, оторванное от самого заказчика, его индивидуальности и не учитывающее его субъектность.

Внешняя (конкурентная) среда

Заказчик ВП

Внешняя (конкурентная) среда

Общая структура ДКС и ее связь с заказчиком

Заказчик ВП

Потребности заказчика, т.е. внешние по отношению к ДКС потребности (ВП), обусловливают разнообразие профессиональных задач, решаемых КС. Именно ВП оказывают прямое влияние на ДКС: задают цель и направляют деятельность. Через ВП в итоге определяется конкурентоспособность специалиста. Отсюда, удовлетворение ВП (УВП) можно рассматривать в качестве цели и результата ДКС.

Таким образом, взаимодействие КС и заказчика в процессе профессиональной деятельности КС происходит на уровне внешних потребностей: заказчик воздействует (прямо или опосредованно) на ДКС, «транслируя» информацию о своих индивидуальных потребностях (ВП), КС «принимает» эту информацию и стремится к удовлетворению ВП. Затем результат ДКС (в виде «продукта», информации о «продукте») представляется заказчику, происходит внешнее оценивание УВП, через которое, в свою очередь, определяется степень конкурентоспособности специалиста.

В рамках настоящего исследования потребовалось уточнение содержания компонентов внутри структуры деятельности КС. Анализ содержания компонентов психологической системы деятельности [26] показал, что принципиальные отличия ДКС связаны с такими компонентами деятельности, как «цель» и «результат». По нашему мнению, содержание других компонентов и функциональных блоков ДКС (мотивы, программа деятельности, информационная основа деятельности, принятие решения, подсистема профессионально важных качеств) зависит от особенностей компонентов «цель» и «результат».

Рассмотрим содержание компонента «цель» в системе ДКС: цель-результат и цель-уровень достижений. Целью-результатом ДКС является УВП. Для этого необходимо выявление ВП, которая представляется перед специалистом в форме профессиональной задачи. Для анализа ДКС мы разделили понятия «ВП» и «задача»: ВП чаще всего имплицитно представлены в профессиональных задачах. Задача - это своеобразная общественная форма обращенности к индивиду, адресованности к нему, требовательности. Задача «создает для субъекта измеримое и обозримое пространство деятельности и вместе с тем сохраняет для него достаточно неопределенности, чтобы ему было где двигаться, действовать и решать» [1, с. 195]. Задача - это форма выражения ВП. ВП также выражаются в форме цели, ситуации, проблемы, требований, норм. ВП связана с ситуацией нехватки чего-либо (проблема) и с состоянием «носителя» этой проблемы (недостатка, нужды) [29]. УВП - не просто решение проблемы, а улучшение этого состояния, состояния «носителя» проблемы - заказчика.

Для КС представляется необходимым на этапе целеполагания уметь выявить ВП на основе анализа профессиональной задачи. Таким образом, при прочих равных условиях, т.е. умении грамотно, качественно решать профессиональные задачи, для КС, в отличие от других компетентных специалистов, характерно умение правильно интерпретировать профессиональную задачу, ситуацию и установить именно ту потребность (заказчика), удовлетворение которой и

ожидается от специалиста.

Эта идея согласуется с имеющимися в теории данными о требованиях к качеству подготовки современных специалистов, среди которых выделяется соответствие уровня компетентности специалиста скрытым требованиям, требованиям конкретного работодателя, которые могут варьироваться в зависимости от региона, конкретного направления, группы потребителей и т.п. [6, 19, 24 и др.]

Цель-уровень достижений в ДКС - это степень УВП. КС планирует степень УВП на основе знания о своих возможностях и в зависимости от своих мотивов и потребностей. В ходе анализа данного компонента ДКС была рассмотрена его связь с одним из ключевых понятий исследования - «конкуренция», которое предполагает соревнование между специалистами [3, 5, 8, 9, 14, 18, 22 и др.].

По нашему мнению, субъект ДКС способен планировать степень УВП в сравнении с возможными или реальными результатами деятельности других специалистов, что аналогично цели по достижению некоторой планки в спортивном соревновании [16, 31 и др.]. Такое планирование результата деятельности, основанное на адекватной оценке себя и представлении об уровне возможных достижений других субъектов деятельности, может способствовать снижению напряженности, вызванной, к примеру, «эффектом погони», преодолению психологических барьеров в условиях соревнования, и в итоге положительно отразиться на результате деятельности [31]. Это становится возможным благодаря тому, что усилия субъекта деятельности направляются не на процесс погони, а на достижение «своей планки», на свои действия. Кроме того, планирование степени УВП в сравнении с другими специалистами можно рассматривать как способ конкретизации цели деятельности, что также может способствовать повышению ее эффективности.

Существенным моментом целеполагания в ДКС представляется осознание субъектом деятельности (КС) возможности получения вариативных, в том числе и незапланированных, результатов. Поскольку ВП являются частью внешней среды, для которой характерно такое свойство, как динамичность, изменчивость, то в ВП также могут происходить изменения. Поэтому КС должен не просто уметь определять ВП, но и оперативно выявлять изменения в ВП, что отражается на цели ДКС. Из этого следует, что цели ДКС должно быть присуще такое свойство, как динамичность: цель-результат и цель-уровень достижений ДКС (УВП и степень УВП) должны отличаться способностью оперативно изменяться в процессе ДКС. Это свойство может обеспечить гибкое управление субъектом своими возможностями внутри системы ДКС.

Подводя итог, следует отметить, что связь целевого компонента деятельности с конкурентоспособностью специалиста заключается в адекватном установлении субъектом деятельности ВП, которое определяется соответствием реальным ВП, планировании субъектом деятельности УВП и степени УВП на основе адекватного представления о своих профессиональных возможностях, а также планировании степени

УВП относительно (возможностей или результатов) других специалистов.

Особенности результата ДКС связаны, на наш взгляд, с его содержанием (т.е. достигнутой степенью УВП), а также с его относительным характером. Поскольку цель-уровень достижений в ДКС задается относительно результатов других специалистов, то специфика компонента «результат ДКС» связана, на наш взгляд, с его отражением субъектом деятельности и внешним оцениванием на основе сравнения с результатами деятельности других специалистов.

Отражение результата ДКС включает оценку УВП на основе сравнения собственных результатов деятельности с результатами деятельности других специалистов. На наш взгляд, отличие отражения результата в ДКС от описанного в исследовательской литературе «эффекта погони» [26] заключается в том, что сравнение в ДКС является инструментом оценки эф-

фективности деятельности, т.е. используется субъектом деятельности осознанно и целенаправленно. Сравнение результатов, характерное для любой деятельности людей, работающих в группе [23, 26], представляется менее осознанным процессом, т.е. происходит более или менее стихийно, не имеет конкретной самостоятельной цели, но влияет на цель деятельности.

Таким образом, в ходе данного исследования было уточнено понятие КС как специалиста, способного к осуществлению ДКС, сформулировано определение ДКС, уточнена общая связь ДКС с внешней средой (заказчиком), установлено содержание цели-результата и цели-уровня достижений ДКС (УВП и степень УВП, соответственно), а также установлена принципиальная особенность целей ДКС - динамичность. Кроме того, в качестве особенности результата ДКС отмечается его относительный характер.

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

2. Айтуганова Ж.И. Формирование конкурентоспособного специалиста средствами иностранного языка в ССУЗ нефтехимического профиля: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2003. 186 с.

3. Андреева Ю.В. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов: дис. ... докт. пед. наук. М., 2007. 407 с.

4. Ахметшин Р.Я. Педагогические условия формирования конкурентоспособной личности студентов средних специальных учебных заведений: дис. . канд. пед. наук. Уфа, 2001. 156 с.

5. Большая Советская Энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: Советская Энциклопедия. 1973. Т.13. 608 с.

6. Галузо Е.А. Развитие конкурентоспособности персонала строительных организаций: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. 24 с.

7. Горностаева И.Н. Формирование профессионально-важных качеств личности будущих менеджеров: дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002. 201 с.

8. Дарманская И.В. Формирование конкурентоспособности учащихся профессионального училища средствами дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2003. 147 с.

9. Ильковская И.М. Формирование конкурентоспособности выпускника современной школы: дис. . канд. пед. наук. Саратов, 2003. 195 с.

10. Кононец Н.А. Организационно-педагогические основы формирования конкурентоспособного специалиста в условиях интегративного учебного заведения «Профессиональный лицей - Региональный учебный центр»: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 327 с.

11. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 400 с.

12. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Изд-во «Эгвес», 2005. 176 с.

13. Оганесов В. А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 27 с.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд. М.:

ский список

Рус. яз., 1986. 797 с.

15. Полькина О.И. Становление конкурентоспособного специалиста в военном вузе: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 1999. 171 с.

16. Пулам Б., Хейненкрет Ф.Т. Стрельба из винтовки. Руководство для стрелков и тренеров [Электронный ресурс]. 1^1.: http://www.shooting-ua.eom/books/book_20.1.htm (дата обращения: 18.05.12)

17. Ростовская Е.Г. Дифференцированное обучение как условие подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования: дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 229 с.

18. Сидорова Н.Н. Формирование конкурентоспособности старшеклассника в гимназии: дис. . канд. пед. наук. Сургут, 2002. 213 с.

19. Сотникова С.И., Маслов Е.В., Глазырин С.Ю. Управление конкурентоспособностью персонала. Новосибирск: Изд-во НГУЭУ, 2006. 245 с.

20. Строилова А.С. Формирование конкурентоспособности воспитанника в учреждении дополнительного образования детей: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2006. 189 с.

21. Тенилов Е.А. Педагогическая модель формирования конкурентоспособного специалиста в условиях предприятия сервисного типа: дис. . канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2005. 153 е.

22. Туктаров Ф.Р. Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе. Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2006. 192 с.

23. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / пер. с нем. М.: Изд-во «Генезис», 2003. 400 с.

24. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: Монография. Майкоп, 2011. 384 с.

25. Христолюбова Н.Л. Педагогические условия творческого саморазвития конкурентоспособности учащихся в воспитательной системе школы: дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2007. 196 с.

26. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности: М.: «Наука», 1982. 185 с.

27. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.

28. Шаповалов В.И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования: дис. ... докт. пед. наук. Сочи, 2008. 410 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. М.: АПО, 1999. Т.2. 440 с.

30. Kotier Ph. Marketing Insights from A to Z: 80 Concepts Every Manager Needs To Know. - John Wiley & Sons, Inc., 2003.

226 p.

31. Rushall B.S. Mental skills training for sports. Spring Valley, Ca. Sports Science Associates, 2003. 320 p.

УДК 821.00

СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ, АКТУАЛИЗИРУЮЩИЕ КАТЕГОРИЮ FACT В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

л

Р.Ф.Рохвадзе1

Иркутский государственный лингвистический университет, 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.

Выявляются и описываются синтаксические структуры, актуализирующие категорию FACT в современном английском языке. Рассматривается перспектива определения понятийного содержания категории FACT и её терминологического обозначения. Автор рассматривает соотношение пропозиции и факта, анализирует сходные аспекты и существенные различия, вносит определённость в употребление данных терминов в науке. Материал настоящей статьи дает репрезентацию категории факт в таких науках, как философия, логика и лингвистика. Библиогр. 32 назв.

Ключевые слова: факт; категория; языковые средства; предложение.

SYNTACTIC STRUCTURES REPRESENTING THE CATEGORY OF FACT IN MODERN ENGLISH R.F. Rokhvadze

Irkutsk State Linguistic University, 8 Lenin St., Irkutsk, 664025.

The current article reveals and describes the syntactic structures, which state the category of FACT in Modern English. It deals with the prospects to determine the semantic content of the category of FACT and its terminological system. The author depicts the relation between the proposition and the fact, analyzes similar aspects and essential differences, and specifies the scientific use of these terms. The material of the article brings light to the issue of the category of FACT in philosophy, logics and linguistics. 32 sources.

Key words: fact; category; language means; sentence.

Проблема, которую мы рассматриваем в нашей работе, связана с репрезентацией категории факт в современном английском языке. Мы предпринимаем попытку выявить и проанализировать продуктивные модели предложений актуализации факта. Целью данной статьи является выявление основных структур репрезентации данной категории и корпуса национально-маркированных понятий, входящих в неё.

Анализ фактологического материала позволяет говорить о том, что факт является исключительно логической категорией, которая существует в сознании человека и в языке (предложение). Как отмечает Н.Д. Арутюнова, «чудо предложения как раз в том и состоит, что в нём достигнут некоторый синтез категорий мышления и элементов объективной реальности, установлена связь между миром и человеком» [1, с. 119]. Ярким примером этой связи является выражение категории FACT в языке. Помимо определенных лексических средств актуализации функционально-семантиченской категории FACT в современном английском языке выделяются синтаксические конструкции с фактуальной семантикой. К таким сентенциям, как показывает наше исследование, относятся следу-

ющие модели: the fact that, I know for a fact that, fact about, fact of, it is a fact that, something ... is a fact, the fact that ... does something, somebody did something ... is a fact, apart from the fact that, fact is that, in spite of the fact that, for the fact that, the fact of the matter is that, the fact remains that, the fact that, be acquainted with the fact that, despite the fact that, because of the fact that, considering the fact that.

Проблема отношения абстрактных слов к их денотатам всегда интересовала лингвистов. В когнитивно-дискурсивной парадигме она зависит от человека и неразрывно связана с ним. Есть тенденция называть референциальными все виды отношений языковых выражений с действительностью [8, с. 28]. Отношение имени к реалии отражено в семантическом треугольнике:

(событие, явление, свойство, предмет)

1Рохвадзе Роза Фридониевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для специальных целей факультета социальных наук, тел.: 89500600777, e-mail: rokhvadze@diplomats.com

Rokhvadze Roza, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for special purposes of the Faculty of Social Sciences, tel.: 89500600777, e-mail: rokhvadze@diplomats.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.